Скачать 4.96 Mb.
|
Киевская Духовная Академия КОНСПЕКТ по Истории Римо-Католической Церкви для 3-го курса Составили: прот. Сергий Явиц, прот. Андрей Клюшев ОГЛАВЛЕНИЕ Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2 1. Возникновение римской христианской общины. Епископ Рима. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 2. Первые конфликты Востока и Запада. . . . . . . . . . . . . . . . 4 3. Римская церковь в IV веке. Сардикийский и Никейский соборы. . . . . . 4 4. Римская церковь и поместные церкви Запада. . . . . . . . . . . . . 5 5. Западная церковь и Вселенские соборы в IV-V веках . . . . . . . . . 6 6. Схизма при патр. Акакии . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 7. Имперская церковь против папской в эпоху имп. Юстиниана (527-565 гг. ). . . 8 8. Спор о титуле “Вселенский патриарх” . . . . . . . . . . . . . . 9 9. Римская Церковь и монофелитский спор. . . . . . . . . . . . 9 10. Папство в эпоху Карла Великого. . . . . . . . . . . . . . . . . 10 11. Конфликт Рима и Константинополя при папах Николае I и Адриане II. . . . . . 12 12. Упадок папства с к. IX - н. XI вв. . . . . . . . . . . . . . . . 14 13. Движение за реформу в Западной Церкви в Х- XI в. . . . . . . . 15 14. Формальное разделение церквей в 1054 году. . . . . . . . . . . 16 15. Борьба за инвеституру пап в XI-н. XII вв. Папа Григорий VII (1073-1085). . . . . . . . . . . . 17 16. Западная церковь в XII-XIII вв. . . . . . . . . . . . . . 19 17. Краткий обзор схоластики. . . . . . . . . . . . . . . . . 21 18. Лионский собор 1274 г. . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 18. Авиньонский период. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 19. Великий западный раскол 1378-1414 гг. . . . . . . . . . . 25 20. Констанцский собор 1414-1418 гг. . . . . . . . . . . . . . 26 21. Базельский собор (1431-1443). . . . . . . . . . . . . . . . 27 22. Ферраро-Флорентийский собор . . . . . . . . . . . . . . . . . 28 23. Католическая Церковь в эпоху гуманизма, Ренессанса, Реформации и контр-реформации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28 24. Католичество в эпоху Просвещения. Иезуиты в Парагвае . . . . .31 25. Католическая Церковь к. XVIII-п. п. XIXвв. . . . . . . . . . . . 34 26. Эпоха папы Пия IX. I Ватиканский собор. . . . . . . . . . . 35 27. Католичество в п. п. XX века. . . . . . . . . . . . . . . . . . 37 28. Папы Иоанн XXIII , Павел VI и II Ватиканский собор. . . . . . . 39 29. Папы Иоанн Павел I и Иоанн Павел II. . . . . . . . . . . . . . 42 30. Обзор основных отступлений РКЦ в области догматики, сакраментологии, обрядов и церковных установлений. . . . . . . 44 31. Проблема Filioque. . . . . . . . . . . . . . . . . 45 32. Учение о Чистилище. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 33. Католическая мариология. . . . . . . . . . . . . . . . 50 34. Римский папа . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51 35. Коллегия кардиналов . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54 36. Центральные учреждения РКЦСинод епископов, курия Рима, суды, секретариаты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55 37. Епископат РКЦ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59 38. Епархиальные органы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60 39. Пресвитерство и низший клир РКЦ . . . . . . . . . . . . . . . 62 40. Состояние совершенства. Монашеские и полумонашеские учреждения РКЦ. 63 41. Миряне в РКЦ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64 42 . Отдельные аспекты современной жизни РКЦ. Харизматическое движение . . . . 64 43. Католическое богослужение и календарь . . . . . . . . . . . 68 Использованная литература. . . . . . . . . . . . . . . 69 Введение Академический курс истории Католической Церкви является как бы продолжением семинарского сравнительного богословия. Семинария даёт ответ на вопрос “как ?” обстоят дела в католической догматике и в чём её отличие от догматики православной. Вскользь упоминаются события послужившие причиной тех или иных догматических разногласий. История же РКЦ отдаёт приоритет событиям, их анализу и как вывод представляет канонические, догматические и другие отклонения Запада. Другими словами академический курс истории РКЦ пытается ответить на вопрос “почему?” Католическая Церковь стала такой , какой мы её видим сегодня. Итак, объектом исследования является Римо-Католическая Церковь в период с I-XX века. Метод исследования - историко-догматический. Цель исследования-проследить генезис РКЦ и сделать выводы, дабы не повторить её многочисленные отклонения в различных областях. Тот, кто пренебрегает уроками истории-не имеет будущего. Св. Григорий Богослов: “Мы домогаемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас”. Св. Филарет Московский: “Души западных христиан предаю суду Божию , наипаче же милосердию Его”. Св. Феофан Затворник: “Я не знаю спасутся ли католики…но если я стану католиком-я погибну”. 1. Возникновение римской христианской общины. Епископ Рима. Существуют три основных мнения о происхождении христианской общины Рима. 1. Эта версия гласит. что ап. Пётр является основателем общины и её первым епископом. 2. Другая версия считает, что ученики ап. Павла могли стать основателями общины . Это вытекает из того, что Павел “старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании”(Рим. 15. 20). Он писал римлянам в 58 году, хотя сам ещё не был в Риме 3. Последняя версия небезосновательно предполагает, что Римская церковь возникла после дня 50-цы (Деян. 2. 14), когда иудеи слышавшие тогда проповедь апостолов перенесли благую весть в Рим. Во всяком случае в 50 г. там уже были христиане ( Деян. 18. 2; ср. Светоний, “Жизнь XII цезарей”, Клавдий , 25) . В 64 году в городе было уже “огромное множество верующих”(Тацит, Анналы, XV, 44) . Вначале общину составляли иудеи диаспоры но вскоре к ним присоединились и христиане из язычников. Что касается приведённых версий, то можно принять последние две, а что касается первой, то её можно оспаривать. Ап. Пётр не мог быть епископом именно Римской церкви, поскольку в н. 60-х гг. епископальная церковь ещё не сложилась и более того-в Рим он прибыл к концу жизни ок. 63 г. а казнён был в 64 или 67 гг. , когда христиан здесь уже было много. О епископах Рима первых III веков мало, что известно. Мы знаем их имена и то, что 2 из них окончили жизнь в ссылке, а остальные 30 стали мучениками за Христа. Это известно из Книги первосвященников (“Liber pontificalis”). Ап. Пётр стоит в ней на 1-м месте. После него до папы Сильвестра I (314-335) насчитывается 32 епископа. Первым епископом, который вмешался в дела другой церкви был св. Климент. Коринфские христиане попросили его примирить враждующие партии и уврачевать возникший там раскол. Для этого он пишет в Коринф ряд посланий. Писал чужой общине и еп. Сотир (166-174) обращаясь с увещаниями. Первый же раскол в самом Риме возник при выборах епископа на которых обнаружилось два претендента. Выиграл Пий (140-154\155) и выступил против другого еретичествующего кандидата. Был раскол и при еп. Корнилий(251-253) и анти-папе Новациане по поводу принятия отпадших. Последний отличался своим ригоризмом в этом вопросе но Римская церковь избрала средний путь и Новациан был низложен. Первое длительное пустование Римской кафедры пришлось на правление имп. Деция. Жертвой его гонений стал еп. Фабиан (236-250) и 14 месяцев общиной управляли пресвитеры и диаконы. Гонения на христиан начались при имп. Нероне, когда он в поисках литературного вдохновения поджёг Рим, а вину возложил на христиан. Гонения носили локальный характер. Время от времени они вспыхивали с новой силой в разных частях Империи, но не были продолжительными и тотальными. Отступники от веры вернувшиеся назад в общину и раскаявшиеся получали свидетельства об этом- libelli pacis. Несмотря на гонения церковь росла и крепла. К концу III в. На 30 тыс. верующих приходилось 46 пресвитеров, 7 диаконов, 7 суб-диаконов, 42 алтарных служки, 52 экзорциста и один привратник. Римская церковь стала “Matrix et radix ecclessiae catholica” (св. Киприан Карфагенский, 48 посл. ) 2. Первые конфликты Востока и Запада. Они возникли из-за даты празднования Пасхи и перекрещивания еретиков. Малоазийские церкви отмечали Пасху в один день с иудеями -14 нисана. Христиане Запада, Греции и Египта делали это в 1-е воскресение после 14 нисана. Папа Виктор(189-199) узнав о малоазийсской практике пригрозил тамошним христианам отлучением(ср. Евс. Ц. И. V, 22). Собор в Ефесе в ответ на это поручил еп. Поликрату дать достойный ответ. Он написал Виктору послание, своего рода апологию. Но папа был неподкупен и возникла ситуация схизмы, которая была устранена лишь на Никейском соборе. Ранее уже возникал подобный спор между св. Поликарпом Смирнским и папой Аникитой(155-166). К согласию они не пришли , но не было и схизмы. Относительно перекрещивания тоже были жаркие споры. В Сев. Африке и Малой Азии приходящих от еретиков крестили заново не признавая их прежнего крещения т. к. они “не имеют того же Бога и Христа”(Тертуллиан, о крещении 15;Киприан, посл. 73, 3). В Риме и др. церквях крещение не повторялось если оно было совершено во имя Троицы и поэтому достаточно руковозложения епископа и Евхаристии. Когда малоазийские и африканские христиане закрепили свою практику на соборах, в к. 254 года папа Стефан (254-257) пригрозил разрывом отношений. Он назвал св. Киприана Карфагенского “лжехристианином, лжеапостолом и рабом лукавого”. В защиту выступили Фирмиллиан Кесарийский и Дионисий Александрийский. Первый писал: “сколь великий грех ты взял на себя, когда отлучил себя от стольких церквей ибо себя ты сам отлучил от церковного единства…” Карфагенские соборы 255-256 гг. снова утвердили свою практику и Стефан прервал церковные сношения. Как мы видим, несмотря на авторитет Рима, другие поместные церкви не шли на уступки, хотя должны были сделать это согласно учению католиков о безапелляционном подчинении преемнику Петра в древности. 3. Римская церковь в IV веке. Сардикийский и Никейский соборы. 30 апр. 311 г. Галерий-имп. восточной половины империи отменил всякие гонения на христиан, что было подтверждено и Миланским эдиктом 313 года. Христианам безвозмездно передавались языческие храмы . Появилась возможность созвать вселенский собор. Он состоялся в 325 г. в Никее близ Константинополя. Представителями папы Сильвестра на соборе были пресвитеры Виктор и Викентий. Собор принял несколько важных решений. Кроме Символа веры решали вопросы о праздновании Пасхи, устранении мелетианского раскола в Александрии. Знаменитый 6-й канон касался вопросов юрисдикции: “Да хранятся древние обычаи, принятые в Египте, Ливии и Пентаполе, дабы Александрийский епископ имел власть над всеми сими. Понеже и Римскому епископу сие обычно. Подобно и в Антиохии и других областях да сохраняются преимущества церквей”. Западный историк Руфин толкует: “чтобы древний обычай сохранялся в Александрии и Риме и чтобы епископ Рима имел попечение о пригородных церквях (suburbicariae ecclessiae). Под категорию пригородных подходят 7 ближайших Риму епархий: Веллетри, Порто, Албано, Сабина, Фраскати, Палестрина, Остия. Сардикийский собор 343 года состоялся по поводу апелляции св. Афанасия Александрийского к епископам Запада в вопросе единосущия 2-й ипостаси Троицы Богу Отцу. Восток был охвачен пламенем арианства и Афанасию ничего не оставалось делать как бежать в Рим. 3, 4, 5, правила собора дают отныне папе власть вне его юрисдикции. Согласно им, епископ низложенный областным собором может апеллировать к папе, который может решать, давать или нет ход апелляции. Если апелляция признана законной папа назначает церковный суд из епископов соседней области. Пока дело низложенного епископа разбирается - его кафедра свободна. В к. IV века правила Сардикийского собора в западных канонических сборниках включаются под единой нумерацией в правила Никейского вселенского собора. Кто именно это сделал - неизвестно, но это отныне давало право папе претендовать на исключительные полномочия во Вселенской Церкви. С этого момента папы начинают слать своих легатов и викариев во все “горячие точки” и патримонии (крупные земельные пожертвования “в пользу ап. Петра”). Легаты -доверенные посланники с известной степенью папских полномочий. Папы сами в соборах не участвовали, а приучали епископов к присутствию легатов. Викарии - представители папы как наместника. Титул присваивался не лицу, а кафедре тем самым подчиняя её Риму. Власть викария была выше власти митрополита и поэтому многие епископы соблазнившись на это принимали титул. Папа Иннокентий (402-417) пишет Виктрицию еп. Руанскому-своему викарию: “Если откроются важные дела, то по епископском рассуждении о таковых следует доводить до сведения ап. престола как постановил о том собор и обычай (beato consvetudo). По словам проф. В. В. Болотова “пока римские епископы развивали свою власть на Западе, они стояли на почве канонической. Но они захотели быть папами на Востоке и в этом стремлении сошли с исторической канонической почвы на догматическую”. 4. Римская церковь и поместные церкви Запада. На Западе веками существовали независимые от Рима поместные христианские церкви. Медиоланская церковь:весьма раннего происхождения и прославлена епископством св. Амвросия. В IVв. Медиолан (Милан) был столицей империи, а в 381 г. Тут состоялся собор и все его постановления всупили в силу без к. л. утверждения в Риме, что говорит нам о независимости этой церкви. В споре “о 3-х главах” в VI в. М. Ц. формально отделилась от Рима и вхождение её под римскую юрисдикцию произошло лишь при папе Григории Двоеслове в VII в. всвязи с просьбой о помощи при нашествии лонгобардов. Аквилейская Ц. :Её по преданию основал ап. Марк в Аквилее (теперь Венеции) в I в. Во главе церкви стоял митрополит и ему подчинялось 14 епископов. Одно время митрополит носил титул патриарха и сейчас католический архиепископ города так именуется. Присоединение к Риму произошло по той же причине, что и у Милана в 698 г. Равеннская Ц. Её расцвет приходится на IV-V вв. , а история подчинения Риму схожа с предидущими церквями. Фессалоникийская Ц. изначально ориентировалась на Рим. В IV в. архиепископы Ф. получают от папы титул викария и подчёркивают свою лояльность к Риму. При возвышении Константинополя Ф. Ц. постепенно теряет свою независимость и при имп. Льве Исаврянине насильно присоединяется к Конс-у патриархату в 732 г. Иберийская или Испанская Ц. Быстро входит в ареал римского влияния т. к. Рим был духовной и материальной поддержкой против вест-готов. В 385 г. И. Ц. оказалась под римской юрисдикцией. Галльская или Французская Ц. Изначально стремилась к независимости. Между 346-444 гг. известно 8 случаев низложения епископов соборами, но ни один не аппелировал к папе. Влияние Рима здесь проявилось во 2 п. V в. при папе Льве Великом, назначившего в г. Арль своего викария. Подчинение Риму приходится на VII в. В Африке хр-во имело свои порядки независимые от Рима. Епископы имелись почти в каждом городе, а председательствовал еп. Карфагена. В н. V в. снова происходят конфликты с Римом. В 418 г. Пресвитер Апиарий был низложен еп. Урбаном за аморальное поведение. По 5 пр. Никейского собора он мог апеллировать к вселенскому собору, но он обратился к папе Зосиме (417-418), который и принял его под покровительство по сардикийским канонам. Зосима отправил в Африку 3-х легатов с целью низложить Урбана и доставить в Рим, а Апиария оправдать. Собор в Карфагене начался с того, что легаты зачитали сардикийские правила уже присоединённые к правилам Никейского собора, но отцы не нашли ничего подобного в своих кодексах. Возникло недоумение. В Конс-ль, Антиохию и Александрию отправились гонцы для сличения правил Никейского собора. Пока они ездили папа Зосима умер и его преемник Бонифаций (418-422) подтвердил полномочия легатов. Послы с Востока тем временем вернулись и привезли правила без всяких дополнений. Урбан остался на месте, покаявшегося Апиария послали на другой приход, а легаты уехали ни с чем. Вскоре Апиарий снова низлагается за распутство и снова апеллирует в Рим. Следующий папа - Целестин (422-432) снова шлёт 1 легата, которому в Карфагене доказали преступления Апиария и он отказался от его защиты. Легат привёз папе послание из Африки где ему советуют не принимать часто апелляции и что “ интересы справедливости достаточно подтверждаются тем, что осуждённый может апеллировать к поместному или вселенскому собору и что Афр. Ц. сама в праве решать свои внутренние дела”. Выражается надежда, что больше не будут приезжать легаты для исполнения римских приговоров, а клирик прибегнувший к заморскому суду не может отныне быть восстановлен в своём достоинстве. В 429 г. В Африку хлынули вандалы и стёрли цивилизацию с лица земли. Христиане подчинились Риму при папе Льве Великом. 5. Западная церковь и Вселенские соборы в IV-V веках Император Феодосий в 381 году созвал собор в Константинополе для решения ряда вопросов, но ни папа Дамас (366-384), ни епископы Запада на соборе на были. Было осуждено арианство и дополнен Символ веры учением о Св. Духе. 3-й канон собора гласил, что епископ Конс-ля (подчинявшийся епископу г. Гераклея) отныне по чести занимает место непосредственно после еп. Рима т. к. он “Новый Рим”, т. е. столица и был по преданию местом проповеди ап. Андрея. -т. е апостольского происхождения. Канон не был направлен против Рима, а служил возвышению Конс-ля над вост . патриархатами, . главным образом над Александрийским. Папа Дамас не признал 3-й канон и на Римском соборе 382 г. было определено, что во главе Церкви стоят епископы тех городов, где ранее действовал ап. Пётр или его ученики (ап. Марк в Александрии). |
Василий Зеньковский Апологетика Апологетика Прот. В. Зеньковский Париж 1957 г Борьба веры и неверия. Отрыв от Церкви. Рационализм. Значение веры для человека. Вера соединима со знанием, с культурой. Основные... |
Список литературы Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 1998 Аквилонов Е. прот., проф. Новозаветное учение о Церкви. Опыт догматико-экзегетического исследования. Спб., 1898 |
||
Ф. А. Брокгауз И. А. Ефрон Энциклопедический словарь (С) Е. Голубинский, «Краткий очерк истории православных церквей болгарской, сербской и румынской или молдо-валашской» (М., 1871); прот.... |
Руководство по истории Русской Церкви Руководство по истории Русской... Христианство в пределах России до начала Русского государства. Крещение великой княгини Ольги. Обстоятельства крещения святого Владимира.... |
||
Тихоновский Богословский Институт введение в литургическое предание... Не случайно в последние десятилетия крупные богословы сделали литургическое богословие темой своей церковной деятельности. Возникло... |
Руководство по эксплуатации на 10 прот Все предлагаемые изолирующие противогазы (далее противогазы) должны быть новыми, все комплектующие текущего года выпуска и изготовленными... |
||
Так назвал свой краткий очерк об истории дорожного дела в Родинском... Андрей Серафимович, умело сочетая исторические факты, зафиксированные в архивных документах, с воспоминаниями старожил,сумел раскрыть... |
Утверждено Решением Закупочной комиссии Прот окол №553/ 2016 от «15» июня 2016 г Выполнение шефмонтажных, пусконаладочных, регулировочно-сдаточных работ на швартовных, заводских ходовых, государственных испытаниях... |
||
Отношение между церковью и государством Источники церковной истории. Издания источников Требования от историка объективности и аконфессионализма. Отношение церковной истории... |
19 мая 2014 г г. Москва Мировой судья судебного участка №379 Пресненского... Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее Коап рф), в отношении Религиозной организации – Приход Непорочного Зачатия... |
||
«Задания для проведения промежуточной аттестации по истории в 5 классе» Цель использования разработки: проверка и контроль знаний обучающихся по завершению изучения курса истории Древнего мира |
TE. cap. 00111-004 © European Aviation Safety Agency. 1/3 Proprietary... Аэробус а-321 столкнулись с блокировкой двух контактных датчиков угла атаки (аоа) при наборе высоты, приводящей к активации Альфа-защиты... |
||
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к егэ по истории» Письменные формы проверки знаний по истории еще совсем недавно не часто встречались в практике части учителей. Тестовые материалы... |
А. В. Карташев. Очерки по истории Высшее Церковное управление и отношения Церкви к государству. Св. Синод после Петра Великого |
||
А. В. Карташев. Очерки по истории Развитие ее отношений к греческой церкви, с одной стороны, и к русской государственной власти, с другой (в в. ХIII — XVI) |
150 лет со дня принятия названия Церкви Адвентисты седьмого дня Церкви «Адвентисты седьмого дня» (асд). Это знаковое для Церкви асд событие стало важной вехой на пути создания церковной организации.... |
Поиск |