Методика Сложите лист вчетверо (как показано на схеме а), затем разверните его; точка пересечения сгибов является центром отсчета


Скачать 192.08 Kb.
Название Методика Сложите лист вчетверо (как показано на схеме а), затем разверните его; точка пересечения сгибов является центром отсчета
Тип Анализ
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Анализ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭПИЦЕНТРА ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ

ЦЕЛЬ

Определить эпицентр землетрясения X.

Материалы

  • Лист чистой бумаги

  • Компас

  • Линейка

Методика

  1. Сложите лист вчетверо (как показано на схеме а), затем разверните его; точка пересечения сгибов является центром отсчета.

  2. Отметьте станции А, В и С на этом листе. Вначале наметьте точку, расположенную выше точки отсчета на 2,5 см. Это Станция А. Проведите линии до Станций В и С, как показано на схеме а. Вы рисуете карту для определения эпицентра.

  3. Ученые знают скорость распространения волн Р и S. Они могут определить расстояние до эпицентра землетрясения, измерив разницу во времени прихода волн Р и S на их станции. Разница во времени прихода волн следующая:
    120 с на Станции А
    80 с на Станции В
    80 с на Станции С
    Используя Таблицу эпицентра b, определите и запишите расстояние до эпицентра от каждой станции.

  4. Преобразуйте расстояния в сантиметры, чтобы можно было использовать данные на Вашей карте. Используйте масштаб 1 см = 100 км. Каждое значение соответствует радиусу окружности в п. 5.

  5. На Вашей карте начертите окружность вокруг Станции А, как показано на схеме с. Радиус окружности - это расстояние в см, которое Вы определили в соответствии с п. 4.

  6. Повторите п. 5 для двух других станций.

  7. Местоположение эпицентра Х является точкой пересечения трех окружностей. Отметьте эту точку значком X.





Анализ

  1. Когда ученым требуется этот метод для определения эпицентра?

  2. Где находится очаг землетрясения X?

  3. Почему необходимо очертить окружности вокруг каждой станции с радиусом, соответствующим расстоянию до эпицентра?

  4. Можно ли определить приблизительное местоположение эпицентра без сейсмографа?

Следуя ЛДФ-модели и разработанной методологии, для каждого из сейсмоактивных регионов (протяженностью около 3000 км) была определена скорость (плотность) потока сейсмических событий разных магнитуд и созданы модельные (синтетические) региональные каталоги землетрясений на период протяженностью в десятки и сотни тысяч лет. Условные границы регионов показаны на приведенном ниже рисунке.



Сейсмичность и сейсмическая регионализация Северной Евразии:
Очаги землетрясений (по Специализированному каталогу ОСР-97 землетрясений Северной Евразии, ред. Н.В.Кондорская и В.И.Уломов) показаны лишь в пределах внешнего контура регионов и в соответствии с их размерами, ориентацией и интервалом глубин гипоцентров.

Секторы: 1 - Восточно-Европейский; 2 - Центрально-Азиатский; 3 - Центрально-Сибирский;
4 - Восточно-Азиатский.
Регионы: 1.1 - Иран-Кавказ-Анатолийский; 1.2 - Карпато-Балканский; 1.3 - Прибалтийский;
1.4 - Восточно-Европейский; 1.5 - Уральский; 1.6 - Новоземельский; 2.1 - Памиро-Тянь-Шаньский;
2.2 - Центрально-Казахстанский; 3.1 - Алтай-Саяно-Байкальский; 3.2 - Западно-Сибирский;
3.3 - Восточно-Монгольский; 4.1 - Курило-Камчатский; 4.2 - Сахалино-Японский;
4.3 - Приамуро-Приморский; 4.4 - Верхоянский; 4.5 - Североземельский; 4.6 - Чукотский.

1.1 - Иран-Кавказ-Анатолийский; 1.2 - Карпато-Балканский; 1.3 - Прибалтийский;
1.4 - Восточно-Европейский; 1.5 - Уральский; 1.6 - Новоземельский; 2.1 - Памиро-Тянь-Шаньский;
2.2 - Центрально-Казахстанский; 3.1 - Алтай-Саяно-Байкальский; 3.2 - Западно-Сибирский;
3.3 - Восточно-Монгольский; 4.1 - Курило-Камчатский; 4.2 - Сахалино-Японский;
4.3 - Приамуро-Приморский; 4.4 - Верхоянский; 4.5 - Североземельский; 4.6 - Чукотский.

 

Врезультате распределения всего регионального потока сейсмических событий между всеми сейсмогенерирующими структурными элементами, пропорционально их размерам и в соответствии с их рангом, ЛДФ-модель зон ВОЗ Северной Евразии, как бы "оживает" и каждый ее линеамент, домен и потенциальный очаг может генерировать "землетрясения" соответствующей магнитуды и частоты повторения. Такой "сейсмогеодинамический" подход к реализации активности ЛДФ-модели позволяет создавать карты искусственной (виртуальной) сейсмичности на любой разумный интервал времени (например, на период в 100, 500, 1000 и более лет) и изучать сейсмический эффект, создаваемый виртуальными очагами на земной поверхности.

< Модель возникновения очагов землетрясений на разломах (линеаментах) разных рангов.

Сейсмический эффект вычисляется от каждого виртуального очага, местоположение и частота возникновения которого разыгрывается генератором случайных чисел, с учетом его размеров, магнитуды и закона затухания сейсмических сотрясений с расстоянием.

При создании карт ОСР-97 расчеты производились для каждого узла квадратной сетки, покрывающей с шагом 25 км на 25 км всю территорию Северной Евразии. Всего в расчете участвовало свыше 100 тысяч узлов, для каждого из которых в памяти компьютера накапливались гистограммы повторяемости сотрясений, используемые затем при картировании сейсмической опасности и в реализации других связанных с этим задач. На основе этих гистограмм были рассчитаны и построены два типа карт (см. раздел "Технология").

Карты периодов повторяемости сотрясений разной балльности получены путем фиксации величины сейсмической интенсивности с шагом в один балл. Такие карты были построены для периодов повторяемости 7-, 8- и 9-балльных сотрясений и опубликованы в качестве приложения в настенном варианте комплекта карт ОСР-97.

Карты сейсмического районирования (картирование величины сейсмической интенсивности) были построены на основе тех же гистограмм, но путем задания конкретных значений периодов повторяемости сотрясений (500, 1000 и 5000 лет).

Дальнейшее развитие фундаментальных и прикладных исследований в области сейсмогеодинамики и сейсмического районирования должно быть направлено на разработку долгосрочного прогноза и на выявление конкретного местоположения очагов предстоящих сильных землетрясений.



Литература

Сейсмичность и сейсмическое районирование Северной Евразии (Отв. ред. В.И.Уломов).   Выпуск 1. М.: ИФЗ РАН. 1993. 303 с.

В.И.Уломов. Программа исследований по изучению сейсмичности и сейсмическому  районированию  Северной Евразии // ГНТП "Глобальные изменения природной среды и климата". М.: ИФЗ РАН. 1992. 25 с.

В.И.Уломов. Районирование сейсмической опасности на территории России // Федеральная система сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений. Информационно-аналитический бюллетень Министерства Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям. Т. 1. № 1. январь-март 1994. С.41-52.

В.И.Уломов. Моделирование зон возникновения очагов землетрясений на основе решеточной регуляризации // Физика Земли. 1998. № 9. С. 20-38.

В.И.Уломов. О методологии оценки сейсмической опасности и создания карт общего сейсмического районирования территории стран-участниц СНГ // Прогноз землетрясений и глубинная геодинамика. Доклады международного симпозиума 17-21 ноября 1997. Алматы: Институт сейсмологии Миннауки - АН Республики Казахстан. С.348-359.

В.И.Уломов. Сейсмическая опасность на территории России // Наука в России. Издание Президиума Российской академии наук. № 6. 2001. С. 18-25.

V.Ulomov. Seismic Menace in Russia // Science in Russia. Russian Academy of Sciences Presidium. No. 6. 2001. P. 18-25.

В.И.Уломов. Сейсмическая опасность как отражение сейсмогеодинамического процесса // В кн. "Напряженно-деформированное состояние и сейсмичность литосферы". Труды Всероссийского совещания "Напряженное состояние литосферы, ее деформации и сейсмичность". Иркутск, 26–29 августа 2003 г. Новосибирск: Изд. СО РАН, Филиал «ГЕО». 2003. С. 197–201.

2007 г. Очередное сильнейшее землетрясение

на Курилах

13 января 2007 года в 04 часа 23 мин по Гринвичу в той же очаговой области, где два месяца тому назад (15 ноября 2006 г.) случилось крупнейшее по магнитуде (М=8.3) землетрясение, произошло еще одно землетрясение с магнитудой М=8.2. Из-за относительно неглубокого расположения гипоцентра (глубина около 10 км) сейсмический эффект в эпицентре превысил 11 баллов.  

Географические координаты его эпицентра, по данным Геофизической службы РАН, 46.25 северной широты и 154.46 восточной долготы. Глубина гипоцентра 10 км. Это землетрясение ощущалось от Камчатки до Японии по всем Курильским островам: в Северо-Курильске - силой 5-6, в Курильске - 4-5, в Петропавловске - 3-4, в Южно-Курильске и Малокурильске - 3 балла, по 12-балльной шкале МСК-64.

Была объявлена тревога цунами по всем Курильским островам. Однако, благодаря неглубокому залеганию очага, цунами не было. Тревога цунами объявлялась также и на острове Хоккайдо, Япония.


 



В случае, если бы сейсмическая энергия, накопившаяся за долгие годы в центральной части Курило-Камчатской зоны субдукции литосферы Тихого океана, выделилась одновременно, т.е. в виде одного землетрясения (а не двух - 15.11.06 и 13.01.07), то его магнитуда превысила бы М=9.0, и такое землетрясение не уступало бы крупнейшему сейсмическому событию, случившемуся  26 декабря 2004 г. на северо-востоке Индийского океана, в аналогичной зоне субдукции. Сейсмический очаг того землетрясения вытянулся на тысячу километров вдоль северного побережья Суматры, Андаманских и Никобарских островов, на которых было смыто волнами цунами практически всё побережье, со всеми постройками, курортами и людьми... 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ И ВУЛКАНЫ

ЦЕЛЬ

Сравнить местоположения землетрясений и вулканов вокруг Тихого океана.

Материалы

  • Карандаши

  • Контурная карта Тихого океана и стран, расположенных вокруг него

  • Глобус или карта мира

Методика

  1. Пользуясь глобусом или картой, нанесите на Вашу контурную карту зоны землетрясений, перечисленные ниже в Таблице а). Обратите внимание, что названия зон включают названия городов, штатов, островов и стран.

  2. На контурной карте пометьте найденные в соответствии с вышеуказанным пунктом зоны буквой З.

  3. Проведите линии от одной буквы З до другой ближайшей буквы З, пока все З не будут соединены.

  4. Используя глобус или карту, найдите местоположения вулканов, перечисленных на следующей странице. Возможно, Вы не сможете найти сами вулканы, но можно определить острова, штаты, страны и регионы, где эти вулканы находятся.

  5. Пометьте эти местоположения буквой В на Вашей контурной карте.

  6. Повторите действия, как в п.3, для всех букв B.

Анализ

  1. Опишите полученные фигуры, после соединения всех букв З и В.

  2. Какая связь прослеживается между зонами землетрясений и зонами вулканической активности на Вашей карте?

  3. Какая связь прослеживается между зонами землетрясений и вулканической активности и границами плит, показанными на карте в Главе 2?.

  4. В зоне каких границ (из трех известных типов границ) между тектоническими плитами расположено большинство вулканов и чаще происходят землетрясения?

  5. Какие другие особенности Вы заметили рядом с зоной вулканов на Вашей карте?

  6. Как Вы можете объяснить термин "Огненное кольцо", которое используется для зон вокруг Тихого океана?

Таблица (а)
Зоны частых землетрясений


Вулканы

Акапулько, Мексика

Такора, Чили

Алеутские острова

Мисти, Перу

Анкоридж, Аляска

г.Сент-Хеленс, США

Консепсьон, Чили

Осорно, Чили

Коста-Рика

Парикутин, Мексика

Эквадор

Погромный, Алеутские острова

Острова Фиджи

Санга, Эквадор

Лос-Анжелес, шт.Калифорния, США

Ст. Мария, Гватемала

Новая Гвинея

Руапеху, Новая Зеландия

Никарагуа

Тааль, Филиппины

Новая Зеландия

горы Врангеля, Аляска

Портленд, шт. Орегон, США

сопка Корякская, Тихоокеанское побережье России

Сан-Франциско, шт. Калифорния, США




Сантьяго, Чили




Йокохама, Япония







ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В СЛУЧАЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ И ЦУНАМИ
(ЧТО ДЕЛАТЬ ПЕРЕД, ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ)

ЦЕЛЬ:

Обучиться основным действиям поведения при землетрясении и цунами.

Готовность к чрезвычайным ситуациям подразумевает систему подготовительных мероприятий, осуществляемых населением с целью повысить эффективность мер безопасности до начала наступления и во время стихийного бедствия.

Ввиду того, что землетрясения происходят без предупреждения, очень важно заранее спланировать свои действия в случае чрезвычайной ситуации. Зная, как реагировать и поступать в определенной ситуации, можно спасти свою жизнь. В действительности причиной смерти или травм, полученных во время землетрясения, являются не подземные толчки. Большинство смертей наступает в результате обвала зданий, падающих обломков и предметов, таких как куски печных труб и столбов уличного освещения.

В случае цунами многие становятся жертвами просто от незнания, что делать и куда идти при приближении цунами.

В этой главе приводится ряд рекомендаций по поводу действий в различной обстановке при землетрясении и/или цунами.

ЦЕЛИ ГЛАВЫ

  • Рассказать, как подготовиться на случай сильного землетрясения.

  • Описать меры, которые необходимо предпринять во время землетрясения, чтобы уберечь себя от его негативных последствий.

  • Описать действия, которые необходимо предпринять после сильного землетрясения.

  • Описать меры, которые необходимо предпринять в случае цунами.

6.1 ЧТО ДЕЛАТЬ ПЕРЕД ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕМ?

К сожалению, пока еще землетрясения нельзя предсказать. Мы не знаем, где и когда произойдет следующее землетрясение. Поэтому единственное, что мы можем сделать в спокойной обстановке, это подготовиться: знать, чего ожидать и что делать до начала землетрясения, чтобы свести к минимуму гибель людей и материальный ущерб.

До того как начнется землетрясение...

ПОДГОТОВЬ СВОЮ СЕМЬЮ!

1 Возможные опасности

  • Полный или частичный обвал зданий.

  • Травмы из-за падающих предметов или обломков.

  • Пожары.

  • Удары электрическим током из-за обрыва электрических проводов.

  • Взрывы газа вследствие утечек газа из газопроводов.

Знай, что нужно делать, прежде чем ты должен будешь это сделать!

2 Необходимые действия, чтобы уменьшить риск

  • Знай безопасные места нахождения в каждой комнате:

    • у внутренних стен

    • под прочным кухонным или письменным столом

    • под прочным дверным проемом

  • Знай опасные места:

    • окна

    • зеркала

    • висящие предметы

    • камины/печи

    • высокие незакрепленные предметы, мебели






  1. Потренируйтесь в выборе безопасного места: по сигналу бегите в безопасное место. Это особенно важно знать детям и уметь быстро выполнить это действие.

  2. Научитесь оказывать первую медицинскую помощь и делать искусственное дыхание. Узнайте об этом из брошюр местного отделения Красного Креста или других организаций.

  3. Имейте под рукой список телефонных номеров, куда можно позвонить в случае чрезвычайных ситуаций.

  4. Научитесь отключать газ, воду и электричество.

  5. Разместите бьющиеся или тяжелые предметы на нижних полках.

  6. Прикрепите к стене высокие тяжелые предметы мебели, которые могут опрокинуться, такие как книжные шкафы, шкафы для посуды или настенные предметы.

  7. Закрепите водонагреватели и приборы, которые при сдвигании могут повредить или разорвать газовые трубы или электропроводку. Закрепите кашпо с цветами и тяжелые рамы картин или зеркал (особенно над кроватями). Установите замки на дверцах шкафов, чтобы они не могли произвольно открыться во время землетрясения.

  8. Храните в гараже или укрытии вне дома воспламеняющиеся жидкости или опасные вещества, такие как краски, аэрозольные ядохимикаты или растворители.

  9. Проверьте состояние и крепость конструкции дымоходов, крыш, стен и фундамента.

  10. Периодически проверяйте и меняйте при необходимости продукты питания, питьевую воду и другие запасы, включая фонарик, переносной радиоприемник, запасные батарейки, лекарства, аптечку и одежду в сумке для чрезвычайных обстоятельств.












3 Рекомендации для руководителей, отвечающих за группы людей

Для школьной администрации, руководителей фабрик и учреждений и т.д. рекомендуется провести следующие действия еще до наступления фактического землетрясения:

  • Назначить ответственных за отключение электричества и газа в случае начала землетрясения.

  • Заранее разработать правила и план эвакуации большого количества людей из большого здания, если в нем находится много людей.

  • Заранее определить открытые пространства, куда можно эвакуировать людей в случае землетрясения.

  • Назначить распорядителей и ответственных (которые знают маршрут и могут провести по нему группу людей) за эвакуацию отдельных групп и организовать их обучение.

  • Больницы и другие службы, которые будут особенно необходимы в чрезвычайной обстановке, должны заранее спланировать и организовать оказание медицинской помощи и другие свои услуги вне основного здания в случае землетрясения.

  • Необходимо периодически проводить тренировки с целью проверки эффективности планирования действий на случай землетрясения.

  • Следует заранее познакомиться с местными спасательными и аналогичными органами, чтобы в случае необходимости можно было к ним обратиться за помощью.

  • Необходимо постоянно следить за всеми предупреждениями и рекомендациями, передаваемыми правительственными органами.

.2. ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ?

НЕ ПАНИКОВАТЬ!

Самое важное - действовать спокойно и без паники. Хотя необходимо действовать быстро. Вы не должны действовать беспорядочно, потому что именно так возникает паника. Позаботьтесь о детях и пожилых людях (некоторые из них могут испытывать трудности в передвижении).

2.1 Необходимые действия, чтобы уменьшить риск

  • Во время сильного землетрясения самым безопасным местом является открытое пространство. Поэтому, если до такого места можно добраться за несколько секунд, нужно сразу же отправиться туда. Многие считают, что земля разверзнется и поглотит людей, но это не так.

  • Если за несколько секунд не возможно добраться до открытого пространства, рекомендуется при первых толчках спрятаться под прочными предметами. Сразу же после прекращения первичных толчков люди должны выйти из зданий на открытые пространства и оставаться там до тех пор, пока можно будет полностью оценить степень разрушений.



  • Если Вы находитесь на улице, остерегайтесь падающих обломков и других предметов, таких как рекламные щиты, уличные фонари, столбы освещения и т.д.

  • Избегайте узких улочек; не стойте между высокими зданиями, под электрическими проводами, под нависающими конструкциями или на крутых набережных. Как правило, опасно находиться рядом с многоэтажными зданиями и на набережных рек.

  • Отключите электричество и газ. Это возможные причины пожаров после сильного землетрясения.

  • Прежде чем спасать людей, погасите огонь. Если Вы этого не сделаете, весь дом или квартал может сгореть и никого нельзя будет спасти.

  • Не пользуйтесь лифтами во время землетрясения или после него, пока не убедитесь в их полной безопасности. После сильного землетрясения лифты обычно застревают; кроме того, возможны короткие замыкания электрического тока и можно получить удар током.






2.2 Общие рекомендации для уменьшения опасности при землетрясении

  • Будьте осторожны при пользовании керосиновой или масляной лампой. Ее нужно устанавливать так, чтобы она не опрокинулась и не вызвала пожар.

  • Нельзя спать в таком месте, где высокие тяжелые предметы мебели могут ударить Вас при падении. Высокие тяжелые предметы интерьера необходимо прикрепить к полу или к стене.

  • Не кладите на высокие полки тяжелые предметы, если они могут упасть и травмировать людей.

  • Рекомендуется иметь наготове фонарик на тот случай, если землетрясение произойдет ночью.

  • Имейте достаточные запасы питьевой воды и продуктов на случай чрезвычайных ситуаций.

  • Каждый человек должен сам выбрать для себя план действий в той или иной ситуации. Нужно четко представлять план своих действий и членов семьи в случае землетрясения.

  • И наконец, во время землетрясения сохраняйте спокойствие, действуйте должным образом и НЕ ПОДДАВАЙТЕСЬ ПАНИКЕ.





2.3 Рекомендуемые действия, если Вы находитесь в школе

Если землетрясение произойдет, когда Вы находитесь в классе, заберитесь под парту. Внимательно слушайте указания учителя. Прикройте чем-нибудь голову и без толкотни, спокойно выходите друг за другом на спортивную площадку или открытое место возле школы. Когда Вы добрались до безопасного места, постройтесь и ждите дальнейших указаний.



2.4 Если Вы ведете машину

При сильном землетрясении трудно управлять автомобилем. Водитель должен снизить скорость, приблизиться к обочине дороги или к тротуару на улице и остановить машину. Избегайте эстакад и не останавливайтесь под линиями электропередачи.



3. ЧТО ДЕЛАТЬ ПОСЛЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ?

Сохранять спокойствие!

  • Возможно, что землетрясение еще продолжается; могут последовать афтершоки или даже произойти более сильное землетрясение.

  • Проверьте, есть ли пострадавшие. Окажите первую помощь тем, кто в ней нуждается. Не передвигайте тяжело раненых, если только им не грозит непосредственная опасность.

  • Погасите все возгорания и не пользуйтесь спичками, свечами и т.д. во избежание опасности пожаров из-за возможных утечек газа.

  • Если Вы почувствовали запах газа, откройте окна и перекройте газовую магистраль, затем покиньте здание.

Найдите источник опасности:

  • Проверьте, нет ли утечек газа или воды, обрыва электрической проводки или лопнувших канализационных труб. Если заметили повреждения, перекройте соответствующий канал у источника.

  • Проверьте отсутствие трещин и повреждений в здании (включая крышу, дымоход и фундамент).

  • Проверьте запасы продуктов питания и питьевой воды. Запомните: в экстренных случаях воду можно взять в бачке водонагревателя, туалетном бачке, в банках с консервированными овощами или можно растопить кубики льда.

  • Воду можно очистить, пропустив ее через бумажное полотенце или несколько слоев чистой ткани; после чего воду необходимо сильно прокипятить в течение не менее 6 минут.

  • Нельзя пить воду или есть из открытой посуды, находящейся рядом с разбитым стеклом.

  • Не пользуйтесь телефоном, если только нет крайней необходимости вызвать врача или пожарную команду.

  • Включите переносной радиоприемник и слушайте новости и инструкции от органов власти, передаваемые по радио.

  • Пользуйтесь своим автомобилем только в случае крайней необходимости.

  • Дорога должна оставаться свободной для передвижения транспорта аварийных служб.

  • Подготовьтесь к последующим толчкам (афтершокам). Хотя обычно они слабее, чем первоначальный толчок, некоторые из них могут быть достаточно сильными и могут произвести дополнительные разрушения. Без необходимости не пытайтесь пробраться в район, пострадавший от землетрясения. Едва ли Вам там будут рады.



4. ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ЦУНАМИ?

Сильное землетрясение с эпицентром в океане может вызвать вертикальное смещение дна океана, в результате чего генерируются волны цунами. Высота волны цунами у береговой линии зависит от следующих факторов: величины вертикального смещения дна, расстояния от эпицентра и формы очертаний береговой линии.



4.1. Меры предосторожности при цунами

  • Не все землетрясения вызывают цунами, но многие являются причиной возникновения волн цунами. Если поступили сообщения о землетрясении, необходимо слушать предупреждения о возможном образовании цунами.

  • Землетрясение в Вашем районе недалеко от берега является естественным предупреждением о цунами. Необходимо немедленно покинуть низко расположенные места возле берега, если произошло сильное землетрясение.

  • Цунами - это не одна волна, а серия волн. Не возвращайтесь в опасные районы до тех пор, пока компетентные органы власти не дадут сигнал отбоя.

  • Иногда приходу волн цунами предшествует заметное повышение или понижение уровня моря. Это естественное предупреждение природы о надвигающемся цунами; следует обращать на это внимание.

  • В одном месте на побережье волна цунами может быть небольшой, но уже через несколько километров дальше по берегу она может быть очень большой. Никогда нельзя успокаиваться, видя небольшую высоту одной волны; за ней может последовать очень высокая волна.

  • Центр предупреждения о цунами в Тихоокеанском регионе никогда не дает непроверенных предупреждений об опасности. Если предупреждение поступило, значит цунами приближается. В мае 1960 года в г. Хило (Гавайи) погиб 61 человек от цунами, и все потому что они посчитали предупреждение об опасности всего лишь "очередным ложным сигналом тревоги".

  • Все цунами, как и ураганы, потенциально опасны, даже если они не производят разрушения вдоль всей береговой линии, на которую они, обрушиваются.

  • Ни в коем случае не следует идти на берег, чтобы "посмотреть на волну цунами". Вы не сможете спастись, если волна действительно окажется рядом.

  • Раньше или позже цунами достигают всех районов вдоль всего побережья Тихого океана. Поэтому если Вы живете в любом прибрежном районе Тихого океана, все предупреждения об опасности касаются и Вас.

  • В чрезвычайных обстоятельствах во время цунами спасти жизнь людей пытаются такие организации, как местная гражданская оборона, полиция и другие органы спасения в чрезвычайных ситуациях. Ваша задача оказать им всестороннее содействие.


ЦУНАМИ

Это длинные волны, возникающие в результате подводных землетрясений, а также вулканических извержений или оползней на морском дне. Периоды волн от 150 до 300 км. Скорость движения волн до 100 км в час. Высота волн у побережья достигает 5–20 м, а иногда доходит до 40 м.

При угрозе цунами, если поблизости нет возвышенности, нужно удалиться от берега на расстояние не менее 2–3 км.

Если времени уйти не осталось, надо принимать меры самозащиты.
В ПОМЕЩЕНИИ:
♦ подняться на верхние этажи, закрыть все двери на за­поры;
♦ занять безопасное место (у капитальных внутренних стен, у колонн и под балками каркаса, в углах, образованных капитальными стенами), комната должна быть с противоположной от океана стороны и не иметь туда проемов;
♦ рядом с вами не должно быть зеркал, окон, стеклян­ных дверей и тяжелых предметов, которые могут упасть (шкаф, книжная полка, холодильник);
♦ оставаться только в надежном здании; в случае, если есть подозрения, что это здание вряд ли выдержит удар, необходимо перебежать в другое; однако очень рискованно оставаться на улице — бушующая среди стен вода и обломки особенно опасны.
ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ:
♦ найти менее подверженное удару место (естественная скальная преграда, ствол прочного дерева — на него надо забраться, все, что может выдержать удар волны и укрыть от нее), зацепиться;
♦ если есть время, снять обувь и верхнюю одежду;
♦ во что бы то ни стало надо избежать встречу с цунами на открытом пространстве, окаймленном зданиями.
ОКАЗАВШИСЬ В ВОЛНЕ:
♦ набрать воздуха, сгруппироваться, закрыть голову ру­ками;
♦ вынырнув на поверхность, освободиться от намок­шей одежды;
♦ помнить, что вода начнет возвращаться — воспользо­ваться временем, чтобы найти плавающие предметы или нечто возвышающееся над водой;
♦ пережив первую волну, активно готовиться к следую­щей (их бывает от 3 до 9, а интервалы между ними возможны от 3 минут до 3 часов); искать более безопасное место или получше закрепиться.
Если вам удалось пережить цунами в безопасном ме­сте, возвращаться можно не раньше чем через 2-3 часа после первой волны. Полную уверенность, что волн больше не будет, может дать сигнал службы граждан­ской обороны.
Возвращаясь в здание или сооружение, необходимо удостовериться, что оно не рухнет из-за повреждений или подмыва фундамента; будьте внимательны к элек­трическим проводам, не зажигайте открытого огня (воз­можна утечка газа), помните, что есть опасность пожаров и химических аварий. Активно включайтесь в спасатель­ные работы под руководством служб комитета по чрез­вычайным ситуациям.

ВОПРОСЫ/ ЗАДАЧИ

  1. Назовите опасности, которые могут угрожать во время землетрясения.

  2. Назовите пять действий, которые надо выполнить перед землетрясением с целью уменьшить риск.

  3. Опишите основные действия, которые надо выполнить в случае сильного землетрясения.

  4. Перечислите, что НЕЛЬЗЯ делать во время землетрясения.

  5. Опишите действия, которые следует предпринять сразу после прекращения подземных толчков.

  6. Перечислите, что НЕЛЬЗЯ делать после землетрясения.

  7. Расскажите об основных правилах безопасности в случае цунами.

  8. Опишите основные действия, которые надо выполнять при цунами.

Похожие:

Методика Сложите лист вчетверо (как показано на схеме а), затем разверните его; точка пересечения сгибов является центром отсчета icon Базовый набор инструментов, которые понадобятся вам в любом случае
Итак, прежде всего, нужно обзавестись заготовками (их вам понадобится очень много). Сделать их очень легко – просто сложите каждый...
Методика Сложите лист вчетверо (как показано на схеме а), затем разверните его; точка пересечения сгибов является центром отсчета icon Руководство по эксплуатации 4093
Вставьте 8 батарей типоразмера um-1/”D” как показано на схеме батарейного отсека (батареи в комплект не входят)
Методика Сложите лист вчетверо (как показано на схеме а), затем разверните его; точка пересечения сгибов является центром отсчета icon Инструкция 1 как перелистывают книгу
Рабочий палец — большой. Для удобства его кладут по центру страницы (там, где напечатан ее номер). Подушечкой он легонько поддевает...
Методика Сложите лист вчетверо (как показано на схеме а), затем разверните его; точка пересечения сгибов является центром отсчета icon План организации деятельности Муниципального бюджетного учреждения Чановская
Муниципальное бюджетное учреждение Чановская Централизованная библиотечная система– это универсальный, интеллектуальный социокультурный...
Методика Сложите лист вчетверо (как показано на схеме а), затем разверните его; точка пересечения сгибов является центром отсчета icon Инструкция по заполнению : при выборе одного из предложенных ответов,...
С 2007 года спб боо «Центр развития некоммерческих организаций» (далее Центр рно) в партнерстве с Общественной палатой рф, нп «Форум...
Методика Сложите лист вчетверо (как показано на схеме а), затем разверните его; точка пересечения сгибов является центром отсчета icon Инструкция: у каждого участника бланк с нарисованной лесенкой, ручка...
Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают...
Методика Сложите лист вчетверо (как показано на схеме а), затем разверните его; точка пересечения сгибов является центром отсчета icon Краткое справочное руководство
Ориентирование прибора (Точка стояния – Точка ориентирования)
Методика Сложите лист вчетверо (как показано на схеме а), затем разверните его; точка пересечения сгибов является центром отсчета icon 2) На рисунке 2-42 показано время логин по умолчанию, которое является...
На рисунке 2-42 показано время логин по умолчанию, которое является текущим временем логина. Но если вы отметите Time From, то будет...
Методика Сложите лист вчетверо (как показано на схеме а), затем разверните его; точка пересечения сгибов является центром отсчета icon Евгений Васильевич «точка спорта»
«точка спорта», ул. Удмуртская, 304, тц «Аврора Парк», тел. 8(912) 745 23 21, 8(3412) 655-490
Методика Сложите лист вчетверо (как показано на схеме а), затем разверните его; точка пересечения сгибов является центром отсчета icon Первой была разработана методика ингаляционного наркоза, затем появилась...
Первой была разработана методика ингаляционного наркоза, затем появилась местная анестезия, позже других стал развиваться внутривенный...
Методика Сложите лист вчетверо (как показано на схеме а), затем разверните его; точка пересечения сгибов является центром отсчета icon Анкета «Как распознать одаренность» Как распознать одарённость Методика...
В сборнике собрана информация об основных методиках, используемых при выявлении одарённых и талантливых детей
Методика Сложите лист вчетверо (как показано на схеме а), затем разверните его; точка пересечения сгибов является центром отсчета icon Анкета «Как распознать одаренность» Как распознать одарённость Методика...
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №20
Методика Сложите лист вчетверо (как показано на схеме а), затем разверните его; точка пересечения сгибов является центром отсчета icon Дипломная и курсовая работа должна включать следующие основные части
...
Методика Сложите лист вчетверо (как показано на схеме а), затем разверните его; точка пересечения сгибов является центром отсчета icon Дипломная и курсовая работа должна включать следующие основные части
...
Методика Сложите лист вчетверо (как показано на схеме а), затем разверните его; точка пересечения сгибов является центром отсчета icon Инструкция по эксплуатации лобзика Пилку установить зубцами в сторону...
Человек всегда стремился украсить свое жилище и окружающие его предметы домашнего обихода резьбой, выжиганием, чеканкой и другими...
Методика Сложите лист вчетверо (как показано на схеме а), затем разверните его; точка пересечения сгибов является центром отсчета icon Методика «Домик» Цель Выявление умения ориентироваться на образец,...
Гает ребёнку рисунок с изображением дома и предлагает на отдельном листе как можно точнее его воспроизвести. После того, как ученик...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск