ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СПбГУ)
Выпускная квалификационная работа на тему:
ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО В СТРАНАХ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА И БАЛКАНСКОГО ПОЛУОСТРОВА. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
по направлению подготовки 100400 «Туризм»
образовательная программа бакалавриата «Туризм»
профиль: Технология и организация экскурсионных услуг
Выполнил: студент IV курса
очного отделения
Подольский Леонид Аркадьевич
Научный руководитель
д.и.н., профессор
Кривошеев Юрий Владимирович
Санкт-Петербург
2017
Оглавление
Введение 1
Глава 1. Основные сложности в исследовании религиозного туризма и в определении категориально-понятийного аппарата 4
Глава 2. Краткий обзор истории русского паломничества на Святую землю и в страны Балканского полуострова 8
Глава 3. Географические рамки исследования 15
27
Глава 4. Текущий уровень развития христианского паломничества в странах Ближнего Востока и потенциал для его развития 27
Глава 5. Объекты паломнического интереса стран Балканского полуострова 57
Заключение 98
Список источников и литературы 105
Приложение 1 113
Приложение 2 113
Приложение 3 114
Приложение 4 115
Введение
Данная работа посвящена исследованию географии, статистики и тенденций развития православного паломничества в некоторых странах Ближнего Востока и Балканского полуострова. Предпринятый в работе анализ количественных и качественных показателей всей туристской отрасли позволяет выявить наиболее популярные туристские и паломнические программы, проследить тенденции туристского рынка (например, «слияние» паломничества и туризма) и разработать новые экскурсионные маршруты, в том числе, предполагающие посещение сразу нескольких государств.
В связи с тем, что изучением паломничества занимается широкий круг исследователей (от историков, географов и экономистов до религиоведов и теологов), в настоящее время данная тема проработана достаточно полно, однако существует и ряд спорных вопросов, требующих более тщательного рассмотрения. Кроме того, сложившаяся ситуация, при которой специалисты разных областей обращаются к теме паломничества, накладывает свой отпечаток: результаты их трудов разнонаправлены, но при этом нет работы, суммирующей их научные изыскания. В данной работе автор попытался объединить итоги исследований специалистов разного профиля для более полного понимания процесса паломничества и тенденций его развития, что и объясняет её актуальность.
Целью работы является изучение современного состояния православного паломничества на Ближнем Востоке и Балканском полуострове и перспектив его дальнейшего развития.
Для выполнения данной цели автору было необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть литературу по паломнической проблематике;
Изучить предложение паломнических поездок на отечественном туристском рынке;
Обратиться к количественным показателям туризма в исследуемых странах;
Определить перспективы развития отрасли в целом и религиозного туризма в частности;
Выявить причины колебания туристского (и паломнического) потока в исследуемых странах;
Объектом исследования выступает современное православное паломничество в странах Ближнего Востока и Балканского полуострова. Предметом исследования являются данные статистики, путеводители и мемуары, посвященные тематике работы.
В качестве теоретической базы исследования были использованы публикации, которые логично разделить на несколько категорий:
Туристские путеводители, как результат работы географов, историков и публицистов;
Воспоминания паломников;
Статистические данные;
Законодательные акты изучаемых стран;
Научные работы, посвященные геобрендингу, имиджу и маркетингу территории (дестинации).
Первая глава исследования раскрывает авторскую позицию относительно соотношения понятий "религиозный туризм" и "паломничество". В ней приводятся доводы основных теоретиков и практиков туризма, мнение Всемирной Туристской Организации, описываются сходства и отличия паломников и туристов, а также даётся семантика самого слова "паломник". Автор даёт критическую оценку масштабам паломничества, описанным в учебном пособии Т.Т. Христова, и своё определение паломничества.
Следующая глава посвящена краткому экскурсу в историю поездок православных россиян на Ближний Восток и в страны Балканского полуострова. По убеждению автора, основное влияние на интенсивность поездок паломников оказывала внутри- и внешнеполитическая обстановка эпохи. Соответственно, автором была предложена периодизация православного паломничества в изучаемые регионы.
Третья глава работы ограничивает географию проведенного исследования. Далеко не все ближневосточные государства привлекают православных паломников, исторически больше тяготея к исламу, равно как и не все страны Балканского полуострова обладают сколько-нибудь значимой ценностью для православных в силу большего распространения католичества. Именно поэтому было необходимо ограничить круг изучаемых стран десятью: Израиль, Египет и Кипр на Ближнем Востоке и Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Греция, Македония, Сербия и Черногория на Балканах. Особое внимание было уделено вопросам христианизации и исламизации как двум процессам, объясняющим культурное разнообразие изученных государств. Также в работе описывается явление смешанного паломничества, малоизученное отечественной наукой.
Последние две главы работы являются самыми объемными и описывают паломнический потенциал стран Ближнего Востока и Балканского полуострова, оценивают текущий уровень туризма и перспективы дальнейшего развития православного паломничества. Один из параграфов рассказывает о влиянии внутриполитических конфликтов на количество прибывающих туристов. Так, из-за селективного принципа формирования информационной повестки СМИ внимание европейской общественности было приковано к Интифаде − серии нападений на израильтян со стороны арабского населения, − что привело к падению въездного турпотока и банкротству предприятий туристского бизнеса. В последней главе предлагается набор действий по развитию православного паломничества в отстающих в экономическом развитии странах Балканского полуострова.
В заключении сконцентрированы основные выводы, сделанные автором на основании анализа литературы, статистических и исторических источников, исследований законодательства, медиа и маркетинга территорий.
|