ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ХОТЫНЕЦКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
ХОТИМЛЬ-КУЗМЕНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рекомендовано
На заседании педагогического совета
Протокол № ____ от ___ ___ 20___ г.
|
Утверждаю
Директор школы
__________________ Р.В. Быкова
Приказ № ____ от ____ _____ 20 ___ г.
|
Программа рассчитана на детей в возрасте 11-13 лет
Срок реализации 3 года
Составитель:
Алёхина О.А.
Учитель технологии
д. Хотимль-Кузменково
2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития детей, материально-технические условия для реализации которого имеются на базе школы.
Основное содержание программы составляет знакомство с художественными промыслами народной детской игрушки и ее образно-эстетическим богатством через практическое освоение воспитанниками ее изготовления и коллективный творческий труд. Таким образом, занятия по программе расширяют кругозор детей, приобщают их к отечественной культуре, содействуют их творческому развитию.
Традиции глиняной игрушки в народном декоративном творчестве пришли к нам из глубины веков, они были известны у многих народов в разных областях и районах нашей страны.
Своей оригинальностью, разнообразием тем и сюжетов эти игрушки завоевали всеобщее признание. Самодельные игрушки дарят друзьям как сувениры, забавная игрушка может стать призом победителю соревнования, конкурса.
Новизна программы заключается в том, что при ее реализации используются разнообразные электронные образовательные ресурсы. Данная программа представляет собой обобщение большинства известных видов глиняной игрушки.
Программа рассчитана на 68 часов по 2 часа в неделю, содержит теоретическую и практическую часть.
При обучении лепке необходимо постоянно повторять три основных требования:
первое — изделие должно быть устойчивым на плоскости, чтобы не падало в печи при обжиге. При этом дети должны знать, что при сушке и обжиге изделие уменьшается на 15-20% вследствие испарения влаги и кристаллизации глины;
второе - изделие не должно иметь тонких и плохо примазанных деталей, которые при обжиге просто отваливаются;
третье - форма изделий (красивая, обобщенная), пригодная для росписи.
Работа по изготовлению глиняной игрушки направлена на трудовое, эстетическое воспитание, способствует творческой активности детей, они получают представление о пропорциях, выразительности формы. Важно, чтобы в игрушках проявлялись фантазия, воспитанников, чувство юмора, выдумка. По своему содержанию занятия лепкой развивают художественный вкус, индивидуальность, интуицию, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с глиной, а также умение планировать творческий процесс каждым участником кружка.
Вид программы: экспериментальная
Цель и задачи программы
Цель программы: развитие творческих способностей детей через приобщение к художественной лепке на основе народных традиций. Для достижения данной цели в процессе обучения необходимо решать следующие задачи:
образовательные -
- познакомить с историей традиционной глиняной игрушки села Дымково, Филимоново, Каргополя, плешковской игрушкой, с давних времен изготавливаемой в Ливенском районе Орловской области;
- познакомить их с основными способами и техническими приемами обработки глины и изготовления керамических изделий;
развивающие -
- развивать ручную умелость;
- развивать образное мышление, эмоциональную сферу, зрительную память, наблюдательность;
- формировать художественный вкус,
воспитательные -
- приобщать к труду через освоение промысла;
- воспитывать внимательность, терпение, старательность;
- воспитывать уважение к духовным и нравственным ценностям, к культуре русского народа и народов России.
Программой предусмотрено проведение занятий во внеурочной деятельности для детей 11-13 лет.
Форма занятий
Учебные занятия проходят в групповой форме, содержат теоретическую и практическую части. Основные разделы занятия:
- вводная часть (включающая в зависимости от темы рассказ о народных календарных традициях, об эстетических или технологических особенностях того или иного промысла и др.),
- объяснение и показ технологических приемов,
- составление эскиза,
- работа с глиной (лепка),
- подведение итогов.
Программа включает занятия в форме выставки, экскурсии в музеи.
Условия реализации программы:
Наличие мастерской.
Площадь кабинета, мебель и освещение должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.
Для размещения работ нужны: полки, шкафы; школьная доска, чтобы делать наброски и эскизы.
Материальная база:
глина
оборудование рабочих мест
инструменты
печь муфельная.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Год обучения
|
Кол-во часов
|
всего
|
теория
|
практика
|
1-ый год
|
68
|
19
|
15
|
2-ой год
|
68
|
18
|
16
|
3-ий год
|
68
|
18
|
16
|
Планируемые результаты
К концу курса обучения учащиеся должны знать:
Низкий уровень
|
Средний уровень
|
Высокий уровень
|
Основные свойства глины.
Правила техники безопасности при работе с глиной.
Названия основных цветов.
Названия основных промыслов глиняной игрушки.
|
Свойства глины и названия ручных инструментов.
Правила техники безопасности при работе с глиной.
Что такое орнамент.
Названия основных цветов.
Названия и основные различия в лепке и росписи различных промыслов.
|
Свойства глины, названия способов и приёмов лепки, названия ручных инструментов при работе с глиной.
Правила техники безопасности при работе с глиной.
Что такое орнамент и как использовать его в росписи, а также виды орнаментов.
Названия основных цветов и элементарные правила их смешивания.
Сведения о народных промыслах - дымковском, каргопольском, филимоновском
и основные различия в лепке и росписи. Основные сведения о местном промысле, о мастерах глиняной игрушки, истории гончарного круга.
|
Учащиеся должны уметь:
Низкий уровень
|
Средний уровень
|
Высокий уровень
|
Использовать в процессе лепки стеки, мокрую тряпочку, скалку.
Использовать акварельные или гуашевые краски в росписи.
Лепить по образцу с помощью педагога, используя пластический способ лепки.
Оформлять изделие налепами с помощью педагога.
Лепить по образцу с помощью педагога.
Самостоятельно выполнять работы, содержащие большие недочёты и устраняемые с помощью педагога.
|
Лепить изделие по образцу с использованием технического рисунка, эскиза.
Использовать в процессе лепки стеки, мокрую тряпочку, скалку.
Использовать акварельные или гуашевые краски в росписи.
Использовать пластический
и конструктивный способы лепки.
Оформлять изделие с помощью налепов.
Использовать способ выскабливания стекой при лепке ваз, кувшинов.
Лепить по образцам самостоятельно и с помощью педагога по представлению.
Оформлять изделие с помощью налепов.
Выполнять самостоятельно работы, содержащие ошибки, устраняемые с помощью педагога.
|
Лепить изделие по образцу с использованием технического рисунка, эскиза.
Составлять эскиз и лепить по нему.
Использовать в процессе лепки стеки, мокрую тряпочку, скалку.
Использовать акварельные или гуашевые краски в декоративной росписи. Расписывать используя орнаменты.
Использовать разные способы лепки - конструктивный, пластический, комбинированный в ходе работы.
Использовать при лепке ваз, кувшинов способ жгутиков или выскабливания стекой.
Лепить по образцам и по представлению.
Оформлять изделие с помощью налепов и рельефов.
Выполнять самостоятельно лепные работы, содержащие легко устраняемые недостатки.
|
Тематический план
1 год обучения
№ п/п
|
Разделы и темы
|
Количество часов
|
общее
|
теория
|
практика
|
1
|
Вводное занятие. Организация занятий в кружке. Инструкция по технике безопасности.
|
2
|
1
|
1
|
2
|
История возникновения и развитие промысла.
|
2
|
2
|
|
3
|
Добывание глины.
|
3
|
1
|
2
|
4 .
|
Подготовка глины к работе.
|
3
|
|
3
|
5
|
В гостях у скульптора.
|
4
|
1
|
3
|
6
|
Фантазия из комка глины. Способы и приёмы лепки.
|
2
|
1
|
1
|
7
|
Анималистический жанр. Лепим животных.
|
10
|
2
|
8
|
8
|
Глиняная игрушка на Орловщине. Лепка Плешковской игрушки.
|
8
|
2
|
6
|
9
|
В гостях у мастеров дымковской игрушки. Беседа об искусстве Дымковской игрушки. Особенности росписи дымки. Лепка по образцам дымковской игрушки.
|
12
|
2
|
10
|
10
|
Лепим по мотивам Филимоновской игрушки. История искусства села Филимонова.
|
8
|
2
|
6
|
|
Лепка игрушки - свистульки.
|
6
|
2
|
4
|
11
|
В гостях у сказки. Лепка сюжетно-тематических композиций
|
4
|
1
|
3
|
12
|
Итоговое занятие. Анализ работ. Кто лучший мастер гончарных дел. Оформление заключительной выставки.
|
4
|
2
|
2
|
|
Итого:
|
68
|
19
|
49
|
2 год обучения
№ п/п
|
Разделы и темы
|
Количество часов
|
общее
|
теория
|
практика
|
1
|
Вводное занятие. Организация занятий в кружке. Инструкция по технике безопасности
|
2
|
1
|
1
|
2
|
Из истории развития промысла разных видов глиняных игрушек.
|
2
|
2
|
-
|
3
|
Добывание глины.
|
3
|
1
|
2
|
4
|
Подготовка глины к работе.
|
3
|
|
3
|
5
|
Анималистический жанр. Сюжетная лепка.
|
6
|
2
|
4
|
6
|
Лецка по произведению К.Чуковского "Федорино горе"
|
6
|
2
|
4
|
7
|
Игрушки - свистульки
|
6
|
2
|
4
|
8
|
Лепка Снегурочки и Деда мороза с мешком подарков
|
4
|
1
|
3
|
9
|
Глиняная игрушка на Орловщине. Лепка разных видов игрушек Орловской области
|
8
|
2
|
6
|
10
|
Учимся лепить куклу. В гостях у мастеров Каргопольской игрушки. Лепка по мотивам Каргопольской глиняной игрушки
|
8
|
2
|
6
|
11
|
В гостях у мастеров дымковской игрушки. Беседа об искусстве Дымковской игрушки. Лепка по образцам дымковской игрушки.
|
8
|
2
|
6
|
12
|
В гостях у сказки. Лепка сюжетно-тематических композиций
|
6
|
2
|
4
|
13
|
Лепка совместной композиции по желанию детей
|
4
|
1
|
3
|
14
|
Итоговое занятие. Анализ работ. Кто лучший мастер гончарных дел. Оформление заключительной выставки
|
2
|
1
|
1
|
|
Итого
|
68
|
21
|
47
|
3 год обучения
№ п/п
|
Разделы и темы
|
Количество часов
|
общее
|
теория
|
практика
|
1
|
Вводное занятие. Организация занятий в кружке. Инструкция по технике безопасности
|
2
|
1
|
1
|
2
|
Из истории развития промысла разных видов глиняных изделий.
|
2
|
2
|
-
|
3
|
Добывание глины.
|
3
|
1
|
2
|
4 .
|
Подготовка глины к работе.
|
3
|
-
|
3
|
5
|
Фантазия из комка глины. Способы и приёмы лепки.
|
10
|
2
|
8
|
6
|
Глиняные промыслы России
|
12
|
4
|
8
|
7
|
Лепка композиции «Зимние забавы».
|
10
|
2
|
8
|
8
|
Мы - мастера изразцов.
|
8
|
2
|
6
|
9
|
Посуда у тебя дома
|
8
|
2
|
6
|
10
|
Самостоятельная работа (создание творческих проектов)
|
8
|
2
|
6
|
11
|
Итоговое занятие. Анализ работ. Кто лучший мастер гончарных дел. Оформление заключительной выставки
|
2
|
1
|
1
|
|
Итого
|
68
|
19
|
49
|
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
1 год обучения
Вводное занятие.
Организация занятий в кружке. Инструкция по технике безопасности. Знакомство с инструментами и материалами.
История возникновения и развитие промысла (лекция).
Виды глины и их свойства.
Добывание глины (экскурсия, практика).
Экскурсия к местам нахождения глины. Добывание глины.
Подготовка глины к работе (практика).
Обработка, очистка глины от мусора.
В гостях у скульптора (теория, практика).
Знакомство с искусством и географией керамики. Простейшие композиции. Виды рельефов (горельеф, барельеф, контррельеф). Скульптура больших и малых форм. Профессия скульптора. Сушка, обжиг, роспись игрушек.
Фантазия из комка глины (теория, практика).
Способы и приёмы лепки. Способы объёмной лепки: конструктивный, пластический и комбинированный. Лепка простейших композиций: гусеница на листочке, снеговик и горка, колобок на пеньке, грибок и ёлочка. Сушка, обжиг, роспись игрушек.
Анималистический жанр (теория, практика).
Лепим животных. Лепим кошку и собачку конструктивным и пластическим способами. Лепка других животных: собачки, лисички, мышки и медвежонка. Лепка композиций: Мишка с ложкой. Зайчик с морковкой. Птички в гнёздышке. Медвежонок с мёдом. Мышка с сыром. Собачка с палочкой в зубах. Цирковые звери/по желанию. Сушка, обжиг, роспись игрушек.
Глиняная игрушка на Орловщине (лекция, практика).
Знакомство с плешковской игрушкой, с давних времен изготавливаемой в Ливенском районе Орловской области. Лепка плешковской игрушки. Сушка, обжиг, роспись игрушек.
В гостях у мастеров дымковской игрушки (теория, практика).
Беседа об искусстве Дымковской игрушки. Особенности росписи дымки. Лепка по образцам дымковской игрушки (петушок, уточка, баран). Сушка, обжиг, роспись игрушек.
Лепим по мотивам Филимоновской игрушки (теория, практика).
История искусства села Филимонова. Забавные игрушки - весёлые зверушки. Лепка филимоновских. Барыни затейницы. Особенности росписи филимоновской игрушки. Рисуем орнаменты как филимоновские мастера. Рисуем узоры на хвостах и юбках. Петушок да курочка. Филимоновская ферма. Ярмарка в Филимонове. Сушка, обжиг, роспись игрушек.
Лепка игрушки – свистульки (теория, практика).
История возникновения. Знакомство с особенностями лепки игрушки-свистульки разными способами. Лепка игрушек-свистулек. Сушка, обжиг, роспись игрушек.
В гостях у сказки (теория, практика).
Лепка сюжетно-тематических композиций. Лепка сюжетов из сказок «Репка», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба» и др. по желанию детей. Сушка, обжиг, роспись игрушек.
Итоговое занятие (теория, практика).
Анализ работ. Кто лучший мастер гончарных дел. Оформление заключительной выставки.
|
2 год обучения
Вводное занятие.
Организация занятий в кружке. Инструкция по технике безопасности.
Из истории развития промысла разных видов глиняных игрушек (лекция).
История развития промысла. Свойства глины, виды. Глина в районах Орловской области.
Добывание глины (практика).
Экскурсия к местам нахождения глины. Добывание глины.
Подготовка глины к работе (практика).
Обработка, очистка глины от мусора.
Анималистический жанр (теория, практика).
Сюжетная лепка. Лепим животных. Лепим кошку и собачку конструктивным и пластическим способами. Лепка других животных: собачки, лисички, мышки и медвежонка. Лепка композиций: Мишка с ложкой. Зайчик с морковкой. Птички в гнёздышке. Медвежонок с мёдом. Мышка с сыром. Собачка с палочкой в зубах. Цирковые звери/по желанию/.
Лепка по произведению К.Чуковского "Федорино горе"(теория, практика).
Лепка посуды разными способам! ленточным, с помощью пластов, с помощью жгутиков и выбирания глины стекой. Леш комических образов посуды.
Игрушки – свистульки (теория, практика).
Знакомство с разными техниками выполнения свистульки. Лепка свистулек разных видов.
Лепка Снегурочки и Деда мороза с мешком подарков (теория, практика)..
Оформление выставки "Новогодние чудеса". Лепка фигурных подсвечников. Лепка и роспись Новогодних масок и игрушек для ёлки.
Глиняная игрушка на Орловщине (теория, практика).
Лепка разных видов игрушек Орловской области. Знакомство с чернышенской игрушкой, изготавливаемой в Новосильском районе Орловской области. Лепка чернышенской игрушки.
Учимся лепить куклу (теория, практика).
В гостях у мастеров каргопольской игрушки. Лепка по мотивам каргопольской глиняной игрушки. Лепка куклы конструктивным и пластическим способами. Примазывание частей куклы к телу. Особенности лепки и росписи каргопольской игрушки.
В гостях у мастеров дымковской игрушки (теория, практика).
Беседа об искусстве дымковской игрушки. Особенности росписи дымки. Лепка по образцам дымковской игрушки (барышня, мужик, нянька).
В гостях у сказки (теория, практика).
Лепка сюжетно-тематических композиций. Лепка сюжетов из сказок «Репка», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба» и др. по желанию детей
Лепка совместной композиции по желанию детей (теория, практика).
Выбор темы, лепка композиции.
Итоговое занятие (теория, практика).
Анализ работ. Кто лучший мастер гончарных дел. Оформление заключительной выставки
3 год обучения
Вводное занятие (лекция).
Организация занятий в кружке. Инструкция по технике безопасности
Из истории развития промысла разных видов глиняных изделий Орловской области (теория).
Знакомство с разными промыслами Орловской области. Знакомство с глиняными изделиями Орловской области. Инструменты и материалы, используемые в работе мастеров. Знакомство с историей гончарного круга.
Добывание глины (практика).
Экскурсия к местам нахождения глины. Добывание глины.
Подготовка глины к работе (практика).
Обработка, очистка глины от мусора.
Фантазия из комка глины (теория, практика).
Способы и приёмы лепки. Способы объёмной лепки: конструктивный, пластический и комбинированный. Лепка композиций: лодочник, на качелях, в цирке.
Глиняные промыслы России (теория, практика).
Знакомство с керамикой Гжели, фигурными сосудами Скопина, Сомовской керамикой, абашевской игрушкой. Искусство изразца на Руси. Лепные игрушки.
Лепка композиции «Зимние забавы» (теория, практика).
Лепка детей на санках, лыжах, горки.
Мы - мастера изразцов (теория, практика).
Лепка пластин с рельефными изображениями сказочных рыб и птиц. Лепка пластин раскатыванием глины в пласт с использованием скалки/бутылки/ и влажной тряпки. Первые изразцы. Рельефное изображение геометрических и растительных орнаментов. Подготовка пластины - основы для изразцов. Выполнение эскиза изделия «Панно ваза с цветами». Выполнение панно с помощью шаблонов. Работа над композицией изделия: расположение элементов декорации на панно. Роспись готовых изделий.
Посуда у тебя дома (теория, практика).
Лепка посуды разными способами: пластическим, конструктивным, комбинированным. Кукольный буфет.
Самостоятельная работа (создание творческих проектов).
Лепка коллекции разных видов игрушек (Дымково, Каргополь, Плешковская, Филимоново и др.). (Дети делятся на группы и выполняют определенный вид игрушек, соблюдая все правила лепки игрушек данного вида).
Итоговое занятие.
Анализ работ. Кто лучший мастер гончарных дел. Оформление заключительной выставки
.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ:
Ножницы /для вырезания шаблонов/.
Краски /акварель, гуашь/.
Кисточки /N 1,2 или 3/.
Карандаши /простые твёрдые/.
Фломастеры /для выполнения орнаментов на бумаге, шаблонах/.
Плотная бумага для эскизов.
Стеки, проволока, гвоздики и др. для декоративного оформления изделий из глины.
Губка, тряпки, дощечки для лепки, скалка/бутылка/ для раскатывания глины в пласт.
Глина, вода.
Столы рабочие
Стулья.
Освещение.
Методическое обеспечение программы
Алексахин Н.Н. Волшебная глина. М.: 1998г.
Богуславская И. Русская глиняная игрушка. Л.:1994г.
Дайн Г. Игрушечных дел мастера. М.: 1994г.
Косминская В.Б., Халезова Н.В. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. М.:Просвещение,1980г.
Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.:Просвещение,1980г.
Михалева С.В. Лепка глиняных игрушек. Волгоград, издательство «Учитель», 2011г.
Нагибина М.И., Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Ярославль, 1998г.
Федотов Г. Послушная глина. М.:1997г.
Интернет:
http://home.valley.ru/~kolbaser
http://xposition.dax.ru/toy.htm.
http://www.gov-vyatka.ru.
http://stup.ac.ru/win/penza/mnt/k_p.html.
Список литературы
Алексахин Н.Н. Волшебная глина. М.: 1998г.
Богуславская И. Русская глиняная игрушка. Л.:1994г.
Дайн Г. Игрушечных дел мастера. М.: 1994г.
Нагибина М.И., Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Ярославль, 1998г
Интернет:
http://home.valley.ru/~kolbaser
http://xposition.dax.ru/toy.htm
|