Скачать 1.47 Mb.
|
Уроки литературы в 11 классе Урок 1. Тема: Введение. Литература конца XIX – начала ХХ веков. История ХХ века и судьбы искусства. Цель: Знакомство с особенностями русской литературы рубежа веков. Повторение и углубление изученного о литературных направлениях XIX века. Знакомство с литературными направлениями ХХ века. Развитие навыка конспектирования лекции. Ход урока. Словарь: литературная традиция, патриотический пафос, народность, гуманизм реализм, революционный романтизм. пролетарская литература, декадентство, модернизм, оппонент 1. Вступительное слово учителя. В этом учебном году мы завершаем изучение русской литературы. Наша задача – понять закономерности историко-литературного процесса, - овладеть навыком оценки литературного произведения, - развивать свою интеллектуальную и речевую деятельность, - совершенствовать навыки устного и письменного высказывания. 2. Повторение изученного в 9-10 классах о литературных направлениях. Лекция. (Уч-ся конспектируют.) Начало века… Старые идеи, которыми жил век XIX, себя исчерпали, новые только начинают зарождаться. В муках рождалась новая жизнь. Об этом Б.Л.Пастернак так писал в своем стихотворении «Отцы»: …Крепостная Россия Выходит С короткой приструнки И зовется Россиею после реформ… Русская литература ХХ века развивалась в контексте мирового литературного процесса. На рубеже веков Россия вступила в период войн и революций. Литература и искусство развивались под воздействием ожидания и свершения надвигающейся трагедии. Три революции в начале века! Таких быстрых изменений в политической, общественной жизни, да и психологии народа не знает ни одна страна. Шла бурная переоценка ценностей, рождались новые идеалы. Усилилась философская направленность литературы. В русской литературе возникают новые явления, которые выражали духовный кризис общества, вызванный трагическими последствиями первой русской революции и наступлением полосы жестокой реакции. Острые противоречия жизни, растерянность и отчаяние, потеря веры в близкие социальные перемены во многом определяли общественную атмосферу. Писатели искали пути улучшения жизни в идеалистических учениях, культуре, эстетике, нравственности, Духовном возрождении людей. Их внимание привлекает мир человеческой личности, постижение собственного «я». Пытаясь понять взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего, многие обращались к религии и мистике как способам познания мира. Эти явления в различных направлениях литературы и искусства, отмеченные настроением упадка и безнадежности, получили общее наименование - декадентство. Декадентство в переводе с французского языка означает «упадочный». Для писателей-декадентов характерно эстетическое неприятие окружающей жизни, уход в мир отдельной личности, иногда пессимизм и в то же время высокая культура, утонченность, поиск новых поэтических форм. Представители декадентства отрицали возможность революционного пути развития страны. Им были свойственны проповедь «искусства ради искусства», крайний индивидуализм, вражда ко всему прогрессивному. Наряду с понятием декадентства утвердилось еще одно условное название этих явлений в литературе и искусстве - модернизм, означающее современный, новейший. Этот термин подчеркивает в основном тяготение художников к созданию новых форм, противопоставляемых формам классического искусства. Декаденты заявляли о себе как о новаторах в искусстве, модернистах. Модерн – это реакционное упадническое течение в искусстве, которое характеризовалось нарочитой причудливостью и надуманностью форм. В литературе к декадентским и модернистским относятся такие направления, как символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм. Каждое из них выдвигало определенные принципы, которыми должен руководствоваться художник. Но все они были связаны с именами крупнейших мастеров слова - В.Я.Брюсова, А.А.Блока, И.Анненского, Ф.Сологуба, С.Есенина, М.Цветаевой, А.Ахматовой, В.Маяковского и др., обладающих ярко выраженной индивидуальностью, выходящих в своем творчестве за рамки того или иного художественного метода. В литературе начала века наибольшего расцвета достигла поэзия, вошедшая в историю как Серебряный век русской поэзии. Ее называют также поэтическим ренессансом, часто сравнивают с пушкинской эпохой. В начале века складывается новое литературное направление, названное впоследствии социалистическим реализмом. Его становление связывают с именем М.Горького. В 900-е годы XIX века теряют свою активную роль литературно-общественные журналы. Большое воздействие на литературу стали оказывать альманаха. например, литературно-художественные альманахи «Шиповника», к редактированию которого был привлечен Л.Андреев, сборники товарищества «Знание», руководимые М.Горьким, сборники «Слово», в издании которых приняли участи В.Вересаев и И.Бунин, альманах символистов «Северные цветы» и др. Многие из них становились центром объединения и размежевания литературных групп. Примечательной чертой времени является развитие публицистики. наряду с выступлениями критиков-профессионалов все большую значимость приобретают критические выступления писателей В.Г.Короленко, В.Я.Брюсова, А.А.Блока, А.Белого и других мастеров слова. Заметную роль в литературной жизни того времени сыграл кружок «Московская литературная среда», или «Среда», организованный писателем Н.Д.Телешовым. Наибольшая группа молодых писателей за несколько лет выросла в крупную литературную организацию, в которую входили А.И.Куприн, Л.Андреев, В.Вересаев, А. Серафимович, М.Горький. Здесь появлялись В.Брюсов, К. Бальмонт, А.Белый, Ф.Сологуб. на собраниях присутствовали артисты и художники Ф.Шаляпин, В.Качалов, И.Левитан, А.Головин и др. Из произведений участников «Среды» составлялись и выпускались издательством «Знание» сборники «Знание», а позднее - «Слово». 3. Беседа. Литература ХХ века, советская литература, при всей своей исторической новизне сохранила преемственность с великой русской литературой. Прежде всего унаследовала литература ХХ века патриотизм. - Приведите примеры произведений русской классической литературы XIX века, в которых раскрывался истинный патриотизм. - Какие приемы раскрытия патриотического чувства использовали писатели – классики? 4. Продолжение лекции. Русскому народу, как никому другому, пришлось бороться за свою независимость в течение ряда столетий. Чувство патриотизма издавна развилось в русском народе. и не случайно в первом дошедшем до нас крупнейшем произведении русской литературы – «Слове о полку Игореве» - мы находим уже отчетливо осознанную и выраженную патриотическую идею – призыв к единению русских князей как раз перед нашествием монголов. Патриотический пафос проходит через всю историю русской литературы. Идея патриотизма сочеталась с идеей свободы и блага народного еще у Радищева. Для Пушкина и декабристов слова отчизна и свобода были неотделимы: Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! У Некрасова и революционеров-демократов патриотический пафос выражался в призыве к борьбе против самодержавия. В литературе патриотическое чувство раскрывалось в различных формах. Н.В.Гоголь так писал в заключительном лирическом отступлении в поэме «Мертвые души»: « Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобой дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. <�…> Эх. кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших головах? <�…> Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства». 5. Беседа. - Как вы понимаете термины «народность литературы» и «гуманизм»? - Приведите примеры произведений, в которых раскрывается проблемы народности и гуманизма. 6. Продолжение лекции. Одной из основных проблем русской классической литературы является проблема народности, неразрывно связанная с гуманизмом. «Я взглянул окрест, и душа моя страданиями человечества уязвлена стала»,- писал А.Н.Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву». Патриотизм, народность и гуманизм – таковы были те творческие принципы, которые стали ведущими не только в русской литературе XIX века. Они определили характер типизации в творчестве писателей – классиков. Изображение типического героя в типических обстоятельствах стало непременным условием принципа реализма. В.Г.Белинский определил этот путь в искусстве как «воспроизведение действительности во всей ее истине». С появлением во второй половине XIX века русский реализм получил наиболее отчетливую революционную устремленность и ясную теоретическую осознанность. И Чернышевский, и Добролюбов, и Салтыков-Щедрин понимали литературу прежде всего как пропаганду передовых идей, которые она должна была нести в народ. Вместе с тем патриотическая идея русской литературы определила создание образов, в которых воплотились лучшие черты русского национального характера. Таковы, например, образ Татьяны у Пушкина, образ Катерины у Островского, хотя и на них лежит трагическая печать неосуществленности, непроявленности богатых душевных возможностей. Уходя от действительности, русская литература обращалась к мечте, воплощая в образах то, что еще смутно брезжило в жизни,- протест, стремление к борьбе, пафос свободы. Романтические образы Мцыри и Калашникова в эпоху николаевской реакции внушали читателю веру в человека, в его силу, стойкость и мужество и предсказывали появление таких людей в самой жизни. Борьбу за нового человека русская литература вела и на путях реализма, и на путях революционного романтизма. 7. Практическая работа. Сопоставление текстов произведений, относящихся к разным литературным направлениям. Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты. (В.А.Жуковский. Море) Нелюдимо наше море, День и ночь шумит оно; В роковом его просторе Много бед погребено. (Н.М.Языков) Чудесный жребий совершился; Угас великий человек. В неволе мрачной закатился Наполеона грозный век. (А.С.Пушкин) 8. Обобщение. - Укажите так называемые «вечные» темы и проблемы русской литературы. - Чем осложнялось развитие литературы рубежа веков? Урок 2. Тема: Развитие гуманистических традиций русской классической литературы в конце XIX – начале ХХ века. Острота постановки вопросов о роли искусства в начале ХХ века. Цель: Раскрыть особенности русской литературы начала ХХ века. Сопоставление статьи В.И.Ленина «Партийная организация и партийная литература» и статьи В.Я.Брюсова «Свобода слова». Развитие навыка конспектирования. Ход урока. 1. Проверка конспектов учащихся. 2. Опрос. - Назовите причины резкого размежевания сил в литературе рубежа веков. - Какие два противоположных направления проявились в искусстве в начале ХХ века? 3. Усвоение нового материала. Лекция. (Учащиеся конспектируют) В эпоху развития классовой борьбы русская литература стремилась отразить все многообразные, противоречивые, сложные процессы, которые происходили в русской действительности. Старшее поколение писателей (Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, В.Г.Короленко) на запросы эпохи ответило усилением протестантских настроений. В 1905 году Л.Н.Толстой прозорливо предсказал близость «огромного преобразования»: считая, что переворот произойдет сначала в сознании человечества, художник будет акцентировать мысль о последующем изменении и «форм общественной жизни. Обостряется проблема государственного аппарата в его произведениях «Воскресение», «Живой труп», «Не могу молчать», «Три дня в деревне». В творчестве Л.Н.Толстого растет интерес к протестующей личности (рассказ «Хаджи Мурат»), к народникам («Божеское и человеческое»), к террористам («Фальшивый купон»). А.П.Чехов создает рассказы из жизни обнищавшей деревни («Мужики», «В овраге»), Поэтизируется мечта писателя о грядущем в образах юных героинь (Надя – «Невеста», Аня – «Вишневый сад»). На рубеже веков в русскую литературу вливаются новые силы. Это Л.Андреев, И.А.Бунин, В.Я.Брюсов, В.Вересаев, М.Горький, Н.Гарин - Михайловский, А.И.Куприн, А.Серафимович, И.Вольнов, А.Чапыгин, К.Тренев, В.Шишков, А.Неверов, А.А.Блок, А.Н.Толстой и др. Они унаследовали от русской классики самую суть ее идеалов и поисков. 3. Беседа. - Какие традиции были свойственны русской классической литературе? - Почему эти традиции были продолжены в литературе ХХ века? 4. Продолжение лекции. Творчество писателей на рубеже веков развивалось в обстановке распада буржуазного мира, социального самоопределения народа, проникновения в массы идей социализма. под влиянием таких небывалых смещений началась переоценка смысла и характера народной жизни, исторических судеб России, возможностей и способностей человека. Различные, порой несовместимые точки зрения на «сквозные» проблемы времени вызвали обилие творческих решений и течений: изменение принципов критического реализма, повлекшие за собой становление литературы социалистического реализма, и возникновение модернизма. В русском искусстве этих лет закладывались основы двух культур: революционно-действенной, способной понять поступь истории (пролетарской культуры), и иной – ориентирующейся на так называемый спонтанный поток человеческого сознания (модернистской). Представители пролетарского направления (М.Горький, А.Серафимович, Д.Бедный, А.Акопян, Ф.Шкулев и др. ) выступали на страницах большевистских газет «Звезда» и «Правда». В 1914 и 1917 годах М.Горький издал два сборника произведений пролетарских писателей. Это было широкое, влиятельное направление в литературе. В его недрах формировался реализм нового типа. Он получил название «метод социалистического реализма». Целью этого метода было создание новых принципов типизации действительности. Перед пролетарскими писателями вставали задачи исключительного значения. Они вытекали из того положения, которое Россия начинала занимать в мировом революционном движении, и из характера этого движения в самой стране. Требования, которые предъявлялись к произведениям пролетарских писателей, сформулировал В.И.Ленин в статье «Что делать?». Новый характер начинающегося исторического периода он непосредственно связывал с задачами русской литературы. В 1905 году в статье «Партийная организация и партийная литература» Ленин так определил сущность нового искусства: «Это будет свободная литература, потому что…идея социализма и сочувствие трудящимся будут вербовать новые и новые силы в ее ряды. Это будет свободная литература, потому что она будет служить…миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность». Ленин определил новую литературу как партийную. Он писал в статье: «Речь идет о партийной литературе и ее подчиненности партийному контролю…Литературное дело должно стать частью общепартийного дела, колесиком и винтиком одного единого социал-демократического механизма…». Принцип партийной литературы, по Ленину, - это подчиненность, подконтрольность, подотчетность партийных литераторов их партийной организации. По Ленину, художник буржуазного общества скрывает свою зависимость от него («от денежного мешка, от подкупа, от содержания»), а художник пролетарского или социалистического общества будет открыто связан со своим классом. Первый не имеет свободы, а второй свободен. Оппонентом Ленина выступил В.Я.Брюсов, написавший статью «Свобода слова», в которой высказал свое неприятие ленинской трактовки свободы литературы, свободы творчества, свободы слова. 5. Работа со статьей В.Я.Брюсова «Свобода слова». «…Г.Ленину нельзя отказать в смелости: он идет от крайних выводов из своей мысли: но меньше всего в его словах истинной любви к свободе. Свободная («неклассовая») литература для него – отдаленный идеал, который может быть осуществлен только в социалистическом обществе будущего. Пока же «лицемерно свободной, а на деле связанной с буржуазией литературе» г. Ленин противопоставляет «открыто связанную с пролетариатом литературу». Он называет эту последнюю «действительно свободной», но совершенно произвольно. По точному смыслу его определений обе литературы не свободны. Первая тайно связана с буржуазией, вторая открыто с пролетариатом. Преимущества второй можно видеть в более откровенном признании своего рабства, а не в большей свободе. Современная литература, в представлении г. Ленина, на службе «денежного мешка, а партийная литература будет «колесиком и винтиком» общепролетарского дела. Но если мы и согласимся, что общепролетарское дело – дело справедливое, а денежный мешок – нечто постыдное, разве изменится степень зависимости? Раб мудрого Платона все-таки был рабом, а не свободным человеком. Однако, возразят мне, та свобода слова (пусть еще неполная, пусть вновь урезанная), которой мы сейчас пользуемся в России, или по крайней мере пользовались некоторое время, была достигнута не чем иным, как энергией «российской социал–демократической рабочей партии». Не стану спорить. Воздам все должное этой энергии. Скажу больше: в истории можно подыскать только один пример, напоминающий наши октябрьские события: это отход плебеев на священную гору. Вот истинно первая «всеобщая забастовка», на тысячелетия предварившая сходные попытки Бельгии, Голландии и Швеции. Но, признав всю благодетельность пережитого нами события, неужели я должен по этому самому отказаться от критического отношения к нему? Это было бы все равно, как требовать, чтобы никто из благодарности к Гуттенбергу, изобретшему книгопечатание, не смел находить недостатков в его изобретении. Мы не можем не видеть, что социал-демократы добивались свободы исключительно для себя, что партиям, стоящим вне партии, крохи свобод достались случайно, на время, пока грозное «долой!» не имеет значения эдикта (эдикт - извещение, предписание, приказание должностного лица.- Г.М.). Слова социал-демократов о всеобщей свободе тоже «лицемерие», и мы, писатели беспартийные, тоже должны «сорвать фальшивые вывески». Свободе слова г. Ленин противопоставляет свободу союзов и грозит писателям беспартийным – исключением из партии. «Каждый союз, говорит он, волен прогнать таких членов, которые пользуются фирмой партии для проповеди антипартийных взглядов». Что это значит? Странно было бы толковать это в том смысле, что писателям. пишущим против социал-демократии, не будут предоставлены страницы социал-демократических изданий. Для этого не надо создавать «партийной» литературы <�…> Г.Ленин готов предоставить право «кричать, врать и писать что угодно», но только за дверью. Он требует расторгать союз с людьми, «говорящими то-то и то-то». Итак, есть слова, которые запрещено говорить. «Партия есть добровольный союз, который неминуемо распался бы, если бы он не очищал себя от членов, которые проповедуют антипартийные взгляды». Итак, взгляды высказывать запрещено. <�…> В этом решении – фанатизм людей, не допускающих мысли, что их убеждения могут быть ложны…» 6. Беседа. - Против чего восстает в своей статье В.Я.Брюсов? -Правильно ли понял автор В.И.Ленина? - Какие аргументы выдвигает В.Я.Брюсов в подтверждение мысли об отсутствии истинной свободы слова и свободы творчества в статье Ленина «Партийная организация и партийная литература». - Обратите внимание на умение В.Я.Брюсова вести полемику (спор в печати)? - Попробуйте сформулировать понимание Брюсова свободы слова. Высказывая свое понимание свободы слова, Брюсов писал:…в нашем представлении свобода слова неразрывно связана со свободой суждений и с уважением к чужому убеждению. Для нас всего дороже свобода исканий, хотя бы она привела нас к крушению всех наших верований и идеалов». Ленинский принцип партийности литературы, по словам Луначарского, должен был упорядочить политическую литературу партии, но не всю художественную литературу. Об опасности и надуманности категории партийности литературы» свидетельствует тот факт, что ее использовали как идеологическое средство в жестокой литературной борьбе 30-80-х годов ХХ века. 7. Подготовленный ученик рассказывает о книге Ю.Борева «Сталиниада. Истории. Свидетельства. Апокрифы. Анекдоты». Официальная трактовка проблемы партийного руководства литературой и искусством сводилась к утверждению тезиса о чутком и бережном отношении партии к деятелям литературы и искусства, о заботливом выращивании талантов, умелом и тактичном руководстве творческим процессом. На деле все оказывалось не столь оптимистичным. В качестве примеров насилия, которое осуществлялось над советскими писателями, модно воспроизвести отдельные эпизоды из книги Ю.Борева «Сталиниада. Истории. Свидетельства. Апокрифы. Анекдоты». (См. приложение к уроку.) 8. Обобщение. - Какие традиции русской классической литературы продолжены в литературе ХХ века? |
Философия ... |
Гусли в музыкальной культуре России конца XIX – начала ХХ века: Николай... Николай Иванович Привалов (1868-1928) и музыкант-самородок, гусляр Осип Устинович Смоленский (1871-1920). История развития гуслей... |
||
Xviii–xix веков Под редакцией проф. А. В. Западова. Третье, исправленное... I. Возникновение русской периодической печати и развитие ее в XVIII – начале XIX в |
Роль обычного права в развитии тувинского общества (вторая половина XIX первая половина ХХ в.) Охватывают территорию тувинских хошунов, находившихся под властью амбын-нойона во второй половине XIX и начале XX веков и в период... |
||
Урок по теме: «Литература оттепели» Урок предназначен для 11 класса социально-гуманитарного профиля |
Деятельность городского общественного управления в забайкальской... Охватывают Забайкальскую область в административно-территориальных границах последней четверти XIX – начала XX вв., совпадающую с... |
||
Литература Методическое обеспечение по предмету «Литература в 7 классе:... «Русский язык 5-11 класс: тесты для текущего и обобщающего контроля» (Н. Ф. Ромашина) |
Поэтика балетного спектакля конца XIX в. (Первая петербургская постановка «Лебединого озера») |
||
В. А. Звегинцев история языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях Кафедра русской классической литературы и теоретического литературоведения Елецкого государственного университета |
Литература 271 «На дне» Горького (1902), кажется в сравнении с горьковской завершением традиций XIX века, а не вступлением в новый век. Символисты... |
||
Update 08. 06. 18 Все шедевры мировой литературы в кратком изложении... В 84 Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века: Энциклопедическое издание.... |
Литература. Монографии. 74 Современные тенденции российско-испанского сотрудничества в культурной сфере в конце XX – начале XXI веков |
||
Урок на тему: «Наша Земля- магнит» Этот урок урок над темой, урок мировоззренческий, урок философский. Я убеждена в том, что знания о среде своего обитания каждый образованный... |
Урок: 35,36. Класс: 8б дата: Тема: Кислоты. Состав и свойства. Урок-путешествие Цель: сформировать у учащихся представление о кислотах (составе, классификации, представителях), продолжить работу по развитию умения... |
||
Лекция Введение в историю экономики > Предмет истории экономики и... Историко-экономическая наука оформилась как самостоятельная ветвь системы экономических наук в XIX в. Вначале произошло становление... |
Урок технологии 4 класс. Тема : Обувная фабрика. Модель детской летней обуви (урок 2) Ребята, с каким промышленным предприятием мы познакомились на прошлом уроке? -обувная фабрика |
Поиск |