Применение case-технологии в образовательном процессе




Скачать 61.62 Kb.
НазваниеПрименение case-технологии в образовательном процессе
ТипДокументы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
ПРИМЕНЕНИЕ CASE-ТЕХНОЛОГИИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
Е.В. Мирошкина, преподаватель

Волгоградский техникум железнодорожного транспорта –

филиал ФГБОУ ВО РГУПС, Россия

elenamr@mail.ru
В данной статье мы рассматриваем сущность, происхождение и возможность применения case – технологии в образовательном процессе, а также формируем критерии для качественного использования метода. Отдельное внимание уделяется принципам проведения занятия, основанного на применении case – метода. В конце статьи подводятся итоги, позволяющие понять, что дает использование case – технологии всем участникам образовательного процесса.

Case study, case метод, творческий подход, нестандартное мышление, формирование практического навыка.

В последнее время в образовательном процессе набирает популярность применение технологий активного обучения, носящих альтернативное название: «имитационные». Их использование предполагает моделирование реальных жизненных процессов, как при создании модели учебного занятия, так и во время его проведения. Наиболее популярным среди них на современном этапе является case – метод. Сам по себе кейс представляет реальное описание проблемы, предлагаемой к решению. Чтобы решить предложенную проблему, необходимо применить определенные (проблемно-направленные) знания, умения и навыки. Для ускорения процесса решения целесообразно использование знаний из областей, являющихся межпредметными. Анализируя конкретные учебные ситуации (case study) – студенты работают по учебной методике, предназначенной для усовершенствования умений и агрегации опыта, применяемого в областях, актуальных для современного сотрудника: проявление, отбор и разрешение проблемных вопросов; обработка информации – внимание к деталям, конкретизирующим ситуацию; суммирование доступной информации о проблеме; выдвижение предположений и основанных на них заключений; составление рейтинга альтернатив; подведение итогов и получение выводов; понимание социальных взаимодействий – ключевые навыки работы в группе.

Метод был изобретен в Соединенных Штатах Америки, в Школе бизнеса (Гарвардский университет). Первые применения метода в учебных процессах школы права упомянуты в 1870 году; внедрен же метод в обучение был в 1920 году. Начальные сборники case – заданий разработчики опубликовали в бизнес - отчете Гарвардского университета. Методика Case Study за рубежом нашла наиболее широкое применение в обучающих процессах, применяемых в преподавании экономики, менеджмента и бизнес наук.

Потенциал метода в образовании.
Метод Case Study демонстрирует полезность теоретических знаний со стороны реального применения в жизни, позволяя вовлечь студентов в интересное им обучающее событие. Эта учебная ситуация способствует активизации усвоения знаний, навыков и методик самостоятельного отбора, анализа и агрегации знаний о проблеме (во всевозможных ее вариантах) для обсуждения её с коллективом и демонстрацией своих выводов по способам её разрешения.

Качественный case должен учить нетривиальным подходам к решению проблемы, так как имеет несколько правильных решений, различных по эффективности. Case – метод позволяет развивать различные практические навыки. Суммарно они могут быть определены одной фразой – творческий подход к решению проблем и обучение умению осмысливания ситуации и правильному течению мыслей, оформленных в виде грамотных и верных выводов. Характерной чертой методики является анализ проблемы, имеющей место в реальной жизни.

Методика способствует развитию следующих навыков:

1. «Аналитика»: способность различить исходные данные и стороннюю информацию, ранжировать, отделять необходимую информацию от малозначимой, анализировать, классифицировать и собирать её, отмечать неполную информацию и уметь дополнять её до необходимого оптимума, мыслить четко и упорядоченно.

2. «Практика»: специально сниженный (по сравнению с ситуацией из реальной жизни) уровень сложности задачи, представленной в case, помогает с меньшими затратами времени и усилий сформировать практические навыки на основе использования теории, позволяя преодолеть сложнопроходимую границу между теорией и практическим применением.

3. «Творчество»: с помощью одной логики, как правило, невозможно решить многие задачи, поэтому не стоит недооценивать важность творческих навыков в создании альтернативных способов решения задачи, которые недоступны стандартным алгоритмам.

4. «Коммуникативность»: способность умело вести беседу в спорной ситуации, убедить окружающих в правоте именно своей позиции. Умение грамотно и к месту использовать демонстрационный материал и компьютерную технику, собираться в группы, выдвигать аргументы в защиту собственной точки зрения, убеждения оппонентов, составления краткого, но емкого и убедительного отчета.

5. «Социализированность»: умение выслушать оппонента, при помощи аргументов грамотно изложить мнение, противоположное позиции предыдущего докладчика, навык самоконтроля.

6. «Непредвзятость в самооценке»: различные подходы к ситуации помогают в осознании и анализе как собственного мнения, так и мнений оппонентов.
Создание учебного занятия с помощью case метода.
Главные этапы:

  1. определение проблемной ситуации и целей участников;

  2. выбор жизненной проблемной ситуации согласно выбранным критериям;

  3. создание выборки необходимых материалов, резюмирование их путем создания краткой версии учебного материала для упрощения усвоения теории вопроса студентами; выделение основных понятий, необходимых для решения проблемы;

  4. сбор первичной информации в кейсе;

  5. анализ и оценка собранного материала;

  6. создание методических указаний по использованию собранного материала, тематик дискуссий для дальнейшего обсуждения поставленных вопросов, самой проблемы, логических последовательностей в различных вариантах, рекомендаций по виду изложения решенной задачи;

  7. непосредственно сами дискуссии, выбор решения кейса, подведение итогов, контроль полученных навыков, знаний и умений.


Качественный case удовлетворяет следующим требованиям:

- четко соответствует указанной цели (получение определенных навыков, знаний, умений);

- имеет сопоставимую с уровнем образования студентов степень сложности;

- отображает сразу несколько граней предмета или практической жизненной ситуации;

- не устаревает, пока сохраняется актуальность избранной тематики;

- имеет особенности, характерные для процессов, протекающих в национальных средах студентов;

- соответствует современным представлениям о проблеме;

- отображает типичные проблемы, возникающие в заданной ситуации;

- развивает способность мыслить аналитически;

- способствует появлению различных способов решения, и, как следствие, возникновению дискуссий.

Существует 3 возможных стратегии проведения занятия преподавателем при работе с case методом:

1. Преподаватель дает ключевые подсказки к решению проблемы в виде наводящих вопросов или информации, дополняющей знания студентов в обсуждаемой предметной области;

2. Преподаватель дает ответ самостоятельно, демонстрируя наиболее правильный и эффективный способ решения;

3. Преподаватель абстрагируется от обсуждения в момент разгара дискуссий, чтобы не помешать «рождениям идей».

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что же дает case – технология всем участникам:


Преподавателю

Студенту

- возможность создания современных образовательно-методических комплексов;

- создание гибкого образовательного процесса;

- уменьшение временных затрат на подготовку к занятиям;

- постоянной повышение собственного уровня квалификации;

- возможность реализовать определенные элементы образовательного процесса во внеучебное время.

- расширение знаний по предметной области путем ознакомления с дополнительной информацией;

- расширенный доступ к решению проблем путем обращения к базе консультаций;

- возможность подготовки к финальной аттестации по предмету;

- живое общение с оппонентами, повышение уровня социальных навыков, прививание способности мыслить аналитически и нестандартно;

- возможность освоения актуальных информационных технологий в процессе получения навыков, необходимых для дальнейшего трудоустройства.


Список использованной литературы:
1. Федоринова, З.В. Использование метода case-study для гуманитаризации образования в техническом вузе / З.В. Федоринова // В мире научных открытий. – 2012.- №7.-С.352-363.

2. Аргунова, Т.Г. Применение кейс-метода в образовательном процессе и методической работе ССУЗа: науч.-метод.пособие / Т.Г. Аргунова.-М.,2007.-104с.

3. Акулова, О.А. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентностей учащихся: учеб.-метод. пособие / О.А. Акулова, С.А.Писарева, Е.В.Пискунова.-СПб.: КАРО, 2009.-96с.

4. Сурмин, Ю.П. Ситуационный анализ или анатомия кейс-метода: учеб. пособие / Ю.П.Сурмин. - Киев: Центр инноваций и развития,2002.-286с.
References:

1. Fedorinova Z. V. the Use of a method case-study for the humanization of education in technical University / Fedorinova Z. V. // In the world of scientific discoveries. – 2012.- No. 7.-p. 352-363.
2. Argunova, T. G. the Use of case-method in the educational process and methodical work of College: scientific.-method.a manual / G. T. Argunova.-M.,2007.-104p.
3. Akulov, O. A. Design of situational tasks for assessment of competences of students: ucheb.method. manual / O. A. Akulov, S. A. Pisareva, E. V. Piskunova.-SPb.: KARO, 2009.-96p.
4. Surmin Y. P. Situational analysis, or anatomy of a case method: proc. a manual / Y. P. Surmin. - Kiev: Center of innovation and development,2002.-286p.

Похожие:

Применение case-технологии в образовательном процессе iconПедагогические технологии как основа компетентностно ориентированного подхода
В связи с этим, в образовательном процессе применяются инновационные технологии, которые еще и вызваны интеграционными и информационными...

Применение case-технологии в образовательном процессе iconВопросы к вступительному испытанию по направлению
Основные этапы программирования (структурный, rad-технологии, case-технологии). Кризис программирования

Применение case-технологии в образовательном процессе icon1. Количество учеников на конец учебного года
Приложение Образовательные технологии и методы обучения нашего учреждения, используемые в образовательном процессе. 1

Применение case-технологии в образовательном процессе iconПрименение акустико-эмиссионного метода для выявления дефектов сварного шва в процессе сварки
При этом реализуется возможность определения с высокой точностью координат дефектов и их оперативного исправления в процессе сварки...

Применение case-технологии в образовательном процессе iconКлассификационный список информации, запрещенной к использованию...

Применение case-технологии в образовательном процессе iconИнформационные технологии и тсо в образовательном процессе
Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. В данный период развития общества производство...

Применение case-технологии в образовательном процессе icon«Использование технологии видеоконференция как инструмента внедрения...
Заочные региональные научно-технические чтения обучающихся и педагогических работников профессиональных образовательных организаций...

Применение case-технологии в образовательном процессе iconПрограмма организации внеурочной деятельности
В федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание,...

Применение case-технологии в образовательном процессе iconНаучная работа на тему: Использование мобильных технологий в процессе...
Признать целесообразность применения инновационных и коммуникативных технологий, в нашем случае мобильных технологий – программ в...

Применение case-технологии в образовательном процессе iconТема «Здоровьесберегающие технологии на уроках обж»
Сущность понятия «здоровьесберегающие технологии» в бразовательном процессе

Применение case-технологии в образовательном процессе iconБаученков Сергей Андреевич Цифровые методы топографических съёмок...

Применение case-технологии в образовательном процессе iconОбразовательная программа моу «Якутский городской лицей»
Формы информирования обучающихся, родителей, общественности об образовательном процессе ягл

Применение case-технологии в образовательном процессе iconФгбоу впо «ульяновский государственный педгогический университет им. И. Н. Ульянова»
Разработка и применение средств реализации межпредметных связей в процессе теоретического обучения

Применение case-технологии в образовательном процессе icon«Законопроект фактически легализует эротику и порнографию в образовательном процессе»
Интерфакс-Религия руководитель юридической службы Московской патриархии инокиня Ксения (Чернега). 11

Применение case-технологии в образовательном процессе iconОтче т о результатах самообследования
Наличие и использование площадей зданий. Перечень правоустанавливаюших документов, подтверждающих право владения площадями, используемыми...

Применение case-технологии в образовательном процессе iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Цели и задачи учебной дисциплины:   formtext в процессе обучения студенты должны усвоить основные понятия ооап, конструкции и правила...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск