Доклад
об основных мероприятиях, направленных на соблюдение обязательных требований законодательства Российской Федерации по ветеринарному надзору, надзору за лекарственными средствами («как делать нужно (можно)»)
В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», Паспортом реализации проектов по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» в Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управлением Россельхознадзора по Республике Башкортостан проводится публичное мероприятие по обсуждению деятельности государственного контроля.
Виды государственного контроля (надзора) в отношении которых реализуется программа:
-федеральный государственный ветеринарный надзор (далее–ветеринарный надзор);
-федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств в отношении лекарственных средств для ветеринарного применения (далее– надзор за лекарственными средствами).
Также программа по реформированию контрольной и надзорной деятельности внедряется и на остальные виды госконтроля (надзора) осуществляемые Управлением:
-государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в пределах своей компетенции (далее– надзор за пестицидами);
- государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий в пределах своей компетенции;
-контроль за выпуском генно-инженерно-модифицированных организмов в окружающую среду в пределах компетенции Россельхознадзора.
Цель проекта:
- снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям (снижение смертности и заболеваемости животных на 15% от уровня 2015 года к концу 2018 года и на 50% к концу 2025 года при одновременном снижении при осуществлении государственного контроля (надзора) административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иные виды деятельности не менее чем на 20% по сравнению с 2016 годом к концу 2018 года и на 50% к концу 2025 года.
- рост качества администрирования контрольно-надзорных функций, включая оптимизацию использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов Службы, используемых при осуществлении установленных видов государственного контроля (надзора) в 2 раза к концу 2025 года.
Основные нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность Управления:
Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 317
«О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе»;
Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880
«О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» ТР ТС 021/2011;
Решение Совета Евразийской экономической комиссии
от 9 октября 2013 г. № 67 «О техническом регламенте Таможенного союза
«О безопасности молока и молочной продукции» ТР ТС 033/2013);
Решение Совета Евразийской экономической комиссии
от 9 октября 2013 г. № 68 «О техническом регламенте Таможенного союза
«О безопасности мяса и мясной продукции» ТР ТС 034/2013;
Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1
«О ветеринарии»;
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»»;
Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;
Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, приказы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и др.
Весь перечень правовых актов утверждён приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 17октября 2016г. №744
«Об утверждении перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Россельхознадзором мероприятий по государственному контролю (надзору) и порядка его ведения».
Руководство по соблюдению требований законодательства Российской Федерации
В области ветеринарии
В целях соблюдения обязательных ветеринарно-санитарных требований при разведении, содержании, убое животных, заготовке, хранении, переработке и реализации продукции животного происхождения необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми актами.
1. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона
от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:
- не соответствуют требованиям нормативных документов;
- имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее - органы государственного надзора и контроля) при проверке таких продуктов, материалов и изделий;
- не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждающих их происхождение, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов (пищевые продукты, материалы и изделия, подлежащие государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия);
- не соответствуют представленной информации и в отношении, которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;
- не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;
- не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется такой информации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
2. В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации
«О ветеринарии» от 14 мая1993 г. №4979-1 продукты животноводства
по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории.
Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.
3. В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 14 мая 1993 г. №4979-1 «О ветеринарии» ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов. Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства; предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении; до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства; выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
4. Приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. № 648
«Об утверждении Перечня подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами» (зарегистрирован Минюстом России 17 февраля 2016 г., регистрационный № 41118) утвержден прилагаемый Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами.
5. В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза
от 18 июня 2010 г. № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» утвержден Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору).
6. В соответствии с приказом Минсельхоза Российской Федерации
от 27 декабря 2016 г. № 589 «Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях»:
- пункт 2 ВСД (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки), характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территорий его происхождения и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар, оформляются на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. № 648 (зарегистрирован Минюстом России 18 февраля 2016 г., регистрационный № 41118), из числа товаров, содержащихся в перечне подконтрольных товаров, установленном актом, составляющим право Евразийского экономического союза.
- пункт 3 оформление ВСД осуществляется при: производстве партии подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с Правилами); перемещении (перевозке) подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с Правилами); переходе права собственности на подконтрольный товар (за исключением передачи (реализации) подконтрольного товара покупателю для личного или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью).
- пункт 4 оформление ВСД на подконтрольные товары при экспорте и импорте подконтрольных товаров осуществляется уполномоченными лицами органа, уполномоченного Правительством Российской Федерации.
Наиболее часто задаваемые вопросы в области ветеринарии:
- на какой груз оформляются документы;
- какие должны быть сопроводительные документы на ту или иную продукцию;
- на кого должны выписывать продуктовые базы ветеринарные сертификаты;
- какие документы нужны для продажи продукции животного происхождения;
- какой документ, мне должен выдать ветеринарный врач при продаже продукции на рынках;
- возможно ли в одной ветеринарной справке, указывать и замороженные и охлажденные мясные полуфабрикаты;
- требуется ли ветеринарное свидетельство на масло сливочное непакетированное и сухое молоко, поставляемое в бумажных мешках;
- какие документы на мясо требовать от поставщиков;
- сколько по времени действительные ветеринарные свидетельства/справки/заключения;
- какой пакет документов для домашнего животного необходим для въезда/выезда.
Данные положения регулируются приказом Минсельхоза Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 589 «Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях».
Новая редакция Правил оформления ветеринарно-сопроводительных документов (ВСД), утвержденных приказом Минсельхоза России от 27 декабря 2016 г. № 589 заметно упрощает эту процедуру, в частности, введены исключения для определённых видов продукции животноводства и птицеводства, когда оформления ветеринарно-сопроводительных документов не требуется.
Так, если раньше необходимо было оформлять ВСД на подконтрольную продукцию в любом случае — при производстве каждой партии продукции, при её перевозке и реализации, – то теперь эта необходимость отпадает для предприятий общественного питания, производящих продукцию для питания людей на данном предприятии. Не нужно оформлять ВСД и перерабатывающим цехам предприятий розничной торговли при производстве кулинарных изделий или готовых блюд, предназначенных для продажи конечному потребителю.
Также не требуется оформлять ВСД производителю подконтрольного товара, произведённого не для реализации, а например, для личного потребления, для использования в качестве приманки для охоты или рыбной ловли, для кормления принадлежащих производителю животных или для удобрения собственных земельных участков. На такие товары производитель не будет оформлять ВСД и при их перемещении по территории Российской Федерации.
Кроме этого, не потребуется оформление ветеринарно-сопроводительных документов и при перевозке по территории России владельцами домашних, служебных и декоративных животных, если это не связано с предпринимательской деятельностью. Правда, если животное везут на выставку, ВСД должны быть оформлены как и прежде. Также отпала необходимость в документах для сельскохозяйственных животных, если владелец перевозит их по территории страны для выпаса, поения, купания и выгула.
Для перевозки домашних животных (некоммерческие партии не более 2 х голов) через границу Российской Федерации им необходимо сделать:
все необходимые прививки (бешенство и др. согласно требованиям страны ввоза животных, которые необходимо уточнить в консульстве принимающей стороны) и собрать соответствующие документы – ветеринарное свидетельство формы 1, разрешение на вывоз животного (-ых).- выдаются ветеринарной службой субъекта Российской Федерации по месту жительства владельца), международный ветеринарный паспорт, который также приравнивается к ветеринарному свидетельству и содержит данные о животном и о владельце, о проведении необходимых обработок, вакцинаций и о сделанных прививках, при этом прививка от бешенства должна быть сделана не позднее чем за 20 дней и не более 12 месяцев до отъезда (глава 15 Решения Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 317; письмо Россельхознадзора от 1 ноября 2016 г. № ФС-НВ-7/20751).
Для перемещения животного за пределы Российской Федерации в ветеринарном паспорте должна стоять отметка о чипировании (клеймении) и отметка о дегельминтизации, чипирование животного должно производиться владельцами животных до момента проведения профилактических вакцинаций и обработок (пункт 4 Правил осуществления государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 № 501). Документ можно получить в клубе, где животное приобреталось, или в любой ветеринарной клинике при первой вакцинации животного; ветеринарное свидетельство, должно быть оформлено не более чем за пять дней до отъезда в Государственной ветеринарной станции на основании ветеринарного паспорта (пункт 13 ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 27 декабря 2016 г. № 589).
При вывозе животного за границу ветеринарное свидетельство заменяется на ветеринарный сертификат международного образца формы 5 а, который оформляется при прохождении пограничного ветеринарного контроля или по месту отправки (на железнодорожном пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации или на пограничном контрольном пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации в аэропорту вылета, или же на автомобильном переходе государственной границы Российской Федерации) (пункт 3 Порядка, утвержденного приказом Минсельхоза России от 27 декабря 2016 г. № 589).
Если владельцы животных направляются в страну Европейского союза, Израиль, Турцию, то вместе с ветеринарным сертификатом международного образца потребуется ветеринарный сертификат Европейского союза, Израиля, Турции установленного образца. Документ выдается при прохождении пограничного ветеринарного контроля.
У граждан, имеющих на своих питомцев паспорта на животных стран Европейского союза, ветеринарный сертификат не требуется, но при условии, что сведения, касающиеся вакцинации против бешенства, могут быть внесены в ветеринарный паспорт Европейского союза только компетентным ветеринарным врачом Европейского союза, в противном случае паспорт считается не действительным.
|