Урок комплексного применения знаний, умений, навыков. Форма проведения урока. Урок-практикум. Интегрируемые предметы: химия, биология. Темы интегрируемых предметов: химия «Загрязнение окружающей среды»




НазваниеУрок комплексного применения знаний, умений, навыков. Форма проведения урока. Урок-практикум. Интегрируемые предметы: химия, биология. Темы интегрируемых предметов: химия «Загрязнение окружающей среды»
страница1/5
ТипУрок
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Урок
  1   2   3   4   5
Интегрированный урок «Загрязнение окружающей среды».

11 (10) класс (профильный уровень)1

Е.А. Золотавина, учитель химии и биологии

муниципального автономного общеобразовательного

учреждения Заводоуковского городского округа

«Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 1»

Тип урока. Урок комплексного применения знаний, умений, навыков.

Форма проведения урока. Урок-практикум.

Интегрируемые предметы: химия, биология.

Темы интегрируемых предметов: химия – «Загрязнение окружающей среды», биология – «Влияние человека на биосферу».

Цель урока: создание условий для формирования представлений о влиянии химического загрязнения на окружающую среду путем интеграции предметов.

Задачи урока.

Обучающие: научить применять полученные знания на практике для проведения химического эксперимента, работы с цифровой лабораторией «Архимед», объяснения причин загрязнения окружающей среды и их влияния на живые организмы, путей решения экологических проблем.

Развивающие: создать условия для исследовательской работы по анализу воды, работы с различными источниками информации (учебник, электронный учебник, ресурсы Интернета) для разработки ментальной карты;

способствовать развитию логики - смыслового мышления обучающихся, памяти, «экологического и технического» языка, а также умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.

Воспитывающие: формирование потребности поведения и деятельности, направленных на рациональное природопользование, убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Планируемые результаты:

личностные: формирование представлений об экологических проблемах, понимание необходимости природоохранной деятельности;

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивать собственный вклад в работу группы;

метапредметные: самообразование, самоорганизация, саморазвитие и самоопределение;

сотрудничество в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);

навык публичных выступлений: рефлексия и защита проекта, самоанализ и самооценка своей деятельности, умение отвечать на вопросы оппонентов;

предметные: знать основные типы загрязнений, характеризовать химическое загрязнение, обосновывать пути решения экологических проблем.

Содержание и компоненты интеграции:

- внутрипредметная: «Электролитическая диссоциация (ионные уравнения)», «Водородный показатель», «Жёсткость воды», «Качественные реакции на ионы», «Способы выражения концентрации растворов».

- межпредметная: биология («Строение клетки», «Неорганические вещества в клетке», «Абиотическая факторы среды», «Биотические факторы среды», «Пищевые связи», «Пути решения экологических проблем»; физика («Поверхностное натяжение воды», «Электропроводность»; право («Экологическое право»), математика («Операции со степенями, натуральными числами»), информатика («Графическое отображение информации»).

Оборудование: планшет, ноутбуки, нетбуки, интерактивная доска, цифровая лаборатория «Архимед», лаборатория L-микро, лаборатория «Наураша» (датчик кислотности), компьютер, мультимедийный проектор, химические реактивы.

Методические приемы: проблемное обучение, исследовательский, совместный поиск ответов на любые вопросы, работа в парах и в группах, химический эксперимент.

Загрязнение окружающей среды. 2 часа.

11 (10) класс (профильный уровень)2

Представлены два варианта проведения урока «Загрязнение воды» и «Мусор. Утилизация отходов»

Технологическая карта

Моя планета - человеческий дом.

Ну как ей жить под дымным колпаком.

Где сточная канава - океан.

Где вся природа поймана в капкан.
“Планета Земля – единственная планета голубая от океанов,

зелёная от лесов, жёлтая от песков, но стонущая сегодня от

боли взывающая от помощи и, увы, остающаяся по-детски

беззащитной перед варваром – человеком!”

В. Астафьев


Цель и этапы урока

Учебная задача

Результат

Мотивирование. 2 мин.

Определить тему урока.

КЛЮЧ: 1- а, 2-б, 3-в, 4-г, 5-д, 6- е, 7-ж, 8-з, 9-и, 10-й, 11-к, 12-л,13-м, 14-н,15-о, 16-п,17- р,18-с,19-т,20-у,21-ф,22-х, 23-ч, 24-щ, 25-ш, 26-ц, 27-ъ 28-ы, 29-ь, 30-э, 31-ю,32-я.

8, 1, 4, 17, 32, 8, 14, 6, 14, 9, 6 – ряд №1

15, 11, 17, 20, 7, 1, 31, 24, 6, 10 – ряд №2

18, 17, 6, 5, 28 – ряд №3

Тема урока «Загрязнение окружающей среды»


Актуализация.

4 мин.

Ассоциации «Загрязнение окружающей среды» (понятийное колесо) – ИД.

Структурировать знания, составить схему «Загрязнения окружающей среды», охарактеризовать виды загрязнений.





информационное

механическое

антропогенное



Целеполагание. 2 мин.

Определить проблемы, наиболее характерные для нашего города.

Сформулировать цель урока, определить, какие действия,

в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.



Выдвигают проблемы:

- автотранспорт,

- мусор,

- кислотные дожди,

- пестициды,

- загрязнение воды,

- загрязнение нефтепродуктами и т.п.

По желанию может быть рассмотрена одна проблема.

Рассмотрим на примере «Загрязнение воды»

Реализация построенного проекта. 30 мин.

Познакомиться с заданиями в группах3, выполняют задания (оформляют ментальную карту, проводят анализ воды, формулируют отчет об экскурсии, готовятся к защите).

Задания для биологической лаборатории.

1. Используя источники информации, докажите или опровергните утверждение «Вода – основа жизни».

2. Проведите лабораторную работу «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука», сформулируйте выводы (приложение 1).

Задание для экологической лаборатории.

1. Проанализируйте причины загрязнения воды в нашем городе.

2. Какие эксперименты вы можете предложить, чтобы наглядно доказать влияние загрязняющих факторов воды на живые организмы.

3. Предложите способы решения данной проблемы.

Задание для аналитической лаборатории.

1. Познакомьтесь с инструкционной картой «Анализ воды» (приложение 2).

2. Проведите анализ воды из разных источников (если урок проводится зимой, то и воды, полученной из талого снега).

Сформулируйте выводы.

Задание для технологической лаборатории.

1. Познакомьте с этапами очистки воды (по результатам экскурсии или используя приложение 3).

2. Предложите способы очистки воды в домашних условиях. Проведите практическую часть работы.

Валеологическая пауза (фильм «Мой фильм – красота воды». 2 мин.

Организуется работа 4 групп – научных лабораторий:

биологическая, аналитическая, экологическая и технологическая.

В каждой группе выбирают:

  • организатора работы (руководит обсуждением, следит за тем, чтобы группа не отвлекалась от выполнения задания, вовлекает в работу всех членов группы);

  • оратора (докладчика) – рассказывает о результатах работы группы;

  • протоколиста – записывает идеи и результаты работы, оформляет веб-страницу (на сайте учителя);

  • поисковиков – работают с предложенной информацией.

План действий каждого члена группы

1. Выберите себе одну из предложенных ролей. 
2. Перейдите к досье по вашей роли и изучите его. 
3. Изучите список информационных ресурсов. 
4. Составьте персональный план поиска информации по своей роли. 
5. Исследуйте информационные ресурсы по своей роли, заранее продумайте, что вы можете включить в свой отчет (фотографии, литературные произведения, рисунки и т.д.). 
6. Оформите свой отчет в виде ментальной карты. 
7. Обсудите результаты работы и подведите итоги вашей работы. 
8. Представьте отчет.

Ментальная карта «Вода – основа жизни».



Лабораторная работа «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука»

Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука

Клетки кожицы лука

Плазмолиз

Деплазмолиз









Цифровой микроскоп


Вывод.

1. Клеточная мембрана полупроницаема, пропускает воду и не пропускает растворенные в ней вещества.

2. Цитоплазма эластична, вследствие этого она способна в

гипертоническом растворе отставать от клеточной стенки, а в

гипотоническом вновь восстанавливать первоначальное положение.

3. Плазмолиз и деплазмолиз можно наблюдать только в живых растительных клетках, так как они содержат прочные клеточные стенки.

4. Плазмолиз, вызванный солями меди и кальция, более выражен и необратим.

Таким образом, наличие в воде солей приводит к нарушению проницаемости мембран, к гибели клеток. Поэтому использовать соли натрия и кальция в период гололедицы нежелательно. Применять растворы медного купоросы необходимо в определенных концентрациях, указанных в инструкции.

Жесткая вода так же может вызвать необратимый плазмолиз.

Учитывая едины план строения клеток, можно предположить аналогичные явления и в клетках организма человека.
Ментальная карта «Загрязнение воды»

https://www.mindmeister.com/993056378?new=1

Опыты, доказывающие влияние загрязняющих факторов воды на живые организмы.

Опыт 1. Выяснить влияние воды из разных источников на рост растений (прорастание семян).

Полив комнатных растений водой, взятой из различны источников, в т. ч. водой из талого снега с разных участков города.

Опыт 2. Выяснить влияние воды, взятой из разных источников на культуру бактерий (образование колоний бактерий) или культуру простейших (дафния).

Поместить одну группу дафний в 1 стакан с талой водой, полученной из снега, взятого у дороги4, вторую группу - в чистую воду (вода комнатной температуры).

В первом стакане количество обитателей уменьшилось вдвое, на поверхности воды оказалась масляная пленка с погибшими дафниями. Во втором стакане дафнии ведут обычный образ жизни, их количество осталось прежним.

Таким образом, проанализировав результаты исследования, мы выяснили, что снег и вода, взятые у дороги, загрязнены и не пригодны для нормальной жизни микроорганизмов.

Опыт 35. Выяснить влияние загрязненной воды на перья птиц и шерсть животных.

В кристаллизационную чашку наливаем воду и опускаем перо (шерсть). Через минуту достаем перо (шерсть), проводим по нему ватным шариком, который остался белым. Перо (шерсть) высушиваем и рассматриваем под цифровым микроскопом (лупой).

Теперь в воду добавляем примерно 30 г шампуня (жидкости для мытья посуды, геля для душа, жидкого мыла и т. п.) – имитируем воду, загрязненную моющими средствами (можно взять воду с автомоек). Опускаем перо (шерсть) на одну минуту, вытаскиваем, проводим ватным шариком, который стал влажным и мыльным. Высушиваем перо (шерсть), рассматриваем под микроскопом.

В другую кристаллизатор наливаем воду, взятую у заправки (можно загрязнить чистую воду нефтью или растительным маслом). Опускаем перо (шерсть) на минуту, вытаскиваем, протираем ватным шариком, который становится темным, маслянистым. Перо (шерсть) высушиваем и рассматриваем под микроскопом (лупой).

Затем высушенные перья вновь опускаем в чистую воду.


Ход опыта

Перо из чистой воды и перо, загрязненное нефтью

Перо под микроскопом








Плавать будут оба пера, но в мыльной воде перо пропустит воду. Объяснение: При добавлении моющего средства поверхностное натяжение воды уменьшается, и она может проникнуть между бороздками. Кроме того, мыло растворяет жировую смазку птичьих перьев, и в результате птица становится в воде «тяжелой», медленнее двигается и быстрее устает. От загрязненной мылом воды страдают не только гуси, утки и другие водоплавающие птицы, но и водоплавающие млекопитающие — выдры, бобры и другие.

В случае при поражении нефтью или нефтепродуктами у птицы склеиваются перья, утрачиваются теплоизоляционные свойства, вследствие чего живые существа не могут поддерживать нормальную температуру тела. В результате птицы гибнут от переохлаждения, перегрева, обезвоживания, ослабления и истощения сил. В холодном климате достаточно одного нефтяного пятна на оперении, которое повлечет за собой гибель птицы. Нефть на оперении влияет на способность птицы летать, добывать себе пищу и спасаться от хищников. Когда на птицу попадает нефть, природный инстинкт заставляет ее очистить свои перья. При этом нефть может попасть на чистые участки оперения. В процессе удаления нефти птицы случайно заглатывают ее, что приводит к серьезным последствиям, например, к застою в кишечнике или нарушении работы почек и печени. Нефтью повреждаются внутренние органы, у птицы начинается интоксикация. По возвращении птицы в гнездо существует реальный риск поражения нефтью яиц, что приводит к истончению скорлупы, невылуплению птенца или нарушениям в его развитии. Чистка птиц от разливов нефти не всегда приводит к желаемым результатам. Значительная часть птиц, подверженных очистке, к сожалению, не выживает. Если птица успела заглотить большое количество нефти до того, как ее очистили, то у нее может измениться поведение или произойдет потеря способности к размножению.

Таким образом, любое загрязнение воды вызывает нарушение жизнедеятельности живых организмов. Для решения проблемы необходимо проводить контроль за уровнем загрязнения воды, установка очистных сооружений на предприятиях, экономия воды, очистку сточных вод, не использовать избыточного количеств удобрений, ядохимикатов и т.д.

Результаты анализа водопроводной воды.

Параметр

Единица измерения

Полученные значения

Вывод6


Запах воды при t = 200 С, при t = 600С




0

0

Соответствует

Мутность

НЕМ

3

Соответствует

Цветность

См

18

Соответствует

Водородный показатель

рН

6,5

Соответствует

Электропроводность

Жесткость

мСм

dGH

270

6,8

соответствует

Результаты анализа воды из колодца по ул. Парковой

Параметр

Единица измерения

Полученные значения

Вывод7


Запах воды при t = 200 С, при t = 600С




0

0

Соответствует

Мутность

НЕМ

5

Соответствует

Цветность

См

15

Соответствует

Водородный показатель

рН

7

Соответствует

Электропроводность

Жесткость

мСм

dGH

310

7,1

Не соответствует

Таким образом, водопроводная вода пригодна для питья, а вода из колодца не соответствует ГОСТу по жесткости. Такую воду следует перед применением подвергнуть кипячению с последующим отстаиванием.



Определение мутности воды.

Ментальная карта «Этапы очистки воды».



Способы очистки воды в домашних условиях.

Самые простые способы домашней очистки воды – отстаивание, кипячение и вымораживание.

1. Отстаивание воды. Воду из крана следует налить в чистые стеклянные банки и оставить на 5-6 часов. За это время твердые частицы останутся на дне емкости. При использовании такой воды ее переливают, оставляя на дне четвертую часть жидкости с частицами осадка. При прохождении через трубы вода обогащается ионами двухвалентного железа, и перед отстаиванием следует несколько раз перемешать воду. Кислород, поступающий при этом в воду, окисляет железо, и при отстаивании на дне банки легко заметить рыжеватый осадок.

2. Кипячение воды. В тоже время, употребляя только кипяченую воду, мы наполняем свой организм фактически мертвой водой. При кипячении уменьшается содержание кислорода в воде. Выпадают в осадок соли кальция, магния и других микроэлементов, которые необходимы человеку, особенно в юном возрасте.

3. Очищение воды с помощью активированного угля.

Древесный или активированный уголь адсорбирует многие вещества, которые могут придавать воде мутный вид, а также неприятный запах и вкус. Активированный уголь измельчают, добавляют в воду и перемешивают.

4. Лимонная кислота в домашних условиях легко избавит воду от нежелательных микроорганизмов. Для этого в нее добавляют несколько капель лимонной кислоты. Раствор рекомендуется готовить в следующем соотношении: 1 чайная ложка кристаллической лимонной кислоты на стакан кипяченой воды. Одной чайной ложки полученного раствора вполне хватит на то, чтобы «дезинфицировать» 2,5 л воды. Действие этого раствора скажется уже через несколько минут – животные и растительные организмы погибнут, осядут на дно, а вода станет гораздо чище. Лимонный раствор полезно приготовить перед походом на природу – он безопасен для организма человека, из-за малой концентрации кисловатый вкус не ощущается.

5. Фильтрование. Вода проходит через фильтр, при этом на фильтре остаются частички пыли, а в стакан стекает чистая вода.

6. Вымораживание. Лед имеет кристаллическую структуру, построенную из молекул воды. Инородным примесям, в том числе растворенным в воде солям, газам и красителям, при замерзании не остается места в кристаллической решетке. «Лишние» соединения стекают вниз вместе с незамерзшими остатками воды. Воду лучше замораживать при температуре от -1 до -6 С, незамерзший остаток сливать – в нем будут все вредные примеси. Вымораживание можно проводить в морозильной камере. Воду обязательно закрыть крышкой.

Чтобы проверить доброкачественность водопроводной воды в домашних условиях можно провести несложный опыт.

В чистые стеклянные банки следует налить по 250-300 г воды. Растворить в каждой по чайной ложке сахарного песка. Затем емкости закрыть и поставить на 48 часов в теплое место. Если вода стала мутной, то она малопригодна для питья, ее следует доочищать, используя бытовые фильтры.

Таким образом, на наших очистных сооружениях вода полностью очищается от примесей и болезнетворных микроорганизмов. Мы убедились в этом после экскурсии на предприятие.

В домашних условиях вода не всегда удовлетворяет нас прежде всего по повышенной жесткости, иногда неприятному запаху (по данным опроса). Поэтому жителям города необходимо проводить очистку. Для этого можно использовать отстаивание, активированный уголь, замораживание и фильтрование.

Жидкий остаток – «бульон» из примесей, солей и раствора грязи, мешает воде выполнять работу по сохранению здоровья человека. Речь идет не только о подпорченных кровеносных сосудах и суставах, происходит занесение в ткани и клетки чужеродных соединений. Доказано, что некачественная вода особенно влияет на функции мозга, на три четверти состоящего из воды.

Первичное закрепление по внешней речи.

20 мин.

Презентация работы в группах.

Делают записи в тетради. Задают вопросы отвечающим.

Закрепление.

15 мин

Выполняют в группах практико-ориентированные задания8.

Блок 1.

1. Массовый характер приобретает отравление водоплавающих птиц в Европе и Северной Америке свинцовой дробью. Утки проглатывают дробинки, как гастролиты – камушки, способствующие перетиранию пищи в желудке. Всего шесть дробинок среднего размера могут стать причиной смертельного отравления кряквы. Меньшие порции отрицательно влияют на размножение.

Какие последствия для популяции уток и для человека могут иметь такие явления?

2. При благоустройстве территории новостроек можно нередко наблюдать следующее: в таких местах часто образуются застойные лужи, плохо растут зеленые насаждения, особенно в первые годы их высадки. В чем причина данных явлений?

3. В зонах повышенного увлажнения около 20% удобрений и ядохимикатов, вносимых в почву, попадает в водотоки. Какое значение для здоровья людей имеют такие стоки? Предложите пути защиты здоровья людей в населенных пунктах, использующих воду из данных водотоков.

