Программа наименование дисциплины: «К леточная биология, цитология, гистология»


НазваниеПрограмма наименование дисциплины: «К леточная биология, цитология, гистология»
страница1/6
ТипПрограмма
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа
  1   2   3   4   5   6
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение высшего образования

Российский университет дружбы народов

(РУДН)

Учебно-методический комплекс

КЛЕТОЧНАЯ БИОЛОГИЯ, ЦИТОЛОГИЯ, ГИСТОЛОГИЯ

НАПРАВЛЕНИЕ 06.06.01 «Биологические науки»

ПРОФИЛЬ 03.02.09




авторы-составители: Еремина И.З., Саврова О.Б.













МОСКВА 2015










Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

(РУДН)

МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии

ПРОГРАММА

Наименование дисциплины: «Клеточная биология, цитология, гистология»

Рекомендуется для направления подготовки

«Биологические науки» 06.06.01

профиль 03.02.09 «клеточная биология, цитология, гистология»

квалификация выпускника: «Исследователь. Преподаватель исследователь»

1. Цели и задачи дисциплины: целью обучения в аспирантуре по специальности «клеточная биология, цитология, гистология» является подготовка высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров в области клеточной биологии, цитологии, гистологии, способных вести научно-исследовательскую работу, самостоятельно ставить и решать актуальные научные задачи, адекватно воспринимать научные достижения специалистов в области клеточной биологии, цитологии, гистологии, передавать свои знания научной общественности. Решение научных проблем, имеющих фундаментальное и прикладное значение. К задачам изучения дисциплины относятся: изучение общих и специфических структурно-функциональных свойств клеток всех тканей организма и закономерностей их эмбрионального и постэмбрионального развития; изучение гистофункциональных характеристик основных систем организма, закономерностей их эмбрионального развития, а также функциональных, возрастных и защитно-приспособительных изменений органов и их структурных элементов; формирование у аспиратнов умения микроскопирования гистологических препаратов с использованием светового микроскопа; формирование у аспирантов умения идентифицировать органы, их ткани, клетки и неклеточные структуры на микроскопическом уровне; обучение владением методами и технологиями подготовки и оформления результатов научных исследований; формирование компетенций аспирантов в рамках образовательной программы послевузовского образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

третья ступень высшего образования, относится к блоку математических и естественнонаучных дисциплин.

Для освоения дисциплины обучающийся должен владеть знаниями по биологии, анатомии, генетике, цитологии, а также другим естественнонаучным дисциплинам в объеме образовательной программы предыдущих ступеней высшего образования; уметь пользоваться учебной, научной литературой и источниками информации в сети Интернет.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Универсальные компетенции.

Выпускник должен обладать:

способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);

готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-2);

готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на родном и иностранном (требуемом для проведения научного исследования) языке (УК-3).

Общепрофессиональные компетенции.

У обучающегося должны быть сформированы следующие общепрофессиональные компетенции:

владение методологией теоретических и экспериментальных исследований в области цитологии, гистологии, клеточной биологии (ОПК-1.1);

владение культурой научного исследования в области клеточной биологии, цитологии и гистологии (ОПК-1.2);

способность планировать, осуществлять и оценивать учебно-воспитательный процесс в образовательных организациях высшего образования (ОПК-1.3);

владение современными исследовательскими методиками по профилю подготовки (клеточная биология, цитология, гистология) (ОПК-2.1);

владение современными методами статистической и компьютерной обработки данных, применяемыми в соответствующей области по профилю подготовки (клеточная биология, цитология, гистология) (ОПК-2.2);

способность к подготовке аналитических обзоров, описанию и систематизированному изложению результатов собственного исследования с представлением данных в текстовой, табличной и графической формах по соответствующему профилю (клеточная биология, цитология, гистология) (ОПК-2.3);

способность к самостоятельной подготовке научных публикаций по соответствующему профилю (клеточная биология, цитология, гистология) на уровне, необходимом для их опубликования в изданиях, включённых в российские и (или) международные цитатно-аналитические базы (ОПК-2.4).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- физико-химическую сущность процессов происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом и органном уровнях;

- основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов;

- гистофункциональные особенности тканевых элементов; методы их исследования;

- строение, топографию и развитие клеток, тканей, органов и систем организма во взаимодействии с их функцией в норме и патологии;

- молекулярные, иммунологические и физиологические аспекты изучения клеток, многоклеточных и одноклеточных организмов в норме и патологии:

- функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при взаимодействии с внешней и внутренней средой в норме и патологии;

- структуру и функции иммунной системы человека, ее возрастные особенности, клеточно-молекулярные механизмы развития и функционирования иммунной системы, основные этапы, типы, генетический контроль иммунного ответа, методы иммунодиагностики.

Уметь:

- пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью интернет для профессиональной деятельности;

- работать с гистологической и микроскопической техникой;

- пользоваться физическим, химическим и биологическим оборудованием;

- давать гистофизиологическую оценку состояния различных клеточных, тканевых и органных структур;

- уметь анализировать взаимоотношения клеток и тканей организма;

- объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию аномалий и пороков;

- самостоятельно формулировать задачи, при необходимости достижения поставленных целей;

- интерпретировать результаты наиболее распространенных методов функциональной диагностики, применяемых для выявления патологии тканей и органов.

Владеть:

- медико-анатомическим понятийным аппаратом;

- навыками микроскопирования и анализа гистологических препаратов и электронных микрофотографий;

- навыком сопоставления морфологических и клинических проявлений отклонений строения клеток, тканей и органов;

-самостоятельно формулировать задачи, при необходимости достижения поставленных целей;

- навыками решения ситуационных задач по цитологии и гистологии;

- навыками получения гистологического материала;

- методами цитологической диагностики, морфометрии, методами статистической обработки данных;

- навыками изложения результатов собственного исследования с представлением данных в текстовой, табличной и графической формах.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.




Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

1.

Аудиторные занятия (всего)

80

40

40




В том числе:










1.1.

Лекции

40

20

20

1.2.

Семинары

40

20

20

2.

Самостоятельная работа студентов (ак.часов)

64

32

32




В том числе:










2.1.

Курсовой проект (работа)










2.2.

Расчетно-графические работы










2.3.

Реферат

32

16

16

2.4.

Подготовка и прохождение промежуточной аттестации

32

16

16

3.

Общая трудоемкость (ак. часов)

144

72

72




Общая трудоемкость (зачетных единиц)

4

2

2


5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Раздел 5.1.1. История развития и методы исследования в гистологии, цитологии и клеточной биологии.

Назначение, содержание, место гистологии, цитологии и эмбриологии в системе подготовки врача. Развитие гистологии, цитологии и эмбриологии в ХХI веке. Современный этап в развитии гистологии, цитологии и эмбриологии. Методы изготовления препаратов для световой микроскопии. Виды микропрепаратов – срезы, мазки, отпечатки, пленки. Техника микроскопирования в световых микроскопах. Особенности микроскопирования в ультрафиолетовых лучах, люминисцентная микроскопия, фазовоконтрастная микроскопия, интерференционная микроскопия, лазерная конфокальная микроскопия Электронная микроскопия (трансмиссионная и сканирующая), методы изготовления микрообъектов для электронной микроскопии. Специальные методы изучения микрообъектов: гистохимия, радиоавтография, иммуногистохимия. Методы исследования живых клеток. Количественные методы исследования. Методы исследования в эмбриологии.

Раздел 5.1.2. Цитология. Клеточная биология.

5.1.2.1. Цитология. Предмет и задачи цитологии, ее значение в системе биологических и медицинских наук. Гистологические элементы. Основные типы: клетка, симпласт, синцитий, межклеточное вещество. Клеточная теория. Клетка. Плазматическая мембрана: химический состав, организация. Функции плазмолеммы: избирательная проницаемость и транспорт веществ, каналы. Участие плазмолеммы в межклеточных взаимодействиях. Межклеточные контакты: классификация, характеристика, функция. Адгезивные, плотные, коммуникационные контакты. Значение клеточной мембраны в процессах эндоцитоза, фагоцитоза, пиноцитоза.

5.1.2.2. Цитология. Органеллы и включения клетки. Органеллы цитоплазмы: рибосомы, эндоплазматическая сеть, митохондрии, комплекс Гольджи. Лизосомы. Органеллы, содержащие микротрубочки, их значение. Структуры, образующие цитоскелет, их строение и функции. Клеточные включения.

5.1.2.3. Цитология. Ядро. Биосинтез белка. Клеточный цикл. Митоз. Ядро. Строение ДНК, понятие о гене. Виды и функции РНК. Хроматин и хромосома. Строение ядерной оболочки, ядрышка и нуклеоплазмы. Биосинтез белка: транскрипция и трансляция. Митоз. Клеточный цикл. Типы популяций клеток. Стволовые клетки: унипотентные и плюрипотентные.

Раздел 5.1. 3. Общая гистология.

5.1.3.1. Общая гистология. Понятие о тканях. Эпителиальные ткани. Понятие ткани. Классификация тканей и их общая характеристика. Общая морфо-функциональная характеристика эпителиальных тканей, гистогенез эпителиальных тканей. Морфо-функциональная и генетическая классификация, межклеточные связи. Специальные органеллы эпителиальных клеток. Базальная мембрана. Полярная дифференцировка. Строение различных видов эпителиальных тканей. Дифферон: его состав и характеристика. Физиологическая и репаративная регенерация эпителиальных тканей. Секреторная функция эпителиальных тканей. Железы, их строение, принципы классификации. Секреторный цикл. Типы секреции.

5.1.3.2. Общая гистология. Система тканей внутренней среды. Кровь. Понятие о системе тканей внутренней среды. Кровь и лимфа, их основные функции. Форменные элементы крови и лимфы: лейкоциты, эритроциты и кровяные пластинки. Гемограмма и лейкоцитарная формула. Возрастные и половые особенности крови. Физиологическая регенерация крови и лимфы.

5.1.3.3. Общая гистология. Кроветворение. Иммунитет. Система кроветворения: эритропоэз, гранулоцитопоэз, лимфоцитопоэз, моноцитопоэз, тромбоцитопоэз. Факторы, их регулирующие. Унитарная теория А.А. Максимова и ее современная трактовка. Характеристика миелоидной и лимфоидной тканей и роль микроокружения для развития гемопоэтических клеток. Иммунитет. Иммунокомпетентные клетки. Т-лимфоциты, В – лимфоциты, NK-клетки. Понятия антиген, антитело. Виды иммунного ответа. Понятие об антигеннезависимой и антигензависимой дифференцировке лимфоцитов. Кооперация клеток в иммунном ответе. Основные положения клонально-селекционной теории иммунитета.

5.1.3.4. Общая гистология. Рыхлая и плотная соединительные ткани. Общая морфо-функциональная характеристика соединительных тканей. Источники развития. Классификация. Межклеточное вещество: общая характеристика, строение, физико-химические свойства. Типы волокон межклеточного вещества. Волокнистые соединительные ткани. Особенности организации межклеточного вещества разных типов соединительных тканей. Общая морфо-функциональная характеристика рыхлой соединительной ткани. Типы клеток, их происхождение, разновидности и функции: фибробласты, макрофаги, тучные клетки, перициты, адвентициальные клетки, адипоциты, плазматические клетки, пигментные клетки. Взаимодействие клеток крови и рыхлой соединительной ткани. Общая морфо-функциональная характеристика плотных соединительных тканей. Типы клеток. Строение сухожилий и связок.

5.1.3.5. Общая гистология. Скелетные ткани. Хрящевые ткани. Общая характеристика скелетных тканей. Классификация. Хрящевые ткани. Виды хрящевой ткани (гиалиновая, эластическая, волокнистая). Хондрогенез и возрастные изменения хрящевых тканей. Строение клеток хрящевой ткани, их функции. Строение и функции внеклеточного матрикса. Особенности организации межклеточного вещества в разных типах хрящей. Надхрящница и ее значение. Типы роста. Строение суставного хряща. Регенерация.

5.1.3.6. Общая гистология. Скелетные ткани. Костные ткани. Общая характеристика. Классификация. Клетки костной ткани: остеоциты, остеобласты, остеокласты. Их морфофункциональная характеристика. Межклеточное вещество костной ткани, его физико-химические свойства и строение. Ретикулофиброзная (грубоволокнистая) костная ткань. Пластинчатая костная ткань. Их локализация в организме и морфофункциональные особенности. Гистогенез и регенерация костных тканей. Возрастные изменения. Регенерация после переломов.

5.1.3.7. Общая гистология. Мышечные ткани. Общая морфо-функциональная характеристика, источники развития, гистогенез. Классификация. Соматическая поперечно-полосатая (исчерченная) мышечная ткань. Развитие, морфологическая и функциональная характеристики. Микроскопическое и электронно-микроскопическое строение. Строение миофибриллы, ее структурно-функциональная единица (саркомер). Механизм мышечного сокращения. Типы мышечных волокон и их иннервация. Миосателлитоциты. Регенерация мышечной ткани. Мышца как орган. Связь с сухожилием. Сердечная поперечно-полосатая (исчерченная) мышечная ткань. Источник развития, этапы гистогенеза. Морфофункциональная характеристика рабочих и проводящих кардиомиоцитов. Межклеточные контакты. Возможности регенерации. Гладкая (неисчерченная) мышечная ткань. Источник развития. Морфологическая и функциональная характеристика. Регенерация.

5.1.3.8. Общая гистология. Нервная ткань. Общая морфо-функциональная характеристика, источники развития, гистогенез. Нейроны. Классификация, строение. Транспортные процессы в нервной клетке. Нейросекреторные клетки. Нейроглия; источники развития, классификация. Макроглия и микроглия, строение и функции. Нервные волокна, строение, типы. Особенности формирования и функции безмиелиновых и миелиновых нервных волокон. Особенности проведения нервного импульса. Оболочки периферического нервного ствола. Дегенерация и регенерация нервного волокна. Нервные окончания; классификация, строение. Строение и виды синапсов. Медиатор. Типы и функции рецепторных окончаний. Понятие о рефлекторной дуге.

Раздел 5.1.4. Частная гистология.

5.1.4.1. Частная гистология. Нервная система. Общая характеристика. Органы периферической и центральной нервной системы. Источники развития. Нерв. Строение, тканевой состав. Реакция на повреждение, регенерация. Строение спинального ганглия. Спинной мозг. Общая характеристика. Серое и белое вещество, их клеточный состав. Классификация нейронов спинного мозга. Ядра серого вещества. Центральный канал спинного мозга и спинномозговая жидкость. Кора больших полушарий. Нейронный состав. Представление о модульной организации коры. Цитоархитектоника и миелоархитектоника. Особенности строения коры в двигательных и чувствительных зонах. Гематоэнцефалический барьер, его строение и функция. Мозжечок. Строение и нейронный состав коры мозжечка. Афферентные и эфферентные нервные волокна. Межнейрональные связи. Глиальный состав органов ЦНС. Автономная (вегетативная) нервная система. Общая характеристика. Строение и нейронный состав ганглиев (экстрамуральных и интрамуральных).

5.1.4.2. Частная гистология. Сенсорная система (органы чувств). Классификация. Общий принцип клеточной организации рецепторных отделов. Нейросенсорные и сенсоэпителиальные рецепторные клетки. Орган зрения. Общая характеристика. Источники эмбрионального развития и гистогенез. Общий план строения глазного яблока. Оболочки, их отделы и производные, тканевой состав. Основные функциональные аппараты: диоптрический, аккомадационный и рецепторный. Строение и роль составляющих их роговицы, радужки, хрусталика, сетчатки. Нейронный состав и глиоциты сетчатки, их морфофункциональная характеристика. Строение палочко- и колбочконесущих нейронов. Особенности строения центральной ямки диска зрительного нерва. Пигментный эпителий сетчатки. Особенности кровоснабжения глазного яблока. Морфологические основы циркуляции внутриглазной жидкости. Возрастные изменения. Вспомогательные органы глаза (веки, слезный аппарат). Орган обоняния. Общая характеристика, развитие. Строение и клеточный состав обонятельной выстилки: рецепторные, поддерживающие и базальные клетки. Возрастные изменения. Вомеро-назальный орган. Орган слуха и равновесия. Общая характеристика и эмбриональное развитие. Наружное ухо: строение наружного слухового прохода и барабанной перепонки. Среднее ухо: слуховые косточки, эпителий барабанной полости и слуховой трубы. Внутреннее ухо: костный и перепончатый лабиринты. Вестибулярная часть перепончатого лабиринта: эллиптический и сферический мешочки и полукружные каналы. Строение и клеточный состав пятна и ампулярных гребешков. Гистофизиология вестибулярного лабиринта. Иннервация. Канал улитки: строение и клеточный состав спирального органа, его иннервация. Гистофизиология восприятия звуков. Возрастные изменения. Орган вкуса. Общая характеристика, развитие. Строение и клеточный состав вкусовых почек: поддерживающие, вкусовые и базальные клетки. Гистофизиология органа вкуса, иннервация, возрастные изменения.

5.1.4.3. Частная гистология. Сердечно-сосудистая система. Общая характеристика органов сердечно-сосудистой системы. Источники развития. Общие принципы строения и тканевой состав стенок кровеносных сосудов. Классификация сосудов. Артерии. Классификация. Особенности строения и функции артерий различного типа: мышечного, мышечно-эластического и эластического. Органные особенности артерий. Вены. Строение стенки вен в связи с гемодинамическими условиями. Классификация. Особенности строения вен различного типа (мышечного и безмышечного). Строение венозных клапанов. Органные особенности вен. Сосуды микроциркуляторного русла: артериолы, венулы, капилляры. Виды и строение гемокапилляров, их функции. Артериоловенулярные анастамозы. Классификация, строение и значение для кровообращения. Лимфатические сосуды. Строение и классификация. Строение лимфатических капилляров и различных видов лимфатических сосудов. Участие лимфатических капилляров в системе микроциркуляции. Сердце. Эмбриональное развитие. Строение стенки сердца, его оболочек и тканевой состав. Эндокард и клапаны сердца. Миокард, рабочие, проводящие и секреторные кардиомиоциты. Особенности строения. Проводящая система, ее морфофункциональная характеристика. Эпикард и перикард. Внутриорганные сосуды сердца. Иннервация и возрастные изменения сердца.

5.1.4.4. Частная гистология. Система органов кроветворения и иммунной защиты. Общая характеристика органов кроветворения и иммунной защиты. Основные источники и этапы формирования. Центральные и периферические органы кроветворения и иммуногенеза. Красный и желтый костный мозг: строение, тканевой состав, роль в гемопоэзе; васкуляризация, возрастные изменения, регенерация. Тимус: строение, роль в лимфоцитопоэзе. Значение гематотимического барьера. Виды инволюции тимуса. Лимфатические узлы: развитие, строение и тканевой состав. Корковое и мозговое вещество. Их морфофункциональная характеристика, Т- и В-зависимые зоны. Система синусов. Васкуляризация. Селезенка: эмбриональное развитие, строение и тканевой состав. Белая и красная пульпа, Т- и В-зависимые зоны. Роль в лимфоцитопоэзе; особенности кровообращения. Структурные и функциональные особенности венозных синусов. Лимфоидные образования в составе слизистых оболочек: лимфоидные узелки и диффузные скопления. Их строение, клеточный состав и значение. Морфологические основы защитных реакций организма. Воспаление, заживление, восстановление. Клеточные основы воспалительной реакции. Иммунитет. Виды. Характеристика основных клеток, осуществляющих иммунные реакции. Понятие об антигенах и антителах. Антигензависимая и антигеннезависимая пролиферация лимфоцитов. Гуморальный и клеточный иммунитет. Регуляция иммунных реакций: цитокины, гормоны.

5.1.4.5. Частная гистология. Органы пищеварительной системы. Общая характеристика пищеварительной системы. Основные источники развития пищеварительной системы в эмбриогенезе. Общий принцип строения пищеварительной трубки: слизистая оболочка, подслизистая основа, мышечная оболочка, наружная оболочка (серозная или адвентициальная), их тканевой и клеточный состав. Иннервация и васкуляризация пищеварительного канала. Лимфоидный аппарат пищеварительного тракта. Передний отдел пищеварительной системы. Ротовая полость. Строение губы, щеки, твердого и мягкого неба, языка, десны, миндалины. Язык: строение и функции. Сосочки языка, их виды. Зубы. Строение. Эмаль, дентин, цемент, пульпа зуба. Периодонт – строение и значение. Кровоснабжение и иннервация зуба. Развитие и смена зубов. Возрастные изменения. Большие слюнные железы. Классификация, источники развития, строение и функции. Глотка и пищевод. Строение и тканевой состав стенки глотки и пищевода в различных его отделах. Характеристика места перехода пищевода в желудок. Средний и задний отделы пищеварительной системы. Особенности строения стенки различных отделов. Желудок. Строение стенки желудка, клеточный состав желез в различных отделах желудка. Пищеварение в желудке. Тонкий кишечник. Особенности строения различных его отделов. Строение ворсинок и крипт. Гистофизиология пристеночного пищеварения. Регенерация эпителия тонкой кишки. Кровоснабжение и иннервация стенки тонкой кишки. Толстая кишка. Характеристика различных отделов. Строение стенки, ее тканевой состав. Особенности строения слизистой оболочки в связи с функцией. Червеобразный отросток. Особенности строения и функции. Прямая кишка. Строение стенки. Поджелудочная железа. Общая характеристика. Строение экзокринного и эндокринного отделов. Строение ацинусов и выводных протоков. Островки Лангерганса. Типы эндокриноцитов и их морфофункциональная характеристика. Печень. Общая характеристика. Особенности кровоснабжения. Структурно-функциональные единицы печени (классическая долька, ацинус, портальная долька). Клеточный состав. Функции печени. Иннервация. Регенеративные возможности. Желчный пузырь и желчевыводящие пути. Строение и функции.

5.1.4.6. Частная гистология. Дыхательная система. Общая характеристика дыхательной системы. Воздухоносные пути и респираторный отдел. Особенности строения стенки воздухоносных путей: носовой полости, гортани, трахеи и главных бронхов. Эпителий воздухоносных путей; его клеточный состав, функции, особенности в различных отделах. Внутрилегочные воздухоносные пути, строение их стенок в зависимости от их калибра. Ацинус как морфофункциональная единица легкого. Структурные компоненты ацинуса. Респираторный отдел. Строение альвеолярного эпителия, межальвеолярных перегородок. Сурфактант. Аэрогематический барьер и его значение в газообмене. Альвеолярные макрофаги. Кровоснабжение органов дыхания.

5.1.4.7. Частная гистология. Кожа и ее производные. Кожа. Общая характеристика. Источники развития. Тканевый состав. Регенерация. Типы кожи. Эпидермис. Основные диффероны клеток в эпидермисе. Слои эпидермиса, их клеточный состав. Особенности строении эпидермиса «толстой» и «тонкой» кожи. Процесс кератинизации, его значение. Дерма. Сосочковый и сетчатый слои, их тканевой состав. Гиподерма. Васкуляризация и иннервация кожи. Производные кожи. Железы. Строение сальных и потовых желез, их клеточный состав, типы секреции. Волосы. Строение, рост и смена волос. Ногти. Развитие, строение и рост ногтей.

5.1.4.8. Частная гистология. Эндокринная система. Общая характеристика и классификация эндокринной системы. Центральные и периферические звенья эндокринной системы. Гормоны и их классификация. Гипоталамо-гипофизарная система: строение, васкуляризация. Нейроэндокринные клетки гипоталамуса, понятие о либеринах и статинах. Источники развития гипофиза. Клеточный состав и строение различных долей гипофиза; понятие о тропных гормонах. Гормоны нейрогипофиза и их синтез в гипоталамусе. Гипоталамо-гипофизарная регуляция синтеза гормонов и ее механизмы. Эпифиз. Строение, клеточный состав, функция. Щитовидная железа. Строение. Фолликулы как морфофункциональные единицы. Фолликулярные и парафолликулярные эндокриноциты. Источники развития, локализация, функции. Околощитовидные железы: источники развития и клеточный состав. Надпочечники: источники развития, строение. Зоны коры и их клеточный состав. Особенности строения корковых и мозговых эндокриноцитов. Васкуляризация и иннервация органов эндокринной системы. Одиночные гормонопродуцирующие клетки. Представление о диффузной эндокринной системе, локализация элементов, их клеточный состав. Представление об АПУД системе.

5.1.4.9. Частная гистология. Система органов мочеобразования и мочевыведения. Общая характеристика системы мочевых органов. Развитие. Общий план строения почки. Строение коркового и мозгового вещества. Нефрон – как морфофункциональная единица почки, его строение. Типы нефронов. Васкуляризация почки. Почечные тельца, их основные компоненты. Структурная организация почечного фильтра и роль в мочеобразовании. Юкстагломерулярный аппарат. Гистофизиология канальцев нефронов и собирательных трубочек в связи с их участием в образовании окончательной мочи. Строма почек. Понятие о противоточной системе почки. Эндокринный аппарат почки, строение функция. Иннервация почки. Мочевыводящие пути. Строение стенки почечных чашечек и лоханки. Строение мочеточников. Строение мочевого пузыря.

5.1.4.10. Частная гистология. Половые системы. Мужские половые органы. Общая характеристика мужской половой системы. Развитие. Яичко. Строение. Извитые семенные канальцы, строение стенки. Сперматогенез. Цитологическая характеристика его основных фаз. Гематотестикулярный барьер. Эндокринная функция яичка: мужские половые гормоны и синтезирующие их гландулоциты. Гистофизиология канальцев яичка. Семявыносящие пути. Придаток яичка. Предстательная железа. Их строение и функции. Женские половые органы. Общий план строения женской половой системы, функции различных ее отделов. Развитие. Строение яичника: корковое и мозговое вещество. Овогенез. Строение и развитие фолликулов. Овуляция. Понятие об овариальном цикле и его регуляция. Развитие, строение и функция желтого тела. Атрезия фолликулов. Эндокринная функция яичника. Возрастные особенности. Матка. Строение стенки матки. Менструальный цикл и его фазы. Особенности строения эндометрия в различные фазы цикла. Васкуляризация и иннервация матки. Маточные трубы. Влагалище. Развитие, строение, функции. Молочная железа. Общая морфо-функциональная характеристика, развитие и строение молочной железы. Функциональная морфология лактирующей и нелактирующей молочной железы.

Раздел 5.1. 5. Эмбриология.

5.1.5.1. Общая эмбриология. Половые клетки и их развитие. Мейоз. Общее представление о мейозе. Строение половых клеток. Сперматозоид. Яйцеклетки и их классификация. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение, дробление и гаструляция. Оплодотворение; последовательность и значение акросомальной и кортикальной реакций. Образование зиготы. Дробление. Характер дробления в зависимости от строения яйцеклетки. Образование бластулы. Гаструляция и образование трех зародышевых листков. Типы гаструляции. Понятие о детерминации, дифференцировке, морфогенезе. Индукционные взаимодействия и направленная миграция клеток. Понятие о первичной эмбриональной индукции. Закладка осевых зачатков органов. Образование нервной трубки. Образование сомитов. Мезенхима и ее значение в формировании различных тканей. Дифференцировка эктодермы и энтодермы. Провизорные органы: амнион, серозная оболочка, желточный мешок, аллантоис, хорион, плацента. Особенности их образования и функции у разных типов животных. Типы плацент.

5.1.5.2. Эмбриональное развитие человека. Особенности эмбрионального развития человека. Особенности структуры половых клеток. Оплодотворение. Мужской и женский пронуклеусы. Образование зиготы. Дробление. Специфика дробления у человека и хронология процесса. Морула. Бластоциста. Эмбриобласт и трофобласт. Гаструляция и образование первичных зародышевых листков. Первичная эмбриональная индукция. Дифференцировка зародышевых листков. Дифференцировка внезародышевой мезодермы. Имплантация. Хронология процесса имплантации. Внезародышевые органы. Плацента, формирование. Типы и строение ворсинок. Плацентарный барьер. Эндокринная функция плаценты. Амнион, его строение и значение. Пуповина, ее образование и структурные компоненты. Система мать-плацента–плод и факторы, влияющие на ее физиологию.

5.2. Разделы дисциплины и виды занятий.



п/п

Наименование раздела

дисциплины

Лек-ции

Лабоаторно-

практические

занятия

Инте-рактив-ная форма ЛПЗ

Самостоя-тельная

работа

Всего

часов

1.

Введение. Методы гистологических, цитологических и эмбриологических исследований

2

2

0,5

4

8

2.

Цитология. Клеточная биология.

8

8

1,5

8

24

3.

Общая гистология

10

10

2

20

40

4.

Частная гистология.

18

18

1,5

28

64

5.

Общая эмбриология. Эмбриология человека.

2

2

0.5

4

8




Итого:

40

40

6

64

144
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Программа наименование дисциплины: «К леточная биология, цитология, гистология» icon«Морфофункциональное состояние нейронов и глии тригеминального узла...
Образец «Заявки в Этический комитет вгму им. Н. Н. Бурденко при проведении экспериментального исследования»

Программа наименование дисциплины: «К леточная биология, цитология, гистология» iconПрограмма наименование дисциплины: «клеточная биология»
Федеральное Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

Программа наименование дисциплины: «К леточная биология, цитология, гистология» iconФгос во рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины...

Программа наименование дисциплины: «К леточная биология, цитология, гистология» iconПрограмма учебной дисциплины биология по специальности 35. 02. 07...
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – фгос) по специальности...

Программа наименование дисциплины: «К леточная биология, цитология, гистология» iconРабочая программа дисциплины в. Дв 1 Государственные и муниципальные...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Программа наименование дисциплины: «К леточная биология, цитология, гистология» iconРабочая программа дисциплины наименование дисциплины Таможенно-тарифное регулирование
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов»

Программа наименование дисциплины: «К леточная биология, цитология, гистология» iconПрограмма дисциплины экологическая физиология животных новосибирск
Курс «Экологическая физиология» реализуется в рамках специальности «биология – 0611Б». Относится к специальным дисциплинам вузовской...

Программа наименование дисциплины: «К леточная биология, цитология, гистология» iconРабочая программа дисциплины Код и наименование дисциплины «Компьютерные...
Уровень высшего образования – подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре

Программа наименование дисциплины: «К леточная биология, цитология, гистология» iconПрограмма наименование дисциплины: русский язык как иностранный Рекомендуется...
Место дисциплины в структуре ооп: «Гуманитарный, социальный и экономический цикл», базовая (обязательная) часть цикла

Программа наименование дисциплины: «К леточная биология, цитология, гистология» iconПримерная программа наименование дисциплины Социально-экономическая статистика
Цели и задачи дисциплины: основная цель курса формирование общей информационной культуры, расчётно-экономических, аналитических и...

Программа наименование дисциплины: «К леточная биология, цитология, гистология» iconРабочая программа дисциплины Код и наименование дисциплины «Применение...
Уровень высшего образования – подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре

Программа наименование дисциплины: «К леточная биология, цитология, гистология» iconРабочая программа дисциплины дисциплина б. 10 Методы обнаружения...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

Программа наименование дисциплины: «К леточная биология, цитология, гистология» iconУчебное пособие Кемерово 2004 удк 637. 5
Изучение дисциплины базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении естественно научных, общепрофессиональных...

Программа наименование дисциплины: «К леточная биология, цитология, гистология» iconОбщая биология
Костерин О. Э. Общая биология: Курс лекций для психологов. Учебное пособие. – 2-е изд., испр и доп. / Новосибирск: Новосиб гос ун-т.,...

Программа наименование дисциплины: «К леточная биология, цитология, гистология» iconРабочая программа по дисциплине Наименование дисциплины
Использование мобильных устройств и технологий в современных экономических системах 41

Программа наименование дисциплины: «К леточная биология, цитология, гистология» iconРабочая программа дисциплины наименование дисциплины : Кино-, видеомонтаж...
«Народная художественная культура» профиль: Руководство студией кино, фото- и видеотворчества


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск