Министерство образования РС (Я)
МО «Эвено – Бытантайский национальный улус»
Региональное отделение Малой академии наук РС(Я) Комплексная научно-исследовательская экспедиция школьников
Эвено-Бытантайского национального улуса
“По просторам Бытантая”
Батагай – Алыта, 2016
Авторы проекта: творческие группы участников семинара-практикума «Организация и проведения научно-исследовательских экспедиций школьников» (педагоги и учителя МБОУДОД УДЦ, МБОУ ССОШ, МБОУ КСОШ, МБОУ ДСОШ, Эвено-Бытантайского национального улуса).
Участники проекта: учащиеся, педагоги, родители, социальные партнеры.
Направление деятельности, специфика содержания программы:
Трудовое, спортивно-оздоровительное, эколого-познавательное, историко – культурное, художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное.
Срок проведения экспедиции, кол-во участников:
Май-август , 15-20 детей, руководители, врач
Актуальность проекта
Создание историко – краеведческой экспедиции по улусу является одним из приоритетных направлений инновационного проекта, который координируется региональным отделениям МАН.
Историко - краеведческая экспедиция – это то место, где учащиеся смогут увидеть все эти проблемы путем сравнения качества природной среды вдали от населенных пунктов (по маршруту экспедиции) и в черте улуса, освоив методы исследований воды, почвы, воздуха, флоры и фауны, исторических мест, древних поселений человека.
В данное время история и краеведение нашего улуса изучены недостаточно. В связи с этим, возникают трудности у учащихся при изучении истории и краеведения родного улуса во время исследовательской работы.
Цель проекта:
приобщить детей к туристическо-исследовательской деятельности, через создание историко-географического маршрута для изучения родного края и развитие интереса, расширения знаний у учащихся при изучении истории, культуры и природы нашего улуса.
Задачи:
Изучить географическую карту Эвено-Бытантайского национального улуса;
Разработать передвижение маршрутов экспедиции;
Изучить историю, географическую особенность местности на маршруте;
Изучить видовое разнообразие и экологию флоры и фауны маршрута;
Изучить топонимы и гидронимы намеченных мест;
Оформить разработку собранного материала и разработать исследовательскую работу;
защита научно-исследовательских работ на научно-практической конференции НОУ
Гипотеза
Комплексная научно-исследовательская экспедиция школьников улуса будет формировать жизненные компетенции учащихся путем приобщения к духовно-нравственным и культурным ценностям.
если:
- создать собственную учебно-производственную базу, лабораторию и организовать условия для научно-исследовательской деятельности;
- создать профильные классы и ввести углубленное изучение предметов естественных наук;
- осуществить сотрудничество с предприятиями и институтами;
консолидировать усилия местного сообщества и социума в организации экспедиции
- создать учебное пособие по курсу: «Мой родной край» и «Северное животноводство»
Проектная идея
Воспитание хозяина земли через духовно-нравственные, культурные ценности.
Организация и проведение летней историко-краеведческой экспедиции по маршруту: По итогам научно-исследовательских работ учащихся историко-краеведческой экспедиции запланирован публичный отчет в начале учебного года, издание собранных материалов в виде пособий, а также участие на научно-практических конференциях.
Маршруты
| Рабочий план
| Маршрут №1
|
| Картографирование местности, физико-географическая характеристика местности
Изучение видового разнообразия сосудистых растений, дендрофлоры (составление геоботанических описаний, изучение популяций растений)
Изучение беспозвоночных и позвоночных животных (энтомология, ихтиология, орнитология)
Составление гербария и сбор лекарственных растений
Исследование гидрохимического состава озер и рек
Исследование типов, состава почв местности
Изучение топонимики местности
Проведение этнографических исследований исторической местности и.т.д.
| Маршрут №2
|
| Маршрут №3
|
| Научная новизна:
Организация комплексной научно – исследовательской экспедиции школьников.
Рабочий план:
Маршрут
| Год
реализации
| Саккырыр
| Кустур
| Джаргалах
| Маршрут №1
| 1 год
| «Омукчаан» (1 км), Орукулаах (2 км), Ис Сыьыы (1,5 км), Урэх «Саккырыыр» (3 км), «Хапчагай» (3 км), «Топпо» (1 км)
| «Торбосчут», «ЛТО», «Халдьаайылаах», «Бур5ас», «Дьаарбас»
| «Тирэх» «Соьо» (Кыьыл таас), «Сатара», «Дьараанкы»
| Маршрут №2
| 2 год
| Чай уруйэ (10 км), Аччыгый урэх (15 км), Бытантай (20 км)
Таала – Тумса (10 км)
| «Кумах сыьыы», «Бадарааннаах», «Мандыйа»
| «Ньаптал5ан», «Аалынар», «Ааныска ото5о»
| Маршрут №3
| 3 год
| «Чаалай», «Эмэндэрээн»,
| «Уьуктаах», «Эмэндэрээн»
| «Дружба хайата», «Халыгырас» «Кимпиччэ»,
| 1 подпроект: Историко-культурное наследие «Возродим свой край»
Цель: сохранение и возрождение традиционной культуры и быта жителей устья реки Бытантай.
Задачи:
- Формирование гражданской позиции учащихся, воспитание любви к малой родине, уважать традиции, обычаи своего народа.
-Изучение исторических мест;
- «Участие учащихся в Общероссийских, Республиканских, и региональных конференциях, а также мероприятиях, с целью развития культурного общения, сохранения истории, изучения прошлого своего улуса;
- Участие научных руководителей в Республиканских, и региональных семинарах по охране и использованию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) с целью выявления проблем и опыта в работе по сохранению культурного наследия;
- «Проведение разведочных мини-археологических работ в Эвено – Бытантайском улусе» с целью обследования, выявления, определения количественного и качественного состава памятников истории и культуры на территории улуса.
2 подпроект: Естественно-экологический отряд «Юные экологи-краеведы»
Цель: Создание благоприятных условий для формирования экологически грамотной личности, понимающей ответственность за сохранение природного и культурного наследия родного края и имеющей активную жизненную позицию.
Задачи:
- Изучение видового разнообразия и проведение паспортизации, описи видового состава дендрофлоры, сосудистых растений местности, беспозвоночных и позвоночных животных;
- Составление гербария и заготовка сырья из лекарственных растений;
- Исследование гидрохимического состава и выявление загрязнения озер и рек;
проведение мини-археологических раскопок и полевых экспедиций;
- Изучение эндемиков, в наименее нетронутых хозяйственной деятельностью человека уголков Эвено – Бытантайского улуса;
- Изучение состава и структуры земной коры, исследование горных пород, минералов и других материалов;
- Расшифровка данных, полученных в результате исследований, и подготовка отчетов, карт, графиков и диаграмм;
- Провести лабораторные исследования собранных образцов;
План работы на календарный год:
Подготовительный этап (март-апрель-май 2016)
Составление карты маршрутов
Изучение исследуемой флоры и фауны маршрутов
Составление методических пособий для изучения фауны и флоры
Проведение семинаров и круглых столов для руководителей групп
Основной этап (май-июнь-июль)
Проведение исследований по изучению маршрутов
Составление , анализ результатов исследований
Заключительный этап (сентябрь- октябрь-ноябрь)
Участие в НПК
Составление методических, раздаточных материалов
Этапы проекта
1 этап – «подготовительный»: (сроки этапа – март, апрель, май).
- Разработка проекта деятельности экспедиции;
- Создается творческая группа по его реализации;
- Составление необходимой документации для деятельности экспедиции (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.);
- Подготовка методического материала для работников экспедиции;
- Отбор кадров для работы экспедиции;
- Выявление недостатков в организации экспедиции;
- Определение перспективных путей развития МАН;
- Разрабатывать маршрут;
- Подготовка оборудования для исследований документальной кино- и фотосъемки
2 этап – «основной»:
(сроки этапа - июнь, июль,август) .
-Организуется встреча с работниками служб охраняемых природных территорий улуса;
- Нанесение маршрута экспедиции на карту, включая радиальные выходы.
- Ведение полевого дневника;
- Распределение по тематическим направлениям среди участников;
- Изучение видового разнообразия и проведение паспортизации, описи видового состава дендрофлоры, сосудистых растений местности, беспозвоночных и позвоночных животных;
- Составление гербария и заготовка сырья из лекарственных растений;
- Исследование гидрохимического состава и выявление загрязнения озер и рек;
- Проведение мини-археологических раскопок и полевых экспедиций;
расшифровка данных, полученных в результате исследований, и подготовка отчетов, карт, графиков и диаграмм;
- Провести лабораторные исследования собранных образцов;
- Материалы экспедиции оформлять в виде исследовательских работ, рефератов, докладов, гербариев, коллекций и учебных пособий по курсу «Мой родной край» и «Северное животноводство»
- Изучение видового разнообразия и проведение паспортизации, описи видового состава дендрофлоры, сосудистых растений местности, беспозвоночных и позвоночных животных;
- Составление гербария и заготовка сырья из лекарственных растений;
- Исследование гидрохимического состава и выявление загрязнения озер и рек;
Проведение мини-археологических раскопок и полевых экспедиций;
- Изучение эндемиков, в наименее нетронутых хозяйственной деятельностью человека уголков Эвено – Бытантайского улуса;
- Изучение состава и структуры земной коры, исследование горных пород, минералов и других материалов;
- Расшифровка данных, полученных в результате исследований, и подготовка отчетов, карт, графиков и диаграмм;
- Провести лабораторные исследования собранных образцов;
- Материалы экспедиции оформлять в виде исследовательских работ, рефератов, докладов, гербариев, коллекций и учебных пособий по курсу «Мой родной край» и «Северное животноводство»
3 этап – «аналитический»
(сроки этапа – сентябрь-октябрь-ноябрь).
-Осуществляется подведение промежуточных итогов работы;
- Обработка собранных материалов, анализ полученных данных и проведенной работы.
- Проводятся контрольные диагностические мероприятия;
обработка всех полученных данных;
-Проведение анализа полученных результатов;
- Соотношение полученных результатов с поставленными целями;
- Оформление и описание хода результатов реализации программы;
- Готовится и проводится творческий отчет учащихся;
- Выпуск пособия по итогам экспедиции;
Механизмы реализации:
Направления
| Задачи
| Мероприятия
| Форма и методы
| Историко-культурная наследия «Возродим свой край»
| -Сохранение исторических мест;
- Создание условий для организации досуга жителей улуса;
- Привлечение туристов на исторические места Эвено – Бытантайского улуса;
- Воспитание чувства патриотизма и гордости за свою малую родину среди жителей Эвено – Бытантайского улуса;
- Публикация буклетов, материалов по развитию деятельности историко-культурная наследии «Возродим свой край» с целью повышения авторитета и пропаганды родного улуса;
-«Проведение разведочных мини археологических работ в Эвено – Бытантайском улусе» с целью обследования, выявления, определения количественного и качественного состава памятников истории и культуры на территории улуса.
| -проведение разведочных археологических работ в улусе.
- «Летопись родного края» - изучение истории и природы своей местности.
- выставки, ярмарки, экскурсии;
- конкурс проектов
-НПК;
- участие в Республиканских, и региональных семинарах по охране и использованию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
- археологические раскопки;
- создать летнюю базу; Базу для туристов;
- организовать краеведческий музей «Родной мой край»;
- Издание буклета по историко – культурному наследию.
| - Презентация, рисунки, сочинения, доклады, альбомы.
- выставка фотографий и рисунков, доклады, информационные листы, презентации, создания слайдов.
-создание учебной базы.
|
Естественно-экологический отряд «Юные экологи-краеведы»
| -изучение видового разнообразия и проведение паспортизации, описи видового состава дендрофлоры, сосудистых растений местности, беспозвоночных и позвоночных животных;
-Составление гербария и заготовка сырья из лекарственных растений;
-исследование гидрохимического состава и выявление загрязнения озер и рек;
-проведение мини-археологических раскопок и полевых экспедиций;
-изучение эндемиков, в наименее нетронутых хозяйственной деятельностью человека уголков Эвено – Бытантайского улуса;
-изучение состава и структуры земной коры, исследование горных пород, минералов и других материалов;
-расшифровка данных, полученных в результате исследований, и подготовка отчетов, карт, графиков и диаграмм;
-провести лабораторные исследования собранных образцов;
-материалы экспедиции оформлять в виде исследовательских работ, рефератов, докладов, гербариев, коллекций и учебных пособий по курсу «Мой родной край» и «Северное животноводство»
| -проведение разведочных работ в улусе;
выставки, ярмарки, экскурсии;
- конкурс проектов
-НПК;
- участие в Республиканских, и региональных семинарах;
- Издание буклета;
-Экологическая декада, дискуссии,
-конкурс рисунков «Роль растений в жизни человека»,
-конкурс экологических учебно-исследовательской проектов «Исследователи природы»,
- конкурс проектов «Как улучшить экологию села», - диспут «Надо ли охранять поверхность земли»,
- акция «Чистота вокруг нас» и др.
| - Презентация, рисунки, сочинения, доклады, альбомы.
- выставка фотографий, прикладных искусств и рисунков, доклады, информационные листы, презентации, создания слайдов.
| Ожидаемые результаты экспедиции:
-У участников экспедиций формируются бережное отношение к историческим ценностям, природе, ответственность за совершаемые действия, активная гражданская позиция, навык здорового образа жизни.
- Осуществление контроля за соблюдением пользователями (собственниками) правил использования памятника истории и культуры в соответствии с действующим законодательством об охране объектов культурного наследия.
- Развитие культурного общения, сохранение местной истории, изучение прошлого своего села. Привлечение, поддержка и поощрение энтузиастов, внесших вклад в развитие и сохранение историко-культурного наследия.
- Привлечение посетителей в историко-культурный краеведческий музей
- Обследование территорий улуса с целью выявления, определения количественного и качественного состава памятников истории и культуры.
- Возрождение и пропаганда народных традиций и обычаев улуса.
- Будет установлена связь с высшими и средними профессиональными учебными заведениями;
- Образовательный процесс будет тесно связан с этнокультурным наследием;
- Внедрение эффективных форм организации экспедиции, оздоровления и занятости детей.
- Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве экспедиции;
- Развитие творческой активности каждого ребёнка.
- Укрепление связей между разновозрастными группами детей.
Модель выпускника:
- имеет сформированную мотивацию к жизненному и профессиональному самоопределению;
- владеет навыками исследовательской и трудовой деятельности в сфере историко-краеведческого, эколого-химического направлений;
- всесторонне развитая, компетентная, конкурентноспособная личность;
- патриот, хозяин земли с духовно-нравственными, культурными ценностями
СМЕТА РАСХОДОВ
организации комплексной научно-исследовательской экспедиции
№
| Наименование
| Ед.
| Количество
| Стоимость
| Сумма
| 1
| Лодка Golfstream CD 330(А) (зеленая), ПВХ | шт
| 1
| 49 000
| 49 000
| 2
| Спутниковый телефон Telit Sat 550, комплектующие
| шт
| 1
| 55 000
| 55 000
| 3
| Навигационный приемник GARMIN eTrex 10 | шт
| 1
| 10 500
| 10 500
| 4
| Печь переносная походная обогреваемая ELEKON POWER PG3B 1,0кВт на сж. газе | шт
| 4
| 4 900
| 19 600
| 5
| Печка пошехонская средняя с экраном
| шт
| 1
| 9 900
| 9 900
| 6
| Плита газовая портативная SOLARIS в кейсе
| шт
| 1
| 3 500
| 3 500
| 7
| Баллон газовый TOURIST-220г | шт
| 20
| 150
| 3 000
| 8
| Палатка утепленная Holiday EASY ICE 210х210 жел. Н-10461
| шт
| 4
| 8 500
| 34 000
| 9
| Спальник Рокот РО-4А 200 см. (Подклад, Синий) | шт
| 12
| 2 300
| 27 600
| 10
| Коврик туристический утепленный Лотос куб 210х210
| шт
| 12
| 2 800
| 33 600
| 11
| Веревка-фал капроновый
| м
| 100
| 20
| 2 000
| 12
| Веревка-фал полиамидный
| м
| 100
| 30
| 3 000
| 13
| Прожектор ручной LANCE, 140 мм SL1404EXP | шт
| 1
| 6 500
| 6 500
| 14
| Фонарь аккум. NISHICA NS-9494 3,5 млн. свеч. лам | шт
| 4
| 600
| 2 400
|
| Итого: |
|
|
| 259 600
|
| Всего за доставку по маршруту Якутск-Саккырыр | кг
| 193
| 180
| 34 740
|
|
Всего по смете: |
|
|
| 294 340
| |