Скачать 3.31 Mb.
|
В. П. МИНУЛИН ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ РЕЦЕПТУРНЫЙ СПРАВОЧНИК Третье издание, дополненное ИЗДАТЕЛЬСТВО «ИСКУССТВО» МОСКВА 1969 Книга представляет собой собрание современных рецептов для химино-фотографичеснсй обработки светочувствительных материалов — черно-белых и цветных пленом, пластиной, фотобумаг. Внлючает также технологические указания по составлению и применению фотографических растворов, сведения по лабораторной практике. Предназначена для фотолаборантов, фоторепортеров, подготовленных фотолюбителей. Цель справочника — способствовать внедрению современной рецептуры в повседневную фотографическую практику. Адресован справочник сравнительно широкому кругу читателей, причастных к фотографической обработке: профессиональным фотоработникам ведомственных лабораторий, фоторепортерам, лицам, использующим прикладную фотографию в качестве подсобного средства в научной работе, подготовленным фотолюбителям. Справочник ставит себе задачей помочь им рационально обрабатывать экспонированные светочувствительные материалы. Здесь собраны (в значительной степени из малодоступных большинству шпателей источников) и систематизированы рецепты для лабораторной обработки фотослоев. Однако не много пользы от превосходного рецепта, если он неправильно выбран, если раствор приготовлен ненадлежащим образом, если обработка произведена с нарушением технологических требований. Поэтому справочник не является только сборником рецептов, но начинается сжато изложенными рекомендациями по химико-фотографической технологии, соблюдение которых обеспечивает надежные результаты. В конце книги объединены разнообразные справочные сведения, относящиеся к лабораторной практике. Таким образом, справочник состоит из пяти разделов: I. Технология обработки черно-белых фотоматериалов. II. Проявляющие растворы для черно-белой фотографии. III. Растворы, закрепляющие и улучшающие черно-белое фотоизображение. IV. Цветофотографическая обработка. V. Различные сведения. Во втором разделе проявители классифицированы по признаку их назначения на группы и подгруппы, внутри которых распределены в порядке усложнения рецептов. Содержание третьего раздела составляют рецепты закрепляющих, ослабляющих, усиливающих, окрашивающих и других растворов. Читатели найдут здесь все существенное из опубликованного в отечественной и зарубежной литературе за последнее десятилетие— к началу 1968 года, причем иностранные рецепты приводятся в той мере, в какой их использование может представить интерес для нашей практической фотографии. Часть рецептов публикуется впервые. Стремясь не к изобилию рецептов, а к их полноте, составитель руководствовался при отборе признаками характерности, научной обоснованности, производственной эффективности. Значительная часть помещенных в справочнике рецептов лабораторно испытана и проверена в практическом применении; остальные рецепты заимствованы из источников, заслуживающих доверия. Рецепты сопровождаются более или менее подробными указаниями по работе с ними. Использованы фабричные инструкции ведущих зарубежных производств — народного предприятия Фильмфабрика Вольфен (ГДР), компании Истмен-Кодак (США). Справочник включает, разумеется, не все. Объем его ограничен обычной черно-белой фотографией на солях серебра и цветной фотографией на многослойных материалах. Разновидности же одноцветного позитивного процесса — на бумагах с несеребряными солями, с хромированными коллоидами, гуммиарабиковых, масляные способы — не затрагиваются по причине их малораспространенности и неактуальности в настоящее время. Химикаты, вводимые в состав рецептов, взяты в основном в рамках каталога Союзреактивсбыта Министерства химической промышленности СССР, причем исключены вещества, распределяемые в особом порядке (соли драгоценных металлов, сильнодействующие ядовитые реактивы). Отзывы о справочнике, советы и замечания относительно желательных в следующем издании дополнений и необходимых уточнений просьба посылать по адресу: Москва, К-51, Цветной бульвар, 25, издательство «Искусство», редакция литературы по фотографии й кинотехнике. Содержание Раздел I ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ЧЕРНО-БЕЛЫХ ФОТОМАТЕРИАЛОВ ПРОЦЕДУРА ЧЕРНО-БЕЛОЙ ОБРАБОТКИ Ц ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОБРАБОТКИ 19 Время проявления негативных фотослоев 19 Время закрепления негативов............. 26 Время промывки негативов.............. 27 Время обработки отпечатков............. 28 ОСОБЫЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ............... 3J- Двухрастворное проявление.............. 31 Обработка при высоких температурах......... 33 Обработка при низких температурах......... . 35 Быстрая обработка.................. 37 Одновременное проявление и закрепление....... 42 Предотвращение зернистости фотоизображений..... 43 ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ РАСТВОРЫ................ 46 Приготовление растворов для черно-белой фотографии 46 О ХИМИКАТАХ..................... 50 Обращение с химическими веществами....... 50 Правила растворения некоторых веществ..... 52 Заменяемость химикатов.............. 52 О фенидоне.................... 54 Истощаемость и сохраняемость растворов........ 55 Подкрепление проявляющих растворов........ 59 Раздел II ПРОЯВЛЯЮЩИЕ РАСТВОРЫ ДЛЯ ЧЕРНО-БЕЛОЙ ФОТОГРАФИИ МЕЛКОЗЕРНИСТЫЕ ПРОЯВЛЯЮЩИЕ РАСТВОРЫ........ 63 Выравнивающие мелкозернистые проявители...... 63 Особомелкозернистые проявители........... 101 ПРОЯВЛЯЮЩИЕ РАСТВОРЫ ДЛЯ КЮВЕТНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ . Щ Негативно-позитивные проявители........... 111 Негативные проявители................ 119 ПРОЯВЛЯЮЩИЕ РАСТВОРЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ . . 131 Проявители для получения высокого контраста..... 131 Репродукционные проявители............. 133 Проявители, исправляющие недостатки выдержки. . , 142 Тропические проявители,............... 145 Арктические проявители................ 148 Проявители для быстрой обработки........... 152 Резкостные проявители. ................ 157 Проявители, уменьшающие последствия старения негативных материалов................. 158 Проявители для микрофотографии............ 160 Проявители для рентгенографии............ 161 Проявитель для осциллографии............ . 162 ПОЗИТИВНЫЕ ПРОЯВЛЯЮЩИЕ РАСТВОРЫ..........163 Проявители для фотобумаг...............163 Нормальноработающие проявители........163 Мягкоработающие проявители...........170 Контрастноработающие проявители.........172 Специализированные проявители..........174 Диапозитивные проявители..............181 П РОЯ В Л Я ЮЩЕ -ЗАКРЕП Л Я ЮЩ И Е РАСТВОРЫ..........185 Раздел III РАСТВОРЫ, ЗАКРЕПЛЯЮЩИЕ И УЛУЧШАЮЩИЕ ЧЕРНО-БЕЛОЕ ФОТОИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕРЫВАЮЩИЕ ПРОЯВЛЕНИЕ И ДУБЯЩИЕ РАСТВОРЫ .... 191 Прерыватели проявления................191 Дубители фотослоя..................195 ЗАКРЕПЛЯЮЩИЕ РАСТВОРЫ.................201 Обыкновенный закрепитель...............201 Кислые закрепители..................201 Кислые дубящие закрепители.............205 Быстрые закрепители.................209 Разные растворы....................211 ПРОВЕРКА ПРОМЫВКИ И УДАЛЕНИЕ ТИОСУЛЬФАТА.....213 Проверка полноты промывки............. 213 Удаление тиосульфата из фотослоев..........215 СТАБИЛИЗИРУЮЩИЕ РАСТВОРЫ...............218 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАБОТКА НЕГАТИВОВ.........221 Правила дополнительной обработки..........221 Ослабляющие растворы................222 Усиливающие растворы............... . 232 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАБОТКА ОТПЕЧАТКОВ......., 242 Улучшение черно-белой тональности..........242 Окрашивание.....................244 Повышение сохраняемости...............248 Глянцевание.....................249 Раздел IV ЦВЕТОФОТОГРАФИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ТЕХНИКА ОБРАБОТКИ ЦВЕТНЫХ МНОГОСЛОЙНЫХ ФОТОМАТЕРИАЛОВ.................... .... 253 СТАНДАРТНЫЙ ЦВЕТОФОТОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.....258 Режимы обработки отечественных цветных фотопленок 258 Режим обработки отечественных цветных фотобумаг. . . 260 Растворы для негативных цветных пленок........261 Растворы для позитивных цветных пленок........263 Растворы для обращаемых цветных пленок.......264 Растворы для* цветных фотобумаг........... .266 ЦВЕТОФОТОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС «ОРВОКОЛОР»......269 Режимы обработки цветных фотослоев.........269 Растворы для цветных пленок............273 Растворы для цветной фотобумаги...........278 Вспомогательные растворы...............281 Нормы использования растворов............282 ЦВЕТОФОТОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС НИКФИ......., . 283 Режимы обработки цветных фотослоев. ........283 Растворы для обработки цветных фотослоев........285 Обработка при пониженной и повышенной температурах 288 ЦВЕТОФОТОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ЦВИЙГАиК .......290 Режимы обработки цветных фотослоев.........290 Растворы для обработки цветных фотослоев.......291 Раздел V РАЗЛИЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ РАЗНЫЕ РЕЦЕПТЫ И СОВЕТЫ.................293 Профилактические и лечебные меры против поражения кожи рук.....................299 ТЕРМИНЫ ПО ХИМИКО-ФОТОГРАФИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКЕ , . . 302 УКАЗАТЕЛЬ РЕЦЕПТОВ...................309 Как ориентироваться при выборе проявителя среди многих рецептов? Опубликованы тысячи рецептов проявителей, особенно много рецептов предложено для мелкозернистого проявления. Однако значительная часть проявителей не выделяется никакими особыми свойствами и представляет собой варианты нескольких оригинальных рецептов. Случается даже, что один и тот же зарекомендовавший себя рецепт публикуется конкурирующими фирмами под другими названиями. Так было с Д-76 Истмен-Кодака, за которым последовали: 6-Д Дюнона и 6-Д Дефендера (США), ИД-11 Ильфорда (Англия), № 19 Агфа (ФРГ), № 19 Орво (ГДР), Р-18а Феррании (Италия), ФВ-3 Фома (ЧССР). При сомнении в выборе рецепта самое правильное — остановиться на том, который рекомендован фабрикой-изготовителем для данной пленки или фотобумаги. Фабрика, будучи, так же как и потребитель, заинтересована в получении наилучших результатов от ее продукции, путем испытаний устанавливает, какой рецепт нужен для того или иного ее фотоматериала. Проявители рекомендуются фабриками: отечественными — для отечественных фотоматериалов, Кодаком — для кодаковских, Орво — для восточногерманских. Однако это не значит, что проявителями, рекомендуемыми нашими фабриками, нельзя с успехом обрабатывать импортные фотоматериалы, и наоборот. Проявители одной фабрики будут хорошо работать и на пленках других, но, как правило, все преимущества фотоматериалов наилучшим обра-вом выявляются фирменными проявителями данной фабрики. Для отечественных пленок «Фото» рекомендован стандартный проявитель №2 (рецепт №1). Время проявления в нем указывается инструкцией, прилагаемой к пленкам. Зачем справочник приводит рецепты проявителей, порой весьма близких по составу? Отнюдь не для того, чтобы читатели пытались все их подряд испробовать. Это глубоко ошибочный способ. В фотолитературе встречаются упоминания того или иного проявителя, причем указывается его название (например, Д-76), а рецепт не приводится. Вот для того, чтобы в случае надобности можно было найти нужный рецепт, справочник и включает все наиболее употребляемые и эффективные, зарекомендовавшие себя в разных странах рецепты. Что найдет для себя в справочнике начинающий фотолюбитель? Ему можно порекомендовать две первые главы, посвященные процедуре и продолжительности обработки. Начинающему фотолюбителю, если он не пользуется готовыми смесями химикатов, понадобятся всего три рецепта: стандартный проявитель № 2 для пленок (рецепт № 1), стандартный проявитель № 1 для фотобумаги (рецепт № 53) и закрепитель по рецепту № 222. В заключение помните: лучший проявитель — это тот, к которому вы привыкли. |
Сборник статей москва издательство «изобразительное искусство» «Н. К. Рерих. Жизнь и творчество». Сборник статей М., «Изобразительное искусство», 1978, 372 с с ил |
Игра в бисер Издательство "Художественная литература", Москва, 1969 Игра в бисер. Не дело, а игра в пустые стекляшки. Ведь не что иное, как духовные устремления ученых и художников, их штудии, их занятия... |
||
«О буддизме и буддистах. Статьи разных лет. 1969-2011. /Н. Л. Жуковская»:... «О буддизме и буддистах. Статьи разных лет. 1969–2011. /Н. Л. Жуковская»: Ориенталия; Москва; 2013 |
Профессор Виктор Васильевич Яковлев государственное военное издательство... Осадное искусство у древних: особенности приемов атаки и соответствующие мероприятия обороны |
||
Профессор Виктор Васильевич Яковлев государственное военное издательство... Осадное искусство у древних: особенности приемов атаки и соответствующие мероприятия обороны |
Иван Александрович Гончаров Обломов Роман в четырех частях изд. "Обломов"... Роман в четырех частях изд. "Обломов" Москва, Государственное издательство детской литера |
||
Программа воспитательной работы Искусство (музыка, изобразительное искусство) |
Учебное пособие Москва 2008 Юдин В. П. Профсоюзная работа в школе. Учебное пособие. Москва, Издательство мгоу, 2008. 126 с |
||
Рабочая программа по учебному курсу «Изобразительное искусство» для 1-4 класов (далее программа) «Изобразительное искусство» для 1-4 класов (далее программа) составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство»... |
Москва Издательство «Физическая культура» Рекомендовано учебно-методическим объединением по образованию в области физической |
||
Книга о неизвестном шекспире Москва: издательство "Артист. Режиссер. Театр", 1997 ocr: А. Сипаренко, В. Распопин |
Издательство «наука» Москва 1967 л Редакционная коллегия: А. Я. Манусевич (отв ред.) М. А. Бирман, А. X. Клеванский и. А. Хренов |
||
Пояснительная записка На протяжении всей истории человечества народное... |
А. Г. Чучалин Хронические обструктивные болезни легких Москва зао «Издательство бином» Хронические обструктивные болезни легких — М.: Зао «Издательство бином», 1999. — 512 с., ил |
||
©Издательство «Прогресс», Москва, 1976 Вряд ли найдется другой современный режиссер, о котором сказано, сколько о Бруке, и о |
Пояснительная записка Настоящий раздел разработан на основании следующих... Правила устройства электроустановок пуэ, издание шестое, Москва, Госэнергонадзор, 2000 |
Поиск |