Наименование практики: Целевая подготовка кадров для регионального рынка труда
Место реализации практики: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Профессиональный колледж «Московия»
юридический адрес : 142002, г. Домодедово, Западный мкр.,ул. Текстильщиков ,41 Тел. 8(496) 794-30-74; 8(496) 794-30-80
1.Нерубенко Сергей Михайлович - Директор колледжа «Московия»
т. 8 (496) 794 30 74 E-mail: moskoviaprof@yandex.ru
2. Самсонова Людмила Сергеевна – заместитель директора колледжа (руководитель программы Приток),т.8(968)945-67-83
Актуальность: Опыт взаимодействия Колледжа «Московия» и Московского аэропорта Домодедово интересен построением модели подготовки специалистов по 18 направлениям подготовки для наземного обслуживания и обеспечения жизнедеятельности и безопасности гражданского аэропорта.
Цель и задачи – описание опыта организации и реализации целевой подготовки кадров для Московского аэропорта Домодедово на базе ГАПОУ МО «Профессиональный колледж «Московия».
Средства и способ реализации практики целевой подготовки кадров для регионального рынка труда
Московский аэропорт Домодедово является холдингом, включающим коммерческие организации, на которые распространяется весь объем российского законодательства. Руководство аэропорта заинтересовано в подборе молодых специалистов, получивших определенный уровень образования.
Программа «Приток» - программа, ориентированная на подбор молодых специалистов, имеющих определенный образовательный ценз, в качестве будущих работников.
Аэропорт Домодедово – это группа из 15 компаний. Колледж в основном работает с ООО «ДОМОДЕДОВО ПЭССЕНДЖЕР ТЕРМИНАЛ», ООО «ДОМОДЕДОВО КАРГО», ООО «ДОМОДЕДОВО КЭТЕРИНГ», ООО «ДОМОДЕДОВО ЭРПОРТ ХЭНДЛИНГ»,ООО «ДОМОДЕДОВО ЭРПОРТ АВИЭЙШН ООО СЕКЬЮРИТИ» и ООО «ДОМОДЕДОВО ТРЕЙНИНГ», которое непосредственно работает со студентами.
Для работы на предприятиях аэропорта, колледж готовит специалистов по специальностям: 23.02.01 Сервис на транспорте (во видам), 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования , 19.02.10 Технология продукции общественного питания, 19.01.17 Повар, кондитер, 23.01.03 Автомеханик, 35.01.14 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинотракторного парка, 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет, 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях.
Выпускники принимаются на должности: Агент пассажирского обслуживания, Инспектор транспортной безопасности, Агент регистрации, Агент БГП ,Спасатель , Агент по информационному обеспечению.
Колледж координирует функции необходимые для реализации программы;
1.Проводит мониторинг потребности кадров в организациях и предприятиях районов, на которых расположены учебные площадки (корпуса ) колледжа
2.Привлекает работодателей к участию в образовательном процессе подготовки кадров.
3.Совершенствуются организационно-правовые и финансовые механизмы взаимодействия.
4.Динамично развивается совместная профориентационной работа, внедряются механизмы мотивации школьников с 7-8 классов школ к выбору предприятия и получения профессии.
5.Комплексно решается вопрос материально-технического обеспечения образовательного процесса.
6.Используется в учебном процессе кадровый потенциал профессионалов предприятий.
7.Создан специализированный центр компетенций (СЦК) по направлению Сервис на воздушном транспорте в соответствии со стандартами WordSkills.
Критерии результативности и данные о результативности
Повысился имидж колледжа-численность обучающихся на бюджетной основе увеличилось в 10 раз, обучающихся на платной основе в 5,5 раз.
Желающих участвовать в программе Приток и иметь гарантированное трудоустройство по окончании колледжа увеличилось в 18 раз и составляет 474 человека.
Повысилась показатель средней успеваемости студентов колледжа, за счет высокой успеваемости студентов-участников программы Приток
Ежегодно аэропортом выплачивается стипендия до 11 млн. рублей, что улучшает социальное положение студентов и повышает мотивацию к овладению навыками получаемой профессии.
Особые условия приобретения профессиональных навыков (мастер классы, консультации специалистов аэропорта и др.) отразились на результатах участия колледжа в движении WorldSkills -из 44 студентов колледжа, принявших участие - 31 участник программы Приток, среди которых 24 победителей.
Материальная база колледжа претерпела колоссальные изменения – созданы
лаборатории для отработки практических навыков:
имитация терминала аэропорта, которая включает: зоны досмотра пассажиров и багажа, интерактивный тир, регистрации ,обработку и регистрацию груза, багажа, бортовое питание, досмотр транспорта и т.д.
В результате деятельности колледжа на его базе был создан Ресурсный Центр «Авиационного транспорта и логистики», целью которого является ресурсное обеспечение учебного процесса подготовка кадров для Московского аэропорта Домодедово.
Нормативная база практики
Устав колледжа
Договор о сотрудничестве между Профессиональным колледжем «Московия» и ООО «ДОМОДЕДОВО ТРЕЙНИНГ» от 01.01.2014; (Приложение 1) определяет отношения между юридическими лицами.
Договор на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования между Профессиональным колледжем «Московия» и ООО «ДОМОДЕДОВО ТРЕЙНИНГ» от 01.09.2014;
Договор на вовлечение участников программы «Приток» в стандарты работы аэропорта «Домодедово» от 30.10.2014;
Договор с Участником программы «Приток»;
Положение колледжа о программе «Приток» от 08.06.2016,основой которого является положение аэропорта о программе Приток. Предметом настоящего Положения является установление правил организации программы Приток и участия в ней.
Целью программы Приток является привлечение на Предприятие молодых специалистов с высшим и средним специальным образованием, создание долгосрочных, стабильных трудовых отношений между ними и Предприятием.
Риски, возникающие при внедрении и механизмы и минимизации заключаются в сложности организации образовательного процесса, в ввиду того, что участниками программы становятся студенты только прошедшие отбор в программу.
Кадровая потребность в подготовке специалистов для воздушного транспорта определяется на среднесрочную перспективу с ежегодным уточнением в виде официального письма. В зависимости от развития и потребности предприятий аэропорта принимается решение об открытие новых специальностей с гарантией предоставления использовать в учебном процессе материально-техническую базу аэропорта.
Соглашение о сотрудничестве между Министерством образования Московской области, Профессиональным колледжем «Московия» и ООО «ДОМОДЕДОВО ТРЕЙНИНГ» от 21.08.2014; (Приложение 2.) Предметом соглашения являются совместно проводимые сторонами разработка и комплекса мероприятий, направленных на формирование современной системы подготовки кадров для авиационной отрасли на территории Московской области ,продвижение полученного опыта.
Профориентация
Колледж и аэропорт согласовывают со школами график выезда на родительские собрания и встречу со школьниками, с показом роликов о профессиях в колледже и рабочих местах аэропорта. Кроме этого проводятся дни открытых дверей ,которые проводятся колледжем по отдельному сценарию с привлечением творческих групп студентов. Экскурсии учащихся школ проводятся в колледже с проведением профпроб и обзорная в аэропорт. При проведении традиционных профессионально-образовательных мероприятий, где студенты являются непосредственными участниками, школьники доставляются организовано на транспорте аэропорта по согласованию с управлениями образования.
Профессиональное развитие педагогических кадров
В целях изучения структуры предприятиях аэропорта, для студентов-участников программы ежегодно проводятся спецкурсы, которые проводят преподаватели колледжа. Содержание предлагаемого материала преподаватели колледжа получают в учебном центе аэропорта, для допуска к проведению курсов они сдают тесты.
