Учебно-методическое пособие для студентов




НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов
страница1/4
ТипУчебно-методическое пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4


УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ







Учебно-методическое пособие для студентов

Екатеринбург

2009

Вакцинопрофилактика инфекционных болезней учебно-методическое пособие для студентов. Екатеринбург: Изд. УГМА, 35с.

Учебно-методическое пособие разработали
Доктор медицинских наук, профессор А.В. Слободенюк

Кандидат медицинских наук П.Л. Шулев

Рецензент
Доктор медицинских наук, профессор А.Г. Сергеев


Рекомендовано к изданию ЦМК медико-профилактического факультета

протокол № 9 от 27 декабря 2007 г.

© Уральская государственная

медицинская академия, 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................................................4
ПРОТИВОИНФЕКЦИОННЫЙ ИММУНИТЕТ И ЕГО ФЕНОМЕНЫ .................................................4
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ПОПУЛЯЦИОННЫЙ ИММУНИТЕТ .........................................................7
ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ КОЛЛЕКТИВА......................................................................8
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИММУНОГЕННОСТИ И

ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВАКЦИН ..............................................................9
ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕПАРАТЫ

ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ..................................................................10

.

ВАКЦИНЫ, ВКЛЮЧЕННЫЕ В ПРИВИВОЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ .....................................................13
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ВАКЦИНАЦИИ ........................................................................................15
ХРАНЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ВАКЦИН............................................................................16
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИВИВОЧНОЙ РАБОТЫ........................................................................................17
КОНТРОЛЬ ЗА ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ И БЕЗОПАСНОСТЬЮ ВАКЦИН .......................................20
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКИ ...................................................................22
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР ЗА ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКОЙ ...................................22
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИВИВОЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ПРИВИВОК ..................................................22

ПРИЛОЖЕНИЕ
ТЕСТОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ............................................................................................29
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ .................................................................................................................33
ЛИТЕРАТУРА ...........................................................................................................................................34

ВВЕДЕНИЕ
Закон РФ о вакцинопрофилактике инфекционных болезней предусматривает проведение защитных мероприятий против эпидемически значимых инфекций в соответствии с национальным прививочным календарем.

Учебно-методическое пособие «Вакцинопрофилактика инфекционных болезней» разработано на кафедре эпидемиологии в соответствии с учебными программами по изучаемой дисциплине для студентов медицинских ВУЗов.

В пособии представлены современные научные разработки по противоинфекционному иммунитету, характеристике иммунобиологических препаратов, внесенных в прививочный календарь, хранению и транспортированию вакцин, организации прививочной работы, эпидемиологическому надзору за вакцинопрофилактикой и правовым вопросам вакцинации.

Пособие существенно дополняет учебный материал по изучаемой теме и рекомендуется для студентов медицинских ВУЗов и широкого круга медицинских работников.

ПРОТИВОИНФЕКЦИОННЫЙ ИММУНИТЕТ И ЕГО ФЕНОМЕНЫ
Классическое учение Л.В. Громашевского об эпидемическом процессе позволяет научно-обоснованно планировать и реализовывать профилактические и противоэпидемические мероприятия в отношении инфекционных болезней человека. Учитывая паразитическую природу возбудителей инфекционных болезней, следует полагать, что жизнеспособность их, как представителей биологического вида, должна поддерживаться путем постоянного перемещения из зараженного организма к другому, восприимчивому к данной инфекции организму и вызывать у него заболевание.

С позиций эпидемиологии, понятие « восприимчивость» трактуется, как наследуемое биологическое свойство человека отвечать на внедрение и размножение чужеродного организма комплексом патологических и иммунологических состояний и реакций.

Этот комплекс лежит в основе патогенеза инфекции, сопровождается размножением и накоплением возбудителя в зараженном организме, выходом его во внешнюю среду и дальнейшим распространением при реализации соответствующего механизма передачи.

После перенесенного инфекционного заболевания, организм становится невосприимчивым (иммунным) к данной инфекции и в течение определенного времени не способен поддерживать эпидемический процесс.

Логично предположить, что создать состояние невосприимчивости у отдельного индивидуума или в популяции людей можно искусственным путем с помощью вакцин, приготовленных к конкретному возбудителю инфекционного заболевания, и тем самым подавлять развитие эпидемического процесса, формируя у привитых противоинфекционный иммунитет.

В одних случаях продолжительность искусственно созданной невосприимчивости к определенному возбудителю может исчисляться годами, в других – месяцами.

Создание искусственного иммунитета в результате прививок, направлено на ограничение развития эпидемического процесса, а не на полное его подавление, так как абсолютную невосприимчивость создать практически невозможно из-за индивидуальных особенностей организма.

По мере развития иммунологии, как науки и учебной дисциплины, предлагались различные определения понятия «иммунитет». В настоящее время наиболее удачное определение противоинфекционного иммунитета, соответствующее современному уровню знаний, предложил проф. Р.В. Петров.

Иммунитет – это способ защиты организма от живых тел и веществ, несущих на себе признаки генетически чужеродной информации.

Приобретенный человеком иммунитет включает в себя два главных феномена: гуморальный (антителообразование) и клеточный иммунитет. Существуют и другие феномены иммунитета, которые необходимо учитывать при проведении вакцинопрофилактики и последующего анализа формирования иммунного ответа. Такими феноменами являются толерантность, иммунологическая память и аллергия (рис. 1).

Рис. 1. Феномены иммунитета
Основным, что определяет эти феномены под понятием «иммунитет», является их специфичность, т.е. то, что они индуцируются определенным антигеном и их проявление зависит от первичного (сенсибилизация) или повторного контакта с антигеном.

Механизм формирования иммунитета начинает работать сразу после контакта с возбудителем, независимо от того, что является результатом этого контакта – инфекционное заболевание, стертая форма инфекционного процесса, бактерионосительство или иммунизация в результате инфицирования.

По способу формирования, иммунитет подразделяют на врожденный, естественно приобретенный, в результате перенесенного инфекционного заболевания и искусственно приобретенный, после вакцинации (активный) или введения в организм специфических к возбудителю антител (пассивный).

Специфические защитные реакции в организме осуществляются иммунокомпетентными Т- и В- лимфоцитами и макрофагами, которые взаимодействуют между собой.

В-лимфоциты осуществляют функцию защиты против возбудителя (антигена) путем продуцирования антител (иммуноглобулинов) и иммунитет называется гуморальным. Клеточный иммунитет формируется Т-лимфоцитами (преимущественно Т-киллерами), уничтожающими в организме человека чужеродные клетки.

Продуцирование антител (Jg M, G, A) является самым универсальным и эффективным способом реакции на чужеродные вещества. Вначале образуются Jg M, а затем происходит переключение на продукцию JgG. Такой процесс характерен для первичного ответа. При повторной встрече иммунокомпетентных клеток с тем же антигеном, продуцируются в основном Jg G (вторичный ответ).

Иммунитет, формирующийся против бактерий, называют антибактериальным, против вирусов – антивирусным, против токсинов – антитоксическим.

Современная концепция формирования невосприимчивости (защиты) организма к инфекционным болезням, признает два самостоятельных направления:

  1. путем создание противоинфекционного иммунитета, о котором сказано выше,

  2. в результате участие неспецифических факторов резистентности организма (фагоцитоз, интерферон, комплемент сыворотки крови, лизоцим и др.)

Н
фагоци

тоз


а рис. 2 представлена схема формирования невосприимчивости к инфекционным болезням.



Рис. 2. Схема формирования невосприимчивости к инфекционным болезням

Следовательно, невосприимчивость – это состояние организма индивидуума или популяции людей, сформировавшееся за счет иммунитета и неспецифических факторов резистентности. Невосприимчивость индивидуума и популяции людей к определенной инфекции не является стабильной, она постоянно изменяется в сторону увеличения или уменьшения в зависимости от проявления эпидемического процесса, вакцинации, неспецифической защиты и других факторов.


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ПОПУЛЯЦИОННЫЙ ИММУНИТЕТ.

ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ КОЛЛЕКТИВА
В инфекционной эпидемиологии неотъемлемым разделом работы эпидемиолога является прикладная иммунология, получившая название эпидемиологическая иммунология, задачей которой является изучение иммунологических процессов, происходящих в популяции людей и влияющих на развитие и динамику инфекционных болезней.

В эпидемиологии инфекционных болезней важная роль принадлежит иммунологическому фактору, который характеризует уровень иммунитета (иммунная прослойка, напряженность) или степень восприимчивости популяции людей к определенному инфекционному заболеванию.

В практике для оценки уровня иммунитета (индивидуального и популяционного) обычно применяются серологические тесты, позволяющие определять в сыворотке крови содержание специфических антител к возбудителю-иммуногену. По их содержанию оценивают защитную способность организма от инфекции. Показатель этот условный, поэтому и получил название «условно-защитный титр антител». По количеству людей с условно-защитным титром антител к определенной инфекции, рассчитывают иммунную прослойку в популяции (в процентах), что позволяет прогнозировать возможность развития эпидемического процесса.

Количественно иммунная прослойка должна быть довольно высокой для широко распространенных инфекций с аэрогенным механизмом передачи возбудителя. При некоторых редко встречающихся на отдельных территориях инфекционных заболеваниях, низкий процент иммунных лиц не является поводом для проведения экстренных защитных мероприятий (натуральная оспа, брюшной тиф, холера, сибирская язва и др.).

Для оценки степени невосприимчивости людей к инфекционным болезням используют также показатель напряженности иммунитета, который определяется по числу лиц, у которых титры антител к определенному возбудителю выше условно-защитных.

По показателям напряженности иммунитета (напряженный или высоконапряженный), сформировавшегося в результате вакцинации, оценивают иммуногенную активность вакцин.

Естественно, что иммунитет популяции будет определяться разным удельным весом лиц, в зависимости от количественного содержания у них антител, т.е. изучаемый коллектив людей будет расслоен на разные иммунологические категории. У одних лиц антитела могут отсутствовать, у других их количество будет ниже условно-защитных титров, у третьих – антитела будут определяться в условно-защитном титре, а у других, их содержание будет выше условно-защитного титра, что будет свидетельствовать о напряженном иммунитете.

Расслоение популяции людей по содержанию антител к определенной инфекции, зависит от некоторых факторов, формирующих иммунную структуру коллектива:

- в результате разной частоты контактов отдельных людей с соответствующим возбудителем инфекции,

- вследствие индивидуальной иммунологической реактивности отдельных лиц с различным проявлением инфекционного процесса (манифестная, субклиническая форма);

- в результате влияния вакцинации на формирование иммунологических структур.

ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ КОЛЛЕКТИВА
Результаты серологических исследований сывороток крови обследуемых свидетельствуют, что коллектив по содержанию антител может быть расслоен на три группы людей. В первой группе будут так называемые «серонегативные» лица (отсутствие антител); у лиц второй группы антитела будут определяться в титрах ниже условно-защитных, а среди лиц третьей группы («серопозитивные») - титры антител будут соответствовать условно-защитным и выше.

Задача врача-эпидемиолога – перевести результаты серологических исследований по определению титров антител на эпидемиологический язык, т.е. построить иммунологические структуры обследуемого коллектива людей. Такие коллективы могут формироваться чаще по возрасту (дети, взрослые) в количестве, достаточном для получения достоверных результатов (не менее 100 чел).

Используя показания титров антител от 0 до максимального содержания (например, 0, 1:10, 1:20, 1:40, 1:80 и т.д.) их группируют и затем условно формируют группы, называемые иммунологическими категориями. В частности, определяя наличие противогриппозных антител в сыворотках обследуемых, всех лиц с титрами антител от 0 до 1:20 обычно считают серонегативными (одна иммунологическая структура);

1:40 (условно- защитный титр) – вторая иммунологическая структура; 1:80 – 1:160 – третья структура лиц, иммунитет у которых можно считать напряженным; с титром 1:320 и выше – четвертая категория с высоко напряженным иммунитетом.

Распределив исследуемые сыворотки по такому принципу, врач-эпидемиолог вычисляет удельный вес лиц, которые могут быть восприимчивыми к гриппу и защищенных от заболевания. Полученные результаты экстраполируют на возрастные группы популяции людей, проживающих на данной территории. Естественно, что чем меньше будет удельный вес серонегативных лиц к этой инфекции, тем выше будет устойчивость популяции к заболеваниям. Следовательно, анализ по содержанию антител в сыворотках людей разных возрастных групп к конкретной инфекции, позволяет эпидемиологу прогнозировать развитие и проявление эпидемического процесса.

Многочисленные наблюдения по серологическому мониторингу за наиболее распространенными инфекциями (грипп, корь, краснуха, эпидемический паротит) свидетельствуют, что после эпидемического подъема заболеваний, количество людей с условно-защитными титрами антител повышается до 80-90%. А это значит, что при такой иммунной прослойке в популяции в постэпидемический период могут наблюдаться только спорадические случаи заболеваний.

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИММУНОГЕННОСТИ И ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВАКЦИН
В практической работе для оценки постинфекционного и постпрививочного иммунитета применяются серологические тесты (РТГА, РНГА, РСК, ИФА и др.), позволяющие определять в исследуемых сыворотках содержание антител к конкретному антигену.

Для этого титрованию подлежат парные сыворотки от одного и того же человека.

Первая сыворотка забирается в первый день заболевания или перед вакцинацией, а вторая после выздоровления или через месяц после прививки. По четырехкратному и более приросту титров антител во второй сыворотке, в сравнении с первой, подтверждают клинический диагноз или оценивают иммуногенность вакцины.

Четырехкратный прирост титра антител получил название «сероконверсия».

В работе эпидемиолога результаты серологических исследований чаще всего используются для оценки иммуногенной активности вакцин, которую тоже оценивают по результатам сероконверсий. При этом иммуногенность вакцин следует оценивать только среди привитых серонегативных лиц, т.к. наличие в сыворотках прививаемых антител в высоких титрах, не позволит вакцине индуцировать четырехкратный прирост титров антител.

Большинство вакцин вызывают у привитых сероконверсии в 70-90% случаев от числа привитых.

Другой метод оценки иммунитета получил название «эпидемиологический». Он используется для оценки эффективности вакцин по проявлению заболеваемости среди привитых. Для изучения эпидемиологической эффективности вакцин, обязательным условием является формирование двух равноценных наблюдаемых групп (опытной и контрольной).

Учет заболеваемости в наблюдаемых группах по конкретной нозологической форме болезни, проводится в динамике в течение периода, установленного исследователем.

Эпидемиологическая эффективность вакцины оценивается по индексу эффективности (ИЭ) и показателю защищенности коллектива (ПЗ).

Индекс эффективности позволяет определять во сколько раз была снижена заболеваемость среди привитых, по сравнению с не привитыми за период наблюдения. Его определяют делением показателя заболеваемости среди не привитых (контроль) на заболеваемость среди получивших прививку (опытная группа). Расчет проводят в относительных показателях (на 100, 1000 чел) в зависимости от численности групп.
Р1

ИЭ = ----, где: Р1- заболеваемость в контроле, Р2- заболеваемость среди привитых

Р2
Индекс эффективности должен быть выше 1. Показатель защищенности свидетельствует, какая часть коллектива привитых была защищена вакциной от риска заболеть (в %).
Р2

ПЗ = ( 1 - ----- ) х 100%

Р1

Так как эти два показателя (ИЭ и ПЗ) равноценны, то в практике обычно используют один тест – индекс эффективности.

В некоторых случая состояние иммунитета к определенному возбудителю пытаются оценить по другим показателям ( привитость населения, летальность, тяжесть инфекционного процесса ), хотя эти показатели являются мало информативными.
  1   2   3   4

Похожие:

Учебно-методическое пособие для студентов iconУчебно-методическое пособие
...

Учебно-методическое пособие для студентов iconОрганизация и технология документационного обеспечения управления учебно-методическое пособие
...

Учебно-методическое пособие для студентов iconДетская офтальмология учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета
Учебно-методическое пособие по офтальмологии. (Для студентов педиатрического факультета). Ставрополь, Изд.: Стгму

Учебно-методическое пособие для студентов iconУчебно-методическое пособие для студентов пм. 04.(07.) «Выполнение...
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта по...

Учебно-методическое пособие для студентов iconУчебно-методическое пособие по курсу «Рентгенографический анализ» Казань, 2010
Методическое пособие предназначено для студентов и аспирантов геологического факультета

Учебно-методическое пособие для студентов iconУчебно-методическое пособие для студентов юридического факультета 030900. 68 «Юриспруденция»
Громов В. П. Прокурорский надзор за исполнением наказания в исправительных учреждениях: Учебно-методическое пособие для студентов...

Учебно-методическое пособие для студентов iconУчебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией...
Учебно-методическое пособие предназначено для организации активной самостоятельной работы студентов над учебным материалом при изучении...

Учебно-методическое пособие для студентов iconУчебно-методическое пособие для студентов всех специальностей Ялта 2009
Социология: Учебно-методическое пособие для изучения курса. Для студентов всех специальностей / Составитель: к ф н. Мирошников О....

Учебно-методическое пособие для студентов iconУчебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического,...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультетов и может...

Учебно-методическое пособие для студентов iconУчебно-методическое пособие по терапевтической стоматологии Пломбировочные...
Ракова Т. В., Тишков Д. С., Карлаш А. Е., Журбенко В. А., Саакян Э. С. Учебно-методическое пособие по терапевтической стоматологии...

Учебно-методическое пособие для студентов iconУчебно-методическое пособие Казань 2008 федеральное агентство по...
Полевая археологическая практика Казанского государственного университета: Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся...

Учебно-методическое пособие для студентов iconУчебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению 38. 03. 01 «Экономика» в Институте...

Учебно-методическое пособие для студентов iconУчебно-методическое пособие для студентов заочного отделения
Рекомендуется учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия...

Учебно-методическое пособие для студентов iconУчебно-методическое пособие для бакалавров учетно-финансового факультета Краснодар
Учебно-методическое пособие предназначено для работы в группах студентов 1 курса учетно-финансового факультета

Учебно-методическое пособие для студентов iconУчебно-методическое пособие по клинической фармакологии Оренбург, 2007
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов медицинских вузов, обучающихся по специальности «Лечебное...

Учебно-методическое пособие для студентов iconУчебно-методическое пособие к практическим занятиям по акушерству...
Учебно-методическое пособие представлено кафедрой акушерства и гинекологии сгма в помощь студентам 6 курса лечебного факультета при...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск