2381-3902150 РЭ
КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
ЯМЗ-2381
ЯМЗ-238ВМ
ЯМЗ-238ВК
ЯМЗ-238ВУ
и их модификации
Руководство по эксплуатации
Настоящее руководство распространяется на коробки передач ЯМЗ-2381; ЯМЗ-238ВМ; ЯМЗ-238ВК; ЯМЗ-238ВУ всех модификаций, предназначенные для установки на двигатели ЯМЗ с крутящим моментом до 1300Нм и устанавливает основные требования к эксплуатации коробок передач.
1 Характеристики.
Коробка передач ЯМЗ-2381 механическая восьмиступенчатая, состоит из основной четырехступенчатой коробки передач и двухдиапазонного планетарного демультипликатора.
Коробки передач ЯМЗ-238ВМ; ЯМЗ-238ВК; ЯМЗ-238ВУ отличаются от вышеуказанной коробки передач первичным валом, крышкой первичного вала и масляным насосом.
Коробки передач ЯМЗ-238ВМ4; 238ВК4; 238ВУ; 238ВУ2; 238ВУ4; 2381-45 предназначены для установки совместно с двухдисковым сцеплением типа ЯМЗ-238 и карданным валом с “гладким” фланцем (8 отверстий под болты крепления карданного вала).
Коробки передач ЯМЗ-238ВМ5; 238ВК5; 238ВУ1; 238ВУ3; 238ВУ5; 2381 предназначены для установки совместно с диафрагменным сцеплением типа ЯМЗ-182, ЯМЗ-183 (в зависимости от комплектации двигателя) с ведомым диском 182.1601130-10 или 2381.1601130 и карданным валом с “гладким” фланцем.
Коробки передач ЯМЗ-238ВМ1; 238ВМ7; 238ВК7; 238ВУ6; 238ВУ7; 238ВУ9; 2381-02; 2381-05; 2381-06; 2381-07; 2381-26; 2381-31; 2381-36; 2381-52 предназначены для установки совместно с диафрагменным сцеплением типа ЯМЗ-182, ЯМЗ-183 (в зависимости от комплектации двигателя) с ведомым диском 182.1601130-10 или 2381.1601130 и карданным валом с фланцем по ISO (4 отверстия под болты крепления карданного вала и торцевые шлицы).
Коробки передач типа ЯМЗ-238ВМ; ЯМЗ-238ВК всех модификаций и коробки передач ЯМЗ-2381; 2381-26; 2381-31; 2381-52 укомплектованы крышкой выходного вала под механический привод спидометра.
Коробки передач типа ЯМЗ-238ВУ всех модификаций укомплектованы крышкой выходного вала без привода спидометра.
Коробки передач типа ЯМЗ-2381-02; 2381-05; 2381-06; 2381-07; 2381-36; 2381-45 укомплектованы крышкой выходного вала под бесконтактный привод спидометра.
Коробки передач ЯМЗ-238ВМ4; ЯМЗ-238ВМ5; ЯМЗ-238ВМ7 могут устанавливаться взамен снятых с производства коробок передач ЯМЗ-238А; ЯМЗ-238А3; ЯМЗ-238А5 в соответствии с рекомендациями (см. приложение А).
Коробки передач ЯМЗ-2381-06 и ЯМЗ-2381-45 могут устанавливаться взамен коробок передач ЯМЗ-238ВМ7 и ЯМЗ-238ВМ4 соответственно в соответствии с рекомендациями (см. приложение Б).
1.1 Переключение передач производится в соответствии с рисунком 1.
Рисунок 1-Схема положений рычага переключения передач.
Внимание!
При управлении коробкой передач с помощью механического дистанционного привода положения рукоятки рычага переключения передач могут отличаться от приведенных на схеме и указываться в руководстве по эксплуатации автомобиля.
1.1.1 Механизм переключения диапазонов демультипликатора
оснащен автоматической системой блокировки включения низшего диапазона (АСБП). АСБП устроено таким образом, что разрешает включение низшего диапазона при частоте вращения выходного вала коробки передач не более 920 об/мин, что соответствует скорости движения автомобиля 25-35 км/час.
1.2 Передаточные числа коробки передач приведены в таблице 1.
2 Эксплуатация коробок передач.
Переключение передач производить только при выключенном сцеплении (педаль сцепления выжата).
Переключение передач с первой по четвертую и с пятой по восьмую производить перемещением рычага переключения в соответствующее положение.
Для включения пятой передачи оставить включенной четвертую передачу и переместить кнопку переключения демультипликатора на включение высшего диапазона (расположение органов управления демультипликатором указано в руководстве по эксплуатации автомобиля).
Таблица 1
Передача
|
Передача в основной коробке
|
Диапазон в демультипликаторе
|
Передаточное число
|
1
2
3
4
|
1
2
3
4
|
низший
|
7,30
4,86
3,50
2,40
|
5
6
7
8
|
1
2
3
4
|
высший
|
2,09
1,39
1,00
0,71
|
з.х.
|
з.х.
|
низший
высший
|
10,46
2,99
|
Пятая передача включается переводом рычага переключения основной коробки в положение первой передачи. В момент перехода через нейтральное положение автоматически включается высший диапазон в демультипликаторе; при этом рычаг задержать в нейтральном положении до тех пор, пока не погаснет лампа переключения демультипликатора.
Для перехода с пятой на четвертую передачу переместите кнопку переключения демультипликатора на включение низшего диапазона при включенной пятой передаче, скорость автомобиля при этом не должна превышать 35 км/час. Затем рычаг переключения передач перевести в нейтральное положение, задержать пока не погаснет лампа сигнализатора и включить четвертую передачу в основной коробке.
Внимание!
На автомобилях, укомплектованных отбором мощности, переключение передач в движении при включенном отборе мощности не допускается во избежание выхода из строя синхронизаторов коробки передач.
Движение груженого автомобиля с места производить на первой передаче. Движение автомобиля с места на второй передаче допускается только на дорогах с твердым покрытием при частичной загрузке автомобиля.
Движение задним ходом следует осуществлять только при включенном низшем диапазоне в демультипликаторе.
При переводе рычага переключения передач из нейтрального положения в положение для включения заднего хода, должно ощущаться сопротивление пружинного механизма.
Внимание!
Задний ход включать только после полной остановки автомобиля, при частоте вращения коленчатого вала соответствующей оборотам холостого хода, с задержкой не менее 5 секунд после выжима педали сцепления.
3 Техническое обслуживание.
3.1 Смазка коробки передач
Для смазки коробки передач следует применять следующие масла:
всесезонное трансмиссионное масло ТСп-15к ГОСТ 23652-79 (SAE 85W-90);
всесезонное трансмиссионное масло МТ-16п ГОСТ 6360-83 (заменитель);
всесезонное трансмиссионное масло ТАД-17И ГОСТ 23652-79 (SAE 85W-90);
“ЯР. Марка Т” ТУ 0253-019-00219158-95 (SAE 80W-90; GL-3);
Ангрол ТСп-15к ТМЗ-18 ГОСТ 23652-79 (SAE 85W-90; GL-3);
смесь масла ТСп-15к ГОСТ 23652-79 (85%) и дизельного топлива марки А или З ГОСТ 305-82 (15%) (для эксплуатации при температуре ниже минус 30°С);
смазка ШРУС-4М ТУ 38401-58-128-95 (для смазки деталей механизма выключения сцепления и шлицов первичного вала);
смазка №158 ТУ 38.101.320-77 (для смазки деталей механизма переключения демультипликатора).
Уровень масла ниже контрольного отверстия не допускается (объем заливаемого масла ~ 7,5 ÷ 8 литров).
3.2 Техническое обслуживание после обкатки автомобиля.
После обкатки автомобиля заменить масло в картере коробки передач, очистить от продуктов приработки сетку маслозаборника и магнит сливной пробки. Техническое обслуживание по окончании периода обкатки производится после первых 50 часов работы коробки передач.
3.3 Первое техническое обслуживание (ТО-1) проводится через каждые 250 часов работы коробки передач.
3.3.1 Проверить уровень масла в картере и при необходимости долить в соответствии с настоящим руководством.
3.4 Второе техническое обслуживание (ТО-2) производится через каждые 1000 часов работы коробки передач.
3.4.1.Выполнить все операции первого технического обслуживания.
3.4.2. Наполнить смазкой муфту выключения сцепления, сделав шприцем 3-4 хода.
3.4.3 Смазать валик вилки выключения сцепления через две пресс-масленки, сделав шприцем по 2 хода.
3.4.4 Проверить и при необходимости отрегулировать заднюю опору коробки передач в соответствии с руководством по эксплуатации автомобиля.
3.5 Дополнительно через одно ТО-2.
3.5.1 Сменить масло в коробке передач с промывкой картера, сетки и магнита.
Промывать коробку передач следующим образом:
Залить 5 ÷ 6 литров жидкого индустриального масла И-12А или И-20А по ГОСТ 20799-88 в картер коробки передач;
Установить рычаг переключения передач в нейтральное положение;
Запустить двигатель на 6…8 минут, после чего остановить его;
Слить промывочное масло и залить свежее трансмиссионное.
3.5.2 При отсутствии регламентированной системы технического обслуживания автомобилей смену масла производить в зависимости от условий эксплуатации по следующей схеме:
автомобили с годовым пробегом 80000 км и более–через 50000 км;
автомобили с годовым пробегом менее 80000 км и при тяжелых условиях эксплуатации (грунтовая дорога, гористая или жаркопустынная местность и т.п.)–через 30000-40000 км.
Внимание!
При использовании масла заменителя сроки смены его должны быть сокращены вдвое. Масло из коробки передач слить сразу после работы в горячем состоянии. КАТЕГОРИЧЕСКИ запрещается промывать коробку передач дизельным топливом или керосином, во избежание отказа в работе масляного насоса из-за недостаточного разрежения на всасывании и, как следствие выхода из строя коробки передач.
3.5.3 Произвести очистку и смазку деталей воздухораспределителя коробки передач (с использованием смазки №158 по ТУ 38.101.320-77).
3.5.4 Произвести очистку и смазку поршня и рабочей поверхности цилиндра переключения демультипликатора (с использованием смазки №158 по ТУ 38.101.320-77).
4 Правила буксировки транспортного средства.
Буксировку транспортного средства следует производить одним из следующих способов:
С отсоединенным карданным валом.
Установить орган управления раздаточной коробкой транспортного средства в нейтральное положение, если это не запрещено инструкцией по эксплуатации транспортного средства.
Внимание!
Буксировка автомобиля с нарушением изложенного правила приводит к выходу коробки передач из строя.
5. Возможные неисправности коробки передач.
5.1. Возможные неисправности коробки передач и методы их устранения приведены в таблице 2.
Таблица 2
Возможные неисправности
|
Методы устранения
|
Затрудненное включение передач
|
неполное выключение сцепления (сцепление “ведет”)
износ или повреждение синхронизатора, повреждены зубья зубчатых муфт
|
отрегулировать свободный ход педали
если дефект является следствием неисправности деталей сцепления, заменить поврежденные детали
заменить неисправный синхронизатор, заменить поврежденные детали
|
Повышенный шум при работе коробки передач
|
недостаточно масла в коробке передач
износ подшипников валов коробки передач
повышенный износ или скол зубьев
|
залить масло до уровня контрольного отверстия
заменить неисправные подшипники
заменить изношенные шестерни
|
Самопроизвольное выключение передач при движении автомобиля
|
неравномерный износ зубчатых муфт
неисправности штоков и вилок механизма переключения передач
повышенный износ подшипников коробки передач
|
заменить неисправные детали
заменить неисправные детали
заменить неисправные подшипники
|
Самопроизвольное выключение передач в демультипликаторе
|
поступление сжатого воздуха в полость цилиндра противоположную включенной передаче
износ подшипников вилки переключения диапазонов
|
заменить неисправные уплотнительные кольца золотника и впускного клапана воздухораспределителя
заменить изношенные детали, отрегулировать положение штока цилиндра демультипликатора
|
Невключение или замедленное включение передач в демультипликаторе при нейтральном положении рычага в основной коробке. Лампа сигнализации долго не гаснет, воздух выходит через сапун воздухораспределителя
|
износ резины впускного клапана воздухораспределителя
износ уплотнительного кольца впускного клапана воздухораспределителя
неравномерное прилегание впускного клапана к корпусу
заедание впускного клапана в отжатом положении
заедание кромки манжеты в канавке поршня, износ или потеря эластичности манжет
|
заменить изношенный
клапан
заменить уплотнительное кольцо
заменить неисправные детали
очистить и смазать стержень впускного клапана, при необходимости заполировать
заменить манжеты цилиндра переключения демультипликатора
|
Невключение или замедленное переключение передач в демультипликаторе при нейтральном положении рычага в основной коробке. Лампа сигнализации долго не гаснет, воздух выходит через сапун верхней крышки.
|
повреждение мембраны воздухораспределителя
износ или потеря эластичности уплотнительных колец штока цилиндра переключения демультипликатора
|
заменить поврежденную мембрану
заменить поврежденные кольца
|
Пропуск воздуха через сапун воздухораспределителя при включенной передаче в основной коробке
|
износ резины впускного клапана воздухораспределителя
неплотное прилегание толкателя к впускному клапану в воздухораспределителе
|
заменить клапан
заменить неисправные детали
|
6 Особенности сборки коробки передач.
6.1 Перед установкой демультипликатора с проставкой на картер основной коробки и проставки на картер демультипликатора на прокладки нанести анаэробный герметик УГ-6 ТУ2257-405-00208947-2004 или УГ-9 ТУ2257-407-00208947-2004 с обеих сторон непрерывной полосой шириной 2-3 мм по контуру.
6.2 При установке демультипликатора с проставкой на картер основной коробки (рисунок 2) и крышки выходного вала демультипликатора (рисунок 3) обеспечить минимальные осевые люфты валов с помощью регулировочных прокладок подобранных следующим образом:
замерить размер А с точностью 0,1 мм. от торца наружного кольца подшипника поверхности картера основной коробки (рисунок 2) или картера демультипликатора (рисунок 3) при напрессованном до упора подшипнике.
замерить размер Б с точностью 0,1 мм. глубины проточки под подшипник в зубчатой муфте (рисунок 2) или крышке подшипника выходного вала (рисунок 3) с учетом толщины прокладки.
подобрать суммарную толщину регулировочных прокладок, которая должна быть меньше разности Б-А на 0,15…0,2 мм
1-проставка
2-уплотнительная прокладка
3-зубчатая муфта
4-регулировочная прокладка
Рисунок 2- Регулировка осевого люфта вторичного вала.
1-уплотнительная прокладка
2-упорное кольцо
3-регулировочная прокладка.
Рисунок 3- Регулировка осевого люфта выходного вала.
6.3. При установке крышки подшипника первичного вала (рисунок 4) обеспечить минимальный осевой люфт вала с помощью регулировочных прокладок подобранных следующим образом:
замерить размер Б с точность 0,1 мм. глубины проточки под подшипник в крышке подшипника с учетом толщины прокладки;
замерить размер А с точностью 0,1 мм. от торца наружного кольца подшипника до поверхности стенки картера при запрессованном подшипнике;
подобрать суммарную толщину регулировочных прокладок, которая должна быть меньше разности Б-А на 0,2-0,3 мм.
1-уплотнительная прокладка
2-регулировочные прокладки
3-крышка подшипника первичного вала
4-картер коробки передач.
Рисунок 4- Регулировка осевого люфта первичного вала.
6.4. Затяжку гаек крепления картера демультипликатора производить в два приема (см. таблицу 3). Последовательность затяжки согласно рисунка 5.
6.5 При ремонте демультипликатора с заменой деталей синхронизатора отрегулировать требуемую величину хода штока при включении высшего диапазона, обеспечив разгрузку подшипников вилки, для чего:
6.5.1 Включить высший диапазон в демультипликаторе при вывернутом регулировочном болте, подав воздух под давлением от 784 до 833 кПа (8…8,5 кгс/см2) в пневмоцилиндр. Убедиться в том, что зубья муфты высшего диапазона вошли в полное зацепление. При полном зацеплении лампочка сигнализатора должна погаснуть, фланец крепления карданного вала не должен проворачиваться от руки.
Рисунок 5- Последовательность затяжки гаек крепления картера демультипликатора.
6.5.2 Завернуть регулировочный болт до упора в шток поршня (при вращении болта при этом должно чувствоваться ощутимое возрастание сопротивление провороту). Повторить операцию несколько раз, убедившись в том, что упор ощущается при одном и том же положении головки болта.
6.5.3 Довернуть регулировочный болт от положения упора его в торец на 5…7 граней головки болта (5/6…7/6 оборота) и, удерживая его в этом положении застопорить контргайкой, затянув ее крутящим моментом от 137,29 до 156,9 Нм (от 14 до 16 кгсм). После регулировки фланец крепления карданного вала должен проворачиваться легко, без заеданий от усилия руки. Фланец проворачивать на угол не менее 360°.
Внимание!
Неправильная регулировка вызывает недопустимую перегрузку подшипников вилки включения диапазонов, что приводит к их быстрому разрушению.
7 Моменты затяжки основных резьбовых соединений.
7.1 Моменты затяжки основных резьбовых соединений приведены в таблице 3.
8 Подготовка коробки передач к работе.
8.1 Перед монтажом коробку передач подвергнуть расконсервации согласно п. 11.3. настоящего руководства. Нанести на шлицы первичного вала тонкий слой смазки ШРУС-4М ТУ 38.401.58-128-95. Применение других видов смазки не допускается.
8.2 Муфту выключения сцепления интегрального типа (ЯМЗ-2381-06, 2381-07, 2381-26, 2381-36) демонтировать с коробки передач и установить на сцепление в соответствии с приложением В.
8.3 Болты крепления коробки передач к двигателю и карданного вала к коробке передач должны быть надежно затянуты.
8.4 Задняя поддерживающая опора коробки передач должна быть отрегулирована в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля.
8.5 После монтажа на автомобиль коробка передач должна быть подключена к пневматической и электрической системам автомобиля (см. рисунки 7 и 8).
Таблица 3.
Наименование крепежных деталей
|
Момент затяжки Нм (кгсм)
|
Болты крепления картера сцепления к картеру коробки
Болты крепления картера сцепления к картеру маховика
Болты крепления проставки к картеру основной коробки
Болты крепления картера демультипликатора к проставке
предварительная затяжка
окончательная затяжка
Болты крепления верхней крышки картера основной коробки
Оси вилки переключения демультипликатора
Болты крепления крышки первичного вала
Болты крепления зубчатой муфты низшего диапазона к проставке
Болт крепления фланца выходного вала
|
137-157 (14-16)
70-80 (7-8)
123-157 (12,5-16)
20-30 (2-3)
79-98 (8-10)
35-49 (3,6-5)
118-128 (12-13)
23,5-35 (2,4-3,6)
49-54,9 (5-5,6)
363-422 (37-43)
|
|