УПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫМИ КОММУНИКАЦИЯМИ
(СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА В СИСТЕМЕ «НОВЫХ МЕДИА»)
Бычкова Марина Николаевна,
национальный исследовательский Томский государственный университет
Добрый день, уважаемые коллеги!
Прежде всего, хотелось бы обозначить контекст, в котором живет и действует современная школа.
По данным различных исследовательских компаний, в частности международной корпорации TNS, в 2013 году в России ежемесячное количество пользователей Интернета составляло 53% или 76,5 миллионов человек (в это число вошли люди старше 12 лет). Почти 80% рунетчиков (пользователей русскоязычного Интернет-пространства) - это мужчины и женщины в возрасте до 34 лет, и наиболее активным сегментом является возраст 20-24 года (27,6%). В данном случае под активностью понимается не только пребывание в Сети до нескольких часов в сутки, но и реализация множества «форматов» этого пребывания: участие в электронной переписке; поиск информации; присутствие на площадках социальных сетей; создание уникального контента в чатах, форумах, блогах, свободных энциклопедиях и проч.; совершение электронных покупок; участие в сетевых играх и т.д. Нетрудно предположить, что это число «завтра» будет только возрастать.
Все это диктует понимание уникальности современного этапа жизнедеятельности общества, характеризующегося приходом и бурной «экспансией» новых медиа - электронных средств массовой коммуникации: различных Интернет-технологий, социальных сетей, мобильной связи и т.д. В данном случае под «новыми медиа» мы будем понимать:
новые (электронные) формы общения учреждений, организаций со своими целевыми аудиториями (корпоративные и персональные сайты, Интернет-магазины);
интерактивные электронные издания (Интернет-версии традиционных СМИ, новостные Интернет-порталы, специализированные Интернет-издания);
«гражданскую журналистику» (блоггинг);
различные социальные сервисы (поисковые и навигационные системы, приложения к мобильным устройствам);
социальные сети (ВКонтакте, Мой Мир, Facebook, Twitter и др.).
Знание особенностей и возможностей новых медиа необходимо для эффективной работы с «электронной» общественностью – партнерами, инвесторами, СМИ, различными государственными организациями и т.д., - всеми, кто представлен сегодня в коммуникативном пространстве Интернета.
Что касается образовательных учреждений, в частности школы, то они тоже не остались в стороне от этих тенденций. Судите сами.
В настоящее время специалисты в области государственного управления, стратегического планирования (в частности, Андрей Волков, до последнего времени – ректор бизнес-школы «Сколково», советник Министра образования и науки РФ) выделяют «5 вызовов» к системе современного образования:
1. изменение его формы;
2. смещение «фокуса» в структуре образования;
3. наступление цифровой «революции»;
4. модернизация самой биологической сути человека;
5. смена онтологий, подходов к осмыслению образования как феномена духовной сферы.
ИЗМЕНЕНИЕ ФОРМЫ означает уже сегодня:
всеобщую «гаджетивизацию» учащихся;
использование широко спектра информационно-коммуникативных средств в организации учебного процесса (компьютеры, мультимедийное оборудование, интерактивная доска и т.д.);
развитие системы дистанционного образования;
формирование «электронной» школы;
доступность элитного образования.
В качестве наиболее яркого примера – набирающее популярность явление MOOC (массовые открытые онлайн курсы). Пример которого - Coursera — проект в сфере онлайн-образования, основанный профессорами Стэнфордского университета Эндрю Нг и Дафной Келлер. Миссия организации — обучать миллионы студентов со всего мира, изменяя метод традиционного преподавания. В его рамках существует проект по публикации образовательных материалов в интернете, в виде набора бесплатных онлайн-курсов. Авторами курсов являются преподаватели 33 ведущих мировых университетов, в том числе Принстонский университет, Стэнфордский университет, Университет Джонса Хопкинса, Калифорнийский технологический институт, Эдинбургский университет, Университет Торонто, Колумбийский университет, Пенсильванский университет и другие.
Это полноценные курсы, которые включают видеолекции с субтитрами, текстовые конспекты лекций, домашние задания, тесты и итоговые экзамены. Доступ к курсам ограничен по времени; каждое домашнее задание или тест должно быть выполнено только в определенный период времени. По окончании курса, при условии успешной сдачи промежуточных заданий и финального экзамена, слушателю может высылаться сертификат об окончании.
По состоянию на май 2012 на курсы «Coursera» произошло более миллиона зачислений. В рейтинге 100 лучших сайтов 2012 года, составленным журналом «Time», стартап «Coursera» победил в номинации «Лучший образовательный сайт года».
«СМЕЩЕНИЕ ФОКУСА» В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Еще «вчера» в центре структуры образования было учреждение: школа, колледж, вуз. Сегодня, в рамках активного реформирования, фокус смещается в сторону обучающегося. Это обусловлено не только наступлением третьей промышленной («цифровой революции»), о которой речь пойдет ниже. Это диктует заказ общества на креативного профессионала. Представляется интересным мнение Евгения Ясина, научного руководителя Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», высказанное в рамках одной из панельных дискуссий Петербургского международного экономического форума (июнь 2013): «… сегодня не материальные продукты, а такой продукт как образование приобретает все большее значение. Сегодня для специалиста важно умение придумывать, находить выход из положения…». Как сформировать креативного профессионала, имеющего «…вкус к креативному труду» с одной стороны, и набор прикладных компетенций с другой?» Именно ответом на этот социальный заказ и стало появление «индивидуальной образовательной траектории» понимаемой (по Павлу Сысоеву, профессору Тамбовского государственного университета) как персональный путь достижения поставленной образовательной цели
(или учебной задачи) конкретным обучающимся, соответствующий его способностям, мотивам, интересам и потребностям.
«ЦИФРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»
Современная общественно-экономическая формация характеризуется такими особенностями как технологизация, информатизация, компьютеризация и дигитализация; сетевой характер коммуникации; преобладание вектора услуг над другими секторами экономики. Мы являемся свидетелями того, как развитие отраслей, связанных с высоким удельным весом творческой активности и требующих отточенной квалификации, т.е. высокотехнологичных, информационно-коммуникационных и шире – цифровых, финансовых, привело, в конце концов, к радикальному переустройству всего социума.
Наш мир – это время, когда уже «закатывается эра» цифровых коттеджей (индивидуального дома, напичканного всевозможными гаджетами). Современный мир – мир «цифровых кочевников», для которых офисом может стать самолет, пляж, вокзал и гостиница, так как основные орудия производства – компьютер и Интернет – у них всегда с собой. Неслучайно, поколение, рожденное 1998-2003 году с легкой руки Марка Пренски называют «цифровыми аборигенами»: эти дети овладели компьютерами раньше, чем научились говорить и являются опытными учителями для своих родителей.
ИЗМЕНЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА
Вышеизложенное не прошло без последствий и для биологической природы человека. «Цифровые аборигены» имеют другую физиологию мозга, способны осваивать огромные объемы информации, без какого-либо критического анализа, пишут с ошибками, не чтят никакие авторитеты и т.д. Если сюда прибавить генную инженерию, генно модифицированные продукты, овечку Долли…, - вызов самой сути физиологии человека очевиден.
СМЕНА ОНТОЛОГИЙ
В наше время бытие утрачивает то, что классическая философия, метафизика обозначала как субстанциональность. Уже невозможно описать принципы существования, развития общества через понятия «идеальное-материальное», «производственные сила – производственные отношения» и т.п. «Коммуникативная реальность», «информационное общество», «общество экономики знаний», - так сегодня описывают бытие, в котором живет и развивается современная школа.
Одно из названий – «виртуальная реальность» - очень показательно, н6а наш взгляд. В основе такой реальности - виртуальная коммуникация, которая определяется по признаку канала приема и передачи информации, при этом отличается дистантностью и высокой степенью проницаемости: ее участником может оказаться пользователь Интернет, находящейся в любой из частей света. Характеристиками виртуальной реальности становятся дистантность, интерактивность, опосредованность, глобальный кросс-культурный характер, в большинстве случаев – анонимность участников, широкие возможности для конструирования личностной и социальной идентичности, отсутствие статусной иерархии, внеинституциональность, неразвитость и неопределенность социальных норм, маргинализация и карнавализация коммуникационных процессов.
Таким образом, для современного информационного общества характерно стирание национальных и территориальных границ, трансформация пространственно-временных характеристик (появление пространства потоков и вневременного времени), сетевой индивидуализм, свобода, децентрализованность и т. д., - все то, что привнесла в жизнь человечества Сеть. В связи с чем, встает вопрос об эффективных походах к управлению электронными коммуникациями (для современной школы в том числе).
Прежде всего, определимся в терминах. Согласно классическому подходу под внутренней целевой аудиторией понимают группу людей, входящих в организационно-штатную структуру предприятия и непосредственно участвующих в его деятельности. К внутренней целевой аудитории школы предлагаем отнести: руководство, сотрудников, учителей и учеников. Соответственно, к внешней целевой аудитории относят субъектов, которые не входят в структуру организации, но связаны с ней. В данном случае к внешней целевой аудитории школы отнесем: родителей, выпускников, власть, традиционные СМИ, спонсоры и т.д. ТО, ЧТО НА СЛАЙДАХ – «СКЕЛЕТ», ТРЕБУЩИЙ ДОРАБОТКИ В КАЖДОМ КОНКРЕТНОМ СЛУЧАЕ.
Электронная общественность – аудитории площадок коммуникативного пространства Интернет. Соответственно, эффективное управление коммуникациями с данными аудиториями именно в коммуникативном пространстве Интернет и сможет обеспечить современной школе благоприятную среду обитания. Если же этого не делать, то изначально нейтральные, наши аудитории могут стать и враждебными: если не мы управляем нашим коммуникативным пространством, следовательно, оно складывается стихийно, либо им управляют наши конкуренты, противники.
ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫМИ КОММУНИКАЦИЯМИ
ОТКРЫТОСТЬ
Интернет – открытая система. Следовательно, демонстрация именно открытости позволит современной школе привлечь к себе внимание, стать центром информирования, источников нужной и полезной информации, площадкой для диалога по самым острым и актуальным проблемам.
САМООРГАНИЗАЦИЯ
Интернет – территория коммьюнити, электронных сообществ. Сегодня тот субъект привлекает к себе внимание, кто организует вокруг себя потоки информации: когда Интернет-ресурс становится системой саморегуляции, самовоспроизведения, когда уникальный контент (тексты, иллюстрации) – выкладываются не только редакторами сайта, но и десятками, сотнями добровольцев – КОГДА ОБРАЗУЕТСЯ СЕТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ – эта площадка реально будет работать на ваш имидж.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
Вслед за Питером Грином (авторитетнейший специалист в области коммуникаций в Европе) лишь повторим: занимайтесь коммуникациями серьезно, системно, всегда, либо не делайте этого вовсе.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Прежде всего, отметим, что у современной школы должны быть:
- живой, постоянно обновляющийся, с интересным контентом сайт;
- площадки в популярных сетях, где присутствует ядро Ваших аудиторий. Посмотрите – что это «Одноклассники»? «ВКонтакте»? «Фейсбук»?
- если нас интересуют эксперты, партнеры, спонсоры, - в каких энциклопедиях должна появиться о нас страничка? Не стоит ли нам зарегистрироваться в каталогах сайтов? Где, кстати, еще немало ресурсов – бесплатные;
- безусловно, школа – не коммерческое предприятие. Но, возможно, реален обмен баннерами с сайтами ваших спонсоров – о совместном мероприятии? Благотворительной акции? Посмотрите, лишним не будет.
Буквально пару слов – о нестандартных подходах. Мем – виртуальный персонаж. Advergaming – создание компьютерной игры, где «главный герой» - наша школа. И, наконец, event – какое-либо мероприятие организованное и проведенное именно на площадке школьного сайта, или странице в социальной сети.
Рассмотрим примеры.
Благодарю за внимание, готова ответить на ваши вопросы.
|