МБОУ «Куркачинская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района РТ»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор____________А.Г.Яруллин
приказ № _______от ________ 2016г.
ПРОГРАММА
летней смены «Морское путешествие»
оздоровительного пришкольного лагеря «Солнышко»
с дневным пребыванием детей на базе
МБОУ Куркачинская СОШ
составитель педагог-организатор Шабакаева Л.С.
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № ______от __________2016г.
2015 – 2016 учебный год
В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков.
Пришкольные лагеря – одна из наиболее востребованных форм летнего отдыха детей школьного возраста.
Лето – это своего рода мостик между завершающимся учебным годом и предстоящим.
Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.
Летний отдых – это не только социальная защита, это и возможность для творческого развития детей, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка, радость общения, творческие открытия, оригинальные идеи. Все направления работы летнего школьного лагеря - физкультурно-оздоровительное, туристско-краеведческое и трудовое – имеют познавательный характер.
Кто из нас не мечтал стать великим путешественником, сделать великое открытие, назвать остров или необитаемые земли своим именем. Теперь каждый из вас, дети и взрослые, имеет такую возможность. Солнце и хорошее настроение помогут вам в этом. Итак, отправляемся в морское путешествие!
Летняя смена «Морское путешествие»
1. Пояснительная записка
Вся воспитательная работа в пришкольном лагере "Солнышко” направлена на реализацию представленной развлекательно-познавательной программы "Морское путешествие” в форме сюжетно-ролевой игры. Эта программа 21 дневного пребывания учащихся в лагере насыщена разными спортивно-познавательными развивающими мероприятиями и играми, которые способствуют активному отдыху воспитанников, а главное формируют духовно-нравственную творческую личность.
2. Кадровое обеспечение
Один из актуальных вопросов организации работы летнего лагеря – его кадровое обеспечение. Основа педагогического коллектива лагеря – педагоги школы, во время работы в лагере складывается сплочённый коллектив единомышленников, деятельность которых направлена на грамотную методическую организацию работы и сплочение детского коллектива.
Особая ответственность за проведение лагеря ложится на его начальника и организатора. Кандидатуры руководителей лагеря утверждаются по следующим критериям:
наличие опыта работы с детьми в каникулярный период;
наличие организаторского опыта;
степень владения знаниями по организации работы в летнем лагере дневного пребывания.
Штатное расписание лагеря подразумевает следующие категории работников лагеря: начальник лагеря, начальник смены (организатор лагеря), воспитатели, руководитель физического воспитания.
К работе в летнем лагере дневного пребывания привлекается школьный библиотекарь, работники столовой, а также технические работники школы.
Перед началом работы лагеря проходит установочный семинар для воспитателей и отрядных вожатых.
Педагогические кадры.
Начальник лагеря: организует, координирует и контролирует работу сотрудников лагеря; обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей и сотрудников лагеря; оформляет необходимые документы на открытие и функционирование лагеря; руководит работой педагогического и вспомогательного персонала.
Начальник смены: разрабатывает программу и план работы лагеря, несёт ответственность за соблюдение распорядка дня, организацию и содержание оздоровительно-воспитательной и досуговой деятельности, работу органов самоуправления и проведение досуговых мероприятий в рамках программы, анализирует деятельность отрядов.
Специальные кадры (библиотекарь, физрук, музыкальный руководитель): осуществляют специализированную педагогическую деятельность в рамках функциональных обязанностей, могут быть привлечены для педагогической поддержки работы органов самоуправления, для организации досуговых мероприятий.
Воспитатели: составляют план работы на смену и подводит итоги своей работы; отвечают за художественное оформление мероприятий, проводимых в лагере; составляют и подбирают методические разработки воспитательных мероприятий, сценариев; несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение плана учебно-воспитательной работы, проведение отрядных и общелагерных дел.
Отрядные вожатые: организуют и поддерживают работу отрядов.
3. Педагогические условия:
добровольность включения детей в разработку, подготовку общих дел, в организацию жизни лагеря;
сочетание индивидуального и коллективного включения детей в различные виды деятельности (творческие, развивающие, интеллектуальные);
систематическое информирование о результатах состязаний, конкурсов, об условиях участия в том или ином деле;
организация различных видов стимулирования детей и взрослых;
многообразие предлагаемых видов деятельности (право выбора посильного участия в деле);
отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих обеспечению успешной самореализации ребенка;
создание ситуации успеха в избранных ребенком видах деятельности, индивидуальное и публичное поощрение достигнутого;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой.
4. Методическое обеспечение смены:
наличие программы лагеря, планов работы отрядов, описание модели игрового сюжета, плана-сетки;
должностные инструкции, приказ об организации лагеря на базе МБОУ «Куркачинская СОШ»;
проведение установочного семинара для отрядных вожатых до начала смены;
подбор методического материала в соответствии с программой лагеря;
подбор реквизита для проведения дел;
разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности воспитанников лагеря, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов.
Проведение смены обусловлено необходимостью:
продолжения учебного процесса в условиях лета;
создания единого коллектива;
укрепления здоровья детей, отдыхающих в лагере.
В основе программы лежат принципы:
Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса;
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью;
Принцип демократичности: участие всех детей в программе лагеря;
Принцип дифференциации воспитания, который предполагает: отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей, создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня), активное участие детей во всех видах деятельности;
Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
5. Цель организации работы лагеря:
содействие физическому, психическому, интеллектуальному, нравственному развитию детей;
создание педагогической воспитательной среды, способствующей укреплению здоровья детей как жизненно важной ценности и сознательного стремления к ведению здорового образа жизни и развитие у них творческого потенциала.
Задачи:
широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в лагере стиля отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества;
поддержка и оказание методической и практической помощи отрядным вожатым и детским коллективам в организации и проведении мероприятий;
выявление и развитие творческого потенциала ребёнка, включение его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность;
развитие у детей навыков работы в группе, участия в управлении детским оздоровительным лагерем
6. Содержание и формы реализации программы
Реализация цели и задач смены осуществляется по программе «Морское путешествие» в форме сюжетно - ролевой игры. Традиционно из участников программы формируются отряды, которые будут представлять экипажи кораблей «Морского путешествия». Для всех отрядов работает библиотека, игровая комната, спортивная площадка, кружки дополнительного образования. Каждый отряд - это корабль морского путешествия. Поддержанию интереса к игре способствует игровой материал, изготовление костюмов, словарик игры, оформление.
Дети принимают активное участие в проведении игровых программ, концертов. Участвуют в больших коллективных делах лагеря. В каждом отряде свои лидеры – штурманы и активисты, отвечающие за разные направления работы: экологическое, спортивное, организаторы КТД (коллективно-творческих дел), редакторы, вожатые – юнги (учащиеся 7-9 классов).
В школе развито и эффективно действует ученическое самоуправление. В пришкольном лагере оно продолжает функционировать. В начале каждой недели проводятся заседания руководящего состава: капитанов, адмирала, боцманов, штурманов и юнг, на которых обсуждается подготовка и проведение общелагерных дел.
Результаты состязаний и конкурсов отражаются на маршрутной карте соревнований летнего морского путешествия.
Словарь смены:
лагерь – большая регата;
отряд – корабль;
все дети в лагере – экипаж;
вожатые – юнги;
лидеры (школьники) –штурманы;
педагоги дополнительного образования – боцманы;
начальник смены – контр-адмирал;
воспитатели лагеря – капитаны кораблей;
начальник лагеря – генерал флота.
Система стимулирования успешности и личностного роста.
Каждый экипаж корабля ежедневно может получать награды за активное участие в жизни своего корабля и морского путешествия в целом (в конкурсах и массовых делах путешествия).
На каждом корабле есть свой флаг и гимн, они определяются на конкурсной основе в начале сезона отдельно на каждом корабле. В конкурсе участвует весь экипаж корабля.
На каждом корабле есть свой отрядный уголок, в котором помещены:
флаг корабля;
название корабля;
девиз корабля;
достижения корабля;
численность экипажа (список отряда).
План работы лагеря
Общее количество детей в лагере 35 человек, которые распределяются в 2 отряда. Каждым отрядом руководит один воспитатель, которому помогает вожатый (ученицы 8-10 классов).
Работа в лагере поделена на три семидневки. Воспитатели в течение своей смены (семь дней) готовят со своими отрядами проектные работы, в которых должны принять участие все члены отряда. В конце смены - итоговый показ проектных работ.
Ежедневно воспитатели проводят с детьми инструктажи по ТБ и «Минутки здоровья», а также мероприятия по плану работы лагеря.
В лагере проводятся кружковые занятия: творческая лаборатория «Морские чудесенки», танцевальный класс «Танцы на воде», караоке – клуб «Лейся песня». Кружковые занятия проводят вожатые под руководством начальника смены, вместе с которым они разрабатывают план работы. Руководство караоке-клубом «Лейся песня» осуществляет музыкальный руководитель. На мероприятиях закрытия лагерной смены подводятся итоги кружковых занятий в форме выставки творческих работ и показа концертных номеров
Режим работы лагеря:
Элементы режима
|
Время
|
Ответственные
|
Сбор детей, зарядка
|
8:30 – 9:00
|
Воспитатели, вожатые
|
Утренняя линейка
|
9:00 – 9:15
|
Начальник смены
|
Завтрак
|
9:15 – 9:45
|
Работники столовой
|
Минутка здоровья
|
9:45 – 10:00
|
Воспитатели, вожатые
|
Работа по плану отрядов, общественно полезный труд, работа кружков и секций, спортивные мероприятия
|
10:00 – 12:30
|
Начальник смены, воспитатели, вожатые, руководитель физического воспитания
|
Оздоровительные процедуры
|
12.00 - 13.00
|
Воспитатели, вожатые, руководитель физического воспитания
|
Обед
|
13:00 – 13:30
|
Работники столовой
|
Работа по плану отрядов, свободное время
|
13:30-14:30
|
Воспитатели, вожатые
|
Линейка, уход домой
|
14.30
|
Начальник смены, воспитатели
|
План – сетка (сценарии мероприятий и образцы для работы творческой лаборатории «Морские чудесенки» представлены в приложениях)
|
|
10:00 – 11:00
|
11:00 – 12:00
|
12:00 – 13:00
|
13:30 – 14:30
|
1 семидневка
|
Пн
|
6.06
|
Спортивно-развлекательная игра «Свистать всех на верх». Поиск карты морского путешествия
|
Работа над оформлением отрядных уголков
|
Игры на свежем воздухе
|
Вт
|
7.06
|
Кружок «Морские чудесенки»
|
Кружок
«Танцы на воде»
|
Спортивное мероприятие
|
Работа над проектом
|
Ср
|
8.06
|
Караоке – клуб «Лейся песня»
|
Познавательная игра «Морское рондеву»
|
Игры на свежем воздухе
|
Работа над проектом
|
Чт
|
9.06
|
Кружок «Морские чудесенки»
|
Кружок
«Танцы на воде»
|
Спортивное мероприятие
|
Работа над проектом
|
Пт
|
10.06
|
Караоке – клуб «Лейся песня»
|
Конкурсная программа «Ай да рыбаки»
|
Игры на свежем воздухе
|
Работа над проектом
|
Сб
|
11.06
|
Конкурсная программа «Морской бой»
|
Работа над проектом
|
Конкурс рисунков на асфальте
|
Игры на свежем воздухе
|
Пн
|
13.06
|
Спортивно-развлекательная игра по станциям «Пираты Карибского моря»
|
Работа над проектом
|
Итоговое мероприятие по проекту
|
2 семидневка
|
Вт
|
14.06
|
Кружок «Морские чудесенки»
|
Кружок
«Танцы на воде»
|
Спортивное мероприятие
|
Работа над проектом
|
Ср
|
15.06
|
Караоке – клуб «Лейся песня»
|
Познавательная игра «По морям, по волнам...»
|
Игры на свежем воздухе
|
Работа над проектом
|
Чт
|
16.06
|
Кружок «Морские чудесенки»
|
Кружок
«Танцы на воде»
|
Спортивное мероприятие
|
Работа над проектом
|
Пт
|
17.06
|
Караоке – клуб «Лейся песня»
|
Конкурсная программа «Киносерпантин»
|
Игры на свежем воздухе
|
Работа над проектом
|
Сб
|
18.06
|
Конкурсная программа «Морской бой»
|
Работа над проектом
|
Просмотр тематических фильмов
|
Игры на свежем воздухе
|
Пн
|
20.06
|
Игра – путешествие по станциям «Робинзонада»
|
Игры на свежем воздухе
|
Работа над проектом
|
Вт
|
21.06
|
Кружок «Морские чудесенки»
|
Кружок
«Танцы на воде»
|
Спортивное мероприятие
|
Итоговое мероприятие по проекту
|
3 семидневка
|
Ср
|
22.06
|
День памяти. Митинг у памятника Славы
|
Конкурсная программа «Огонь, вода и медные трубы»
|
Конкурс плакатов «Миру – мир!»
|
Игры на свежем воздухе
|
Чт
|
23.06
|
Кружок «Морские чудесенки»
|
Кружок
«Танцы на воде»
|
Спортивное мероприятие
|
Работа над проектом
|
Пт
|
24.06
|
Караоке – клуб «Лейся песня»
|
Игра – путешествие «Два корабля»
|
Игры на свежем воздухе
|
Работа над проектом
|
Сб
|
25.06
|
Конкурсная программа «Морской бой»
|
Работа над проектом
|
Просмотр тематических фильмов
|
Игры на свежем воздухе
|
Пн
|
27.06
|
Кружок «Морские чудесенки»
|
Кружок
«Танцы на воде»
|
Спортивное мероприятие
|
Работа над проектом
|
Вт
|
28.06
|
Спортивная программа «На дне морском»
|
Работа над проектом
|
Игры на свежем воздухе
|
Концертная программа «Сардинка моя»
|
Ср
|
29.06
|
Спортивно-развлекательная игра «Последние герои»
|
Игры на свежем воздухе
|
Итоговое мероприятие по проекту
|