Из числа специалистов предприятий назначаются наставники студентов, проходящих производственную практику на предприятии. В период производственной практики руководители практики колледжа посещают рабочие места студентов. В дальнейшем они же назначаются руководителями практической части выпускных квалификационных работ и принимают участие в предзащите. Таким образом, преподаватели приобретают практические знания, которые свойственны только данному предприятию.
Разработка и реализация образовательных программ
В рамках реализации совместного проекта с Московским аэропортом Домодедово колледж разрабатывает основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования как комплексный организационно-управленческий документ, наиболее полно отражающий интересы, возможности, потребности всех участников образовательного процесса и представляющий собой, в определенной степени, современную форму социального заказа.
В соответствии с планом совместной деятельности с 2013 года определены и реализованы следующие этапы процесса формирования содержания основных профессиональных образовательных программ:
1.Организационный (подготовительный) этап, в рамках которого определена специфика использования объема нагрузки, отводимого на инвариантную и вариативную части рабочих учебных планов и созданы организационные и педагогические условия формирования вариативной части, по каждой профессии и специальности, в которых заинтересован Московский аэропорт Домодедово.
2.Аналитический этап позволил провести анализ трудовых функций работников предприятия, предоставляющего рабочие места для проведения практик и трудоустройства выпускников, для формирования структуры вариативной части ОПОП.
По каждой специальности определено соответствие объектов профессиональной деятельности выпускников и профессиональных компетенций, определенных ФГОС - матричным должностям штатного расписания предприятий аэропорта.
Воспользовавшись академическими свободами предоставляемых образовательным учреждениям новыми ФГОС, колледж совместно с предприятиями аэропорта определил перечень рабочих профессий для формирования программы названного профессионального модуля.
Для примера: специальность 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте.
Совместно с ООО «ДОМОДЕДОВО КАРГО» были определены две рабочие профессии:
20019 Агент по организации обслуживания пассажирских авиаперевозок и
20020 Агент по организации обслуживания почтово-грузовых авиаперевозок.
Далее каждую рабочую профессию связали с матричными должностями предприятия. Например, для профессии 20019 Агент по организации обслуживания пассажирских авиаперевозок, это должности:
Агент обслуживания приоритетных пассажиров
Агент пассажирского обслуживания.
Для профессии – 20020 Агент по организации обслуживания почтово-грузовых авиаперевозок перечень матричных должностей более широкий:
Агент по обработке курьерских грузов
Агент по обработке служебного груза
Агент по обработке трансферных грузов
Агент по оформлению обработки вылетающих грузов
Агент по оформлению обработки прибывших грузов
Агент по оформлению розыска груза
Агент по оформлению экспресс-обработки грузов
3.Содержательный этап направлен на разработку содержания ОПОП СПО и позволил сформировать программы учебных дисциплин, профессиональных модулей, входящих в структуру ОПОП инвариантной части, а также дополнительных элементов, определенных в результате анализа потребностей в умениях.
При этом учебные курсы аэропорта реализуются по трем направлениям:
изучаются в период теоретического обучения за рамками ОПОП СПО, как программы дополнительного образования и дополнительного профессионального образования;
интегрированы в ОПОП СПО – в рабочие программы общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов;
изучаются в период практики ОПОП СПО.
Перечни учебно-производственных работ, выполняемых на учебной и производственной практике, для студентов – участников программы Приток формируются с учетом учебных курсов аэропорта по конкретным матричным должностям.
В целях развития практических навыков и реализации творческих способностей студентов, проходящих подготовку в рамках программы Приток, DME проводит различные мероприятия:
ежегодные тематические деловые игры DME Live Classic/Practice, которые моделируют реальный рабочий цикл компании
летний лагерь «Приток – технология успеха»
участие в конкурсах профессионального мастерства “WorldSkills Russia”
КВН
День первокурсника
спортивные мероприятия по баскетболу, волейболу, футболу, теннису
и многое другое
Деловая игра – это перспективная форма обучения на внеаудиторном интегрированном занятии. Деловые игры легко вписываются в программу подготовки специалистов и хорошо воспринимаются студентами,повышается мотивация к изучению выбранной специальности. Деловая игра позволяет приблизить обстановку учебного процесса к реальным условиям и порождает потребность к знаниям и их практическом применении, что обеспечивает познавательную активность студента.
Так в чередовании будней и праздников, которые составляют нормальное течение жизни, закладываются в подрастающем поколении основные человеческие ценности, правила поведения в социуме. Такой подход – это отличный способ повысить профессиональный уровень. Такие специалисты всегда востребованы на предприятиях.
Тиражирование практики
Колледжем в полном объеме был передан пакет документации в колледж Московской области «Подмоковье» для использования в выстраивании взаимоотношений по целевому обученю с аэропортом Шереметьево.
В 2015 г. проведена Областная учебно-практическая конференция « Взаимодействие ПОО МО и работодателей как фактор повышения качества подготовки кадров на примере взаимодействия ГАПОУ МО «Профессионального колледжа «Московия» и Московского аэропорта Домодедово
В 2016 г. на территории аэропорта Домодедово проведено Всероссийское совещание «Об основных направлениях развития системы СПО в 2015-2016 г.
Колледж принял участие в круглом столе роководящих и педагогических работников образовательных организаций Калужской области реализации программ СПО
,на тему «Эффективные практики профориентационной работы в системе СПО на примере Московского аэропорта Домодедово»и передал пакет документации
Пример взаимодействия с аэропортом по реализации программы «Приток» послужил импульсом развития партнерских отношений с другими работодателями – так программа «Магистраль» разработанная колледжем для подготовки кадров для ОАО «Российские железные дороги»
Список контактов
Нерубенко Сергей Михайлович - Директор колледжа «Московия», т. 8 (496) 794 30 74 moskoviaprof@yandex.ru
Самсонова Людмила Сергеевна - Заместитель директора по сетевому взаимодействию (руководитель программы Приток) т. 8(968)945-67-83, sls985-992-71-72@mail.ru
Загорнова Ольга Викторовна- Заместитель директора по учебно-производственной работе
т. 8 (903) 210-97-12,pfujhyjdf@mail.ru
Общеобразовательный цикл МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ЭЛЕМЕНТАМИ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Общепрофессиональный цикл
Профессиональный цикл 1 курс
Профессиональные модули:
Первичные профессиональные навыки
Специалисты предприятия
Преподаватели колледжа со знанием производственных процессов
Учебный терминал Аэропорт
Учебные тренажеры, Оборудование с программным обеспечением, управлением
Уч.тер-рия 1: Пассажирские авиаперевозки
Уч.тер-рия 2: Почтово-грузовые авиаперевозки
Междисципли- нарные курсы
Учебные курсы Аэропорта
Учебная практика
Центр обучения Московского аэропорта Домодедово
Профессиональный цикл 2 курс
Программы дополнительного профессионального образования
Профессиональные навыки
Преподаватели колледжа со знанием производственных процессов
Специалисты предприятия
Наставники на производствах
Учебный терминал Аэропорт
Центр обучения Московского аэропорта Домодедово
Производственные участки базовых предприятий
Профессиональные модули:
МДК, УК Аэропорта, УП практика
Производствен-ная практика
Квалификацион-ный экзамен
Профессиональный цикл 3-4 курс
Система независимой оценки
Демонстрационный экзамен
ВКР
Председатель комиссии, руководители и ассистенты от базовых предприятий
Итоговая аттестация
Освоение работ в соответствии с матричными должностями предприятий Аэропорта
Наставники на производствах
Производственные участки базовых предприятий
ПМ «Выполнение работ по одной или нескольким рабочим профессиям, должностям служащих»
Профессиональные модули:
МДК, УК Аэропорта, УП, ПП
|