Диссертация На соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная магистерская программа «Общая психология и психология личности»




НазваниеДиссертация На соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная магистерская программа «Общая психология и психология личности»
страница1/10
ТипДиссертация
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Диссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10





Санкт-Петербургский государственный университет




Председатель ГЭК,

профессор

______________ Е. П. Кораблина





ВЛИЯНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ УСТАНОВОК НА ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ

Диссертация
На соискание степени Магистра по направлению 030300 – Психология

основная магистерская программа «Общая психология и психология личности»
1-ый рецензент, Исполнитель

Доктор психологических наук, профессор Студент Бызова В. М. Дик М. А.

___________ (подпись) ______________(подпись)


2-ый рецензент, Научный руководитель

Доктор психологических наук, профессор доктор психологических наук, доцент Стефаненко Т. Г., профессор Гуриева С. Д.

___________ (подпись) ______________(подпись)

Санкт-Петербург

2016

АННОТАЦИЯ
Для изучения влияния этнических установок на формирование оценочного отношения был обследован 101 представитель российской молодежи в возрасте от 18 до 30 лет, проживающий в Санкт-Петербурге.

Респонденты оценивали степень литературной привлекательности 6 фрагментов стихотворений до определения авторства (без этнической установки) и после (с этнической установкой). Авторы – это неизвестные поэты разных национальностей. Регистрировалось изменение в распределение оценок одних и тех же фрагментов стихотворений. После эксперимента были измерены следующие динамические характеристики, которые могли оказать влияние на результаты эксперимента: тип этнической идентичности (проективная методика «Нарисуй планету»), социальная дистанция («Модификация шкалы социальной дистанции В. Н. Павленко и С. А. Таглина»), частота общения (вопросы анкеты) и знание культуры (вопросы анкеты). И были получены данные о представлениях российской молодежи о «своих» и «чужих» (методика «Ассоциации»). Обработка данных: T-критерий Вилкоксона, r-Спирмена, хи-квадрат Пирсона.

Результаты. Значимых различий между средними оценками у респондентов при 2х условиях не обнаружилось. Частотный анализ выявил качественные характеристики изменения оценок: появление унимодальности распределения, изменилась частотность оценок и появились четкие группы по приоритетам. Выбор принадлежности фрагмента определенному автору связан с последующим распределением оценок этих фрагментов. Также российская молодежь склонна давать более высокие оценки тем литературным произведениям, которые они считают относящимися к русским авторам. И это не зависит от типа этнической идентичности и не связано с социальной дистанцией.

Influence of ethnic attitudes on the formation of evaluative relation.

We examined 101 representatives of Russian youth aged 18 to 30 years, who lives in St. Petersburg to study the influence of ethnic attitudes on the formation of evaluative relation.

Respondents estimated the degree of attractiveness of the 6 poems’ fragments before determine the authorship (no ethnic installation) and after (with the ethnic setting). The authors are unknown poets of different nationalities. Changes in the rating distribution of the same fragments of poems were recorded. After the experiment, the following dynamic characteristics which may affect for experiments’ result: type of ethnic identity (projective technique "Draw the planet"), social distance ("Modification of social distance scale Pavlenko and Taglina"), the frequency of communication (questionnaire) and knowledge of the culture (questionnaire). We have also provided data on the Russian youth perceptions of "us" and "them" for a more complete description of the results (the technique of the "Association"). Data processing: T-Wilcoxon test, r-Spearman, Pearson's chi-square test.

Results. There are no significant differences between the average scores of the respondents in 2 conditions. The frequency analysis revealed changes in quality characteristics evaluation: appearance unimodal distribution, frequency of assessments changed and there were distinct groups by priority. The selection of author for a fragment is connected with subsequent distribution of fragments’ estimates. Young people in Russia tend to give higher ratings to those literary works that they deem relevant to the Russian authors. And it does not depend on the type of ethnic identity and is not associated with social distance.

ОГЛАВЛЕНИЕ

АННОТАЦИЯ………………………………………………………….………….2

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…7

Глава 1: ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ «ВЛИЯНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ УСТАНОВОК НА ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ»………….………..……..…..…………………………………. 15

1.1. Соотношение понятия установки в общей и социальной психологии…..15

1.1.1. Понятие об установке в общей психологии……………………………..15

1.2. Понятие о социальной установке…………………………………………..19

1.1.3. Теоретические подходы к изучению социальной установки…………...20

1.1.4. Структура и свойства социальной установки……………………………22

1.1.5. Подходы к изучению формирования установки………………………...27

1.1.6. Связь между аттитюдом и поведением…………………………………..33

1.2. Предубеждения и стереотипы………………………………………………36

1.3. Этнические установки………………………………………………………38

1.3.1. Понятие об этнической установке……………………………………….38

1.3.2. Соотношение когнитивного, аффективного и конативного компонентов этнической установки……………………………………………………………43

1.3.3. Взаимосвязь между этнической установкой и поведением……………45

1.4. Отношение как категория в социальной психологии…………………….46

1.4.1. Понятие об «отношении»…………………………………………………46

1.4.2. Типы отношений: классификация………………………………………..48

1.4.3. Отношение и установка: соотношение понятий…………………………50

1.5. Этническая идентичность…………………………………………………..53

1.5.1. Понятие об этнической идентичности…………………………………...53

1.5.2. Формирование этнической идентичности……………………………….54

1.5.3. Выбор и поддержание этнической идентичности………………………55

1.5.4. Понятия «этническая идентичность» и «этническое самосознание»…..55

1.5.5. Изучение этнической идентичности и этнического самосознания…….55

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ…………………………………………………………56

Глава 2: ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ………….…..………………...….59

2.1. Гипотеза, цель и задачи исследования ..…………………………….…….59

2.2. Методы, методики и организация исследования …………………………61

2.3. Математический анализ изучаемых показателей…………....……………68

Глава 3: ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ…………………………………..............................................71

3.1. Сравнительный анализ эмоционально-оценочного отношения к фрагментам стихотворений в условиях без этнической установки и с установкой……………………………………………………………………….. .71

3.1.1. Частотный анализ распределения оценок фрагментов……………………71

3.1.2 Анализ влияния национальной принадлежности автора на изменение оценок фрагментов стихотворений………………………………………………74

3.1.3. Оценка влияния определения авторства фрагментов стихотворений в зависимости от национальной принадлежности на формирование системы эмоционально-оценочных отношений у российской молодежи к данным литературным фрагментам……………………………………………………….76

3.2. Анализ связи типа этнической идентичности с уровнем эмоционально-оценочного отношения к литературным фрагментам…………………………81

3.3. Анализ характеристик социальной дистанции, частоты общения и знания культуры русских, украинцев, американцев, поляков, таджиков и китайцев…………………………………………………………………………...85

3.4. Анализ взаимосвязи социальной дистанции, частоты общения и знания культуры с уровнем эмоционально-оценочного отношения к фрагментам………………………………………………………………………..90

3.7. Анализ социально-демографических характеристик и представлений российской молодежи о «своих» и «чужих»…………………………………..92

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….…..96

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….………………………………………….……….100

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………….102

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...…………………………..…………………..……103

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………….……..………109

Приложение А: Проективная методика «Ассоциации»……………………...109

Приложение Б: Проективная методика «Нарисуй планету»………………..110

Приложение В: Методика «Модификация шкалы социальной дистанции В. Н. Павленко и С. Таглина……………………………………………………...110

Приложение Г: Эксперимент для изучения влияния этнической установки на формирование системы оценочных отношений……………………………..110

Приложение Д: Анкета………………………………………………………...114

ВЕДЕНИЕ

Вся жизнь человека пронизана коммуникационными взаимодействиями. Процесс формирования системы отношений между участниками коммуникации достаточно сложный, потому что на него в той или иной мере могут оказывать существенное влияние разного рода обстоятельства и причины. Коммуникационные процессы связаны с определенными установками в человеческом сознании.

На современном этапе развития психологических наук усиливается внимание исследователей к проблемам установок, в частности, этнических (Трухманова Е. Н., 2014; Дробижева Л. М., 2012; Смирнова Ю. С., 2008)

Проблема связи отношения и установки нашла свое отражение в экспериментальных исследованиях представителей грузинской школы установки: Д.Н. Узнадзе, Ш.А. Надирашвили (Надирашвили Ш. А., 1970), Д.А.Чарквиани (Чарквиани Д. А.,1981), Т.Б.Чхеидзе (Чхеидзе Т. Б.,1979), Д.К.Дзидзигури (Дзидзигури Д. К., 1979), Г.А.Маградзе (Маградзе Г. А.,1979), М.Э.Кекелия (Кекелия М. Э., 1979), Г.Г. Мшвидобадзе (Мшфидобадзе Г. Г., 1979) и др.

Большое место в исследовании занимает вопрос важности категорий принадлежности «свое» - «чужое» на отношение в процессе восприятия, над которым работал Г.А. Маградзе (Маградзе Г. А.,1979).

По словам В.Н. Мясищева необходимым компонентом в структуре отношений приходится именно эмоциональный компонент, потому что без эмоции отношение является «безразличием», «равнодушием» и «индифферентностью» (Мясищев В. Н., 1970). Так же сознательность является существенным фактором в отношениях человека. С другой стороны, важным обстоятельством, которое делает установку одним из средств и методов изучения бессознательного является ее бессознательность (Мясищев В. Н., 1970).

Важным элементом представленного исследования является выбор респондентов. Самой оптимальной группой для эксперимента стала молодежь в возрасте от 18 до 30 лет ввиду того, что в эти годы происходит кристаллизация социальных установок, формирование на их основе системы убеждений, которая является весьма устойчивым психическим новообразование.

Предполагается, что у этой возрастной группы этнические установки влияют на оценочные суждения по отношению к некоторым объектам, и это сопровождается осознанием важности отнесения объекта к категории «свой»-«чужой».

Актуальность исследования обусловлена рядом сложившихся обстоятельств, факторов, которыми можно охарактеризовать современное российское общество. Известно, что российское общество может быть охарактеризовано как многонациональное, поликультурное, поликонфессиональное: проживают представители различных этнических групп и национальностей, культурных и конфессиональных течений6 сообществ. Соответственно, понимание и знание механизма взаимодействия между представителями различных культурных, этнических групп является актуальной и важной задачей. Решение данной задачи позволит управлять и влиять на коммуникационные процессы между представителями разных групп населения. Знание психологических феноменов, проявляющихся в процессе взаимодействия в различных ситуациях, позволит расширить психологические возможности механизма регуляции и прогнозирования социального поведения.

В эпоху активной информатизации становится сложно фильтровать большой объем информации, поступающей из разных источников, чаще всего непроверенных. Такая информация может косвенно повлиять на убеждения пользователей, и поэтому представляется необходимым выявить влияние установок на оценочные суждения. Для этого в эксперименте большое внимание уделено именно молодежи – активной группе пользователей Интернета. В ходе исследования мы провели опрос ребят по поводу актуальности исследования.

Рис. 1. Актуальность исследования
Чуть более половины респондентов сказали о том, что это скорее важное исследование. И еще почти треть согласились, что это важно.

На основе полученных в эксперименте данных предполагается разработка рекомендаций по преодолению межэтнической напряженности.

Новизна

Научная новизна исследования состоит в попытке выявить и описать влияние психологических феноменов, на примере этнической установки по отношению к представителям своей и другой этнической группы, в формировании оценочного суждения. Впервые в исследовании использована модифицированная методическая разработка, доработанная в соответствии с задачами и целями исследования.

Проблема влияния установок на оценочные суждения ранее поднималась в работах Гуриевой С.Д. (Гуриева С.Д, 2008). Автор исследовала вопросы соотношения этнических установок и межэтнических отношений между осетинами, русскими и чеченцев. Тогда было доказано присутствие изменения в системе оценочных отношений под действием установок. Люди, принимающие участие в исследовании, были определенной возрастной категории: от 35 до 50 лет.

В данном исследовании принимала участие петербургская молодежь от 18 до 30 лет. А также установки были сформированы при помощи самостоятельного приписывания этнической принадлежности объектам оценивания, что может помочь избежать влияния эффекта социальной приемлемости. Также эта работа отражает современную ситуацию в межэтнических отношениях.

Теоретическое значение состоит в том, чтобы расширить и углубить знания об эффектах этнической установки, о системе оценочных отношений, изучить условия, при которых может происходить влияние установки на систему оценочных отношений.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные могут позволить дать практические рекомендации для организации оценивания каких-либо объектов (реклама, маркетинг, экономика и искусство) в зависимости от этнических характеристик.

Основная гипотеза:

Эмоционально-оценочное отношение к литературным фрагментам будет различаться у респондентов до определения авторства стихотворений (без этнической установки) и после (с этнической установкой).

Частные гипотезы:

  1. Существует взаимосвязь между выбором принадлежности фрагмента определенному автору и последующим распределением оценок этих фрагментов.

  2. Эмоционально-оценочное отношение к различным литературным фрагментам определяется категорией принадлежности «свой» и «чужой».

  3. Тип этнической идентичности имеет прямую связь с соотношением тенденции ассимилироваться или дистанцироваться с собственной этнической группой, то есть со значимостью категории принадлежности «свой».

  4. Распределение оценок литературных фрагментов связано с типом этнической идентичности, социальной дистанцией по отношению к иным культурным группам, частотой общения и знанием культуры.



Цели исследования:

  1. Изучить влияние этнической установки на формирование эмоционально-оценочной системы отношения к содержанию различных литературных источников, характеризующейся направленностью к категориям «свой» и «чужой».

  2. Изучить динамические (тип этнической идентичности, социальная дистанция, частота общения и знание культуры) и содержательные характеристики (когнитивные компоненты отношения к своей и чужой группе) межэтнических отношений и их связь с эмоционально-оценочным отношением.

Предмет исследования:

Социально-психологические феномены, определяющие и оказывающие влияние на систему эмоционально-оценочных отношений молодежи.

Объект исследования:

Система эмоционально-оценочных отношений у молодежи.

Задачи исследования:

1) Провести теоретический анализ терминов этническая установка и эмоционально-оценочное отношение в научной психологической литературе.

2) Подготовить и разработать методический инструментарий, и апробировать его в пилотажном исследовании.

3) Определить эмоционально-оценочное отношение к литературным фрагментам респондентов в условиях когнитивной неопределенности, то есть без определения авторства фрагментов, и респондентов, которые имели возможность определить авторство фрагментов стихотворений.

4) Выявить различия между оценочным отношением респондентов без установки и с установкой.

5) Оценить значимость принадлежности «свой» и «чужой» респондентов без установки и с установкой.

6) Определить содержание когнитивных и эмоционально-оценочных компонентов отношения к «своей» группе и «чужой», а также общего представления о качествах у «своих» и «чужих» у русских респондентов.

7) Оценить показатели социальной дистанции, типа этнической идентичности, знанием культуры и частотой общения с представителями определенных этнических групп.

8) Проанализировать связь между типом этнической идентичности со значимостью категории принадлежности «свой» и «чужой» у русских респондентов.

9) Проанализировать связи между эмоционально-оценочным отношением русских респондентов к разным культурным группам и социальной дистанцией, типом этнической идентичности, частотой общения и знанием культуры определенных этнических групп.

Методологическая основа

Программа исследования базируется на основе «теории отношений» В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, грузинской школы установки (в частности, Ш.А. Надирашвили и Г. А. Маградзе, которые изучали соотношение установки и отношения, категорий «свой» и «чужой»), И. С. Кона. Представления Г. У. Солдатовой о роли этнической идентичности, Э. Богардуса о социальной дистанции.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечивались обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений; их соотнесением с практическими результатами; использованием методов исследования, адекватных целям, задачам и логике исследования; соотнесением эмпирических данных различных методик между собой; корректной организацией опытно-исследовательской работы; использованием валидного инструментария; достаточным объемом и репрезентативностью выборки участников. Применялись эффективные методы математической обработки экспериментальных данных в соответствии с требованиями, установленными для научных исследований (Наследов А.Д., 2004).

Методы

  1. Теоретический анализ литературы по теме исследования: Теоретический анализ терминов этническая установка и эмоционально-оценочное отношение в научной психологической литературе.

  2. Эксперимент на основе модифицированной методики «Установка и межэтнические отношения» Гуриевой С. Д.: для определения эмоционально-оценочного отношения к литературным фрагментам при наличии этнической установки и без установки (Приложение Г).

  3. Эмпирический методы сбора данных: психологическое тестирование, сбор анкетных данных: для определения показателей уровня этнической идентичности, социальной дистанции и демографические показатели (пол, возраст, место рождения).

  4. Методы математической обработки данных: для выявления различий и связей между измеренными показателями при помощи непараметрических методов. В программе предполагается измерение средних величин с использованием непараметрического T-критерия Вилкоксона, для установления связи между номинативными переменными с использованием таблиц сопряженности и хи-квадрат Пирсона (для номинативных переменных) и корреляционный анализ r-Спирмена (для связи порядковых переменных).

Методики исследования

  1. Для определения влияния этнической установки на систему амбивалентных оценочных отношений и оценки принадлежности «свой» и «чужой» у разных этнических групп была использована модифицированная методика С. Д. Гуриевой «Установка и межэтнические отношения».

  2. Для вычисления социальной дистанции, то есть степени принятия русскими респондентом представителей определенных этнических групп использовалась методика «Шкала социальной дистанции в модификации В. Н. Павленко и С. А. Таглина» (Приложение В).

  3. Для определения типа этнической идентичности у русских респондентов, то есть выявить отношение к собственной и к другим этническим группам, степень выраженности агрессивных и враждебных реакций по отношению к другим группам использовалась проективная методика «Нарисуй планету» (Приложение Б).

  4. Для определения содержания когнитивных и эмоционально-оценочных компонентов отношения к «своей» группе и «чужой» и для более полной интерпретации результатов эксперимента использовалась проективная методика «Ассоциации», в которой предлагалось респондентам предложить первые ассоциации, которые возникают как реакция на определенные слова, например, мой народ, и т.д. (Приложение А).

Структура Магистерской Диссертации

Работа включает в себя введение, 3 главы, выводы, заключение, список использованной литературы и приложения. 1-ая глава содержит литературный обзор по проблемам отношения и психологического сопровождения спортсменов. 2-ая глава представляет собой описание программы исследования. В 3-ей главе приводятся результаты исследования и их интерпретация. Список литературы включает 89 наименований, из них 69 – на русском язык и 20 – на английском. В приложении представлены: стимульный материал эксперимента, методические материалы для изучения социальной дистанции, этнической идентичности, ассоциаций. Материал работы изложен на 116 страницах печатного текста, иллюстрирован 21 таблицами и 16 рисунками.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Диссертация На соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная магистерская программа «Общая психология и психология личности» iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Способы принятия управленческих решений в условиях неопределенности (на примере собственников предприятий)

Диссертация На соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная магистерская программа «Общая психология и психология личности» iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Психологические предикторы культуры безопасности персонала энергетических предприятий

Диссертация На соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная магистерская программа «Общая психология и психология личности» iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Эмоциональный интеллект в связи с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослости

Диссертация На соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная магистерская программа «Общая психология и психология личности» iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Исследования эмоциональной регуляции у детей раннего возраста, воспитывающихся в учреждениях 34

Диссертация На соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная магистерская программа «Общая психология и психология личности» iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Теоретические основания исследования отношения к аграрной политике в России

Диссертация На соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная магистерская программа «Общая психология и психология личности» iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному...

Диссертация На соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная магистерская программа «Общая психология и психология личности» iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному...

Диссертация На соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная магистерская программа «Общая психология и психология личности» iconЭкспериментальная психология
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 37. 03. 01 (030300. 62) «Психология»,...

Диссертация На соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная магистерская программа «Общая психология и психология личности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 8 Математические основы...
«050703. 00 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»

Диссертация На соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная магистерская программа «Общая психология и психология личности» iconПрограмма дисциплины «Психология утраты и травмы»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 37....

Диссертация На соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная магистерская программа «Общая психология и психология личности» iconПсихология личности
Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М.: Смысл, 2001. — 416 с

Диссертация На соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная магистерская программа «Общая психология и психология личности» iconОсновная образовательная программа Организационная психология и психология...
Теоретические основы адаптации сотрудников, организационной культуры и мотивации 7

Диссертация На соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная магистерская программа «Общая психология и психология личности» iconПрограмма подготовки к государственному экзамену Специализация «Психотерапия...
Примерная программа составлена на основе примерной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению...

Диссертация На соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная магистерская программа «Общая психология и психология личности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф1 Иностранный Язык...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Диссертация На соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная магистерская программа «Общая психология и психология личности» iconОбщая психология
Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные...

Диссертация На соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология основная магистерская программа «Общая психология и психология личности» iconДиссертация на соискание степени магистра по направлению «государственное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск