Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №54 г.Челябинска
«Персефона» - оформление кабинета технологии обслуживающего труда
Проектная работа по технологии
Авторы:
Камалова Юля,
Казанкова Маша, 9 класс
Выполнили:
учащиеся 9 класса
Проверила:
Васильева Т.Т., учитель технологии
Челябинск, 2013
Содержание:
I.Введение
II.Основное содержание. Оформление учебной мастерской экспозициями
2.1. Требования к экспозиционному разделу и описание внешнего вида
-Панно «Очарование осени» и «Весенний пейзаж»
-Панно «Корзинка с цветами», вязание крючком
-Панно «Осенняя роща» и «Сантаклаус спешит на елку», аппликация из ткани
-Панно «Времена года», вышивка крестиком
-Декорирование цветочных горшков, вязание крючком
-Панно «Букет сирени», вышивка бисером
-Панно «Фантазии из лент», вышивка шелковыми лентами
-Волшебный мир кожи (кожаная пластика на стаканчиках)
-Панно «Букет цветов», бисероплетение
- Деревья «Времена года», бисероплетение
-Стенды от »Националь»
2.2. Технологическая последовательность изготовления экспозиций
2.3.Экономические расчеты на материалы
III.Заключение
IV.Список литературы
V.Приложения
I.Введение
Идея оформления кабинета технологии к нам пришла неслучайно. В нашем представлении этот кабинет должен быть ярким, красочным и наполненным интересными композициями, тем самым показывая насколько удивителен и интересен урок технологии. Мы пришли к выводу, что очень оригинально можно оформить кабинет в природном жанре Красоты природы настраивают на творческий лад и вдохновение, дарят нам множество удивительных открытий: обычный кленовый лист, цветы и плоды растений оживают в умелых руках. Какие блаженные минуты мы испытываем при созерцании природы. Во все времена люди были связаны с природой. Она дарит нам яркие краски, которые всегда смогут нам напомнить об уникальности нашей природы.
Мы поставили перед собой цель: изготовить учебно - наглядные пособия для кабинета технологии.
Для достижения поставленной цели нам предстояло решить ряд задач:
1.Изучить требования к экспозиционному разделу
2.Изучить различные виды техник рукоделия и изготовить учебно -наглядные пособия для кабинета технологии
3.Воплотить проект в реальную жизнь
Выбранная нами тема является актуальной: правильно оформленный кабинет должен способствовать повышению эффективности учебного процесса, помогать в усвоении и закреплении знаний и умений, воспитывать культуру труда и быта, развивать эстетический вкус у учащихся.
Оригинальность нашей работы заключается в том, что мы сумели создать учебно-наглядные пособия, объединенные единой композицией.
Новизна нашей работы состоит в том, что мы использовали необычные материалы для создания проекта: автомобильные баллончики (для покраски кожи), сочетание пенопласта с перьями, живописи с поделочными материалами.
Наша работа имеет и практическое применение: мы изготовили наглядные пособия для учащихся, которые помогут им ознакомиться с различными видами декоративно-прикладного искусства.
Методы исследования:
1.поисково-исследовательский (сбор и изучение документального материала, литературы, интернет-сайтов)
2.аналитический (обобщение собранного материала и выводы)
3.творческий (оформление кабинета)
II.Основное содержание. Оформление учебной мастерской экспозициями
2.1. Требования к экспозиционному разделу и описание внешнего вида
При оборудовании учебных мастерских особое внимание следует уделить экспозиционному разделу, который включает в себя различные наглядные пособия, размещаемые по определенной системе. Зрительное восприятие делает предметы более ощутимыми, понятными, облегчает усвоение сложного материала. Наглядный материал должен привлекать оригинальностью оформления, актуальностью затрагиваемых тем, свежестью информации, доходчивостью показа. Следует отказаться от бездумного украшения помещения, загромождения его стендами, витринами, таблицами и т.д., которые рассеивают внимание учащихся, снижая их работоспособность.
Экспозиция может быть размещена не только в мастерской, но и в прилегающем к ней коридоре, холле. Экспозиция включает в себя две части – постоянную и временную. В постоянную экспозицию входят материалы длительного пользования – правила поведения в мастерской, обязанности дежурного, правила безопасного труда и личной гигиены, рекомендации по научной организации труда учащихся, пословицы и поговорки, посвященные труду.
Временная экспозиция включает в себя материалы, которые необходимы при изучении той или иной темы программы. Это могут быть таблицы, некоторые инструктивные материалы, технологические карты изготовления изделий, стенд с образцами, планшеты с вырезками из периодических изданий об изобретениях, внедрении новой техники и технологии ит.п. Стенды и планшеты необходимо располагать не ниже 0,9м от пола и не выше 2,2м. На стенде помещают 5-6 планшетов.
