Элективный курс по химии. «Решение задач повышенной сложности. 10-11 класс»




НазваниеЭлективный курс по химии. «Решение задач повышенной сложности. 10-11 класс»
страница1/4
ТипЭлективный курс
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Элективный курс
  1   2   3   4
ЖУРНАЛ «ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ» №1,2008, с.9-14.
Баратова З.Р.

учитель химии ГОУ СОШ №1291
Элективный курс по химии.

«Решение задач повышенной сложности. 10-11 класс»
Несмотря на прогресс в области наукоемких технологий, успехи в получении новых химических продуктов и композиций с требуемыми свойствами, в настоящее время все отчетливее проявляется отрицательное отношение общества к химии. У хемофобии как социального явления есть объективные причины (загрязнение окружающей среды, техногенные катастрофы), но, пожалуй, в первую очередь она обусловлена недостаточной химической грамотностью населения на всех уровнях: от политиков до домохозяек.

В современной концепции химического образования прикладная направленность подчеркивается как важное требование обновления содержания, однако в последние годы обнаруживается стойкая тенденция к её ослаблению, что, несомненно, приводит к снижению качества усвоения учебного материала учащимися. В школьном обучении химия из экспериментальной науки всё больше превращается в сугубо теоретическую, «меловую» дисциплину.

Объем учебного времени, предназначенного для изучения химии, уменьшается при практически неизменном объеме содержания образования. В основном сокращении происходит за счет уменьшения числа часов, отводимых на практические работы и лабораторные опыты, экскурсии на промышленные предприятия, на решение экспериментальных и расчетных задач. В связи с этим за последние годы качество знаний и умений учащихся по химии на уровне применения снизилось в среднем на 12%.

В учебных планах по предмету «Химия» отведено всего 2 урока в неделю. Программа же по химии весьма обширна. Эту проблему можно решить путем ведения элективного курса, помогающего сформировать необходимые умения и навыки, научить решать расчетные задачи.

Решение расчетных задач – очень важный элемент в изучении химии. Эти задачи часто вызывают большие трудности у учащихся. Основная цель курса – оказать помощь тем, кто изучает химию, выработать подход к решению. В элективном курсе представлены полезные упражнения и достаточно простые расчетные задачи, а также задания повышенной сложности. Именно такие задания ожидают абитуриентов на вступительных экзаменах в ВУЗах. Задания охватывают все разделы школьной программы и программы для поступающих в ВУЗы.
Задачи курса:


  1. Углубить знания учащихся по химии, научить их методически правильно и практически эффективно решать задачи.

  2. Дать учащимся возможность уточнить собственную готовность и способность осваивать в дальнейшем программу химии на повышенном уровне.

  3. Дать учащимся возможность реализовать и развить свой интерес в химии.

  4. Создать учащимся условия для подготовки к выпускным и вступительным экзаменам.



Методы, используемые в данном курсе:


  1. Фронтальный разбор способов решения различных типов задач;

  2. групповое и индивидуальное самостоятельное решение задач;

  3. коллективное обсуждение решения наиболее сложных и нестандартных задач;

  4. решение расчетно-практических задач;

  5. составление учащимися оригинальных задач.


По окончании курса учащиеся должны уметь:
- производить расчеты по химическим формулам: определять среднюю молекулярную массу смеси, относительную плотность газовой смеси, состав газовой смеси;

- производить вычисления состава растворов с использованием массовой доли растворенного вещества, молярной концентрации, растворимости;

- производить расчеты по уравнениям: вычислять объемные отношения газов, определять состав смеси, массы продуктов реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Элективный курс «Решение задач повышенной сложности» для 10 классов разделен на четыре блока:


    1. расчеты по химическим формулам;

    2. количественные характеристики растворов;

    3. вычисления по химическим уравнениям;

4.определение неизвестных веществ по их свойствам.

Для 11 классов курс разделен на пять блоков:


  1. расчеты по химическим формулам;,

  2. количественные характеристики растворов;

  3. вычисления по химическим уравнениям;

  4. определение неизвестных веществ по их химическим свойствам;

  5. решение задач по химической кинетике.



На первом занятии учитель объясняет цели и задачи данного курса, на последнем занятии учащиеся показывают решение наиболее интересных на их взгляд задач.

Достижения учащихся, успешность решения ими задач фиксируются по каждому блоку, по окончанию курса планируется составить задачи для школьной олимпиады по химии для 8, 9, 10, 11 классов, подобрать по разным источникам или (и) составить оригинальные задачи.

Тематический план, 10 класс

(органическая химия)


ТЕМА

Количество часов

1.Расчеты по химическим формулам

6

2.Растворы

8

3.Вычисления по химическим уравнениям

15

4.Определение неизвестных веществ по их свойствам

3

Итого

32


Тематический план, 11 класс

(общая химия)


ТЕМА

Количество часов

1. Расчеты по химическим формулам

6

2. Растворы

6

3. Вычисления по химическим уравнениям

12

4. Определение неизвестных веществ по их свойствам

3

5. Химическая кинетика

5

ИТОГО 32

КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН, 10 класс

(органическая химия)


№ урока

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

К-во часов




РАСЧЕТЫ ПО ХИМИЧЕСКИМ ФОРМУЛАМ

6

1 – 2

Основные понятия и законы химии

2

3 – 4

Вычисление с использованием физических величин и постоянной Авогадро. Определение средней молекулярной массы смеси. Определение относительной плотности газовой смеси.

2

5 – 6

Определение состава газовых смесей.

2




РАСТВОРЫ

6

7 – 8

Массовая доля растворенного вещества. Расчеты с использованием массовой доли растворенного вещества.

2

9 -10

Правило смешивания. Расчетно-практические задачи на приготовление растворов заданной массовой доли из чистого растворенного вещества и воды, кристаллогидрата и воды, другого вещества и воды.

2

11-12

Молярная концентрация. Вычисления с использованием молярной концентрации.

2

13-14

Растворимость веществ, Решение задач с использованием растворимости.

2




ВЫЧИСЛЕНИЯ ПО ХИМИЧЕСКИМ УРАВНЕНИЯМ

15

15-16

Закон объемных отношений газообразных веществ. Вычисление объемных отношений газов.

2

17-18

Вычисление массовой доли вещества в образовавшемся растворе.

2

19-20

Вычисление массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке: а) вещество, взятое в избытке? не реагирует с продуктом реакции; б) взаимодействует с продуктом реакции.

2

21-22

Задачи на определение выхода продукта реакции.

2

23-24

Вычисления, если вещества содержат примеси.

2

25-27

Определение количественного состава смеси, все компоненты которой взаимодействуют с указанными компонентами. Определение состава смеси, компоненты которой выборочно взаимодействуют с указанным реагентом.

3

28-29

Задачи на процессы, происходящие при контакте металла с раствором соли другого металла.

2

30-31

Определение неизвестных веществ по их свойствам.

2

32

ЗАДАЧИ, СОСТАВЛЕННЫЕ УЧАЩИМИСЯ

1


КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН, 11 класс

(общая химия)


№ урока



ТЕМА ЗАНЯТИЯ



К-во часов






РАСЧЕТЫ ПО ХИМИЧЕСКИМ ФОРМУЛАМ




6

1 – 2

Основные понятия и законы химии

2

3 – 4

Вычисление с использованием физических величин и постоянной Авогадро. Определение средней молекулярной массы смеси. Определение относительной плотности газовой смеси.

2

5 – 6

Определение состава газовых смесей.

2





РАСТВОРЫ




6

7 – 8

Массовая доля растворенного вещества. Расчеты с использованием массовой доли растворенного вещества.

1

9 -10

Правило смешивания. Расчетно-практические задачи на приготовление растворов заданной массовой доли из чистого растворенного вещества и воды, кристаллогидрата и воды, другого вещества и воды.

2

11-12

Молярная концентрация. Вычисления с использованием молярной концентрации.

2

13

Растворимость веществ, Решение задач с использованием растворимости.

1





ВЫЧИСЛЕНИЯ ПО ХИМИЧЕСКИМ УРАВНЕНИЯМ





12

14-15

Закон объемных отношений газообразных веществ. Вычисление объемных отношений газов.

2

16-17

Вычисление массовой доли вещества в образовавшемся растворе.

2

18-19

Вычисление массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке: а) вещество, взятое в избытке не реагирует? с продуктом реакции; б) взаимодействует с продуктом реакции.

2

20

Задачи на определение выхода продукта реакции.

1

21

Вычисления, если вещества содержат примеси.

1

22-23

Определение количественного состава смеси, все компоненты которой взаимодействуют с указанными компонентами. Определение состава смеси, компоненты которой выборочно взаимодействуют с указанным реагентом.

2

24-25

Задачи на процессы, происходящие при контакте металла с раствором соли другого металла.

2


26-27


ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕИЗВЕСТНЫХ ВЕЩЕСТВ ПО ИХ

СВОЙСТВАМ


2




ХИМИЧЕСКАЯ КИНЕТИКА



5

28-29

Скорость химической реакции

2

30-31

Химическое равновесие. Температурный коэффициент.

2



32


ЗАДАЧИ, СОСТАВЛЕННЫЕ УЧАЩИМИСЯ



1



Примеры задач для элективного курса


  1. Расчеты по химическим формулам

1. Имеются образцы магния и свинца массой 2 кг каждый. Сколько атомов содержится в каждом образце металла.

2. Определите простейшую формулу вещества, если известно, что оно содержит 7,69% Ag, 23,08% N, 46,15 H, 23,08% O.

3. Определите простейшую формулу щавелевой кислоты, если известно, что в 20 г этой кислоты содержится 0Ю444 г водорода, 5,33 г углерода, остальное кислород.

4. Каких атомов – кремния или кислорода – больше в земной коре и во сколько раз? Массовые доли кремния и кислорода в земной коре равны 27,6% и 47,2% соответственно.

5. Рассчитайте среднюю молярную массу воздуха, имеющего следующий объемный состав: 21% O2, 78% N2, 0,5% Ar и 0,5% CO2.


  1. Растворы

1. В 40 г ненасыщенного безводного раствора хлорида железа(II) внесли 10 г безводной соли. Полученную смесь нагрели до полного растворения, а затем охладили до исходной температуры. При этом выпало 24,3 г осадка кристаллогидрата. Установите формулу кристаллогидрата, если известно, что насыщенный раствор содержит 38,5% безводной соли.

2. К 50 мл раствора карбоната калия с концентрацией 3 моль/л и плотностью 1,30 г/мл медленно добавлено 35,7 мл 17%-ного раствора хлорида цинка с плотностью 1,12 г/мл. Выпавший осадок отфильтрован. Вычислите массовые доли соединений, содержащихся в полученном фильтрате.

3. Какой объем формальдегида нужно растворить в воде, чтобы получить 1 л формалина (40%-ный раствор формальдегида с плотностью 1.11 г/мл)?

4. Растворимость хлорида меди при 20оC 73 г на 100 г воды. В насыщенном растворе хлорида меди(II) при нагревании растворили еще 5 г соли, а затем охладили раствор до исходной температуры. Выделилось 7,87 г кристаллов. Определите массовую долю безводной соли в кристаллогидрате.
III. Вычисления по химическим уравнениям

1.При сжигании 9,4 г метана и ацетилена получено 15,68 л углекислого газа (объем измерен при н.у.). Определите массовые доли газов в смеси.

2. Какая масса соли образуется при растворении 1,95 г цинка в 100 г раствора серной кислоты с массовой долей 6,86%? Каковы массовые доли веществ в образовавшемся растворе?

3. Смешали 100 г раствора гидроксида калия с массовой долей 11,2% с 50 г ортофосфорной кислоты с массовой долей 29,4%. Какие соли и в каком количестве получились?

4. На восстановление 4,5 г оксида четырехвалентного металла потребовалось 0,18 г водорода. Какой это металл?

5. При полном растворении в воде смеси гидрида и фосфида щелочного металла с равными массовыми долями образовалась газовая смесь с плотностью по углекислому газу 0,2.Установите состав исходных соединений

.

IV. Определение неизвестных веществ по их свойствам

1. Бесцветный газ А с резким характерным запахом окисляется кислородом в присутствии катализатора в соединение В, представляющее собой летучую жидкость. В, соединяясь с негашеной известью, образует соль С. Что из себя представляют вещества А. В. С? Приведите сравнения всех реакций.

2. При нагревании раствора соли А образуется осадок В. Этот же осадок образуется при действии щелочи на раствор соли А. При действии кислоты на соль А выделяется газ С, обесцвечивающий раствор перманганата калия, Что из себя представляют вещества А, В, С? Напишите сравнения реакций.

3. При окислении газа А концентрированной серной кислотой образуются простое вещество В, сложное вещество С и вода. Растворы веществ А и С реагируют между собой с образованием осадка вещества В. Назовите А, В, С. Напишите уравнения реакций.

4. При пропускании удушливого газа А через бромную воду выпадает осадок простого вещества В, которое растворяется в концентрированном растворе сульфита натрия с образованием соли С. При приливании раствора соли С к осажденным галогенидам серебра образуется прозрачный раствор. Назовите вещества А, В, С. Напишите уравнения реакций.
V. Химическая кинетика

1.Растворение образца цинка в соляной кислоте при 20оCзаканчивается через 27 мин, а при 40оС такой же образец металла растворяется за 3 мин. За какое время данный образец цинка растворится при 55оС?

2. Вещество А в растворе с концентрацией 0,4 моль/л участвует в реакции первого порядка с начальной скоростью 0,004 моль/л с. Рассчитайте константу скорости этой реакции.

3. Как изменится скорость реакции А2 + 2В  2АВ, протекающей непосредственно между молекулами в закрытом сосуде, если увеличить давление в 6 раз?

4. В колбу объемом 2 л поместили смесь газообразных водорода и иода. В результате реакции образования иодоводорода количество иода уменьшилось на 0.002 моль за 25 с. Рассчитайте скорость реакции по изменениям концентраций каждого из веществ.
ЛИТЕРАТУРА


  1. Глинка Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии. – Л.: Химия, 1984. - 264 с.

  2. Глинка Н.Л. Общая химия. – Л.: Химия, 1974. – 727 с.

  3. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Сборник задач и упражнений по химии для школьников и абитуриентов. – М.: Оникс 21 век, 2001, - 544 с.

  4. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999. – 544 с.

  5. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2500 задач по химии с решениями для поступающих в вузы. – М.: Экзамен, 2005. – 640 с.

  6. Лабий Ю.М. Решение задач по химии с помощью уравнений и неравенств. – М.: Просвещение, 1987. – 80 с.

  7. Маршанова Г.Л. 500 задач по химии + 200 задач. – М.: Издат-школа XXI век, 2005. – 112 с.

  8. Пузаков С.А., Попков В.А. Пособие по химии для поступающих в вузы. Вопросы, упражнения, задачи. – М.: Высшая школа, 2005. - 623 с.

  9. Хомченко Г.П. Химия для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 1994. – 447 с.

  10. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 1997. – 303 с.

  11. Шамова М.О. Учимся решать задачи по химии: технология и алгоритмы решения. – М.: Школа-Пресс, 2001. – 96 с.

  12. Штремплер Г.И., Хохлова А.И. Методика решения расчетных задач по химии. 8 – 11 класс. – М.: Просвещение, 2000. – 207 с.


Баратова З.Р

ГОУ СОШ №1291
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«МЕТАЛЛЫ В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ И ИХ РОЛЬ»
В настоящее время весьма актуальной является проблема профильного обучения старшеклассников. Школьники и их родители заинтересованы в том, чтобы переход на более высокую ступень образования проходил с наименьшими эмоциональными потерями. Для этого и вводится профильное обучение в старших классах и Единый государственный экзамен. Чтобы решить проблему выбора профильного обучения в 9 классе, а также недостатка часов на изучение многих важных аспектов химии призваны элективные курсы.

Элективное обучение является важным компонентом образовательной системы позволяющей расширять и углублять знания учащихся по различным разделам профессиональной программы. Под элективным образованием понимается дополнительное химическое образование, органически связанное с основным курсом общей химии, используемое как средство удовлетворения познавательной потребности и интереса учащихся в химических вопросах, значимых для их дальнейшей профессиональной деятельности, а также химической безопасности их жизни, окружающей среды. Элективное обучение может вводится на разных ступенях образования, начиная с 8 класса.

Цель элективных курсов – расширение и углубление знаний учащихся по различным разделам образовательной программы в соответствии с их добровольным выбором и познавательными потребностями. Содержание, место элективов и форма их проведения различны.

Элективные курсы частично снимают противоречие между сокращением часов на обязательных химических курсов и необходимостью расширения образовательного поля в соответствии с современными требованиями к уровню подготовки учащихся. Электив имеет общие черты как с фундаментальным курсом (обязательность), так и с факультативами (право выбора).

Необходимо выделить следующие причины внедрения химических элективных курсов в учебный процесс:

  1. дальнейшая более глубокая дифференциация образования, идущая во всем мире;

  2. сокращение учебных часов на изучение химических дисциплин и необходимость поиска образовательных технологий; снятие противоречия между сокращением часов на изучение обязательных химических курсов и необходимостью сохранения фундаментальности, системности химического образования;

  3. стремление информировать учащихся о последних достижениях в области химии и смежных областях (биологии, географии,…), а также об использовании этих достижений;

  4. поиск путей и способов стремительно развивающейся межнаучной и междисциплинарной интеграции.

Выбор тем элективных курсов должен быть основан на принципах дополнительности, научности, профессиональной направленности, а также экологизации и валеологизации химического образования.

В тему «Металлы» (программа О. С. Габриеляна, 9 класс) не включена информация о роли металлов как биогенов и как загрязнителей природной среды, их положительном и отрицательном воздействии на организм человека, а также биологических проблемах, обусловленных промышленным получением металлов и их коррозией. Однако такие сведения важны для учащихся, особенно для тех, кто ориентирован на поступление в классы естественно-научного профиля старшей школы. Где найти дополнительное время для изучения этих вопросов!»?

Один из вариантов этой проблемы – включение в учебный план элективного курса «Металлы в окружающей среде и их роль», структура которого и время проведения (вторая и третья четверти) не противоречат последовательности изучения металлов в базовом курсе химии 9 класса.

Элективный курс рассчитан на 16 часов. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов (примерно треть учебного времени), проведение лабораторного практикума, практикума по решению задач и пр. Цельного курса – углубление экологической подготовки учащихся основной школы и подготовка к классу естественно-научного профиля старшей школы.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА.

  1. закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся о металлах, их строении, общих свойствах;

  2. сформировать представления о специфических свойствах металлов, их двойственной роли в природной среде, последствиях воздействия металлов или их соединений на биологические системы;

  3. раскрыть причины и основные источники загрязнения окружающей среды металлами;

  4. продолжить формирование умений анализировать ситуацию и делать прогнозы, решать расчетные задачи, выполнять опыты в соответствии с требованиями правил безопасности;

  5. продолжить формирование навыков исследовательской деятельности;

  6. развивать учебно-коммуникативные умения.



ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: отчеты по практическим работам, конспекты, доклады, рефераты, итоговая конференция.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:

  • понятия «биогенный металл», «биологическая взаимозаменяемость»; тать в группе;

  • двойственная роль металлов в природе;

  • причины, источники и основные способы предупреждения загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами; влияние гипо- гиперконцентрации металлов на состояние здоровья человека.

После изучения элективного курса учащиеся должны уметь:

  • проводить качественные реакции на ионы металлов;

  • решать расчетные задачи с экологическим содержанием;

  • работать в группе;

  • определять цель, выделять объект исследования, способы регистрации полученной информации и ее обработки;

  • составлять схемы миграции тяжелых металлов в пищевых цепях;

  • работать с литературой;

  • писать рефераты, придерживаясь определенной структуры.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ВВЕДЕНИЕ. Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Особенности строения атомов металлов, обусловливающие их физические, химические и биологические свойства, Закономерности, проявляющиеся в ряду металлов (в группах и периодах).
  1   2   3   4

Похожие:

Элективный курс по химии. «Решение задач повышенной сложности. 10-11 класс» iconЭлективный курс «Клетки и ткани» 10 класс 61 15 Элективный курс «Природопользование»
Требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего общего образования 21

Элективный курс по химии. «Решение задач повышенной сложности. 10-11 класс» iconРабочая программа Элективный курс «Физика человека»
Элективный курс предназначен для преподавания в классе социально-экономического профиля

Элективный курс по химии. «Решение задач повышенной сложности. 10-11 класс» iconУроке химии и математики по теме: «Решение задач на процентную концентрацию...
В химии и других естественных науках тренировка сводится к решению задач. При решении стандартных задач используется определенный...

Элективный курс по химии. «Решение задач повышенной сложности. 10-11 класс» iconРабочая программа элективного курса по химии «Решение расчетных задач по химии» (11 класс)
Химия. М.: Просвещение, 2008. 56с.), в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования...

Элективный курс по химии. «Решение задач повышенной сложности. 10-11 класс» iconРабочая учебная программа по химии для обучающихся 7 «А, Б, В» классов (пропедевтический курс)
Учебник: О. С. Габриелян «Химия. Вводный курс» 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Дрофа», 2015

Элективный курс по химии. «Решение задач повышенной сложности. 10-11 класс» iconЭлективный курс
Лассникам расширить свои знания на тему: «Компьютер и его применение», овладеть соответствующей лексикой, приобрести навыки перевода...

Элективный курс по химии. «Решение задач повышенной сложности. 10-11 класс» iconРешение задач по математике Учебно-методический комплекс рабочая...
Курс по выбору выполняет функцию поддержки основного курса «Курс общей и экспериментальной физики» и ориентирован на углубление предметных...

Элективный курс по химии. «Решение задач повышенной сложности. 10-11 класс» iconПредметный элективный курс по физике
Курс строится на материале тем «Постоянный ток», «Переменный ток», «Соединение проводников», «Полупроводниковые приборы»

Элективный курс по химии. «Решение задач повышенной сложности. 10-11 класс» iconРабочая программа по химии (7 класс, 1 час в неделю)
...

Элективный курс по химии. «Решение задач повышенной сложности. 10-11 класс» iconРазработка системы "Автоматизированное решение задач механики"
В данном дипломном проекте рассмотрены вопросы автоматизированного решения задач механики. Было рассмотрено решение четырех типов...

Элективный курс по химии. «Решение задач повышенной сложности. 10-11 класс» iconЭлективный курс по английскому языку «Деловой английский»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Солнечный

Элективный курс по химии. «Решение задач повышенной сложности. 10-11 класс» iconУрок химии 11 класс Учебник «Химия 11 класс»
Развивающая развитие мышления через формирование причинно- следственных связей между строением, свойствами и применением белков

Элективный курс по химии. «Решение задач повышенной сложности. 10-11 класс» iconРабочая программа по химии 8 -9 класс
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,...

Элективный курс по химии. «Решение задач повышенной сложности. 10-11 класс» iconЭлективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов»
Заведующий кафедрой физического воспитания, лечебной физкультуры и врачебного контроля Рязанского государственного медицинского университета...

Элективный курс по химии. «Решение задач повышенной сложности. 10-11 класс» iconРабочая программа по учебному курсу химии «химия. Вводный курс» для 7 класса
Рабочая программа по курсу «Химия. Вводный курс» разработана для обучающихся 7 класса общеобразовательной школы. Программа составлена...

Элективный курс по химии. «Решение задач повышенной сложности. 10-11 класс» iconЛекарственных препаратов и средств бытовой химии
Заметим, что важно придавать им прикладную направленность, тем самым создавать условия для выработки у учащихся умений применять...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск