Программа «Истоки»


НазваниеПрограмма «Истоки»
страница1/46
ТипПрограмма
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   46


УДК 373 ББК 74.100 И89
Авторский коллектив: Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова, А.Г. Аруша-нова, Т.Л. Богина, Н.Е. Васюкова, Е.М. Волкова, И.Н. Воробьёва, А.Н. Давидчук, РА Иванкова, Т.Г. Казакова, ИА Качанова, НЛ. Кондратьева, В.В. Кругов, Э.И. Леонгард, С.Л. Новосёлова, Л.Ф. Обухова, Т.И.Осокина Л.Н. Павлова, Г.Н. Пантеле­ев, Л.В. Пантелеева, Л А. Парамонова, ВА. Петрова, Э.Г. Пилюгина, Е.Ю. Протасо­ва, Н.М. Родина, МА Рунова, НА Рыжова, Е.Е. Самсонова, Т.В. Тарунтаева, КВ. Та­расова, ЕА. Тимофеева, Е.В. Трифонова, Г.В. Урадовских, О.И. Чехонина.

Ответственный редактор Л.Е. Курнешова.

Научные редакторы: Л.А. Парамонова, А.Г. Арушанова, А.Н. Давидчук, КВ. Тарасова, Л.Ф. Обухова, Т.И. Алиева.

Разработка компьютерного программного обеспечения «Системы монито­ринга» Ю.Н. Дьяков.

Рецензенты: начальник дошкольного отдела Зеленоградского УОУ ДОгМ Т.Н. Куприянова; директор СОГОУ для детей дошкольного и младшего школь­ного возраста «Прогимназия "Полянка"» И.Ю. Новикова; канд. пед. наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии детства ГОУ ДПО «Воло­годский институт развития образования» Е.И. Касаткина; канд. пед. наук, доцент, проректор организационно-методической работы, зав. кафедрой до­школьного и предшкольного образования ГБОУ ДПО «Пензенский инсти­тут развития образования», заслуженный учитель РФ Е.Ф. Купецкова.

И89 Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа до­школьного образования. — 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л.А. Пара­моновой. - М.: ТЦ Сфера, 2011.-320 с.

ISBN 978-5-9949-0411-4
Программа, основанная на многолетних психологических и педагогических исследова­ниях авторского коллектива, учитывает достижения в области отечественной и мировой педагогики и психологии.

Программа задает содержание дошкольного уровня образования, обеспечивающее полное и целостное формирование физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка. Она определяет единую содержательную основу для разработки вариативных образовательных про­грамм, открывая возможности и для широкого творчества педагогов. В ней представлены ос­новные принципы организации жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, пла­нирования воспитательного процесса, создания развивающей предметной среды, сотрудниче­ства с семьей и работы психолога. Приводится система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе в виде электронной версии, представленной на диске.

Приложение содержит разделы: «Обучение неродному языку», «Компьютер в детском саду». «Живой мир природы в городе и ребенок». Программа обеспечена учебно-методичес­ким комплектом.

Программа «Истоки» переработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного обра­зования.

Издание адресовано педагогам и психологам ДОУ, студентам и преподавателям педагогичес­ких колледжей и университетов, а также разработчикам инновационных программ и технологий.


УДК 373 ББК 74.100

ISBN 978-5-9949-0411-4

©000«ТЦ Сфера», 2011

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемое издание программы «Истоки» (далее Программа) при­ведено в соответствие с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образова­ния (утверждены Приказом Минобрнауки РФ № 655 от 23.11.2009).

В Программе отражено базисное содержание образования детей раннего и до­школьного возрастов (от рождения до 7 лет), обеспечивающее полноценное, разно­стороннее развитие ребенка до уровня, соответствующего возрастным возможнос­тям и требованиям современного общества. Программа предусматривает обогаще­ние детского развития, взаимосвязь всех его сторон.

Реализация основной общеобразовательной программы обеспечивает пра­ва ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное раз­витие (Конвенция о правах ребенка, 1989 г.), равные возможности для всех детей на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе.

Программа задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания детей раннего и дошкольного возраста, создавая простор для творческого ис­пользования различных педагогических технологий. Такой подход позволяет педагогу грамотно организовывать образовательный процесс.