4. Применение ядохимикатов для борьбы с сорняками и насекомыми-вредителями сельского хозяйства, с одной стороны, дает прирост урожая, с другой – приводит к гибели ни в чем не повинных животных. К тому же сотни видов вредителей приспособились к ядохимикатам и плодятся, как ни в чем не бывало (клещи, клопы, мухи…). Почему применение ядохимикатов приводит к гибели животных разных видов? Почему может сформироваться приспособленность насекомых-вредителей к ядохимикатам?

Блок 2.

1. Токсичность тяжелых металлов объясняет их способность вызывать денатурацию (разрушение) белков. Объясните, почему токсическое действие солей тяжелых металлов тем выше, чем выше их растворимость в воде. Как можно экспериментально подтвердить токсическое действие ионов свинца?

2. Высокая минерализация воды неблагоприятна для растительного и животного мира водоемов, снижает способность воды к "самоочищению" под действием биологических факторов и вдобавок резко ухудшает вкусовые свойства воды. При содержании сульфатов 500 мг/л, а хлоридов 350 мг/л вода приобретает горько-соленый вкус. Рассчитайте молярную концентрацию: а) сульфат-иона и б) хлорид-иона в такой "засоленной" воде.

3. Будет ли вредна для человека питьевая вода с содержанием пестицидов (ядохимикатов, защищающих растения от вредителей и болезней), достигающим 1 мг/м3, если санитарная норма по пестицидам в воде равна 5*10—4 % по массе?

4. Какое количество речной воды мы теряем ежегодно, если известно, что в год мы сбрасываем в водоемы 28м3 неочищенных сточных вод, а один 1м3 этих вод делает непригодной к употреблению 60 м3 вод.

Блок 3.

1. На нефтеперерабатывающем заводе из-за поломки произошел аварийный выброс нефтепродуктов в ближайшее озеро. Масса сброшенных продуктов составила 500 кг. Выживут ли рыбы, обитающие в озере, если известно, что примерная масса воды в озере равна 10 000 т. Токсичная концентрация нефтепродуктов для рыб составляет 0,05 мг/л.

2. Такие виды рыб, как форель и хариус, очень чувствительны к чистоте воды. Если в 1 л природной воды содержится всего

3*10-6 моль серной кислоты (которая может попасть в реки с промышленными стоками или за счёт кислотных дождей), то мальки этих рыб погибают. Вычислите

массу серной кислоты в 1 л воды, которая представляет собой смертельную дозу для мальков форели и хариуса.

3. При попадании в воду нефть покрывает её тончайшей плёнкой, что вызывает гибель многих морских организмов. Допустимая норма загрязнения воды нефтепродуктами — 0,005 мг/л.

Рассчитайте, какой объём воды загрязняется ежегодно, если в океан попадает 2,5 млн тонн нефтепродуктов.

4. Жесткость воды обусловлена присутствием в ней катионов кальция или магния. Содержание этих ионов, равное (4 -- 8) * 10 -3 моль/л, отвечает воде средней жесткости, а свыше

1,2 *102 моль/л - очень жесткой. Выразите концентрацию катионов:

а) кальция, б) магния в массовых долях для воды средней жесткости и для очень жесткой воды. Плотность воды примите равной 1 г/мл.


1. Случаи смертельного отравления и нарушения размножения уток могут повлиять на численность популяции, т.е. произойдет сокращение численности. Для человека использование таких уток в пищу чревато отравлением свинцом, который попадает в его организм. А, как известно, свинец обладает высокотоксичным воздействием на организм человека.


2. Мусор, оставленный на строительной площадке, хотя и засыпанный слоем почвы, резко снижает ее водопроницаемость. По этой причине и в связи с механическими препятствиями для развития корней зеленые насаждения растут плохо.

3. Отрицательное значение имеет попадание в водоемы удобрений и ядохимикатов, так как, во-первых, они являются ядами для организма человека, во-вторых, минеральные соли вызывают развитие растительности (в том числе сине-зеленых водорослей) в водоемах, дополнительно ухудшающих качество воды. Пути решения проблемы: водозабор должен быть выше по течению расположения сельскохозяйственных полей, использование гранулированных удобрений, разработка и внедрение быстроразлагающихся ядохимикатов, использование биологических методов защиты растений.

4. Через цепи питания животные получают большую дозу химикатов и гибнут. Среди насекомых-вредителей есть особи, более устойчивые к ядохимикатам, чем остальные. Они выживают и дают устойчивое к яду потомство. При этом численность особей насекомых-вредителей восстанавливается очень быстро, так как яды вызывают гибель естественных врагов.


1. В пробирку наливаем 2 мл раствора яичного белка. Медленно, по каплям, встряхивая пробирку, добавляем раствор ацетата свинца (II) Pb(CH3COO)2. Выпадает хлопьевидный осадок белого цвета, образующийся в результате разрушения структуры белка.
2. Определяем значение рН в приготовленных пробах воды с помощью универсальной индикаторной бумаги и с помощью рН-метра. Сравниваем результаты. В норме рН воды составляет 6,5 – 7,5. Если рН пробы воды оказался меньше нижнего значения, то проба имеет кислотную реакцию среды.

Известняк ослабляет воздействие кислотных дождей:

CaCO3 + 2H+ = Ca2+ + H2O + CO2.


3. Вода не будет вредна, поскольку содержание пестицидов меньше предельно допустимого по санитарным нормам

,

4. 28*60=1680км3=1 680 000 000 000 м3.

m (нефтепрод) = 5*103 мг.


5*103 мг

V (H2O) = ----------- = 50 мг/л

107 л

ПДК  0,05 мг/л, значит, она превышена в 1000 раз.

Ответ: рыбы, обитающие в озере, не выживут, т. к. токсичная концентрация нефтепродуктов превышена в 1000 раз.

2. М(H2SO4) = 98 г/моль

m = M * n

m (H2SO4) = 3*10-6 * 98 = 294*10-6 г


3. 0,005 мг нефтепродуктов — на 1 л воды

2,5 *10 15 мг нефтепродуктов — на х л воды

x = 5*10 17 л (5* 10 14 м3).


Вода средней жесткости: 0,016 -- 0,032% Ca2+ или 0,096 -- 0,019% Mg2+; очень жесткая вода: 0,048% Ca2+ или 0,029% Mg2+.



Домашнее задание.

Рефлексия.

Итог урока.

5 мин



Уровень А.

1. Определите, какое количество воды тратит Ваша семья за день, недели. Предложите проект по режиму экономии бытового потребления воды.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков. Форма проведения урока. Урок-практикум. Интегрируемые предметы: химия, биология. Темы интегрируемых предметов: химия «Загрязнение окружающей среды» iconУрок новых знаний и умений. Задачи урока
Тема урока: «Знакомство со спец машиной 51-а класса, заправка машины, принцип работы, обметывание срезов на спец машине.»

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков. Форма проведения урока. Урок-практикум. Интегрируемые предметы: химия, биология. Темы интегрируемых предметов: химия «Загрязнение окружающей среды» iconУрок по теме «Белки»
Это урок изучения нового материала, форма его проведения семинар. Урок проводят учителя химии и биологии. В качестве девиза взяты...

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков. Форма проведения урока. Урок-практикум. Интегрируемые предметы: химия, биология. Темы интегрируемых предметов: химия «Загрязнение окружающей среды» iconУрок на тему: «Наша Земля- магнит»
Этот урок урок над темой, урок мировоззренческий, урок философский. Я убеждена в том, что знания о среде своего обитания каждый образованный...

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков. Форма проведения урока. Урок-практикум. Интегрируемые предметы: химия, биология. Темы интегрируемых предметов: химия «Загрязнение окружающей среды» iconУрок русского языка во 2 классе (1-4). Умк «Начальная школа XXI век»....
Дидактическая цель: вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков. Форма проведения урока. Урок-практикум. Интегрируемые предметы: химия, биология. Темы интегрируемых предметов: химия «Загрязнение окружающей среды» iconКонспект амо-урока (занятия) Организационная информация Команда,...
Кошкина Галина Федоровна (урок разработан в рамках дистанционного курса «Разработка урока иностранного языка по технологии амо (активные...

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков. Форма проведения урока. Урок-практикум. Интегрируемые предметы: химия, биология. Темы интегрируемых предметов: химия «Загрязнение окружающей среды» iconПреломление света. Тип урока: изучение нового материала. Форма урока: урок-презентация
Дедловский Ю. А; автор уч. – А. В. Пёрышкин; авторы программы: Е. М. Гутник, А. В. Пёрышкин

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков. Форма проведения урока. Урок-практикум. Интегрируемые предметы: химия, биология. Темы интегрируемых предметов: химия «Загрязнение окружающей среды» iconУрок музыки. 1 класс Тема урока: Музыкальные инструменты
Закрепление теоретических знаний пройденного материала. Углубить и продолжить накопление знаний о музыкальных инструментах. Знакомство...

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков. Форма проведения урока. Урок-практикум. Интегрируемые предметы: химия, биология. Темы интегрируемых предметов: химия «Загрязнение окружающей среды» iconУрок-исследование в 9 классе по теме «Алюминий и его соединения»
Урок такого типа является иллюстрацией педагогического опыта Евстигнеевой Людмилы Валентиновны по формированию навыков научного исследования...

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков. Форма проведения урока. Урок-практикум. Интегрируемые предметы: химия, биология. Темы интегрируемых предметов: химия «Загрязнение окружающей среды» iconТема урока: «Химия и здоровье. Витамины. Понятие о витаминах»
Умк: Габриелян О. С. Химия. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова, рекомендованный...

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков. Форма проведения урока. Урок-практикум. Интегрируемые предметы: химия, биология. Темы интегрируемых предметов: химия «Загрязнение окружающей среды» iconУрок химии 11 класс Учебник «Химия 11 класс»
Развивающая развитие мышления через формирование причинно- следственных связей между строением, свойствами и применением белков

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков. Форма проведения урока. Урок-практикум. Интегрируемые предметы: химия, биология. Темы интегрируемых предметов: химия «Загрязнение окружающей среды» iconУрок Типы ясновидения Урок Тренинг по развитию ясновидения
Урок Простейшие способы задать вопрос и получить ответ из Информационного поля

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков. Форма проведения урока. Урок-практикум. Интегрируемые предметы: химия, биология. Темы интегрируемых предметов: химия «Загрязнение окружающей среды» iconУрок 1 24
Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности и как средство формирования языковых навыков и умений. 2

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков. Форма проведения урока. Урок-практикум. Интегрируемые предметы: химия, биология. Темы интегрируемых предметов: химия «Загрязнение окружающей среды» iconУчитель русского языка и литературы
Урок проводится с использованием кейсметода и приемов технологии развития критического мышления учащихся. Информационный материал...

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков. Форма проведения урока. Урок-практикум. Интегрируемые предметы: химия, биология. Темы интегрируемых предметов: химия «Загрязнение окружающей среды» iconРабочая программа учебной дисциплиныоуд. 09 «Химия»
Оуд. 09 «Химия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего; примерной программы...

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков. Форма проведения урока. Урок-практикум. Интегрируемые предметы: химия, биология. Темы интегрируемых предметов: химия «Загрязнение окружающей среды» iconУчебное пособие Кемерово 2004 удк 637. 5
Изучение дисциплины базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении естественно научных, общепрофессиональных...

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков. Форма проведения урока. Урок-практикум. Интегрируемые предметы: химия, биология. Темы интегрируемых предметов: химия «Загрязнение окружающей среды» iconУчебно-методический комплекс «Аналитическая химия биологических объектов...
«Химия», магистерская программа «Фармакохимия биологически активных веществ». В состав умк включены: программа курса лекций, структура...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск