«Русские народные игры в коррекционно-образовательном процессе с детьми с овз». Проводили учителя-логопеды гбдоу №69 Тимкова Г. В. Комарец Ю. Н.




Скачать 108.17 Kb.
Название«Русские народные игры в коррекционно-образовательном процессе с детьми с овз». Проводили учителя-логопеды гбдоу №69 Тимкова Г. В. Комарец Ю. Н.
ТипДокументы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
Мастер-класс на тему: «Русские народные игры в коррекционно-образовательном процессе с детьми с ОВЗ».

Проводили учителя-логопеды ГБДОУ № 69

Тимкова Г.В.

Комарец Ю.Н.

ЦЕЛЬ: Систематизировать представления педагогов о русских народных играх, как одной из форм работы с детьми с ОВЗ. Повысить компетентность педагогов.

ЗАДАЧИ: 1. Создание положительного эмоционального настроя у педагогов с помощью русских народных игр;

2. Показать педагогам доступность русских народных игр для детей дошкольного возраста;

3. Способствовать развитию профессиональной и творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога в совместной деятельности – русских народных играх;

4. Развивать у педагогов интерес к истокам и традициям русского народа;

5. Повысить интерес педагогов к использованию в коррекционной работе русских народных игр.

МАТЕРИАЛ: Маски, стульчики, памятка участника мастер-класса.

«Игра - это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» В.А.Сухомлинский.

Ключевым документом, по которому строится вся система работы ДОУ является ФГОС. Основополагающими методологическими подходами ФГОС являются:

- культурно-исторический подход (зона ближайшего развития ребенка по Л.С.Выготскому). Учет этно-культурной ситуации, в которой живет ребенок.

- деятельный подход (Леонтьев, Эльконин, Давыдов). Основным видом деятельности дошкольника является игра.

- личностный подход (Выготский, Запорожец). Ребенок – субъект образовательного процесса и развиваем его в соответствии с его индивидуальными особенностями.

ФГОС направлен на полноценное развитие детской игры, обогащение ребенка играми в разные периоды его жизни (по возрасту). Амплификация – насыщение играми ребенка. Если ребенок не проиграет свои игры, не наиграется, то проблем в школьном обучении не избежать. Дети, недоигравшие в детстве, страдают «игровой» дистрофией и сохраняют ее на всю жизнь (В.П.Зинченко). Игровой дефицит отрицательно сказывается на формировании многих сторон личности детей.

Исследования показывают, что игра в ДОУ находится в не лучшем состоянии. Дети практически не играют в свободное время (имеется в виду свободная самостоятельная игра ребенка), а чем-то занимаются: рисуют, конструируют, рассматривают книги, действуют с предметами или просто ходят, бегают. Дети не знают во что играть, нет навыков, не развито воображение. А ведь в игре удовлетворяется важнейшая потребность детей-дошкольников – представлять, воображать, фантазировать. Ребенку даются готовые образцы (не самые лучшие!), которые приближены к реальности, что совсем не развивает его воображение, творчество, представления.

Это проблема не только ДОУ, но и проблема семьи! Телевизор, компьютер, телефоны, планшеты – все это только задерживает развитие ребенка. Дети не учатся думать. Они получают готовые штампы или искаженные, не реальные образы человека, образы из других культур. Например, пони-человек, человек-паук. Дети превращаются в животных и играют не в летчиков или шоферов, а в кошечек и собачек.

В связи с этим хочется обратить Ваше внимание на народное творчество – неиссякаемый кладезь в создании разнообразных игр, а именно использование в работе с детьми народных игр.

Мы мало обращаемся к народным истокам и конечно народным играм. Хотя народные игры – это универсальное средство для всестороннего развития ребенка. Потешки, прибаутки, подвижные игры, хороводы, заклички и т.п. способствуют полноценному и гармоничному формированию личности ребенка и развивают воображение, представления. Дают возможность раскрепоститься, поверить в себя. В этих играх все просто, доступно, эмоционально и радостно, без назидания, принуждения. В этих играх можно решать разные задачи. Народному творчеству принадлежит огромная роль в процессе эстетического, нравственного и физического воспитания подрастающего поколения, формирования верных морально-этических ориентиров.

Усваивая культуру, ребенок приобретает важнейшие созидательные способности: творческое воображение, постигающее мышление, ориентация на позицию другого человека, произвольность поведения, элементы рефлексии.

Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народные игры с точки зрения педагогики и психологии, средство образования и воспитания. Эти возможности можно рассмотреть через функции игры:

  1. Социокультурная функция.

В игре ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом, игра является средством социализации ребенка. Игра способствует самореализации ребенка. Играя, он обретает пространство – физическое , эмоциональное, социальное. У ребенка формируется комплекс «самости» - самовыражения, самоконтроля, самореализации, самоопределения, самореабилитации.

  1. Коммуникативная функция.

Игра невозможна без общения, которое является ее основным энергетическим источником. Игра способствует объединению больших и маленьких, помогает им найти общий язык. Она является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребенок учится понимать и уважать других, справляться с запретами. Он личностно заинтересован в этом, так как не соблюдающего правила в следующий раз в игру не позовут.

  1. Диагностическая функция.

Игра способствует определению отклонений в поведении ребенка. Например, играя, ребенок нарушит правила или в ответственный момент выйдет из игры. Это должно насторожить педагога, заставить пристальнее понаблюдать, найти причину возникших отклонений. В игре ребенок может сам диагностировать свои силы, возможности, свои личностные качества, то есть игра побуждает ребенка к самопознанию: могу ли я?

  1. Игротерапевтическая и коррекционная функции.

В большинстве случаев игры помогают гармонизировать психический рост детей и предотвратить появление отклонений, разрешить неизбежные конфликты детской души до их возможного перерождения в установившиеся комплексы. Игра как палочка-выручалочка защищает неокрепшую детскую психику от напора ежедневных переживаний. Дети интуитивно прибегают к игре как психотерапевтическому средству для снятия страхов, стрессовых ситуаций, эмоциональных и интеллектуальных напряжений. Ребенок не просто играет, он рассказывает окружающим о том, что его радует или беспокоит, какие впечатления или проблемы требуют скорейшего разрешения.

Воспитательное значение народных игр огромно. К.Д.Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

Народные игры могут быть актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технический век. Содержание игр может рассказать о труде и быте народа, его вере. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа.

Прежде чем проводить игру, необходимо ее изучить, проиграть, вжиться в нее для того, чтобы донести до детей смысл и правила игры. При необходимости, в игре используются различные атрибуты, спортивный инвентарь, музыкальное сопровождение, русские народные костюмы.

Некоторые игры для использования в работе с детьми с ОВЗ и памятка участника семинара предложены в Приложениях.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

ПАМЯТКА УЧАСТНИКА СЕМИНАРА

  1. Получи удовольствие.



  1. Позволь себе быть свободным.



  1. Доброжелательность к себе и другим.



  1. Постарайся быть внимательным.



  1. Избегай оценок и суждений.



  1. Говори только о собственных чувствах, ощущениях, настроении – и все получится!



Приложение № 2

Перечень народных игр



Русская народная игра

Гуси-лебеди

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные - гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой - живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

- Гуси-гуси!

- Га-га-га.

- Есть хотите?

- Да, да, да.

- Гуси-лебеди! Домой!

- Серый волк под горой!

-Что он там делает?

-Рябчиков щиплет.

- Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

Правила игры. Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

Русская народная игра

Обыкновенные жмурки

Одному из играющих - жмурке - завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:

- Кот, кот, на чем стоишь?

- На квашне.

- Что в квашне?

- Квас.

- Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.

Правила игры. Если жмурка подойдет близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнув: «Огонь!» Нельзя кричать это слово с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать от него. Играющим не разрешается прятаться за какие-либо предметы или убегать очень далеко. Они могут увертываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках. Пойманного игрока жмурка должен узнать и назвать по имени, не снимая повязки.

Русская народная игра

У медведя во бору

Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру!

Медведь постыл

На печи застыл!

Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.

Правила игры. Медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов зачина. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.




Русская народная игра

Филин и пташки

Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др.

Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.

На сигнал «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.

Правила игры. Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.

Русская народная игра

Фанты

Игра начинается так. Ведущий обходит играющих и каждому говорит:

Вам прислали сто рублей.

Что хотите, то купите,

Черный, белый не берите,

«Да» и «нет» не говорите!

После этого он ведет с участниками игры беседу, задает разные провокационные вопросы, с тем чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Тот, кто сбился, отдает водящему фант. После игры каждый проштрафившийся выкупает свой фант.

Играют не более десяти человек, все участники игры имеют по нескольку фантов. Дети в игре внимательно слушают вопросы и следят за своей речью.

Ведущий ведет примерно такой разговор: Что продается в булочной?

- Хлеб.

- Какой?

- Мягкий.

- А какой хлеб ты больше любишь: черный или белый?

- Всякий.

- Из какой муки пекут булки? Из пшеничной. И т. д.

При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания. Дети поют песни, загадывают загадки, читают стихи, рассказывают короткие смешные истории, вспоминают пословицы и поговорки, прыгают на одной ножке. Фанты могут выкупаться сразу же после того, как проиграют несколько человек.

Правила игры. На вопросы играющие должны отвечать быстро. Ответ исправлять нельзя. Ведущий может вести разговор одновременно с двумя играющими. При выкупе фанта ведущий не показывает его участникам игры.

Русская народная игра

Краски

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит:

- Тук, тук!

- Кто там?

- Покупатель.

- Зачем пришел?

- За краской.

- За какой?

- За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.

Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, например: «Скачи на одной ножке по голубой дорожке».

Правила игры. Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.

Русская народная игра

Горелки

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий - горелка. Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

- Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется.

Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.

Русская народная игра

Кот и мышь

Играющие (не более пяти пар) встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход - нору. В одном ряду стоят коты, в другом - мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.

Правила игры. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.

Русская народная игра

Пятнашки

Играющие выбирают водящего - пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит.

Правила игры. Тот, кого пятнашка коснется рукой, становится пятнашкой.

Варианты. Пятнашки, ноги от земли. Играющий может спастись от пятнашки, если встанет на какой-то предмет.

Пятнашки-зайки. Пятнашка может запятнать только бегущего игрока, но стоит последнему запрыгать на двух ногах - он в безопасности.

Пятнашки с домом. По краям площадки рисуют два круга, это дома. Один из играющих - пятнашка, он догоняет участников игры. Преследуемый может спастись от пятнашки в доме, так как в границах круга пятнать нельзя. Если же пятнашка кого-то из игроков коснулся рукой, тот становится пятнашкой. Пятнашки с именем. Все играющие, кроме пятнашки, выбирают себе названия цветов, птиц, зверей. Пятнашка не пятнает того, кто вовремя себя назвал (например, лиса).

Круговые пятнашки. Участники игры встают по кругу на расстоянии одного шага. Каждый свое место отмечает кружком. Двое водящих стоят на некотором расстоянии друг от друга, один из них - пятнашка, он догоняет второго игрока. Если убегающий видит, что пятнашка его догоняет, он просит помощи у игроков, стоящих на месте, назвав одного из них по имени. Названный игрок оставляет свое место и бежит по кругу, пятнашка догоняет уже его. Свободное место занимает игрок, который начинал игру. Свободный кружок, если успеет, может занять и пятнашка, тогда пятнашкой становится тот, кто остался без места. Игра продолжается, пятнашка догоняет игрока, который вышел из круга.

Похожие:

«Русские народные игры в коррекционно-образовательном процессе с детьми с овз». Проводили учителя-логопеды гбдоу №69 Тимкова Г. В. Комарец Ю. Н. iconНародные игры в образовательном процессе дошкольных образовательных учреждений
Во-вторых, потому, что русские народные подвижные игры удивительное и гармоничное сочетание устного народного творчества с заключенным...

«Русские народные игры в коррекционно-образовательном процессе с детьми с овз». Проводили учителя-логопеды гбдоу №69 Тимкова Г. В. Комарец Ю. Н. icon«Русские народные подвижные игры в дошкольном возрасте»
Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через...

«Русские народные игры в коррекционно-образовательном процессе с детьми с овз». Проводили учителя-логопеды гбдоу №69 Тимкова Г. В. Комарец Ю. Н. iconПамятка для родителей «Как играть с детьми в народные игры»
Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками....

«Русские народные игры в коррекционно-образовательном процессе с детьми с овз». Проводили учителя-логопеды гбдоу №69 Тимкова Г. В. Комарец Ю. Н. iconРусские народные игры
На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять,...

«Русские народные игры в коррекционно-образовательном процессе с детьми с овз». Проводили учителя-логопеды гбдоу №69 Тимкова Г. В. Комарец Ю. Н. iconСодержание программы коррекционно-развивающей работы в логопедических...
Цели и задачи реализации коррекционно-развивающей работы в логопедических группах дошкольного образования в соответствии с фгос дошкольного...

«Русские народные игры в коррекционно-образовательном процессе с детьми с овз». Проводили учителя-логопеды гбдоу №69 Тимкова Г. В. Комарец Ю. Н. iconОбучение чтению детей страдающих расстройством аутистического спектр...
Областной практико-ориентированный семинар для слушателей курсов тоипкро и педагогов, работающих с детьми с овз оу города Томска...

«Русские народные игры в коррекционно-образовательном процессе с детьми с овз». Проводили учителя-логопеды гбдоу №69 Тимкова Г. В. Комарец Ю. Н. iconКонкурс проходил по двум номинациям: «Применение средств икт в образовательном...
Икт компетентностью, в период с 15. 02. 2009г по 15. 04. 2009 г был проведен областной творческий конкурс педагогических инициатив...

«Русские народные игры в коррекционно-образовательном процессе с детьми с овз». Проводили учителя-логопеды гбдоу №69 Тимкова Г. В. Комарец Ю. Н. iconМетодическая разработка деловой игры «сахарный диабет. Гипергликемическая кома у детей»
Деловые игры, как метод активного обучения, в настоящее время находит широкое применение в учебном процессе

«Русские народные игры в коррекционно-образовательном процессе с детьми с овз». Проводили учителя-логопеды гбдоу №69 Тимкова Г. В. Комарец Ю. Н. iconКлассификационный список информации, запрещенной к использованию...

«Русские народные игры в коррекционно-образовательном процессе с детьми с овз». Проводили учителя-логопеды гбдоу №69 Тимкова Г. В. Комарец Ю. Н. iconПрограмма «здоровье»
Анализ коррекционно – развивающей работы с детьми в условиях логопедического пункта

«Русские народные игры в коррекционно-образовательном процессе с детьми с овз». Проводили учителя-логопеды гбдоу №69 Тимкова Г. В. Комарец Ю. Н. iconПрограмма коррекционно-развивающих занятий с учащимися 6-9 классов
При отсутствии психологической помощи у подростков с овз могут проявляться патологические варианты развития личности ( психопатии,...

«Русские народные игры в коррекционно-образовательном процессе с детьми с овз». Проводили учителя-логопеды гбдоу №69 Тимкова Г. В. Комарец Ю. Н. iconМетодические рекомендации по организации коррекционно-воспитательной...
Психолого-педагогическое обеспечение инклюзивного образования дошкольников с овз

«Русские народные игры в коррекционно-образовательном процессе с детьми с овз». Проводили учителя-логопеды гбдоу №69 Тимкова Г. В. Комарец Ю. Н. icon01. 09. 2017. Согласовано на педагогическом совете №1
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

«Русские народные игры в коррекционно-образовательном процессе с детьми с овз». Проводили учителя-логопеды гбдоу №69 Тимкова Г. В. Комарец Ю. Н. iconТематический план работы на 2012 2013 у г. для 2 мл гр. №6
Аудиокассеты: «Детские песни», «Музыкальные шедевры», «Песни из мультфильмов», «Звуки окружающего мира», «Классическая музыка», «Ритмическая...

«Русские народные игры в коррекционно-образовательном процессе с детьми с овз». Проводили учителя-логопеды гбдоу №69 Тимкова Г. В. Комарец Ю. Н. iconПрограмма дошкольного образования коррекционно развивающего направления
Перспективное планирование работы учителя – логопеда по коррекции звукопроизношения

«Русские народные игры в коррекционно-образовательном процессе с детьми с овз». Проводили учителя-логопеды гбдоу №69 Тимкова Г. В. Комарец Ю. Н. iconСправочник логопеда Ростов-на-Дону: «Феникс»
Моделирование коррекционно-профилактической деятельности в образовательном учреждении


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск