Образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения


НазваниеОбразовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
страница1/23
ТипОбразовательная программа
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23



ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

на педсовете 08.10.2011г МБДОУ Балдеевский

протокол № 1 от 23.11.2013г. д/с «Светлячок»

заведующая

________Л.Г. Ковырзина


Образовательная программа

Муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

Балдеевский детский сад «Светлячок»

Кизнерского района Удмуртской Республики

на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ - д/с «Cветлячок» (далее Учреждение) обеспечивает разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Общеобразовательная программа (далее – Программа) обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. Основными приоритетными направлениями в деятельности образовательного учреждения являются: физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое.

1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении, сведения о квалификации педагогических кадров и сведения о семьях воспитанников.

1.1.Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении:

Младший дошкольный возраст — важнейший период в развитии дошколь­ника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. «Кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целен. Характерное для ребенка третьего года жизни требование «я — сам» прежде всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Задача взрос­лого — поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ре­бенка в собственные силы. Главное помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

Стремление к самостоятельности формируется у младшего до­школьника в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной деятельности с ребенком воспитатель помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата.

Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддерж­ке и заботе воспитателя. В течение дня педагог должен к каждому ребенку проявить свое доброе отношение, приласкать, назвать лас­ковым именем, погладить. Ощутив любовь воспитателя, младший дошкольник становится более общительным. Он с удовольствием подражает действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый источник новых игр, действий с предметами.

К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослы­ми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.

Воспитатель поощряет познавательную активность каждого ре­бенка, развивает стремление к наблюдению, сравнению, обследо­ванию свойств и качеств предметов. Вместе с детьми воспитатель переживает чувства удивления, радости познания мира, своими вопросами побуждает к новым открытиям. Учитывая важнейшую роль общения со взрослыми в полноценном развитии младших дошкольников, воспитатель ежедневно общается с каждым ре­бенком — индивидуально или в маленькой подгруппе детей (2-3 ребенка). Это обязательное условие организации жизни в млад­ших группах.

В играх, в предметной и художественной деятельности воспи­татель учит детей принимать цель и связывать результат с постав­ленной целью. Так повышается осознанность действий и усиливается самостоятельность детей.

Развивается интерес детей к общению со сверстниками. Воспитатель привле­кает малышей к играм в маленьких подгруппах, к общим хоро­водным и имитационным играм, к парным поручениям. Педагог внимательно наблюдает за тем, как развивается общение со сверст­никами у каждого ребенка и соответственно обогащается детский опыт. Ежедневно в группе воспитателем организуются разные спо­собы общения детей между собой и разные игровые действия. Обязательным является время свободных игр по самостоятельному выбору и желанию детей.

В младшем дошкольном возрасте открываются новые возмож­ности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, без которых невоз­можно правильное социальное развитие. Для того чтобы ребенок мог учитывать в своем поведении чувства и интересы других людей, он должен сначала научиться сопереживать самым близким людям — родителям, воспитателю, сверстникам.

Дети 3—4 лет — это в первую очередь «деятели», а не наблю­датели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы он получил возможность уча­ствовать в разнообразных делах: в играх, двигательных упражне­ниях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве (имитации, подражание образам животных, танцеваль­ные импровизации и т. п.). Эмоционально-насыщенная и разно­образная деятельность младших дошкольников в детском саду яв­ляется основой для решения всех воспитательных задач.

Основные задачи воспитания:

  1. Способствовать благоприятной адаптации малышей в детском саду, установлению добрых отношений с воспитателем и детьми в группе, устойчивому эмоционально-положительному самочувст­вию и активности каждого ребенка.

  2. Обеспечить полноценное физическое развитие детей, свое­ временное овладение ими основными движениями и гигиениче­скими навыками.

  3. Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления об окружающих предметах и явлени­ях, учить выделять некоторые особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного ана­лиза.

  4. Способствовать развитию самостоятельности, овладению детьми разнообразными способами действий, приобретению на­выков элементарного самообслуживания, самостоятельной игровой деятельности и общения.

  5. Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружа­ющему, эмоциональную отзывчивость на состояние других людей, добрые чувства к животным и растениям.

  6. Развивать интерес детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельностного общения со взрослыми и сверстниками, обога­щать опыт игрового общения.

  7. Способствовать развитию воображения и творческих прояв­лений детей, интереса к участию в игровой и художественной деятельности с элементами творчества, радости от реализации своих замыслов и желаний.

Средний дошкольный возраст.

Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовле­творения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослуш­ными, капризными. Поэтому в средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей раз­нообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.

Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает довольно высокая возбудимость. Увидев перевозбуждение ребенка, воспитатель, зная слабость тормозных процессов детей 4—5 лет, переключит его внимание на более спокойное занятие. Это по­может ребенку восстановить силы и успокоиться.

Средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Воспитатель использует это стремление для налаживания дружеских связей между детьми. Он объединяет детей в небольшие подгруппы на основе общих интере­сов, взаимных симпатий. Своим участием в играх воспитатель помо­гает детям понять, как можно договориться, подобрать нужные иг­рушки, создать игровую обстановку. Особенно внимательно относится воспитатель к детям, которые по тем или иным причинам (робость, застенчивость, агрессивность) не могут найти себе в группе друзей, то есть не реализуют свою возрастную потребность в общении. Это может привести в дальней­шем к личностным деформациям. В каждом подобном случае воспитатель анализирует причины и находит пути налаживания контак­тов ребенка со сверстниками.

Они охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые по­ручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспи­тателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?». Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру. Неред­ко средний дошкольник многократно обращается к воспитателю с одними и теми же вопросами, и от воспитателя требуется большое терпение, чтобы снова и снова давать на них ответы.

Доброжелательное, заинтересованное отно­шение воспитателя к детским вопросам и проблемам, готовность «на равных» обсуждать их с детьми помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нуж­ное русло, с другой — укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к старшим. Нереализованная потребность общения со взрос­лым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.

Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активнос­тью. Это создает новые возможности для развития самостоятель­ности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности и познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действии, приемов простейшего анализа, срав­нения. Воспитатель специально насыщает жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы (определить, влажный или сухой песок, годится ли он для по­стройки; отобрать брусочки такой ширины, чтобы по ним про­езжала машина, и пр.).

Уделяя внимание развитию детской самостоятельности, воспи­татель широко использует приемы индивидуального подхода, следуя правилу: не делать за ребенка то, что он в состоянии сделать само­стоятельно. Но при этом воспитатель исходит из реального уровня умений, которые в средней группе могут значительно различаться у разных детей. Поэтому если для одних детей будет достаточно простого напоминания о нужном действии, совета, то для других необходим показ или совместное действие с ребенком. В этом про­является одна из особенностей детей средней группы. В течение пятого года жизни воспитатель становится свидетелем разных тем­пов развития детей: одни дольше сохраняют свойства, характерные для младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, «взрослеют» быстрее и уже со второй половины среднего дошкольного возраста начинают от­четливо проявлять черты более старшей возрастной ступени.

У детей средней группы ярко проявляется интерес к игре. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. В средней группе, как и в младшей, воспитатель отдает предпочте­ние игровому построению всего образа жизни детей. В течение дня дети участвуют в разнообразных играх — сюжетно-ролевых, подвижных, имитационно-театрализованных, хороводных, музыкаль­ных, познавательных и др. Часть из них организуется воспитателем и используется как средство решения определенных задач. Напри­мер, игры с готовым содержанием и правилами используются для развития внимания, речи, умения сравнивать, действовать по эле­ментарному алгоритму.

Значительное время отводится для свободных игр по выбору детей, Задача воспитателя — создать возможности для вариативной игровой деятельности через соответствующую предметно-игровую среду: разнообразные игрушки, предметы-заместители, материалы игрового творчества, зоновое размещение игрового оборудования.

Воспитатель выступает носителем игровых традиций и ненавязчиво передает их детям. Пути для этого разнообразны. Прежде всего, это совместные игры воспитателя с детьми. В обстановке игры своим примером воспитатель показывает детям, как лучше договориться, распределить рати, как с помощью развития сюжета удовлетворить всех желающих принять участие в игре.

Участвуя в одной и той же игре, воспитатель каждый раз берет на себя новые роли, вступает с детьми в разные ролевые диалоги. Используя свою игровую роль, он побуждает детей к творчеству, к изменению игровой обстановки (поставить дополнительный те­лефон для переговоров, отгородить место для еще одного кабинета врача, наметить новый маршрут путешествия).

Игровая мотивация наиболее успешно используется воспита­телем в организации деятельности детей. Образовательная деятельность проходят в форме игры, игровых ситуаций и дей­ствий. В силу особенностей мышления среднего дошкольника, предпочтение отдается наглядным, игровым и практическим ме­тодам обучения, словесные методы сопровождаются разнообраз­ными формами наглядности и практической деятельностью детей. Целесообразно проведение занятий по подгруппам.

У детей средней группы наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения. Именно к пяти годам начинаются многочис­ленные жалобы-заявления детей воспитателю о том, что кто-то делает что-то неправильно или кто-то не выполняет какое-то тре­бование. Неопытный воспитатель иногда расценивает такие заяв­ления ребенка как «ябедничество» и отрицательно к ним относит­ся. Между тем «заявление» ребенка свидетельствует о том, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить ав­торитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать от воспитателя дополнительные разъяснения по поводу «границ» действия правила. Обсуждая с ребенком случившееся, мы помогаем ему утвердиться в правильном поведении. Вместе с тем частые заявления-жалобы детей должны служить для воспи­тателя сигналом просчетов в его работе по воспитанию дружеских отношений и культуры поведения в группе.

Главное для воспитателя — предвидеть поступки детей и забла­говременно ориентировать их на правильное поведение. Поэтому среди воспитательных приемов большое место принадлежит лич­ному примеру педагога, а также проективным оценкам — оценкам за предполагаемые будущие правильные действия ребенка. К при­меру, заметив попытку мальчика наехать своим автомобилем на домик, построенный девочками, воспитатель говорит: «Какой у нас Саша хороший шофер, он внимательно смотрит на дорогу я никогда ни на кого не наедет. Он хорошо управляет машиной». Мальчик, гордый оценкой воспитателя, с удовольствием проезжа­ет, не задев домика.

Педагог специально создает ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения, внимания к окружающим. Это ситуация взаимной поддержки и взаимной помощи детей, проявления внимания к старшим, заботы о животных, бережного отношения к вещам и игрушкам: «Помоги другу», «Поделись с другим», «Нашим животным с нами хорошо», «Мы помощники в группе» и др.

Дети среднего дошкольного возраста отличаются высокой эмоци­ональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства. Вос­питатель пробуждает эмоциональную отзывчивость детей, направля­ет се на сочувствие сверстникам, элементарную взаимопомощь.

Педагог развивает эстетические чувства детей. Он обращает их внимание на красоту природы, звучание музыки, яркость изобра­зительных средств.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Похожие:

Образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения iconОсновная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного...
Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе следующих...
Основная образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №98 г. Липецка

Образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения iconОбразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Предназначение дошкольного образовательного учреждения и средства его реализации. 5

Образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения iconОбразовательная программа дошкольного образования Муниципального...
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №40 «Медвежонок» для детей раннего возраста»

Образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения iconОсновная образовательная программа дошкольного образования Муниципального...
Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский...

Образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения iconОбразовательная программа дошкольного образования муниципального...
Значимые для разработки и реализации характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения iconОбразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Данная образовательная программа мбдоу детский сад №16 разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов

Образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения iconПояснительная записка образовательная программа дошкольного образования...
Образовательная программа дошкольного образования (далее Программа) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения...

Образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения iconОбразовательная программа дошкольного образования муниципального...
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программы дошкольного образования

Образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения iconОбразовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Основная образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного...

Образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения iconПриказ от 25. 08. 2014 №500 Основная образовательная программа дошкольного...
Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная...

Образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения iconОсновная образовательная программа мбдоу
Образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад...

Образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения iconОсновная образовательная программа дошкольного образования муниципального...
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ мо и н РФ от 17. 10. 2013 №1155)

Образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения iconОсновная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного...

Образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения iconОсновная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного...

Образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения iconРабочая программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №216


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск