Методические указания к практическим занятиям по дисциплине Безопасность жизнедеятельность для обучающихся по профессиям: 190631. 01 Автомеханик




НазваниеМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине Безопасность жизнедеятельность для обучающихся по профессиям: 190631. 01 Автомеханик
страница1/6
ТипМетодические указания
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические указания
  1   2   3   4   5   6
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Воронежской области

«Воронежский индустриальный колледж»

(ГБПОУ ВО «ВИК»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ



к практическим занятиям

по дисциплине Безопасность жизнедеятельность

для обучающихся по профессиям:

190631.01 Автомеханик

190629.07 Машинист крана (крановщик)

270839.01 Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования

150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

очной формы обучения

г. Воронеж, 2015



Методические указания к практическим занятиям по дисциплине Безопасность жизнедеятельность для обучающихся по профессиям:


190631.01 Автомеханик

190629.07 Машинист крана (крановщик)

270839.01 Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования

150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

«Безопасность жизнедеятельности»


Составитель: Тимошинов Ю.П.– преподаватель – организатор ОБЖ ГБПОУ ВО «ВИК»

Рецензент: _________________ ________________________________________



Содержание



1.

Введение

4

2.

Общие указания по выполнению заданий

5

3.

Практическое занятие № 1

Изучение классификации чрезвычайных ситуаций

6

4.

Практическое занятие № 2

Выполнение работы по прогнозированию техногенной катастрофы

2

5.

Практическое занятие № 3

Приборы радиационной и химической разведки и контроля.

9

6.

Практическое занятие № 4

Роль  Вооружённых Сил РФ в обеспечении национальной безопасности России

11

7.

Практическое занятие № 5

Определение правовой основы военной службы

15

8.

Практическое занятие № 6

Права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащему

19

9.
10.
11.

12.
13.
14.
15.

16.

17.

18.


Практическое занятие № 7

Отработка порядка приема Военной присяги

Практическое занятие № 8

Автомат Калашникова. Разборка-сборка автомата

Практическое занятие № 9

Требования безопасности при стрельбе. Приёмы и правила стрельбы

Практическое занятие № 10

Поощрения и дисциплинарные взыскания

Практическое занятие № 11

Вооружение и боевая техника Российской армии и флота

Практическое занятие № 12

Разучивание и выполнение комплекса вольных упражнений.

Практическое занятие № 13

Изучение примеров героизма и войскового товарищества российских воинов.

Практическое занятие № 14

Оказание первой медицинской (доврачебной) помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях

Практическое занятие № 15

Оказание первой медицинской (доврачебной) помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях

Практическое занятие № 16

Оказание реанимационной помощи

21
23
27

30
33
36
39

42

42

47









1.Введение
Тысячелетняя практика человечества свидетельствует, что ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности, т.е. любая деятельность потенциально опасна.

Проблема безопасности жизнедеятельности (БЖД) человека и всего общества в современных условиях приобрела особую остроту и актуальность. БЖД обсуждается на страницах газет и журналов, учеными, представителями общественности, политическими деятелями, т.е. является объектом внимания всех слоев общества и государства.

Ученые давно начали беспокоиться о нежелательных и негативных последствиях антропогенного воздействия на природу и окружающую среду. Футурологи разных стран мира разрабатывали различные модели будущего сбалансирования развития человеческого общества с окружающей средой в условиях огромных техногенных нагрузок на биосферу.

В последние десятилетия ХХ века резко возросла численность аварий, катастроф, ДТП, в которых погибает или теряет здоровье и работоспособность большое количество людей.

По данным ВОЗ смертность в результате несчастных случаев занимает третье место в мире после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Если от общих заболеваний умирают преимущественно пожилые люди, то от несчастных случаев преимущественно погибает работоспособная молодежь. Статистика свидетельствует о том, что травматизм является основной причиной смерти человека в возрасте от 15 до 41 года.

На последнем этапе развития приобретают большую остроту проблемы социальной напряженности общества в странах с переходной экономикой.

Причинами социальной напряженности в обществе являются неудовлетворительные условия жизни, труда, неудовлетворительное материальное и культурное положение, столкновение интересов религиозного, идеологического характера, система распределения материальных благ, низкий уровень образования

Таким образом, актуальность проблем БЖД в настоящее время определяется рядом причин. Выделим три основных:

1) нарушение экологического равновесия природной среды в результате чрезмерного антропогенного воздействия на биосферу;
2) рост числа техногенных аварий и катастроф при взаимодействии человека со сложными техническими системами;
3) социально-политическая напряженность в обществе.

2. Общие указания по выполнению практических занятий

Настоящие методические указания содержат практические занятия, которые позволяют студентам закрепить теорию, и направлены на формирование общих компетенций.

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) изучается студентами на втором-третьем курсе. Юноши по окончанию курса проходят учебные сборы. Методические рекомендации по выполнению  практических занятий обеспечивают реализацию  рабочей программы по Безопасности жизнедеятельности.

        Реализация программы обеспечит компетентность будущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности как неотъемлемой части их профессионализма  в период вступления в самостоятельную жизнь.

Практические занятия по дисциплине Безопасность предназначены для систематизации, углубления и закрепления знаний, умений и навыков в области

Безопасности жизнедеятельности как науки о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.

Практические занятия выполняются в кабинете колледжа.

Объем каждого занятия – 1-2 академических часа. За это время предусматривается повторение теоретического материала, выполнение практического задания, формулировка вывода и сдача работы. Каждому практическому занятию предшествует организационный этап, включающий самостоятельную подготовку обучающегося; это внеаудиторная работа обучающегося осуществляется по конспектам, учебникам, другим источникам информации.

Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений, необходимых в последующей учебной деятельности и жизни.

В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий является решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ проблемных ситуаций, решение ситуационных  задач, работа с измерительными приборами, средствами индивидуальной защиты, учебным  тренажером для реанимационных действий, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками.

На практических занятиях студенты овладевают первоначальными  умениями и навыками, которые будут использовать в профессиональной деятельности и жизненных ситуациях.

Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.

Данная дисциплина базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении социально-экономических, естественнонаучных и общетехнических дисциплин и в процессе изучения прослеживается теснейшая ее связь с этими дисциплинами.


Практическое занятие №1

Изучение классификации чрезвычайных ситуаций

Цель занятия

Приобретение практических умений в составлении памяток поведение населения в ЧС.

Оснащение занятия

Учебник БЖД, лист А 4, карандаши, линейка, тетради, таблица «Классификация ЧС» для практических занятий.

Пояснения к занятию

В практическом занятии № 1 студенты должны знать основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения их реализации и уметь организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.

Понятие и общая классификация ЧС

ЧС – это нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей на определённой территории.

ЧС классифицируются по следующим признакам:

по природе возникновения, по масштабам распространения последствий, по причине возникновения, по скорости развития ЧС, по возможности предотвращения ЧС, по ведомственной принадлежности.

По масштабам распространения последствий различают:

Локальные ЧС, объектовыми ЧС, местные ЧС, региональные ЧС, национальные ЧС, глобальные ЧС.

Начальником ГО страны – является Председатель Правительства РФ.

Задание

1.Записать в тетрадь общую классификацию ЧС природного характера.

2. Заполните таблицу «Классификация ЧС».

По ведомственной принадлежности

По природе возникновения

По скорости развития

По масштабу

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ

По возможности предотвращения

По причине возникновения

3. Записать в тетрадь общую классификацию ЧС техногенного характера.

4. Составьте памятки поведения населения в ЧС

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ при обнаружении взрывного устройства;

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ при ДТП;

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ при захвате в качестве заложника.

Контрольные вопросы

  1. Что означает ЧС?

  2. Перечислите ЧС по природе возникновения.

  3. Перечислите ЧС по масштабам распространения последствий.

  4. Перечислите ЧС по причине возникновения.

  5. Перечислите ЧС по скорости развития

  6. Перечислите ЧС по ведомственной принадлежности.

  7. Дайте характеристику ЧС природного происхождения.

  8. Дайте характеристику ЧС техногенного характера.

Литература

1. Безопасность жизнедеятельности: учебник [Текст]. Н.В.Косолапов, Н.А.Прокопенко 5-е изд., - М. :КНОРУС,2013. – 192 с. (Среднее профессиональное образование).

Практическое занятие № 2

Выполнение работы по прогнозированию техногенной катастрофы

Цель занятия

Закрепление знаний по техногенным катастрофам, приобретение практических умений работать с разными источниками, составлять глоссарий.

Оснащение занятия

Учебник БЖД , видео – фильм, компьютер, проектор, тетради для практических занятий, распечатанный материал из разных источников.
Пояснения к занятию

В практическом занятии № 2 студенты должны знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах и уметь предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту, применять первичные средства пожаротушения.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Техногенные чрезвычайные ситуации

Техногенные ЧС
Железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, трубопроводы, электроэнергетика

В области техногенной опасности ожидается:

  • нарастание потенциальных опасностей и повышение их риска возникновения ЧС в техногенной сфере (т.н. “проблема 2003”);

  • расширение промышленного производства;

  • усиление мер по противодействию техногенным катастрофам и снижению рисков возникновения техногенных ЧС.
    Основные направления формирования техногенной опасности на территории будут определяться такими видами ЧС, как пожары и взрывы в жилых зданиях и на опасных производственных объектах, выбросы химически опасных веществ, аварии на магистральных трубопроводах и коммунальных и энергетических сетях, крупные автомобильные катастрофы. Сохраняется вероятность прорывов напорного фронта водохранилищ.
    Техногенная катастрофа – это следствие умышленных или неумышленных действий человека (в большинстве случаев).

Взрыв — процесс быстрого неуправляемого физического или химического превращения системы, сопровождающийся переходом ее потенциальной энергии в механическую работу.

Пожар - неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровью людей.

Основные причины аварий и катастроф:

Причины можно разделить на две группы.

Первая – это нарушение противопожарного режима или неосторожное обращение с огнем.

Вторая – нарушение пожарной безопасности при проектировании и строительстве зданий.

· Просчеты при проектировании и недостаточный уровень безопасности современных зданий;

· Некачественное строительство или отступление от проекта;

· Непродуманное размещение производства;

· Нарушение требований технологического процесса из-за недостаточной подготовки или недисциплинированности и халатности персонала.
Задание

1.Просмотр видео – фильма: Техногенные катастрофы.

2. Изучить материалы итернет-сайтов

3. Составить глоссарий по теме:

1. «Железнодорожный транспорт»

2. «Автомобильный транспорт»

3. «Трубопроводы»
Контрольные вопросы

1.Что такое техногенная катастрофа?

2. Что такое взрыв?

3. Что такое пожар?

4. Причины техногенных катастроф?

Литература

1. Безопасность жизнедеятельности: учебник [Текст]. Н.В.Косолапов, Н.А.Прокопенко 5-е изд., - М. :КНОРУС,2013. – 192 с. (Среднее профессиональное образование).

Интернет-сайты: www.newgeophys.spb.ru

http://neparsya.net/referat/ecology/teh_katastr
Практическое занятие № 3

Приборы радиационной и химической разведки и контроля

Цель занятия

1.Изучить назначение и устройство приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, а также технику работы с ними;

2.Приобрести определенные практические навыки по выполнению задач радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля.
Оснащение занятия

  1. Приборы ДП -5 (А, Б, В), ДП – 24, ИД – 1, ИД – 11, ВПХР. Инструкции по эксплуатации.

  2. Учебная литература. Плакаты и схемы по приборам радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля.


Пояснения к занятию

В практическом занятии № 3 студенты должны знать задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения и уметь использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения.

В настоящее время на многих промышленных предприятиях и в медицине используются источники ионизирующего излучения. Широкое применение получил «мирный атом» для выработки электроэнергии. Вследствие этого возросла вероятность радиоактивного заражения. Основной задачей дозиметрии является выявление и оценка степени опасности ионизирующих излучений для населения и формирований ГО в целях обеспечения их действий в условиях радиационной обстановки.

С ее помощью осуществляются:

- обнаружение и измерение мощности экспозиционной и поглощенной дозы излучения в целях определения работы – и жизнеспособности населения и личного состава формирований;

- измерение активности РВ для определения необходимости и полноты проведения дезактивации и санобработки;

- измерение степени зараженности РВ продуктов питания, воды, фуража.

Применение на объектах экономики аварийно - химически опасных веществ (АХОВ), помимо требований по грамотной их эксплуатации, выдвигает и требования по ликвидации последствий выброса АХОВ в случае аварии на химически опасном объекте.

Ликвидация этих последствий невозможна без использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.

На основе данных контроля радиоактивного заражения (загрязнения) штабами ГО ОЭ, районов, городов и служб ГО определяется объем работ по проведению санитарной обработки людей, ветеринарной обработки с/х животных, а также дезактивации техники, продовольствия, других материальных средств и порядок их использования.
Задание

  • В процессе подготовки к занятию и в начале занятия студенты знакомятся с назначением и устройством приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля.

  • Практическое ознакомление и работа с приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля.

  • Отработка практических действий химика- наблюдателя по разведке и анализу радиационной и химической обстановки в районах радиоактивного и химического заражения.

  • Отработка действий по подготовке приборов дозиметрического контроля к работе,

  • определение доз радиоактивного заражения полученных личным составом формирования ГО при работе в зоне радиоактивного заражения.

Содержание отчета

  • Цель

  • Изучив материал по теме практического занятия:

-ознакомиться на практике с приборами радиационной и химической разведки и контроля.

-практически освоить действия по подготовке приборов к работе и проведению измерений.

-выписать в тетрадь назначение, устройство, принцип действия и порядок подготовки и работы с приборами радиационной и химической разведки и контроля.

Контрольные вопросы

  • 1. В чем сущность ионизационного метода обнаружения радиоактивных веществ и измерения радиоактивных излучений?

  • 2. Как подготовить ДП-5А к работе?

  • 3. Расскажите о требованиях по уходу за дозиметрическими приборами?

  • 4. Как подготовить ДКП-50А к работе?

  • 5. Расскажите как произвести отсчет полученной дозы облучения?

  • 6. Для чего предназначен ВПХР?.

  • 7. По какому принципу работает ВПХР?

  • 8. Покажите, как определить ОВ в воздухе с помощью ВПХР?

Работа над  кроссвордом. Он посвящен приборам радиационной и химической разведки. Ответив на вопросы (сверху вниз) вы узнаете название прибора, который обязан носить с собой каждый, находящийся в районе радиоактивного заражения.

1. Название прибора радиационной разведки, используемого для измерения дозы радиации;

2. Составная часть ПХР, используемая для прокачки индикаторных трубок;

3. Количество радиоактивного облучения, полученное в течение определенного времени;

4. Лампочка, которая горит, когда прибор включен, и не горит, когда он выключен;

5. Запаянная стеклянная емкость для хранения химических и лекарственных препаратов;

6. Вещество, используемое для проведения химических реакций;

7. Единица дозы ионизирующего излучения;

8. Процедура, предшествующая боевому применению прибора радиационной (химической) разведки.

http://coollib.net/i/28/235028/autogen_ebook_id258

Литература

1. Безопасность жизнедеятельности: учебник. Н.В.Косолапов, Н.А.Прокопенко 5-е изд., - М. :КНОРУС,2013. – 192 с. (Среднее профессиональное образование).

2. Начальная военная подготовка, учебник, П.И. Быков, И.Ф. Выдрин и др., изд. Воениздат,1979г.,296с.,ил.

3. Наставление по РХБЗ ВС РФ.
Практическое занятие № 4

Роль  Вооружённых Сил РФ в обеспечении национальной

безопасности России

Цель занятия

1. Выявление правовой основы и главных направлений обеспечения национальной безопасности России.

2. Закрепление основ военной службы и обороны государства и приобретение практических умений работать с документами.

Оснащение занятия.

Стратегия национальной безопасности РФ до 2020г. (Приложение8), учебник БЖД, ФЗ «Об Обороне» (Приложение 8), плакаты, презентации.
Пояснения к занятию

В практическом занятии № 4 студенты должны знать принципы обеспечения противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основы военной службы и обороны государства и уметь выявлять правовую основу обеспечения национальной безопасности России, и определять, главные направления обеспечения национальной безопасности России.

Национальная безопасность Российской Федерации

Каждое государство имеет свои интересы, которые являются главными для всего общества, его социальных слоев, для всех людей, какой бы национальности они ни были, какого бы вероисповедания ни придерживались. Такие интересы называются национальными.

Национальная безопасность - это защищённость жизненно важных интересов личности, общества и государства в во всех сферах жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз, обеспечивающих устойчивое прогрессивное развитие общества.

Особое место среди угроз национальной безопасности нашего государства занимают угрозы в военной сфере.

Военная безопасность является составной частью национальной безопасности и определяется как обеспеченность и устойчивое состояние защищенности личности, общества и государства от военных угроз.

Россия готова вести свои дела в сфере военной безопасности на началах взаимного доверия, равенства, уважения суверенитета и территориальной целостности государств, равно-гарантированной безопасности.

Обеспечение военной безопасности является важнейшим направлением деятельности государства.

В случае необходимости она может быть достигнута использованием всех имеющихся в стране сил, средств и ресурсов.

Наша держава обладает ядерным потенциалом, способным гарантированно обеспечить нанесение ответного воздействия на агрессора в любых условиях.

Однако ядерное оружие, которым оснащены Вооруженные Силы России, рассматривается исключительно как фактор сдерживания агрессии, обеспечения военной безопасности РФ и ее союзников, поддержания в мире климата международной стабильности.

Ядерная триа́да (англ. Nuclear triad) — стратегические наступательные вооружённые силы, включающие три компонента:

- стратегическая авиация,

- межконтинентальные баллистические ракеты и

- атомные подводные ракетоносцы.

Указом Президента Российской Федерации от 21.04.2000 № 706 утверждена новая Военная доктрина России.

В ней определены основные ориентиры государства, общества и граждан по обеспечению военной безопасности страны.

В доктрине сформулированы основные

Принципы обеспечения военной безопасности:

  • твердое централизованное руководство, сочетаемое с гражданским контролем;

  • эффективность прогнозирования;

  • своевременность вскрытия военных угроз и адекватное реагирование на них.

Главные цели обеспечения военной безопасности — предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз России.

Национальная безопасность включает в себя:

- защиту государственного и общественного строя;

- обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета;

- обеспечение и сохранение здоровья нации;

-охрану общественного порядка и борьбу с преступностью;

- обеспечение безопасности населения и территорий от ЧС;

- устойчивое развитие страны;

- обеспечение конституционных прав и свобод граждан, достойного качества и уровня их жизни и т.д.

Основным документом по развитию системы обеспечения национальной безопасности РФ является «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»

Национальные интересы Российской Федерации — это достояние и ценности нашего общества.

Они затрагивают политические, экономические, территориальные, экологические и иные сферы жизнедеятельности людей, всего государства.

Национальные интересы России определяют основные цели страны, формируют задачи внутренней и внешней политики.

Во внутренней политике национальные интересы направлены на обеспечение гражданского мира, национального согласия, территориальной целостности, правопорядка.

Национальным интересам России чужды социальные, межэтнические и религиозные конфликты, национальный и региональный сепаратизм и экстремизм.

Во внешней политике соблюдение национальных интересов предполагает:

Обеспечение суверенитета и упрочение позиций России как великой державы — одного из влиятельных центров многополярного мира;

О развитие равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего со странами СНГ;

О соблюдение прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Сферы деятельности национальных интересов РФ

экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

Блоки :

- ООН и Свет Безопасности ООН;

- ЕврАзЭС( Россия, Белоруссия, Казахстан, Кыргызская Республика, Таджикистан):

- ШОС (Россия, Китай, Кыргызская Республика, Таджикистан, Казахстан;

- БРИКС (Россия, Китай, Индия, Бразилия, ЮАР);

-ОДКБ (Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения, Таджикистан, Киргизия).

ОБОРОНА есть система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооружённой защите РФ, целостности и неприкосновенности её территории.

Оборона является элементом безопасности и одной из важнейших функций государства, организуется и осуществляется в соответствии с международным правом.

- Конституцией РФ;

- Военной доктриной РФ;

- ФЗ от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне».
Задание

1. Изучить стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020г., материал учебника БЖД стр.141-143

2. Ответить письменно:

Что такое национальная безопасность?

Что такое национальные интересы РФ?

Что значит угроза национальной безопасности?

Что входит в силы обеспечения национальной безопасности?

Что входит в средства обеспечения национальной безопасности?

Что такое военная безопасность?

Запишите принципы обеспечения военной безопасности.

3. Изучить ФЗ «Об обороне»

Составить глоссарий по ФЗ «Об обороне»

Глосса́рий (лат. glossarium — «собрание глосс») — словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами. Собрание глосс и собственно глоссарии стали предшественниками словаря.

4.Работа в парах. Заучиваем слова, внесенные в глоссарий.

5. Игра «Домино» (Проверка знаний по изученной теме)
Литература

1. Арустамов,  Э. А. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учебник для среднего профессионального образования / Э. А. Арустамов, Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко/ Изд. 9-е – М. : Издательский центр «Академия», 2013. –  С 83 – 89.

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020г

3. ФЗ «Об обороне» №61 от 31 мая 1998г.
Практическое занятие № 5

Определение правовой основы военной службы

Цель занятия

Приобретение практических умений работать с нормативными документами.

Оснащение занятия

Конституция РФ, плакаты, видеофильм, наглядное пособие.
Пояснения к занятию

В практическом занятии № 5 студенты должны знать правовые основы военной службы и обороны государства; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке, уметь ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
Правовая основа военной службы

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

1. Военная служба состоит в защите государственного суверенитета и территориальной целостности РФ, обеспечении внешней и внутренней безопасности государства, отражении агрессии, выполнении миротворческих и иных задач в соответствии с международными обязательствами РФ.

2. Военная служба заключается в выполнении военнослужащими специфических обязанностей – несении боевого дежурства, боевой службы, в том числе участии в боевых действиях, защите неприкосновенности граждан, должностных лиц, государства, помощи правоохранительным органам в поддержании общественного порядка и общественной безопасности.

В зависимости от уровня военной подготовки, характера занимаемой должности и воинских званий все военнослужащие различаются по составу:

 Солдаты и матросы;

 Сержанты и старшины;

 Прапорщики и мичманы;

 Офицеры — младшие, старшие, высшие.

Началом военной службы считается:

для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, - день присвоения воинского звания рядового;

для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта о прохождении военной службы;

11. Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина.

Зачисление на военную службу осуществляется двумя способами: а) по призыву; б) по контракту. Законодательством установлены следующие сроки военной службы:

а) для проходящих военную службу по призыву – 18 месяцев (с 01.10.2008 – 12 месяцев);

б) для имеющих высшее образование и проходящих военную службу по призыву – 12 месяцев (до 01.01.2008 г.);

в) для проходящих военную службу по контракту – на срок контракта. Контракт о прохождении военной службы заключается на срок 3, 5 или 10 лет, а также на меньший срок до наступления предельного возраста пребывания на военной службе.

Военнослужащие увольняются с военной службы и зачисляются в запас по истечении установленного срока их службы.

Для военнослужащих установлены предельные возрасты пребывания на военной службе в зависимости от имеющегося воинского звания.
3.Понятие о военном законодательстве.

Конституцией установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ (ст. 59, п.1).

Военная служба связана с рядом правоограничений и прямых запретов для военнослужащих, которые допустимы в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ только по федеральному закону, которым является Федеральный закон "О статусе военнослужащих" (п. 7 ст. 10).

Президент РФ является Верховным Главнокомандующим ВС РФ и в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории страны или в отдельных местностях военное положение (ст. 87). Меры по обеспечению обороны страны и государственной безопасности осуществляет Правительство РФ. Итак, порядок прохождения военной службы устанавливается законодательством и другими нормативно — правовыми документами.
Основными из них являются:

 Конституция РФ;

 Закон РФ «Об обороне» ;

 Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» ;

 Закон РФ «О безопасности» ;

 Закон РФ "«О статусе военнослужащих» ;

 Уставы ВС РФ, приказы МО РФ;

 Указ президента РСФСР «О создании ВС» от 7 мая 1992 г.
4.Основные законодательные акты… 
а) Базовым правовым актом военного законодательства является ФЗ РФ «Об обороне», принят 24 апреля 1996 г.
Этим законом определяются:

 Основы и организации обороны;

 Полномочия органов государственной власти РФ в области обороны ;

 Функции органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, обязанности должностных лиц, права и обязанности граждан в области обороны;

 Предназначение Вооружённых Сил, их комплектование и руководство, функции МО и Генштаба;

 Основные положения — состояния войны, военное положение, мобилизация, гражданская оборона, территориальная оборона;
 Положение об ограничении деятельности политических партий и общественных организаций в Вооружённых Силах РФ.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине Безопасность жизнедеятельность для обучающихся по профессиям: 190631. 01 Автомеханик iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Экономика организации»
Экономика организации [Текст]: методические указания к практическим занятиям для студентов очной формы обучения по специальностям...

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине Безопасность жизнедеятельность для обучающихся по профессиям: 190631. 01 Автомеханик iconМетодические указания по дисциплине оп. 06 Основы аналитической химии...
Методические указания и задания к лабораторно-практическим и самостоятельным занятиям по оп. 06 Основы аналитической химии для студентов...

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине Безопасность жизнедеятельность для обучающихся по профессиям: 190631. 01 Автомеханик iconМетодические указания к практическим занятиям по общей, неорганической...
Методические указания к практическим занятиям по общей, неорганической химии и органической предназначены для студентов специальности...

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине Безопасность жизнедеятельность для обучающихся по профессиям: 190631. 01 Автомеханик iconМетодические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Программирование...
Методические рекомендации к практическим занятиям по учебной дисциплине «Программирование для автоматизированного оборудования»

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине Безопасность жизнедеятельность для обучающихся по профессиям: 190631. 01 Автомеханик iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Основы конструкции автомобилей»
Методические указания предназначены для студентов, изучающих курс «Основы конструкции автомобиля». Они могут быть также использованы...

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине Безопасность жизнедеятельность для обучающихся по профессиям: 190631. 01 Автомеханик iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Основы конструкции автомобилей»
Методические указания предназначены для студентов, изучающих курс «Основы конструкции автомобиля». Они могут быть также использованы...

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине Безопасность жизнедеятельность для обучающихся по профессиям: 190631. 01 Автомеханик iconМетодические указания к практическим работам по дисциплине «Базы данных»
Методические указания предназначены для проведения практических занятий по дисциплине «Базы данных», для специальности ксиК

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине Безопасность жизнедеятельность для обучающихся по профессиям: 190631. 01 Автомеханик iconМетодические указания по практическим занятиям и самостоятельной...
Миронова Е. А. Договорная работа: Методические указания по практическим занятиям и самостоятельной работе для направления подготовки...

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине Безопасность жизнедеятельность для обучающихся по профессиям: 190631. 01 Автомеханик iconМетодические указания по выполнению практических и лабораторных работ...
Учебно-методическое пособие предназначенодля студентов 3 курса, обучающихся по профессии 23. 01. 03 Автомеханик. Пособие содержит...

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине Безопасность жизнедеятельность для обучающихся по профессиям: 190631. 01 Автомеханик iconМетодические рекомендации по выполнению практических работ для профессии...
Методические рекомендации предназначены для обучающихся Шатровского филиала гбпоу «ктк» для профессии: 23. 01. 03 «Автомеханик» при...

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине Безопасность жизнедеятельность для обучающихся по профессиям: 190631. 01 Автомеханик iconМетодические указания к лабораторным занятиям по дисциплине оп. 06 «Электрорадиоизмерения»
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и рабочей программой оп. 05 «Электрорадиоизмерения» по специальности...

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине Безопасность жизнедеятельность для обучающихся по профессиям: 190631. 01 Автомеханик iconМетодические указания к практическим занятиям Ставрополь 2014
Сертификация и лицензирование в сфере производства и эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине Безопасность жизнедеятельность для обучающихся по профессиям: 190631. 01 Автомеханик iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и...

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине Безопасность жизнедеятельность для обучающихся по профессиям: 190631. 01 Автомеханик iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и...

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине Безопасность жизнедеятельность для обучающихся по профессиям: 190631. 01 Автомеханик iconПетрова Л. В., О. В. Коришева Финансы железных дорог: Методические...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный...

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине Безопасность жизнедеятельность для обучающихся по профессиям: 190631. 01 Автомеханик iconМетодические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине для...
На основании знаний физиологических особенностей детского организма, патогенеза и основных симптомов и синдромов аутоиммунных заболеваний,...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2017
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск