Рабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми шестого года жизни с нарушением речи




Скачать 454.62 Kb.
НазваниеРабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми шестого года жизни с нарушением речи
страница1/5
ТипРабочая программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Рабочая программа
  1   2   3   4   5

Приложение № 19

к АОП ДО

МБДОУ – детский сад компенсирующего вида № 101

на 2015-2016 г.г.




Рабочая программа

по профессионально-коррекционной работе

с детьми шестого года жизни с нарушением речи

Составитель:

учитель-логопед Буракова М. А.

учитель-логопед Петухова А. А.

Содержание

1.

Целевой раздел Программы

2

1.1

Пояснительная записка

2

1.1.1

Цели и задачи реализации Программы

3

1.1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы

3

1.1.3.

Характеристика контингента детей, занимающихся на логопункте.

4

1.2..

Планируемые результаты

5

1.3.

Мониторинг эффективности коррекционно-развивающего процесса, осуществляемого учителем – логопедом в условиях логопедического пункта.

6

2.

Содержательный раздел

8

2.1.

Проектирование образовательного процесса

8

2.2.

Формы и средства организации образовательной деятельности

9

2.3.

Содержание индивидуальных и подгрупповых занятий

10

2.4

Годовой план

11

2.5.

Взаимодействие с педагогами ДОУ и родителями

11










3.

Организационный раздел



3.1.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

13

3.2.

Учебно-методическое обеспечение

13

3.3.

Список используемой литературы

15










1.Целевой раздел

    1. Пояснительная записка.

Рабочая программа учителя-логопеда разработана в соответствии с адаптированной образовательной программой МБДОУ – детский сад компенсирующего вида № 101.

Рабочая программа учителя-логопеда определяет содержание и организацию образовательной деятельности по профессиональной коррекции недостатков развития речи у детей с нарушением зрения в условиях логопункта.

Основанием для разработки рабочей программы являются следующие нормативные правовые документы:

  1. Конституцией РФ и учетом Конвенции ООН о правах ребенка (Сборник Международных договоров, 1993)

2.Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от: 7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня 2014 г.);

3. Закон Свердловской области от 15.07.2013 № 78-03 (ред.от 17.10.2013) «Об образовании в Свердловской области»;

4. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

5. Письмом Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. N 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (с изм. от 04.04.2014) "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";

8. Типовым положением о ДОУ (приказ Минобразования и науки РФ от 27.10.2011г. №25622);

9. Уставом МБДОУ – детский сад компенсирующего вида №101;

7. АОП ДО МБДОУ № 101.


* «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы»/ под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

* «Программа специализированных (коррекционных) детских образовательных учреждений 4 вида для детей с нарушениями зрения» под ред. Плаксиной.
Основной базой Программы являются:

*« Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей».

*Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».

*Н.В. Нищева «Программа коррекционно – развивающей работы в старшей логопедической группе детского сада».



      1. Цели и задачи реализации Программы


Целью данной Программы является обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, осуществление их своевременного и полноценного психического развития, обеспечение эмоционального благополучия посредством организации комплексного взаимодействия педагогов (учителя - логопеда, тифлопедагога, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) через реализацию задач общеразвивающей и коррекционной направленности во всех видах детской деятельности.

Логопедическая помощь в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями зрения должна облегчить детям освоение адаптированной образовательной программы МБДОУ и способствовать формированию ведущей функции речи – общения.

Программа коррекционной работы для детей с ОНР направлена на реализацию задач:

1. Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья.

2. Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей – инвалидов.

3. Разработка и реализация плана индивидуальной коррекционной работы у ребёнка с ОНР (ФФНР) в МДОУ и семье. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми с ОНР (ФФНР) в соответствии с их индивидуальными и групповыми планами.

4. Оценка результатов помощи детям с ОНР (ФФНР) и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.

5. Создание условий, способствующих освоению детьми с ОНР (ФФНР) адаптированной образовательной программы МБДОУ.

6. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом индивидуальных возможностей особенностей детей (в соответствии рекомендациями ПМПК и ПМПк).

7. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОНР по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.





В процессе коррекционного обучения детей - логопатов решаются следующие задачи:

1.Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).

3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.

4. Формирование грамматического строя речи.

5. Развитие связной речи старших дошкольников.

6. Развитие коммуникативности и успешности в общении.



      1. 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы


Программа разработана в соответствии с возрастным, культурно-историческим, личностным, деятельностным подходами в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста. Теоретической и методологической основой программы являются:

  • положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка;

  • учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения;

  • исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.


Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов.

  1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.

Соблюдение обозначенного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

    • коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей);

    • профилактического;

    • развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).

2. Единство диагностики и коррекции. Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.

3. Конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условий образования индивидуальным и возрастным особенностям детей. Этот принцип предполагает постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков.

4. Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации. Поддержка детской инициативы и формирование познавательных интересов каждого ребенка.

5. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей развития и потребностей ребенка. Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, помня в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.

6. Комплексность методов психологического воздействия. Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования как в обучении, так и воспитании детей с ОНР всего многообразия методов, приемов, средств.

7. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком. Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

8. Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОНР (ФФНР) защищать права и интересы детей.

Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности. Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности является последовательная реализация дидактических принципов:

1. Развитие динамичности восприятия. В ходе коррекционно-развивающих занятий этот принцип успешно реализуется через задания с постепенно нарастающей трудностью; через включение упражнений, при выполнении которых внимание ребенка обращается на разные признаки, свойства и состояния изучаемого предмета; через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности детей.

2. Продуктивность обработки информации. Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить ребёнку полноценное усвоение информации на основе переноса предлагаемых педагогом способов её обработки. Тем самым развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, т.е. способность самостоятельного и адекватного реагирования на определенные условия.

3. Развитие и коррекция высших психических функций. Реализация этого принципа возможна через выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов и включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций. Системе таких упражнений в условиях коррекции речевых дефектов детей придается особое значение.

4. Развитие мотивации. Этот принцип предполагает обеспечение постоянного интереса ребенка к усвоению новой информации.

5. Концентрический. В коррекционно-развивающей работе целесообразно применять концентрическую систему изучения материала, где каждый последующий концентр включает в себя постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка (лексической, синтаксической, морфологической).

6. Тематический. Данный принцип организации познавательного и речевого материала занятия предлагает выбор не только языковой (или речевой) темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по приобщению к социокультурным ценностям, ознакомлению с миром природы, рисованию, лепке, аппликации, в играх и т.д. Часть проводится учителем-логопедом, часть воспитателем или другими педагогами МБДОУ, поэтому происходит тесное переплетение поставленных и решаемых задач при одновременном изучении темы.

Необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания коррекционной деятельности. Кроме того, их учет позволяет обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка общего недоразвития речи, что позволяет объединить усилия педагогов разного профиля – учителя-логопеда, тифлопедагога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и др.


  1   2   3   4   5

Похожие:

Рабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми шестого года жизни с нарушением речи iconРабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми...
...

Рабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми шестого года жизни с нарушением речи iconКалендарно-тематический план работы по формированию лексико- грамматических...
Возрастные и индивидуальные особенности детей пятого шестого года жизни

Рабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми шестого года жизни с нарушением речи iconРабочая программа дисциплины содержание коррекционной работы с детьми...
Содержание коррекционной работы с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы

Рабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми шестого года жизни с нарушением речи iconПояснительная записка 3 3 3
Основные направления коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи 60

Рабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми шестого года жизни с нарушением речи iconСтатья посвящена метафорическим ассоциативным картам бурно развивающемуся...
Описаны достоинства мак, принципы работы с картами, правила работы. Приведены примеры опыта использования мак в психологической работе...

Рабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми шестого года жизни с нарушением речи iconРабочая программа коррекционной (тнр) группы «буратино»
Перечень нормативно-основных документов, на основании которых разработана рабочая программа

Рабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми шестого года жизни с нарушением речи iconОсновная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями...
Логопедическая работа по коррекции тяжелых нарушений речи (онр) с детьми старшего дошкольного возраста

Рабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми шестого года жизни с нарушением речи iconРабочая программа дисциплины оказание коррекционной помощи детям...

Рабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми шестого года жизни с нарушением речи iconПояснительная записка рабочая программа по живому миру
Рабочая программа по живому миру для 4 класса составлена на основе «Образовательной программы для учащихся 0 и 1 – 4 классов специального...

Рабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми шестого года жизни с нарушением речи iconПояснительная записка. Цели и задачи рабочей программы 3 Принципы...
Рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет группы компенсирующей направленности...

Рабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми шестого года жизни с нарушением речи iconПояснительная записка рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие»
Фгос дошкольного образования, аооп доу, Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями...

Рабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми шестого года жизни с нарушением речи iconОтчет о результатах самообследования по состоянию на 01. 08. 2016...
Расположено по адресу: город Североморск, ул. Кирова, дом 8А; группа коррекционной направленности для детей с тяжелыми нарушениями...

Рабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми шестого года жизни с нарушением речи iconРабочая программа по чтению и развитию речи предназначена для развития...
Цель: развитие речи обучающихся через совершенствование техники чтения, понимание, осмысление и пересказ содержания художественных...

Рабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми шестого года жизни с нарушением речи iconРоссийской Федерации Российский государственный профессионально-педагогический...
Российскому государственному профессионально-педагогическому университету 25 лет. Трижды за свою историю университет получал новое...

Рабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми шестого года жизни с нарушением речи iconРабочая программа по предмету: «Профильный труд» Профиль «Трикотажное...
...

Рабочая программа по профессионально-коррекционной работе с детьми шестого года жизни с нарушением речи iconПрактическая работа по формированию лексико-грамматического строя...
Гбоу дпо «челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск