1.2. Методические разработки семинарских, практических, лабораторных занятий Раздел 1. Адаптация, стресс и психическое здоровье. 1. Формируемые компетенции:
Шифр
компетенции
| №
компетенции
| Элементы компетенции
| ОК
| ОК-8
| - способность и готовность к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния.
| ПК
| ПК-23
| - овладение навыками подготовки и презентации программ психического здоровья для общественных и государственных организаций, программ раннего психологического вмешательства для групп повышенного риска психологической дезадаптации в различных ее формах.
|
Практическое занятие №1
2. Тема: Понятие адаптации в клинической психологии. Психическая адаптация человека к стрессовым ситуациям.
3. Цель: закрепить представления о базовых понятиях и терминах дисциплины – адаптация, стресс, стрессоустойчивость, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), расстройство адаптации.
4. Задачи:
Обучающая: обеспечить усвоение основных понятий дисциплины; изучить диагностические критерии и клиническую картину острой реакции на стресс, расстройства адаптации и ПТСР.
Развивающая: развить навыки применения теоретических знаний в практической работе с пациентами; уметь проводить дифференциальную диагностику острой реакции на стресс, расстройства адаптации и ПТСР.
Воспитывающая: понимать теоретическую проблематику клинико-психологических аспектов адаптации; воспитать клинического психолога как практика, владеющего методами диагностики острой реакции на стресс, расстройства адаптации и ПТСР.
5. Вопросы для рассмотрения:
1. Понятие адаптации. Общий адаптационный синдром (стресс).
2. Соотношение понятий «стрессовая ситуация», «чрезвычайная ситуация», «экстремальная ситуация» и «кризисная ситуация».
3. Факторы, определяющие экстремальность ситуации (Everstine, Everstine, 1993)
4. Реакции на тяжелый стресс и нарушения адаптации в МКБ-10.
4.1. Острая реакция на стресс (F43.0).
4.2. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) (F43.1). Диагностические критерии ПТСР в МКБ-10.
4.3. Расстройство приспособительных реакций (F43.2).
5. Диагностические критерии ПТСР в DSM-IV. Типы течения ПТСР.
6. Стадии формирования постстрессовых нарушений.
7. Стадии динамики состояния людей после психотравмирующих ситуаций (Решетников и др., 1989).
6. Основные понятия темы: адаптация, стресс, стрессовая ситуация, чрезвычайная ситуация, экстремальная ситуация, кризисная ситуация, острая реакция на стресс, острое стрессовое расстройство (ОСР), посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), острое ПТСР, хроническое ПТСР, ПТСР с отставленным началом заболевания, расстройство адаптации (расстройство приспособительных реакций), посттравматическое расстройство личности.
7. Рекомендуемая литература:
Дереча, В. А. Психология и психопатология личности [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов фак. мед. вузов / В. А. Дереча ; ОрГМА. - Оренбург : [б. и.], 2009. - 1 эл. опт. диск. - Загл. с титул. экрана. - Электрон. версия печ. публикации . - (в конв.) : Б. ц.
Дереча, В. А. Психология стресса [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов фак. клин. психологии / В. А. Дереча ; ОрГМА. - Электрон. текстовые дан. - Оренбург : [б. и.], 2013. - 1 эл. опт. диск. - Загл. с титул. экрана. - (в конв.) : Б. ц.
Старшенбаум, Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия [Электронный ресурс]: научное издание/ Старшенбаум Г.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, 2013.— 376 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15308.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. (Дата обращения: 18.01.2014).
Тарабрина, Н.В. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Часть 1. Теория и методы [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Тарабрина Н.В., Агарков В.А., Быховец Ю.В., Калмыкова Е.С., Макарчук А.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, 2013.— 208 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15290.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. (Дата обращения: 18.01.2014).
Тарабрина, Н.В. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Часть 2. Бланки методик [Электронный ресурс]: производственно-практическое издание/ Тарабрина Н.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, 2013.— 77 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15575.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. (Дата обращения: 18.01.2014).
Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции [Текст] : учебное пособие / Ю. В. Щербатых. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. [и др.] : Питер , 2012. - 256 с. : ил. - (Учеб. пособие).
8. Хронокарта занятия: №
п/п
| Этапы и содержание занятия
| Используемые методы (в т.ч., интерактивные)
| Время
| 1
1.1
1.2 1.3
| Организационный момент.
Объявление темы, цели занятия.
Оценка готовности аудитории, оборудования и студентов.
Краткая характеристика этапов и содержания работы студентов на занятии.
| вводная беседа
эвристическая беседа
| 20 мин
| 2
| Актуализация теоретических знаний
| индивидуальный опрос
фронтальный опрос
тестирование
| 180 мин
| 3
| Отработка практических умений и навыков
| выполнение упражнений (индивидуальная работа, работа в парах-тройках, групповая работа)
| 45 мин
| 4
4.1
| Заключительная часть занятия:
Обобщение, выводы по теме.
| закрепляющая беседа
| 25 мин
| 9. Форма организации занятия: практическое занятие.
10. Средства обучения:
дидактические: учебники, учебные пособия, сборники задач, инструкции для самостоятельных работ.
материально-технические: учебная комната, доска, мел, ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
|