Конкурс «оригами» как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы чуйкова Наталья Валерьевна




Скачать 65.15 Kb.
НазваниеКонкурс «оригами» как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы чуйкова Наталья Валерьевна
ТипКонкурс
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Конкурс
КОНКУРС «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Чуйкова Наталья Валерьевна, учитель начальных классов МАОУ лицея № 142 Советского района г. Челябинска

_________________________________________________________________
Современная школа и новые жизненные условия выдвигают свои требования к обучающимся и образовательному процессу в целом. Сегодня многие педагоги понимают, что цель обучения – это не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками по отдельно взятым предметам, но и развитие и воспитание творческой личности, способной вырабатывать свои новые оригинальные решения, быть инициативной, мыслящей, ориентированной на конечный результат. Поэтому творческие способности необходимо начинать развивать как можно раньше, и процесс этот должен быть безостановочным.

С проявлением творческих способностей всегда связано создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений. Результатом творческой деятельности является создание чего-то нового, открытие для себя нового знания, обнаружение в самом себе новых возможностей. И не всегда это глобально новые изменения или усовершенствования.

Одним из средств активизации творческого потенциала в начальной школе является конструирование. А самым ярким примером конструирования можно считать оригами.

Оригами – искусство складывания фигурок из бумаги («ори» в переводе с японского – складывать, «ками» - бумага).

Оригами не мертвое искусство. Даже в наш прогрессивный век над созданием необычайных фигурок и новых приемов трудятся люди разных возрастов и профессий. Каждый находит в оригами что-то свое: архитектор – причудливые плоскости, модельер – идеи для новых изделий, сценарист и режиссер – готовых героев для спектакля, педагог – возможность стать в глазах своих учеников настоящим волшебником, а школьник – радость от необычных занятий и новую игрушку. Простые и доступные приемы складывания и безграничная фантазия людей создают целый мир оригами. Мир особый, веселый, добрый, увлекательный и ни на что не похожий.

Окунуться в этот мир помог нам конкурс «Оригами», проводимый в рамках социальной программы «Шаг в будущее» для учащихся начальной школы. Целью данного конкурса является развитие творческих способностей, образно-пространственного мышления; привлечение учащихся младшей школы к техническому творчеству при использовании доступного материала – бумаги.

Благодаря конкурсу «Оригами», в нашем лицее был введен курс внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами». Изначально руководитель курса предполагал заниматься только с ребятами, которые будут защищать честь школы на районном и городском конкурсе бумажной пластики «Оригами». Но занятия с бумагой интересны и доступны всем детям, поэтому курс внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» пользуется популярностью в лицее и с каждым годом привлекает все больше ребят. Занятия оригами приобретают новую значимость и дают учащимся возможность попробовать свои силы в этом искусстве. Одни ребята приходят на занятия для реализации своих творческих замыслов, другие ищут друзей по интересам, а некоторых привлекает создание своими руками новой игрушки или подарка близким.

Подготовка к конкурсу «Оригами» начинается задолго до его проведения. На первом этапе путем наблюдений выявляются дети, способные аккуратно и точно под руководством учителя выполнить сгибы, складки, необходимые для создания фигурки оригами. Затем на занятиях внеурочной деятельности учитель определяет учащихся, которые могут читать схему и выполнять ее точные инструкции. Эти учащиеся в дальнейшем могут успешно выступать не только в программе «Шаг в будущее», но и в других различных конкурсах творческой направленности.

На последнем этапе проводится школьный конкурс «Чудеса оригами», участниками которого являются дети, посещающие внеурочные занятия. Школьный конкурс проводится по тем же возрастным группам, что и районный конкурс в социальной программе «Шаг в будущее».

Для подготовки к районному и городскому конкурсу «Оригами» с победителями ведется дальнейшая индивидуальная работа по выполнению ими более сложных моделей.

Искусство позволяет не только разнообразить досуг учащихся, но и является средством решения многих педагогических задач:

  • развивает мелкую моторику, что способствует совершенствованию навыков письма;

  • развивает речь, ведь еще Сухомлинский В.А. сказал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок» [2];

  • способствует концентрации внимания, т.к. заставляет сосредоточиться на процессе изготовления фигурки, чтобы получить желаемый результат;

  • стимулирует развитие памяти, ведь ребенку, чтобы сделать поделку необходимо запомнить последовательность ее выполнения, приемы и способы складывания;

  • знакомит с основными геометрическими понятиями: угол, сторона, квадрат, треугольник, диагональ и др.;

  • развивает пространственное мышление, чувство формы, художественный вкус, способность комбинировать;

  • является средством сплочения детского коллектива: при выполнении работ учащиеся помогают друг другу освоить новый прием складывания, а при создании коллективного панно дети учатся договариваться и выслушивать товарища;

  • расширяет коммуникативные способности;

  • помогает развитию творческого потенциала ребенка: очень важно то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки, без доминирования какой-либо одной. Ведь большинство из учащихся «однорукие» («левши» или «правши»), и это приводит к непропорциональному развитию одного из полушарий головного мозга. Так как вся работа в оригами выполняется двумя руками, это способствует повышению активности как левого, так и правого полушарий головного мозга, что помогает развитию творческих задатков у ребенка.

Дидактическими принципами использования оригами в развитии творческого потенциала учащихся являются, во-первых, «знания – фундамент творчества». Творческая деятельность не может выходить за пределы имеющихся у ученика знаний, усвоение нового должно проходить постепенно [3].

Во-вторых, многократное повторение. Чем чаще повторяется то или иное действие, тем больше шансов у ученика модернизировать, добавить что-то новое в хорошо знакомый вариант операции.

В-третьих, постоянный контроль учителя. Это помогает вовремя заметить первое проявление творчества ребенка. В такой момент важно показать заинтересованность, подбодрить, похвалить ученика за новизну.

Всегда хочется разнообразить занятия оригами, превратить их в праздник, а не сводить к простому показу новой фигурки или нового приема складывания. Для этого на внеурочных занятиях оригами мною используются следующие формы работы:

  1. Копирование детьми действий педагога поэтапно. (Это самая распространенная форма для детей, начинающих заниматься оригами).

  2. Демонстрация нескольких этапов складывания фигурки, а затем повторение увиденных действий детьми. Количество этапов для запоминания зависит от возраста учащихся и их подготовки. Практика показывает, что 5 действий нельзя давать начинающим оригамистам, а 2 действия не приносят нужного результата уже искушенным ученикам.

  3. Демонстрация готовой модели и ее анализ (какие этапы складывания уже знакомы, а какие части фигурки имеют новые действия).

  4. Выполнение работы по слуховому алгоритму. Педагог дает команды, а обучающиеся, не имея перед глазами результата действий, выполняют команды учителя (дети должны хорошо ориентироваться в основных понятиях и базовых формах оригами).

  5. Выполнение работы без зрительного восприятия. Педагог выполняет одну или несколько операций, которые дети не видят. По полученному результату, обучающиеся должны догадаться, что было сделано учителем и выполнить эти операции самостоятельно.

  6. Складывание фигурки по «развёртке». По готовому изделию обучающиеся должны самостоятельно сделать фигурку (с разрешением его развернуть, если поделка имеет более 3- 4 сгибов).

  7. Мастер-класс с предварительной подготовкой. Проводится подготовленным учеником.

  8. Мастер-класс без предварительной подготовки. Проводится учеником с использованием схемы.

  9. Создание одной фигурки разными способами.

  10. Создание фигурки по схеме с пропущенными действиями.

  11. Изготовление поделки по схеме, в которой допущена ошибка.







«Дракончик»

Панченко Алена, ученица 4 класса

(2013-2014 учебный год)

«Царевна-лягушка»
Гареева Карина, ученица 4 класса

(2015-2016 учебный год)





«Стрекозы»

Учащиеся 1 класса (2014-2015 учебный год)


Итак, в этом древнем искусстве есть все, что помогает ребенку подняться на самый верх Лестницы Творчества и делает этот подъем захватывающим и интересным [1].
Литература

  1. Акчурина-Муфтиева Н.М. Развитие детского творческого конструирования из бумаги. - Симферополь: Крымское учебно-педагогическое государственное издательство, 2003. - 188с.

  2. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. – М., 2009. – 240с.

  3. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. – М.: Издательский дом «Карапуз», 1999. – 240с.

Похожие:

Конкурс «оригами» как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы чуйкова Наталья Валерьевна iconI. Теоретическое обоснование развития творческих способностей обучающихся...
Приложение сравнительная диаграмма уровня развития творческих способностей обучающихся 21

Конкурс «оригами» как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы чуйкова Наталья Валерьевна iconПедагог Пристапчук Елена Владимировна, физинструктор мбдоу №14, 1 квалификационная категория
Целью кружка «Оригами» является развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к искусству...

Конкурс «оригами» как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы чуйкова Наталья Валерьевна iconОпыта: «Исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное...
Автор опыта: Гвоздева Ольга Алексеевна, учитель биологии гбоу нао «Средняя школа п. Искателей»

Конкурс «оригами» как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы чуйкова Наталья Валерьевна iconРеферат по теме: «развитие творческих способностей младшего школьника»
Характеристика творческих способностей младших школьников

Конкурс «оригами» как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы чуйкова Наталья Валерьевна iconИнститут развития образования республики башкортостан развитие интеллектуальных
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся образовательных учреждений: Сборник авторских программ. – Уфа: Издательство...

Конкурс «оригами» как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы чуйкова Наталья Валерьевна icon1. пояснительная записка 1
Это связано с уникальными возможностями влияния оригами на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие...

Конкурс «оригами» как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы чуйкова Наталья Валерьевна iconМетодическая разработка по направлению познавательного развития детей...
Доу является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его жизнедеятельность. Содержание образовательного процесса...

Конкурс «оригами» как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы чуйкова Наталья Валерьевна iconПояснительная записка Процесс глубоких перемен, происходящих в современном...
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творческих...

Конкурс «оригами» как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы чуйкова Наталья Валерьевна iconSolutions
На современном этапе развития образования иностранный язык рассматривается как средство общения, познания, самореализации и социальной...

Конкурс «оригами» как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы чуйкова Наталья Валерьевна iconПоложение об открытом университетском конкурсе компьютерных программ реализации логических игр
Конкурс логических игр проводится Петрозаводским государственным университетом в целях создания организационных условий для раскрытия...

Конкурс «оригами» как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы чуйкова Наталья Валерьевна icon«Приобщение детей дошкольного возраста к конструктивно-модельной...
...

Конкурс «оригами» как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы чуйкова Наталья Валерьевна iconСоздание и поиск кладов – генетически обусловленный элемент программы...
«Совершенствование методики преподавания в средней школе курсов "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Краеведение" на основе...

Конкурс «оригами» как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы чуйкова Наталья Валерьевна iconПояснительная записка «Истоки творческих способностей и дарований...
Программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного...

Конкурс «оригами» как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы чуйкова Наталья Валерьевна iconПрограмма внеурочной деятельности для учащихся начальной школы моу берёзовской сош 2012 г
Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время

Конкурс «оригами» как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы чуйкова Наталья Валерьевна iconСборник тестовых заданий
Благодаря изменениям в сфере образования, иностранный язык стал в полной мере осознаваться как важное средство для развития интеллектуальных...

Конкурс «оригами» как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы чуйкова Наталья Валерьевна iconТворческие задания и тесты на выявление творческих способностей детей
Творческие задания и тесты на выявление творческих способностей для детей 5-7-лет (разработаны преподавателем изобразительной деятельности...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск