Методические указания по дисциплине оп. 06 Основы аналитической химии для выполнения лабораторных работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим (лабораторным) работам, правильного составления отчетов




Скачать 272.5 Kb.
НазваниеМетодические указания по дисциплине оп. 06 Основы аналитической химии для выполнения лабораторных работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим (лабораторным) работам, правильного составления отчетов
страница1/3
ТипМетодические указания
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические указания
  1   2   3
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Адамовский сельскохозяйственный техникум-филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный аграрный университет»

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по УР

______________Н.А.Чернова

«_____»___________________2014 г

Учебное пособие.

Рабочая тетрадь по выполнению

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Дисциплина ОП.06 Основы аналитической химии

по специальности 35.02.35 Агрономия

Адамовка 2014 г.

Автор: А.Г.Бекмухамедова преподаватель специальных дисциплин Адамовского сельскохозяйственного техникума.


Рассмотрена и одобрена на заседании ЦК

_____ Технических и агрономических дисциплин________

(наименование ЦК)

Протокол № от « » ____________ 20_____г.

Председатель ЦК __________________Б.С.Баймухамбетов

Рассмотрена и одобрена на заседании учебно-методической комиссии филиала

Протокол № от « » ____________ 20______г.

Зав.методическим кабинетом ___________________________ Л.В. Юрченкова

Методические указания и задания к лабораторно-практическим и самостоятельным занятиям по ОП.06 Основы аналитической химии для студентов специальности 35.02.05 Агрономия

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Методические указания по дисциплине ОП.06 Основы аналитической химии для выполнения лабораторных работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим (лабораторным) работам, правильного составления отчетов.

Приступая к выполнению практической (лабораторной) работы), Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС-3), краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической (лабораторной) работы ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

Все задания к практической (лабораторной) работе) Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.

Отчет о практической (лабораторной) работе Вы должны выполнить по приведенному алгоритму, опираясь на образец.

Наличие положительной оценки по практическим (лабораторным) работам необходимо для получения зачета по дисциплине или допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую (лабораторную) работу, Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

В методических указаниях представлены лабораторно-практические работы по темам. Представлен алгоритм их выполнения. Отчеты заполняются в лабораторных журналах (тетрадях), в конце каждой работы даны задания для закрепления полученных знаний

Содержание


  1. Основные требования к освоению дисциплины ОП.06 Основы аналитической химии…………………………………………………6

  2. Требования к выполнению лабораторных работ……………………..7

  3. Правила выполнения лабораторной работы…………………………..8

  4. Лабораторные работы по дисциплине ОП.06 Основы аналитической химии……………………………………………………………………9

  5. Информационное обеспечение обучения……………………………..27




  1. Основные требования к освоению дисциплины ОП.06 Основы аналитической химии


Дисциплина ОП.06 Основы аналитической химии входит в цикл общепрофессиональных дисциплин.

Выполнение ЛПЗ направлено на:

- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам учебных дисциплин,

- формирование умений применять полученные знания на практике, развитие общих компетенций, включающих аналитическую, проектировочную, конструктивную деятельность;

- формирование профессиональных компетенций, направленных на выработку таких профессионально значимых качеств как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

- обоснованно выбирать методы анализа;

- пользоваться аппаратурой и приборами;

- проводить необходимые расчеты;

- выполнять качественные реакции на катионы и анионы различных аналитических групп;

- определять состав бинарных соединений;

- проводить качественный анализ веществ неизвестного состава;

- проводить количественный анализ веществ.

Рабочая программа дисциплины ОП.06 Основы аналитической химии направлена на подготовку студентов к освоению дисциплин ППССЗ по специальности 35.02.35 Агрономия и овладению профессиональными компетенциями (ПК)

ПК 1.1

Выбирать агротехнологии для различных сельскохозяйственных культур.

ПК 1.2

Готовить посевной и посадочный материал.

ПК 1.3

Осуществлять уход за посевами и посадками сельскохозяйственных культур.

ПК 1.4

Определять качество продукции растениеводства.

ПК 1.5

Проводить уборку и первичную обработку урожая.

ПК 2.1

Повышать плодородие почв.

ПК 2.2

Проводить агротехнические мероприятия по защите почв от эрозии и дефляции.

ПК 2.3

Контролировать состояние мелиоративных систем.

ПК 3.1

Выбирать способы и методы закладки продукции растениеводства на хранение.

ПК 3.2

Подготавливать объекты для хранения продукции растениеводства к эксплуатации.

ПК 3.3

Контролировать состояние продукции растениеводства в период хранения.

ПК 3.4

Организовывать и осуществлять подготовку продукции растениеводства к реализации и ее транспортировку.

ПК 3.5

Реализовывать продукцию растениеводства.

2. Требования к выполнению лабораторных работ:

1.  Студент должен явиться на лабораторное занятие подготовленным по данной теме.
2. Каждый студент должен знать правила по технике безопасности при работе в лаборатории (и при работе с электроприборами в данной работе).
3. После проведения работы студент представляет письменный отчет.
4. До выполнения лабораторной работы  у студента проверяют знания по выявлению уровня его теоретической подготовки по данной теме.
5. Отчет о проделанной работе следует выполнять в тетради для лабораторных работ. Содержание отчета указано в описании лабораторной работы.
6. Таблицы и рисунки следует выполнять карандашом, записи – синим или чёрным цветом пасты или чернил. Рисунки выполняются в левой половине листа, наблюдения и выводы в правой части листа. Уравнения реакций записываются во всю строку (после наблюдений и выводов).
7. Зачет по данной лабораторной работе студент получает при положительных оценках за теоретические знания и отчет по лабораторной работе, общий зачет – при наличии зачетов по всем лабораторным работам.

Правила по технике безопасности при проведении лабораторных и практических работ

  1. Работая в лаборатории, необходимо соблюдать большую осторожность.

  2. Приступать к выполнению задания после указания преподавателя.

  3. Производить опыты в чистой посуде.

  4. В случае возникновения пожара в лаборатории вызвать пожарную охрану, а до прибытия гасить огонь песком, огнетушителем.

  5. Соблюдать правила техники безопасности при работе с электроприборами

3.Правила выполнения лабораторной работы

Лабораторная работа выполняется в три этапа:

Этап

Содержание работы

Выполнение пунктов №

Первый

Подготовка к испытанию.




Второй

Выполнение испытания.




Третий

Подготовка отчёта по работе и выполнение заданий.




Правила оформления отчёта по лабораторной работе

1) Запишите название номер и тему лабораторной работы.

Лабораторная работа №__.
Тема:______________________________________________________________
Цели работы: _______________________________________________________.
Материалы и оборудование: ___________________________________________.

2) Ознакомьтесь самостоятельно с целями работы и списком оборудования и материалов.

3) Проведите испытания согласно инструкционной карте результаты запишите в отчет.

4) Если необходимо проведите расчёты используя предложенные формулы

4.Лабораторные работы по дисциплине ОП.06 Основы аналитической химии

ЛПЗ № 1: «Приборы и посуда, аналитические весы»

1. ЛПЗ №1 «Химическая посуда»

Цель работы: изучить классификацию и назначение химической посуды

Материалы и оборудование: лабораторная посуда

Лабораторная посуда — специальные ёмкости различного конструктивного исполнения, объема, изготовленные из разнообразных материалов, устойчивы к агрессивным средам. Перед применением лабораторная посуда должна быть хорошо вымыта и просушена. К лабораторной посуде относятся: пробирки, колбы, стаканы, воронки, чаши, мензурки, цилиндры и многие другие предметы, которые используются при проведении различных лабораторно практических работ, опытов и анализов.

К мерной химической посуде относятся мерные стаканы, мерные колбы, измерительные цилиндры, градуированные пробирки, бюретки, пипетки и мензурки.

Различают стеклянную, фарфоровую и пластиковую посуду. Лабораторная посуда из пластика не уступает по качественным характеристикам стеклянной посуде и при этом она удобна в применении, так как она устойчива к щелочам, кислотам и другим агрессивным веществам. Химическая посуда из пропилена легко моется и быстро сохнет, а также не бьется, что делает ее более безопасной в применении.

Задание 1. Изучить виды лабораторной посуды и ответить на поставленные вопросы

  1. Назвать виды посуды изображенной на рисунке



ж з е

а)__________________________________________________________________

б)__________________________________________________________________

в)__________________________________________________________________

г)__________________________________________________________________

д)__________________________________________________________________

ж)_________________________________________________________________

з)__________________________________________________________________

е)__________________________________________________________________

2.Назвать области применения данных видов посуды и описать технику работы с ними:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2Описать строение спиртовки.

а) назвать составляющие спиртовки :



  1. ___________________________________________________________________

  2. ___________________________________________________________________

  3. ___________________________________________________________________

  4. ___________________________________________________________________

б) Как правильно работать со спиртовкой? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛПЗ № 2: «Определение содержания Ba2+ в образце»

Цель работы: изучить способы осаждения и обнаружения Ba2+

Материалы и оборудование: стакан с раствором задачи, коническая колба на 100 мл, стеклянная палочка, в общем пользовании: два штатива с бюретками: (№1) - с раствором 2н HCl, (№2) - с раствором 2н H2SO4, электрическая плитка с асбестовой сеткой, тубус с дистиллированной водой.

Ход работы:

Работа основана на осаждении сульфата бария по реакции:

BaCl2 + H2SO4 = BaSO4↓ +2НСl

Ход выполнения анализа:

1. В химический стакан, содержащий задачу, цилиндром на 100 мл добавить примерно 30 мл дистиллированной воды.

2. Погрузить в смесь стеклянную палочку положением резинкой вверх и до завершения всех опытов из стакана не вынимать.

3. Из бюретки №1 - прилить в стакан с раствором задачи 2 мл 2н HCl.

4. В коническую колбу налить цилиндром примерно30 мл дистиллированной воды и добавить 5 мл 2н H2SO4 из бюретки №2.5

5. Стакан и коническую колбу насухо протереть снаружи и нагревать на плитке с асбестовой сеткой, не допуская кипения жидкостей (70÷80 °С).

6. Осторожно, используя бумажные ленты- «хомуты», переместить на рабочее место стакан с раствором задачи и колбу с H2SO4.

7. Горячий раствор H2SO4 из конической колбочки порциями, по стеклянной палочке, при осторожном постоянном перемешивании прилить в стакан к горячему же его содержимому.

8. Выполнить проверку на полноту осаждения добавлением к отстоявшейся смеси растворов 2-3 капли 2н H2SO4 из бюретки №2. При заметном помутнении добавить из той же бюретки еще 2 мл 2н H2SO4.

9. Стакан с находящейся в нем стеклянной палочкой закрыть бумажным «колпачком» с отметками: дата, ФИО студента и номер группы.

10. Установить стакан в шкаф для созревания осадка до следующего ЛПЗ.

ЛПЗ №3 «Приготовление титрованных растворов»

Цель работы: научиться получать титрованные растворы из фиксанала.

Материалы и оборудование: фиксанал раствора 0,1 н HCl,

Ход работы:

Приготовленные растворы (первичные стандарты) имеют более точную концентрацию, чем установленные растворы (вторичные стандарты).

Навеску вещества (а), необходимую для приготовления заданного объема титрованного раствора, рассчитывают в зависимости от способа выражения его концентрации.

Фиксанал представляет собой запаянную стеклянную ампулу, содержащую точно отвешенное количество реактива или его раствора (рис. 1). На каждой ампуле фиксанала обозначена формула находящегося в ней вещества и его количество (0,1 М; 0,1 н. и др.).

 



 Рисунок 1 – Фиксаналы

Навеску вещества а (Х), г для приготовления титрованного раствора можно рассчитать по величине титра (указан в ОФС «Титрованные растворы» в статье на соответствующий титрованный раствор):

 

 (4)

где Т(А) – титр вещества, мг/мл; W – заданный объем титрованного раствора, мл.

 

ПРИМЕР: Рассчитайте навеску для приготовления 3 литров (W) 0,1 М раствора серебра нитрата, если 1 мл этого раствора согласно ГФ должен содержать 16,99 мг вещества.

РЕШЕНИЕ: 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Навеска нитрата серебра для приготовления 3 литров 0,1М раствора равна 51,0 г.

Рассчитанные тем или иным способом навески используют для приготовления титрованных растворов. По первому способу приготовления – навески отвешивают на аналитических весах, по второму – на ручных весах или отмеривают по объему.


 

При приготовлении титрованных растворов должны соблюдаться требования ГОСТ 27025. Для приготовления титрованных растворов твердые вещества взвешивают с точностью до второго десятичного знака, концентрированные растворы веществ отмеряют пипетками (ГОСТ 29227) или бюретками (ГОСТ 29251) с ценой деления 0,1 см3.

При взвешивании применяют лабораторные весы общего назначения типов ВЛР–200 г и ВЛКТ–500 г–М или ВЛЭ–200 г. При приготовлении больших объемов титрованных растворов твердые вещества взвешивают на весах ВЛКТ-1000, а концентрированные растворы отмеривают цилиндром.

Согласно НД (ГОСТ; ГФ) допускается готовить титрованные растворы с помощью стандарт-титров (фиксаналов).

Фиксаналы едких щелочей хранят не более 6 мес., так как при более длительном хранении они загрязняются продуктами выщелачивания стекла. Фиксаналы солей и кислот имеют длительный срок годности.

При приготовлении 0,05 М (0,1 н.) титрованного раствора иода из фиксанала необходимо перед вскрытием ампулы внести в мерную колбу 30–40 г иодида калия. Если же ампула содержит 0,005 М (0,01 н.) иода, то добавлять калия иодид не нужно. Для растворения иода вполне достаточно того количества иодида, которое имеется в ампуле. Обычно навеска иода в фиксанале рассчитана на приготовление 500 мл 0,05 М (0,1 н.) титрованного раствора иода.

Для приготовления титрованных (рабочих) растворов содержимое ампулы количественно переносят в мерную колбу соответствующей вместимости, и получают раствор точной концентрации (0,1М; 0,05 М; 0,1 н.; 0,01 н. или другой).

Перед приготовлением раствора из фиксанала сначала удаляют теплой водой штемпель (или этикетку) с ампулы, затем обмывают ее водой дистиллированной. В мерную колбу (5) соответствующей вместимости (для получения титрованных растворов нужной концентрации) вставляют стеклянную воронку (4). Помещают в нее боек с крестовидным утолщением (2) коротким острым концом вверх (обычно прилагается к каждой коробке фиксанала) (рис. 2).



 

Рисунок 2 – Приготовление титрованного раствора из фиксанала

 

Затем дно ампулы фиксанала (1) разбивают осторожным ударом об острый конец бойка. После чего пробивают вторым бойком (3) верхнее углубление ампулы. Содержимое ампулы фиксанала тщательно промывают через верхнее отверстие струей воды из промывалки в мерную колбу. Для промывания нужен не менее чем шестикратный объем воды по сравнению с вместимостью ампулы. Вещество в колбе растворяют в воде при взбалтывании, доводят объем раствора до метки. Колбу закрывают пробкой, и раствор хорошо перемешивают.

В остальном приготовление титрованного раствора из фиксанала аналогично вышеприведенному способу (установление титра, поправочного коэффициента и др.).

Из фиксаналов можно приготовить растворы различной концентрации, используя мерные колбы соответствующей вместимости. Например, из фиксанала, содержащего 0,1 моль вещества, можно приготовить 0,1 М раствор в мерной колбе вместимостью 1000,0 мл; 0,05 М раствор – вместимостью 2000,0 мл; 0,02 М – 500,0 мл и т.д.

При использовании мерных колб вместимостью больше, чем 1000,0 мл, титрованные растворы будут меньшей концентрации:

 

 или  (5)

При использовании мерных колб вместимостью меньше, чем 1000 мл, титрованные растворы будут большей концентрации:

 

 или  (6)

где N(X) – заданная молярная концентрация эквивалента титрованного раствора, М, УЧ, н.; С1(Х) – заданная молярная концентрация вещества титрованного раствора, М/л; Э(Х) – молярная масса эквивалента, содержащаяся в фиксанале, г/моль; С0(Х) – молярная масса эквивалента, содержащаяся в фиксанале, г/моль; W0 – вместимость мерной колбы, на которую рассчитана навеска в фиксанале, мл; W1 – вместимость мерной колбы для приготовления титрованного раствора заданной концентрации, мл.

ПРИМЕР: Рассчитайте вместимость мерной колбы (W1) для приготовления 1 н. (N(Х)) раствора серной кислоты из фиксанала, содержащего 0,1 моль-эквивалента серной кислоты (Э (Х)).

РЕШЕНИЕ:

 отсюда

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Для приготовления 0,5 М. раствора серной кислоты из фиксанала нужна мерная колба вместимостью 100 мл.

Вопросы и задания

  1. Что такое титр?

  2. Из каких веществ готовятся титрованные растворы?

  3. Что такое приблизительные растворы?

ЛПЗ №4 « Определение содержания соляной кислоты в растворе»

Цель работы: научиться определять содержание соляной кислоты в растворе

Материалы и оборудование: одноразовый шприц объемом 20 мл., раствор соляной кислоты 0,1 н., весы электронные

Ход работы:
  1   2   3

Похожие:

Методические указания по дисциплине оп. 06 Основы аналитической химии для выполнения лабораторных работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим (лабораторным) работам, правильного составления отчетов iconМетодические указания по учебной дисциплине Эксплуатационные материалы...
Методические указания по учебной дисциплине Эксплуатационные материалы для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для...

Методические указания по дисциплине оп. 06 Основы аналитической химии для выполнения лабораторных работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим (лабораторным) работам, правильного составления отчетов iconМетодические указания по дисциплине «Основы предпринимательства»...
Методические рекомендации предназначены для использования студентами профессиональных образовательных организаций в процессе выполнения...

Методические указания по дисциплине оп. 06 Основы аналитической химии для выполнения лабораторных работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим (лабораторным) работам, правильного составления отчетов iconМетодические указания по проведению лабораторных работ по дисциплине «Информатика»
Методические указания по проведению лабораторных работ предназначены для студентов гоапоу «Липецкий металлургический колледж» технических...

Методические указания по дисциплине оп. 06 Основы аналитической химии для выполнения лабораторных работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим (лабораторным) работам, правильного составления отчетов iconМетодические указания к лабораторным работам по дисциплине “
Методические указания к лабораторным работам по дисциплине “Нормативные документы и должностные инструкции” / А. Г. Куприянов, А....

Методические указания по дисциплине оп. 06 Основы аналитической химии для выполнения лабораторных работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим (лабораторным) работам, правильного составления отчетов iconМетодические указания по мдк. 03. 01. Технологии хранения, транспортировки...
Мдк. 03. 01. Технологии хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции

Методические указания по дисциплине оп. 06 Основы аналитической химии для выполнения лабораторных работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим (лабораторным) работам, правильного составления отчетов iconМетодические рекомендации для студентов по выполнению практических...
Методические рекомендации по мдк 04. 03 «Основы профессионального общения» созданы Вам в помощь для выполнения заданий при выполнении...

Методические указания по дисциплине оп. 06 Основы аналитической химии для выполнения лабораторных работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим (лабораторным) работам, правильного составления отчетов iconМетодические указания к лабораторным работам «спектрофотометрический анализ»
Методические указания к лабораторным работам «спектрофотометрический анализ» по спецкурсу «оптические методы анализа» для студентов...

Методические указания по дисциплине оп. 06 Основы аналитической химии для выполнения лабораторных работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим (лабораторным) работам, правильного составления отчетов iconМетодические указания к практическим работам по дисциплине «Базы данных»
Методические указания предназначены для проведения практических занятий по дисциплине «Базы данных», для специальности ксиК

Методические указания по дисциплине оп. 06 Основы аналитической химии для выполнения лабораторных работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим (лабораторным) работам, правильного составления отчетов iconМетодические указания к практическим занятиям по общей, неорганической...
Методические указания к практическим занятиям по общей, неорганической химии и органической предназначены для студентов специальности...

Методические указания по дисциплине оп. 06 Основы аналитической химии для выполнения лабораторных работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим (лабораторным) работам, правильного составления отчетов iconМетодические указания для выполнения лабораторных работ по дисциплине...
Цель работы: ознакомиться с методами измерения сопротивления элементов и изоляции электрических цепей

Методические указания по дисциплине оп. 06 Основы аналитической химии для выполнения лабораторных работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим (лабораторным) работам, правильного составления отчетов iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Основы конструкции автомобилей»
Методические указания предназначены для студентов, изучающих курс «Основы конструкции автомобиля». Они могут быть также использованы...

Методические указания по дисциплине оп. 06 Основы аналитической химии для выполнения лабораторных работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим (лабораторным) работам, правильного составления отчетов iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Основы конструкции автомобилей»
Методические указания предназначены для студентов, изучающих курс «Основы конструкции автомобиля». Они могут быть также использованы...

Методические указания по дисциплине оп. 06 Основы аналитической химии для выполнения лабораторных работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим (лабораторным) работам, правильного составления отчетов iconМетодические указания к лабораторным работам по дисциплине «Физико-химические методы анализа»
Методические указания составили: доценты: С. А. Соколова, О. В. Перегончая, Л. Ф. Науменко, А. К. Решетникова, О. В. Дьяконова,,...

Методические указания по дисциплине оп. 06 Основы аналитической химии для выполнения лабораторных работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим (лабораторным) работам, правильного составления отчетов iconИркутской области «Ангарский индустриальный техникум»
Методические указания к лабораторным и практическим работам/ Авторы работы: Мурзина Ю. П., преподаватель гапоу ио аит, Лобова И....

Методические указания по дисциплине оп. 06 Основы аналитической химии для выполнения лабораторных работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим (лабораторным) работам, правильного составления отчетов iconМетодические указания для выполнения практической работы «создание компьютерной публикации»
Методическая разработка рассмотрена на заседании предметно-цикловой комиссии информационных технологий. Рекомендована к использованию...

Методические указания по дисциплине оп. 06 Основы аналитической химии для выполнения лабораторных работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим (лабораторным) работам, правильного составления отчетов iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Экономика организации»
Экономика организации [Текст]: методические указания к практическим занятиям для студентов очной формы обучения по специальностям...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2017
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск