Келлерман П. Ф. К 34 Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов /Пер с англ. И. А. Лаврентьевой


Скачать 3.1 Mb.
Название Келлерман П. Ф. К 34 Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов /Пер с англ. И. А. Лаврентьевой
страница 1/19
Тип Книга
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Peter Felix Kellerman

FOCUS

ON PSYCHODRAMA

The Therapeutic Aspects

of Psychodrama

Jessica Kingsley Publishers

London and Philadelphia

Питер Феликс Келлерман


ПСИХОДРАМА

КРУПНЫМ ПЛАНОМ
Анализ терапевтических

Механизмов


Перевод с английского

И.А. Лаврентьевой

Москва

Независимая фирма “Класс”

1998
УДК 615.851.84

ББК 52.57

К 34

Келлерман П.Ф.

К 34 Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов /Пер. с англ. И.А. Лаврентьевой. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1998. — 240 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).
ISBN 5-86375-093-6

Книга одного из ведущих мастеров психодрамы Питера Феликса Келлермана представляет собой систематический взгляд на один из самых вдохновенных и загадочных методов современной психотерапии. Подробный анализ психодраматических техник и теоретические прозрения уживаются здесь с веселыми и печальными (но всегда живыми) примерами из практики.

Эта книга — серьезное практическое руководство и абсолютно необходима для специалистов. Но всем, кто интересуется психологией и философией, она откроет много нового о человеке и общении людей, о мире, который, по словам Шекспира, есть театр.
Публикуется на русском языке с разрешения издательства

Jessica Kingsley Publishers” и его представителя Кати Миллер.
ISBN 1-85302-127-X (Great Britain)

ISBN 5-86375-093-6 (РФ)

© 1992 Peter Felix Kellerman

© 1992 Jessica Kingsley Publishers

© 1998 Независимая фирма “Класс”, издание, оформление

© 1998 И.А. Лаврентьева, перевод на русский язык

© 1998 Е.Л. Михайлова, предисловие

Исключительное право публикации на русском языке принадлежит издательству “Независимая фирма “Класс”. Выпуск произведения или его фрагментов без разрешения издательства считается противоправным и преследуется по закону.

Содержание
Санитарный день в “Волшебной лавке”. Предисловие

Е.Л. Михайловой 5

Предисловие Дж. Д. Морено 8

Введение 11
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ 18

История 19

Тройственная система 19

Эклектизм 19

Применение 20

Структура 20

Теория 21

Исчерпывающее определение психодрамы 21

Время и частота сессий (“когда?”) 23

Пространственное окружение (“где?”) 25

Характеристики клиента (“для кого?”) 25

Характеристики терапевта (“кем?”) 29

Характеристики группы

и вспомогательных лиц (“с кем?”). 29

Результат психодрамы 31

Иллюстрация психодраматической сессии 32

Заключение 37
2. Теория 38

Метанаучная рамка рассмотрения 39

Терапевтическая практика 42

Теоретические посылки 43

Заключение 52
3. Психодраматист 53

Профессиональные роли психодраматиста 54

Заключение 66
4. ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО 70

Личность харизматического лидера 71

Отдельные последователи

и идеализация ими лидеров 72

Группы с установкой на зависимость 73

Психодраматическая ситуация 74

Терапевтическая ценность

харизматического лидерства 77

Советы лидерам 80
5. Терапевтические аспекты 81

Терапевтические аспекты 81

Доверять или не доверять? 89

Заключение 91
6. Катарсис 92

Историческое развитие 92

Переживание катарсиса 94

Катарсис как лечение? 96

Роль катарсиса в психодраме 100

Заключение 102
7. Инсайт-в-действии 104

Инсайт-в-действии 106

Процесс достижения инсайта-в-действии 108

Достижение инсайта-в-действии

без помощи интерпретации 109

1. Обучение через непосредственный опыт 111

2. Обучение через действие 113

3. Некогнитивное научение 115

Заключение 116
8. “Теле” 118

Ментальные репрезентации 120

Перенос 121

Контрперенос 122

“Теле” 125

Реальные реакции против реакций переноса 127

Вспомогательное лицо 130

Прозрачность 132

Заключение 133
9. “Как будто” 135

“Как будто” в психодраме 135

Терапевтические методы,

основанные на использовании воображения 138

Терапевтическое значение “как будто” в психодраме 140

Сверхреальность 141

Процедуры взаимодействия с внешней реальностью 143

Ролевая игра и принятие роли 146

Принятие роли в театре 148

Ролевая игра и достоверность 149

Заключение 151
10. Отыгрывание в действии 152

Отыгрывание в действии 152

Отыгрывание в действии в психоанализе 153

Отыгрывание в действии в психодраме 154

“Игра вовне” 156

Терминология действия 158

Примеры 159

Заключение 161
11. Магия 163

Магия 164

Неспецифические факторы излечения 165

Лечебный контекст суггестии 167

Волшебная лавка 169

Ритуалы 170

Заключение 171
12. Сопротивление 173

Сопротивление 173

Проявления сопротивления 175

Функции сопротивления 179

Методы преодоления сопротивления 182

Анализ 182

Нейтрализация 184

Монолог 186

Дублирование 186

Зеркало 187

Обмен ролями 187

Максимизация 188

Конкретизация 188

Дополнительные техники 189

Терапевтическая стратегия 190

Заключение 191
13. Завершение 192

Понятие завершения 193

Терапевтические цели сцен завершения 196

Хэппи энд 197

Примеры завершающих сцен в психодраме 199

Заключение. Помимо завершения 203
14. Процессинг 204

Процедура процессинга 204

Трудные места в процессинге 207

Систематические методы процессинга 210

Заключение 212
Приложение

Опросник для процесс-анализа директора психодрамы 213

Литература 219

САНИТАРНЫЙ ДЕНЬ

В “ВОЛШЕБНОЙ ЛАВКЕ”

Привкус горечи в постоянной войне между белым клоуном

и рыжим возникает не от музыки или чего-то в этом роде,

а от сознания того очевидного для нас факта,

что мы не в состоянии примирить эти две фигуры.

Федерико Феллини “Делать фильм”

Одно из сильнейших театральных впечатлений — темная сцена и пустой зал, место действия без актеров и зрителей, где уже затихли отзвуки вчерашнего представления и еще не родились голоса и краски сегодняшнего. Рабочее место, лишенное эффектов и иллюзий и именно поэтому обладающее особой магией... На подмостках, влажных после уборки, — вон и сутулая фигура с ведром — меловая разметка мизансцен. Поворотный круг неподвижен, скупое репетиционное освещение делает тени густыми и глубокими; на столике в проходе — исчерканный режиссерский экземпляр пьесы; именно “здесь и теперь” только и можно увидеть, как это делается. Изнанка с ее “узлами” и прозой завораживает накрепко, некоторых — на всю жизнь: “ступайте в театр, живите и умрите в нем, если сможете”.

В этой книге, поначалу кажущейся суховатой и демонстративно рациональной, прячется похожая атмосфера, причем спрятана она умело. О любви автор лишь проговаривается, а главный его пафос состоит как раз в том, что предмет любви — психодрама — описывается как обычный, то есть серьезный метод психотерапии. Есть у нее и отчетливые механизмы, и ограничения, и противоречия, и своя мифологизированная “официальная версия” (с ней П.Ф. Келлерман полемизирует, но под видом академической беспристрастности; эта изысканная полемика составляет немалое обаяние книги, ее подтекст).

В общем, для страстно любящих ту же “прекрасную даму” излагается и аргументируется вполне кощунственная мысль: психодрама — метод как метод. Может отказаться от некоторых спецэффектов­, развеять ею же созданную волшебную атмосферу, не слышать восторженных голосов почитателей — и все равно не бояться пристального рассмотрения. Выдержит, сохраняя достоинство.

Есть в этом, конечно, изрядная доля суровости — как если бы какой-то средневековый барон, желая упрочить репутацию жены, учинил ей принародное испытание огнем: мол, ­чест­ная — ожогов не останется. Впрочем, от аналитического взгляда плавится только грим, автор же полностью уверен в необходимости испытания и его исходе.

В этой книге читатель найдет самый полный — на сегодняшний день — анализ того, что именно может клиническая психодрама и как эти возможности оптимально реализуются. Нового же описания структуры профессиональной деятельности психодраматиста не появится еще долго: “умри — лучше не скажешь”. Кажется важным, что разговор с читателем ведется не на жаргоне подхода: “протагонист разогрелся на косвенном дублиро­вании, и тут мы вошли в раннюю сцену, разделили мать на ­части...” Язык книги подчеркнуто нейтрален, порой даже бесцветен — но лишь потому, что автор намеренно сохраняет такую позицию и работает с понятиями, одинаково доступными любому психотерапевту: научение, инсайт, катарсис, сопротивление...

Голос его теряет беспристрастную интонацию лишь несколько раз — например, когда речь заходит о пресловутой “психодраматической харизме”, легкомыслии и детской жажде славы и любви, столь заметных в творческом почерке стихийного “вакхического” психодраматиста, каким был Джей Эл Морено. (Читателю, особенно не чуждому психоаналитических выкладок, покажутся неслучайными и двойное посвящение “мамам” — настоящей и профессиональной, и появление на страницах этой книги “отцовских фигур” — Феллини и Бергмана...)

Важнее другое: даже занимая весьма критическую позицию по отношению к психодраматической “семье” с ее культом диони­сийского начала и нелюбовью к алгебре, автор отстаивает интересы этой самой “семьи” — что бы она по этому поводу ни ду­мала. Он просто жесткий реалист, понимающий, что профессиональные сообщества, слишком зависящие от “чуда, тайны и авторитета”, неизбежно становятся сектами, отталкивают серьезных и работоспособных учеников, сажают на психологическую “иглу” клиентов и разучиваются разговаривать с коллегами.

А если вспомнить о культурном контексте этой непростой и замечательной книги...

Похоже, что на пороге XXI века романтические противопоставления трезвости и вдохновения, возвышенного и земного больше не работают: вот уж и Сальери оправдан, и клоун Дарио “нобелевку получил”...

The show mast go on. Занавес!
Екатерина Михайлова

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Келлерман П. Ф. К 34 Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов /Пер с англ. И. А. Лаврентьевой icon Келлерман Питер Феликс психодрама крупным планом анализ терапевтических Механизмов
Питера Феликса Келлермана представляет собой систематический взгляд на один из самых вдохновенных и загадочных методов современной...
Келлерман П. Ф. К 34 Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов /Пер с англ. И. А. Лаврентьевой icon Новые поступления январь февраль 2018 г. Оглавление отраслевая литература...
Три билета до Эдвенчер / [пер с англ. Д. А. Жукова]; Под пологом пьяного леса / [пер с англ. И. М. Лившина]; Земля шорохов : [повести]...
Келлерман П. Ф. К 34 Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов /Пер с англ. И. А. Лаврентьевой icon Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела/Пер, с англ. С. Коледа
Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела/Пер, с англ. С. Коледа – М.: Институт Общегуманитарных Исследований. 2006...
Келлерман П. Ф. К 34 Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов /Пер с англ. И. А. Лаврентьевой icon Ялом И. Д. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы Пер с англ. А. Б. Фенько
Пер с англ. А. Б. Фенько. — М.: Независимая фирма «Класс», 1997. — 288 с. — (Библиотека психологии и психотерапии)
Келлерман П. Ф. К 34 Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов /Пер с англ. И. А. Лаврентьевой icon Правила для
Ассоциации Научных Редакторов и Издателей (Обновление инструкции для авторов научных журналов: Методические материалы. Пер с англ...
Келлерман П. Ф. К 34 Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов /Пер с англ. И. А. Лаврентьевой icon Гэри К. У. Инглэнд. / Пер с англ. О. Суворов
А45 Полный курс акушерства и гинекологии собак. (Второе издание исправленное и дополненное Гэри К. У. Инглэнд.) / Пер с англ. О....
Келлерман П. Ф. К 34 Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов /Пер с англ. И. А. Лаврентьевой icon ббк 84(7 сша) р 12 р 12
Анализ характера: Пер с англ. Е. Поле. — М: Апрель Пресс, Изд-во эксмо-пресс, 2000. — 528 с. (Серия «Психологическая коллекция»)
Келлерман П. Ф. К 34 Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов /Пер с англ. И. А. Лаврентьевой icon Ялом И. Когда Ницше плакал/ Пер с англ. М. Будыниной
...
Келлерман П. Ф. К 34 Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов /Пер с англ. И. А. Лаврентьевой icon Ялом И. Когда Ницше плакал/ Пер с англ. М. Будыниной
...
Келлерман П. Ф. К 34 Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов /Пер с англ. И. А. Лаврентьевой icon Сейфер М. Абсолютное оружие Америки /Пер с англ. Е. Моисеевой
Абсолютное оружие Америки /Пер с англ. Е. Моисеевой. – М.: Эксмо, Яуза, 2005. – 672 с
Келлерман П. Ф. К 34 Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов /Пер с англ. И. А. Лаврентьевой icon Рене А. Шпиц, У. Годфри Коблинер ш 83 Первый год жизни/ Пер с англ....
Ш 83 Первый год жизни/ Пер с англ. Л. Б. Сумм. Под ред. А. М. Боковикова. — М.: Академический Проект, 2006. — 352 с. — (Серия «Психологические...
Келлерман П. Ф. К 34 Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов /Пер с англ. И. А. Лаврентьевой icon Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание.: Пер с англ
Малхотра, Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание.: Пер с англ. — М.: Издательский дом "Вильяме",...
Келлерман П. Ф. К 34 Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов /Пер с англ. И. А. Лаврентьевой icon Бюллетень новых поступлений за июнь года Владимир, нб влгу общественные...
Ритуал взаимодействия. Очерки поведения лицом к лицу: пер с англ./ Э. Гофман; под ред. Н. Н. Богомоловой, Д. А. Леонтьева. Москва:...
Келлерман П. Ф. К 34 Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов /Пер с англ. И. А. Лаврентьевой icon Самодина Н. И. Эриксон Э. Э 77 Идентичность: юность и кризис: Пер...
...
Келлерман П. Ф. К 34 Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов /Пер с англ. И. А. Лаврентьевой icon Разработка и анализ требований
Вигерс К. Разработка требований к программному обеспечению [Текст] / К. Вигерс, Д. Битти. – Пер с англ. – М.: Русская редакция; спб.:...
Келлерман П. Ф. К 34 Психодрама крупным планом: Анализ терапевтических механизмов /Пер с англ. И. А. Лаврентьевой icon Библиографический аннотированный список новых поступлений «говорящей»...
Агентство "Маленькая леди" : роман : пер с англ. / Э. Браун; читает Т. Ненарокомова. Кольцо для Анастасии : повесть / М. Глушко;...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск