Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (фгос до), примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»

Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (фгос до), примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»


НазваниеПояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (фгос до), примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»
страница1/9
ТипПояснительная записка
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Содержание
I. Целевой раздел

1. Пояснительная записка…………………………………………………………...3

1.1. Цели и задачи реализации программы………………………………………...4

1.2. Принципы и подходы к формированию программы…………………………5

1.3. Характеристики особенностей развития детей ….................................. …….7

2. Планируемые результаты освоения программы………………………………..9

2.1. Целевые ориентиры…………………………………………………………….9

II. Содержательный раздел программы

1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка …………………………………………………………………...11

1.1. Образовательная область социально-коммуникативное развитие….……...12

1.2. Образовательная область познавательное развитие………………………... 15

1.3. Образовательная область речевое развитие………………………………….20

1.4. Образовательная область художественно-эстетическое развитие ………...24

1.5. Образовательная область физическое развитие……………………………..30

1.6. Часть, формируемая участниками образовательного процесса…………….37

2. Описание форм, способов, методов и средств реализации программы……...39

2.1. Способы и направления поддержки детской инициативы………………….40

2.2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников................................................……………………………………...41

3. Коррекционная работа…………………………………………………………..42

III. Организационный раздел

1. Материально-техническое обеспечение программы………………………….44

2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания..................................................................................................................46

3. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении…...49

4. Особенности традиционных событий, праздников и мероприятий………….50

5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной

среды………………………………………………………………………………...52

IV. Дополнительный раздел

1.Краткая презентация программы………………………………………………..53

Приложение 1. Объём образовательной нагрузки………………………..……...55

Приложение 2. Календарный учебный график…………………………………...55

Приложение 3. Примерное комплексно-тематическое планирование работы с детьми..........................................................................................................................56

Целевой раздел


  1. Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях-СанПиН 2.4.1.3049-13.,Образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 527.

Программа направлена:

- на создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности;

- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;

- на решение задач федерального государственного стандарта дошкольного образования:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка;

3) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

4) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

5) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

6) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

    1. обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.


1.1. Цели и задачи реализации программы

Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи:

1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Программа предусматривает реализацию краеведческого содержания образования по ознакомлению детей с региональными особенностями Урала.

Цель реализации краеведческого содержания:

Создание условий для успешного формирования личности ребенка, адаптированного к своеобразным природным, социальным и культурным особенностям региона и конкретного места проживания, способного к эмоционально-ценностному, позитивному приобщению к традициям, обычаям, истории и культуре своей «малой родине», открытого к другим людям и испытывающего чувства гордости как гражданина своей страны.
1.2.Принципы и подходы к формированию программы

Программа разработана в соответствии с возрастным, культурно-историческим, личностным, деятельностным подходами в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста.

Основные принципы:

  1. Принцип развивающего образования – обогащение (амплификация) детского развития.

  2. Принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание соответствует базовым положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.

  3. Принцип полноты, необходимости и достаточности – позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму», предполагает сотрудничество ДОУ и семей воспитанников.

  4. Принцип системности и непрерывности:

    • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства,

    • наличие единых линий развития и воспитания для детей всех возрастных категорий в ДОУ,

    • взаимосвязь и преемственность всех ступеней дошкольного образования в ДОУ,

  5. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой этих областей.

  6. Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса – использование разнообразных форм работы с детьми, обусловленных возрастными особенностями.

  7. Принцип учета специфики дошкольного образования, предусматривающего решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;

  8. Принцип возрастной адекватности форм работы с детьми и приоритетности ведущего вида деятельности – игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;

  9. Принцип культуросообразности и регионализма, обеспечивающий становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании историко-географических, этнических особенностей социальной, правовой действительности уральского региона, с учетом национальных ценностей и традиций в образовании.

Программа обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: 1) совместную деятельность взрослого и детей, 2) самостоятельную деятельность детей.

Программа предусматривает:

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Формирование программы основано на следующих подходах:

1. Личностно-ориентированные подходы:

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников;

- целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;

- развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).

2. Системно-деятельные подходы:

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач;

- креативность – «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций;

  • овладение культурой – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.




    1. Характеристики особенностей развития детей.

Возрастная характеристика детей 3-4 лет.

Физическое развитие

3х-летний ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазанье, действия с предметами). Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Дети испытывают свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями.

Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д.

К 4-годам ребенок может без остановки пройти по гимнастической скамейке, руки в стороны; ударять мяч об пол и ловить его двумя руками (3 раза подряд); перекладывать по одному мелкие предметы (пуговицы, горошины и т.п. – всего 20 шт.) с поверхности стола в небольшую коробку (правой рукой).

Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя.

3-4-х летний ребенок владеет элементарными гигиеническими навыками самообслуживания:

- самостоятельно и правильно моет руки с мылом после прогулки, игр, туалета;

- аккуратно пользуется туалетом: туалетной бумагой, не забывает спускать воду из бачка для слива;

- при приеме пищи пользуется ложкой, салфеткой;

- умеет пользоваться носовым платком;

- может самостоятельно устранить беспорядок в одежде, прическе, пользуясь зеркалом, расческой.

Социально-коммуникативное развитие

К трем годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. У ребенка возникают личные симпатии, которые проявляются в желании поделиться игрушкой, оказать помощь, утешить. Ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте со взрослыми, ярко выражает свои чувства - радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения.

Осознает свою половую принадлежность («Я мальчик», «Я девочка»). Фундаментальная характеристика ребенка трех лет - самостоятельность («Я сам», «Я могу»). Он активно заявляет о своем желании быть, как взрослые (самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать, делать покупки и т.п.)».

Взаимодействие и общение детей четвертого года жизни имеют поверхностный характер, отличаются ситуативностью, неустойчивостью, кратковременностью, чаще всего инициируются взрослым.

Для детей 3х летнего возраста характерна игра рядом. В игре дети выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер. Роль осуществляется фактически, но не называется. Сюжет игры - цепочка из 2х действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый. К 4м годам дети могут объединяться по 2-3 человека, для разыгрывания простейших сюжетно-ролевых игр. Игровые действия взаимосвязаны, имеют четкий ролевой характер. Роль называется, по ходу игры дети могут менять роль. Игровая цепочка состоит из 3-4 взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.

Особенности социально-коммуникативного развития детей проявляются:

- в различном уровне освоения речи и игровых умений;

- в различной степени формирования навыков самообслуживания;

- в характере конфликтов между детьми, которые нередко носят бурный и продолжительный характер;

- в различиях эмоционального реагирования на замечания родителей и педагогов.

Познавательное развитие

В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке. Ребенок активно использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре, общении. Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. В практической деятельности ребенок учитывает свойства предметов и их назначение: знает название 3-4 цветов и 2-3 форм; может выбрать из 3-х предметов разных по величине «самый большой». Рассматривая новые предметы (растения, камни и т.п.) ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию. Важную роль начинают играть образы памяти.

Память и внимание ребенка носит непроизвольный, пассивный характер. По просьбе взрослого ребенок может запомнить не менее 2-3 слов и 5-6 названий предметов.

К 4-м годам ребенок способен запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Рассматривая объекты, ребенок выделяет один, наиболее яркий признак предмета, и ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, а сам процесс достижения еще не умеет прослеживать.

Возникает новая форма общения со взрослым – общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность.

Конструктивная деятельность в 3-4 года ограничивается возведением несложных построек по образцу (из 2-3 частей) и по замыслу. Ребенок может заниматься, не отрываясь, увлекательной для него деятельностью в течение 5 минут.

Речевое развитие

Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи.

Овладение родным языком характеризуется использованием основных грамматических категорий (согласование, употребление их по числу, времени и т.д., хотя отдельные ошибки допускаются) и словаря разговорной речи. Возможны дефекты звукопроизношения.

Художественно-эстетическое развитие

Ребенок с удовольствием знакомится с элементарными средствами выразительности (цвет, звук, форма, движения, жесты), проявляется интерес к произведениям народного и классического искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки), к исполнению и слушанию музыкальных произведений.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В 3-4 года они только начинают формироваться. Графические образы бедны, предметны, схематичны. У одних дошкольников в изображении отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Замысел меняется по ходу изображения. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития моторики в этом возрасте имеет лепка. Ребенок может вылепить под руководством взрослого простые предметы. В 3-4 года из-за недостаточного развития мелких мышц руки, дети не работают с ножницами, апплицируют из готовых геометрических фигур. Ребенок способен выкладывать и наклеивать элементы декоративного узора и предметного схематичного изображения из 2-4 основных частей.

В музыкально-ритмической деятельности ребенок 3-4 лет испытывает желание слушать музыку и производить естественные движения под звучащую музыку.

К 4 годам овладевает элементарными певческими навыками несложных музыкальных произведений. Ребенок хорошо перевоплощается в образ зайчика, медведя, лисы, петушка и т.п. в движениях, особенно под плясовую мелодию. Приобретает элементарные навыки подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах (барабан, металлофон). Закладываются основы для развития музыкально-ритмических и художественных способностей.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (фгос до), примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» iconРабочая программа Совместной деятельности педагога с детьми (4-5...
Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией...

Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (фгос до), примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на...
«от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии...

Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (фгос до), примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» iconРабочая программа воспитателя с учётом Федерального государственного...
Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»

Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (фгос до), примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» iconРабочая программа педагога доу с учётом Федерального государственного...
Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»

Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (фгос до), примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана с учетом...
«от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии...

Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (фгос до), примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» iconРабочая программа педагога доу с учётом Федерального государственного...
Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы образования «От рождения до школы»

Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (фгос до), примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе примерной...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №1 «Колобок» общеразвивающего вида

Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (фгос до), примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» iconПояснительная записка Программа разработана на основе Федерального...
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной...

Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (фгос до), примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» iconОбразовательная программа дошкольного образования государственного...
Санкт-Петербурга (далее «Программа») предназначена для педагогов, которые работают с детьми от 1-го до 7-ми лет, составлена на основе...

Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (фгос до), примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» iconОбразовательная программа дошкольного образования государственного...
Санкт-Петербурга (далее «Программа») предназначена для педагогов, которые работают с детьми от 1-го до 7-ми лет, составлена на основе...

Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (фгос до), примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» iconРабочая программа разработана на основе Примерной общеобразовательной...
При разработке программы учитывалось комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание,...

Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (фгос до), примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе основной...
Усть-Игум Александровского муниципального района и программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,...

Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (фгос до), примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» iconРабочая программа по образовательной программе дошкольного образования...
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования

Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (фгос до), примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» iconПояснительная записка. Основная образовательная программа дошкольного...
Фз «Об образовании Российской Федерации», Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования и с учетом...

Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (фгос до), примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» iconРабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы...
«от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии...

Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (фгос до), примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» iconРабочая программа по учебному курсу «Технология» для 1-4 классов...
Программа разработана на основе примерной программы по технологии федерального государственного образовательного стандарта начального...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск