Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по теме: «сестринская помощь и уход при острых кишечных инфекциях»




НазваниеУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по теме: «сестринская помощь и уход при острых кишечных инфекциях»
страница1/11
ТипУчебно-методическое пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
СПб ГБПОУ «Акушерский колледж»

Рассмотрена на заседании

ЦМК «Терапия»

«_____»_______________2017 г.

Протокол №________________

Председатель ЦМК

Иванова Т.А. ______________

«УТВЕРЖДАЮ»

Методист

_______Лутошкина Т.А.

«____»__________2017 г.


Макарова А.В.

Учебно-методическое пособие

для самостоятельной работы студентов по теме:

«СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ И УХОД ПРИ ОСТРЫХ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЯХ»



ПМ02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»

чАСТЬ 4 СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ И УХОД ПРИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ»


МДК02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях».

Курс: II Семестр III;

Курс III Семестр VI

Специальность: 34.02.01. « Сестринское дело»

Санкт-Петербург

2017

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………3

  2. Теоретический материал………………………………………..............5

  3. Механизмы и пути передачи ОКИ……………………………………..5

  4. Особенности питания пациентов при острых кишечных инфекциях.6

  5. Особенности ухода за пациентом с брюшным тифом………………..9

  6. Особенности ухода за пациентом с сальмонеллезом………………..11

  7. Особенности ухода за пациентом с дизентерией……………………13

  8. Особенности ухода за пациентом с ботулизмом…………………….14

  9. Ситуационные задачи по теме: «сестринское обследование и уход при острых кишечных инфекциях»……………………………………….16

  10. Эталоны решения к ситуационным задачам………………………...21

  11. Приложение 1………………………………………………………….28

  12. Приложение 2………………………………………………………….46

  13. Приложение 3………………………………………………………….59


Пояснительная записка

Уважаемые студенты!

Острые кишечные инфекции, имея повсеместное распространение, занимают весомую долю в инфекционной патологии, нередко сопровождаясь неблагоприятными исходами. И стабильно удерживают второе, после инфекций дыхательных путей, место в структуре всей инфекционной заболевае6мости в мире. Несмотря на постоянное совершенствование технологий в пищевой промышленности, таких как: развитие системы быстрого питания, культура употребления бутилированной воды, наличие в пищевых продуктах добавок, предотвращающих контаминацию продуктов питания и увеличивающих срок их годности, использование новых видов упаковок для готовых пищевых продуктов, которые во многом облегчили жизнь людей, риск развития острых кишечных инфекций не снизился ввиду таких современных социальных факторов, как интенсивно развивающийся туризм, экспорт и импорт продуктов питания, а также глобальное ухудшение экологической ситуации и усиливающегося антропогенного загрязнения окружающей среды и происходящие в результате этого негативные изменения иммунных сил организма человека, а также патогенных свойств возбудителей.

В связи с этим, большая роль в лечении и уходе за пациентами с острыми кишечными инфекциями отводится медицинской сестре, которой необходимо обладать знаниями и умениями не только по общей эпидемиологии кишечных инфекций, но и особенностями ухода за различными нозологическими формами.

Данное учебно-методическое пособие поможет вам разобраться в особенностях ухода при различных кишечных инфекциях, а, также проверить свои новые знания при решении ситуационных задач.

Желаю удачи! Макарова А.В.

Цель: Освоить особенности ухода при различных кишечных инфекциях.

Задачи:

  1. Изучить общую эпидемиологию, механизмы и пути передачи острых кишечных инфекций.

  2. Изучить особенности ухода при различных кишечных инфекциях.

  3. Решить ситуационные задачи, используя предлагаемый материал. Провести самооценку знаний по эталонам решения задач.




Уважаемые студенты, внимательно изучите предлагаемый материал!
Теоретический материал
Сущность ухода за инфекционными больными – это широкий комплекс санитарно-гигиенических мероприятий, диагностических и лечебных процедур, а также воспитательной работы с больным, направленный на его быстрое выздоровление и предотвращение распространения инфекции. Для обеспечения надлежащего ухода необходимо знать основные особенности инфекционного пациента.
Главная особенность состоит в том, что большинство больных выделяют во внешнюю среду возбудитель, т. е. являются источником инфекции. Отсюда важно знать, где в организме находятся возбудитель, каким образом они выделяются во внешнюю среду, через какие механизмы, пути и способы заражения, а, также необходимые меры, чтобы не допустить распространения инфекции среди восприимчивых организмов.

Механизмы и пути передачи острых кишечных инфекций

Основной механизм передачи острых кишечных инфекций – фекально-оральный. Пути передачи- водный, пищевой и контактно-бытовой.



Вторая особенность: инфекционные болезни сопровождаются лихорадкой, интоксикацией и токсическим поражением центральной нервной системы, поэтому у больных часто развиваются нервнопсихические расстройства. Нужно знать характер этих нарушений, чтобы правильно подойти к больным, установить с ними нужный контакт. Хорошее состояние психики больного – один из важных факторов быстрого выздоровления.

Третья особенность: инфекционные болезни – острые, динамичные заболевания, при которых состояние больного может внезапно меняться. В связи с этим часто возникает необходимость быстрого неотложного решения вопросов об оказании срочной помощи пациенту и об изменении характера ухода за ними.

Четвертая особенность состоит в том, что клиническое выздоровление при инфекционных болезнях, как правило, намного опережает полное восстановление возникших в организме человека органических и функциональных расстройств. В периоде выздоровления (реконвалесценции) больные долгое время физически ослаблены, у них нарушена психика, имеются расстройства со стороны сердечно-сосудистой системы и других органов и систем, но, несмотря на это, их самочувствие нередко бывает вполне удовлетворительным и совершенно не соответствует глубоким изменениям, сохраняющимся в организме.

Особенности питания пациентов при острых кишечных инфекциях

Основные задачи:

  1. способствовать нормализации секреторной и двигательной функций кишечника и других органов пищеварения;

  2. стимулировать восстановительные процессы в слизистой оболочке кишечника;

  3. обеспечивать потребность организма в пищевых веществах и энергии в условиях недостаточного пищеварения;

  4. устранять возникшие в организме нарушения обмена веществ и проявления расстройств питания организма;

  5. оказывать нормализующее воздействие на кишечную микрофлору.

С учетом указанных задач в диете увеличивают содержание животных белков при сохранении физиологической нормы жиров и углеводов. С одной стороны, возможно увеличение потребления жиров и углеводов выше норм для здорового человека в целях повышения энергоценности рациона при снижении массы тела. С другой стороны, в ряде случаев, особенно при сопутствующем хроническом панкреатите, необходимо ограничить жиры в рационе. При любом течении хронического энтерита питание должно обеспечить повышенное потребление железа и других кроветворных микроэлементов, кальция и витаминов.

Рацион, составленный из обычных пищевых продуктов, далеко не всегда может обеспечить потребности пациента с острыми кишечными инфекциями во всех пищевых веществах. Поэтому желательно использование в блюдах или в виде напитков сбалансированных по всем пищевым веществам специальных питательных смесей - диетических концентратов, а также дополнение питания препаратами поливитаминов и витаминно-минеральных комплексов.

Диета является физиологически полноценной с увеличенным содержанием белка и умеренным ограничением механических и химических раздражителей тонкой кишки и других органов пищеварения. Пища дается в неизмельченном виде, готовится на пару, варится в воде или запекается. Температура пищи обычная.

Химический состав и энергоценность: белки 100-110 г из расчета 1,4-1,6 г на 1 кг нормальной массы тела мужчины (60% - животные белки), жиры - 80 (15-20% растительные), углеводы - 350-400 г; 2500-2700 ккал; поваренная соль - 10 г, свободная жидкость - 1,5 л.

Режим питания: 5-6 раз в день.

Рекомендуемые и исключаемые продукты и блюда

Хлеб и мучные изделия. Хлеб пшеничный из муки высшего и 1-го сорта, вчерашний или слегка подсушенный. Сухое печенье и бисквит. 2-3 раза в неделю в небольших количествах хорошо выпеченные, не теплые, несдобные булочки, пироги с яблоками, мясом, повидлом, ватрушки с творогом. Исключают: хлеб ржаной, свежий, изделия из сдобного и слоеного теста;

Супы. На слабом обезжиренном мясном или рыбном бульоне, овощном отваре с фрикадельками, кнелями, различной крупой, вермишелью, лапшой, картофелем, мелкошинкованной морковью, цветной капустой, кабачками; при переносимости - с капустой белокочанной, свеклой, зеленым горошком. Исключают: крепкие, жирные бульоны, молочные супы, щи, борщ, рассольник, окрошку, суп из бобовых, грибов;

Мясо и птица. Нежирные или обезжиренные говядина, телятина, курица, индейка, кролик. Мясо без сухожилий, птица без кожи. Куском и рубленые, сваренные на воде или на пару. Язык отварной. Молочные сосиски. Исключают: жирные сорта, утку, гуся, большинство колбас, копчености, консервы;

Рыба. Нежирные виды, куском и рубленые, сваренные в воде или на пару. Ограниченно - запеченные и слегка обжаренные без панировки.

Исключают: жирные виды, соленую, копченую, консервы;

Молочные продукты. Молоко - при переносимости, в основном в блюдах. Различные кисломолочные напитки. Свежий творог натуральный, в виде пасты, паровых и запеченных пудингов и сырников. Сметана, сливки - в блюда. Неострый сыр.

Исключают: острые, соленые сыры, молочные продукты с повышенной кислотностью;

Яйца: 1-2 штуки в день. Всмятку, паровые натуральные и белковые омлеты, в блюда.

Исключают: вкрутую, жареные;

Крупы. Различные каши, включая рассыпчатые. На воде, с добавлением 1/3 молока. Паровые и запеченные пудинги, запеканка и биточки манные, котлеты рисовые паровые, плов с фруктами, отварная вермишель, макароны. Исключают: бобовые;

Овощи. Картофель, морковь, цветная капуста, тыква, кабачки отварные или паровые непротертые, в виде пюре, запеканок; при переносимости - капуста белокочанная, свекла, зеленый горошек. Суфле из свеклы или моркови с творогом. Салат лиственный со сметаной. Спелые томаты в сыром виде. Исключают: редис, редьку, лук, чеснок, огурцы, брюкву, репу, шпинат, грибы;

Закуски. Салат из отварных овощей, с отварным мясом, рыбой. Рыба заливная, язык отварной, сыр неострый, икра осетровых, колбаса докторская, диетическая, молочная, нежирная ветчина.

Исключают: острые и жирные закуски, копчености, консервы;

Плоды, сладкие блюда, сладости. Сладкие, спелые фрукты и ягоды в сыром виде ограниченно (100-150 г); при переносимости - яблоки, груши, апельсины, мандарины, арбузы, клубника, малина, виноград без кожицы. Протертые свежие и печеные яблоки. Кисели, муссы, желе; компоты, в том числе из сухофруктов. Меренги, снежки, мармелад, пастила, сливочные помадки, варенье, джем; при переносимости - мед вместо сахара. Исключают: абрикосы, сливу, инжир, финики, ягоды с грубой кожицей, мороженое, шоколад, пирожные;

Соусы и пряности. На мясном бульоне, овощном отваре, молочный (бешамель), фруктовый, изредка - сметанный; ванилин, корица, лавровый лист, зелень петрушки, укроп.

Исключают: острые и жирные соусы, горчицу, хрен, перец;

Напитки. Чай, кофе и какао без молока и с молоком. Отвары шиповника и пшеничных отрубей. Разбавленные фруктовые, ягодные и томатный соки. Исключают: виноградный, сливовый, абрикосовый соки;

Жиры. Сливочное масло на хлеб и в блюда 10-15 г на один прием; при переносимости - рафинированные растительные масла от 2 до 5 г в блюда. Исключают: другие жиры.

Медицинская сестра должна хорошо знать все отмеченные особенности, чтобы осуществлять уход за инфекционными больными в стационаре и дома.

Особенности ухода за больными острыми кишечными инфекциями определяются основными синдромами этих заболеваний: лихорадка, диспепсический синдром, интоксикационный синдром и синдром дегидратации.



Особенности ухода за пациентом с брюшным тифом.

Зависимые сестринские вмешательства: выполнение назначений врача (взятие материала на клиническое и бактериологическое исследование, раздача лекарственных средств, парентеральные процедуры).

Независимые сестринские вмешательства: измерение температуры тела, артериального давления, определение характера стула, суточного диуреза и водного баланса, обеспечение соблюдения диеты, питьевого режима, строгого постельного режима, обеспечение текущей дезинфекции.

Проблемы пациента: ограничение подвижности вследствие заболевания, головная боль, метеоризм, чередования запора и жидкого стула, рвота, отсутствие аппетита, депрессия, раздражительность.

Из числа особенностей следует отметить возможность развития осложнений: острого инфекционного психоза, кишечного кровотечения и перфорации кишечника, требующих специального ухода и оказания экстренной помощи.

Уход за больными с брюшным тифом обеспечивают так же, как и за всеми другими высоко лихорадящими инфекционными больными.

Пациенту назначают строгий постельный режим, поэтому все манипуляции проводят только в постели.

Медсестра должна информировать пациента о составе диеты № 4, о необходимости ее соблюдения и организовывать кормление пациента 5-6 раз в сутки, оказывать помощь во время приема пищи.

Доля профилактики стоматита после приема пищи необходимо обработать полость рта раствором фурацилина или 2% борной кислоты, затем стерильным вазелином.

С целью профилактики пневмоний и пролежней необходимо аккуратно поворачивать пациента в постели, расправлять складки постельного белья, чаще менять постельное белье, обтирать кожные покровы теплой водой с мылом. Под ягодицы нужно положить резиновый круг или противопролежневый матрас. Со второй недели заболевания для профилактики перфорации кишечника и кишечного кровотечения необходимо соблюдать следующие меры: поворачивать пациента необходимо максимально осторожно, необходимо тщательно осматривать стул пациента, контролировать самочувствие пациента ( пи появлении болей в животе, появлении дегтеобразного стула и резком снижении АД срочно информировать врача).

После каждого акта дефекации необходимо подмывать пациента, осушить ягодицы салфеткой, кожу вокруг анус смазывать вазелином.

При запоре нельзя давать пациенту слабительные средства. Очистительную клизму назначает врач. Делать ее следует под небольшим давлением.

Осложнения
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по теме: «сестринская помощь и уход при острых кишечных инфекциях» iconУчебное пособие школа здоровья для пациентов пм 02. Участие в лечебно-диагностическом...
Мдк 02. 01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья)

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по теме: «сестринская помощь и уход при острых кишечных инфекциях» iconУчебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией...
Учебно-методическое пособие предназначено для организации активной самостоятельной работы студентов над учебным материалом при изучении...

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по теме: «сестринская помощь и уход при острых кишечных инфекциях» iconМетодическое пособие по дисциплине «Фармакология»
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим занятиям по фармакологии....

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по теме: «сестринская помощь и уход при острых кишечных инфекциях» iconУчебно-методическое пособие по сопровождению самостоятельной работы...
Учебно-методическое пособие предназначено для обучающихся автодорожного техникума, как руководство для организации самостоятельной...

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по теме: «сестринская помощь и уход при острых кишечных инфекциях» iconУчебно-методическое пособие к практическим занятиям по акушерству...
Учебно-методическое пособие представлено кафедрой акушерства и гинекологии сгма в помощь студентам 6 курса лечебного факультета при...

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по теме: «сестринская помощь и уход при острых кишечных инфекциях» iconМетодическое пособие для самостоятельной работы студентов на практическом занятии
Тема: «Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером. Введение постоянного мочевого катетера и уход за ним»

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по теме: «сестринская помощь и уход при острых кишечных инфекциях» iconПояснительная записка Учебное методическое пособие «Сборник текстов...
Методическое пособие предназначено для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов 1-4 курсов по дисциплине «Иностранный...

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по теме: «сестринская помощь и уход при острых кишечных инфекциях» iconПрием (осмотр, консультация) врача-специалиста
Стандарт специализированной медицинской помощи детям при острых кишечных инфекциях и пищевых отравлениях средней степени тяжести

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по теме: «сестринская помощь и уход при острых кишечных инфекциях» iconУчебно-методическое пособие по выполнению самостоятельной работы...
Методические указания предназначены для организации самостоя­тельной работы студентов (срс) при изучении раздела пм. 01 «Эксплуатация...

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по теме: «сестринская помощь и уход при острых кишечных инфекциях» iconСтудентов по патологической анатомии
Руководство для самостоятельной работы студентов по патологической анатомии (общий курс) II часть: учебно-методическое пособие для...

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по теме: «сестринская помощь и уход при острых кишечных инфекциях» icon«Методические рекомендации по выполнению бакалаврской работы 040200....
Учебно-методическое пособие предназначены для студентов-социологов, для преподавателей университета, назначенных научными руководителями...

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по теме: «сестринская помощь и уход при острых кишечных инфекциях» iconУчебно-методическое пособие для студентов
Вакцинопрофилактика инфекционных болезней учебно-методическое пособие для студентов. Екатеринбург: Изд. Угма, 35с

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по теме: «сестринская помощь и уход при острых кишечных инфекциях» iconМетодическое пособие по теме сестринский уход при ранах для слушателей циклов
Государственное областное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по теме: «сестринская помощь и уход при острых кишечных инфекциях» iconУчебно-методическое пособие
...

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по теме: «сестринская помощь и уход при острых кишечных инфекциях» iconМетодическая разработка составлена в соответствии с рабочей программой...
Мдк. 02. 01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья)

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по теме: «сестринская помощь и уход при острых кишечных инфекциях» iconОрганизация и технология документационного обеспечения управления учебно-методическое пособие
...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск