Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»


Скачать 3.23 Mb.
Название Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
страница 1/20
Тип Программа дисциплины
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Безопасность жизнедеятельности (А.И. Павлов, В.Н. Тушонков, В.В. Титаренко)

Введение

   В начале XXI века в России продолжает оставаться высоким риск возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера. Причем тяжесть ежегодно имеющих место аварий, катастроф и стихийных бедствий имеет тенденцию к возрастанию: растет ущерб, остаются значительными санитарные и безвозвратные потери населения, наносится непоправимый вред природной среде.
   Проблема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) остается для страны весьма актуальной.
   Наибольшую опасность в природной сфере представляют возникающие ЧС, обусловленные землетрясениями, наводнениями, селями, ураганами, лесными пожарами, в техногенной сфере - радиационными и транспортными авариями, авариями, связанными с выбросом химически и биологически опасных веществ, взрывами, пожарами, гидродинамическими авариями, авариями на системах коммунально-энергетического хозяйства.
   Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1995 г. №738 утвержден Порядок подготовки населения в области защиты от ЧС.
   Настоящий порядок определяет основные задачи, формы и методы подготовки населения Российской Федерации в области защиты от ЧС природного и техногенного характера, а также группы населения, которые проходят подготовку к действиям в ЧС.
   Подготовке в области защиты от ЧС подлежат в том числе население, занятое в сферах производства и обслуживания, учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и профессионального высшего образования.
   Основными задачами подготовки в области защиты от ЧС являются обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от ЧС, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты.
   Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» федерального компонента цикла ОПД (СД) составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
   Безопасность жизнедеятельности - наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека и окружающей среды.

Глава 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Человек и среда обитания

1.1. Основные термины и определения безопасности жизнедеятельности
1.2. Концепция обеспечения безопасности
1.3. Человек и среда обитания
1.3.1. Человек как элемент системы «человек-среда», понятия и аппарат анализа опасностей. Понятия и определения
1.3.2. Функциональное воздействие негативных факторов окружающей среды и их нормирование

1.1. Основные термины и определения безопасности жизнедеятельности

   Жизнь современного человека в цивилизованном обществе сопряжена с многочисленными опасностями. В сфере производства, на транспорте, в окружающей среде всегда происходят события, которые оказывают или могут оказать вредное влияние на здоровье человека или даже могут быть причиной его смерти. Поэтому жизнь «без опасностей» является некорректной идеализацией, а термин «безопасность» следует понимать как систему мер по защите от опасностей, как возможность управления опасностями, умение предупреждать и предотвращать опасные ситуации.
   История возникновения научной и учебной дисциплины
   В начале XX в. стала формироваться русская школа безопасности (Кипричев и др.). В России появились курсы безопасности, тогда же появился термин «техника безопасности». В 1965 г. был введен предмет «Охрана труда» в вузах, а также читались курсы «Охрана окружающей среды», «Гражданская оборона» - предпосылки для создания единого учения. В 90-х годах появилась дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). Основная цель - выработка общих правил, закономерностей безопасности.
   Безопасность - ситуация, при которой кому - или чему-нибудь не существует угрозы со стороны кого - или чего-либо. При этом не исключается наличие одновременно нескольких источников опасности и их потенциальных жертв. Безопасность последних обеспечивается, когда конкретные жертвы парируют вне опасности, либо для них они вообще не существуют.
   Законом Российской Федерации от 05.03.1992 г. №2446-1 «О безопасности» (в ред. Закона Российской Федерации от 25.12.1992 г. №4235-1) в статье 1 дается понятие безопасности как «состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».
   Безопасность - отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба. В области стандартизации безопасности продукции, работ (процессов) и услуг обычно рассматривается с целью достижения оптимального баланса ряда факторов (включая такие нетехнические факторы, как поведение человека), позволяющих понизить до приемлемого уровня риск нанесения ущерба здоровью людей, имуществу, окружающей среде. Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (ФЗ №184). Безопасность - состояние защищенности прав граждан, природных объектов, окружающей среды и материальных ценностей от последствий несчастных случаев, аварий и катастроф на промышленных объектах (ГОСТ Р 12.3.047).
   Безопасность является важнейшей потребностью человека наряду с его потребностью в пище, воде, одежде, жилище, в информации. Это общенаучная категория, которая не является чем- то осязаемым, материальным и выступает интегральной формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости различных объектов конкретного мира, как внутренняя и внешняя политика, оборона, экономика, экология, социальная политика, здоровье народа, информатика, технология и т.п.
   С другой стороны, это вполне конкретняе, ясняе и четкая научная категория, своей сутью и содержанием направленная на защиту жизненных интересов человека, общества, государства.
   Характерно, что в современных условиях сущностью безопасности считается защита не только государства и его политических институтов, но, в большой мере, человека и общества. На первый план выдвигается проблема социальной безопасности в широком смысле этого слова, безопасности социума - личности, отдельных групп населения, общества в целом.
   Различают два типа безопасности:
   - гипотетическое отсутствие опасности, самой возможности каких-либо потрясений и катаклизмов;
   - реальная защищенность от опасностей, способность надежно им противостоять. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
   - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Среда обитания человека - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.
   Факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные). Химические и физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения). Социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
   Вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений.
   Благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека.
   Безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
   Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - комплексная дисциплина, изучающая возможности обеспечения безопасность человека применительно к любому виду человеческой деятельности. БЖД - это научная дисциплина, изучающая опасность и защиту от нее.
   Опасными могут быть все объекты, которые содержат энергию (любые явления) или опасные вещества.
   Объект изучения дисциплины БЖД - комплекс явлений и процессов в системе «человек-среда обитания», негативно действующих на человека и среду обитания.
   Цель изучения - получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях жизненного цикла.
   Опасность - явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в определенных условиях способны наносить вред жизнедеятельности человека. Сама опасность обусловлена неоднородностью системы «человек-среда обитания» и возникает, когда их характеристики не совпадают.
   Остаточный риск - свойство систем, объектов быть потенциально опасными.
   Признаки опасности:
   - угроза для жизни;
   - возможность нанесения ущерба здоровью;
   - возможность нарушения нормального функционирования экологических систем.
   Источники формирования опасности:
   - сам человек, его труд, деятельность, средства труда;
   - окружающая среда;
   - явления и процессы, возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой.
   В БЖД существуют два понятия:
   - ноксосфера (“ноксо” (лат.)- опасность);
   - гомосфера (сфера, в которой присутствует человек).
   Опасность реализуется на пересечении этих двух сфер.

1.2. Концепция обеспечения безопасности

   Труд человека в современном автоматизированном и механизированном производстве представляет собой процесс взаимодействия человека, производственной среды (среды обитания) и машины. Под машиной здесь понимается совокупность технических средств, используемых человеком в процессе производственной деятельности.
   В системе «человек - среда обитания - машина» происходит мобилизация психологических и физиологических функций человека, при этом затрачивается нервная и мышечная энергия. Большая скорость протекания технологических процессов, потребность в быстрой реакции человека-оператора к внешним раздражителям в зависимости от получаемой информации требуют от человека исключительного внимания к получаемым сигналам.
   Человек должен быстро ориентироваться в сложной производственной обстановке, обеспечивать постоянный контроль и самоконтроль за действиями системы и поступающими сигналами. Все это требует повышенного внимания к безопасности человека в производственных условиях, производственной экологии - этими вопросами занимается охрана труда.
   Человек может находиться в чрезвычайных обстоятельствах мирного времени (бедствия, аварии, катастрофы) и военного времени. Защитой человека и объектов в этих условиях занимается гражданская оборона.
   Человек проявляет свою активность в течение всей своей жизни и в различных видах деятельности, условиях обитания.
   Безопасность имеет прямое отношение ко всем людям.
   Безопасность - это цель, а БЖД - это средства, пути и методы ее достижения.
   Труд, природная среда, общая культура субъектов как элемент среды обитания человека в отдельности являются объектом исследования многих естественных и общественных наук: политэкономии, философии, гигиены труда, эргономики, социологии, инженерной психологии и др. Отличаются эти науки друг от друга предметом изучения, целью и задачами.
   БЖД решает три взаимосвязанные задачи:
   - идентификация опасностей, т.е. распознавание вида опасности с указанием ее количественных характеристик и координат опасности;
   - защита от опасностей на основе сопоставления затрат и выгод;
   - ликвидация возможных опасностей (исходя из концепции остаточного риска).
   Цель БЖД - достижение безопасности человека в среде обитания. Безопасность человека определяется отсутствием производственных и непроизводственных аварий, стихийных и других природных бедствий, опасных факторов, вызывающих травмы или резкое ухудшение здоровья, вредных факторов, вызывающих заболевания человека и снижающих его работоспособность.
   БЖД - система знаний, направленных на обеспечение безопасности в производственной и непроизводственной среде с учетом влияния человека на среду обитания.
   Жизнедеятельность - это сложный процесс создания человеком условий для своего существования. Для достижения поставленной цели необходимо решить две группы задач:
   - научные (математические модели в системах «человек- машина»; среда обитания-человек-опасные (вредные) производственные факторы; человек-ПК и т.д.);
   - практические (обеспечение безопасных условий труда при обслуживании оборудования). Принципы БЖД:
   - ориентирующитй (общее направление поиска);
   - организующий (организация рабочего дня);
   - управленческий (контроль над соблюдением норм, ответственность);
   - технический (направлен на реализацию защитных средств технических устройств). К ориентирующим принципам можно отнести учет человеческого фактора, принцип нормирования, системный подход.
   К управленческим принципам - стимулирование, принцип ответственности, обратных связей и другие.
   К организационным принципам - принцип рациональной организации труда, зонирования территорий, принцип защиты временем (ограничение пребывания людей в условиях, когда уровень вредных воздействий находится на грани допустимого).
   К техническим принципам - принципы, которые предполагают использование конкретных технических решений для повышения безопасности:
   - принцип защиты количеством (например, максимальное снижение вредных выбросов);
   - принцип защиты расстоянием (воздействие вредного фактора снижается вследствие увеличения расстояния), защитное заземление, изоляция, ограждения, экранирование, герметизация;
   - принцип слабого звена (использование его в системах, работающих под давлением: разрывные мембраны, скороварки и т.д.). Все эти принципы взаимосвязаны и дополняют друг друга.
   Методы обеспечения БЖД:
   А-методы - разделение гомосферы и ноксосферы (работа с радиоактивными веществами, испытание авиадвигателей);
   Б-методы - нормализация ноксосферы (снижение уровня негативных воздействий;
   В-методы - приведение характеристик человека в соответствие с характеристиками ноксосферы (приспособление человека, профессиональный отбор, тренировка, обучение, снабжение человека эффективными средствами защиты);
   Г-методы - комбинирование А,Б,В методов.
   Средства обеспечения БЖД:
   - средства коллективной защиты (СКЗ);
   - средства индивидуальной защиты (СИЗ).
   СКЗ классифицируются в зависимости от опасных и вредных факторов, от которых они защищают (от вибрации, шума, ионизирующих излучений).
   СИЗ - в зависимости от защищаемых органов человека (скафандры, противогазы, респираторы, шлемы, маски, рукавицы, резиновые коврики и т.д.) применяются тогда, когда нет других средств защиты. Приспособления для организации безопасности: лестницы, трапы, леса, люки.
   Аксиомы БЖД:
   - всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна; -для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие её максимальной эффективности;
   - все естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания, т.е. обладают остаточным риском;
   - остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека и биосферу;
   - безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия;
   - экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия;
   - допустимые значения негативных техногенных воздействий обеспечивается соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим система, технологиям, а также применением систем экобиозащиты (экобиозащитной техники);
   - системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических процессах обладают приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля режима работы;
   - безопасная и экологичная эксплуатация технических средств и производств реализуется при соответствии квалификации и психофизических характеристик оператора требованиям разработчика технической системы и при соблюдении оператором норм и требований безопасности и экологичности.
   Одной из основных задач БЖД является определение количественных характеристик опасности (идентификация). Только зная эти характеристики, можно на базе общих методов разработать эффективные частные методы обеспечения безопасности и оценивать существующие технические системы и объекты с точки зрения их безопасности для человека.
   При анализе технических систем широко используется понятие надежности.
   Надежность - свойство объекта выполнять и сохранять во времени заданные ему функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортировки.
   Надежность является внутренним свойством объекта. Оно проявляется во взаимодействии этого объекта с другими объектами внутри технической системы, а также с внешней средой, являющейся объектом, с которым взаимодействует сама техническая система в соответствии с ее назначением. Это свойство определяет эффективность функционирования технической системы во времени через свои показатели. Являясь комплексным свойством, надежность объекта (в зависимости от его назначения и условий эксплуатации) оценивается через показатели частных свойств - безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохранности - в отдельности или определенном сочетании.
   При анализе безопасности технической системы, характеристики ее надежности не дают исчерпывающей информации. Необходимо провести анализ возможных последствий отказов технической системы в смысле ущерба, наносимого оборудованию и последствий для людей, находящихся вблизи него. Таким образом, расширение анализа надежности, включение в него рассмотрения последствий, ожидаемую частоту их появления, а также ущерб, вызываемый потерями оборудования и человеческими жертвами, и является оценкой риска. Таким образом, можно дать следующее определение риска: риск - частота реализации опасностей. Количественная оценка риска - это отношение числа тех или иных неблагоприятных последствий к их возможному числу за определенный период.
   Методика изучения риска
   Изучение риска проводится в три стадии. Первая стадия: предварительный анализ опасности.
   Риск чаще всего связан с бесконтрольным освобождением энергии или утечками токсических веществ (факторы мгновенного действия). Обычно одни отделения предприятия представляют большую опасность, чем другие, поэтому в самом начале анализа следует разбить предприятие, для того чтобы выявить такие участки производства или его компоненты, которые являются вероятными источниками бесконтрольных утечек. Поэтому первым шагом будет:
   - выявление источников опасности (например, возможность утечки ядовитых веществ, взрывы, пожары и т. д.);
   - определение частей системы (подсистем), которые могут вызвать эти опасные состояния (химические реакторы, емкости и хранилища, энергетические установки и др.).
   Средствами к достижению понимания опасностей в системе являются инженерный анализ и детальное рассмотрение окружающей среды, процесса работы и самого оборудования. При этом очень важно знание степени токсичности, правил безопасности, взрывоопасных условий, прохождения реакций, коррозионных процессов, условий возгораемости и т.д.
   Обычно необходимы определенные ограничения на анализ технических систем и окружающей среды. Например, нерационально в деталях изучать параметры риска, связанного с разрушением механизма или устройства в результате авиакатастрофы, т.к. это редкое явление, однако нужно предусматривать защиту от таких редких явлений при анализе ядерных электростанций, т.к. это влечет за собой большое количество жертв. Поэтому необходим следующий шаг.
   Введение ограничений на анализ риска (например, нужно решить, будет ли он включать детальное изучение риска в результате диверсий, войны, ошибок людей, поражения молнией, землетрясений и т.д.).
   Таким образом, целью первой стадии анализа риска является определение системы и выявление в общих чертах потенциальных опасностей.
   Опасности, после их выявления, характеризуются в соответствии с вызываемыми ими последствиями.
   Характеристика производится в соответствии с категориями критичности:
   1 класс - пренебрежимые эффекты;
   2 класс - граничные эффекты;
   3 класс - критические ситуации;
   4 класс - катастрофические последствия.
   В дальнейшем необходимо наметить предупредительные меры (если такое возможно) для исключения опасностей 4-го класса (3-го, 2-го) или понижения класса опасности. Возможные решения, которые следует рассмотреть, представляются в виде алгоритма, называемого деревом решений для анализа опасностей.
   После этого можно принять необходимые решения по внесению исправлений в проект в целом или изменить конструкцию оборудования, изменить цели и функции и внести нештатные действия с использованием предохранительных и предупредительных устройств.
   Качественная оценка потенциальных последствий для каждого опасного состояния в соответствии со следующими критериями:
   класс 1 - безопасный (состояние, связанное с ошибками персонала, недостатками конструкции или ее несоответствием проекту, а также неправильной работой), не приводит к существенным нарушениям и не вызывает повреждений оборудования и несчастных случаев с людьми;
   класс 2 - граничный (состояние, связанное с ошибками персонала, недостатками конструкции или ее несоответствием проекту, а также неправильной работой), приводит к нарушениям в работе, может быть компенсировано или взято под контроль без повреждений оборудования или несчастных случаев с персоналом;
   класс 3 - критический (состояние, связанное с ошибками персонала, недостатками конструкции или ее несоответствием проекту, а также неправильной работой), приводит к существенным нарушениям в работе, повреждению оборудования и создает опасную ситуацию, требующую немедленных мер по спасению персонала и оборудования;
   класс 4 - катастрофический (состояние, связанное с ошибками персонала, недостатками конструкции или ее несоответствием проекту, а также неправильной работой), приводит к последующей потере оборудования и (или) гибели или массовому травмированию персонала. Рекомендуемые защитные меры для исключения или ограничения выявленных опасных состояний и (или) потенциальных аварий должны включать требования к элементам конструкции, введение защитных приспособлений, изменение конструкций, введение специальных процедур и инструкций для персонала.
   Следует регистрировать введенные превентивные мероприятия и следить за составом остальных действующих превентивных мероприятий.
   Таким образом, предварительный анализ опасности представляет собой первую попытку выявить оборудование технической системы и отдельные события, которые могут привести к возникновению опасностей, и выполняется на начальном этапе разработки системы.

1.3. Человек и среда обитания

1.3.1. Человек как элемент системы «человек-среда», понятия и аппарат анализа опасностей. Понятия и определения
1.3.2. Функциональное воздействие негативных факторов окружающей среды и их нормирование

1.3.1. Человек как элемент системы «человек-среда», понятия и аппарат анализа опасностей. Понятия и определения

   Здоровье и жизнь человека во многом зависит от образа жизни и среды обитания.
   Тема воздействия негативных факторов на человека и окружающую среду выходит за пределы какой-либо одной науки или области человеческой деятельности. Это предопределило необходимость появления новой области знаний - безопасности жизнедеятельности. Необходимым условием существования человеческого общества является деятельность. Существует большое количество видов деятельности, которые охватывают практические, интеллектуальные и духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, производственной, научной и других сферах жизни.

 рис. 1 модель процесса деятельности человека

Рис. 1 Модель процесса деятельности человека

   Модель процесса жизнедеятельности в наиболее общем виде можно представить состоящей из двух элементов (рис. 1): человека и среды его обитания. Между собой эти элементы связаны двухсторонними связями. Прямые связи человека со средой очевидны. Обратные связи обусловлены всеобщим законом реактивности материального мира.
   Система «человек - среда» состоит в достижении определенного эффекта в процессе деятельности и в исключении нежелательных последствий от этой деятельности.
   Среда обитания может оказывать благотворное или неблагоприятное влияние на состояние здоровья человека, его самочувствие и работоспособность. Параметры окружающей среды, при которых создаются наилучшие для организма человека условия жизнедеятельности, называются комфортными. Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки - защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.
   В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены элементами техносферы (машины, сооружения и т.д.) и действиями человека. Измеряя величину любого потока от минимально значимой до максимально возможной, можно пройти ряд характерных состояний взаимодействия в системе «человек- среда обитания»:
   - комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха, предпосылки для проявления наивысшей трудоспособности и, как следствие продуктивности деятельности, гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонент среды обитания;
   - допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых процессов у человека и в среде обитания;
   - опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном взаимодействии заболевания, и/или приводят к деградации природной среды;
   - чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать нарушения в природной среде. Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям повседневной деятельности, а два других (опасное и чрезвычайно опасное) - недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды. Следовательно, поддерживание комфортного и/или допустимого состояний является способом повышения защищенности человека.
   Комфортное состояние жизненного пространства по показателям микроклимата и освещения достигается соблюдением нормативных требований. В качестве критериев комфортности устанавливают значения температуры воздуха в помещениях, его влажности и подвижности, соблюдение нормативных требований к искусственному освещению помещений и территорий.
   Условия нормального функционирования организма человека:
   - дыхание;
   - питьё воды;
   - еда (питание);
   - движение;
   - цель в жизни.
   Опасная ситуация - ситуация, при которой возникает угроза травмы или несчастного случая.
   Экстремальная ситуация - это такая опасная ситуация, при которой возникает реальная угроза жизни человека, его здоровью и имуществу.
   Типы поведения человека в экстремальной ситуации:
   - паника (человек мечется из стороны в сторону, стремится убежать, испытывает страх);
   - психологический шок (человек остается на месте, у него цепенеют мышцы, иногда теряет сознание).
   Экстремальная ситуация может возникнуть в быту, на производстве, на отдыхе и так далее. Важна внутренняя готовность человека к неожиданностям, умение оценивать обстановку, действовать быстро, грамотно.
   Система безопасности жизнедеятельности человека исключает возможность повреждения организма человека в процессе разнообразной деятельности, а в экстремальных ситуациях человеку оказывается необходимая помощь.
   Системы безопасности по объектам защиты подразделяются на следующие виды:
   - системы личной и коллективной безопасности человека в процессе его жизнедеятельности;
   - система охраны среды;
   - система государственной безопасности;
   - система глобальной (всемирной) безопасности.
   К угрозам безопасности личности относятся:
   - похищения и угрозы похищения сотрудников, членов их семей и близких родственников;