Программа строится на достижениях отечественной психологической и пе­дагогической науки, вобравшей в себя критически переосмысленный мировой опыт и создавшей собственные фундаментальные теории. В ее основе — дея-тельностный подход к развитию ребенка и организации образовательного про­цесса (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубин­штейн и др.), фундаментальное положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии, теория А. В. Запорожца об амплификации (обогащении) ребенка средствами разных «специфически детских видов деятельности», воз­растная периодизация Д.Б. Эльконина и др.

Разрабатывая Программу, авторы опирались также на результаты работ М.И. Лисиной (проблемы общения), Н.М. Аксариной и Н.М. Щелованова (разви­тие детей раннего возраста), использовали данные своих многолетних иссле­дований (С.Л. Новосёлова, Т.П. Осокина, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, К. В. Тарасова и др.). Коллектив авторов развивает идеи научной школы Инсти­тута дошкольного воспитания, своих учителей — ученых, создавших фундамент современной системы отечественного дошкольного воспитания: Л.А. Венгера, НА. Ветлутиной, А.В. Запорожца, М.Ю. Кистяковской, В.Г. Нечаевой, Е.И. Ради-ной, Н.П. Сакулиной, Ф.А. Сохина, А. Л. Усовой, А.М. Фонарёва и др.

В основу Программы положена концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, характеризующегося своей структурой и дина­микой. Каждый психологический возраст включает в себя:

— качественно особые, специфические отношения между ребенком и взрос­лым (социальная ситуация развития);

— определенную иерархию видов деятельности и ведущий ее тип;

— основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания, личности.

Психологический возраст не совпадает с хронологическим и один психоло­гический возраст по своей продолжительности не равен другому.

4

С опорой на этот подход и возрастную периодизацию Д. Б. Эльконина в Программе выделены следующие психологические возрасты:

— эпоха раннего детства, состоящая из двух периодов — младенчества (от рождения до года) и раннего возраста (от 1 года до 3 лет);

— период дошкольного детства, состоящий из двух фаз — младшего дошкольно­го (от 3 до 5 лет) и старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет).

Такая возрастная периодизация позволяет видеть индивидуальную перс­пективу развития каждого ребенка.

При этом задачи психолого-педагогической работы представлены в новом издании Программы для всех семи групп детского сада (от первой группы раннего возраста до подготовительной к школе), а ее содержание — по четырем психологическим возрастам, что позволяет педагогам гибко выстраивать педа­гогический процесс с учетом неравномерности развития детей, осуществлять его индивидуализацию и добиваться достижения планируемых результатов у большинства детей к концу каждого психологического возраста.

У каждого психологического возраста есть своя миссия, определяемая генети­ческой задачей развития, которая появляется в результате противоречий, возника­ющих в системе отношений «ребенок—взрослый». Ее решение жизненно важно для полноценного психического развития ребенка и успешного перехода на сле­дующий возрастной этап. Генетическая задача предопределяет тип ведущей дея­тельности (общение, предметная деятельность, игра), в которой формируются и перестраиваются психические процессы, развивается личность, возникают новые виды деятельности. Поэтому в Программе каждый психологический возраст со­держит характеристику ведущей деятельности и возрастных возможностей детей.

В основе Программы лежит деятельностный подход. Деятельность развива­ется от возраста к возрасту, меняются ее содержание и форма.

В Программе даны задачи психолого-педагогической работы, обеспечиваю­щие развитие ребенка в деятельности по четырем основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художествен­но-эстетическому.

Игровая деятельность пронизывает все разделы Программы, что соответ­ствует задачам развития и способствует сохранению специфики дошкольного детства. Подлинная самодеятельная игра представлена как ведущая деятель­ность в дошкольном возрасте и как важнейшее средство социализации ребен­ка (в задачах и содержании образовательной области «Социализация»).

В содержании направления «Социально-личностное развитие» в качестве основы выступает общение ребенка со взрослыми (родителями и воспитателя­ми в детском саду и семье) и сверстниками, приобретающее на каждом возра­стном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности в широком культурном контексте выступают как главное усло­вие присвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, нацио­нальных традиций, формирования начал гражданственности, любви к своей семье и Родине, как основа формирования его самосознания. В этом разделе представлены образовательные области «Социализация» и «Труд».

В содержании направления «Познавательно-речевое развитие» главными за­дачами являются расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружаю­щем мире, формирование способов и средств познавательной деятельности, познавательных

5

интересов, способность видеть общее в единичном явлении и нахо­дить самостоятельное решение возникающих проблем. В рамках образовательной Области «Познание» раскрывается содержание рабош по формированию у детей целостной картины мира (природного, рукотворного, социального), элементарных математических представлений, расширению кругозора, развитию познавательно-исследовательской деятельности, конструирования. Особое внимание на протяже­нии всего дошкольного возраста уделяется сенсорному воспитанию детей, связан­ному с решением двух основных задач: усвоения сенсорных эталонов (формы, цвета, величины) и овладения способами обследования предметов в содержатель­ной деятельности. Первая задача решается в раннем детстве в процессе предмет­ной деятельности, вторая — в дошкольном возрасте, в продуктивных видах дея­тельности (рисовании, конструировании и др.).

Речевое воспитание представлено в образовательной области «Коммуникация», поскольку основная функция речи — общение. Задачи речевого развития имеют специфику, связанную с освоением языка, его словаря, грамматического строя, про­износительной стороны речи, форм диалога и монолога. Специально обозначены задачи развития диалогического общения детей со взрослыми и сверстниками, составляющие также основную часть показателей развития речи. Особо выделены задачи элементарного осознания языковой действительности, которые важны для освоения как устной, так и предпосылок письменной речи. Представлены игровые формы обучения общению — словесные, сюжетно-дидактические, игры-драмати­зации, инсценировки, игры парами, в «читающего человека» и др.

Направление «Художественно-эстетическое развитие» рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства. В основе — развитие способностей к музыкальной, литературной, изобразительной деятельности, детское творчество, интеграция различных видов художественной деятельности. Это направление составляют образовательные области «Чтение художественной литературы», «Ху­дожественное творчество», «Музыка».

В образовательную область «Художественное творчество» введен раздел «Дети в музее изобразительного искусства», что способствует ознакомлению детей с миром высокохудожественных произведений и развитию художественного вос­приятия. Раздел «Художественный труд» вбирает в себя детскую дизайн-деятель­ность и базируется на традициях отечественных народных ремесел, что придает результатам детского художественного труда яркость и особый колорит.

В содержание направления «Физическое развитие» входят образовательные обла­сти «Физическая культура», «Здоровье» и «Безопасность», в которых заложены начала формирования здорового образа жизни, потребности в двигательной активности на основе «мышечной радости»; развитие у детей способности адекватно реагировать на изменения окружающей среды; представления о собственном теле, позволяющие более сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности.

Базисные характеристики личности ребенка, к которым относятся компетент­ность (в плане социального, интеллектуального и физического развития), эмоцио­нальность, креативность, произвольность, инициативность, самостоятельность и от-ветственность,^самооценка, свобода поведения, представлены по психологическим возрастам. Эти характеристики складываются в дошкольном детстве неодновремен­но и на каждом возрастном этапе имеют свое содержание. Также в Программе в каждом психологическом возрасте представлены интегративные показатели разви­тия детей, которые служат основанием для выстраивания систем комплексной оценки промежуточных и итоговых результатов освоения Программы.

6

Программа содержит систему мониторинга достижений детьми планируе­мых результатов ее освоения: промежуточных и итоговых. В процессе монито­ринга выявляются физические, интеллектуальные и личностные качества ребен­ка по выделенным в Программе интегральным показателям. Используются на­блюдения, беседы, экспертные оценки, педагогические ситуации, беседы с родителями, т.е. низкоформализованные методы, доступные педагогам, непосред­ственно работающим с детьми. Высокоформализованные методы оценки ис­пользуются специалистами: педагогами-психологами, дефектологами и др. Раз­работанный мониторинг позволит педагогам оценить как успехи каждого ре­бенка, так и групповые, и по видам деятельности, что собственно и даст целостную картину достижений детей, благодаря усвоению Программы.

Мониторинг проводится по разработанным листам оценки, соответствую­щим возрастным периодам. В самой Программе содержатся листы для оценки промежуточных результатов ее освоения на границах психологических возра­стов, на отдельном диске с программным продуктом «Истоки. Система монито­ринга» — листы для оценки достижений детей каждой возрастной группы. Оцен­ка итоговых результатов освоения Программы реализуется путем заполнения Карты развития ребенка 6—7 лет. В ней заданы показатели, характеризующие наиболее существенные стороны развития, значимые и с точки зрения готов­ности ребенка к школьному обучению.

В Программе также есть раздел «Общие условия реализации программы (организация режима пребывания детей в образовательном учреждении)». В нем раскрываются:

— рекомендации по организации жизни детей в детском саду (место само­деятельной игры и самостоятельных видов детской деятельности, специ­фика дошкольного обучения и др.);

— принципы создания развивающей предметной среды;

— содержание и формы сотрудничества педагога с семьей; работа психоло­га в дошкольном учреждении. Особое внимание уделяется комплексно-тематическому планированию, основанному на интеграции содержания разных видов детской деятельности и различных форм его освоения и задающему общий смысловой контекст образовательного процесса.

В Приложении даны факультативы: «Обучение неродному языку», «Компью­тер в детском саду», «Живой мир природы в городе и ребенок», предназначен­ные для учреждений, работающих в этих направлениях.

Название программы «Истоки» отражает непреходящее значение дошколь­ного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.

Изображенный символ — «источник»: ребенок и взрослый черпают из не­иссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка.

Лейтмотив Программы — уход от монологической педагогики к педагогике ди­алога: ребенка со взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и родителя­ми. Содержание Программы предполагает также диалоги культур и поколений.

Программа «Истоки» подготовлена коллективом авторов — сотрудников НИИ дошкольного образования им. А.В. Запорожца.

Авторский коллектив выражает благодарность всем, кто принял участие в апробации и обсуждении Программы; их замечания и предложения были уч­тены при ее доработке.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   46

Похожие:

Программа «Истоки» iconПрограмма «Истоки»
Программа предназначена для коррекционного обучения детей шестилетнего возраста с нормальным слухом и интеллектом, имеющих отклонения...

Программа «Истоки» iconПрограмма «Истоки»
С. Л. Новосёлова, Л. Ф. Обухова, Т. И. Осокина Л. Н. Павлова, Г. Н. Пантеле­ев, Л. В. Пантелеева, л а. Парамонова, ва. Петрова, Э....

Программа «Истоки» iconПрограмма «Истоки»
Цель: Создать оптимальные условия для укрепления психического и физического здоровья ослабленных и часто болеющих детей; формировать...

Программа «Истоки» iconАрутюнова, Н. Д. Истоки, проблемы и категории прагматики [Текст]...
Арутюнова, Н. Д. Истоки, проблемы и категории прагматики [Текст] / Н. Д. Арутюнова, Е. В. Падучева // Новое в зарубежной лингвистике...

Программа «Истоки» iconПрограмма пришкольного оздоровительного летнего лагеря с дневным...
Истоки современных проблем в экологии в бездумном и жестоком отношении человека к природе. Эпоха нтп привела к истощению и загрязнению...

Программа «Истоки» iconПояснительная записка «Истоки творческих способностей и дарований...
Программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного...

Программа «Истоки» iconУтверждена
Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «истоки», под редакцией л. А. Парамоновой...

Программа «Истоки» iconАпостолы
В57 апостолы: гностико-эллинские истоки христианства. М.: Беловодье, 2003. — 582 c

Программа «Истоки» iconПролог: Истоки
Республике Алтай, создавал ее по крупицам, боролся с эпидемиями, жертвуя своим здоровьем, спасал будущее нации, передавал из поколения...

Программа «Истоки» iconДиректор Центра «Истоки» Н. В. Милославская Инструкция по применению огнетушителей
Действия сотрудника организации в случае пожара или признаков горения (задымление, запах га-ри, повышение температуры и т п.)

Программа «Истоки» iconМетодические разработки классных часов по духовно-нравственному воспитанию...
Духовно – нравственного воспитания школьников. Горбачёва О. Л

Программа «Истоки» iconЛинда Палмер Эволюционная психология Секреты поведения Homo sapiens
Основными темами книги являются: происхождение человека; эволюция человеческого мозга, сознания и языка; брачное, сексуальное, социальное...

Программа «Истоки» iconДжек Палмер, Линда Палмер. Эволюционная психология
Основными темами книги являются: происхождение человека; эволюция человеческого мозга, сознания и языка; брачное, сексуальное, социальное...

Программа «Истоки» iconИстоки здоровья
А для этого надо понимать людей, т е разбираться в их психологии, знать, на что они способны, уметь спрогнозировать их реакции, действия,...

Программа «Истоки» icon«Путешествие из демократии в дерьмократию и дорога обратно»: Гарт;...
Он размышляет о своеобразии исторических путей России, прослеживает глубинные истоки и причины политического и экономического кризиса...

Программа «Истоки» iconД. С. Блинов (глава 6), Д. Ю. Гончаров (глава 8), М. А. Горбатова...
Истоки и современное содержание уголовной политики в области здравоохранения: актуальные вопросы теории и практики


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск