Утверждаю
Заведующий
МДОБУ «Детский сад № 28»
___________ Т.В. Гусарова
муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения города Бузулука «Детский сад № 28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевого развития детей»
на 2013-2018 годы
Принята на Педагогическом совете
Протокол от 14.01.2014 года № 1
ОГЛАВЛЕНИЕ
№
|
Наименование разделов
|
Стр.
|
|
Пояснительная записка
|
3-6
|
|
Паспорт Программы развития
|
7-11
|
I.
|
Информационно – аналитическая справка
|
12-21
|
II.
|
Аналитико-прогностическое обоснование Программы развития
|
21-31
|
III.
|
Концепция Программы развития
|
36-46
|
|
Литература
|
|
|
Приложение
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Новое время диктует новые условия. В настоящее время Россия находится в состоянии глобальных перемен. Изменения претерпевает и Российское образование. «Модернизация системы образования, является основой экономического роста и социального развития общества…». (Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г.). Модернизация затрагивает структуру, содержание, технологии воспитания и обучения на всех уровнях образовательной системы
В Концепции досрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, представлена современная модель образования, ориентированная на повышение качества образования. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью…».
Основной целью образовательной политики Оренбургской области в сфере дошкольного образования является обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе.
При этом доступность характеризуется возможностью выбора детского сада, а качество – возможностями и способностями ребенка к освоению программ на последующих уровнях образования. В настоящее время разработаны «Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования».
Стандарт преследует следующие цели:
●обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
● обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
● сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт решает задачи:
● охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);
● сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
● формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
● обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
● формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
● обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
● обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
Уже в возрасте 3–6 лет у детей формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. В основе современных образовательных стандартов – переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских. Использование этих технологий требует высокой квалификации воспитателей – педагогов.
Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется владение информационными технологиями, умение эффективно сотрудничать с другими людьми, полноценно использовать личностные ресурсы, готовность осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность. Поэтому подготовка специалистов в области дошкольного образования приобретает особую значимость. «Сегодня востребован не просто воспитатель, а педагог – исследователь, педагог – психолог, педагог – технолог». Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного материала, отыскать более эффективные пути, формы и методы трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания. Овладение более высоким уровнем профессионального мастерства рассчитано на высокоразвитое профессиональное мышление, активизацию творческого потенциала педагога. Кроме того, проблема подготовки воспитателя ДОУ к педагогической деятельности, как к творческому процессу, приобретает в настоящее время особую значимость и остроту.
Современное информационное общество ставит перед образовательными учреждениями, и, прежде всего, перед системой повышения квалификации, задачу подготовки специалистов способных:
1) гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
2) самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
3) грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);
4) быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях.
Самостоятельным элементом современной модели образования становится система раннего развития детей (от 0 до 3 лет).
Таким образом, в свете новых изменений в обществе, модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.
Нам, специалистам в области дошкольного образования необходимо:
вести поиск педагогических идей по обновлению содержания, инновационных образовательных технологий в практике воспитания и образования детей дошкольного возраста и их реализовывать;
постоянно повышать своё профессиональное мастерство и престиж труда педагогических работников дошкольного образования;
создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов, распространения передового опыта, внедрения новых технологий обучения и воспитания;
привлечь внимание органов исполнительной власти, научной общественности, средств массовой информации к проблемам развития обновлённой системы дошкольного образования детей;
в ДОО расширять разнообразие форм предоставления услуг по образованию, воспитанию и развитию детей, как нормативного развития, так и детей с особыми образовательными потребностями.
Назначением Программы развития ДОО является мобилизация всего коллектива на достижение цели развития – переходу от традиций к новому качеству педагогического процесса, направленного на образование, воспитание и развитие детей нового поколения; создание условий, максимально обеспечивающих развитие общих способностей дошкольников: познавательных, коммуникативных и регуляторных, во всех видах специфической дошкольной деятельности, в процессе их коммуникации со взрослыми и другими детьми по мере реализации задач разных образовательных областей через:
Обеспечение разностороннего полноценного развития каждого ребенка с учетом его психологических и индивидуальных особенностей;
Осуществление целостного подхода к укреплению здоровья детей, обеспечению их психического благополучия, а также формирование у дошкольников ответственности за свое здоровье;
Создание единого социокультурного контекста образования в дошкольном учреждении и семье, тесное сотрудничество с семьями воспитанников;
Качественную подготовку детей к обучению в школе и осуществление преемственности образования между МДОБУ и школой
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Наименование программы
|
Программа развития муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения города Бузулука «Детский сад № 28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей»
|
Основания для разработки Программы
|
Конституция РФ
Конвенция «О правах ребёнка»
Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ;
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы
Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования
Договор между учредителем и ДОУ.
Лицензия на правоведения образовательной деятельности Серия РО № 049424, регистрационный номер № 706-2 от 06.03.2012г., выданная Министерством образования Оренбургской области. Срок действия лицензии: бессрочная
Устав МДОБУ «Детский сад № 28»
|
Разработчики Программы
|
Педагогический коллектив МДОБУ «Детский сад № 28» под руководством заведующего Гусаровой Т.В., старшего воспитателя Балашовой О.А. Творческая группа дошкольного учреждения, родительский комитет.
|
Основная идея инновационного развития образовательного учреждения
|
Создание условий для развития и саморазвития личности ребенка в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами ДО.
|
Цель программы
|
Переход от традиций к новому качеству педагогического процесса, соответствующего требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования, направленного на образование, воспитание и развитие детей нового поколения. Создание условий, максимально обеспечивающих развитие общих способностей дошкольников: познавательных, коммуникативных и регуляторных, во всех видах специфической дошкольной деятельности, в процессе их коммуникации со взрослыми и другими детьми
|
Задачи программы
|
- Обеспечение разностороннего полноценного развития каждого ребенка с учетом его психологических и индивидуальных особенностей;
- Осуществление целостного подхода к укреплению здоровья детей, обеспечению их психического благополучия, а также формирование у дошкольников ответственности за свое здоровье;
- Создание единого социокультурного контекста образования в дошкольном учреждении и семье, тесное сотрудничество с семьями воспитанников;
Качественную подготовку детей к обучению в школе и осуществление преемственности образования между МДОБУ и школой;
- обновление содержания образования и педагогических технологий через введение ФГОС дошкольного образования;
- развитие, обновление кадрового потенциала ДОО;
- формирование и развитие оценки качества образования с учётом новых требований;
- совершенствование и обновление системы социального партнёрства;
-моде
|
Сроки реализациинизация материально-технической базы ДОО.
|
2013 -2018 годы
|
Этапы реализации программы:
|
I этап «Проектно-мобилизационный» (май 2013г. – сентябрь 2014г.)
Цель: подготовить ресурсы для реализации Программы развития
2 этап «Экспериментально - поисковый» (сентябрь 2014г.-сентябрь 2015г)
3 этап «Преобразовательный»
(сентябрь 2015г-сентябрь 2017г)
4 этап «Рефлексивно-обобщающий» (сентябрь 2017г.-май 2018г.)
|
-Создание условий для развития образовательного учреждения в выбранном направлении, обеспечение готовности педагогического коллектива и родительской общественности к реализации Программы развития.
- Разработка текста программы, ее обсуждение и экспертиза на разных уровнях.
-Утверждение окончательного варианта программы.
- Обеспечение необходимых ресурсов для основного этапа реализации программы
- Разработка и апробация конкретных путей развития МДОБУ «Детский сад № 28». Создание условий, обеспечивающих эффективность работы всех участников эксперимента.
-Реализация основных направлений работы, заложенных в программе развития, переход образовательного учреждения в новое качественное состояние за счет системных преобразований в организации образовательного процесса и управленческой деятельности.
- Объективная оценка (качественная и количественная) результатов реализации программы. Выявление степени эффективности деятельности МДОБУ «Детский сад № 28» за прошедший пятилетний период. Подведение итогов.
|
Механизм реализации программы (наличие соисполнителей, взаимодействие с ними)
|
Программа реализуется за счет взаимодействия всех участников образовательного процесса: педагогического коллектива МДОБУ «Детский сад № 28», родительской общественности, управления образования города Бузулука, социальных партнеров в лице других образовательных учреждений города, учреждений культуры, СМИ.
|
Концепция новой модели ДОУ:
Миссия ДОУ;
Цель и задачи ДОУ;
Основные направления развития;
Ожидаемые результаты
|
|
|
|