ПВС-ВПО. 2015. № 9
Устав военной полиции и возможности его применения к военнослужащим других войск, воинских формирований и органов1
Ю.Н. Туганов, Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, доцент
Функционирующий более чем в сорока странах мира2 институт военной полиции является сильным средством обеспечения законности и правопорядка в вооруженных силах Австралии, Австрии, Азербайджана, Армении, Бельгии, Болгарии, Бразилии, Великобритании, Грузии, Дании, Египта, Индии, Ирландии, Израиля, Италии, Казахстана, Камбоджи, Канады, Китая, Республики Корея, Латвии, Литвы, Малайзии, Нидерландов, Новой Зеландии, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Сербии, Сингапура, Словакии, США, Тайваня, Таиланда, Турции, Украины, Филиппин, Финляндии, Франции, Германии, Хорватии, Швеции, Швейцарии, Шри-Ланки, Эстонии и Японии3.
В литературе, посвященной военной полиции приводятся следующие мнения об эффективности военно-полицейской службы в укреплении воинской дисциплины и борьбе с правонарушениями военнослужащих: Невозможно иметь хорошую армию без наличия в ней полицейских сил» (Наполеон Бонапарт), «Битва за Нормандию и последующие сражения не могли бы быть выиграны без работы и сотрудничества службы профосов на линиях коммуникаций» (фельдмаршал Б. Монтгомери, 1945), «Фельдъегеря выполнили свою психологическую задачу. Их действия быстро создали им репутацию… об их помощи и поддержке часто вспоминали впоследствии» (генерал авиации Шпейдель, 1948)4.
Следует отметить, что в России аналог военной полиции – структура гевальдигеров5 был предусмотрен еще Уставом ратных, пушечных и других дел (1621 г.) На них, как пишет, Н. Карпов6 возлагались охрана мест расположения войск, полевых штабов, надзор за соблюдением военнослужащими законов. В последующем военная полиция существовала в соответствии с законом «Об армейской жандармерии» (1876 г.) и положением «О состоящих при войсках жандармских эскадронах» (1887 г.)7.
О необходимости создания военной полиции высказывались различные мнения военными юристами и ранее на страницах военно-юридических изданий8.
25 марта 2015 г. Президент Российской Федерации подписал Указ № 161 (далее – Указ №161)9 «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации». Этим Указом определяются основные направления деятельности, функции, полномочия и организация службы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – военная полиция), применение военной полицией некоторых мер государственного принуждения, права и обязанности должностных лиц военной полиции, а также случаи и порядок применения военнослужащими военной полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия10.
Таким образом, Устав военной полиции (далее – Устав), по сути, является олицетворением преемственности в отечественной традиции правового развития, став продолжением тех изменений, которые были положены, со дня создания указанного органа военного управления (2013 г.), Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее – Закон №7-ФЗ)11. Данный Устав частично отменил изменения, которые были введены Указом Президента Российской Федерации от 20 июля 2011 г. №1039 ««О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. №1495 и в уставы, утвержденные этим Указом»12.
Следует отметить, что на «советском» этапе развития права и государства, в основном все те обязанности, которые возложены в настоящее время на военную полицию, выполняла комендантская служба. Указанная служба на протяжении всей истории российской армии и в мирное13, и в военное время14, была встроена в общую систему гарнизонной службы, а военный комендант находился в подчинении начальника гарнизона.
Теперь же в Министерстве обороны Российской Федерации для выполнения задач по поддержанию воинской дисциплины в гарнизоне создан центральный орган военного управления – военная полиция, как закономерный итог эволюции системы управления войсками в условиях военной реформы и перехода Вооруженных Сил на контрактный принцип комплектования.
Часть 4 ст. 25.1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»15 и ст. 6 Устава определяет, что «… военная полиция входит в состав Вооруженных Сил Российской Федерации», а ч. 3 ст. 25.1 указанного Закона и ст. 8 Устава возлагает руководство военной полицией непосредственно на Министра обороны Российской Федерации.
Как указано в ст. 3 Устава, его действие «…распространяется на военнослужащих… в связи с исполнением ими служебных обязанностей…».
В то же время, действие Устава не распространяется на военнослужащих других войск, воинских формирований и органов, …, за исключением случаев, когда это прямо предусмотрено Уставом (перечислены в ст. ст. 24-26). Что представляется не вполне обоснованным, поскольку ранее, например гарнизонные военные патрули имели право проверять всех военнослужащих, находящихся вне расположения воинской части (ст. ст. 75, 79, 82 УГиКС ВС Российской Федерации16). Кроме того, Устав, перечисляя функции военной полиции, делает оговорку о правах ее должностных лиц и в отношении военнослужащих (не отнесенных к Министерству обороны Российской Федерации) при исполнении уголовных наказаний в виде содержания в дисциплинарной воинской части и ареста, дисциплинарного взыскания в виде дисциплинарного ареста и т.п. (напр., п.п. 14-16 ст. 20 Устава).
Каким же образом военная полиция взаимодействует с военнослужащими других войск, воинских формирований и органов, в процессе исполнения обязанностей, возложенных на данный орган военного управления?
Статьей 11 Устава установлено, что военная полиция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, …. и гражданами Российской Федерации в порядке, определяемом Министром обороны Российской Федерации, указанными органами и настоящим Уставом.
Статья 12 обязывает военнослужащих оказывать содействие военной полиции при выполнении возложенных на нее функций.
Одним из основных направлений деятельности военной полиции, согласно п. 5 ст. 19 является «…исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, дисциплинарного ареста, содержание под стражей подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых и задержанных военнослужащих, в том числе военнослужащих других войск и воинских формирований».
Пунктом 9 указанной статьи, определено, что на военную полицию возложено «…обеспечение безопасности дорожного движения в Вооруженных Силах, координация деятельности других войск и воинских формирований по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения».
При определении функций военной полиции Устав, согласно ст. 20, предоставляет ей возможность: по исполнению в отношении военнослужащих, в том числе военнослужащих других войск, воинских формирований и органов, уголовных наказаний в виде содержания в дисциплинарной воинской части и ареста, дисциплинарного взыскания в виде дисциплинарного ареста (п. 14); содержанию на гауптвахте военнослужащих, в том числе военнослужащих других войск и воинских формирований, задержанных по подозрению в совершении преступлений, административных правонарушений или грубых дисциплинарных проступков (п. 15); охраны и конвоирования в установленных настоящим Уставом случаях военнослужащих, в том числе военнослужащих других войск и воинских формирований, задержанных по подозрению в совершении преступлений, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений… (п. 16); участию совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в разработке предложений и контроль за их реализацией в установленной сфере деятельности (п. 24); координации деятельности других войск и воинских формирований по вопросам обеспечения БДД (п. 27); …контроля за соблюдением ПДД и правил эксплуатации водителями транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований на дорогах общего пользования и территориях, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации (п. 28) и проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации и учета транспортных средств Вооруженных Сил и транспортных средств федеральных органов исполнительной власти …по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные транспортные средства (п. 35) и др.
Устав наделяет военную полицию и определенными полномочиями. Так ст. 21 предоставляет военной полиции право: проводить освидетельствование лиц, управляющих транспортными средствами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, на состояние опьянения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 7); останавливать транспортные средства Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований на дорогах общего пользования и территориях в целях предотвращения, пресечения и при выявлении административных правонарушений в области дорожного движения, проверять у водителей документы на право их использования и управления ими, а также на транспортное средство и перевозимый груз, изымать эти документы и задерживать транспортные средства Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 19); осуществлять в установленном порядке административное задержание и личный досмотр водителей транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, совершивших административное правонарушение, осмотр транспортных средств и грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях (п. 20); отстранять в соответствии с законодательством Российской Федерации от управления транспортными средствами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований военнослужащих и лиц гражданского персонала, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а также совершивших административные правонарушения (п. 21); осуществлять в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации задержание транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований с перемещением и помещением их на специализированную стоянку до устранения причин задержания и возврата владельцам (п. 24); и др.
В статье 24 Устав определяет полномочия военной полиции в отношении военнослужащих других войск и воинских формирований, которыми она наделяется в целях поддержания правопорядка, воинской дисциплины и пресечения преступлений, совершаемых военнослужащими других войск и воинских формирований, находящимися за территориями воинских частей (организаций, учреждений), в которых они проходят военную службу (данными полномочиями также наделены и дежурный по отделу военной полиции - п.п. 1, 2, 3, 4 и 6 ст. 57 Устава). К таковым, согласно Уставу относятся следующие полномочия:
1) требовать от военнослужащих других войск и воинских формирований прекращения совершения преступных действий и принимать меры, предусмотренные федеральными законами, Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по пресечению совершаемых ими преступлений;
2) проверять у военнослужащих других войск и воинских формирований, если они застигнуты на месте совершения преступления или если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральными законами, Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, документы, удостоверяющие личность;
3) задерживать и доставлять в установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации порядке в служебное помещение военной полиции военнослужащих других войск и воинских формирований в связи с совершением ими преступления;
4) осуществлять личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащих других войск и воинских формирований, указанных в пункте 3 настоящей статьи, в целях обнаружения документов, орудий совершения или предметов преступления либо предметов, сохранивших на себе следы преступления, а также при наличии данных о том, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, изымать указанные документы, орудия, предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; обеспечивать охрану места преступления и сохранность этих документов, орудий, предметов, средств и веществ;
5) направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации военнослужащих других войск и воинских формирований для определения наличия у них в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим в связи с совершением преступления для объективного установления обстоятельств преступления;
6) получать от военнослужащих других войск и воинских формирований, указанных в пункте 3 статьи 24, необходимые объяснения.
При этом, согласно ст. 25 Устава, на начальника органа военной полиции возлагается обязанность о незамедлительном уведомлении военного прокурора, руководителя военного следственного органа о задержании военнослужащих других войск и воинских формирований и принятия мер, предусмотренных федеральными законами, Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Для поддержания правопорядка, воинской дисциплины и пресечения преступлений, совершаемых военнослужащими, проходящими военную службу по призыву в органах федеральной службы безопасности и органах государственной охраны, находящимися за территориями воинских частей (организаций, учреждений), в которых они проходят военную службу, статья 26 Устава наделяет военную полицию полномочиями в соответствии со ст. ст. 24 и 25 Устава.
Согласно п. 13 ст. 56 Устава на дежурного по отделу военной полиции возложена обязанность по взаимодействию с дежурным по воинской части
других войск, воинских формирований и органов, с органами безопасности в войсках: при поступлении в отдел военной полиции сообщений о правонарушениях, совершенных военнослужащими; при организации передачи военнослужащих, задержанных органами внутренних дел Российской Федерации, в отдел военной полиции; при организации передачи военнослужащих, доставленных патрулем, в отдел военной полиции; при конвоировании военнослужащих, а также по иным вопросам служебной деятельности отдела военной полиции.
Начальник патруля, в соответствии со ст. 77 Устава, для поддержания правопорядка, воинской дисциплины и пресечения преступлений, совершаемых военнослужащими других войск и воинских формирований, находящимися за территориями воинских частей (организаций, учреждений), в которых они проходят военную службу, также наделяется полномочиями:
1) требовать от данных военнослужащих прекращения совершения преступных действий и принимать меры, предусмотренные федеральными законами, Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по пресечению совершаемых ими преступлений;
2) проверять документы, удостоверяющие личность, у указанных военнослужащих, если они были застигнуты на месте совершения преступления или если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральными законами, Уставом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
3) доставлять в отдел военной полиции данных военнослужащих в связи с совершением ими преступления;
4) принимать меры по обеспечению сохранности следов преступления и иных доказательств совершения преступления.
Согласно ст. 78 Устава начальник патруля для поддержания правопорядка, воинской дисциплины и пресечения преступлений, совершаемых военнослужащими, проходящими военную службу по призыву в органах федеральной службы безопасности и органах государственной охраны, находящимися за территориями воинских частей (организаций, учреждений), в которых они проходят военную службу, наделяется полномочиями в соответствии со статьей 77 Устава. Во время несения службы патрульный также руководствуется требованиями ст. ст. 76 - 79 Устава.
Кроме того, в соответствии со ст. 118 Устава, в области обеспечения безопасности дорожного движения определенными полномочиями, наделена и Военная автоинспекция, которая осуществляет контроль за соблюдением должностными лицами и водителями транспортных средств Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения БДД. Но указанные полномочия требуют дополнительного изучения.
В тоже время, при применении Устава военной полиции необходимо учитывать и положения Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации17. Однако об их соотношении в вопросах применения к военнослужащим других войск, воинских формирований, органов и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, а также граждан, призванных на военные сборы автором будет написано в следующих публикациях.
Таким образом, Устав военной полиции сформулировал четкие функции и полномочия военной полиции в отношении военнослужащих других войск, воинских формирований и органов. В тоже время, по нашему мнению, представляется необходимым, при применении Устава к военнослужащим других войск, воинских формирований и органов, рассматривать указанный нормативный правовой акт в совокупности с иными нормативными актами как ведомств, где проходят военную службу указанные военнослужащие (например, ФСБ России), так и регулирующими деятельность всех воинских формирований Российской Федерации.
|