В докладе делаются ссылки на


Скачать 155.53 Kb.
Название В докладе делаются ссылки на
Тип Доклад
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Доклад


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВА

Государственное образовательное учреждение гимназия № 1526

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГОУ Гимназия № 1526

_____________ /Т.Г. Болдина/

«___»_____________2010 г.

РЕКЛАМНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Особенности работы психологической службы гимназии в условиях «изменяющегося ребёнка
.32453246.00238-01 99 01

Листов 11

Разработчики:

______________/Кузнецова Д.А./

_______________/Савченко О.А./
15.06.2010


1. Функциональное назначение продукта, область применения, его ограничения

Данная работа представляет собой методическую разработку, в которой описана система работы психологической службы гимназии в условиях «изменяющегося ребёнка» (терминология Д.И.Фельдштейна).

Реальность окружающего нас мира меняется стремительно, особенно это заметно в школе, в которой особым изменениям подвержена психологическая реальность.

На итоговом заседании АПСН в этом году Вице-президент РАО – Д.И.Фельдштейн доложил научной общественности результаты самых последних исследований по теме: «Построение новой школы в условиях изменяющегося ребёнка», что заставляет всех участников образовательного процесса переосмыслить свою деятельность, её цели и полученные результаты.

В докладе делаются ссылки на:

-изменение ситуации развития функционирования самого человека, влияющие на изменение ребёнка;

-изменение социальной сферы, как источника любого развития;

-серьёзные личностные изменения ребёнка, позиционирующего себя лишь в субкультуре, проявляющего излишнюю капризность, беспомощность;

-ослабление родительского воспитания, наследование опыта родительских неудач.

Результаты научных исследований обращают особое внимание на изменения, произошедшие с ребёнком за последние 5 лет, это:

-резкое снижение когнитивно-познавательной деятельности;

-низкое визуальное мышление;

-низкая креативность;

-недоразвитие воли и произвольной сферы;

-неразвитость тонкой моторики;

-снижение социальной компетентности;

-увеличение агрессивного поведения;

-экранная и компьютерная зависимость;

-гормональные изменения, ухудшение памяти;

-низкая коммуникативная компетентность;

-изменение ценностных ориентиров;

-раннее половое созревание.

«Всё вместе это может быть названо «Реальным изменением детства», и, следовательно, большинство разработок по психодиагностике и другим видам психологического взаимодействия, разработанные и утверждённые 50-80 лет назад, использованы быть не могут» (Д.И.Фельдштейн).

Поэтому главными задачами «Новой школы» является:

-обучение строгому мышлению и последовательности в умозаключениях;

-овладение мыслительной деятельностью не по классно-урочной системе;

-развитие творческих способностей ребёнка.

Особая роль в такой деятельности принадлежит психологам школы, занимающихся изучением общих закономерностей развития ребёнка и разработкой методических принципов подачи знаний на основе личного отношения к этому ребёнку.

Должностные инструкции педагогов-психологов должны быть доработаны на основе полученных данных о развитии современного ребёнка. Работа школьных психологических служб должна быть адаптирована к новым реалиям.

Данная работа посвящена 15-летнему опыту работу психолого-педагогического центра гимназии и содержит те направления в его работе, которые отличаются от аналогичных служб. В общем виде рассматриваются следующие аспекты деятельности работы педагогов-психологов гимназии:

-опыт иного комплектования классов;

-опыт психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса (на основе типологических предрасположенностей);

-использование результатов психологических исследований в работе классных руководителей и педагогов-предметников;

-новые виды взаимодействия с родителями;

-инновационное использование цифровых технологий при оформлении отчётной документации;

-нетрадиционные подходы в работе с одарёнными детьми;

-новые формы организации педагогических советов на основе игровой деятельности педагогов;

-внедрение передовых научных достижений в области психологии в работу психолого-педагогического центра;

-новые подходы в воспитательной работе гимназии.

По некоторым аспектам деятельности психолого-педагогического центра выполнены зарегистрированные в ОФЭРНиО отдельные методические разработки, где подробно представлен опыт нашей работы.

На протяжении 10 лет в гимназии внедряются типологические подходы при организации учебно-воспитательного процесса.

В ходе работы базовую модель Юнговской типологии мы дополнили элементами соционики, используя её термины и таблицу интертипных отношений, и типологии Майер-Бриггс.

Главная информация об учащихся, диагносцированных по данным методикам, это их соционические предрасположенности, которые влияют на выбор профессии в будущем, на комплектование творческих команд, на комплектование творческих команд, на взаимодействие с классным руководителем, педагогами-предметниками и педагогами-психологами.

В своём опыте работы нами были использованы наработки Киевской и Новосибирской соционической школы, представленные в работе В.В.Гуленко и В.П.Тыщенко «Юнг в школе», где тексты составлены представителями различных психологических типов и воспринимаются по-разному всеми читающими (идея совместимости в понимании происходящего).

Не только передача знаний строится на основе личного отношения к ребёнку, но и любое взаимодействие с ним, в частности, всё, что связано с расширением социальной сферы воспитания и организации других организационных форм.

Все данные о развитии ребёнка мы вносим в так называемый «психологический паспорт», в том числе его типологические особенности и предрасположенности. Данные включают название типа личности по разным модификациям, ведущие каналы получения информации, темпераментную группу, психоформы поведения, установку на вид деятельности.

Следует отметить, что помимо вышеуказанных сведений в психологический паспорт вносится много других, как по результатам психологической диагностики, так и социальной направленности личности.

Психологический паспорт девятиклассника

1.Познавательная сфера

а) произвольность психических процессов

б) развитие мышления


а) характерен средний уровень активности, самостоятельности в учебной работе, сосредоточения и поддержания внимания на учебной задаче

б) имеет средний уровень интеллектуального развития (2005г.- средний уровень (ГИТ), 2007 г. - средний уровень (ШТУР-2), 2009 г. – средний уровень (Тест Амтхауэра)

2.Личностные особенности

а) соционический тип личности

б) установка на вид деятельности

в) тип восприятия

г) тип темперамента

а) ЭИЭ, «артист», этико-интуитивный экстраверт, Гамлет

б) гуманитарий

в) речевое восприятие

г) холерический тип темперамента

3.Особенности поведения и общения

а) взаимодействие со сверстниками

б) поведенческая саморегуляция


а) владеет приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками, готов к коллективным формам деятельности, рейтинг в классе (4-4-3)

б) средний уровень поведенческой саморегуляции

4.Мотивационная сфера

а) характер учебной мотивации

б) эмоциональное состояние (уровень тревожности)

а) ориентирован на освоение способов получения знаний, нормальной уровень учебно-познавательной мативации

б) нормальный уровень тревожности

5. Отношение к себе (самооценка)

средний уровень самооценки

6. Интересы и склонности

Изобразительное искусство, театр

Проф. Склонности: человек – художественный образ

7. Творческие способности

Высокий уровень креативности


Использование типологии в различных видах деятельности:

1. Комплектование учебных классов при переходе из начальной школы в среднюю на основе личного выбора класса и классного руководителя посредством игры «Выборы классного руководителя».

2. Работа с педколлективом по максимальному использованию психологических особенностей каждого ребёнка за счёт детального изучения классными руководителями и педагогами-предметниками соционических портретов класса в целом и каждого учащегося в отдельности (в приложении к учебным журналам).

3. Эти же подходы являются главенствующими при распределении классов и классных параллелей среди педагогов-психологов – кураторов психолого-педагогического сопровождения. У каждого педагога-психолога должна быть возможность проводить свою исследовательскую и аналитическую деятельность в средней и старшей школе, поэтому необходимо, чтобы каждый психолог курировал классы из средней и старшей школы.

Личные отношения между педагогами так же важны при распределении курируемых групп между психологами.

4. При организации просветительской деятельности психолого-педагогического центра наибольший интерес вызывают у родителей психологические портреты их детей и теоретические основы типологии. Выступления психологов по этим вопросам осуществляется, как на общешкольных собраниях по параллелям, так и в каждом классе в отдельности.

Рассматривая новые направления работы с родителями, важно отметить работу по проведению многих родителей к совместной работе над Единым школьным проектом, где психолого-педагогический центр не только осуществляет психологическое сопровождение, но и его специалисты сами являются авторами и организаторами отдельного большого проекта. Родители выступают как в качестве индивидуальных консультантов своего ребёнка или групповых консультаций всего класса, так и в качестве экспертов при защите проектов.

К новым формам работы с родителями можно отнести регулярную демонстрацию видеофильмов о каждом классе или об общешкольных мероприятиях, в которых участвует множество наших учащихся.

Родители с большим интересом с благодарностью относятся к этому виду работы и высоко оценивают создаваемые нами условия для реализации творческой деятельности их детей.

Основной сложностью в любом образовательном учреждении является поиск воспитательных приёмов и методик, отвечающих требованиям сегодняшнего дня. В качестве основы для такой работы мы используем воспитательную модель, предложенную в работах Н. Щурковой, в частности, при выборе тем для обсуждения на классных часах – её программы воспитания по разным возрастам.

Рассматривая лишь отличительные черты в работе психологической службы гимназии, остановимся на внедрении эффективных подходов в психологической науке – на примере рефлексивной педагогики.

Пример, применение рефлексивных технологий в работу психолого-педагогического центра с родителями в рамках созданного клуба «Содружество» для родителей.

Кроме просветительской работы в клубе, посвящённой изучению теоретических основ и практического применения рефлексивной педагогики, вся работа клуба строится в форме рефлексивного диалога и полилога с демонстрацией возможных различных видов рефлексии: личностной, интеллектуальной, коммуникативной.

Говоря об отличительных особенностях работы психолого-педагогического центра с одарёнными детьми, приводим новое направление в этой работе – привлечение к рефлексивному полилогу с учащимися 5-11 классов крупных Российских учёных, знакомящих детей с повышенной учебной мотивацией с современными достижениями передовой науки.

Особая роль в работе психолого-педагогического центра уделяется анализу деятельности, который является эффективным инструментом управления и контроля собственной деятельностью.

Предлагаем фрагмент варианта аналитической справки психолого-педагогического центра нашей гимназии.

Аналитическая справка

Проведено исследование по соответствию характеристик учащихся 5 классов психолого-педагогическим требованиям к обучению, поведению и общению учащихся среднего звена гимназии.

Изучались следующие вопросы:

  1. Особенности познавательной сферы (произвольность психических процессов, развитие мышления, сформированность важнейших учебных действий, развитие речи, умственная работоспособность и темп учебной деятельности).

  2. Особенности поведения и общения (взаимодействие со сверстниками, с педагогами, поведенческая саморегуляция).

  3. Особенности мотивационной сферы.

  4. Отношение к себе.

Результаты исследования:

Учитывались индивидуальные и возрастные особенности учащихся и психологическая обстановка на уроке.

Индивидуальные особенности учащихся:

По установке на вид деятельности в 5-а: 5 чел.-социалы, 9 чел.-гуманитарии, 6 чел.-управленцы, 6 чел.- «наука»; 5-б: 8 чел.-соц., 10- гуманитарии, 5 -упр., 2 -«наука»; 5-в: 10 - соц., 5 -гуманитарии, 5 -упр., 5 -«наука».

В каждом классе есть достаточное количество детей разных психологических групп, что важно для плодотворного взаимодействия на уроках и при внеклассной работе.

В 5-а и 5-б классах преобладают гуманитарии, которым свойственен особый психологизм в отношениях. В 5-в, наоборот, много социалов, склонных к групповому взаимодействию. Но во всех классах больше детей эмоциональных, склонных к общению. По типу нервной системы во всех классах преобладают представители подвижных и активных типов темперамента – сангвиников и холериков, но больше детей, которые сами способны регулировать свое эмоциональное состояние. Они успешно контактируют между собой, что является благоприятным фактором в новой ситуации.

В 5 классах преобладают учащиеся с визуальным типом восприятия информации (особенно в 5а). В 5в много детей с речевым типом, поэтому им необходимо проговаривание учебного материала, на уроках возможен шум и разговоры. В 5б – больше подвижных учащихся – кинестетиков, им труднее собраться, сидеть неподвижно.

Возрастные особенности учащихся:

Учебная деятельность перестает быть ведущей в этот период, хотя и остается значимой. Общение со сверстниками определяет многие стороны личностного развития детей, положение в системе деловых и личностных взаимоотношений в классе. Проведенное социометрическое исследование показало, что в классах много взаимных выборов (особенно в 5б), что соответствует благоприятному психологическому климату в коллективах. Нет отвергаемых детей, выделились лидеры, как среди мальчиков, так и среди девочек. В начале подросткового периода углубляется кризис самооценки. Но только некоторые учащиеся имеют заниженную самооценку. Это касается в основном уверенности в себе, авторитета у сверстников и внешности, некоторые дети негативно оценивают свое здоровье.

Уровень самооценки







Завышенный

5%

-

-

Норма

90%

96%

100%

Заниженный

5%

4%

-



Под влиянием эмоциональных переживаний растет уровень тревожности. В 5а – 16%, 5в – 9%, учащихся имеют повышенный уровень тревожности. Детей тревожат школьные ситуации, а также ситуации, в которых их оценивают окружающие. В 5б классе, наоборот, преобладает чрезмерное спокойствие, что тоже свидетельствует о переходном периоде в развитии личности учащихся.

Уровень тревожности







Норма

68%

40%

91%

Несколько повышенный

16%

-

9%

Чрезмерное спокойствие

16%

60%

-


Переход к предметному обучению предъявляет более высокие требования к интеллектуальному развитию детей. Общий показатель уровня интеллекта выше в 5а классе, ниже в 5в классе.



Уровень интеллекта







Высокий

11%

-

-

Выше среднего

46%

20%

-

Средний

40%

56%

72%

Ниже среднего

3%

24%

28%

Психологический климат на уроках:

Работа на уроках организована в логической последовательности: занятия начинаются с настройки на восприятие, устанавливается необходимая связь с пройденным материалом, учебные результаты достигаются и закрепляются на уроке, занятие заканчивается подведением итогов.

Обучение строится, как взаимодействие преподавателя и учащихся.

Учащихся характеризует средний уровень активности, самостоятельности, способность работать в едином темпе со всем классом, эмоционально-положительное восприятие детьми происходящего на уроках. Но не все способны сосредоточиться и поддерживать внимание на учебной задаче. Некоторые отвлекаются, воспринимают учебную задачу только после повторения цели работы (особенно это касается 5в класса). У многих детей развит познавательный интерес и учебная мотивация. Учителя математики отмечают хорошо развитые математические способности. Работы оформляются в большинстве случаев аккуратно, у детей развита речь.

Вывод: процесс адаптации учащихся 5 классов к обучению в среднем звене гимназии проходит в благоприятных для детей условиях.

Рекомендации:

Создавать условия для положительной познавательной мотивации.

Стремиться, чтобы интерес к учению имел для детей личностный смысл.

Необходима общая положительная оценка со стороны взрослых.

В заключительной части работы предлагаем наш опыт нестандартных подходов в организации и проведении педагогических советов на основе использования игровых способов (рефлексивного взаимодействия).

Рефлексивная игра «Развитие рефлексивного мышления педагога»

  • Рефлексия: процесс осознания , переосмысления и коррекции субъектом образа «я», личностных оснований, противоречивости существования в пространстве субъективного развития

(по В.Г.Аникиной)

  • рефлексия неоднородна и дифференцируется на регуляторы

(по Г.П.Щедровицкому)

-интеллектуальная

-личностная

-коммуникативная

-кооперативная

Типы рефлексивно-инновационных методов

-исследовательские (работа по организации НПК учащихся)

-диагностические ( использование соционики)

-обучающие ( работа на уроках)

-консультационные (работа с родителями)

-коррекционные ( работа с неуспешными учениками)

-развивающие (работа с одарёнными детьми)

Рефлексивно-инновационные технологии

-игрорефлексика («КВН», «Служба спасения»)

-эвристика («Мозговой штурм», эвристическая беседа)

-рефлепрактика (педсоветы, учебные семинары для педагогов)

-интеллектика (элективные курсы)

Группа 1. Обучающий рефлексивно-инновационный метод в системе образования

Практика рефлексивного взаимодействия на примере коммуникативной рефлексии в эвристике

Группа 2. Рефлексивная педагогика в системе дополнительного образования

Практика рефлексивного взаимодействия на примере интеллектуальной рефлексии исследовательско-го типа

Группа 3. Организация учебно-воспитательного процесса (образовательная среда)

Рефлексивно-деятельностный подход в системе воспитания.

Личностная рефлексия.

Данная работа может быть полезна как психологам, осуществляющим только психологическое консультирование детей, так и педагогам-психологам, работающим в образовательных учреждениях, а также педагогам-организаторам, занимающимся содействием развитию личности, талантам и способностям, формированием общей культуры обучающихся, заместителям директора по УВР.
2. Используемые технические средства

Для знакомства с результатами работы необходима операционная система Windows - XP и выше, видеокамера, экран, видеопроектор.

3. Специальные условия применения и требования
организационного, технического и технологического характера


Главным условием применения данных методических рекомендаций является изучение основ рефлексивной педагогики и наличие опыта проведения рефлексивного диалога, полилога с аудиторией, а также владение теорией типологии и соционики.
4. Условия передачи документации на разработку или ее
продажи


Разработка предоставляется только с разрешения автора.

МОСКВА, 2010

Похожие:

В докладе делаются ссылки на icon Приступаем к написанию новости 14-16
С помощью тегов оформляется новость(выделяются жирным шрифтом слова, делаются кликабельными ссылки на файлы, которые вы залили на...
В докладе делаются ссылки на icon Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва 2015...
В этом докладе использованы результаты опроса, проведенного с участием региональных отделений рспп. Ниже приведены результаты опросов,...
В докладе делаются ссылки на icon Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва 2015...
В этом докладе использованы результаты опроса, проведенного с участием региональных отделений рспп. Ниже приведены результаты опросов,...
В докладе делаются ссылки на icon Публичный доклад Нердвинской средней школы об итогах 2010-2011 учебного года
Поэтому в данном докладе мы приводим данные, свидетельствующие о развитии школы за трёхлетний период. Информация, представленная...
В докладе делаются ссылки на icon Заключение
Этот документ предоставляется на условиях "как есть". Информация и взгляды, отображенные в данном документе, включая интернет-ссылки...
В докладе делаются ссылки на icon Инструкция по заполнению заявки на размещение ресурса или ссылки...
Для размещения ресурса или ссылки на ресурс на Портале следует выполнить следующие действия
В докладе делаются ссылки на icon Доклад начальника управления кадров и охраны труда
В своем докладе о работе за 2016 года будут затронуты несколько основных вопросов
В докладе делаются ссылки на icon Инструкция по охране труда для машиниста фронтального погрузчика...
После чего делаются соответствующие записи в Ведомость регистрации по охране труда
В докладе делаются ссылки на icon Настоящий документ содержит
Как правило, эти изменения и дополнения делаются на перспективу, однако, некоторые из них, из соображений безопасности, могут вводиться...
В докладе делаются ссылки на icon Руководство по эксплуатации бвек. 43. 1110. 04 Рэ
Нормативные ссылки
В докладе делаются ссылки на icon Введение Нормативные ссылки Основная часть Инструкция по работе с

В докладе делаются ссылки на icon Доклад мадоу «Детский сад №148»
В этом докладе подводятся итоги 2016-2017 учебного года. Информация будет интересна и полезна общественности, родителям и всем, кому...
В докладе делаются ссылки на icon «Способы контроля приобретаемой продукции на предприятиях, использующих...
Приобретая сизод, потребитель зачастую не знает как проконтролировать качество приобретенного изделия. В данном докладе вы найдете...
В докладе делаются ссылки на icon Инструкция по приготовлению вина из наборов “muntonsmondego 7 кг.”...
Винные наборы Mondego делаются из концентрированного высокачественного европейского виноградного сока, и позволяют приготовить 30...
В докладе делаются ссылки на icon Ссылки для скачивания продуктов и документации антивирусного по компании «Доктор Веб»

В докладе делаются ссылки на icon Руководство по эксплуатации и монтажу 4042-001-11022269-2013
Нормативные ссылки

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск