Скачать 3.1 Mb.
|
Peter Felix Kellerman FOCUS ON PSYCHODRAMA The Therapeutic Aspects of Psychodrama Jessica Kingsley Publishers London and Philadelphia Питер Феликс Келлерман ПСИХОДРАМА КРУПНЫМ ПЛАНОМ Анализ терапевтических Механизмов Перевод с английского И.А. Лаврентьевой Москва Независимая фирма “Класс” 1998 УДК 615.851.84 ББК 52.57 К 34 Келлерман П.Ф. К 34 Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов /Пер. с англ. И.А. Лаврентьевой. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1998. — 240 с. — (Библиотека психологии и психотерапии). ISBN 5-86375-093-6 Книга одного из ведущих мастеров психодрамы Питера Феликса Келлермана представляет собой систематический взгляд на один из самых вдохновенных и загадочных методов современной психотерапии. Подробный анализ психодраматических техник и теоретические прозрения уживаются здесь с веселыми и печальными (но всегда живыми) примерами из практики. Эта книга — серьезное практическое руководство и абсолютно необходима для специалистов. Но всем, кто интересуется психологией и философией, она откроет много нового о человеке и общении людей, о мире, который, по словам Шекспира, есть театр. Публикуется на русском языке с разрешения издательства “Jessica Kingsley Publishers” и его представителя Кати Миллер. ISBN 1-85302-127-X (Great Britain) ISBN 5-86375-093-6 (РФ) © 1992 Peter Felix Kellerman © 1992 Jessica Kingsley Publishers © 1998 Независимая фирма “Класс”, издание, оформление © 1998 И.А. Лаврентьева, перевод на русский язык © 1998 Е.Л. Михайлова, предисловие Исключительное право публикации на русском языке принадлежит издательству “Независимая фирма “Класс”. Выпуск произведения или его фрагментов без разрешения издательства считается противоправным и преследуется по закону. Содержание Санитарный день в “Волшебной лавке”. Предисловие Е.Л. Михайловой 5 Предисловие Дж. Д. Морено 8 Введение 11 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ 18 История 19 Тройственная система 19 Эклектизм 19 Применение 20 Структура 20 Теория 21 Исчерпывающее определение психодрамы 21 Время и частота сессий (“когда?”) 23 Пространственное окружение (“где?”) 25 Характеристики клиента (“для кого?”) 25 Характеристики терапевта (“кем?”) 29 Характеристики группы и вспомогательных лиц (“с кем?”). 29 Результат психодрамы 31 Иллюстрация психодраматической сессии 32 Заключение 37 2. Теория 38 Метанаучная рамка рассмотрения 39 Терапевтическая практика 42 Теоретические посылки 43 Заключение 52 3. Психодраматист 53 Профессиональные роли психодраматиста 54 Заключение 66 4. ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО 70 Личность харизматического лидера 71 Отдельные последователи и идеализация ими лидеров 72 Группы с установкой на зависимость 73 Психодраматическая ситуация 74 Терапевтическая ценность харизматического лидерства 77 Советы лидерам 80 5. Терапевтические аспекты 81 Терапевтические аспекты 81 Доверять или не доверять? 89 Заключение 91 6. Катарсис 92 Историческое развитие 92 Переживание катарсиса 94 Катарсис как лечение? 96 Роль катарсиса в психодраме 100 Заключение 102 7. Инсайт-в-действии 104 Инсайт-в-действии 106 Процесс достижения инсайта-в-действии 108 Достижение инсайта-в-действии без помощи интерпретации 109 1. Обучение через непосредственный опыт 111 2. Обучение через действие 113 3. Некогнитивное научение 115 Заключение 116 8. “Теле” 118 Ментальные репрезентации 120 Перенос 121 Контрперенос 122 “Теле” 125 Реальные реакции против реакций переноса 127 Вспомогательное лицо 130 Прозрачность 132 Заключение 133 9. “Как будто” 135 “Как будто” в психодраме 135 Терапевтические методы, основанные на использовании воображения 138 Терапевтическое значение “как будто” в психодраме 140 Сверхреальность 141 Процедуры взаимодействия с внешней реальностью 143 Ролевая игра и принятие роли 146 Принятие роли в театре 148 Ролевая игра и достоверность 149 Заключение 151 10. Отыгрывание в действии 152 Отыгрывание в действии 152 Отыгрывание в действии в психоанализе 153 Отыгрывание в действии в психодраме 154 “Игра вовне” 156 Терминология действия 158 Примеры 159 Заключение 161 11. Магия 163 Магия 164 Неспецифические факторы излечения 165 Лечебный контекст суггестии 167 Волшебная лавка 169 Ритуалы 170 Заключение 171 12. Сопротивление 173 Сопротивление 173 Проявления сопротивления 175 Функции сопротивления 179 Методы преодоления сопротивления 182 Анализ 182 Нейтрализация 184 Монолог 186 Дублирование 186 Зеркало 187 Обмен ролями 187 Максимизация 188 Конкретизация 188 Дополнительные техники 189 Терапевтическая стратегия 190 Заключение 191 13. Завершение 192 Понятие завершения 193 Терапевтические цели сцен завершения 196 Хэппи энд 197 Примеры завершающих сцен в психодраме 199 Заключение. Помимо завершения 203 14. Процессинг 204 Процедура процессинга 204 Трудные места в процессинге 207 Систематические методы процессинга 210 Заключение 212 Приложение Опросник для процесс-анализа директора психодрамы 213 Литература 219 САНИТАРНЫЙ ДЕНЬ В “ВОЛШЕБНОЙ ЛАВКЕ” Привкус горечи в постоянной войне между белым клоуном и рыжим возникает не от музыки или чего-то в этом роде, а от сознания того очевидного для нас факта, что мы не в состоянии примирить эти две фигуры. Федерико Феллини “Делать фильм” Одно из сильнейших театральных впечатлений — темная сцена и пустой зал, место действия без актеров и зрителей, где уже затихли отзвуки вчерашнего представления и еще не родились голоса и краски сегодняшнего. Рабочее место, лишенное эффектов и иллюзий и именно поэтому обладающее особой магией... На подмостках, влажных после уборки, — вон и сутулая фигура с ведром — меловая разметка мизансцен. Поворотный круг неподвижен, скупое репетиционное освещение делает тени густыми и глубокими; на столике в проходе — исчерканный режиссерский экземпляр пьесы; именно “здесь и теперь” только и можно увидеть, как это делается. Изнанка с ее “узлами” и прозой завораживает накрепко, некоторых — на всю жизнь: “ступайте в театр, живите и умрите в нем, если сможете”. В этой книге, поначалу кажущейся суховатой и демонстративно рациональной, прячется похожая атмосфера, причем спрятана она умело. О любви автор лишь проговаривается, а главный его пафос состоит как раз в том, что предмет любви — психодрама — описывается как обычный, то есть серьезный метод психотерапии. Есть у нее и отчетливые механизмы, и ограничения, и противоречия, и своя мифологизированная “официальная версия” (с ней П.Ф. Келлерман полемизирует, но под видом академической беспристрастности; эта изысканная полемика составляет немалое обаяние книги, ее подтекст). В общем, для страстно любящих ту же “прекрасную даму” излагается и аргументируется вполне кощунственная мысль: психодрама — метод как метод. Может отказаться от некоторых спецэффектов, развеять ею же созданную волшебную атмосферу, не слышать восторженных голосов почитателей — и все равно не бояться пристального рассмотрения. Выдержит, сохраняя достоинство. Есть в этом, конечно, изрядная доля суровости — как если бы какой-то средневековый барон, желая упрочить репутацию жены, учинил ей принародное испытание огнем: мол, честная — ожогов не останется. Впрочем, от аналитического взгляда плавится только грим, автор же полностью уверен в необходимости испытания и его исходе. В этой книге читатель найдет самый полный — на сегодняшний день — анализ того, что именно может клиническая психодрама и как эти возможности оптимально реализуются. Нового же описания структуры профессиональной деятельности психодраматиста не появится еще долго: “умри — лучше не скажешь”. Кажется важным, что разговор с читателем ведется не на жаргоне подхода: “протагонист разогрелся на косвенном дублировании, и тут мы вошли в раннюю сцену, разделили мать на части...” Язык книги подчеркнуто нейтрален, порой даже бесцветен — но лишь потому, что автор намеренно сохраняет такую позицию и работает с понятиями, одинаково доступными любому психотерапевту: научение, инсайт, катарсис, сопротивление... Голос его теряет беспристрастную интонацию лишь несколько раз — например, когда речь заходит о пресловутой “психодраматической харизме”, легкомыслии и детской жажде славы и любви, столь заметных в творческом почерке стихийного “вакхического” психодраматиста, каким был Джей Эл Морено. (Читателю, особенно не чуждому психоаналитических выкладок, покажутся неслучайными и двойное посвящение “мамам” — настоящей и профессиональной, и появление на страницах этой книги “отцовских фигур” — Феллини и Бергмана...) Важнее другое: даже занимая весьма критическую позицию по отношению к психодраматической “семье” с ее культом дионисийского начала и нелюбовью к алгебре, автор отстаивает интересы этой самой “семьи” — что бы она по этому поводу ни думала. Он просто жесткий реалист, понимающий, что профессиональные сообщества, слишком зависящие от “чуда, тайны и авторитета”, неизбежно становятся сектами, отталкивают серьезных и работоспособных учеников, сажают на психологическую “иглу” клиентов и разучиваются разговаривать с коллегами. А если вспомнить о культурном контексте этой непростой и замечательной книги... Похоже, что на пороге XXI века романтические противопоставления трезвости и вдохновения, возвышенного и земного больше не работают: вот уж и Сальери оправдан, и клоун Дарио “нобелевку получил”... The show mast go on. Занавес! Екатерина Михайлова |
Келлерман Питер Феликс психодрама крупным планом анализ терапевтических Механизмов Питера Феликса Келлермана представляет собой систематический взгляд на один из самых вдохновенных и загадочных методов современной... |
Новые поступления январь февраль 2018 г. Оглавление отраслевая литература... Три билета до Эдвенчер / [пер с англ. Д. А. Жукова]; Под пологом пьяного леса / [пер с англ. И. М. Лившина]; Земля шорохов : [повести]... |
||
Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела/Пер, с англ. С. Коледа Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела/Пер, с англ. С. Коледа – М.: Институт Общегуманитарных Исследований. 2006... |
Ялом И. Д. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы Пер с англ. А. Б. Фенько Пер с англ. А. Б. Фенько. — М.: Независимая фирма «Класс», 1997. — 288 с. — (Библиотека психологии и психотерапии) |
||
Правила для Ассоциации Научных Редакторов и Издателей (Обновление инструкции для авторов научных журналов: Методические материалы. Пер с англ... |
Гэри К. У. Инглэнд. / Пер с англ. О. Суворов А45 Полный курс акушерства и гинекологии собак. (Второе издание исправленное и дополненное Гэри К. У. Инглэнд.) / Пер с англ. О.... |
||
ббк 84(7 сша) р 12 р 12 Анализ характера: Пер с англ. Е. Поле. — М: Апрель Пресс, Изд-во эксмо-пресс, 2000. — 528 с. (Серия «Психологическая коллекция») |
Ялом И. Когда Ницше плакал/ Пер с англ. М. Будыниной ... |
||
Ялом И. Когда Ницше плакал/ Пер с англ. М. Будыниной ... |
Сейфер М. Абсолютное оружие Америки /Пер с англ. Е. Моисеевой Абсолютное оружие Америки /Пер с англ. Е. Моисеевой. – М.: Эксмо, Яуза, 2005. – 672 с |
||
Рене А. Шпиц, У. Годфри Коблинер ш 83 Первый год жизни/ Пер с англ.... Ш 83 Первый год жизни/ Пер с англ. Л. Б. Сумм. Под ред. А. М. Боковикова. — М.: Академический Проект, 2006. — 352 с. — (Серия «Психологические... |
Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание.: Пер с англ Малхотра, Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание.: Пер с англ. — М.: Издательский дом "Вильяме",... |
||
Бюллетень новых поступлений за июнь года Владимир, нб влгу общественные... Ритуал взаимодействия. Очерки поведения лицом к лицу: пер с англ./ Э. Гофман; под ред. Н. Н. Богомоловой, Д. А. Леонтьева. Москва:... |
Самодина Н. И. Эриксон Э. Э 77 Идентичность: юность и кризис: Пер... ... |
||
Разработка и анализ требований Вигерс К. Разработка требований к программному обеспечению [Текст] / К. Вигерс, Д. Битти. – Пер с англ. – М.: Русская редакция; спб.:... |
Библиографический аннотированный список новых поступлений «говорящей»... Агентство "Маленькая леди" : роман : пер с англ. / Э. Браун; читает Т. Ненарокомова. Кольцо для Анастасии : повесть / М. Глушко;... |
Поиск |