Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования




НазваниеРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
страница1/7
ТипУчебно-методическое пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)


Учебная и производственная практика:

содержание, программы, документы

Учебно-методическое пособие

Т.К. Мухина

Владимир, 2015
Мухина, Т.К. Учебная и производственная практика: содержание, программы, документы: учебно-методическое пособие / Под ред В.А. Попова; Владимирский гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. – 78 с.


В учебно-методическом пособии рассматриваются особенности организации практики студентов кафедры социальной педагогики и психологии: содержание, формируемые компетенции, специфика прохождения практики в различных социальных, психолого-педагогических учреждениях, правила оформления отчетной документации. В приложениях представлены методические материалы.

Учебно-методическое пособие адресовано студентам очной формы обучения, преподавателям, базовым методистам.



Введение
Организация практики в высшем учебном заведении определяется соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки (специальностям) высшего образования. Цели и задачи практики также определяются соответствующими ФГОС ВО и примерными программами практики.

Основным документом, регламентирующим проведение практики в ВлГУ, является «Положение о практике студентов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», согласно которому практика – это вид учебной деятельности, направленный на развитие практических навыков и умений, а также формирование компетенций обучающихся в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Учебная и производственная практики занимают важное место в общей системе подготовки студентов кафедры социальной педагогики и психологии ГумИ ВлГУ. Кафедра СПП осуществляет подготовку специалистов по следующим направлениям: 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения» (уровень специалитета); 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» (уровень бакалавриата); 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» (уровень магистратуры).

Практика организуется в рамках образовательного процесса как связующее звено между теоретической подготовкой студентов и формированием практических умений и навыков будущей самостоятельной профессиональной деятельности. Студенты кафедры СПП готовятся к работе в различных учреждениях системы образования, здравоохранения, социального обслуживания и защиты, дополнительного образования, УМВД и др., с такими категориями воспитанников как асоциальные, трудновоспитуемые и девиантные дети, дети – инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети, лишенные родительского попечения, беспризорные и безнадзорные дети и подростки.

Практика способствует не только укреплению теоретических знаний и формированию психолого-педагогических умений, но развитию профессиональных свойств и качеств личности будущего специалиста, его самопознанию и самоопределению.


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Отличительная особенность подготовки специалистов кафедрой СПП заключается в том, что студент в процессе обучения должен быть подготовлен к работе со всеми категориями детей. Он может в дальнейшем работать в дошкольном образовательном учреждении и общеобразовательной школе, в учреждении социальной защиты и здравоохранения, с детьми - инвалидами и сиротами, с дошкольниками, школьниками и старшими подростками и т.д. с учетом специфики воспитанников и учреждения.

Основными видами практики студентов кафедры СПП, в соответствии с «Положение о практике студентов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», являются: учебная, производственная и преддипломная практики.

Учебная практика предусматривает первичное ознакомление со спецификой учреждения – базой практики и введение в профессию социального педагога, педагога – психолога, педагога-организатора, методиста и другие социально-педагогические специальности.

Производственная практика проводится в виде педагогической, социально-педагогической или научно-исследовательской в соответствии с учебными планами.

Основными принципами проведения производственной практики студентов являются: интеграция теоретической и профессионально-практической, учебной и научно-исследовательской деятельности студентов.

Преддипломная практика как часть основной образовательной программы является завершающим этапом обучения и проводится после освоения студентами программы теоретического и практического обучения. Она является базой апробации опытно-экспериментальной части выпускной квалификационной работы.

Учебная, производственная и преддипломная практика является составной частью учебного процесса, связующим звеном между теоретическим обучением студентов и их самостоятельной работой в учреждениях социальной сферы.

Таким образом, практика представляет собой процесс овладения различными видами профессиональной деятельности, в котором преднамеренно создаются условия для самопознания, самоопределения студента в различных профессиональных ролях и формируется потребность самосовершенствования в профессиональной деятельности.

Цель практики: создание условий для введения студентов в сферу профессиональной деятельности социального педагога, педагога-психолога и других специалистов социально-педагогического профиля, углубление теоретической подготовки студентов и приобретение ими практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности.

Задачи практики:

  1. Формирование интереса к педагогической деятельности, исследовательской и экспериментальной работе, профессиональной готовности студентов к работе в социально-педагогической сфере, овладение различными видами профессиональной деятельности.

  2. Углубление и совершенствование теоретических знаний и установление их связи с практической деятельностью.

  3. Развитие личностных качеств, необходимых специалисту в его профессиональной деятельности.

  4. Усиление самостоятельности в формировании и развитии социально-педагогических профессиональных умений и навыков (коммуникативных, организаторских, диагностических, проектировочных, дидактических, аналитических).

  5. Знакомство с основными типами и видами учреждений, в которых оказывается психологическая и социально-педагогическая помощь детям.

  6. Формирование навыков работы с детьми с учетом их индивидуальности в конкретных педагогических условиях.

На каждом курсе практика находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с изучаемыми дисциплинами. Эти дисциплины формируют знания, умения и навыки необходимые при прохождении практики.

Так практика по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» профилю подготовки «Психология и социальная педагогика» квалификации выпускника «бакалавр» опирается на усвоение материала следующих дисциплин: «Основы педагогики», «Психология дошкольника», «Образовательные программы для детей дошкольного возраста», а также является базой для освоения таких профессиональных дисциплин как «Методика и технологии работы социального педагога», «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса», «Основы социальной работы».

Практика по направлению 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» профилю подготовки «Психология и социальная педагогика» квалификации выпускника «магистр» связана с изучением таких дисциплин профессионального цикла как «Методология и методы организации научного исследования», «Психолого-педагогическая диагностика», «Основы социального воспитания» и др.

Практика по направлению подготовки 44.05.01 «Психология и педагогика девиантного поведения» квалификация выпускника «специалист» опирается на изучение таких дисциплин как «Общие основы педагогики», «Общая психология», «Специальная психология», «Психология развития», «Теория обучения и воспитания», «Социально-педагогическое взаимодействие с детьми», «Введение в специальность».

Практика служит базой для проведения различных исследований, которые используются для написания эмпирической части курсовых или выпускной квалификационной работы.
Формы проведения практики
Практикаэто важный компонент профессиональной подготовки специалиста, когда он выступает в активной роли по отношению к профессиональной деятельности, когда выясняется его способность к профессиональной деятельности и происходит его профессиональное самоопределение.

По направлению подготовки 44.05.01 «Психология и педагогика девиантного поведения» (уровень специалитета) учебным планом предусмотрены учебная, педагогическая, психолого-педагогическая, социально-педагогическая, комплексная психологическая и социально-педагогическая практики, а так же преддипломная практика, предполагающая выполнение выпускной квалификационной работы.

По направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» (уровень бакалавриата) учебным планом предусмотрены учебная, педагогическая, психолого-педагогическая, социально-педагогическая, психологическая и социально-педагогическая практики, а так же преддипломная практика, предполагающая выполнение выпускной квалификационной работы. Все перечисленные практики являются обязательными.

По направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры) учебным планом предусмотрены учебная, производственная и преддипломная практики.

Все перечисленные практики являются обязательными.

По месту проведения практики могут быть стационарными и выездными.

Стационарные практики проводятся в структурных подразделениях университета, в том числе на кафедре СПП или в учреждениях и организациях, расположенных в г. Владимире, с которыми заключен Договор об организации и проведении производственной практики студентов.

Выездные практики проводятся в учреждениях и организациях, расположенных в других регионах (чаще все во Владимирской области), что связано с востребованностью в социально-педагогических кадрах.

По форме реализации практика может быть рассредоточенной и концентрированной. Рассредоточенная практика предусматривает выполнение заданий на базах практики один раз в неделю в течение семестра. Концентрированная практика предполагает выполнение заданий на базах практики каждый день в течение двух или четырех недель.

Особенностями организации практики является:

  • содержательная интегрированность в социальные условия воспитания и жизнедеятельности ребенка;

  • практика носит активный характер, поскольку студенты включаются в воспитательный процесс в позиции ответственного субъекта:

  • практика имеет дифференцированный характер и предоставляет возможность осуществлять профессиональную деятельность с различными группами детей дошкольного возраста (педагогически запущенные, девиантные, трудные и др.) и предполагает разноуровневый характер деятельности и степени овладения профессией (исполнитель, организатор, ведущий, исследователь).


Место и время проведения практики
Практика проводится в различных учреждениях г. Владимира и Владимирской области в установленные календарные сроки на основании договоров об организации и проведении практики студентов, заключенных между университетом и организациями.

Для руководства практикой студентов назначаются методический руководитель (руководители) практики от ВлГУ и базовые руководитель от организации.

Кафедрой социальной педагогики и психологии заключены договора об организации и проведении практики студентов со следующими учреждениями:

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Владимирской области «Владимирский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», г. Владимир

600009, ул Фейгина, 35-а

Телефон (4922) 36-25-45

Директор Е.И. Трефилова

(а также филиалы в г.г. Меленки, Вязники, Собинка, Ковров, Гусь-Хрустальный Владимирской области)

Владимирская областная общественная организация Ассоциация родителей детей-инвалидов «Свет»

600000, г. Владимир, ул. 850-летия, д.7

Телефон (4922) 53-75-55, 52-28-53

Председатель Л.И. Кац

Государственное казенное учреждение здравоохранения Владимирской области «Владимирский дом ребенка специализированный»

600022, г. Владимир, ул. пр-т Ленина, д.69-а

Телефон (4922) 54-54-97, 54-43-10

Главный врач Л.А. Горячева

Государственное казенное учреждение здравоохранения Владимирской области «Детский санаторий № 3 г. Владимира»

600000, г. Владимир, ул. Стрелецкая, д.29-в

Телефон (4922) 32-31-54, 45-19-01

Главный врач О. В. Галат

Государственное казенное образовательное учреждение Владимирской области «Владимирский детский дом им. К. Либкхнехта»

 г. Владимир, ул. Соколова-Соколенка, 24А
Телефон (4922) 21-14-64

Директор Е.В. Васнович

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Владимира «Центр развития ребенка - детский сад № 63»

600015, г. Владимир, пр-т Строителей, 42 - Б

Телефон (4922) 34-61-51, 33-87-12

Заведующая Л.Н. Калинина

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10» г. Владимира

600000, г. Владимир, мкр. Энергетик, ул. Северная, 5

Телефон (4922) 26-43-70

Заведующая М.Н. Зацепина

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6» г. Владимира

600000, г. Владимир, ул. Горького, 101

Телефон (4922) 53-29-39

Заведующая Е.Н. Тюгова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 107» г. Владимира

600000, г. Владимир, ул. Тракторная, 3 А

Телефон (4922) 53-07-41

Заведующая Н.К. Емина

Муниципальные бюджетные образовательные учреждения «Средняя общеобразовательная школа» г. Владимира №№ 40, 47, 6, 29, 2, 15, 17, 8 и др.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детско-юношеский центр «Клуб»

600000, г. Владимир, ул. Октябрьский проспект, д.12

Телефон (4922) 52-99-01, 45-18-21

Директор Е.С. Огудина

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей г. Владимира «Детский оздоровительно-образовательный (социально-педагогический) центр»

600031, г. Владимир, ул. Юбилейная, 44

Телефон (4922) 21-02-26

Руководитель учреждения О.И. Гончарова

Муниципальное бюджетное учреждение «Молодежный центр»

600000, г. Владимир, ул. Безыменского, 9 – В

Телефон (4922) 21-98-70

Руководитель учреждения Александров Р.С.

Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Владимирской области

600009, г. Владимир, ул. П. Осипенко, д. 40

Отдел полиции № 3 (по Фрунзенскому району) УМВД России по г. Владимиру

Суздальский пр-т, 17

Телефон (4922) 21-04-51

Руководитель А.Д. Лукьянов
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Утверждено: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный сельскохозяйственный...

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconРабочие программы учебных дисциплин (модулей) министерство образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconМетодические указания Новокузнецк 2012 Министерство образования и...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconУчебное пособие под редакцией проф. С. Н. Гаражи Ставрополь 2017...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ставропольский государственный медицинский...

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск