Основы культурной политики Китая




Скачать 290.74 Kb.
НазваниеОсновы культурной политики Китая
страница1/3
ТипДокументы
rykovodstvo.ru > Руководство ремонт > Документы
  1   2   3
Полный текст статьи

Основы культурной политики Китая

Высшее руководство Китая на протяжении всей многовековой истории страны придавало огромное значение роли и месту культуры в управлении государством. Причем, это в равной степени проявлялось и во внутренней, и во внешней политике.

Не является исключением и пришедшее к власти «пятое поколение» руководителей КНР во главе с избранным на XVIII съезде КПК в ноябре 2012 года генеральным секретарем ЦК КПК Си Цзиньпинем. Известно, что руководство Китаем осуществляется коллегиальным органом – Постоянным комитетом Политбюро ЦК КПК, на сегодняшний момент состоящим из 7 членов, каждый из которых осуществляет стратегическое руководство соответствующими секторами управления страной. В аппарате ЦК КПК создана Центральная комиссия по руководству деятельностью в области укрепления духовной цивилизации (в российских средствах массовой информации вместо термина «цивилизация» зачастую используется слово «культура»). Руководство работой комиссии осуществляет член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК Лю Юньшань, который также является главой Центральной руководящей группы по пропаганде и идеологической работе и одновре-енно ректором Партийной школы при ЦК КПК.

В настоящее время основополагающим документом по вопросам строительства новой духовной культуры Китая являются решения состоявшегося в октябре 2011 года специального Пленума ЦК КПК 17-го созыва, оформленные Постановлением ЦК КПК «О некоторых важных вопросах относительно углубления реформы культурной системы, продвижения развития и процветания социалистической культуры».

Следует отметить, что данный пленум впервые в истории КПК и КНР рассмотрел вопросы культуры на столь высоком уровне. Можно даже говорить о том, что нынешнее руководство будет реализовывать концептуально новую стратегию использования культуры (в широком, цивилизационном понимании этого термина) в качестве основной составляющей роста совокупной мощи современного Китая.

На пленуме было подчеркнуто, что необходимо прилагать большие усилия к развитию социалистической культуры с ориентацией на модернизацию, мир и будущее, к повышению сознательности и уверенности китайских граждан в национальной культуре. Культура является важной составной частью всесторонней конкурентоспособности страны в современном мире. Однако задача по обеспечению культурной безопасности страны становится более трудной и сложной.

На пленуме была также отмечена актуальность укрепления культурной «мягкой силы» государства и повышения влияния китайской культуры на международной арене. Указано, что страна должна не только удовлетворить материальные потребности народа, но и обеспечить его богатой и здоровой культурной жизнью.Развитие культурной индустрии является важным каналом для удовлетворения многообразных духовых и культурных потребностей народа. Необходимо содействовать достижению «рывка» в развитии культурной индустрии и формировании культурно-индустриальной системы.

Основной курс реформы КНР в области культуры

Как подчеркивается в принятом пленумом ЦК КПК Постановлении, «в современном мире, находящемся на этапе большого развития, больших преобразований и большого упорядочения, в условиях развития многополярности, углубления экономической глобализации, стремительного изменения науки и техники, усиления взаимного проникновения и взаимного обогащения различных культур и идеологий становятся значительно заметнее роль и место культуры в конкурентной борьбе за совокупную мощь государства, значительно усиливается задача обеспечения культурной безопасности государства; значительно актуализируется усиление культурной «мягкой силы» государства, влияние китайской культуры в мире».
В документе прямо указываются восемь причин, побудивших ЦК КПК обратить серьезное внимание на проблемы культуры, а именно:
1. В некоторых учреждениях и районах недостаточно понимание в отношении важности, необходимости и актуальности культурного строительства, требуется серьезно усилить роль культуры как стимулятора повышения цивилизационных качеств всей нации.
2. В некоторых сферах имеет место упадок морали, недостаток искренности, взгляды на жизнь и ценностные ориентации некоторых членов общества запутаны;
система оценок, сердцевиной которой является социализм, как руководящее идеологическое течение стала более актуальной; осложнилась задача укрепления общей идеологии и морали в борьбе за единство партии и всех национальностей страны.
3. Потенциал управления общественным мнением требует повышения, строительство информационных сетей и управление ими нуждаются в укреплении и реформировании.
4. Обладающей силой влияния изысканной продукции пока недостаточно, нуждаются в укреплении руководящие силы по творческому производству культурной продукции.
5. Система обслуживания публичной культуры несовершенна, развитие культуры в городах и сельской местности, а также в различных регионах страны происходит неравномерно.
6. Масштабы культурного производства незначительны, структура нерациональна, проблема системного сковывания развития производительных сил культуры пока в основном не решена.
7. В «выходе за пределы» культура очень слаба, сила международного влияния китайской культуры нуждается в постепенном усилении.
8. В срочном укреплении нуждается создание отряда специалистов в области культуры.
Как подчеркнул член Политбюро ЦК КПК Ли Чанчунь, выступавший на пленуме с разъяснением положений Постановления, «мы должны видеть, что строительство китайской культуры не полностью отвечает развитию экономики и растущим духовным и культурным потребностям населения; не полностью отвечает стимулированию развития науки, потребностям развития социальной гармонии; не полностью отвечает новой обстановке в расширении политики «открытых дверей»; в области пропаганды, идеологии и культуры еще много нерешенных проблем».
Исходя из этого и намечая задачу «стратегического анализа и постепенной подготовки реформы культуры», ЦК КПК определил, что данная реформа необходима в следующих целях:
• всестороннего внедрения в жизнь духа XVII съезда КПК, стимулирования великого развития и великого процветания социалистической культуры;
• углубленного внедрения в жизнь научной концепции развития, реализации целей «12-й пятилетки», ускорения процесса всестороннего строительства общества сяокан;
• повышения культурной составляющей «мягкой силы» государства для того,чтобы выйти победителем в обостряющейся ежедневно конкуренции государств в развитии их совокупной мощи;
• решения возникших в настоящее время проблем в культурном строительстве.
В качестве основных задач реформы в области культуры пленумом были предложены следующие:
• углублять понимание важности и актуальности постепенного стимулирования развития реформы культуры, усиливать понимание важности культуры партией и обществом;
• усиливать создание системы ценностей, ядром которых является социализм, укреплять базу общей идеологии и морали в борьбе за единство партии, государства и национальное единство;
• оживить культурное творческое производство, как следует удовлетворять духовные и культурные потребности народа;
• ускорять развитие культуры и культурного производства, повышать общие культурные силы Китая;
• совершенствовать систему и механизмы культуры, усилить энергию и динамику культурного развития;
• значительно повысить уровень подготовки специалистов в области культуры, существенно расширить отряд этих специалистов;
• усилить и изменить управление культурной работой со стороны партии.

Цели реформы культуры и их ожидаемые результаты

Главная стратегическая цель реформы в области культуры – к 2020 году построить мощную державу с социалистической культурой, в которой бы в гармоничном развитии находились культурное, экономическое, политическое, социальное, экологическое и цивилизационное строительство.

Кроме того, в Постановлении подчеркивается, что в результате «борьбы за развитие реформы в области культуры» должны быть достигнуты следующие рубежи:
• создание системы ценностей, ядром которых является социализм, улучшение идеологии и морали, постепенное возвышение традиций и обычаев, повышение нравственности граждан;
• усиление богатства культурной продукции, постоянное появление знаковых произведений, отвечающих потребностям населения;
• всесторонний расцвет культуры, создание основы для системы общественного культурного обслуживания, работающей на принципах равноправия и общей доступности;
• превращение культурного производства в одну из главных составляющих национальной экономики, повышение мощи культуры и ее международной конкурентоспособности; общественная форма собственности является основной, но одновременно всесторонне развиваются предприятия культуры различных форм собственности;
• создание системы управления культурой и механизмов контроля над культурной продукцией, которые становятся эффективнее и многообразнее; делая основной акцент на национальной культуре, необходимо привлекать лучшие достижения зарубежной культуры, постепенно совершенствовать механизмы культурной открытости и выхода китайской культуры в мир;
• широкое развитие отряда работников культуры и повышение их качества, гарантированное усиление потенциала специалистов, способствующих развитию и расцвету культуры.

Конкретизируя ожидания от проведения реформы в области культуры, Ли Чан-чунь подчеркнул, что важнейшим смыслом проведения этой реформы являются «четыре усиления», «четыре перехода» и «три взаимосвязи».

В условиях идеологического и культурного многообразия современного мира должны многократно увеличиваться обмен, смешение и конкуренция; значительно усилиться место и роль культуры в конкурентной борьбе за совокупную мощь государства; актуализируется задача обеспечения культурной безопасности государства; значительно актуализируется усиление культурной «мягкой силы» государства, влияние китайской культуры в мире.

Культура должна превратиться в важнейший источник творческой силы и силы концентрации нации, в важнейший фактор конкурентной борьбы за совокупную мощь государства, важнейшую опору социально-экономического развития, духовно и культурно богатая жизнь должна стать горячим желанием китайского народа.

На современном историческом этапе углубление реформы в области культуры и стимулирование великого развития и великого процветания социалистической культуры взаимосвязано с целью борьбы за всесторонне строительство общества сяокан, а также с неуклонным поддержанием и развитием социализма с китайской спецификой; взаимосвязано с реализацией идеи о возрождении величия китайской нации.

Для воплощения в жизнь всего задуманного предлагаются следующие направления «главного курса» реформ:
1. Непоколебимо руководствоваться марксизмом, стимулировать китаизацию, осовременивание и массовость марксизма; вооружившись теорией китайского специфического социализма, руководить практикой, стимулировать работу, обеспечивать продвижение по правильному пути развития реформы в области культуры.
2. Неуклонно придерживаться перспективных направлений передовой социалистической культуры, придерживаться того, чтобы она служила народу и социализму; неуклонно придерживаться курса «пусть расцветают сто цветов и соперничают сто школ», придерживаться единства традиционного и современного, держаться главного курса, но поощрять разнообразие; вооружать народ научной теорией, правильным общественным мнением, руководить людьми, формировать человека с помощью высокой духовности, воодушевлять людей прекрасными произведениями; формировать в обществе активные духовные стремления и прививать образцы здоровой цивилизованной жизни.
3. Неустанно придерживаться курса «человек – основа всего», тесно соприкасаться с практикой, жизнью и массами; развивать важную роль народа в культурном строительстве, неуклонно придерживаться того, что культурное развитие осуществляется во имя народа и опирается на народ, а его результатами пользуются люди; способствовать всестороннему развитию человека, воспитывать граждан социалистического общества, обладающих идеологией, моралью, культурой и уважением к закону.
4. Неуклонно придерживаться того, что интересы общества стоят на первом месте, придерживаться единства общественных и экономических интересов; в развитии культуры соблюдать законы соответствия требованиям развития социалистической рыночной экономики; усиливать юридическую составляющую в области культуры; с одной стороны, выступать за расцвет, а с другой – за управление; стремиться к тому, чтобы культура и культурное производство развивались устойчиво и в полной гармонии.
5. Неизменно придерживаться принципа реформ и открытости, способствовать обновлению культурной системы и механизмов; с помощью реформ стимулировать развитие и расцвет, постоянно освобождать и развивать производительную силу культуры, повышать уровень культурной открытости, способствовать выходу в мир китайской культуры, активному привлечению передовых образцов культуры различных государств, обеспечению культурной безопасности государства.

Основные направления реформирования культуры

В Постановлении предлагается семь направлений, по которым необходимо проводить реформу в области культуры.
Во-первых, формирование системы ценностей, ядром которых является социализм, укрепление общей моральноидеологической основы борьбы за единство партии, государства и всех национальностей. Базовые положения этого направления: а) неуклонно придерживаться руководящего положения марксизма; б) неуклонно придерживаться общей теории социализма с китайской спецификой; в) поднимать национальный дух на основе патриотизма и духовную составляющую современной эпохи на основе реформы и инноваций; г) утвердить и проводить в жизнь социалистический взгляд на заслуги и недостойные деяния.
Во-вторых, всесторонне проводить курс «служить двум» (народу и социализму) и «соперничества двух ста» (курс «пусть расцветают сто цветов и соперничают сто школ»), давать людям больше более качественной духовной пищи. Базовые положения этого направления: а) неуклонно придерживаться правильного инновационного курса; б) способствовать развитию и расцвету философской и социальной науки; в) усилить и реформировать новостную работу и работу с общественным мнением; г) способствовать выпуску большего числа высококлассных произведений литературы и искусства; д) развивать здоровую и качественную Интернет-культуру; е) совершенствовать систему оценки произведений культуры и оживлять механизмы.
В-третьих, всеми силами развивать массовую культуру, гарантировать основные культурные права и интересы народа. Как подчеркивалось на пленуме, «удовлетворение базовых культурных потребностей народа – основная задача социалистического культурного строительства». Базовые положения этого направления: а) создать систему услуг в массовой культуре; б) развивать современную систему пропаганды; в) создавать систему преемственности лучших образцов традиционной культуры; г) ускорить развитие единой системы городской и сельской культуры.
В-четвертых, ускорение развития культурного производства, превращение культурного производства в одну из опор национальной экономики. Базовые положения этого направления: а) создание современной системы культурного производства; б) формирование системы культурного производства, в которой основу составляют предприятия общенародной формы собственности, но одновременно развиваются и предприятия других форм собственности; в) стимулирование научно-технической инновации в области культуры; г) расширение объемов финансирования культуры.
В-пятых, постепенное углубление реформ и открытости, ускоренное создание механизмов, способствующих развитию и расцвету культуры. Базовые положения этого направления: а) углубление реформы государственных предприятий культуры; б) оздоровление рыночной системы современной культуры; в) обновление системы управления культурой; г) совершенствование механизмов обеспечения политических гарантий; д) стимулирование процесса выхода китайской культуры в мир; е) активное привлечение и заимствование лучших культурных результатов зарубежных стран.
  1   2   3

Похожие:

Основы культурной политики Китая iconКонкурс «Волшебное шеститочие» о n line фестиваль «Читаем вместе!»
Модернизация библиотечных процессов в свете реализации государственной культурной политики

Основы культурной политики Китая iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
На тему «Эволюция антимонопольной политики государства и её влияние на развитие конкуренции (на примере России и Китая)»

Основы культурной политики Китая iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Роль Китая в современной мировой экономике. Место постсоветского пространства в региональной экономической стратегии Китая. 7

Основы культурной политики Китая icon1. теоретические основы кредитной политики коммерческого банка
Практические аспекты кредитной политики родионово-несветайского отделения №5190 юго-западного банка сбербанка РФ

Основы культурной политики Китая iconДополнительный материал о хозяйстве Китая
Преимущество Китая при вступлении в вто состояло в том, что к моменту предполагаемого присоединения уже были реализованы планы по...

Основы культурной политики Китая iconВыпускная квалификационная работа бакалавра
Теоретические основы формирования кредитной политики коммерческого банка

Основы культурной политики Китая iconРеспублики Дагестан Национальная библиотека Республики Дагестан им....
Правительством РФ в области культурной политики, возрастающая роль учреждений культуры в современных условиях, требуют качественно...

Основы культурной политики Китая iconГ. В. Петрук Ю. В. Балдина основы менеджмента и маркетинга учебное пособие
Г. Д. Боуш д э н., доцент, профессор кафедры управления, политики и права чу ООО во «Омская гуманитарная академия»

Основы культурной политики Китая iconКнига кандидата исторических наук Е. А. Торчинова посвя­щена первому...
Китая. Автор рассматривает такие про­блемы, как единство даосской традиции, связь между религиоз­ным и философским уровнями даосизма,...

Основы культурной политики Китая iconОсновные направления бюджетной и налоговой политики Красноярского края
Основные итоги реализации бюджетной политики в 2009-2010 годах и условия, определяющие формирование бюджетной политики на 2011-2013...

Основы культурной политики Китая iconСоциальные сети как тренды современной политики: «twitter-революции»
Социальные сети, основанные на горизонтальных взаимодействиях, не только изменяют традиционные организационные структуры гражданского...

Основы культурной политики Китая iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Этикет и культура повседневности Китая»

Основы культурной политики Китая iconЗакон от 27 мая 1998 г. №76-фз "о статусе военнослужащих"
Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной...

Основы культурной политики Китая iconНовый государственный менеджмент в институциональной среде современного Китая
Охватывает политическую систему в полном объеме

Основы культурной политики Китая iconЦели и задачи внедрения антикоррупционной политики в учреждении
Определение должностных лиц организации, ответственных за реализацию антикоррупционной политики

Основы культурной политики Китая iconОсновные направления Технической политики. 8
Принципы Технической политики при проектировании объектов нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения....


Руководство, инструкция по применению








Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск