Рабочая программа учебной дисциплины Психология и педагогика Для студентов, обучающихся по направлению 080500. 62 (521500) «Менеджмент»




Скачать 343.29 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины Психология и педагогика Для студентов, обучающихся по направлению 080500. 62 (521500) «Менеджмент»
страница1/2
ТипРабочая программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Рабочая программа
  1   2
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет бизнеса
Кафедра психологии и педагогики

“УТВЕРЖДАЮ”

Декан факультета бизнеса


Титова В.А.

“___ ”______________20 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины


Психология и педагогика

Для студентов, обучающихся по направлению 080500.62 (521500) «Менеджмент»

Квалификация – бакалавр менеджмента

Факультет бизнеса

Курс 1, семестр 2

Лекции 16 час.

Практические работы 34 час.

Реферат – 2 семестр

Самостоятельная работа - 42 час.

Зачет - 2 семестр

Всего – 92 часов по учебному плану


Новосибирск

2011
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 521500 «Менеджмент»
Регистрационный номер и дата утверждения ГОС - 351гум/бак, 14.04. 2000 г.

Федеральный компонент блока ГСЭ - ГСЭ.Ф.6

Номер дисциплины по учебному плану: 6.1
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры психологии и педагогики

15 июня 2011 г., протокол № 8.
Программу разработали: проф., д.психол.н. Меньшикова Л.В.

доц., к.ф.-м.н. Шемелина О.С.

Заведующий кафедрой проф., д.психол.н. Меньшикова Л.В.



Ответственный за основную проф., д.э.н. Лавровский Б.Л.

образовательную программу

1.Внешние требования

Согласно п. 1.3. (Квалификационная характеристика выпускника) ГОС по направлению 521500 «Менеджмент» и согласно п.7.1. ГОС (Требования к профессиональной подготовленности бакалавра) менеджер должен быть готов к организационно-управленческой деятельности, которая требует знания психологии и педагогики
Выписка из ГОС ВПО по направлению 521500 «Менеджмент»:
1.3. Квалификационная характеристика выпускника

Бакалавр менеджмента должен:

- знать основные категории экономической науки и социологии, понимать суть социально-экономических явлений, владеть методами анализа экономических и социальных процессов;

- понимать законы функционирования организаций, уметь анализировать и осуществлять основные функции менеджмента;

- владеть практическими навыками менеджера (осуществление коммуникаций, принятие управленческих решений, управление конфликтами и стрессами и др.).

Бакалавр менеджмента должен быть подготовлен к управленческой деятельности в организациях всех форм собственности на должностях, относящихся к среднему штабному или линейному менеджменту.
7.1.1. Бакалавр должен уметь решать проблемы, соответствующие его степени (квалификации).

Бакалавр менеджмента

- знаком с основными положениями экономической теории, а также учениями в области управленческих и социальных наук, способен анализировать значимые проблемы и процессы в системах управления, а также умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной деятельности;

- имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в обществе и бизнесе, а также о тенденциях развития российской и мировой экономик;

- владеет методами инструментального анализа, необходимыми для выполнения профессиональных функций;

- владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере менеджмента;

- способен пользоваться профессиональной литературой на иностранных языках;

- подготовлен к продолжению образования, умеет приобретать новые знания, в том числе, используя современные информационные технологии.
Программа соответствует государственным требованиям к уровню знаний и умений студентов, обучающихся по специальности, которые отражены в блоке ГСЭ. Согласно этим требованиям студент должен получить знания и уметь их использовать в объеме, предусмотренном стандартом, который отражен в таблице 1.

Таблица 1
Требования к знаниям по дисциплине «Психология и педагогика» (выписка из ГОС ВПО по направлению 521500 «Менеджмент»)



ГСЭ.Ф.08


ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА.

Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания.

Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь.

Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Педагогика: объект, предмет и задачи, функции и методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.

Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функция обучения. Воспитание в педагогическом процессе.

Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, ситуационные занятия, деловые игры, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.

Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная Среда воспитания и развития личности.

Управление образовательными системами.








2. Особенности и принципы построения дисциплины
Таблица 2 Особенности (принципы) построения дисциплины


Особенность (принцип)

Пояснение

Основание для введения

Курс разработан в соответствии с требованиями к минимуму содержания Государственного образовательного стандарта направления для дисциплины федерального компонента «Психология и педагогика» в блоке ГСЭ.


Адресат

Студенты факультета бизнеса, обучающиеся по направлению 080500.62 «Менеджмент»

Основная цель

Главная цель курса: формирование у студентов новых моделей поведения, облегчающих их профессиональную адаптацию в новых социально-экономических условиях, а также умения определить направления саморазвития и тактику самовоспитания в соответствии с выбранной жизненной стратегией.

Ядро курса

Ядро курса включает:

- изложение наиболее популярных в настоящее время объяснительных концепций поведения человека;

-использование методов психодиагностики с выходом на проектирование студентами своей профессиональной карьеры, личностного роста и жизненного пути


Требования к начальной подготовке

Общее среднее образование

Уровень требований по сравнению с ГОС

Соответствует ГОС

Объем в часах


Теоретическая часть 16 час., практическая часть -34 час.

Обеспечение дисциплин образовательной программы

Философия, блок гуманитарного выбора


Практическая часть дисциплины

На практических занятиях студенты выполняют психолого-педагогические тесты, вместе с преподавателем анализируют результаты тестирования, выполняют творческие задания, выступают с докладами, участвуют в дискуссиях и «мозговом штурме», учатся решать простые педагогические задачи и давать характеристики педагогическим ситуациям, формируют комплексное задание «Мой психологический портрет».

Учет индивидуальных особенностей обучающихся, реализация права выбора способа обучения

Курс способствует адаптации студентов к учебному процессу. Преподаватель консультирует студентов по возникшим личностным проблемам, в сложных случаях направляет на психологическую консультацию в Центр психологического консультирования вуза. Часть заданий курса имеет нестандартный характер и может изменяться с учетом интересов и пожеланий студентов.

Направленность дисциплины на развитие общеинтеллектуальных умений, направленность на саморазвитие

Курс направлен на формирование стремления к самопознанию, выработку оптимальной жизненной стратегии, развитие рефлексии, поиск путей реализации интеллектуального и творческого потенциала студента в учебном процессе и профессиональной деятельности. Студенты могут применить полученные знания для анализа конкретных жизненных ситуаций.

Особая технология организации учебного процесса

Лекционные занятия проходят в виде традиционной лекции или лекции-диалога, дискуссии. На практических занятиях используются технологии деловых игр, конференций, элементы социально-психологического тренинга.

Области применения полученных знаний и умений

Полученные знания могут быть применены для решения проблем взаимодействия в коллективе студентов, в общении с преподавателями, при подготовке к экзаменам, в ходе учебного процесса, в ситуациях семейных конфликтов.

Описание основных точек контроля

Начальный уровень подготовки оценивается в ходе беседы, лекции-диалога. Зачет проводится с учетом результатов работы в семестре. Оценка знаний и умений студентов проводится в форме оценки комплексного задания и в форме устного зачета.


Отличительные особенности дисциплины по сравнению с другими подобными дисциплинами, уникальность курса

Принципы построения программы.

  1. Программа соответствует рекомендациям Государственного образовательного стандарта об обязательном минимуме содержания профессиональной подготовки по дисциплине федерального компонента блока ГСЭ «Психология и педагогика».

2. Используется принцип последовательности при изложении материала, так как очередность тем имеет внутреннюю логику.

3.Проблемы психологии и педагогики изучаются в единстве с особенностями организации учебного и воспитательного процесса.

4.Особое внимание уделено прикладным аспектам, связанным с активным использованием знаний психологии и педагогики для улучшения социальной адаптации студентов.

Характеристика используемых методических материалов.

Для проведения практических и лекционных занятий используются методические указания, учебные пособия, имеется конспект лекций по общей психологии и по истории психологии в формате Word и комплект методических разработок в библиотеке вуза и на кафедре

Современные информационные технологии

Методические рекомендации, конспекты лекций,

рабочая программа курса представлена на сайте НГТУ www.ciu.nstu.ru



Актуальность предлагаемого курса. Развитие в нашей стране рыночной экономики диктует не только необходимость совершенствования профессиональных знаний и навыков студентов, но требует и фундаментальных представлений о роли и возможностях их собственной личности в происходящих процессах. Часто приобретенные в вузе знания и навыки играют значительно меньшую роль в процессе адаптации к новым условиям, чем социально-психологические особенности человека, такие как умение быстро ориентироваться в коммуникативной среде, находить оптимальные решения в условиях высокой неопределенности, способность выдерживать длительное напряжение, а при необходимости идти на риск.

Предлагаемая программа курса «Психология и педагогика» направлена на то, чтобы сделать предметом сознательного анализа студентов структуру их личностных качеств, сложившихся на сегодняшний день, обратив особое внимание на неконструктивные стереотипы поведения и блокировки в развитии, а также на поиск путей самовоспитания и направлений саморазвития.
3. Цели учебной дисциплины курса
После изучения дисциплины студент будет «иметь представление», «знать», «уметь» в соответствии с целями, представленными в таблице 3.
Таблица 3 Цели курса


цели

Содержание цели

Студент будет иметь представление:

01

об особенностях психологии как науки, месте психологии в системе наук,

основных отраслях современной психологии.

02

об истории развития психологического знания.

03

об основных психологических объяснительных концепциях человеческого

поведения (об основных направлениях в психологии).

04

о природе психики, о взаимоотношениях духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, о соотношении наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании.

05

о сущности сознания, его соотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности.

06

о педагогике как научной дисциплине, о сущности педагогического процесса

07

об образовательной системе России и управлении в образовании, о государственных образовательных стандартах

Студент будет знать:

08

основные категории понятийного аппарата педагогики и психологии

09

основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека.

10

зависимость успешности обучения и профессиональной деятельности от личностных факторов, в том числе от интеллекта и креативности.

11

особенности структурной организации личности и мотивы ее поведения в учебной и профессиональной деятельности.

12

формы, средства и методы педагогической деятельности, основные принципы дидактики

Студент будет уметь:

13

охарактеризовать психологические особенности (темперамента, характера, мотивации, способностей)

14

интерпретировать психические состояния и владеть простейшими приемами психической саморегуляции

15

давать психологическую характеристику межличностных отношений в группе.

16

описывать внешние поведенческие реакции на языке внутренних психологических механизмов.

17

анализировать учебно-воспитательные ситуации, определять и решать педагогические задачи.

18

ориентироваться в современной литературе по психологии и педагогике и отбирать необходимую информацию.

19

характеризовать стили педагогического общения и руководства

20

различать эффективные и неэффективные типы воспитания, в том числе и семейного
  1   2

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины Психология и педагогика Для студентов, обучающихся по направлению 080500. 62 (521500) «Менеджмент» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 8 Математические основы...
«050703. 00 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»

Рабочая программа учебной дисциплины Психология и педагогика Для студентов, обучающихся по направлению 080500. 62 (521500) «Менеджмент» iconРабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Кадровое делопроизводство и кадровый учет в органах сласти» студентам...

Рабочая программа учебной дисциплины Психология и педагогика Для студентов, обучающихся по направлению 080500. 62 (521500) «Менеджмент» iconПсихология рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «Психология» составлена на базе фгос впо в соответствии с требованиями ооп

Рабочая программа учебной дисциплины Психология и педагогика Для студентов, обучающихся по направлению 080500. 62 (521500) «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов различных специальностей,...

Рабочая программа учебной дисциплины Психология и педагогика Для студентов, обучающихся по направлению 080500. 62 (521500) «Менеджмент» iconУчебно-методического комплекса дисциплины рабочая программа учебной...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Иностранный язык» разработан для студентов 1-3 курса по специальности 240902. 65 «Пищевая...

Рабочая программа учебной дисциплины Психология и педагогика Для студентов, обучающихся по направлению 080500. 62 (521500) «Менеджмент» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф1 Иностранный Язык...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа учебной дисциплины Психология и педагогика Для студентов, обучающихся по направлению 080500. 62 (521500) «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Управление закупками и контрактами»  для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению...

Рабочая программа учебной дисциплины Психология и педагогика Для студентов, обучающихся по направлению 080500. 62 (521500) «Менеджмент» iconС. В. Устьянцева психология и педагогика
Учебное пособие предназначено для студентов непсихологических специальностей дневной и заочной форм обучения, изучающих курс «Психология...

Рабочая программа учебной дисциплины Психология и педагогика Для студентов, обучающихся по направлению 080500. 62 (521500) «Менеджмент» iconЭкспериментальная психология
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 37. 03. 01 (030300. 62) «Психология»,...

Рабочая программа учебной дисциплины Психология и педагогика Для студентов, обучающихся по направлению 080500. 62 (521500) «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины Венчурный бизнес и прямые частные инвестиции...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки  fillin...

Рабочая программа учебной дисциплины Психология и педагогика Для студентов, обучающихся по направлению 080500. 62 (521500) «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины Венчурный бизнес и прямые частные инвестиции...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки  fillin...

Рабочая программа учебной дисциплины Психология и педагогика Для студентов, обучающихся по направлению 080500. 62 (521500) «Менеджмент» iconРабочая программа учебной дисциплины английский язык заочное отделение
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе фгос и в соответствии с примерной программой учебной дисциплины для специальностей...

Рабочая программа учебной дисциплины Психология и педагогика Для студентов, обучающихся по направлению 080500. 62 (521500) «Менеджмент» iconРабочая программа учебной дисциплины «эпидемиология»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Эпидемиология» профессионального цикла студентам очной формы обучения...

Рабочая программа учебной дисциплины Психология и педагогика Для студентов, обучающихся по направлению 080500. 62 (521500) «Менеджмент» iconРабочая программа по дисциплине “Лазерные системы и технологии ”...
Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подготовки...

Рабочая программа учебной дисциплины Психология и педагогика Для студентов, обучающихся по направлению 080500. 62 (521500) «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Правовые основы управления персоналом» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....

Рабочая программа учебной дисциплины Психология и педагогика Для студентов, обучающихся по направлению 080500. 62 (521500) «Менеджмент» iconРабочая программа учебной дисциплины физическая культура название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск