Духовно-нравственный потенциал традиционных физкультурно-оздоровительных практик россии диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук




НазваниеДуховно-нравственный потенциал традиционных физкультурно-оздоровительных практик россии диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
страница1/11
ТипАвтореферат
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11




Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная педагогическая академия»
На правах рукописи



Воронцов Павел Геннадьевич



ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТРАДИЦИОННЫХ

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК РОССИИ

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени

кандидата философских наук
Специальность 24.00.01 – теория и история культуры

Научный руководитель –

доктор философских наук,

профессор С.А. Ан

Барнаул – 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………..………………………………………………..…….3
ГЛАВА I. Философские и религиозные представления

о духовно-нравственном потенциале личности

и путях его реализации...................................................................................................….13

1.1. Представления о духовно-нравственном потенциале личности

в историко-философской традиции………………………………………….....…..13

1.2. Образ цельной личности в религиозно-богословской литературе.……....…36
ГЛАВА II. Пути достижения идеала цельной личности

в традиционной культуре России…………………………………………………..53

    1. Религиозно-мистические и интеллектуально-образовательные

практики достижения целостности духа, души и тела человека

в русской традиционной культуре……..…...…...………………………..……...…53

2.2. Традиционные физкультурно-оздоровительные практики России

как важный механизм гармонизации

духовной, душевной и телесной жизни человека…………….………………...…70
ГЛАВА III. Кризис физкультурно-оздоровительных практик России

и пути его преодоления…………………….…………………………….………......83

3.1. Кризис современной физической культуры и спорта

как забвение идеала цельной личности……………..……………………..………83

3.2. Пути актуализации духовно-нравственного потенциала

физкультурно-оздоровительных практик России……………………...……….109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….…....…………………………………………129
БИБЛИОГРАФИЯ………….……………….…...………………………………...134
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время наблюдается очевидный упадок духовно-нравственного потенциала современного российского общества. В основе этого явления лежит целый комплекс факторов, но самая главная причина, на наш взгляд, связана с забвением идеала цельной личности, представление о которой существовало еще с дохристианских времен. В русской культуре цельной личностью считался, прежде всего, человек, обладающий духовным и телесным здоровьем, с четкой системой жизненных целей и идеалов. Поэтому на Руси были распространены различные практики, способные привести личность к полноценному культурному развитию и физическому здоровью. Наибольшей популярностью среди них пользовались религиозно-мистические, интеллектуально-образовательные и физкультурно-оздоровительные практики. Последние, включающие в себя общеразвиваюшие игры, военные тренировки, народные состязания и лечебно-гигиенические мероприятия, являлись важнейшим элементом традиционной системы духовно-нравственного воспитания личности и, соответственно, неотъемлемой частью культуры общества в целом.

В современной России оказался забытым именно человекосозидающий потенциал физкультурно-оздоровительных практик, и, как следствие этого, складывается кризисная ситуация в сфере физической культуры и спорта. Так, в России сегодня идет активная пропаганда спортивного движения и спорта высших достижений, но уходит в забвение массовая физическая культура и физкультурно-оздоровительные практики с элементами традиционной культуры. Все возрастающий интерес у молодежи и среднего поколения вызывают нетрадиционные, заимствованные с Востока и Запада системы единоборств, а так же оздоровительные практики (йога, пилатес, калланетика). Эти практики не имеют культурных корней в России, не адаптированы к нашему климату и образу жизни. Без критического осмысления они механически включаются в систему отечественного вузовского образования, представлены многочисленными спортивными секциями, медицинскими кабинетами и всевозможной литературой. Но самое опасное, что спорт высших достижений и заимствованные из-за рубежа системы оздоровления и физические упражнения не способствуют формированию цельной личности, не ставят своей задачей укрепление ее духовно-нравственных основ. При этом необратимо утрачиваются традиционные физкультурно-оздоровительные практики России, напрямую связанные с гармоничным развитием человека.

Упадок современного физкультурно-спортивного движения в России связан также с тем, что в средствах массовой информации насаждается культ вседозволенности, насилия, жестокости, получения сиюминутного наслаждения от употребления наркотиков, алкоголя, табака. Трансляция основных видов спорта идет под рекламу алкогольной продукции. В связи с этим у многих возникает отрицательное отношение к современной физической культуре и спорту. Таким образом, сегодня в России весьма актуальным становится вопрос о возрождении национальных культурных ценностей и традиций, в том числе и физкультурно-оздоровительных практик, направляющих личность на путь духовного, душевного и телесного самосовершенствования.

Степень научной разработанности темы. Проблема всестороннего развития личности стала рассматриваться еще в древних текстах. Так, например, в гомеровских поэмах «Одиссея» и «Илиада» встречаются первоначальные представления об умственном, нравственном и физическом потенциале личности. Наибольшую значимость она приобретает в философских школах времен античности, где телесное и интеллектуальное совершенство рассматривались в неразрывной связи друг с другом. Аристотель впервые создает классификацию добродетелей и пороков, считая, что многие нравственные стороны души человека определяются его телесными особенностями.

Впервые понятие «духовность» появляется в христианскую эпоху. Вопрос о духовном, нравственном и физическом воспитании личности четко ставится уже Апостолом Павлом, который указывает на взаимосвязь духовных, душевных и телесных способностей человека. Соотношение духовно-нравственных качеств личности и их соотношение с телесными характеристиками человека по-разному ставятся и решаются такими крупными христианскими богословами, как Иустином Философом, Иринеем Лионским, Феофилом Антиохийским, Киприаном Карфагенским, Ефремом Сирином. В большинстве их текстов подчеркивается необходимость обуздания плоти во имя нравственного очищения и совершенствования души, хотя у Евагрия Понтийского можно найти идею о духовном и нравственном идеале личности, считая, что физические упражнения и трудовая деятельность воспитывают в человеке не только тело, но прежде всего его душу. Максим Исповедник сравнивает тело человека с церковью, в которой должен пребывать дух и покоиться душа, соответственно, тело должно быть здоровым и содержаться в чистоте. Данная проблема широко поднимается и представителями отечественного богословия: Игнатием Брянчаниновым, Ильей Гумилевским, Тихоном Задонским, Феофаном Затворником, Лукой Войно-Ясенецким и другими. Они акцентируют свое внимание на духовном, душевном и телесном развитии человека, указывая на их взаимосвязь. Главное, чтобы в данной иерархии на первое место ставился дух, а потом уже душевные и телесные характеристики. Только такое соотношение может привести человека к целостности и гармонии.

В эпоху Возрождения обожествляется как античный, так и христианский идеал цельной личности, причем наиболее органического их синтеза достигает в своих работах Эразм Роттердамский. В Новое время и эпоху Просвещения, христианский культ духовности сменяет установка на оправдание человеческой телесности. Рене Декарт считает, что в личности необходимо развивать как интеллектуально-нравственные, так и телесные качества. Джон Локк указывает на тот факт, что сформировать полноценную личность без надлежащего физического и нравственного воспитания невозможно. Жан-Жак Руссо также указывает на необходимость объединения интеллектуального, трудового и физического воспитания. Он считает, что слабое тело ребенка негативно влияет на его душу, поэтому его необходимо воспитывать в суровых природных условиях.

В философии XIX-XX веков проблема воспитания цельной личности по-разному решается в рамках материалистической и религиозно-философской мысли. Такие материалисты как Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и Г.В. Плеханов, считают христианскую духовность издержкой религиозного воспитания и полагают, что на ее смену должно прийти атеистическое и коллективистское, трудовое и физическое воспитание.

В противовес материалистическим концепциям выступили представители русской религиозной философии В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин и С.Л. Франк, которые подчеркивают приоритет духовности и аскетичности в воспитании цельной личности. Пожалуй, наиболее взвешенной позиции придерживался В.В. Зеньковский, в своих работах он неоднократно выделяет необходимость физического воспитания для формирования цельной религиозно-нравственной личности.

В современной отечественной философии проблемы духовно-нравственного воспитания личности обрели особую актуальность. С.А. Азаренко выделяет в духовно-нравственном воспитании умение жертвовать собой ради других. А.В. Иванов определяет духовность в виде безусловной человеческой морали. Ю.Е. Кобина утверждает, что в основе воспитания личности должны лежать духовно-нравственные ценности. В.Н. Сагатовский считает, что цельная личность должна формироваться по принципу «развивающейся гармонии». Необходимо также выделить отечественных педагогов, занимающихся проблемами духовно-нравственного воспитания цельной личности: Е.В. Бондаревскую, Т.И. Власову, В.А. Караковского, Л.И. Новикову, Т.И. Петракову и других. В их исследованиях выдвинуты основные задачи духовно-нравственного воспитания (обретение духовности, освоение основных понятий этики и морали, воспитание ответственности и дисциплинированности). Сама же идея духовно-нравственного воспитания вытекает из христианской антропологии, где цельная личность представляет собой триединство духа, души и тела.

Что касается общефилософских проблем теории и истории физической культуры, а также научного вклада в развитие массового физкультурно-спортивного движения России, то здесь необходимо выделить работы следующих авторов: Р.А. Абзалова, В.К Бальсевича, Н.Н. Визитея, В.М Выдрина, А.В. Грачева, Б.В. Горбунова, Н.К. Глотова, Л.А. Зеленова, П. Золина, М.С. Кагана, Ю.А. Лебедева, Л.И. Лубышевой, М.Н. Лукашева, Л.П. Матвеева, В.М. Мордвинцева, В.И. Муравьева, С.Н. Мягковой, Г.Г. Наталова, В.Н. Непопалова, Ю.М. Николаева, Р.А. Пилояна, Н.И Пономарева, М.Я. Сарафа, В.А. Старкова, В.В. Столбова, И.И. Сулейманова, А.В. Терещенко, а также основоположников физического воспитания в России: Е.М. Дементьева, П.Ф. Лесгафта, Н.И. Новикова, Е.А. Покровского, А.П. Протасова.

Философское осмысление феномена человеческого тела и телесности представлены в научных трудах С.Ф. Денисова, Л.В. Жарова, В.Л. Круткина, Е.В. Лебедевой, Н.Е. Мазаловой, Р.В. Маслова, В.А. Подороги, П.Д. Тищенко, С.С. Хоружего. В них авторы подробно рассматривают различные трактовки человеческого тела и телесности, их смысла и предназначения, сложившиеся в различных культурных пространствах.

К зарубежным специалистам можно отнести Л. Куна, Б. Лоу, У. Моргана, которые сделали большой вклад в разработку нового научного направления – философии спорта. В частности, ими были рассмотрены экзистенциальные, гносеологические, аксиологические проблемы спорта, а также вопросы этики и эстетики физической культуры и спорта.

Проблемы целостности человека и его здоровья широко раскрыты в трудах современных отечественных философов: С.А. Ан, В.С. Барулина, В.М. Видгофа, П.Н. Гуйвана, П.С. Гуревича, И.В. Мелик-Гайказян, В.Н. Сагатовского, Т.А. Семилет, Е.В. Ушаковой, В.Н. Филиппова, И.Ш. Шевелева, И.П. Элентуха, Б.Г. Юдина и других. Их работы послужили методологической опорой для построения данного исследования.

Несмотря на полученные ценные результаты диссертационной работы, роль традиционных физкультурно-оздоровительных практик в формировании цельной личности остается, на наш взгляд, недооцененной. В дальнейшем прояснении нуждается также вопрос о видах и соотношении различных практик обретения целостности человеческого бытия, которые накоплены в рамках традиционной культуры России.

Объект исследования – традиционные физкультурно-оздоровительные практики России.

Предмет исследования – духовно-нравственный потенциал традиционных физкультурно-оздоровительных практик России.

Цель исследования – раскрыть духовно-нравственный потенциал традиционных физкультурно-оздоровительных практик России с точки зрения возможности формирования на их основе цельной личности в современных социальных условиях.

Задачи исследования:

- подвергнуть философско-культурологической экспликации понятие цельной личности в историко-философской и православно-христианской традициях;

- выявить единство и своеобразие религиозно-мистических, интеллектуально-образовательных и физкультурно-оздоровительных практик России, как факторов всестороннего развития личности;

- показать, что традиционные физкультурно-оздоровительные практики России выступали важнейшим механизмом формирования цельной личности как гармоничного триединства духа, души и тела;

- доказать, что традиционные физкультурно-оздоровительные практики России весьма актуальны в плане выхода из кризиса современного физкультурно-спортивного движения.

Методологическая основа исследования. Использована диалектическая методология, прежде всего, для анализа взаимоотношений духовного и телесного аспектов человеческого бытия, а также взаимопроникновение природно-телесной и культурной составляющих в физкультурно-оздоровительных практиках России. Использованы элементы герменевтического подхода, а также ретроспективный контент-анализ философско-культурологической, религиозно-богословской, историко-педагогической и специальной литературы по проблемам духовно-нравственного и физического воспитания личности. Применены методы анализа и синтеза при рассмотрении духовно-нравственного потенциала цельной личности и путях его реализации.

В плане теоретических установок особое значение для нашего исследования имели труды И.М. Быховской и В.И Столярова, которые раскрыли аксиологическую особенность духовного и телесного в истории физической культуры и спорта.

Научная новизна исследования:

- на основе историко-философского анализа эксплицировано понятие цельной личности как органического единства духовной, душевной и телесной жизни человека, а также показана определяющая роль духовно-нравственного воспитания в ее достижении;

- выявлены основные пути достижения всестороннего развития личности в традиционной русской культуре: религиозно-мистические, интеллектуально-образовательные и физкультурно-оздоровительные практики;

- введено в научный оборот понятие «физкультурно-оздоровительные практики», оно определено как трудовая, игровая, спортивная и лечебно-гигиеническая деятельности человека, которые способствуют достижению телесного здоровья, внутренней душевной гармонии и духовной укорененности в высших ценностях родной для него культуры;

- показано, что забвение идеала цельной личности и путей достижении духовно-нравственного воспитания является главной причиной кризиса в физкультуре и спорте современной России;

- предложена и апробирована авторская программа духовно-нравственного воспитания детей посредством физкультурно-оздоровительных практик.
На защиту выносятся следующие положения:

1. Этико-эстетический идеал цельной личности сформировался уже в античности. В нем органически сочетались нравственные (этос), умственные (нус) и физические (физис) качества, причем показателем ее совершенства считалась именно телесная красота – калокагатия. С появлением христианства показателем всесторонне развитой личности (включая умственные, нравственные и физические качества) выступала духовность человека, измеряемая тремя основными добродетелями – верой, надеждой и любовью. Начиная с эпохи Возрождения, происходит реабилитация человеческой телесности, а критерием цельной личности становится триединство духовной, душевной и телесной жизни, что наиболее зримо прослеживается в работах Эразма Роттердамского.

3. Религиозно-мистические, интеллектуально-образовательные и физкультурно-оздоровительные практики являлись различными, но, вместе с тем, взаимодополняющими механизмами гармонизации духовной, душевной и телесной жизни человека.

2. Формирование цельной личности подразумевает примат духовно-нравственных целей и идеалов, которые позволяют упорядочить сферу наших душевных переживаний и желаний, а также ввести телесную жизнь в разумные и достойные рамки. При этом занятия физкультурой и спортом, в свою очередь, помогают личности сформировать положительные духовные и нравственные качества.

4. Традиционные физкультурно-оздоровительные практики России позволяли сформировать такие положительные нравственные (духовные) и психологические (душевные) качества человека как отзывчивость, патриотизм, трудолюбие, смелость, благородство, сдержанность и коллективизм.

5. Современная физическая культура и спортивное движение России находятся в состоянии кризиса, который возник вследствие забвения античного и христианского идеала цельной личности, а также отсутствием национальной идеи о здоровом образе жизни. Одним из путей его преодоления могут служить традиционные физкультурно-оздоровительные практики, включающие в себя различные направления, средства и формы, связанные не только с телесным развитием, но и воспитанием в личности ее духовно-нравственных качеств.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о цельной личности и традиционных практиках, способствующих ее формированию. Результаты работы выявляют новый аспект в исследовании проблемы духовно-нравственного воспитания человека посредством физкультурно-оздоровительных практик.

Практическая значимость работы. Материалы диссертационной работы могут быть использованы при чтении академических курсов по философии, культурологии, религиоведению, антропологии, педагогике и истории физической культуры и спорта в России. Результаты работы могут быть полезны при исследовании проблем, связанных с изучением духовного, душевного и телесного здоровья нации. Практические выводы и рекомендации исследования могут использоваться в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, а также специалистами, чья деятельность направлена на общее развитие человека. Отдельные выводы работы могут найти применение в преподавании теоретических дисциплин на факультетах физической культуры.

Апробация основных положений и выводов была осуществлена на международных, всероссийских, региональных, городских научно-практических конференциях и семинарах: Международная научно-практическая конференция «Культура Алтайского края как опыт толерантного взаимодействия сопредельных территорий» (Барнаул, 2007 г.), Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Человек: философская рефлексия» (Барнаул, 2006 г.), V-VI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Интеллектуальный потенциал ученых России» (Барнаул, 2006-2007 гг.), Всероссийская научная конференция с международным участием «Конструирование человека» (Томск, 2007 – 2008 гг.), Всероссийская научная конференция с международным участием «Системы и модели: границы интерпретаций» (Томск, 2007 г.), IV Всероссийский гуманитарный форум с международным участием «Сибирские Афины: Профессионализм и культура творческой личности» (Томск, 2007 г.), Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы физической культуры и спорта: целостный подход к теории и практике» (Барнаул, 2008 г.), Межрегиональный семинар «Тропа Алтын-Келя: проблемы и перспективы развития активного детского и молодёжного эколого-познавательного туризма в Алтае-Саянском регионе» (Горно-Алтайск, 2007 г.), Межрегиональная научно-практическая конференция «Родное и Вселенское в судьбе России» (Барнаул, 2007 г.), Региональная научно-практическая конференция «Роль религии в образовании: от прошлого к будущему» (Барнаул, 2008 г.), городская научно-практическая конференция «Проблемы гуманизма в парадигме современного образования» (Барнаул, 2006 г.), городская научно-практическая конференция «Человек. Общество. Предпринимательство» (Барнаул, 2006 г.).

По теме диссертации опубликованы статьи в журналах и сборниках научно-практических конференций. Результаты диссертационного исследования включены в курсы учебных дисциплин по философии, философской антропологии, философии культуры, безопасности жизнедеятельности, истории физической культуры и спорта. Используются студентами при написании курсовых, итоговых квалификационных работ и выполнении творческих проектов, проводимых Министерством образования и науки Российской Федерации, на факультете физической культуры АлтГПА, на базе Краевого техникума олимпийского резерва, а также в разработке программ реабилитации детей девиантного поведения, детей группы риска и детей-инвалидов, программ экологических физкультурно-оздоровительных лагерей при Алтайском государственном природном заповеднике по заказу Российского представительства Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) и МОО ВПП ЮНЕСКО.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка (206 наименований источников). Работа имеет 150 страниц текста (вместе с библиографией).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Духовно-нравственный потенциал традиционных физкультурно-оздоровительных практик россии диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук iconШкольная адаптация детей и подростков с психическими расстройствами...
Современное состояние проблемы

Духовно-нравственный потенциал традиционных физкультурно-оздоровительных практик россии диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук iconДиссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук...
Стратегия и система маркетинга предприятий нефтегазового машиностроения, ориентированная на конкурентоспособность

Духовно-нравственный потенциал традиционных физкультурно-оздоровительных практик россии диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук iconИнструкция по работе с web
Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций на соискание ученых степени...

Духовно-нравственный потенциал традиционных физкультурно-оздоровительных практик россии диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук iconСоискание ученой степени кандидата экономических наук
Ректор Института бизнеса, психологии и управления доктор педагогических наук, профессор

Духовно-нравственный потенциал традиционных физкультурно-оздоровительных практик россии диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук iconШизофрения и расстройства шизофренического спектра, коморбидные сердечно-сосудистой...
Эпидемиологическая оценка распространенности вялотекущей шизофрении и шизотипического расстройства личности в кардиологическом стационаре...

Духовно-нравственный потенциал традиционных физкультурно-оздоровительных практик россии диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук iconНа диссертационную работу
Д 006. 008. 01 на базе фгнбну «Всероссийский научно-исследовательский институт ветеринарной санитарии, гигиены и экологии» на соискание...

Духовно-нравственный потенциал традиционных физкультурно-оздоровительных практик россии диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук iconДиссертация на соискание ученой степени
Теоретико – методологические подходы к исследованию Евразийского библиотечного пространства

Духовно-нравственный потенциал традиционных физкультурно-оздоровительных практик россии диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук iconКраткая практическая инструкция по подготовке аттестационного дела...
Алгоритм подготовки секретарем диссертационного совета аттестационного дела на присуждение ученой степени в егисм предусматривает...

Духовно-нравственный потенциал традиционных физкультурно-оздоровительных практик россии диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук icon№7 Научная деятельность кафедры
...

Духовно-нравственный потенциал традиционных физкультурно-оздоровительных практик россии диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук iconДиссертация На соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Доктор психологических наук, профессор доктор психологических наук, доцент Стефаненко Т. Г., профессор Гуриева С. Д

Духовно-нравственный потенциал традиционных физкультурно-оздоровительных практик россии диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Теоретические основания исследования отношения к аграрной политике в России

Духовно-нравственный потенциал традиционных физкультурно-оздоровительных практик россии диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук iconДиссертация кандидата биологических наук по специальности «Генетика»

Духовно-нравственный потенциал традиционных физкультурно-оздоровительных практик россии диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук iconДиссертация на соискание степени магистра по направлению «государственное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Духовно-нравственный потенциал традиционных физкультурно-оздоровительных практик россии диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Взаимосвязь родительской позиции матери и психологических особенностей ее ребенка

Духовно-нравственный потенциал традиционных физкультурно-оздоровительных практик россии диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Исследования эмоциональной регуляции у детей раннего возраста, воспитывающихся в учреждениях 34

Духовно-нравственный потенциал традиционных физкультурно-оздоровительных практик россии диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук icon«Научно-педагогические основания создания и использования электронных...
В 1977 году окончила физико-математическую школу №52 в г. Риге, в 1982 году окончила физико-математический факультет Латвийского...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск