Скачать 6.78 Mb.
|
Экономико-правовые проблемы осуществления модернизации России Южный научный центр РАН Центральный экономико-математический институт РАН Южная секция содействия развитию экономической науки Отделения общественных наук РАН Финансовый университет при Правительстве РФ (Москва) Кубанский государственный технологический университет Южный институт менеджмента (Краснодар) Кубанский институт международного предпринимательства и менеджмента Краснодарский региональный общественный благотворительный фонд «Научно-образовательные инициативы Кубани» Краснодарская региональная просветительская общественная организация «Общество «Знание» Краснодарское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» Экономико-правовые проблемы осуществления модернизации России коллективная монография Под редакцией Р.М. Качалова, В.Н. Овчинникова, В.В. Сорокожердьева Краснодар 2013 УДК 330.1: 34.0 ББК 65.9 (2Рос)+67.4 П 78 Авторский коллектив: Качалов Р.М. (ЦЭМИ РАН) - глава 1; Игонина Л.Л. (ИНЭП) - глава 2; Альпидовская М.Л. (ФУ при Пр. РФ) - глава 3; Алешин В.А., Челышева Э.А. (ЮФУ) - глава 4; Задоя А.А., Магдич А.С. (ДУ им. А. Нобеля) - глава 5; Кетова Н.П., Колесников Ю.С., Овчинников В.Н. (ЮФУ) - глава 6; Маркарян В.Р. (ФУ при Пр. РФ) - глава 7; Суковатова О.П., Чернобродова Л.А. (РГРТУ) - глава 8; Стрежкова М.А. (НГМА) - глава 9; Щепакин М.Б., Михайлова В.М., Кривошеева Е.В. (КубГТУ) - глава 10; Долинская В.В. (МГЮА) - глава 11; Иншакова А.О. (ВолГУ) - глава 12; Рыженков А.Я., Черноморец А.Е. (ВолГУ) - глава 13; Казаченок С.Ю. (ВолГУ) - глава 14; Дементьева Т.В. (ВолГУ) - глава 15; Ответственный редактор В.В. Сорокожердьев П78 Экономико-правовые проблемы осуществления модернизации России: коллективная монография / под ред. Р.М. Качалова, В.Н. Овчинникова, В.В. Сорокожердьева. Краснодар, 2013. 367 с. 500 экз. ISBN 978-5-905921-05-6 ХХХХХХХХХ Представлены материалы, подготовленные по итогам проведения научных мероприятий, организованных КРОБФ «Научно-образовательные инициативы Кубани» в 2012 г. В данной монографии исследован широкий спектр экономических и правовых проблем, относящихся к важнейшим аспектам модернизации и структурной перестройки хозяйства, становления правового государства, разработаны предложения по стимулированию позитивных процессов в российской экономике и правовой сфере, включая меры инструментально-правового обеспечения макроэкономической, промышленной, внешнеэкономической, социальной политики, содержащие оригинальные решения в отношении формирования современных институтов, поддержки территорий, отраслей, предприятий, решения финансовых проблем в ряде ключевых сфер хозяйства. Адресуется научным работникам, специалистам в области экономики и права, студентам экономических и общественных специальностей, всем, кто интересуется проблемами экономики, права и экономической политики. ХХХХХХХ ПРЕДИСЛОВИЕ Современный период в жизни страны, наряду с некоторыми достижениями, связанными с преодолением кризисного состояния экономики и общества, имевшего место в 90-е годы, характеризуется существенным обострением структурных проблем, опасным снижением конкурентоспособности как экономики в целом, так и подавляющей массы российских предприятий, а также существенным проявлением протестных настроений со стороны общества в связи со сложившейся ситуацией в организации и функционировании национального хозяйства практически на всех его уровнях. Ответом на данные запросы и вызовы должна, в частности, стать обновленная Концепция социально-экономического развития России до 2020 года, а также целый ряд решений правительства в ключевых сферах жизнедеятельности экономики и общества, прежде всего, в отношении новой индустриализации, инноваций, в образовании и др. В последний период обозначилось значительное замедление промышленного производства на фоне неполного преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса, что в существенной мере отражает пагубность отсутствия действенной стратегии социохозяйственного развития, поддерживаемого обществом, а также неоправданного устранения государства от принятия необходимых мер по регулированию рыночного хозяйства или, с другой стороны - явного крена в деятельности властных структур, направленной на формирование теневых механизмов взаимодействия с привилегированным крупным бизнесом в противовес интересам основной массы населения. Стало также очевидно, что в мировом экономическом развитии по-прежнему продолжают играть фундаментальную роль проблемы развития индустрии, сельского хозяйства, транспорта и строительства, а не только финансовые инструменты и информационные технологии. В связи с этим, как показывает успешный опыт Китая, наряду с финансовой и собственно инновационной политикой, решающее значение должно придаваться стабилизационной, структурной, промышленной, аграрной, социальной политике, а также – специальным целенаправленным действиям по поддержке отечественного бизнеса. Критически важное значение имеет также создание правовой основы проводимой экономической и социальной политики, обеспечение высокого уровня социальной справедливости, которые, в свою очередь, позволяют создать позитивную созидательную атмосферу в обществе, обеспечить поддержку и продвижение планируемых властью преобразований. Важная роль в создании и реализации эффективной стратегии социально-экономического развития страны закономерно принадлежит научному сообществу; в настоящее время существует достаточно значительное число концептуальных и практических разработок, подготовленных как научными коллективами, так и отдельными авторами (часть из них использована в данной коллективной работе) которые позволяют добиться действительного прорыва в решении задач развития хозяйства и социально-правовой сферы как в целом, так и по отдельным направлениям. В данной монографии представлен широкий спектр работ по различным направлениям организации и управления социохозяйственными процессами; однако предложения и выводы, сформулированные авторами не претендуют на безусловную правильность и исключительную ценность в сравнении с другими подходами и альтернативными точками зрения. Тем не менее, представляется, многие из них могут и должны найти применение в формировании эффективной модели экономической политики и формировании правовых норм, а также при разработке конкретных мер их реализации. Содержательная структура монографии, состоящей из 15 глав логически подразделяется на 2 части: в первых 10 главах проводится анализ системных аспектов модернизации страны, формирования приоритетов экономического развития, внешнеэкономической, региональной, промышленной политики, стимулирования деятельности предприятий как ключевого звена отечественной экономики, создания условий для появления и позитивной трансформации экономических институтов. В 11-15 главах рассмотрен ряд актуальных проблем становления правовой основы решения важнейших социальных и экономических задач, включая тенденции развития правовых форм бизнеса, инновационной деятельности, совершенствования арбитражного законодательства и правового регулирования фондового рынка. Концептуальные подходы к анализу качества управления социально-экономическими системами представлены в первой главе Р.М. Качаловым. С его точки зрения, проблеме анализа и оценки качества управления социально-экономическими системами (СЭС) до сих пор уделяется явно недостаточное внимание. Особенно это справедливо, если обратиться к задачам управления такими типичными СЭС, какими являются производственные предприятия. Именно состояние российских предприятий в решающей степени определяет не только положение дел в экономике, но и состояние всего общества. В то же время, очевидно, что непосредственно от оценок качества управления зависит обоснованный выбор того или иного направления совершенствования технологий и методов управления предприятиями. В задачах управления СЭС понятие качества управления обычно используют как характеристику точности достижения цели управления. Однако очевидно, что это понятие вполне правомерно применять для анализа и совершенствования принятой технологии управления СЭС. В частности, для оценки того, насколько выбираемые способы воздействия на системные объекты, составной частью которых являются люди (работники или акционеры предприятия, жители региона, граждане страны и т.п.), удовлетворяют некоторым принципам «гуманного» гармоничного и т.п. управления СЭС. Одной из наиболее значимых составляющих выхода на траекторию качественно нового социально-экономического развития в рамках провозглашенного в России курса модернизации (весна 2009 года) и новой индустриализации (весна 2010 года), как отмечает во второй главе Л.Л. Игонина, является формирование устойчивой и полноценной финансовой системы, которая призвана создать необходимые предпосылки для поддержания высоких темпов роста национальной экономики и улучшения ее интегрированности в мировую экономическую систему. На взгляд автора, сегодня, как никогда ранее, усиливается сопряженность качества экономической динамики и уровня развития финансовой системы. Несбалансированность роста ведет к обострению финансовых диспропорций, что, в свою очередь, определяет нарастание структурных экономических проблем. Процессы глобализации экономики и финансовых рынков еще более усложняют эту взаимосвязь, поскольку национальные экономики взаимодействуют между собой посредством глобального финансового сектора. С расширением доступа частных и государственных компаний к глобальному рынку финансового капитала, мировая хозяйственная система выступает как одно из фундаментальных оснований национальных экономик. В свою очередь, развитие финансовых рынков приобретает более значимый характер: они практически мгновенно транслируют импульсы, в том числе кризисные, на все мировое хозяйство, что приводит к необходимости переосмысления роли финансовых систем в современном мире. В таких условиях возможности и ограничения при реализации стратегических сценариев модернизации национальной экономики в значительной мере зависят от уровня и качества развития финансовой системы. Это определяет необходимость уточнения характера взаимосвязи финансовой и экономической систем, исследования инвестиционной роли финансовой системы России в разрезе ее структурных элементов и обоснования детерминант развития финансовой системы в стратегии устойчивого развития российской экономики. На необходимость проведения системных научных изысканий в направлении углубления знаний о характере и природе экономических процессов применительно к специфическим условиям хозяйства России и в связи с проведением широкомасштабной модернизации указывает автор третьей главы монографии Альпидовская М.Л. Она подвергает критическому анализу сложившуюся в последние десятилетия практику либеральных реформ (на взгляд автора концептуально недостаточно обоснованных), которые постепенно и закономерно затягивают в «омут регресса» некогда мощную экономику России. Бесконечная череда перманентных природных, климатических, техногенных, военных и политических катастроф – объективная характеристика последних 20 лет новейшей истории нашей страны. По мнению автора, найти ответы на данные вызовы современности достаточно сложно, если не сказать невозможно, так как все более явно и неприглядно проступают черты той действительности, которая является закономерным результатом в целом порочной программы социохозяйственного реформирования страны. Во всех сферах человеческой жизнедеятельности властвуют коммерция, приватизация, воровство, пресловутая коррупция, безответственность и деградация… Либеральный период социально-экономической жизни России отмечен феноменом приватизации власти и всех структур жизнеобеспечения населения, которое уже трудно назвать народом. Утопическая либеральная идея лишила даже такую экономическую категорию как собственность её сущности – собственности на средства производства, и превратила её по содержанию в средство воровства. В подтверждение своей точки зрения автор приводит статистические данные международных сопоставлений, которые отражают отнюдь не благополучную картину нынешнего состояния и перспектив российской экономики и общества. Экономические условия существующего способа производства современной рыночной экономики неминуемо вызывают неравномерное развитие отдельных составных частей теперь уже глобализированной экономики. Это проявляется в быстрых темпах развития одних предприятий, отраслей, стран при медленных темпах развития и даже упадке других. Согласно новым данным отчета о развитии человека, подготовленном Организацией Объединенных Наций, в 2011 году, согласно индексу развития человеческого потенциала, Норвегия признана самой благополучной страной в мире. В пятёрку наиболее благополучных стран вошли также Австралия, Новая Зеландия, Соединенные Штаты и Ирландия. Россия занимает 66 место в этом ежегодном рейтинге. Четвертая глава посвящена выявлению возникших проблем и противоречий таможенно-тарифной политики, а также поиску направлений усиления тарифной защиты отечественных производителей и содействия технологической модернизации российской экономики. Как отмечают авторы данной главы Алешин В.А. и Челышева Э.А., суть этих изменений состоит в переходе от монетаристской концепции улучшения состояния финансовой системы, не учитывающей состояния реального сектора экономики к концепции функциональных финансов, подчиненных задачам эффективного использования всех видов ресурсов в целях инновационного развития страны. В работе всесторонне рассмотрены различные аспекты современной финансовой политики применительно к условиям модернизации, к которым отнесены, прежде всего, использование налогов как механизма воздействия на инвестиции и инновации, таможенно-тарифные аспекты интеграции российской экономики в глобальное инновационное пространство, проблемы налогового федерализма в период модернизации и пути их решения, бюджетно-налоговая поддержка инновационного развития регионального развития. К моменту вступления Росссии в ВТО доля таможенных пошлин в доходах федерального бюджета достигла огромных размеров и составляет на сегодня около 40 процентов. В условиях присоединения России к ВТО будет осуществляться поэтапное снижение таможенных пошлин, которое неизбежно отразится на динамике их поступления в федеральный бюджет, а также будет способствовать возникновению угроз для экономической безопасности страны, что в условиях объявленного курса на ее инновационное развитие недопустимо. Для обеспечения эффективности таможенно-тарифной политики на современном этапе следует учитывать, что, с одной стороны она должна быть сферой общегосударственного регулирования внешнеэкономической деятельности, а с другой – она должна разрабатываться с учетом интересов субъектов Российской Федерации и быть направлена на оптимизацию отношений между ними. Успешное решение задач внутриэкономического развития невозможно без принятия сбалансированных мер по включению национального хозяйства в современную глобализированную экономику. Предложения по совершенствованию внешнеэкономической политики, позволяющей адекватно учитывать тенденции мирового экономического процесса и опираться на собственные конкурентные преимущества и возможности содержатся в главе 5, авторами которой являются Задоя А.А. и Магдич А.С. Данная ситуация в полной мере характерна и для современного этапа преобразований как российской, так и украинской экономики. На протяжении 2008-2012 гг. тенденции развития внешней торговли Украины формируются под действием двух определяющих событий: вступления в ВТО в 2008 г. и глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. В мае 2008 г. Украина стала членом Всемирной торговой организации (ВТО), а в сентябре банкротство Lehman Brothers привело к коллапсу финансовых рынков и резкому спаду экономической активности во всем мире. Еще одним важным фактором, оказавшим влияние на внешнюю торговлю Украины, стал высокий уровень долларизации национальной экономики и значительный уровень внешнего долга, что обусловило резкую девальвацию гривны в начале кризиса и способствовало падению потребительского спроса и частичной переориентации импорта на внутреннее потребление. Кроме того, проблемы банковского сектора усложнили доступ украинских экспортеров и импортеров к источникам внешнего финансирования. В целом динамика показателей внешней торговли Украины на протяжении 2009-2012 гг. преимущественно отражает экономические колебания, вызванные мировым финансовым кризисом – рецессию и последующее восстановление мировой экономики. В данном контексте формализация вступления в ВТО за несколько месяцев до начала кризиса не оказала заметного воздействия на импорт, поскольку преобладающая часть обязательств по либерализации доступа на рынок Украины была выполнена ею до 2008 г. В свою очередь, влияние вступления Украины в ВТО на экспортную деятельность также трудно поддается оценке в связи с резкими колебаниями мировой торговли и девальвацией гривны в 2008 г. Традиционно прибыльной составляющей внешнеэкономической деятельности Украины является торговля услугами, которая оказалась более устойчивой перед лицом кризиса и продемонстрировала эффективное сопротивление кризисным явлениям мировой экономики. В главе 6, которую подготовили В.Н Овчинников, Н.П. Кетова и Ю.С. Колесников, рассматриваются основные императивы, тенденции и ограничения развития инновационного процесса как базового фактора модернизации экономики России и её регионов. На взгляд авторов, исследование модернизации социально-экономической политики развития российских регионов предполагает идентификацию экономической природы и предметного содержания модернизационных преобразований как особого инкрементального типа инновационного процесса, что соответствует этимологии слова, означающего осовременивание чего-то существующего (в отличие от радикальных, системных и парадигмальных инноваций, объединенных общеродовым признаком «созидания чего-то нового», но отличающихся глубиной инновационных решений). В соответствии с данным положением, представляется целесообразным проанализировать императивы, принципы, модели модернизации социально-экономической политики развития российских регионов, иллюстрируя их на материалах Юга России и адаптировать эти подходы и инструментарно-познавательные средства к разработке стратегий социально-экономического развития российского Кавказа. Предлагаемая архитектоника изложения материала данной главы монографии позволяет достаточно полно раскрыть содержание исследуемого процесса, а также предложить концептуальные принципы и императивы конструирования новой политики социально-экономического развития российских регионов. Рассматривая специфические условия развития региона Северного Кавказа, с точки зрения авторов, адекватными представляются три альтернативных стратегии экономической политики модернизации: а) капитализация территориальных ресурсов: формирование механизмов, их включение в воспроизводственные цепочки добавленной стоимости, в т.ч. с учетом возможностей геоэкономического пространства российского Кавказа; б) социализация экономики путем создания институтов органического включения предпринимательских структур ее основных экономических укладов в корпоративную сетевую экономику и национальный рынок. Развитие человекоцентрированных видов хозяйственной деятельности; в) государственная поддержка и развитие бюджетных и рыночных инвестиционных механизмов реализации экосистемной функции Северного Кавказа. В главе 7, написанной Маркарян В.Р., рассматриваются региональные аспекты современных проблем экономической политики. Открытость социально-экономического пространства российских регионов, как следствие глобализационных и интеграционных процессов в мировом хозяйстве, побуждает к поиску новых форм организации управления развитием региона, направленных на достижение экономической самодостаточности территорий, стабильное и устойчивое повышение уровня благосостояния населения региона, сохраняя при этом пороговые критерии и параметры экономической, а значит и национальной безопасности. Для России с ее огромной территорией, значительным по численности населением, с ее разнообразием природных, социально-экономических, политических и конфессиональных условий, с различием культурно-исторических традиций, решение социальных и экономических проблем невозможно без учета особенностей региональных (территориальных) факторов. Исследуя социально-экономические проблемы региона, автор пришел к выводу, что основой будущих экономических успехов может служить только система коммуникативного перспективного стратегического планирования, которая должна в обязательном порядке учитывать все геополитические, исторические и этносоциальные особенности данного места и времени. Автор вводит новое понятие «геоэтноэкономика», предлагает методику привлечения к процессу планирования «носителей культуры» региона, использования так называемой «мудрости масс». Важным ресурсом заявленной в России стратегии модернизации, как отмечается в главе 8, авторами которой являются Суковатова О.П. и Чернобродова Л.А., является качественное улучшение регионального управления. В современных условиях, когда регион признается важнейшим объектом социально-экономической политики, расширяются полномочия региональных органов власти. Смещение акцента в управлении на уровень региона вызывает необходимость повышения качества регионального управления, а также качества оценки управленческого воздействия на достижение конечного результата социально-экономического развития. В этой связи показательно, что Президент РФ В.В. Путин подчеркнул важность таких факторов динамичного развития территорий, как активность региональных органов власти в достижении конечного результата регионального развития, необходимость дальнейшего совершенствования системы оценки эффективности работы регионального руководства. Одним из важнейших требований к стратегии развития региона становится всесторонняя оценка факторов регионального развития. С точки зрения авторов, в современных условиях важнейшими критериями оценки деятельности органов власти становятся следующие: мнение населения, степень эффективности расходования бюджетных средств. Важнейшими характеристиками деятельности органов власти являются: формирование институтов, адекватных целям регионального развития; создание условий для развития предпринимательства, прежде всего малого и среднего; формирование благоприятного инвестиционного климата и рациональной структуры экономики; достаточность собственного налогового потенциала (финансовой обеспеченности). Для всестороннего анализа эффективности развития региона оценка деятельности властей не менее важна, чем исследование экономических, политических, социальных сторон процесса. Деятельность руководителей региона и органов власти, мотивация их действий, методы руководства, отношение к бизнесу и т.д. оказывают существенное влияние на уровень социально-экономического развития региона. Отсюда на первый план в решении заявленных проблем выступают следующие вопросы: соотношения понятий качества и эффективности управления, определения критериев оценки эффективности деятельности органов власти, разработки методик оценки уровня социально-экономического развития региона и методик оценки деятельности органов власти. В главе 9, написанной Стрежковой М.А., отмечается, что успех в достижении крупных макроэкономических преобразований зависит от того, насколько замыслы их инициаторов корреспондируют с достижениями и возможностями данной страны, прежде всего – в обеспечении развития высокотехнологического сектора экономики. Как отмечает автор, отличительной чертой российской атомной энергетики и гарантом ее эффективности является мощная государственная поддержка, репрезентативная характеристика которой находит отражение в частности, в действующих «правилах» загрузки энергопроизводящих мощностей системным оператором, в объемах государственных инвестиций в атомную энергогенерацию. Высокую заинтересованность государства в эффективной деятельности ОАО «Концерн Росэнергоатом» демонстрирует и достаточно прагматичный подход к процессу ценообразования на электроэнергию, генерируемую атомными электростанциями. В соответствии с приказом ФСТ РФ от 13 октября 2010г. № 485-э «... необходимая валовая выручка генерирующей компании, обеспечивающая безопасную эксплуатацию АЭС в период с 2013 года определяется суммированием фактических расходов, определяемых прямым счетом фактических и эксплуатационных расходов, ... и величины неполученных за соответствующий период поставки ... по результатам конкурентного отбора ... на оптовом рынке ... денежных средств, необходимых для безопасной эксплуатации этих станций... (с учетом процентов на привлечение в соответствующем году кредитных средств на покрытие дефицита средств, необходимых для безопасной эксплуатации)... не превышающих ставку рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, увеличенную в 1,1 раза». Показательным является и тот факт, что государственные инвестиции в атомную энергогенерацию занимают непропорционально большую долю в общеотраслевом объеме - 51%, при удельном весе производства энергии на АЭС - 16%. Государственное лоббирование данного сегмента энергетики со значительной степенью обоснованности позволяет говорить о создании условий для его «плановой безубыточности» и расширенного воспроизводства как в РФ, так и за рубежом с целью создания условий для обеспечения энергонезависимости и гарантированного энергоснабжения экономики и населения в условиях стабилизации углеводородной составляющей ТЭК. В этой связи закономерно встает вопрос о месте атомной энергетики в инновационном развитии России как на краткосрочную, так и на длительную перспективу. Как отмечают авторы главы 10, Щепакин М.Б., Михайлова В.М., Кривошеева Е.В., продовольственный сектор любой национальной экономики − сфера государственных стратегических интересов, требующая особого внимания и защиты. Исследование проблемы продовольственной безопасности в контексте общей экономической безопасности является актуальной проблемой, так как в ней концентрируются узловые направления экономической политики государства, отражаются складывающиеся тенденции развития сельскохозяйственного и перерабатывающего производства, аграрного рынка. Одной их отличительных черт российского продовольственного сектора является, с одной стороны, неизмеримо больший потенциал, обусловленный географическими и природными факторами, а, с другой, − «недоразвитость» в плане обеспечения ресурсами, технологий переработки и ценовой конкурентоспособности. Все это на сегодняшний день обусловливает высокую долю импорта продовольственных товаров, в том числе и хлебобулочных изделий. Отечественные производители пока не могут обеспечить продовольственной независимости страны. Если взять долю отечественной продукции в общем объеме потребления, то она составляет: по мясу – 60 %; по молочным продуктам − менее 80 %; по сахару − 58 %; по овощам – 84 %; по фруктам – 40 %; по хлебобулочным изделиям – 70 %. Среди основных причин сложившегося положения, в частности, в хлебобулочной промышленности, можно назвать следующие: − недостаточный уровень собственного производства хлебобулочной продукции; − несовершенство экономического механизма рационального управления всеми имеющимися ресурсами; − отсутствие инноваций и применения неэффективных технологий управления ресурсами; − низкая производительность труда. Все эти факторы являются характерными и для других подотраслей продовольственного комплекса и оказывают негативное влияние на конкурентоспособность отечественного продовольствия не только на мировом, но и на внутреннем, российском, рынке; ведут к принятию ошибочных управленческих решений в отношении «расходования» ресурсов предприятий. В результате последние не в сосоянии адекватно реагировать на изменяющиеся рыночные условия. Многие руководители предприятий данной отрасли неспособны изменить сложившуюся ситуацию из-за недостатка информации о структуре и качестве ресурсов, отсутствия обоснованного механизма рационального их использования, неэффективного управления совокупным ресурсным потенциалом. В соответствии с этим возникает настоятельная потребность у субъектов хозяйства в создании информационной базы о состоянии вовлекаемых в хозяйственный оборот ресурсов и в разработке методического обеспечения для принятия рациональных решений в области управления ресурсами предприятия. В 11-й главе, подготовленной Долинской В.В., рассмотрена существующая система правовых форм бизнеса. Выявлены расширение их круга за счет договорных и статутных форм, «коммерциализация» деятельности юридических лиц независимо от их легального деления на коммерческие и некоммерческие, потребность правового оформления экономического оборота в иных правосубъектных образованиях. Определяя основные характеристики детерминированности выбора правовой формы бизнеса, автор отмечает, что любая социальная предпринимательская деятельность может осуществляться на индивидуальной или коллективной основе. При этом материальной предпосылкой деятельности субъекта предпринимательских отношений является его имущественная обособленность, базирующаяся на отношениях собственности. Собственность здесь выступает как общественная форма, внутри и посредством которой происходит процесс присвоения человеком материальных благ и имеет вещественную (материальную) и общественную (социальную) стороны. Последняя выражается в устранении индивидом (коллективом, обществом) всех окружающих его лиц от присваиваемых им материальных благ. Частная форма собственности характеризуется тем, что отдельному индивиду как собственнику противостоит все общество как несобственник. При общественной собственности всему обществу как собственнику противостоят как несобственники отдельные члены общества и коллективные образования. Рассматривая проблематику статутной основы правовых форм бизнеса, автор отмечает, что последняя подразумевает наличие специального субъекта. В связи со сложной, многоотраслевой структурой правосубъектности в предпринимательской деятельности ограничение круга специальных субъектов только фигурой ЮЛ обедняет рассматриваемую форму бизнеса и не соответствует ни действующему законодательству, ни сложившейся практике. Кроме ЮЛ следует выделять: публичные субъекты предпринимательства (государство и муниципальные образования); субъекты, осуществляющие функции органов ЮЛ, и приравненные к ним; нетрадиционные объединения ЮЛ; крестьянское (фермерское) хозяйство. В данной главе также нашли отражение современные тенденции развития организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов на основе анализа обширной законодательной и правоприменительной практики, включая деятельность таких сложных форм хозяйствования как ТНК и компании с государственным участием. В двенадцатой главе, автором которой является Иншакова А.О., в центре рассмотрения находятся основные вариации национального организационно-правового оформления инновационного предпринимательства. В связи с заявленной темой, данная глава посвящена определению круга субъектов инновационной экономической деятельности, не закрепленного юридически, но необходимого для четкого понимания правоприменителя с точки зрения распространения на них специальных норм и правил, а также определению возможных вариаций организационно-правового оформления деятельности этих субъектов, позволяющего выявить полный объем правомочий, возможностей и обязанностей, составляющих их правовой статус и обусловливающих правовой режим их деятельности в каждой законодательно предусмотренной конкретной форме. Новые подходы к классификации субъектов инновационной экономики призваны способствовать выявлению всех возможных вариаций национального организационно-правового оформления инновационной активности, их приоритетности, потенциала, преимуществ и недостатков. Представленные классификации призваны также способствовать прогнозированию степени успешности и востребованности новых форм инновационного участия, закрепленных обновленным гражданским законодательством и устранению недостаточности демократичной, понятной иностранному инвестору, альтернативы выбора российского предпринимателя организационно-правового оформления инновационной деятельности. Автором также обстоятельно рассмотрены вопросы частноправового регулирования создания и деятельности обновленных традиционных и новейших вариаций организационно-правового оформления субъектов инновационного хозяйствования, обеспечивающих реализацию перехода национальной экономики от постиндустриального типа к инновационному. Особое внимание уделено корпоративным формам инновационной предпринимательской деятельности, а также последним новеллам масштабной реформы права корпораций, являющегося, по мнению автора, одной из приоритетно востребованных и динамично развивающихся сфер правового обеспечения зарождающейся инновационной экономики. На основе комплексного анализа теории данного вопроса выделяются некоторые новейшие формы участия в инновационном предпринимательстве, заслуживающие самого пристального внимания и обладающие достаточным потенциалом в контексте современных экономических потребностей, такие как хозяйственные партнерства, инвестиционные товарищества, институт инвестиционного консультанта и т.д. Читателю предоставлена возможность познакомиться с некоторыми формами инновационного участия, предлагаемыми недавно обновленным гражданским законодательством и находящимся на стадии обсуждения продолжающейся масштабной реформы права корпораций. В главе 13, написанной А.Я. Рыженковым и А.Е. Черноморцем сделана плодотворная попытка рассмотрения проблемы определения собственников имущества, участников присвоения дохода, объектов и содержания права собственности применительно к форме юридического лица в экономике третьего тысячелетия. По мнению авторов, сущность юридического лица, его роль и значение в экономике любых стран являются ключевым разделом соответствующего блока гражданского права. Основная доля богатств создается в рамках разнообразных юридических лиц. В юридических лицах задействованы миллионы людей – работников, создающих материальные и духовные ценности. Предлагается совокупность взглядов на юридическое лицо, которая обозначена как производственная теория юридического лица. Основу данной теории составляет утверждение о том, что хозяйственные товарищества и общества создаются в форме юридического лица для производства новой продукции, выполнения работ или оказания услуг. В связи с этим юридическое лицо является правовой формой закрепления структуры производственных отношений, складывающихся в процессе их создания и деятельности. Производственная теория юридического лица означает понимание, что движущей силой производственных отношений являются производительные силы, включающие различные виды энергии (природной и искусственно созданной), овеществленный и денежный капитал, а также трудовой капитал в виде интеллектуальных и физических способностей людей. Выводы авторов состоят в том, что, во-первых, фактическими или реальными собственниками имущества хозяйственных товариществ или обществ являются не юридические лица (как по действующему гражданскому законодательству), а те, кто вкладывает в них свои инвестиции (участники, учредители, акционеры). Во-вторых, в распределении и присвоении полученного результата производства должны участвовать все участники процесса производства, в том числе и собственники трудового капитала. В третьих, установлены противоречия положений Гражданского кодекса Российской Федерации об объектах и содержании права собственности. Автором главы 14 Казаченок С.Ю. проанализированы некоторые актуальные аспекты использования института арбитражного соглашения как средства правового планирования применительно к международному частному праву. С точки зрения автора, в условиях увеличения объема внешнеэкономических сделок, обусловленного интеграцией национальной экономики России в глобальную мировую экономическую систему, все более пристального внимания правоведов требуют наиболее оптимальные и оперативные способы разрешения возможных споров и разногласий контрагентов внешнеэкономических отношений, закрепленных соответствующими контрактами. В перечне эффективных способов разрешения трансграничных конфликтов первостепенное место принадлежит третейским и международным коммерческим арбитражным судам, обращение в которые становится возможным в случае заключения сторонами сделки арбитражного соглашения. Популяризация международного коммерческого арбитража в транснациональной предпринимательской среде обосновывается автором посредством выявления в проведенном исследовании его преимуществ перед государственными судами, в том числе и арбитражными. Востребованность коммерческого арбитража исследуется с учетом компетентных мнений сторонников российской правовой доктрины. Изучается правовая природа, а также юридические возможности арбитражного соглашения, обеспечивающие контроль за процессом. Рассматриваются возможность и необходимость соблюдения примиренческих условий и включения их в текст договора (соглашения об арбитраже), а также использование в содержании арбитражного соглашения иных альтернативных способов разрешения споров. Среди перечисленных автором наиболее распространенных примирительных процедур определяются и, на основе SWOT – анализа, комментируются наиболее востребованные способы мирного урегулирования споров. В данном контексте особое внимание автора привлекает процедура посредничества – медиация. Отличительные признаки юридической природы арбитражного соглашения как особого вида договора о подсудности изучаются в работе с целью моделирования практической ситуации с учетом особенностей его составления и заключения. Исследование в работе вопроса о том, является ли арбитражное соглашение гражданско-правовой сделкой или нет, имеет практические правовые последствия, определяющие, прежде всего, возможности применения к квалификации правоотношений, возникающих вследствие заключения арбитражного соглашения, гражданско-правовых норм, регулирующих порядок заключения сделок и признания их недействительными. Определяются условия, непосредственно связанные с различными этапами арбитражного разбирательства, составляющие содержание соглашения об арбитраже аналогично любому гражданско-правовому договору и устанавливающие наличие волеизъявления субъектов внешнеэкономических отношений по рассмотрению возникшего между ними спора. Автором также затронута проблема объективного выражения рассматриваемой особой категории гражданско-правовых договоров, заключающаяся в соблюдении определенной формы арбитражного соглашения и обусловливающая принятие арбитражем спора к рассмотрению. В главе 15, написанной Дементьевой Т.В., проведено исследование сущности и содержания акции как важнейшего инструмента фондового рынка, включая особенности ее правовой природы, процедуры выпуска и обращения. Здесь даны развернутые определения данного понятия и представлены основные характерные признаки эмиссионных ценных бумаг. Изучены и сопоставлены наиболее устоявшиеся из множества существующих интерпретаций: исторически первые экономические и, вслед за ними, прозвучавшие в правовой доктрине - юридические определения рынка ценных бумаг. Из всей совокупности данных фондовых инструментов автор по характерным признакам выделяет эмиссионные ценные бумаги посредством исследования их обращения через организованный рынок ценных бумаг с его специфическими институционными участниками, а также путем использования строгой процедуры эмиссии. На основании положений ФЗ «О рынке ценных бумаг» проводится законодательный анализ характерных признаков эмиссионной ценной бумаги, что также способствует определению признаков, отличающих ее от обычной ценной бумаги. Понятие эмиссии ценных бумаг рассматривается в работе через категорию сделки. Автор обоснованно поддерживает точку зрения о том, что в форме эмиссионных ценных бумаг закон легализует оборот совокупности стандартных субъективных гражданских прав, посредством чего раскрывается смысл их правового режима. В частности, подвергается сомнению тезис о том, что объединяющим признаком всех эмиссионных ценных бумаг выступает возможность привлечения средств от неограниченного круга лиц. Рассматриваются вопросы необходимости прохождения процедуры эмиссии и государственной регистрации выпуска, а также обязательности получения каждым выпуском соответствующего государственного регистрационного номера кода, который идентифицирует конкретный выпуск эмиссионных ценных бумаг. Критикуется законодательная конструкция, содержащаяся в определении эмиссионных ценных бумаг, согласно которой совокупность имущественных и неимущественных прав, которые удостоверяет такая бумага, подлежит «удостоверению, уступке и безусловному осуществлению» с соблюдением установленных положениями «формы и порядка». Особенности правовой природы акции как разновидности эмиссионных ценных бумаг изучаются в работе через определение понятия акции, ее действующего правового обеспечения, а также судебную практику. Приводится законодательная квалификация акции как именной эмиссионной ценной бумаги. Акция как бездокументарная ценная бумага исследуется в качестве способа фиксации комплекса предоставляемых ей прав. Комплексному анализу подвергаются в работе процедурные правила и законодательные инструменты эмиссии акций. Представленная в работе методология исследования процедуры эмиссии заключается в изучении сложного фактического состава, что обусловлено необходимостью соблюдения всех установленных требований и порядка, которые в итоге позволяют эмитенту легитимно осуществить выпуск ценных бумаг. В работе раскрывается cодержание и последовательность этапов процедуры эмиссии ценных бумаг, что обнаруживает строго определенную законодателем упорядоченную совокупность всех элементов фактического состава, в результате которой может появиться легитимная эмиссионная ценная бумага. В.В. Сорокожердьев АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ Алешин Валерий Алексеевич - д.э.н., профессор, декан экономического факультета ЮФУ (Ростов - на Дону) Альпидовская Марина Леонидовна – д.э.н., профессор кафедры «Макроэкономика» ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ» (Москва) Долинская Владимира Владимировна - д.ю.н., профессор Московской Государственной Юридической Академии имени О.Е. Кутафина, главный редактор научно-практического журнала «Цивилист» (Москва) Дементьева Татьяна Владимировна - аспирант кафедры гражданского и международного частного права ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» (Волгоград) Задоя Анатолий Александрович – д.э.н., профессор, первый проректор Днепропетровского университета имени Альфреда Нобеля (Украина) Игонина Людмила Лазаревна - д.э.н., профессор, зав. кафедрой финансов Института экономики, права и гуманитарных специальностей (Краснодар) Иншакова Агнесса Олеговна - д.ю.н., профессор, зав. кафедрой гражданского и международного частного права Волгоградского государственного университета (Волгоград) Качалов Роман Михайлович - д.э.н., профессор, заведующий лабораторией Центрального экономико-математического института РАН (Москва) Казаченок Светлана Юрьевна - к.ю.н., доцент кафедры Гражданского и международного частного права ЮНЦ РАН при ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» (Волгоград) Кетова Наталья Петровна - д.э.н., профессор, зав. кафедрой теории рынка Южного федерального университета (Ростов - на Дону) Колесников Юрий Семенович - д.э.н., профессор, зав. отделом, главный научный сотрудник Северо-Кавказского НИИ экономических и социальных проблем Южного федерального университета (Ростов - на Дону) Кривошеева Екатерина Васильевна - к.э.н., старший преподаватель кафедры маркетинга и управления предприятием КубГТУ (Краснодар) Магдич Алиса Сергеевна - к.э.н., старший преподаватель Днепропетровского университета имени Альфреда Нобеля (Украина) Маркарян Варвара Рафаэловна - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и финансы» Краснодарского филиала Финансового Университета при Правительстве РФ (Краснодар) Михайлова Вероника Михайловна - к.э.н., доцент кафедры маркетинга и управления предприятием КубГТУ (Краснодар) Овчинников Виктор Николаевич - д.э.н., зав. отделом, главный научный сотрудник Северо-Кавказского НИИ экономических и социальных проблем Южного федерального университета (Ростов - на Дону) Стрежкова Майя Александровна - к.э.н., доцент, профессор кафедры «Экономика» ФГБОУ ВПО «НГМА» (Новочеркасск) Суковатова Ольга Павловна - к.э.н., доцент Рязанского государственного радиотехнического университета (Рязань) Рыженков Анатолий Яковлевич - д.ю.н., профессор кафедры международного и частного права Волгоградского государственного университета (Волгоград) Черноморец Альберт Евгеньевич - д.ю.н., профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Волгоградского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Волгоград) Чернобродова Людмила Алексеевна - к.э.н., доцент Рязанского государственного радиотехнического университета (Рязань) Челышева Эльвира Александровна - к.э.н., доцент ЮФУ (Ростов - на Дону) Щепакин Михаил Борисович - д.э.н., профессор, зав. кафедрой маркетинга и управления предприятием, декан ФЭУБ КубГТУ (Краснодар) |
Монография Под редакцией М. Б. Есауловой Персонификация высшего профессионально-педагогического образования: на пути к самоуправляемому обучению: монография / под ред. М.... |
Отчет о научной деятельности мэбик показатели научно-методической... Национальная экономика в условиях глобализации: бизнес и общество в противостоянии кризису. Коллективная монография под общей редакцией... |
||
Е. В. Жижко и С. Д. Чигановой Молодая семья: проблемы и перспективы социальной поддержки: монография / Краснояр. Гос ун-т, Юрид. Ин-т, соц правовой факультет;... |
Монография / Под общ ред. М. А. Поваляевой. Серия «Учебники, учебные... П 42 Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография / Под общ ред. М. А. Поваляевой. Серия «Учебники,... |
||
Приемная семья: социально-демографический анализ Монография Под редакцией Г. В. Дыльнова О. В. Бессчетнова : под ред. Г. В. Дыльнова. — Саратов : Научная книга, 2008. — 288 с |
Экономико-правовые факторы и ограничения в становлении моделей корпоративного... Экономико-правовые факторы и ограничения в становлении моделей корпоративного управления |
||
Музейно-краеведческая работа проблемы истории и культуры волго-уральского... Проблемы истории и культуры Волго-Уральского региона и Евразии. – Выпуск Проблемы региональной истории и музейно-краеведческая работа.... |
Исследование осуществлено при участии и под редакцией д ф. н, профессора... Халина Н. В., Внучкова Т. Н., Пушкарева И. А., Серова Е. В., Бунчук О. М., Хребтова Т. С., Столярова Н. Н., Злобина Ю. И. Коннективистика:... |
||
Монография посвящена социально-философскому анализу природы правового... Г 944 Правовой нигилизм в России: монография. Волгоград: Перемена, 2005. 280 с |
С. В. Кортунов проблемы национальной идентичности россии в условиях глобализации Монография подготовлена в рамках реализации проекта Научного Фонда гу-вшэ №07-01-126 |
||
Приказ мвд россии от 02. 04. 2013 n 187 "о признании утратившим силу... Перечень нормативных правовых актов умвд россии по Оренбургской области, регулирующих оперативно – служебную деятельность, сведения... |
В английской лингвокультуре Гриценко Е. С., Лалетина А. О., Сергеева М. В. Гендер в английской лингвокультуре: Коллективная монография. – Нижний Новгород: Нижегородский... |
||
Год испании в россии и россии в испании Д-76 Дружим странами и городами : Год Испании в России и России в Испании : тематический путеводитель по фондам ккунб им. А. С. Пушкина... |
Проблемы и перспективы развития электронной экономики в россии Монография предназначена для студентов, преподавателей, аспирантов экономических вузов и факультетов, предпринимателей, а также всех... |
||
Российской федерации Экономико-психологические проблемы принятия экономических решений в условиях глобальных изменений |
Рабочая программа элективного курса по образовательной области «Технология» Российской Федерации в качестве Сборника программ курсов по выбору и элективных курсов по технологии для предпрофильной подготовки... |
Поиск |