МБДОУ «Ишлейский детский сад «Буратино» Чебоксарского района Чувашской Республики
Доклад
к педагогическому совету № 2
«Современный дошкольник: особенности игровой деятельности».
Ишлеи, 2015г
Ведущая деятельность дошкольника - ролевая игра. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание и пр.
Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется в игре.
Но последние годы в обществе, в отношениях между людьми, в условиях жизни детей произошли значительные изменения, «по, разумеется, не могло не отразиться на игре.
Как отмечают родители и воспитатели, за последние пять-шесть лет в играх детей произошли определенные изменения. Наиболее явное изменение: воспитанники детских садов стали меньше играть, особенно в сюжетно-ролевые игры (и по количеству, и по продолжительности). Основная причина, как считают взрослые, - недостаток времени. И действительно, во многих садах большая часть времени отводится различным занятиям. В результате у детей остается очень мало времени, которое они могут использовать на содержательную и свободную игру. Обычно она выглядит как возня, драки, толкотня. Поэтому воспитатели заполняют свободное время спокойными настольными играми - различной мозаикой, конструкторами.
Во что и как играют современные дошкольники? По результатам социологического исследования первое место занимают традиционные подвижные игры с правилами - 45%. Из них на первом месте и с большим отрывом идут прятки - 16%, затем салочки - 13%, кошки - мышки - 9%; жмурки, вышибалы, прыгалки и пр. в сумме набрали лишь 7%.Второе место - 25% - занимают ролевые игры, среди которых на лидирующую позицию у девочек вышли традиционные «дочки-матери» -6,2% - и современная разновидность этой игры, «кукла Барби», - 5%. У мальчиков наиболее популярны игры в машинки - 5%. Из остальных сюжетов ролевых игр лишь двое детей упомянули игру в «магазин», трое - в «больницу», «зайчиков», «роботов» и один - в «школу».Третье место по популярности занимают настольные и спортивные игры - 17%: многочисленные настольно-печатные игры (типа «Айболит», «Дед Мазай», «Колпачок»), конструкторы, мозаика, шашки, карты. В эту же группу - всего 3% - мы отнесли и компьютерные игры («Денди», «Тэтрис», «Марсиане»), Четвертую, самую малочисленную (12%), но весьма разнообразную группу составили игры-драматизации. В ней наряду с традиционными играми («Красная Шапочка», «Гуси-лебеди») значительное место занимают весьма экзотические, навеянные современными сюжетами, заимствованными в основном с телевизионного экрана (Чип и Дейл, рокеры, ниндзя и др.).
О чем свидетельствуют результаты этой статистики? Наиболее популярны игры с правилами. Ролевые игры, весьма однообразные и ограниченные в основном семейной тематикой, отстают почти в два раза. Практически отсутствуют игры на «профессиональные сюжеты», весьма популярные 10-20 лет назад. Между тем именно эти игры в наибольшей мере способствуют вхождению ребенка в мир взрослых - игровая роль в концентрированной форме воплощает его связь с обществом. Принимая роль (доктор, космонавт, генерал), он не просто называет себя именем соответствующего персонажа, но и действует как этот специалист, как бы отождествляет себя с обществом. Принимая роль (доктор, космонавт, генерал), он не просто называет себя именем соответствующего персонажа, но и действует как этот специалист, как бы отождествляет себя с ним, взрослым.
То, что дети игнорируют роли «профессиональные» и «социальные», может свидетельствовать о том, что игра перестает быть способом освоения социальных отношений. По всей вероятности, это связано с тем, что дошкольники все более отдаляются от взрослых: не видят и не понимают профессиональной деятельности родителей. Зато сюжеты, заимствованные из телевизионных фильмов, говорят о том, что они лучше знакомы с жизнью и отношениями героев. Да, содержание игр отражает деятельность людей.
Однако сюжеты оторваны от жизни, отношения между персонажами совсем иные, не те, что предполагала отечественная психологическая концепция детской игры. Игра не возникает сама собой, она передается от одного поколения детей к другому от старших к младшим. В настоящее время эта связь прервана (разновозрастные детские сообщества - в семье, во дворе, в квартире - исключение). Дети растут среди взрослых, а родителям некогда играть... В результате игра уходит из жизни ребенка, а вместе с ней уходит и само детство. Весьма печально... Тем более что факт этот негативно отражается на общем психическом и личностном развитии ребенка
Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют организовать свою деятельность, наполнить ее смыслом. У большинства не развито воображение, они творчески безынициативны, не умеют самостоятельно мыслить. Дошкольный возраст - оптимальный период для формирования личности, поэтому не стоит питать иллюзии, что способности эти разовьются сами по себе в более зрелом возрасте.
Бедность и примитивность игры пагубно отражаются и на коммуникативном развитии детей - ведь общение происходит в основном в совместной игре. Именно совместная игра (ее правила, сюжет, распределение ролей) - главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила.
В противном случае не будет ни содержательного общения, ни совместной деятельности. Родителей и воспитателей, как правило, мало волнуют эти проблемы. Главным показателем эффективности работы детского сада и благополучия ребенка они считают степень его готовности к школе, т.е. умение считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого. Такая «готовность» не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению. Пресытившись принудительными учебными занятиями в детском саду, ребенок или не хочет идти в школу, или теряет интерес к учебе уже в младших классах. Преимущества раннего обучения сказываются только в первые два-три месяца школьной жизни - «готовых» детей уже не надо учить ни чтению, ни счету. Но как только на уроках следует проявить самостоятельность, способность решить задачу, подумать, такой ребенок пасует, ждет указаний взрослого. Надо ли говорить о том, какие печальные последствия ждут его в будущем?
Детство - это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это, как мы сказали выше, период наиболее интенсивного формирования личности. То, что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку. Надо понимать и помнить: заставляя ребенка учиться, мы отнимаем у него игру, а значит, крадем мир детских переживаний, стремлений, отношений.
|