   - убийства, сопровождаемые насилием, издевательствами и пытками;
   - психологический террор, угрозы, запугивание, шантаж, вымогательство;
   - грабежи с целью завладения денежными средствами, ценностями и документами.
   Преступные посягательства в отношении помещений (в том числе и жилых), зданий и персонала проявляются в виде:
   - взрывов;
   - обстрелов из огнестрельного оружия;
   - минирования, в том числе с применением дистанционного управления;
   - поджогов;
   - нападения, вторжения, захватов, пикетирования, блокирования;
   - повреждения входных дверей, решёток, ограждений, витрин.
   Цель подобных акций:
   - откровенный террор в отношении коммерческого предприятия;
   - нанесение серьёзного морального и материального ущерба;
   - срыв на длительное время нормального функционирования;
   - вымогательство значительных сумм денег или каких-либо льгот перед лицом террористической угрозы.
   Виды негативных воздействий в системе «человек-среда обитания»:
   Опасности:
   а) по происхождению:
   - природные;
   - техногенные;
   - экологические;
   - смешанные; б) по времени проявления:
   - импульсные (проявляются мгновенно, например, опасность поражения электрическим током);
   - кумулятивные (накапливающиеся, например, проживание в местности повышенного радиоактивного воздействия); в) по локализации:
   - литосферные (землетрясение, извержение вулканов);
   - гидросферные;
   - атмосферные (озоновые дыры);
   - космические (солнечные циклы).
   Виды, источники и уровни негативных производственной и бытовой сред:
   - опасный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или резкому ухудшению здоровья ( электрический ток, ионизирующие излучения и т.д.);
   - вредный фактор - фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях, приводит к заболеванию или снижению работоспособности.
   Факторы:
   а) в зависимости от характера воздействия:
   - активные (сами носители энергии);
   - активно-пассивные (энергетическая причина тоже имеет место, например, угол стола - человек может об него удариться);
   - пассивные (действуют опосредствованно, например, коррозия металлов, старение материалов);
   б) в зависимости от энергии, которой обладают факторы:
   - физические (излучения, шумы);
   - химические;
   - биологические (хищники, паразиты);
   - психофизиологические.
   Вопросы безопасной жизнедеятельности человека необходимо решать на всех стадиях жизненного цикла.
   Обеспечение безопасной жизнедеятельности человека в значительной степени зависит от правильной оценки опасных, вредных производственных факторов. Одинаковые по тяжести изменения в организме человека могут быть вызваны различными причинами. Это могут быть какие-либо факторы производственной среды, чрезмерная физическая и умственная нагрузка, нервно-эмоциональное напряжение, а также разное сочетание этих причин.
   Бинарная система «человек-среда» - многоцелевая. Одна из целей, стоящих перед данной системой, - безопасность, т.е. не нанесение ущерба здоровью человека. Естественно, что каждая система имеет и некоторую чисто технологическую цель, связанную с достижением определенного наперед заданного результата. Перед создателями систем стоит сложная задача согласования целей и устранение возможных противоречий между ними (главная цель - безопасность жизнедеятельности).
   К компонентам среды относятся: природно-климатические явления, флора, фауна, искусственные объекты (здания, сооружения, оборудование, сырье, производимая продукция и т.п.), энергия, технология, информация, люди и многое другое. Взаимоотношения среды и организма весьма разнообразны. «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него» (И.М. Сеченов).
   Правильно будет утверждать, что «человек-среда» - это единое понятие. Лишь в целях анализа элементы «человек» и «среда» иногда рассматриваются обособленно.
   Окружающая среда, воздействуя на организм человека, способна вызвать в нем определенные, в том числе и отрицательные, изменения. Правда, природа позаботилась о человеке, снабдив его особым механизмом защиты, который называется гомеостаз.
   Гомеостаз - относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивости основных физиологических функций организма человека.
   Благодаря приспособительным механизмам физические и химические параметры, определяющие жизнедеятельность организма, меняются в сравнительно узких пределах, несмотря на значительные изменения внешних условий. Благодаря гомеостазу у человека поддерживается постоянство состава крови, температуры тела, кровяного давления и многих других функций. Однако, несмотря на наличие такого защитного механизма, мощный поток раздражителей может оказать неблагоприятное воздействие на организм человека, вызвать заболевания и травмы.
   Оценка негативных факторов. При оценке воздействия негативных факторов на человека следует учитывать степень влияния их на здоровье и жизнь человека, уровень и характер изменений функционального состояния и возможностей организма, его потенциальных резервов, адаптивных способностей и возможности развития последних.
   Предельно допустимый уровень или предельно допустимая концентрация - это максимальное значение фактора, которое, воздействуя на человека (изолированно или в сочетании с другими факторами), не вызывает у него и у его потомства биологических изменений, даже скрытых и временно компенсируемых, в том числе заболеваний, изменений реактивности, адаптационно-компенсаторных возможностей, иммунологических реакций, нарушений физиологических циклов, а также психологических нарушений (снижения интеллектуальных и эмоциональных способностей, умственной работоспособности). ПДК и ПДУ устанавливают для производственной и окружающей среды. При их принятии руководствуются следующими принципами:
   - приоритет медицинских и биологических показаний к установлению санитарных регламентов перед прочими подходами (технической достижимостью, экономическими требованиями);
   - пороговость действия неблагоприятных факторов (в том числе химических соединений с мутагенным или канцерогенным эффектом действия, ионизирующего излучения);
   - опережение разработки и внедрения профилактических мероприятий появления опасного и вредного фактора.
   Для исключения отрицательных последствий воздействия внешней среды необходимо обеспечить определенные условия функционирования системы «человек-среда». Характеристики человека относительно постоянны. Элементы внешней среды поддаются регулированию в более широких пределах. Следовательно, решая вопросы безопасности системы «человек-среда», необходимо учитывать, прежде всего, особенности человека.
   Человек в системах безопасности выполняет троякую роль:
   - является объектом защиты;
   - выступает средством обеспечения безопасности;
   - сам может быть источником опасности.
   Последняя особенность обусловлена ошибками, свойственными людям, а также выделениями продуктов жизнедеятельности.
   В обеспечении безопасности тех или иных систем участвуют многие группы специалистов: научные работники, конструкторы, проектировщики и др. Формируя безопасность, эти группы в то же время могут порождать опасности своими возможными ошибками, допускаемыми при принятии решений. По оценкам специалистов, до 60% несчастных случаев происходит по причинам, связанным с человеком. Организм человека является целостным образованием органов, взаимосвязанных между собой и окружающей средой. Они образуют естественную систему защиты человека от опасностей. Общеизвестно, что слезы, слюна, слизистые выделения носа, например, обладают способностью быстро убивать многие виды микробов. Фагоциты (пожирающие клетки крови) способны захватывать и уничтожать инородные тела, в том числе и микроорганизмы, попавшие в кровь.
   Человек осуществляет непосредственную связь с окружающей средой при помощи своих анализаторов. Характеристики анализаторов человека необходимо учитывать при создании безопасных систем.
   Таким образом, звенья системы «человек-среда» органически взаимосвязаны, и чтобы эта система функционировала эффективно и не приносила ущерба здоровью человека, необходимо обеспечить совместимость характеристик среды и человека. При этом, в первую очередь, необходимо учитывать антропометрические, биофизические, энергетические, информационные, психологические, социальные и технико-эстетические оценки.
   Совместимость в системе «человек-среда»
   Антропометрическая совместимость предполагает учет размеров тела человека, возможности обзора внешнего пространства, положения (позы) оператора в процессе производственной деятельности. При решении этой задачи определяют объем рабочего места, зоны досягаемости для конечностей оператора, расстояние до приборного пункта и др. Сложность обеспечения этой совместимости заключается в том, что антропометрические показатели у людей разные.
   В целях обеспечения безопасности деятельности размеры тела человека необходимо учитывать в следующих случаях:
   - при определении оптимальной высоты от уровня пола или рабочей площадки зон наблюдения за работой механизмов, включая зону обработки, органы настройки, приборы контроля и сигнализации;
   - при расположении по высоте и фронту органов ручного управления машиной и особенно аварийных органов «стоп»;
   - при выборе формы и размеров органов управления.
   Для правильного использования антропометрических данных человека при проектировании машин применяют методы сомографии или моделирования.
   Метод сомографии заключается в конструировании схематических изображений человеческого тела в разных положениях в зависимости от операций, которые он должен выполнять. В основе метода моделирования лежит использование моделей человеческой фигуры.
   Более обстоятельно вопросы антропометрии рассматриваются в эргономике, изучающей законы оптимизации рабочих условий.
   Биофизическая совместимость подразумевает создание такой окружающей среды, которая обеспечивает приемлемую работоспособность и нормальное физиологическое состояние человека, что напрямую связано с вопросами безопасности.
   Особое значение имеет терморегулирование организма человека, которое зависит от параметров микроклимата. Теплообмен осуществляется благодаря теплопроводности, конвекции, тепловому испарению и теплоизлучению.
   Биофизическая совместимость учитывает также требования организма к виброакустическим характеристикам среды, освещенности и другим физическим параметрам.
   Энергетическая совместимость предусматривает согласование органов управления машиной с оптимальными возможностями человека в отношении прилагаемых усилий, затрачиваемой мощности, скорости и точности движений.
   Силовые и энергетические параметры человека имеют определенные границы. Для приведения в действие сенсомоторных устройств (рычагов, кнопок, переключателей и т.п.) могут потребоваться очень большие или чрезвычайно малые усилия. И то и другое плохо. В первом случае человек будет уставать, что может привести к нежелательным последствиям в управляемой системе. Во втором случае возможно снижение точности работы системы, так как человек не почувствует сопротивление рычагов.
   Возможности двигательного аппарата представляют определенный интерес при конструировании защитных устройств и органов управления.
   Информационная совместимость имеет особое значение в обеспечении безопасности.
   В сложных системах человек обычно непосредственно не управляет физическими процессами. Зачастую он удален от места их выполнения на значительные расстояния. Объекты управления могут быть невидимы, неосязаемы, неслышимы. Человек видит лишь показания приборов, экранов, мнемосхем, слышит сигналы, свидетельствующие о ходе процесса. Все эти устройства называются средствами отображения информации (СОИ). При необходимости рабочий пользуется рычагами, ручками, кнопками, выключателями и другими органами управления, в совокупности образующими сенсомоторное поле. СОИ и сенсомоторные устройства - это так называемая модель машины (комплекса). Через нее человек осуществляет управление самыми сложными системами. Чтобы обеспечить информационную совместимость, необходимо знать характеристики органов чувств человека. Например, человек не может одновременно следить за показаниями десяти или более мониторов, отражающих характер производственного процесса, и корректировать их параметры и т. д.
   Психологическая совместимость связана с учетом психических особенностей человека. В настоящее время уже сформировалась особая область знаний, именуемая психологией деятельности. Это один из разделов безопасности жизнедеятельности.
   Проблемы аварийности и травматизма на современных производствах невозможно решить только инженерными методами. Опыт свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма лежат не инженерно-конструкторские дефекты, а организационнопсихологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности. Недостаточное воспитание, слабая установка специалиста на соблюдение безопасности, допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизации, пребывание людей в состоянии утомления или других психических состояниях, снижающих надежность (безопасность) деятельности.
   Психология безопасности рассматривает психические процессы, психические свойства и особенно подробно анализирует различные формы психических состояний, наблюдаемых в процессе трудовой деятельности.
   Особенностями психики обусловлены такие явления, встречающиеся у некоторых людей, как боязнь замкнутых (клаустрофобия) или открытых (агорафобия) пространств.
   Эффективность деятельности человека зависит от уровня психического напряжения. Превышение критического уровня ведет к снижению результатов труда вплоть до полной утраты работоспособности. Нормальная нагрузка (эмоциональная стимуляция) человека не должна превышать 40-60% максимальной нагрузки, то есть нагрузки, когда наступает снижение работоспособности.
   Социальная совместимость предопределена тем, что человек - существо биосоциальное. Решая вопросы социальной совместимости, учитывают отношения человека к конкретной социальной группе и социальной группы к конкретному человеку. Социальная совместимость органически связана с психологическими особенностями человека. Поэтому часто говорят о социально-психологической совместимости, которая особенно ярко проявляется в экстремальных ситуациях в изолированных группах. Но знание этих особенностей позволяет лучше понять аналогичные феномены, которые могут возникнуть в обычных ситуациях.
   Технико-эстетическая совместимость заключается в обеспечении удовлетворенности человека от общения с техникой, цветового климата, самого процесса труда. Например, всем знакомо положительное ощущение при пользовании изящно выполненным прибором или устройством.
   Для решения многочисленных и чрезвычайно важных техникоэстетических задач привлекаются художники-конструкторы, дизайнеры.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Похожие:

Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» icon Рабочая программа дисциплины «безопасность жизнедеятельности» Направление подготовки
«Безопасность жизнедеятельности»: Рабочая программа дисциплины / О. Г. Турлыбекова. – Челябинск: оу во «Южно-Уральский институт управления...
Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» icon Минтранс россии) федеральное агентство воздушного транспорта (росавиация)...
Безопасность жизнедеятельности: Программа, методические указания по изучению дисциплины и задания на контрольную работу / Университета...
Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» icon Безопасность жизнедеятельности учебное пособие
В настоящем учебном пособии впервые рассматривается прикладная направленность дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в сфере...
Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» icon Рабочая программа дисциплины б. 27 Безопасность жизнедеятельности...
Заведующий кафедрой регионального и муниципального управления, к с н., доцент Т. Е. Зерчанинова
Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» icon Учебно-методический комплекс дисциплины «безопасность жизнедеятельности»
Умкд «Безопасность жизнедеятельности» часть 1 составлен на основании типовой программы гос впо, гос №215 тех/бак от 23. 03. 2000...
Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» icon Рабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности квалификация (степень) выпускника
Значение безопасности в современном мире. Безопасность и демография. Причины проявления опасности. Источники опасности, детерминизм...
Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» icon Программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности»
Программа учебной дисциплины является частью профессиональной образовательной программы переподготовки специалистов по профессии
Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» icon Программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности»
Программа учебной дисциплины является частью профессиональной образовательной программы переподготовки специалистов по профессии
Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» icon Общие методические указания к изучению дисциплины “Безопасность жизнедеятельности”...
Курс “Безопасность жизнедеятельности” относится к общепрофессиональным (базовым)
Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» icon Конспект лекций лаконично раскрывает содержание и структуру учебной...
Безопасность жизнедеятельности : конспект лекций для студентов очной и заочной форм обучения / сост. В. М. Домашко; Южный федеральный...
Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» icon Рабочая программа дисциплины Безопасность жизнедеятельности
Направление подготовки (специальность) 04. 03. 02 «Химия, физика и механика материалов»
Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» icon Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта (далее...
Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» icon Безопасность жизнедеятельности часть 2 Безопасность технологического оборудования
Безопасность жизнедеятельности. Ч. Безопасность технологического оборудования: Учебное пособие / Гимранов Ф. М., Гаврилов Е. Б
Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» icon Методические рекомендации к практическим работам по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖ) изучается студентами на третьем курсе. Студенты по окончанию курса сдают...
Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» icon Рабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности направление
...
Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» icon Методические рекомендации «Чрезвычайные ситуации, характерные для...
Пособие создано с целью оказания методической помощи руководителям, учителям-организаторам курса "Основы безопасности жизнедеятельности",...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск