П-СМК-03.14-2013
Система менеджмента качества
Положение
о системе контроля качества освоения основных профессиональных образовательных программ
бюджетного образовательного учреждения Омской области
среднего профессионального образования
«Сибирский профессиональный колледж»
Омск
Утверждаю
Директор
БОУ ОО СПО «СПК»
_____________А.В. Борилов
«___»__________2013 г
ПОДЛИННИК
учтенный экземпляр
№ изменения
|
№ и дата распоряжения
|
Дата внесения изменения
|
Дата введения изменения в действие
|
Подпись лица, внесшего изменение
|
1
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
Дата ежегодной актуализации
|
Результаты актуализации
|
Подпись разработчика
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Омск
Общие положения
Контроль качества освоения основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования бюджетного образовательного учреждения Омской области среднего профессионального образования «Сибирский профессиональный колледж» осуществляется путем организации и проведения различных типов контрольных мероприятий на всем протяжении обучения, включая Государственную итоговую аттестацию.
Внутриколледжная система контроля учебной работы студентов является неотъемлемой частью образовательного процесса в колледже,
основной целью которой является выявление соответствия качества
освоения основной профессиональной образовательной программы обучающимися на всех этапах освоения образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (других заинтересованных сторон) и своевременное принятие мер по предупреждению академических задолжностей.
Типы контроля качества освоения основной профессиональной образовательной программы:
входной;
текущий;
промежуточный;
итоговый.
Настоящее Положение регламентирует организацию и проведение входного контроля и текущего контроля учебных достижений, промежуточной аттестации.
Организация и проведение аттестациии студентов по итогам практики регламентируется Положением о производственной практике студентов очного и заочного отделений (П – СМК – 03.29 -2013).
Организация и проведение экзамена (квалификационного) и квалификационного экзамена регламентируется Положением об экзамене по профессиональному модулю (П – СМК – 03.56 -2013).
Организация и проведение государственной итоговой аттестации студентов регламентируется Положением о государственный итоговой аттестации выпускников колледжа (П-СМК-03.05-2013).
Требования настоящего Положения обязательны для службы по управлению учебным процессом, учебно-производственного отдела.
Положение входит в состав документов, обеспечивающих функционирование системы менеджмента качества бюджетного образовательного учреждения Омской области среднего профессионального образования «Сибирский профессиональный колледж».
Положение разработано на основе следующих нормативных документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (постановление Правительства РФ от 18 июля 2008 г. N543);
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования;
Устав бюджетного образовательного учреждения Омской области среднего профессионального образования «Сибирский профессиональный колледж»;
Положение по итоговому контролю учебных достижений студентов при реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО (примерное). Одобрено научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» Протокол № 1 от «15» февраля 2012 г.;
Положение о формировании ФОС для текущего контроля и промежуточной аттестации (П – СМК – 03.35 -2013).
Термины, определения, сокращения и условные обозначения
В рамках настоящего Положения используются следующие термины и их определения:
Вид профессиональной деятельности
|
Совокупность трудовых функций, рассматриваемых в контексте определенной сферы их применения, характеризующейся специфическими объектами, условиями, инструментами, характером и результатами труда
|
Знание
|
Информация о свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, правилах использования этой информации для принятия решений, присвоенная обучающимся на одном из уровней, позволяющих выполнять над ней мыслительные операции
|
Качество
освоения основной профессиональной образовательной программы
|
Мера достижения целей образования, поставленных перед образовательным учреждением ее заказчиками (государством, обществом, личностью)
|
Компетенция (профессиональная)
|
Способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности
|
Компетенция (общая)
|
Способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности
|
Контрольно-оценочные материалы
|
Комплекс согласованных между собой заданий, а также организационно-методических и инструктивно-справочных документов, обеспечивающих оценку знаний, умений и компетенций студента
|
Контрольно-оценочные средства
|
Совокупность контрольно-оценочных материалов, обеспечивающих проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам, практикам, профессиональным модулям
|
Критерий
|
Признак, на основании которого проводится оценка по определенному показателю
|
Междисциплинарный курс
|
Система знаний и умений, отражающая специфику вида профессиональной деятельности и обеспечивающая освоение компетенций при прохождении обучающимися практики в рамках профессионального модуля.
|
Основная профессиональная образовательная программа
|
Совокупность учебно-методической документации, включающая в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки студентов, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии
|
Оценивание компетенций
|
Процесс, в ходе которого соискатель оценки должен продемонстрировать наличие компетенций, а уполномоченные лица – оценить соответствие продемонстрированных компетенций определенному квалификационному уровню
|
Оценка результатов обучения
|
Процедура определения соответствия индивидуальных образовательных достижений студентов и выпускников профессионального образования требованиям потребителей образовательных услуг
|
Оценка
|
Мера, представленная количественно (числом) или качественно (семантически), которая выражает соотнесенность измеренных основных характеристик объекта с базой (эталонный уровень, норма, стандарт)
|
Показатель
|
Характеристика состояния какого-либо объективного явления или процесса, взятая в своей количественной и / или качественной определенности
|
Практика
|
Вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью
|
Программа профессионального модуля
|
Документ, определяющий результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, а также содержание обучения и требования к условиям реализации профессионального модуля.
|
Программа учебной дисциплины
|
Документ, определяющий результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, а также содержание обучения и требования к условиям реализации учебной дисциплины
|
Профессиональный модуль
|
Часть программы профессионального образования (обучения), предусматривающая подготовку к осуществлению определенной совокупности трудовых функций, имеющих самостоятельное значение для трудового процесса.
|
Результаты профессионального образования
|
Освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования. Компетенции являются итоговыми, а знания, умения и опыт практической деятельности - промежуточными результатами профессионального модуля
|
Фонд оценочных средств
|
Комплект методических и контрольно-оценочных материалов, предназначенных для оценивания знаний, умений и компетенций студентов, на разных стадиях обучения, а также для аттестационных испытаний выпускников на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям соответствующего ФГОС по завершению освоения конкретной ОПОП
|
Умение
|
Операция (простейшее действие), выполняемое определенным способом и с определенным качеством
|
Учебная дисциплина
|
Система знаний и умений, отражающая содержание определенной науки и/или области профессиональной деятельности, и нацеленная на обеспечение реализации основной профессиональной образовательной программы.
|
Учебный план
|
Документ, определяющий состав и объёмы учебных дисциплин, профессиональных модулей, производственных практик, включающий календарный учебный график и регламентирующий порядок реализации основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования
|
Экзамен (квалификационный)
Квалификационный экзамен
|
Механизм (совокупность регламентированных процедур), являющийся частью процесса оценивания, посредством которого экспертами-экзаменаторами производится оценка профессиональных компетенций (квалификации) соискателя одним или несколькими способами
|
Перечень сокращений и условных обозначений
БОУ ОО СПО «СПК» – бюджетное образовательное учреждение Омской области среднего профессионального образования «Сибирский профессиональный колледж» (колледж)
ДФК – другие формы контроля
КОМ – контрольно-оценочные материалы
КОС – контрольно-оценочные средства
МДК – междисциплинарный курс
ОПОП – основная профессиональная образовательная программа (образовательная программа)
ПМ – профессиональный модуль
ФГОС СПО – Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования
ФОС – фонд оценочных средств
УД – учебная дисциплина
УМО – учебно-методический отдел
УМР – учебно-методическая работа
УМС - учебно-методический совет
УП – учебный план
ЦМК – цикловая методическая комиссия
электронный журнал – электронный журнал социальной образовательной сети «Дневник.ру»
Контрольно-оценочные материалы для оценивания знаний, умений и компетенций студентов
Для аттестации студентов на соответствие их персональных достижений требованиям соответствующей ОПОП создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств формируются из комплектов контрольно-оценочных средств УД, МДК, КОС для проведения экзамена квалификационного и КОС для оценки освоения итогов образовательных результатов ПМ соответствующей ОПОП. Если по УД, МДК предусмотрено несколько форм промежуточной аттестации, то КОС разрабатывается в целом для УД, МДК (с учётом всех промежуточных форм аттестации) или для каждой формы аттестации отдельно.
Формирование комплекта КОС, используемых для проведения текущей и промежуточной аттестации, обеспечивает преподаватель УД или МДК на основе программы УД или ПМ. КОС должны целостно отражать объем проверяемых знаний и умений, содержательные критерии общих и профессиональных компетенций. КОС рассматриваются и согласовываются на заседаниях ЦМК, утверждаются заместителем директора по УМР. Разработанные КОС по ПМ должны быть согласованы с представителями работодателей. Структура и содержание комплекта КОС должна соответствовать Положению о формировании ФОС для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (П – СМК – 03.35 -2013).
|