Учебно-методический комплекс наименование дисциплины: Детская офтальмология Рекомендуется для подготовки ординаторов по направлению 31. 08. 59 "офтальмология"

Учебно-методический комплекс наименование дисциплины: Детская офтальмология Рекомендуется для подготовки ординаторов по направлению 31. 08. 59 "офтальмология"


НазваниеУчебно-методический комплекс наименование дисциплины: Детская офтальмология Рекомендуется для подготовки ординаторов по направлению 31. 08. 59 "офтальмология"
ТипУчебно-методический комплекс
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Учебно-методический комплекс


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


Наименование дисциплины: Детская офтальмология
Рекомендуется для подготовки ординаторов

по направлению 31.08.59 "ОФТАЛЬМОЛОГИЯ"
Квалификация (степень) выпускника:

Врач-офтальмолог
Информация

Уровень образования:

Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации

Образовательные программы:

Образовательные программы высшего образования – программы подготовки в ординатуре

Курс: 2

Семестр: 4

Кафедра: глазных болезней

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель дисциплины:

подготовка специалиста, владеющего основополагающими теоретическими знаниями и практическими навыками диагностики и лечения глазных болезней детского возраста, достигшего профессионального уровня, необходимого для самостоятельной работы в качестве врача-офтальмолога
Задачи дисциплины:

- углубление теоретических знаний по детской офтальмологии

- совершенствование практических навыков и умений в диагностике и лечения глазных болезней у детей

- овладение современными методами диагностики и лечения глазной патологии у детей

- повышение профессионального уровня специалиста: врача, ученого, педагога.

2. Место дисциплины в структуре ОП:

БЛОК 1 – Образовательные дисциплины (модули). Вариативная часть. Дисциплина по выбору.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих универсальных компетенций:
способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);

готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-2);

готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на родном и иностранном (требуемом для проведения научного исследования) языке (УК-3).
В результате изучения дисциплины аспирант должен приобрести следующие компетенции:

владение современными исследовательскими методиками по профилю подготовки (ПК-6);

владение современными методами статистической и компьютерной обработки данных, применяемыми в соответствующей области по профилю подготовки (ПК-2);

способность к подготовке аналитических обзоров, описанию и систематизированному изложению результатов собственного исследования с представлением данных в текстовой, табличной и графической формах по соответствующему профилю (ПК-1, ПК-8);

способность к самостоятельной подготовке научных публикаций по соответствующему профилю на уровне, необходимом для их опубликования в изданиях, включённых в российские и (или) международные цитатно-аналитические базы (ПК-12)


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоёмкость дисциплины составляет __2__ зачетных единиц





Вид учебной нагрузки


Всего часов

Семестры

3

4

1.

Аудиторные занятия (ак. часов)

18




18




В том числе:










1.1

Лекции

2




2

1.2

Прочие занятия













В том числе:










1.2.1

Практические занятия (ПЗ)

16




16

1.2.2

Семинары (С)










1.2.3

Лабораторные работы (ЛР)










2.

Самостоятельная работа ординатора (ак. часов)

54




54

3.

Общая трудоёмкость (ак. часов)

72




72




Общая трудоёмкость (зачётных единиц)

2




2


5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Анатомия глазного яблока и придаточного аппарата у детей

Развитие глаза и формирование зрительного восприятия. Анатомические особенности глаза и придаточного аппарата в детском возрасте. Аномалии развития глазного яблока в целом.

2.

Современные методы обследования в детской офтальмологии


Общее обследование органа зрения у детей. Роль семейного анамнеза в заболеваниях глаз у детей. Обследование ребенка с врожденной или рано возникшей глазной патологией. Возможности современной диагностической аппаратуры у детей: RED-cam, HRT, OCT, педиатрическая авторефрактометрия, тонометрия у детей. Дуплексное и триплексное исследование сосудов шеи в диагностике патологии органа зрения у детей.

3.

Нарушения рефракции и аккомодации у детей. Расстройства бинокулярного зрения. Косоглазие

Рефракция и рост глазного яблока. Скрининг по остроте зрения. Нарушения рефракции у детей: миопия, гиперметропия, астигматизм. Авторефрактометрия. Скиаскопия. Методы и принципы коррекции аномалий клинической рефракции в детском возрасте. Профилактика аномалий клинической рефракции у детей. Аккомодация и конвергенция. Объем и запас аккомодации у детей разных возрастных групп. Спазм аккомодации: диагностика, лечение и профилактика. Развитие бинокулярного зрения. Косоглазие: виды, причины, диагностика. Современные методы лечения амблиопии и косоглазия. Оптическая коррекция при косоглазии. Аппаратное и хирургическое лечение.

4.

Глаукома

Проявления глаукомы у детей: буфтальм, изменения роговицы, экскавация диска, изменение рефракции. Классификация глаукомы детского возраста. Тактика ведения детей с глаукомой. Лечение глаукомы у детей.

5.

Инфекционные заболевания глаз у детей

Пренатальные инфекции. Конъюнктивиты у детей разного возраста. Дакриоциститы новорожденных. Кератиты у детей. Воспалительные заболевания орбиты у детей.

6.

Патология придаточного аппарата и слезных органов

Врожденные аномалии век. Птоз. Опухоли век. Воспалительные заболевания век. Патология ресниц. Брови. Врожденная патология слезных органов. Синдром сухого глаза в детском возрасте. Дакриоаденит. Слезоотводящие пути. Непроходимость слезных путей. Зондирование и промывание слезных путей у детей.

7.

Патология сосудистого тракта и сетчатки у детей

Альбинизм. Врожденные кисты радужки и цилиарного тела. Аниридия. Эктропион радужки. Опухоли сосудистого тракта. Увеиты у детей. Врожденный токсоплазмоз. Отслойка сетчатки у детей. Ретинопатия недоношенных. Ретинобластома. Абиотрофии сетчатки. Аномалии развития зрительного нерва: аплазия, гипополазия, колобома. Нейропатии зрительного нерва. Заболевания хиазмы.

8.

Хрусталик

Анатомия и эмбриология. Аномалии развития. Дислокация хрусталика. Катаракта. Хирургия катаракты в детском возрасте.


5.2. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п


Наименование раздела


Лекции

Практические занятия и лабораторные работы


СР


Всего

ПЗ/С

ЛР

1

Анатомия глазного яблока и придаточного аппарата у детей




2




6

8

2

Современные методы обследования в детской офтальмологии





2




6

8

3

Нарушения рефракции и аккомодации у детей. Расстройства бинокулярного зрения. Косоглазие

1

2




6

9

4

Глаукома




2




6

8

5

Инфекционные заболевания глаз у детей




2




6

8

6

Патология придаточного аппарата и слезных органов




2




8

10

7.

Патология сосудистого тракта и сетчатки у детей




2




8

10

8.

Хрусталик




2




8

10




ИТОГО:

2

16




54

72


6. Практические занятия (семинары)

№ п/п

Раздел дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

1.

Анатомия глазного яблока и придаточного аппарата у детей

1. Развитие глаза и формирование зрительного восприятия

2. Особенности анатомии органа зрения у детей разного возраста

2

2.

Современные методы обследования в детской офтальмологии


1. Обследование детей разных возрастных групп,

2. Использование современной диагностической аппаратуры в детской офтальмологии


2

3.

Нарушения рефракции и аккомодации у детей. Расстройства бинокулярного зрения. Косоглазие

1. диагностика аномалий клинической рефракции у детей

2. Назначения оптической коррекции у детей с аномалиями клинической рефракции.

3. Определение объема аккомодации у детей

4. Комплексное лечение аккомодационных расстройств

5. Определение бинокулярного зрения у детей

6. Определение угла косоглазия

7. Оптическая коррекция при ксоглазии

8 . Плеоптическое и ортоптическое лечение



2

4.

Глаукома

1. исследование внутриглазного давления у детей: различные методы тонометрии

2. периметрия в детском возрасте

3. тактика ведения детей с глаукомой

4. хирургия глаукомы у детей

2

5.

Инфекционные заболевания глаз у детей

1. Лабораторная диагностика инфекционных заболеваний глаз: мазок с конъюнктивы, бактериологическое исследование, ПЦР – диагностика. Забор материала.

2. Экспресс-диагностика вирусных конъюнктивитов

3. фармакотерапия инфекционных заболеваний глаз у детей

2

6.

Патология придаточного аппарата и слезных органов

1. Принципы лечения воспалительных заболеваний век у детей

2. Тактика ведения детей с новообразованиями придаточного аппарата глаза

3. Определение слезопродукции и функционального состояния слезной пленки у детей

4. Тактика ведения грудных детей со слезотечением и хроническим конъюнктивитом

5. Массаж, зондирование и промывание слезных путей

6. синдром сухого глаза у детей

2

7

Патология сосудистого тракта и сетчатки у детей

1. Осмотр сосудистой оболочки глаза у детей различных возрастных групп

2. Тактика ведения детей с доброкачественными и злокачественными опухолями

2

8

Хрусталик

1. Осмотр хрусталика у детей разног возраста

2. Современная хирургия катаракты у детей

3. Оптическая коррекция при афакии

2


8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

  1. Анатомия и физиология зрительного анализатора, Н.Н.Раткина. 2008.

  2. Болезни слезных органов и способы их лечения. Н.И.Бастриков. 2007

  3. Избранные лекции по неонатальной офтальмологии. Э.И.Сайдашева, Е.Е.Сомов, Н.В.Фомина. Санкт-Петербург, 2006.

  4. Наследственные и врожденные заболевания глаз. Р.И.Коровенков. Санкт-Петербург. 2007.

  5. Функциональное лечение содружественного косоглазия. С.А,Гончарова, Г.В.Пантелеев. 2005.


б) дополнительная литература

  1. Национальное руководство по офтальмологии. С.Э.Аветисов и др. 2008.

  2. Нейроофтальмология. А.С.Никифоров, М.Р.Гусева. 2008.

  3. Неотложная офтальмология. Учебное пособие. Под редакцией Е.А.Егорова. Москва «ГЭОТАР-Медиа», 2004.

  4. Ожоги глаз. Н.А.Пучковская, С.А.Якименко, В.М.Непомнящая. 2001 .

  5. Ожоги глаз. Патогенез и лечение. К.Т.Керимов. А.И.Джафаров, Ф.С.Гахраманов. Москва, 2005.

  6. Офтальмоонкология. А.Ф.Бровкина и др. Москва, 2002.

  7. Организация выявления, дифференциальная диагностика и лечение туберкулеза глаз. Методические рекомендации. Санкт-Петербург. 1999.

  8. Genetic Diseases of the Eye 2nd edition. Traboulsi. 2011

  9. Management of strabismus and amblyopia 2nd edition_Pratt-Johnson, Tillson_2001

  10. Pediatric ophthalmology and strabismus 2nd edition_Wright, Spiegel_2003

  11. Step by Step Squint Surgery_Walimbe_2011

  12. Strabismus and amblyopia_Lennerstrand_1988

  13. Visual Development, Diagnosis, and Treatment of the Pediatric Patient_Duckman_2006

в) программное обеспечение:

  • Microsoft Office.

  • Мультимедийное пособие (Атлас по офтальмологии )


г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

  • Учебный портал РУДН

  • Научная электронная библиотека http://elibrary.ru/


9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Компьютер/ноутбук, мультимедийный проектор с экраном, демонстрационные таблицы, муляжи, система трансляции из офтальмологической операционной «Живая хирургия», стандартное офтальмологическое диагностическое оборудование, скиаскопические линейки, фундус-камера, ретинотомограф, наборы микрохирургических инструментов.
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

На практических занятиях и лекциях в аудиториях и учебно- научной лаборатории инновационных методов диагностики и лечения глазных болезней проводится разбор соответствующих тем с использованием мультимедийной техники (компьютер, проектор), муляжей, демонстрационных таблиц. Для каждого аудиторного занятия и лекции предназначены презентации, подготовленные в программе Microsoft PowerPoint, содержащие от 30 до 60 слайдов. Проводится просмотр трансляций из офтальмологической операционной. В смотровых отделения офтальмологии и в консультативно-диагностических кабинетах, а также в детской поликлинике проводятся наглядные занятия по использованию диагностической аппаратуры. Проводятся осмотры пациентов и разбор клинических случаев. Решение ситуационных задач.


    1. Самостоятельная работа ординатора.

Самостоятельная работа во внеаудиторные часы может проходить как в учебно-научной лаборатории кафедры, а также в учебных аудиториях кафедры, в читальных залах библиотеки РУДН и медицинской библиотеки, где аспиранты могут изучать материал по презентациям, подготовленным преподавателями кафедры, учебную и научную литературу. Во внеаудиторные часы возможно присутствие на приемах врачей-офтальмологов на клинических базах кафедры глазных болезней, в офтальмологической операционной, а также посещение конференций по глаукоме и катаракте.

Презентации по темам занятий могут быть записаны на компакт-диски или флэш-карты для самостоятельной работы ординаторов на домашнем компьютере.

В качестве одной из форм самостоятельной работы предусмотрена подготовка ординаторами докладов в виде презентации на учебных занятиях кафедры.

              1. Внеаудиторная самостоятельная работа ординатора включает:

  • Изучение материала по учебнику, учебным пособиям на бумажном и электронном носителях.

  • Подготовка доклада-презентации по избранной теме.

  • Подготовка к выполнению контрольных работ и тестовых заданий.

Текущий контроль.

Контроль знаний и успешности освоения учебной программы в условиях очного обучения проводится в виде устного или письменного опроса или компьютерного тестирования.

Рубежный контроль.

Прохождение каждого раздела завершается рубежным контролем знаний в виде компьютерного или письменного тестирования, дополняемого по усмотрению преподавателя устным собеседованием с ординатором. В процессе рубежного контроля ординатор должен показать свои знания по пройденной теме, навыки и умения. Также осуществляется контроль за посещением лекций и практических занятий.

Итоговый контроль.

Итоговый контроль знаний проводится в форме тестирования или устного собеседования с ординатором. Ординатор должен продемонстрировать знания детской офтальмологии, особенностей течения заболеваний глаз у детей, методы диагностики и лечения глазной патологии у детей разных возрастных групп.
Фонды оценочных средств:

Вопросы и задания:

В качестве примера приведена типовая ситуационная задача с перечнем тестовых вопросов по теме: «Бинокулярное зрение»
У ребенка 6 лет левый глаз периодически отклоняется к носу. Ребенок жалуется на плохое зрение этого глаза. При проверке остроты зрения выявлено:

V OD = 0,1 +4,0 D = 1,0 

V OS = 0,1 +4,0 D = 0,2 

1. Укажите, какая аномалия рефракции у ребенка.

  1. Миопия.

  2. Астигматизм.

  3. Гиперметропия.

  4. Пресбиопия.

  5. Эмметропия.


2. Как называется снижение зрения при использовании полной коррекции.

  1. Амблиопия.

  2. Пресбиопия.

  3. Анизометропия.

  4. Анизейкония.

  5. Всё вышеперечисленное.


3. О каком косоглазии нужно думать в первую очередь?

  1. Мнимом.

  2. Содружественном.

  3. Паралитическом.

  4. Скрытом.

  5. Ни об одном из них.


4. Поставьте диагноз.

  1. Гиперметропия средней степени обоих глаз.

  2. Сходящееся периодическое косоглазие левого глаза.

  3. Амблиопия левого глаза.

  4. Всё вышеперечисленное.

  5. Ни один из них.


5. Выберите необходимое лечение.

  1. Очковая коррекция.

  2. Прямая окклюзия.

  3. Лечение амблиопии.

  4. Диплоптика.

  5. Всё вышеперечисленное.


Разработчик: Маркова Елена Юрьевна, дмн профессор


31.08.59 "ОФТАЛЬМОЛОГИЯ ординатура"УМК-Д, Детская офтальмология

Похожие:

Учебно-методический комплекс наименование дисциплины: Детская офтальмология Рекомендуется для подготовки ординаторов по направлению 31. 08. 59 \"офтальмология\" iconУчебно-методический комплекс наименование дисциплины: Обучающий симуляционный...
Образовательные программы высшего образования – программы подготовки в ординатуре

Учебно-методический комплекс наименование дисциплины: Детская офтальмология Рекомендуется для подготовки ординаторов по направлению 31. 08. 59 \"офтальмология\" iconУчебно-методический комплекс Наименование дисциплины Аритмология...
Переутверждено на заседании кафедры госпитальной хирургии с курсом детской хирургии

Учебно-методический комплекс наименование дисциплины: Детская офтальмология Рекомендуется для подготовки ординаторов по направлению 31. 08. 59 \"офтальмология\" iconУчебно-методический комплекс дисциплины научно-исследовательский...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс наименование дисциплины: Детская офтальмология Рекомендуется для подготовки ординаторов по направлению 31. 08. 59 \"офтальмология\" iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс наименование дисциплины: Детская офтальмология Рекомендуется для подготовки ординаторов по направлению 31. 08. 59 \"офтальмология\" iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс наименование дисциплины: Детская офтальмология Рекомендуется для подготовки ординаторов по направлению 31. 08. 59 \"офтальмология\" iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс наименование дисциплины: Детская офтальмология Рекомендуется для подготовки ординаторов по направлению 31. 08. 59 \"офтальмология\" iconУчебно-методический комплекс дисциплины научно-исследовательский...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс наименование дисциплины: Детская офтальмология Рекомендуется для подготовки ординаторов по направлению 31. 08. 59 \"офтальмология\" iconУчебно-методический комплекс по дисциплине наименование дисциплины...
...

Учебно-методический комплекс наименование дисциплины: Детская офтальмология Рекомендуется для подготовки ординаторов по направлению 31. 08. 59 \"офтальмология\" iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Внешнеэкономическая деятельность»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс наименование дисциплины: Детская офтальмология Рекомендуется для подготовки ординаторов по направлению 31. 08. 59 \"офтальмология\" iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Деятельность международных компаний в глобальной среде»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс наименование дисциплины: Детская офтальмология Рекомендуется для подготовки ординаторов по направлению 31. 08. 59 \"офтальмология\" iconУчебно-методический комплекс Наименование дисциплины Репродуктология...
Цель обучения: подготовка квалифицированного врача- специалиста уролога, обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций,...

Учебно-методический комплекс наименование дисциплины: Детская офтальмология Рекомендуется для подготовки ординаторов по направлению 31. 08. 59 \"офтальмология\" iconУчебно-методический комплекс Наименование дисциплины Рефлексотерапия...
Цель обучения: подготовка квалифицированного врача- специалиста рефлексотерапевта, обладающего системой общекультурных и профессиональных...

Учебно-методический комплекс наименование дисциплины: Детская офтальмология Рекомендуется для подготовки ординаторов по направлению 31. 08. 59 \"офтальмология\" iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению...
...

Учебно-методический комплекс наименование дисциплины: Детская офтальмология Рекомендуется для подготовки ординаторов по направлению 31. 08. 59 \"офтальмология\" iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению...
Программа дисциплины уголовное право составлена в соответствии с требованиями фгос впо направлению 40. 03. 01 «Юриспруденция»

Учебно-методический комплекс наименование дисциплины: Детская офтальмология Рекомендуется для подготовки ординаторов по направлению 31. 08. 59 \"офтальмология\" iconУчебно-методический комплекс Наименование дисциплины Основы наркологии...
Цель обучения: получение врачом-специалистом дополнительных теоретических знаний и практических навыков в области основ психиатрии-наркологии...

Учебно-методический комплекс наименование дисциплины: Детская офтальмология Рекомендуется для подготовки ординаторов по направлению 31. 08. 59 \"офтальмология\" iconУчебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск