Общие положения
Настоящее Положение определяет цели, задачи, структуру, примерное содержание и способы организации научно-методической работы в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении
«Детский сад № 81» (далее Учреждении).
1.2. Научно-методическая работа в Учреждении осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» и ориентируется на гуманизацию целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, реализуя принципы государственной политики в области образования.
1.3. Научно-методическая работа (далее – НМР) призвана обеспечить:
реализацию требований, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО);
построение образовательного процесса на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
адаптацию Учреждения к социальному заказу и особенностям развития обучающихся; построение общедоступного дошкольного образования с учетом уровня современной педагогической науки и творческой практики обучения и воспитания;
светский характер образования;
дальнейшую демократизацию управления образовательным процессом, закрепление государственно-общественного характера управления образованием;
создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса, организованных на основе анализа результатов учебно-воспитательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, зрелости и сплочённости педагогического коллектива, конкретных интересов, потребностей, запросов воспитателей.
Система научно-методической работы
2.1. Научно-методическая работа в учреждении осуществляется методической службой. Методическая служба осуществляет руководство деятельностью педагогов по реализации основной образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 81» (далее Программы), повышению квалификации, организации нормированного взаимодействия между педагогическими кадрами, обеспечивает взаимодействие со структурами муниципальной методической службы, родителями (законными представителями) обучающихся, социокультурными и образовательными учреждениями на уровне района, города, области.
Цель и задачи
Цель деятельности методической службы - обеспечение деятельности системы управления в Учреждении, совершенствование, стабилизация и развитие всей жизнедеятельности Учреждения.
Для реализации поставленной цели методическая служба Учреждения решает следующие задачи:
Организует активное участие членов педагогического коллектива в планировании, разработке и реализации основной образовательной программы, в инновационных процессах;
Способствует созданию условий для повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога, направленного на оптимальное формирование и развитие личности ребенка, его самоопределение и самореализацию;
Создает единое информационное пространство и регулирует информационные потоки управленческой и научно-методической документации, концентрирует ценный опыт достижений в образовательной практике;
Обеспечивает эффективную и оперативную информацию о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательного процесса;
Организует работу по созданию нормативно-правой базы функционирования и развития МБДОУ;
Способствует созданию и оптимизации программно-методического обеспечения образовательного процесса, условий для внедрения и распространения положительного педагогического опыта, инноваций;
Обеспечивает проведение мониторинговых и аттестационных процедур для объективного анализа процесса развития и достигнутых результатов, стимулирования педагогического творчества, выявления затруднений в деятельности педагогов;
Осуществляет анализ за выполнением государственного стандарта и реализацией образовательных программ, уровнем развития воспитанников, их готовностью к школьному обучению;
Управляет процессами непрерывного образования педагогических работников, способствует организации рационального педагогического труда, саморазвитию педагогов;
Осуществляет взаимодействие со структурами муниципальной методической службы, родителями (законными представителями) воспитанников, социокультурными и образовательными учреждениями города, области, страны.
Состав методической службы
4.1. В состав методической службы входят: заместитель заведующего; старший воспитатель, педагог – психолог, опытные педагоги, временные творческие коллективы и проблемные группы, которые создаются по инициативе педагогов заведующим Учреждением с целью выявления, изучения, обобщения опыта и решения проблем развития Учреждения, а также для разработки инновационных программ, организации диагностических направлений деятельности Учреждения, изучения социальных запросов.
4.2. Заместитель заведующего по воспитательно-методической работе:
возглавляет деятельность методической службы;
несет ответственность за работу методической службы Учреждения;
организует работу по научно-исследовательскому, диагностико- аналитическому направлениям.
4.3. Старший воспитатель:
осуществляет работу с педагогами по собственно методическому направлению, через организацию и проведение консультаций, организации стажировки и наставничества, семинаров – практикумов, круглых столов, тренингов, конференций, школы начинающего специалиста, конкурсов профессионального мастерства, тематических выставок и др.
возглавляет деятельность методической службы;
несет ответственность за работу методической службы ДОУ;
организует работу по научно - исследовательскому, диагностико- аналитическому направлениям.
4.4. Педагог – психолог:
осуществляет работу с педагогами через проведение семинаров – практикумов, круглых столов, тренингов, конференций.
4.5. Опытные педагоги:
осуществляют работу с педагогами через проведение стажировки и наставничества, показов совместной образовательной деятельности, проведение консультаций.
4.6. Руководители временных творческих коллективов и проблемных групп:
осуществляют работу с педагогами через проведение заседаний творческих и проблемных групп в соответствии с планом;
составляют план работы творческих и проблемных групп на учебный год, ведут протоколы заседаний, обобщают материалы работы творческих и проблемных групп по итогам учебного года.
В случае необходимости к деятельности службы на договорной основе могут привлекаться специалисты (научный руководитель).
Содержание работы
5.1. Методическая служба Учреждения организует постоянную работу с педагогами по следующим направлениям:
научно-методическая деятельность
информационно-методическая деятельность
организационно-методическая деятельность
диагностическая деятельность.
5.2. Основными условиями организации методической службы в Учреждении и управления ею являются:
чёткое распределение полномочий, прав и обязанностей;
максимальный учёт социального заказа на образовательные услуги и личностно-ориентированное построение деятельности педагогов в различных структурах методической службы;
рассмотрение активного положительного опыта методической работы каждого члена педагогического коллектива как опорного в построении общей системы научно- методической работы;
рассмотрение федерального, территориального опыта и общих тенденций развития научно-методической работы; теоретических подходов, разработанных наукой.
5.3. Научно-методическая деятельность предусматривает:
5.3.1. Выявление, изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта.
Выявление передового опыта из массовой практики осуществляется старшим воспитателем.
Решение о необходимости обобщения передового опыта, а также о возможности использования обобщённого опыта на уровне Учреждения принимаются на Педагогическом совете Учреждения.
Решения о возможности использования обобщённого опыта на уровне района или края принимается на экспертных советах соответственно района или края.
Распространение передового опыта осуществляется с использованием различных форм:
выступления на педагогических советах,
семинары,
коллективные просмотры,
мастер-классы,
презентации,
практикумы,
размещение на информационных сайтах,
размещение материалов в периодических печатных изданиях и др.
Материалы по результатам обобщения передового педагогического опыта находятся в методическом кабинете Учреждения.
5.3.2. Обеспечение педагогов эффективной и оперативной информацией о новых методиках и технологиях организации и диагностики образовательного процесса через организацию обучения с использованием лекций, семинаров, практикумов, мастер-классов, курсов для педагогических работников учреждения
5.3.3. Организация учета педагогических кадров Учреждения и процесса их аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемых должностям.
5.3.4. Осуществление планово-прогностической деятельности для организации функционирования Учреждения в режиме развития (разработка концепции, комплексно-целевой программы развития Учреждения, перспективное прогнозирование и текущее планирование).
5.3.5. Адаптация программ (вариативных, альтернативных), новых педагогических технологий и методик обучения в связи с обновлением содержания дошкольного образования.
5.3.6. Определение направлений опытно-экспериментальной (исследовательской) работы, осуществление методической поддержки педагогических работников, ведущих экспериментальную работу.
5.3.7. Составление методических рекомендаций по использованию наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания, направленных на развитие общения, игровой деятельности, познавательных процессов у детей дошкольного возраста.
5.4. Информационной подсистемой методической службы является методический кабинет. С помощью методического кабинета отбирается, систематизируется информация, организуется оперативное ознакомление педагогов, родителей, общественности с научно-методической информацией, нормативно-правовыми и другими документами, создаётся банк данных, организуется своевременное поступление необходимой информации, сообщается о новых поступлениях.
Информационно-методическая деятельность предусматривает:
5.4.1. Формирование банка педагогической, нормативно-правовой и методической информации для обеспечения информационных, учебно-методических и образовательных потребностей педагогических работников.
5.4.2. Содействие повышению квалификации педагогических работников.
5.4.3. Формирование фонда информационно-библиотечных ресурсов по образовательным областям и обеспечение доступа к ним.
5.5. Организационно-методическая деятельность предусматривает
5.5.1. Участие в подготовке и проведении Педагогических советов, научно-практических конференций, педагогических чтений и семинаров, деловых игр и пр.
5.5.2. Подготовка и проведение конкурсов профессионального педагогического мастерства педагогических работников.
5.5.3. Мониторинг состояния и формирование банка данных опытно-экспериментальной работы.
5.5.4. Организация постоянно действующих семинаров по инновациям.
5.5.5. Прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников Учреждения, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования, в том числе и через организацию наставничества и руководство им.
5.6. Диагностическая деятельность предусматривает:
5.6.1. Сбор, обработку и анализ информации о состоянии воспитательно-образовательной работы; оценку уровня реализации основной образовательной программы Учреждения.
5.6.2. Изучение, подбор и разработку материалов по диагностике деятельности педагогов и обучающихся.
5.6.3. Изучение индивидуальных особенностей ребёнка в процессе его развития.
5.6.4. Проведение диагностики на выявление степени готовности ребёнка к обучению в школе.
5.6.5. Комплексную оценку педагогической деятельности и изучение потенциальных возможностей работников Учреждения
5.6.6. Выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе и подготовка мероприятий по их устранению.
Методический кабинет
6.1. Методический кабинет осуществляет информационно-методическую деятельность методической службы через формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации. создание единого информационного пространства и регулирование информационных потоков управленческой и научно-методической документации, концентрирование ценного опыта достижений в образовательной практик.
6.2. Руководство работой методического кабинета осуществляет старший воспитатель учреждения.
6.3. Методический кабинет осуществляет функции:
центра сбора педагогической информации (нормативные документы, педагогическая и методическая литература, передовой педагогически опыт и т.д.);
центра повышения квалификации педагогов (обеспечение их творческой работы, самообразования и совершенствования педагогического мастерства),
центра анализа и обобщения опыта методической работы, накопленного в образовательном учреждении; научно-методического центра (методическое сопровождение педагогов, осуществляющих инновационную и экспериментальную деятельность).
6.4. В методическом кабинете находится фонд библиотечно-информационных ресурсов, систематизированный по годам и учтённый в журналах и карточках.
6.5. Методический кабинет учреждения должен иметь следующие материалы:
основополагающие и регламентирующие документы государственной политики в области образования;
список образовательных сайтов для работы в Интернет;
методическую литературу, газетные публикации и журнальные статьи по актуальным вопросам деятельности учреждения;
материалы справочного и рекомендательного характера по оформлению передового педагогического опыта, творческих проектов, грантов, конкурсных работ;
материалы публикаций педагогов;
материалы профессиональных конкурсов;
материалы открытых занятий, мероприятий;
разработки семинаров, конференций и иных форм работы с педагогическим персоналом;
разработанные педагогами программы кружков, разработки занятий к ним;
материалы методических бюллетеней;
видеозаписи занятий и развлечений;
аналитический банк данных по педагогическому персоналу;
материалы научно-исследовательской деятельности педагогов (в электронном и печатном вариантах
стенды, отражающие организацию методической работы в образовательном учреждении, в том числе работу по аттестации педагогических работников учреждения.
6.6. Информационная функция методического кабинета реализуется через организацию выставок постоянно действующих или эпизодических. На выставках представляются систематизированные материалы:
нормативный или инструктивный документ (положение, инструкция и др.) по теме выставки с рекомендациями по работе с ним
методические рекомендации по теме выставки
опыт работы, связанный с темой выставки
литература по теме выставки
наглядный материал, связанный с данной проблематикой: перечень оборудования, схемы, чертежи, образцы поделок, картины, слайды, видеоматериалы и др.
6.7. В методическом кабинете должен быть представлен новый материал из различных источников, привлекающий внимание педагогов к проблемам воспитания и обучения, помогающий подготовиться к конкурсам, информирующий о событиях, переменах в дошкольном образовании.
6.8. Методический кабинет работает по графику, согласованному педагогическим советом и утверждённому заведующим учреждением.
6.9. Методический кабинет имеет помещение, компьютерную и офисную технику, необходимые для нормальной деятельности работников, для размещения методической и справочной литературы, проведении совещаний, семинаров и консультаций.
Права и ответственность научно – методической службы
7.1. Методическая служба имеет право:
выносить предложения по вопросам организации научно-методической работы на заседания Педагогического совета ДОУ;
принимать участие в организации контроля за учебно-воспитательной работой в виде рекомендаций;
принимать участие в разработке документов, регламентирующих научно-методическую работу;
вносить предложения о поощрении педагогических работников;
запрашивать у руководителей методических объединений сведения, необходимые для работы;
привлекать участников методических объединений к подготовке проектов, документов.
7.2. Участники всех структурных подразделений методической службы ДОУ несут ответственность за своевременное и качественное выполнение возложенных на них обязанностей.
Делопроизводство научно – методической службы
К документации методической службы относятся:
план мероприятий на новый учебный год и анализ работы методической службы за прошедший учебный год в составе аналитической части годового плана ДОУ;
основная документация по сопровождению инновационных площадок на базе ДОУ;
планы педагогов по самообразованию;
другие методические материалы.
|