Документ предоставлен КонсультантПлюс
ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 19 августа 2016 г. N 455-рп
О КОНЦЕПЦИИ "БЕРЕЖЛИВЫЙ РЕГИОН"
В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ
Список изменяющих документов
(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 27.01.2017 N 34-рп)
В соответствии с Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 октября 2005 года N 73-оз "О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", в целях формирования культуры бережливого производства, повышения производительности труда в организациях, исполнительных органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и органах местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:
1. Утвердить:
1.1. Концепцию "Бережливый регион" в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - Концепция) (приложение 1).
1.2. План мероприятий ("дорожную карту") по реализации Концепции "Бережливый регион" в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (приложение 2).
(п. 1 в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 27.01.2017 N 34-рп)
2. Определить Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по реализации Концепции.
(п. 2 в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 27.01.2017 N 34-рп)
Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА
Приложение 1
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 19 августа 2016 года N 455-рп
КОНЦЕПЦИЯ
"БЕРЕЖЛИВЫЙ РЕГИОН"
В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ
Список изменяющих документов
(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 27.01.2017 N 34-рп)
1. Введение
Вопросы повышения эффективности деятельности организаций государственного и частного сектора, совершенствования системы управления актуальны для Российской Федерации в целом и для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ, Югра) в частности, с учетом приоритетов развития автономного округа, предусматривающих диверсификацию экономики, повышение конкурентоспособности продукции и превращение Югры в глобально-конкурентный и инновационный регион.
Концепция "Бережливый регион" в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов, определяющих приоритеты внедрения технологий бережливого производства в деятельность всех участников общественных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
Бережливое производство - это организация деятельности, ориентированной на создание привлекательности для потребителя путем формирования непрерывного потока создания ценности и постоянного совершенствования процессов организации через вовлечение персонала и устранение всех видов потерь.
Стратегической целью Концепции является формирование культуры бережливого производства у всех участников экономических отношений (далее - стратегическая цель).
Концепция разработана с учетом следующих нормативных правовых актов и государственных стандартов:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";
Федеральный закон от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации";
Федеральный закон от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации";
Закон автономного округа от 31 марта 2016 года N 23-оз "О промышленной политике в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";
распоряжение Правительства автономного округа от 22 марта 2013 года N 101-рп "О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года";
Государственный стандарт ГОСТ Р 56020-2014 "Бережливое производство. Основные положения и словарь";
Государственный стандарт ГОСТ Р 56404-2015 "Бережливое производство. Требования к системам менеджмента".
2. Мировой и российский опыт применения
бережливого производства
Технологии бережливого производства получили широкое распространение во всем мире. Так, согласно исследованиям, в настоящее время в США бережливое производство применяют более 70% промышленных предприятий, в Индии - более 30%, в Европе - около 70% промышленных предприятий и более 50% организаций сферы услуг.
Можно выделить следующие основные тенденции, связанные с применением технологий бережливого производства:
1. Использование бережливого производства как часть общих инициатив наряду с элементами управления качеством, управления проектами, управления изменениями, объединенными термином "операционное совершенство" (Operational Excellence).
2. Проникновение бережливого производства во все отрасли и сектора экономики.
3. Бережливое производство все чаще рассматривается как система управления.
4. Распространение крупными компаниями бережливого производства на основных поставщиков и подрядчиков.
5. Растущая популярность концепции "бережливость и экологичность" (Lean and Green).
История бережливого производства в современной России начинается с инициатив в 2003 - 2005 гг. в автомобильной промышленности (ПАО "ГАЗ", ПАО "КАМАЗ"). Осознание необходимости создания производственных систем, построенных по принципу непрерывного совершенствования, пришло в результате кризиса 2008 - 2009 гг. На текущий момент технология бережливого производства пока не получила массового распространения в России: согласно экспертным оценкам, элементы бережливого производства в том или ином виде применяются примерно на 10% предприятий. При этом уровень осведомленности вырос с 32% в 2009 г. до почти 50% в 2014 г.
В развитых странах мало распространена практика государственного стимулирования внедрения бережливого производства в частном секторе, поскольку считается, что в условиях конкурентной борьбы представители бизнеса сами заинтересованы в адаптации и применении лучших практик повышения эффективности деятельности. Однако в ряде стран такие программы существуют и успешно реализуются (Индия, Ирландия, Казахстан, Сингапур, США). Характерными особенностями таких программ являются:
активное использование механизмов государственно-частного партнерства;
финансирование с использованием субсидий и аналогичных инструментов;
создание поддерживающей инфраструктуры в форме образовательных центров, консалтинговых компаний, научно-методической базы;
ориентированность мер государственной поддержки на малый и средний бизнес.
В государственном секторе применение бережливого производства началось в начале - середине 2000-х годов. Первые пилотные проекты по применению технологий бережливого производства, ранее преимущественно используемые для промышленного производства, реализовывались в отдельных региональных и муниципальных правительственных учреждениях США и Великобритании. На текущий момент технологии успешно применяются в мировой практике на различных уровнях и дают положительные результаты, в том числе существенное повышение качества государственных услуг, рост эффективности государственного управления, экономию издержек и высвобождение ресурсов в пользу приоритетных направлений работы.
Исследования, посвященные вопросам распространенности и эффективности применения бережливого производства в государственном секторе, показывают растущий интерес к технологиям бережливого производства со стороны государственных учреждений разных стран (принципы бережливого производства сегодня применяют более половины штатов США и провинций и территорий Канады, около 40% европейских государственных учреждений).
Поскольку методы и инструменты бережливого производства изначально были разработаны с целью применения в производственных процессах, существует необходимость их адаптации применения в государственном и муниципальном секторе. При этом характерными особенностями являются:
1. Прозрачность. В отличие от частного сектора, между государственными или муниципальными учреждениями отсутствует явная конкуренция, что способствует обмену знаниями и опытом.
2. Сложность определения клиентов. В государственном секторе существуют сложные взаимоотношения между различными ветвями власти и группами влияния, и бывает непросто определить, кто является клиентом конкретного учреждения.
3. Сложность в определении целевых показателей. В частном секторе основной задачей деятельности предприятий и организаций является получение прибыли, в то время как стратегические цели государственных и муниципальных учреждений могут отличаться.
4. Выборность ключевых руководителей в государственном и муниципальном секторе. Указанный фактор создает угрозу сворачивания программы внедрения при смене высшего руководства исполнительных органов государственной власти или муниципальных образований.
5. Политические мотивы при принятии решений. Решения зачастую формируются под воздействием определенных сил влияния и в меньшей степени - вследствие анализа корневых причин существующих проблем.
В российской практике инициативы по внедрению бережливого производства в органах исполнительной власти или в государственных учреждениях, в муниципалитетах носят пока эпизодический характер, не существует устоявшейся практики нормативно-правового регулирования этих процессов. Отдельные успешные примеры можно отметить в различных регионах в таких областях, как государственное управление, образование, здравоохранение и ЖКХ; в различных городах России были инициированы и объявлены проекты и концепции создания "бережливого города".
Результаты исследования, посвященного распространению методов и инструментов бережливого производства в автономном округе, показывают, что на сегодняшний день применение бережливого производства не получило в Югре широкого распространения. Некоторые элементы бережливого производства применяются отдельными компаниями, но, как правило, эпизодически, без единого системного подхода. Вместе с тем существуют примеры и успешного комплексного внедрения (преимущественно в вертикально интегрированных компаниях нефтегазового сектора).
При этом сравнительный анализ сопоставимых организаций автономного округа, применяющих и не применяющих методы и инструменты бережливого производства, показывает, что в тех организациях, в которых внедрены отдельные элементы бережливого производства, показатели рентабельности и коэффициент оборота запасов имеют лучшую динамику, что демонстрирует высокий потенциал дальнейшего распространения технологий бережливого производства в автономном округе.
Таким образом, бережливое производство является действенным средством для повышения конкурентоспособности российских компаний и повышения эффективности российских государственных и муниципальных органов и учреждений, а значит и региона в целом.
3. Бережливое производство: риски, предпосылки и особенности
внедрения, краткое описание
3.1. Исследование угроз и рисков основных отраслей
автономного округа
С целью выявления возможных предпосылок для внедрения бережливого производства в организациях и учреждениях автономного округа исследованы основные сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы для дальнейшего роста.
SWOT-анализ отрасли экономики (сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы) - это этап стратегического планирования, призванный сформировать общее суждение о состоянии и перспективах отрасли экономики, выявить благоприятные и неблагоприятные внешние условия, влияющие на ее развитие.
Методология SWOT-анализа предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегий развития отрасли.
SWOT-анализ сектора нефтегазодобычи
Сильные стороны
|
Слабые стороны
|
Крупнейшие запасы нефти и газа среди субъектов РФ при ограниченности мировых запасов углеводородных ресурсов. Наличие богатого опыта добычи нефти и газа, транспортировки углеводородов, а также строительства объектов промысловой и транспортной инфраструктуры с учетом особенностей автономного округа. Квалифицированная рабочая сила с большим опытом в секторе нефтегазодобычи. В регионе ведет свою деятельность большая часть крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний
|
Рост количества зрелых месторождений и, как следствие, снижение уровня добычи.
Удаленность региона от существующих и потенциальных потребителей углеводородов (Европа, Азия). Условия Крайнего Севера, которые приводят к дополнительным издержкам на разработку нефтегазовых месторождений. Высокая изношенность основных фондов предприятий. Высокая капиталоемкость проектов. Высокая технологическая сложность производственных процессов. Технологическая зависимость от западных партнеров
|
Возможности
|
Угрозы
|
Большой ресурсный потенциал автономного округа, в том числе наличие перспективных проектов по разработке трудноизвлекаемых запасов нефти. Активизация собственного научно-исследовательского потенциала автономного округа. Возможность поддержки инвестиционных проектов на региональном уровне за счет сформированных фондов. Кооперация с федеральным центром при реализации крупных инфраструктурных проектов, организация государственных программ изучения уникальных месторождений класса "Баженовской свиты"
|
Снижение цен на нефть ниже точки рентабельности разработки зрелых месторождений и трудноизвлекаемых запасов нефти. Мировая тенденция опережения роста добычи углеводородов в сравнении с приростом спроса на энергоносители. Изменение налогового режима для нефтяных компаний (например, "налоговый маневр"). Внешнеполитические факторы: снижение уровня экспорта нефти и газа, возможные изменения политики и тарифов в отношении транзита нефти и газа со стороны транзитных стран, расширение санкций западных стран, связанных с экспортом технологий по добыче запасов углеводородов. Риски роста долговой нагрузки предприятий отрасли из-за нехватки инвестиционных ресурсов. Удорожание стоимости проектов при неблагоприятных изменениях курса валют. Задержки в сроках реализации проектов из-за нестабильной макроэкономической ситуации
|
|