Поверхности, на которых должны размещаться наглядные пособия должны быть без бликов, окрашены в неяркие тона. Это нужно чтобы выделить сам экспонат, а не фон, на котором он размещен. Планшеты размещают на рейках, щитах, плитах из искусственных материалов. В экспозиции должно быть гармоничное соотношение образа и слова. Иллюстрация и текс дополняют друг друга, образ снимает нагрузку с текста, облегчая его восприятие и усвоение. Текст должен быть ясным по смыслу, иметь четкую разбивку на абзацы. Нужно избегать переноса слов, особенно в заголовках и цитатах. Размер шрифта должен быть таким, чтобы текст можно было свободно читать с расстояния не менее 1м в условиях достаточной освещенности. Основной текс не должен превышать 150-180 знаков. Любая экспозиция должна отвечать требованиям эстетики, быть легко сменяемой и поддаваться чистке. Лучше, если тексты, таблицы, схемы и другие компоненты экспозиции будут размещены под стеклом или прозрачной пленкой [18].
Изучив требования к экспозиционному разделу, основы цветоведения, мы выбрали виды декоративно-прикладного творчества, подобрали необходимые материалы и приступили к оформлению кабинета.
Декоративные изделия, которыми оформлена мастерская обработки ткани, представлены на следующих фотографиях:
Описание внешнего вида экспозиций
Панно «Очарование осени» и «Весенний пейзаж»
На панно «Очарование осени» изображен осенний пейзаж. Озеро, горы и земля нарисованы акриловой краской. Дерево и листья выполнены из кожи, белка – из натурального меха
На панно «Весенний пейзаж» изображен весенний пейзаж. Горы, трава, озеро, небо нарисованы акриловой краской. Птица выполнена из разноцветных перьев [7,13,14].
Панно «Корзинка с цветами» - состоит из белой вязаной крючком салфетки, на которую прикреплена корзинка с цветами, ручка выполнена из вязаного жгутика [2,4].
Панно «Осенняя роща « и «Сантаклаус спешит на елку» - изготовлены в технике аппликация из ткани и изготовление искусственных цветов [12,17]
Панно «Весна и лето» - вышивка крестиком шерстяными нитками и мулине [5,8, 9,11].
Декорирование цветочных горшков – чехлы изготовлены в технике вязания крючком и декорированы атласными лентами, пайетками. [1,2,5].
Панно «Букет сирени» - вышивка бисером по канве [3,10].
Панно «Фантазии из лент» - вышивка атласными лентами [16]
Волшебный мир кожи (кожаная пластика на стаканчиках) [7,13,14]
На разноцветных пластиковых стаканчиках изображены различные деревья, которые изготовлены из кожи. Кожа окрашивалась при помощи баллончиков для покраски автомобилей. Все детали прикреплялись при помощи клеевого пистолета. В стаканчиках размещаются принадлежности: карандаши, ручки, крючки.
Панно «Букет цветов» выполнено в технике бисероплетения [ 3].
Деревья «Времена года» - выполнены в технике бисероплетения [3]
Стенды от «Националь»
Сейчас для оформления кабинетов, школьных классов группа компаний Российские Инновации разработала стендовые сборные композиции НАЦИОНАЛЬ. Информационные стенды НАЦИОНАЛЬ помогут создать современный, отвечающий нормативным требованиям кабинет технологии в школе. Данные стенды позволяют разместить всё необходимое к уроку технологии: наглядные материалы, демонстрационные пособия, инструкции, задания. Конструкция оборудования НАЦИОНАЛЬ позволяет изменять конфигурацию и заголовок школьного стенда.
Стенды НАЦИОНАЛЬ помогут не только в размещении справочного материала к уроку, но и в оформлении тематических выставок творческих работ учащихся. Оригинальные поделки учеников (например, прихватки, салфетки, платочки, игрушки, вышивки, макраме и т.д.) Вы сможете разместить на шнурах, держателях, на пробковых ячейках с помощью кнопок, а также закрепив их пластиковыми хомутами на элементах стенда (рис.14-22). Подвесные объемные карманы помогут разместить журналы для творческой деятельности учащихся, книги по шитью и вязанию, кулинарные книги, энциклопедии, справочники которыми ученики пользуются на уроках технологии [18].
1).Закрепление поделок на ячейках с пробкой при помощи кнопок
Поделки из ткани Выкройки Вязаные изделия
Рис.1 Рис.2 Рис.3
2)Размещение работ учеников на держателях: крючках, скобах, стойках
Изделия из ткани Изделия из дерева Изделия из бисера
Рис.4 Рис.5 Рис.6
3)Размещение поделок школьников на шнурах
Вязание Игрушки Вышивки
Рис.7
Рис.9
Рис.8
Стенды по Охране труда и Технике безопасности – это обязательный атрибут кабинета технологии. Это универсальное наглядное оборудование для размещения важнейших правил и инструкций по ОТ и ТБ.
Рис.10 Рис.11
Поскольку учитель технологии часто является и классным руководителем. Националь предлагает оригинальные классные уголки, которые помогут отразить важные моменты жизни Вашего класса, станут местом самостоятельной творческой деятельности учеников.
Рис.12
Стенды НАЦИОНАЛЬ - это воспитание у учеников качественной информационной культуры! Информационные стенды НАЦИОНАЛЬ помогут создать современный, отвечающий нормативным требованиям кабинет технологии в школе.
2.3. Технологическая последовательность изготовления учебно-наглядных пособий
1).Панно «Очарование осени» и «Весенний пейзаж»
1.Нарисовать эскиз
2.Выполнить драпировку дерева с помощью клеевого пистолета
3.Из кожи изготовить листву и ягоды
Термообработка кожи с помощью свечи и разогретой сковороды
Покрытие листвы и ягод золотой, зеленой и бронзовой краской из баллончиков
Наклеивание элементов на панно с помощью термопистолета
4.Изготовить белку и птицу
На нанесенный рисунок белки наклеить натуральный мех.
Вырезать тело птицы из пенопласта. Наклеить на него разноцветные перья.
2).Панно «Корзинка с цветами»
Вязание декоративного шнура для изготовления ручки: набрать 2 воздушных петли, ввести крючок под две нити, расположенные справа, захватить нить и, поворачивая от себя налево, протянуть через две петли на крючке, затем захватить нить, провязать 2 петли, т.е столбик без накида, поворачивая шнур. Провязать столбик без накида, вводя крючок под две нити снизу справа с поворотом шнура от себя [1].
Схемы вязания корзинки, цветов и листиков представлены в [Приложении I].
3).Панно «Осенняя роща» и «Сантаклаус спешит на елку»
1.Обтянуть жесткий картон тканью
2.Выкроить все детали и обработать их клеевой прокладкой.
3.Настрочить детали на ткань зигзагообразной строчкой.
4.Изготовить искусственные цветы при помощи булек, раскрасить акриловыми красками и пришить на крону деревьев и землю. На елку прикрепить бантики и бусинки.
4). Панно «Времена года»
Схемы для изготовления картин представлены в [Приложении II].
5.Чехлы для цветочных горшков
Схемы для вязания представлены в [Приложении III].
6.Панно «Сирень»
1.Выбрать технику вышивки (по диагонали)
2.Проработать расположение узора в целом и на его отдельных частях
3.Подобрать цветовую гамму бисера
4.Выполнить вышивку бисером по схеме, представленной в [Приложении IV].
7.Панно «Фантазии из лент»
1.Нарисовать эскиз и нанести его на ткань
2.Подобрать цветовую гамму лент и мулине
3.Выбрать технику изготовления
4.Определить композиционный центр
5.Вышить панно согласно эскизу
8. Панно «Волшебный мир кожи»
1.Нарисовать соответствующий эскиз на стаканчике
2.Вырезать элементы из кожи (листья, ягодки, стебли) согласно шаблону. Подвергнуть их термообработке при помощи свечи и сковороды
3.Полученные изделия красим краской из баллончиков для автомобилей и приклеиваем на стаканчики при помощи термопистолета
9.Панно «Букет цветов» и деревья «Времена года» выполнены в различных техниках бисероплетения ( параллельное плетение, круговое плетение и др.)
2.3. Экономическая часть
Расчет стоимости затрат на материалы представлен в [Приложении V]
III.Заключение
Работая над интересным и увлекательным проектом, мы не только узнали много нового о современном дизайне интерьера, но и о старинных ремеслах: вышивании крестиком, бисером, лентами, вязании, изучили новые техники рукоделия, научились планировать свою работу. Этот проект помог нам раскрыть в себе таланты дизайнера, развить художественный вкус и фантазию, делая его не только по книгам, но и по собственным задумкам. Главное, мы научились работать в группе, помогать и поддерживать друг друга.
Закончив свой проект, мы пришли к выводу, что экспозиции, сделанные своими руками, в которые мы вложили душу, все свои знания и умения, будут радовать всех, кто будет посещать данный кабинет и у большинства учащихся появится желание посещать кружок по рукоделию и научиться творить. Мы думаем, что наш проект поможет повысить качество знаний и умений на уроках технологии, а также улучшить психологический микроклимат.
Результатом совместной творческой работы стало преображение кабинета технологии. Теперь он выглядит намного уютнее, приобрел свой индивидуальный стиль и, будет заинтересовывать учащихся заниматься предметом технология.
В Приложении [VI] представлен фрагмент творческого процесса по оформлению кабинета.
IV.Список литературы
1.Андреева Р. Новые узоры для вязания крючком. – С-Пб.: Регата, 2000.
2.Андрукович М.К. Вечера с вязанием. - МН.:Хелтон, 1999.
3. Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения. - Р-н-Д:Феникс, 2005.
4.Власова А.А.. Рукоделие в школе. – С-П:Диамант, 1996. -
5. Гарднер С. Вышивка от А до Я. – М:Ниола 21-й век, 2005.-
6. Журнал «Школа и производство». Художественное проектирование кабинета технологии. - № 6, 2006.
7.Ивлева А.Г. 100 мелочей из кожи. –М.:Профиздат, 2004.
8.Карпенко Т.Вышивка в умелых руках. – М.: АСТ Астрель, 2003.
9.Константинова С.С. История декоративно-прикладного искусства. –Р-н-Д: Феникс, 2004
10.Коржев Е.П. Энциклопедия для девочек. –М.: Просвещение, 2000
11. ЛитвинецЭ.Н. Сделай сам. – М.: Знание, 1991
12.Митителло К. Аппликация. – М.: Эксимо, 2002
13.Новикова И.В. 100 поделок из кожи. – Ярославль: Академия развития, 1999.
14.Скребцова Т.О. Объемные картины из кожи. – Ростов: Феникс, 2005.
15.Сычева Л.В. Вышивка. – Челябинск: Металлургия, 1992.
16.Чотти Д. Вышивка шелковыми лентами. –М.: Аст-пресс, 2004.
17.Шалда В.В. Цветы из ткани для любимой мамы. - Р-н-Д: Феникс, 2005
18. Уколова А.М. Методика преподавания обслуживающего труда: Учебно-методическое пособие – Курган, 2012.
Интернет- ресурсы
19.http://www.rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html (САНПИН для школ)
20..http://www.1-11.ru/ (Стенды от НАЦИОНАЛЬ)
V.Приложения
Приложение V
Расчет стоимости затрат на материалы
Наименование материала
|
Стоимость единицы
(руб.)
|
Кол-во израсходованных материалов
|
Общая стоимость
(руб.)
|
Акриловые краски
|
52
|
10шт.
|
520
|
Болончики с золотой краской
|
125
|
2шт.
|
250
|
Болончики с розовой и зеленой краской
|
60
|
5шт.
|
300
|
Клеевой пистолет
|
147
|
1шт.
|
147
|
Картридж для пистолета
|
15
|
30шт.
|
115
|
Кисти
|
30
|
4шт.
|
120
|
Клей-мастер
|
40
|
2шт.
|
80
|
Перья
|
70
|
3упаковки
|
210
|
Рейки для рамок
|
60
|
1шт.
|
60
|
Рамки:
Панно «Сирень»
Панно»Фантазии из лент»
Панно «Времена года»
Панно «Осенняя роща»
Панно «Букетик»
Панно»Сантаклаус»
|
59
400
60
100
200
140
|
1шт
1шт.
4шт
1шт.
1шт.
1шт
|
59
400
240
100
200
140
|
Набор для вышивания крестиком
|
145
|
4шт.
|
580
|
Набор для вышивания бисером
|
480
|
1шт.
|
480
|
Нитки для вышивания бисером
|
5
|
1шт.
|
5
|
Ленты атласные
|
2,5
|
67м.
|
167,5
|
Розочки декоративные
|
7
|
16
|
112
|
Пряжа для изготовления чехлов на цветочные горшки
|
30
|
2шт.
|
60
|
Пряжа для панно «Крзинка с цветами»
|
17
|
7шт.
|
105
|
Пайетки
|
25
|
2шт.
|
50
|
Пайеточная лента
|
16
|
0,12м.
|
192
|
Канва для вышивки лентами
|
150
|
0,9м.
|
135
|
Бисер для изготовления панно »Букетик» и деревьев
|
100
|
4
|
400
|
Итого: 4927,5
|
Приложение VI
|