Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования




Скачать 299.58 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/2
ТипРуководство
rykovodstvo.ru > Руководство ремонт > Руководство
  1   2
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО»
Кафедра механизации сельского хозяйства

ТРАКТОРЫ И АВТОМОБИЛИ
КОНСТРУКЦИЯ ТРАКТОРОВ И АВТОМОБИЛЕЙ.

Шасси. Трансмиссия

Руководство к лабораторным работам

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

2012

УДК 631.372 (075.5)


Рецензент
кандидат технических наук, доцент А.В.Капустин

Рекомендовано к использованию решением кафедры «Механизация сельского хозяйства» (протокол ___ от ________ 2012г.)

Тракторы и автомобили. Конструкция тракторов и автомобилей. Шасси. Трансмиссия: Руководство к лабораторным работам /Сост. Я. П. Энсон; НовГУ – Великий Новгород. 2012. – 20 с.


Руководства содержат краткие методические рекомендации к выполнению лабораторных работ по курсу «Тракторы и автомобили».

Для студентов очного и заочного отделений специальности 110800.62 – Агроинженерия классификация (степень) – «бакалавр».

УДК 631.372 (075.5)

© Новгородский государственный университет, 2012

© Энсон Я.П., составление, 2012

Общие указания
Раздел «Конструкция тракторов и автомобилей» является первым в изучении дисциплины «Тракторы и автомобили», освоение, которого должно подготовить студентов для глубокого изучения последующих курсов: «Теория, основы расчета и анализ работы тракторных и автомобильных двигателей», «Теория, основы расчета и анализ работы тракторов и автомобилей», «Эксплуатация машинно-тракторного парка», «Надежность и ремонт машин» и других, а также для сдачи экзамена на присвоение квалификации тракториста-машиниста и водителя автомобиля.

При изучении курса рекомендуется придерживаться следующей последовательности.

1.Перед каждым циклом лабораторных работ преподаватель проводит теоретические занятия, на которых объясняет студентам основные вопросы данного цикла и порядок выполнения каждой лабораторной работы. Занятия проводятся в лаборатории с использованием моделей механизмов, разрезов машин и агрегатов, плакатов, схем и технических средств обучения.

2.При подготовке к лабораторной работе студенты прорабатывают соответствующий раздел учебника, уясняют назначение, и принцип действия изучаемого узла или механизма, намечают вопросы, требующие дополнительной проработки на лабораторных занятиях (регулировки, операции ТО, неисправности, их причины и др.)

3.На лабораторных занятиях студенты самостоятельно изучают конструкцию деталей и механизмов, отдельные системы, используя плакаты, разрезы узлов и механизмов, а также разрезы тракторов и автомобилей. Всем студентам выдается настоящее руководство, в котором изложено содержание каждой лабораторной работы, поставлена цель работы, сформулированы основные вопросы, подлежащие изучению по данной теме, и разработано задание для контроля самостоятельной работы студента. Задания выполняется после каждой лабораторной работы. Оно включаем таблицы, схемы и эскизы, которые оформляются карандашом с соблюдением правил черчения, а также ответы на контрольные вопросы.


Техника безопасности на лабораторно-практических занятиях
1.Помните, что несоблюдение правил техники безопасности
опасно не только для нарушителя, но и для окружающих.

2.Содержите в порядке рабочее место, не загрязняйте его и не загромождайте, надёжно закрепляйте распираемые узлы и механизмы.

3.Не пользуйтесь неисправным инструментом. Не подгоняйте размеры зева ключей прокладками, не наращивайте гаечные ключи другими ключами, не бейте молотком по ключу.

4. Будьте осторожны при разборке узлов, имеющих острые кромки. Во избежание пореза рук пользуйтесь загнутыми деревянными планками или рукавицами.

5.При разборке и сборке узлов, имеющих пружины, применяйте необходимые приспособления для предупреждения внезапного действия пружины.

6.Не кладите инструмент и снятые с механизма детали на край верстака или на разбираемый механизм.

7.Во избежание повреждения рук не держите руки в механизмах и не держитесь за механизмы; при неожиданном вращении валов не пытайтесь предупредить или остановить вращение валов руками.

8.Не приводите во вращение механизмы и не приступайте к их разборке-сборке не убедившись, что они не опасны для окружающих.

9.Соблюдайте правила противопожарной безопасности. Не подставляйте руки под струю топлива от форсунки и не находитесь против струи.

10.При перемещениях грузов убедитесь в исправности подъемных устройств, надежности закрепления груза. Не беритесь руками за нижнюю часть груза, ноги также не должны находиться под грузом.

11.Перемещайте груз только вертикально и горизонтально, не стойте на пути перемещаемого груза или под ним; работайте согласованно по общей команде, осторожно и внимательны.

12. Будьте осторожны при работе с аккумуляторными батареями; помните, что попадание электролита на кожу вызывает ожоги, а на одежду - её порчу. Не переключайте тумблеры стендов и не включайте стенды без проверки и разрешения преподавателя или лаборанта.


Тема 1. ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСМИССИЙ

Цель работы

Изучить назначение и типы трансмиссий, назначение их механизмов и передач. Научиться читать и составлять структурно-кинематические схемы трансмиссий, разобраться в особенностях трансмиссий гусеничного и колесного тракторов и автомобиля (на примере выпускаемых тракторов - ДТ-75М, МТЗ-80/82 и автомобиля ГАЗ-53А).

Материальное обеспечение

1Л/, с. 120...124.

2.Тракторы ДТ-75М и МТЗ-82,автомобиль ГАЗ-53А, разрезы агрегатов, узлов и механизмов.

3. Комплект плакатов, методические указания.

Последовательность изучения

  1. Изучить назначение трансмиссий, их классификацию по способу изменения крутящего момента и по способу управления, выяснить типы трансмиссий, применяемых на тракторах и автомобилях. Обратить внимание, что трансмиссию составляет совокупность сборочных единиц, которая характеризуется общим передаточным числом.

  2. Выяснить назначение сборочных единиц ступенчатых трансмиссий тракторов и автомобилей. Уяснить, что от двигателя к трансмиссии поступает силовой поток, который характеризуется эффективной мощностью двигателя, крутящим моментом и частотой вращения коленчатого вала.

Главная передача, состоящая из одной или двух пар шестерен постоянного зацепления, увеличивает общее передаточное число трансмиссий, а следовательно, и крутящий момент, снижая скорость движения трактора и автомобиля. Обратить внимание, что конечные передачи применяются в качестве понижающих редукторов на тракторах и автомобилях большой грузоподъемности для дополнительного увеличения крутящего момента и снижение скорости. Дифференциал устанавливают на автомобили и колесные тракторы.

Обратить внимание на следующее: карданные передачи устанавливают в трансмиссии автомобилей и некоторых тракторов для передачи вращения под постоянным или изменяющимся углом от коробки передач (или раздаточной коробки) к главной передаче; в трансмиссии некоторых моделей тракторов между сцеплением и коробкой передач используют промежуточное соединение, которое компенсирует возможную несоосность валов этих сборочных единиц; в трансмиссии тракторов могут быть установлены дополнительно увеличитель крутящего момента (УКМ), ходоуменьшитель, реверс-редуктор и др.

Уяснить, что мощность, подведенная с помощью трансмиссии к ведущим колесам и валу отбора мощности трактора отличается от эффективной мощности двигателя на величину потерь мощности на трение и взбалтывание масла в трансмиссии.

3. Изучить макете взаимное расположение сборочных единиц, составляющих трансмиссию гусеничного трактора ДТ-75М. Обратить внимание на особенности рассматриваемой трансмиссии: сцепление крепится к маховику двигателя и помещается в картер, присоединенный болтами к картеру маховика; коробка передач имеет корпус, общий с задним мостом, в котором размещены главная передача и планетарный механизм поворота; задний мост жестко закреплен на раме трактора, слева и справа к нему присоединены корпуса конечных передач. Уяснить, что планетарный механизм поворота одновременно является и механизмом трансмиссии, повышающим крутящий момент. Трансмиссии различных модификаций трактора могут иметь УКМ, ходоуменынитель или реверс-редуктор.

4.Изучить на макете особенности трансмиссии колесного трактора. Обратить внимание, что в трансмиссии трактора МТЗ-80 отсутствует промежуточное соединение.

5.Изучить и на макете расположение механизмов и передач трансмиссии автомобиля. Обратить внимание, что у автомобиля ГАЗ-53А двигатель, корпус сцепления и коробка передач жестко соединены между собой; задний мост подрессорен, в нем находятся главная передача и дифференциал; конечные передачи отсутствуют.

6.Рассмотреть на тракторах ДТ-75М, МТЗ-80/82 и автомобиле ГАЗ-53А расположение органов управления сцеплением, коробкой передач, увеличителем крутящего момента, раздаточной коробкой. Обратить внимание на следующее: педаль сцепления возвращается в исходное положение с помощью пружины; если на тракторе ДТ-75 установлен УКМ, то сцепление имеет ручное управление; в кабине помещается схема положений рычага коробки передач.
Общие сведения

Трансмиссия, или силовая передача преобразует крутящий момент, передаваемый от двигателя к ведущим колесам и на привод вала отбора мощности (ВОМ).

На тракторах и автомобилях наибольшее распространение получили механические ступенчатые трансмиссии, конструкции которых хорошо отработаны, имеют высокий КПД и относительно малую стоимость изготовления.

Трансмиссия гусеничного трактора состоит из сцепления, промежуточного соединения 4, коробки передач 6, главной передачи 7, механизма поворота 9 и конечных передач 10.

Сцепление 3 служит для кратковременного отсоединения двигателя от трансмиссии (прежде чем включить, переключить или выключить передачу) и плавного их соединения. Сцепление должно обеспечивать безударное переключение передач и плавное трогание трактора с места.

Коробка передач 6 изменяет тяговое усилие, скорость и направление движения трактора. Для преодоления возросшего сопротивления движению включают более низкую передачу. При этом крутящий момент и тяговое усилие трактора возрастают, но частота вращения ведущих колес и скорость движения трактора становятся меньше. С помощью коробки передач разъединяют двигатель и трансмиссию на длительное время при остановках.

На различных модификациях трактора перед коробкой передач может быть установлен дополнительно один из следующих механизмов: увеличитель крутящего момента (УКМ)- позволяет повысить тяговое усилие для преодоления кратковременных препятствий без остановки трактора; ходоуменынитель — обеспечивает получение дополнительных замедленных передач для выполнения некоторых работ; реверс-редуктор - позволяет на любой передаче изменить направление движения трактора на обратное.

Трансмиссия колесного трактора (рис.1б) состоит из сцепления 3, промежуточного соединения 4, коробки передач 6, главной передачи 7, дифференциала 8, конечных передач 10.

Дифференциал - распределяет крутящий момент между ведущими колесами поровну и позволяет им при повороте трактора и при движении по неровностям вращаться с различной частотой. В трансмиссии трактора МТЗ-80 (см. плакат) перед коробкой передач установлен одноступенчатый понижающий редуктор, корпус которого соединяет коробку передач и двигатель между собой. Редуктор удваивает число передач, получаемых с помощью коробки передач. Корпус коробки передач сзади присоединен болтами к заднему мосту трактора, в котором размещены главная передача, дифференциал и конечные передачи. Дополнительно на тракторе может быть установлен ходоуменынитель (крепится слева к коробке передач).

На тракторе МТЗ-82, имеющем два ведущих моста, справа к коробке передач присоединена раздаточная коробка, от которой вращение с помощью карданной передачи передается к переднему ведущему мосту. Трансмиссия автомобиля (рис Л в) состоит из сцепления 3, коробки передач 6, карданной передачи 5, главной передачи 7 и дифференциала 8. Двигатель, корпус сцепления и коробка передач соединены между собой. Главная передача, дифференциал и полуоси образуют задний мост, корпус которого спереди соединен с коробкой передач.

Карданная передача передает вращение под изменяющимся углом от раздаточной коробки к главной передаче переднего ведущего моста.

Нетрудно заметить, что в устройстве рассмотренных ступенчатых трансмиссий много общего - все они имеют сцепление, коробку передач и главную передачу.

Отличия заключается в следующем: трансмиссии имеют различную компоновку (взаимное расположение сборочных единиц); на тракторах обязательно устанавливаются привод к ВОМ и конечные передачи, которые на автомобилях применяются редко (только на автомобилях большой грузоподъемности); в трансмиссиях автомобилей и колесных тракторов применяют дифференциал, вместо которого на гусеничном тракторе устанавливают механизм поворота.



Рис. I. Схемы трансмиссий:

А – гусеничного трактора; Б – колесного трактора; В – автомобиля

  1. коленчатый вал;

  2. маховик;

  3. сцепление;

  4. промежуточное соединение;

  5. карданная передача;

  6. коробка передач;

  7. главная передача;

  8. дифференциал;

  9. планетарный механизм поворота;

  10. конечная передача;

  11. полуоси;

  12. ведущие колеса.



Контрольные вопросы

1.Назначение трансмиссии тракторов и автомобилей.

2.Из каких механизмов состоит ступенчатая трансмиссия гусеничного трактора, колесного трактора и автомобиля?

3.Назначение сцепления, промежуточного соединения и карданной передачи.

4.Назначение коробки передач, раздаточной коробки, ходоуменьшителя и реверса (реверс-редуктор).

5.Назначение главной и конечной передач, дифференциала.

6.Вследствие чего при включении различных передач происходит увеличение или уменьшение крутящего момента на ведущих колесах?

7.По каким признакам классифицируют трансмиссии?

8.Какие типы трансмиссий вы знаете? Их сравнение и область применения.

9.Как определяется общее передаточное число трансмиссии?

Содержание отчета:

- выполнить схемы механических трансмиссий и расшифровать обозначение позиций.


Тема 2. СЦЕПЛЕНИЕ, ПРОМЕЖУТОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ

И КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА
Цель работы

Изучить устройство, работу и регулировку сцеплений тракторов МТЗ-80/82, ДТ-75М, автомобиля ГАЗ-53А и устройство промежуточного соединения и карданной передачи.

Материальное обеспечение

1./1/, с.124... 132,148...151.

2.Тракторы ДТ-75М, МТЗ-80/82 и автомобиль ГАЗ-53А.

  1. Разрезы, макеты, действующие модели и детали сцеплений и карданной передачи.

  2. Комплект плакатов, методические указания.


Последовательность изучения

1.Изучить принцип действия и классификацию фрикционных дисковых сцеплений.

2.0знакомиться с общим устройством и работой однодискового постоянно замкнутого сцепления.

3.Изучить устройство и работу двухдискового постоянного замкнутого сухого сцепления (рис.З.). Обратить внимание, что применение двухдисковых сцеплений обусловлено необходимостью передавать большой крутящий момент. Чтобы обеспечить полное выключение двухдискового сцепления, применяют отжимные пружины 13 и упорные винты 12, ограничивающие ход промежуточного диска.

4.Ознакомиться с регулировками сцеплений и правила их эксплуатации.

5.Ознакомиться с основными неисправностями сцеплений, их
причинами, характерными признаками и способами устранения.

6.Ознакомиться с устройством промежуточных соединений и карданных передач. Найти на автомобиле основные части карданной передачи: основной и дополнительный трубчатые валы, три жестких универсальных шарнира (кардана), скользящее соединение и промежуточную опору. Найти на тракторе ДТ-75М основные части двойного промежуточного соединения: две упругие муфты и телескопический вал.

Общие сведения

Сцепление автомобиля ГАЗ-53А (рис.2а)- однодисковое (по числу ведомых дисков) сухое (по роду трения) постоянно замкнутое (по типу нажимного устройства).

Сцепление состоит из ведущей части, ведомой части, нажимного устройства и механизма управления.

К ведущей части относятся торец маховика 1, ведущий нажимной диск 3 и опорный диск 4. Диски соединены между собой. Опорный диск прикреплен болтами к маховику. При работе двигателя эти детали непрерывно вращаются.

К ведомой части относятся диск 2 и вал 5. Ведомый диск имеет накладки, демпферные пружины и шлицевую ступицу, с помощью которой он может перемещаться по валу 5, являющемуся первичным валом коробки передач.

Нажимное устройство состоит из пружин 6, размещенных между опорным и нажимным дисками. Пружины постоянно и равномерно прижимают нажимной (ведущий) диск к ведомому, а последний к торцу маховика.

Крутящий момент от маховика 1 и ведущего диска 3 с помощью сил трения передается ведомому диску 2 и валу 5. Сцепление включено.

Механизм управления. При нажатии на педаль 10 усилие через тягу 11 и вилку 9 (двуплечий рычаг) передается отводке 8,которая действует одновременно на три отжимных рычага 7. Рычаги 7 поворачиваются на осях, отводя нажимной диск 3 от ведомого диска 2,преодалевая упругость пружин 6. Вращение к ведомому диску не передается - сцепление выключено. При отпускании педали она возвращается в исходное положение под действием пружины. Сцепление снова включается. Отпускать педаль необходимо быстро, но плавно.

Сцепление трактора МТЗ-80 (рис.2б) - однодисковое сухое постоянно замкнутое с тормозком и сервопружиной. Отличается от рассмотренного выше тем, что вал 5 проходит внутри трубчатого вала 12 с зубчатыми венцами для привода заднего ВОМ. Вал 12 соединен постоянно с опорным диском 4 и обеспечивает передачу вращения к ВОМ независимо от сцепления.

Тормозок состоит из ведущего диска 13, нажимного диска и отводки тормозка 14. Привод тормозка сбалансирован с механизмом выключения сцепления. При выключении сцепления тормозок останавливает вал 5 и обеспечивает безударное переключение передач.

Сервопружина (см. плакат) снижает усилие, прикладываемое к педали, облегчая управление (управление с усилителем).

Сцепление тракторов типа ДТ-75 (рис.3) - двухдисковое сухое постоянно замкнутое с тормозком и сервопружиной или сервоустройством с гидравлическим приводом. Двухдисковое сцепление использует для передачи большого крутящего момента. Оно имеет более сложное устройство (два ведомых диска 2 - передний и задний, два ведущих диска - средний 3 и нажимной 4). Отжимные пружины 13 обеспечивают отвод диска 3 от переднего ведомого диска, а упорные винты 12 (или пружины - см. плакат) ограничивают ход среднего диска при выключении сцепления.

Основными регулировками постоянно замкнутых сцеплений являются следующие: установка (рис.2) отжимных рычагов 7 в одной плоскости с помощью винтов на них (МТЗ – 80) или гайками (ГАЗ – 53А, ДТ – 75М); установка (изменением тяги 11) свободного хода педали (35…45мм), которому соответствует определенный зазор (3,0…4,0мм) между отводкой 8 и отжимными рычагами 7; в двухдисковом сцеплении (рис.3) дополнительно регулируют винтами 12 ход промежуточного диска 3 (винту завертывают до упора, а затем отвертывают на два оборота и контрят гайками). Обратить внимание, что применение тормозка и использование в приводе сцепления усилителей (механических, гидравлических или пневматических) увеличивает количество регулировок. Винты 12 можно заменить пружинами, исключив эту регулировку (см. плакат).

Основными неисправностями сцепления и их признаками являются следующие: неполное включение сцепления - сцепление "буксует" (трактор "не тянет", уменьшение интенсивности разгона и скорости движения автомобиля, специфический запах горящих накладок ведомых дисков сцепления); неполное выключение сцепления - сцепление "ведёт" (при выключении сцепления трактор не останавливается, трудное включение передач и шум шестерен при переключении передач); неплавное включение сцепления (резкое трогание с места). Обратить внимание, что причинами буксования сцепления может быть замасливание дисков, их износ, отсутствие зазора между отводкой и отжимными рычагами, ослабление нажимных пружин сцепления. Сцепление может вести из-за деформации ведомого диска, большого свободного хода педали сцепления, неодновременного нажатия отводки на отжимные рычаги. Резкое включение сцепления происходит при большом износе фрикционных накладок (до заклёпок), а также, если отжимные рычаги не установлены в одной плоскости или ведомый диск туго перемещается по шлицам вала. Уяснить, что при выявлении причины конкретной неисправности, ее можно устранить восстановлением регулировок, промывкой дисков, заменой ведомых дисков или их накладок, пружин, отжимных рычагов, вала и других деталей.
Контрольные вопросы

1.Назовите основные признаки, по которым классифицируются сцепления. Дайте характеристику изучаемым сцеплениям.

2.Назовите основные части сцепления и составляющие их детали.

3.Объясните взаимодействие деталей сцепления при его включении и выключении.

4.Почему тормозок имеют только тракторные сцепления?

5.Укажите назначение пружинного сервоустройства.

6.Каковы признаки и возможные причины буксования сцепления и неполного его выключения?

7.Из каких узлов состоит карданная передача автомобиля?

8.Перечислить правила эксплуатации сцепления.

Содержание отчета:

- выполнить схемы сцеплений и расшифровать обозначения позиций;

- указать необходимые регулировки для сцеплений тракторов МТЗ-80/82, ДТ-75М/75Н и автомобиля ГАЗ-53А.











Рис.2. Схемы однодисковых постоянно замкнутых сцеплений:
  1   2

Похожие:

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconИ науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочая программа Министерство здравоохранения Российской Федерации...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный...

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconУчебное пособие под редакцией проф. С. Н. Гаражи Ставрополь 2017...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ставропольский государственный медицинский...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск