Скачать 155.53 Kb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВА Государственное образовательное учреждение гимназия № 1526 УТВЕРЖДАЮ Директор ГОУ Гимназия № 1526 _____________ /Т.Г. Болдина/ «___»_____________2010 г. РЕКЛАМНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ Особенности работы психологической службы гимназии в условиях «изменяющегося ребёнка .32453246.00238-01 99 01 Листов 11 Разработчики: ______________/Кузнецова Д.А./ _______________/Савченко О.А./ 15.06.2010 1. Функциональное назначение продукта, область применения, его ограничения Данная работа представляет собой методическую разработку, в которой описана система работы психологической службы гимназии в условиях «изменяющегося ребёнка» (терминология Д.И.Фельдштейна). Реальность окружающего нас мира меняется стремительно, особенно это заметно в школе, в которой особым изменениям подвержена психологическая реальность. На итоговом заседании АПСН в этом году Вице-президент РАО – Д.И.Фельдштейн доложил научной общественности результаты самых последних исследований по теме: «Построение новой школы в условиях изменяющегося ребёнка», что заставляет всех участников образовательного процесса переосмыслить свою деятельность, её цели и полученные результаты. В докладе делаются ссылки на: -изменение ситуации развития функционирования самого человека, влияющие на изменение ребёнка; -изменение социальной сферы, как источника любого развития; -серьёзные личностные изменения ребёнка, позиционирующего себя лишь в субкультуре, проявляющего излишнюю капризность, беспомощность; -ослабление родительского воспитания, наследование опыта родительских неудач. Результаты научных исследований обращают особое внимание на изменения, произошедшие с ребёнком за последние 5 лет, это: -резкое снижение когнитивно-познавательной деятельности; -низкое визуальное мышление; -низкая креативность; -недоразвитие воли и произвольной сферы; -неразвитость тонкой моторики; -снижение социальной компетентности; -увеличение агрессивного поведения; -экранная и компьютерная зависимость; -гормональные изменения, ухудшение памяти; -низкая коммуникативная компетентность; -изменение ценностных ориентиров; -раннее половое созревание. «Всё вместе это может быть названо «Реальным изменением детства», и, следовательно, большинство разработок по психодиагностике и другим видам психологического взаимодействия, разработанные и утверждённые 50-80 лет назад, использованы быть не могут» (Д.И.Фельдштейн). Поэтому главными задачами «Новой школы» является: -обучение строгому мышлению и последовательности в умозаключениях; -овладение мыслительной деятельностью не по классно-урочной системе; -развитие творческих способностей ребёнка. Особая роль в такой деятельности принадлежит психологам школы, занимающихся изучением общих закономерностей развития ребёнка и разработкой методических принципов подачи знаний на основе личного отношения к этому ребёнку. Должностные инструкции педагогов-психологов должны быть доработаны на основе полученных данных о развитии современного ребёнка. Работа школьных психологических служб должна быть адаптирована к новым реалиям. Данная работа посвящена 15-летнему опыту работу психолого-педагогического центра гимназии и содержит те направления в его работе, которые отличаются от аналогичных служб. В общем виде рассматриваются следующие аспекты деятельности работы педагогов-психологов гимназии: -опыт иного комплектования классов; -опыт психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса (на основе типологических предрасположенностей); -использование результатов психологических исследований в работе классных руководителей и педагогов-предметников; -новые виды взаимодействия с родителями; -инновационное использование цифровых технологий при оформлении отчётной документации; -нетрадиционные подходы в работе с одарёнными детьми; -новые формы организации педагогических советов на основе игровой деятельности педагогов; -внедрение передовых научных достижений в области психологии в работу психолого-педагогического центра; -новые подходы в воспитательной работе гимназии. По некоторым аспектам деятельности психолого-педагогического центра выполнены зарегистрированные в ОФЭРНиО отдельные методические разработки, где подробно представлен опыт нашей работы. На протяжении 10 лет в гимназии внедряются типологические подходы при организации учебно-воспитательного процесса. В ходе работы базовую модель Юнговской типологии мы дополнили элементами соционики, используя её термины и таблицу интертипных отношений, и типологии Майер-Бриггс. Главная информация об учащихся, диагносцированных по данным методикам, это их соционические предрасположенности, которые влияют на выбор профессии в будущем, на комплектование творческих команд, на комплектование творческих команд, на взаимодействие с классным руководителем, педагогами-предметниками и педагогами-психологами. В своём опыте работы нами были использованы наработки Киевской и Новосибирской соционической школы, представленные в работе В.В.Гуленко и В.П.Тыщенко «Юнг в школе», где тексты составлены представителями различных психологических типов и воспринимаются по-разному всеми читающими (идея совместимости в понимании происходящего). Не только передача знаний строится на основе личного отношения к ребёнку, но и любое взаимодействие с ним, в частности, всё, что связано с расширением социальной сферы воспитания и организации других организационных форм. Все данные о развитии ребёнка мы вносим в так называемый «психологический паспорт», в том числе его типологические особенности и предрасположенности. Данные включают название типа личности по разным модификациям, ведущие каналы получения информации, темпераментную группу, психоформы поведения, установку на вид деятельности. Следует отметить, что помимо вышеуказанных сведений в психологический паспорт вносится много других, как по результатам психологической диагностики, так и социальной направленности личности. Психологический паспорт девятиклассника
Использование типологии в различных видах деятельности: 1. Комплектование учебных классов при переходе из начальной школы в среднюю на основе личного выбора класса и классного руководителя посредством игры «Выборы классного руководителя». 2. Работа с педколлективом по максимальному использованию психологических особенностей каждого ребёнка за счёт детального изучения классными руководителями и педагогами-предметниками соционических портретов класса в целом и каждого учащегося в отдельности (в приложении к учебным журналам). 3. Эти же подходы являются главенствующими при распределении классов и классных параллелей среди педагогов-психологов – кураторов психолого-педагогического сопровождения. У каждого педагога-психолога должна быть возможность проводить свою исследовательскую и аналитическую деятельность в средней и старшей школе, поэтому необходимо, чтобы каждый психолог курировал классы из средней и старшей школы. Личные отношения между педагогами так же важны при распределении курируемых групп между психологами. 4. При организации просветительской деятельности психолого-педагогического центра наибольший интерес вызывают у родителей психологические портреты их детей и теоретические основы типологии. Выступления психологов по этим вопросам осуществляется, как на общешкольных собраниях по параллелям, так и в каждом классе в отдельности. Рассматривая новые направления работы с родителями, важно отметить работу по проведению многих родителей к совместной работе над Единым школьным проектом, где психолого-педагогический центр не только осуществляет психологическое сопровождение, но и его специалисты сами являются авторами и организаторами отдельного большого проекта. Родители выступают как в качестве индивидуальных консультантов своего ребёнка или групповых консультаций всего класса, так и в качестве экспертов при защите проектов. К новым формам работы с родителями можно отнести регулярную демонстрацию видеофильмов о каждом классе или об общешкольных мероприятиях, в которых участвует множество наших учащихся. Родители с большим интересом с благодарностью относятся к этому виду работы и высоко оценивают создаваемые нами условия для реализации творческой деятельности их детей. Основной сложностью в любом образовательном учреждении является поиск воспитательных приёмов и методик, отвечающих требованиям сегодняшнего дня. В качестве основы для такой работы мы используем воспитательную модель, предложенную в работах Н. Щурковой, в частности, при выборе тем для обсуждения на классных часах – её программы воспитания по разным возрастам. Рассматривая лишь отличительные черты в работе психологической службы гимназии, остановимся на внедрении эффективных подходов в психологической науке – на примере рефлексивной педагогики. Пример, применение рефлексивных технологий в работу психолого-педагогического центра с родителями в рамках созданного клуба «Содружество» для родителей. Кроме просветительской работы в клубе, посвящённой изучению теоретических основ и практического применения рефлексивной педагогики, вся работа клуба строится в форме рефлексивного диалога и полилога с демонстрацией возможных различных видов рефлексии: личностной, интеллектуальной, коммуникативной. Говоря об отличительных особенностях работы психолого-педагогического центра с одарёнными детьми, приводим новое направление в этой работе – привлечение к рефлексивному полилогу с учащимися 5-11 классов крупных Российских учёных, знакомящих детей с повышенной учебной мотивацией с современными достижениями передовой науки. Особая роль в работе психолого-педагогического центра уделяется анализу деятельности, который является эффективным инструментом управления и контроля собственной деятельностью. Предлагаем фрагмент варианта аналитической справки психолого-педагогического центра нашей гимназии. Аналитическая справка Проведено исследование по соответствию характеристик учащихся 5 классов психолого-педагогическим требованиям к обучению, поведению и общению учащихся среднего звена гимназии. Изучались следующие вопросы:
Результаты исследования: Учитывались индивидуальные и возрастные особенности учащихся и психологическая обстановка на уроке. Индивидуальные особенности учащихся: По установке на вид деятельности в 5-а: 5 чел.-социалы, 9 чел.-гуманитарии, 6 чел.-управленцы, 6 чел.- «наука»; 5-б: 8 чел.-соц., 10- гуманитарии, 5 -упр., 2 -«наука»; 5-в: 10 - соц., 5 -гуманитарии, 5 -упр., 5 -«наука». В каждом классе есть достаточное количество детей разных психологических групп, что важно для плодотворного взаимодействия на уроках и при внеклассной работе. В 5-а и 5-б классах преобладают гуманитарии, которым свойственен особый психологизм в отношениях. В 5-в, наоборот, много социалов, склонных к групповому взаимодействию. Но во всех классах больше детей эмоциональных, склонных к общению. По типу нервной системы во всех классах преобладают представители подвижных и активных типов темперамента – сангвиников и холериков, но больше детей, которые сами способны регулировать свое эмоциональное состояние. Они успешно контактируют между собой, что является благоприятным фактором в новой ситуации. В 5 классах преобладают учащиеся с визуальным типом восприятия информации (особенно в 5а). В 5в много детей с речевым типом, поэтому им необходимо проговаривание учебного материала, на уроках возможен шум и разговоры. В 5б – больше подвижных учащихся – кинестетиков, им труднее собраться, сидеть неподвижно. Возрастные особенности учащихся: Учебная деятельность перестает быть ведущей в этот период, хотя и остается значимой. Общение со сверстниками определяет многие стороны личностного развития детей, положение в системе деловых и личностных взаимоотношений в классе. Проведенное социометрическое исследование показало, что в классах много взаимных выборов (особенно в 5б), что соответствует благоприятному психологическому климату в коллективах. Нет отвергаемых детей, выделились лидеры, как среди мальчиков, так и среди девочек. В начале подросткового периода углубляется кризис самооценки. Но только некоторые учащиеся имеют заниженную самооценку. Это касается в основном уверенности в себе, авторитета у сверстников и внешности, некоторые дети негативно оценивают свое здоровье.
Под влиянием эмоциональных переживаний растет уровень тревожности. В 5а – 16%, 5в – 9%, учащихся имеют повышенный уровень тревожности. Детей тревожат школьные ситуации, а также ситуации, в которых их оценивают окружающие. В 5б классе, наоборот, преобладает чрезмерное спокойствие, что тоже свидетельствует о переходном периоде в развитии личности учащихся.
Переход к предметному обучению предъявляет более высокие требования к интеллектуальному развитию детей. Общий показатель уровня интеллекта выше в 5а классе, ниже в 5в классе.
Психологический климат на уроках: Работа на уроках организована в логической последовательности: занятия начинаются с настройки на восприятие, устанавливается необходимая связь с пройденным материалом, учебные результаты достигаются и закрепляются на уроке, занятие заканчивается подведением итогов. Обучение строится, как взаимодействие преподавателя и учащихся. Учащихся характеризует средний уровень активности, самостоятельности, способность работать в едином темпе со всем классом, эмоционально-положительное восприятие детьми происходящего на уроках. Но не все способны сосредоточиться и поддерживать внимание на учебной задаче. Некоторые отвлекаются, воспринимают учебную задачу только после повторения цели работы (особенно это касается 5в класса). У многих детей развит познавательный интерес и учебная мотивация. Учителя математики отмечают хорошо развитые математические способности. Работы оформляются в большинстве случаев аккуратно, у детей развита речь. Вывод: процесс адаптации учащихся 5 классов к обучению в среднем звене гимназии проходит в благоприятных для детей условиях. Рекомендации: Создавать условия для положительной познавательной мотивации. Стремиться, чтобы интерес к учению имел для детей личностный смысл. Необходима общая положительная оценка со стороны взрослых. В заключительной части работы предлагаем наш опыт нестандартных подходов в организации и проведении педагогических советов на основе использования игровых способов (рефлексивного взаимодействия). Рефлексивная игра «Развитие рефлексивного мышления педагога»
(по В.Г.Аникиной)
(по Г.П.Щедровицкому) -интеллектуальная -личностная -коммуникативная -кооперативная Типы рефлексивно-инновационных методов -исследовательские (работа по организации НПК учащихся) -диагностические ( использование соционики) -обучающие ( работа на уроках) -консультационные (работа с родителями) -коррекционные ( работа с неуспешными учениками) -развивающие (работа с одарёнными детьми) Рефлексивно-инновационные технологии -игрорефлексика («КВН», «Служба спасения») -эвристика («Мозговой штурм», эвристическая беседа) -рефлепрактика (педсоветы, учебные семинары для педагогов) -интеллектика (элективные курсы) Группа 1. Обучающий рефлексивно-инновационный метод в системе образования Практика рефлексивного взаимодействия на примере коммуникативной рефлексии в эвристике Группа 2. Рефлексивная педагогика в системе дополнительного образования Практика рефлексивного взаимодействия на примере интеллектуальной рефлексии исследовательско-го типа Группа 3. Организация учебно-воспитательного процесса (образовательная среда) Рефлексивно-деятельностный подход в системе воспитания. Личностная рефлексия. Данная работа может быть полезна как психологам, осуществляющим только психологическое консультирование детей, так и педагогам-психологам, работающим в образовательных учреждениях, а также педагогам-организаторам, занимающимся содействием развитию личности, талантам и способностям, формированием общей культуры обучающихся, заместителям директора по УВР. 2. Используемые технические средства Для знакомства с результатами работы необходима операционная система Windows - XP и выше, видеокамера, экран, видеопроектор. 3. Специальные условия применения и требования организационного, технического и технологического характера Главным условием применения данных методических рекомендаций является изучение основ рефлексивной педагогики и наличие опыта проведения рефлексивного диалога, полилога с аудиторией, а также владение теорией типологии и соционики. 4. Условия передачи документации на разработку или ее продажи Разработка предоставляется только с разрешения автора. МОСКВА, 2010 |
Приступаем к написанию новости 14-16 С помощью тегов оформляется новость(выделяются жирным шрифтом слова, делаются кликабельными ссылки на файлы, которые вы залили на... |
Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва 2015... В этом докладе использованы результаты опроса, проведенного с участием региональных отделений рспп. Ниже приведены результаты опросов,... |
||
Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва 2015... В этом докладе использованы результаты опроса, проведенного с участием региональных отделений рспп. Ниже приведены результаты опросов,... |
Публичный доклад Нердвинской средней школы об итогах 2010-2011 учебного года Поэтому в данном докладе мы приводим данные, свидетельствующие о развитии школы за трёхлетний период. Информация, представленная... |
||
Заключение Этот документ предоставляется на условиях "как есть". Информация и взгляды, отображенные в данном документе, включая интернет-ссылки... |
Инструкция по заполнению заявки на размещение ресурса или ссылки... Для размещения ресурса или ссылки на ресурс на Портале следует выполнить следующие действия |
||
Доклад начальника управления кадров и охраны труда В своем докладе о работе за 2016 года будут затронуты несколько основных вопросов |
Инструкция по охране труда для машиниста фронтального погрузчика... После чего делаются соответствующие записи в Ведомость регистрации по охране труда |
||
Настоящий документ содержит Как правило, эти изменения и дополнения делаются на перспективу, однако, некоторые из них, из соображений безопасности, могут вводиться... |
Руководство по эксплуатации бвек. 43. 1110. 04 Рэ Нормативные ссылки |
||
Введение Нормативные ссылки Основная часть Инструкция по работе с |
Доклад мадоу «Детский сад №148» В этом докладе подводятся итоги 2016-2017 учебного года. Информация будет интересна и полезна общественности, родителям и всем, кому... |
||
«Способы контроля приобретаемой продукции на предприятиях, использующих... Приобретая сизод, потребитель зачастую не знает как проконтролировать качество приобретенного изделия. В данном докладе вы найдете... |
Инструкция по приготовлению вина из наборов “muntonsmondego 7 кг.”... Винные наборы Mondego делаются из концентрированного высокачественного европейского виноградного сока, и позволяют приготовить 30... |
||
Ссылки для скачивания продуктов и документации антивирусного по компании «Доктор Веб» |
Руководство по эксплуатации и монтажу 4042-001-11022269-2013 Нормативные ссылки |
Поиск |