Урок по теме: «Алюминий»




Скачать 162.63 Kb.
НазваниеУрок по теме: «Алюминий»
ТипУрок
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение – Средняя общеобразовательная школа №2 г. Можайска

Открытый урок по теме: «Алюминий»

Подготовила: учитель химии

Буланкова А.С.

2016 г.

Цели и задачи урока:

  • образовательная – выявление и оценка степени овладения системой знаний и комплексом навыков и умений об элементах II А группы и их соединениях, готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике, позволяющие обеспечить обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса.

  • развивающая – развивать критическое мышление, самостоятельность и способность к рефлексии, обеспечение системности учения

  • воспитательная – воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.

Тип урока: изучение нового материала и применение знаний по теме.

Оборудование: предметы (алюминиевая проволока, алюминиевая фольга), реактивы (раствор соляной кислоты, серной кислоты); коллекция «Природные соединения алюминия», компьютер, проектор, экран, доска.

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания

Решение цепочки превращений у доски

MgCl2→ Mg(OH)2→ MgO →MgSO4 →Mg(NO3)2

Я читаю, а вы внимательно слушаете, и записываете к каждому заданию ответ («да» или «нет»):

1) Щелочноземельные металлы расположены в I A группе.

2) К щелочноземельным металлам не относится Са.

3) Щелочноземельные металлы встречаются в природе в свободном виде.

4) Оксиды щелочноземельных металлов твердые белые вещества.

5) Верно ли записано уравнение реакции

Са + О2→2СаО

6) Верно ли записано уравнение реакции

Ва + Н2О→Ва(ОН)2

7) Гидроксиды щелочноземельных металлов относят к щелочам.

8) СаО – негашеная известь

Са(ОН)2 – гашеная известь

9) Галогениды щелочноземельных металлов – белые кристаллические вещества, большинство из них растворимо в воде.

10) Напишите уравнение реакции получения гашеной извести из оксида кальция


2. Изучение новой темы

Сообщение ученика: Этот элемент сразу после его открытия привлек химиков своей красотой и легкостью. Внешне походит на серебро, примерно в три раза легче железа и меди. Он очень пластичен: его можно прокатать в тонкую фольгу, сделать тончайшие украшения , придать нужную Вот только прочность чистого металла невелика, но в виде сплавов с другими металлами он заметно «крепчает». Уже созданы сплавы данного элемента с прочностью в 10 раз выше, чем у стали.
Первоначально из-за несовершенного способа получения был необычайно дорог – почти в 10 раз дороже золота. Первые украшения и изделия из него были доступны только очень богатым людям.  Император Наполеон III заменил серебряную посуду в своем дворце на более дорогую и редкостную, изготовленную из данного металла. Так, не ведая того, французский император заглянул в XX в., когда посуда из этого металла стала обычной в любом доме. В знак признания выдающихся заслуг Д.И.Менделеева в Великобритании ему был преподнесен подарок – весы, одна чаша которых была сделана из золота, а другая – из этого химического элемента.
На балах знатные дамы во времена Наполеона III нередко щеголяли ювелирными украшениями, изготовленными из этого элемента.



Тема урока «Алюминий»

План изучения алюминия: 

  • Положение алюминия в периодической системе химических элементов 
    Д.И. Менделеева. Строение атома алюминия.

  • Распространение и роль алюминия в природе.

  • Физические свойства алюминия.

  • Химические свойства алюминия.

  • Применение алюминия

  1. Положение в П.С. и строение атома (Приложение 1)

  2. Распространение и роль алюминия в природе.

Учитель: Алюминий по распространенности в природе среди всех элементов занимает 3 место. На его долю приходится 8,13% от массы земной коры.
В природе встречается только в виде соединений.
В основном он сосредоточен  в минералах, называемых алюмосиликатами.  К их числу относятся как обыкновенные глины и слюда, так и замечательные драгоценные камни, такие как гранат, берилл, топаз.
Важнейшими минералами алюминия, имеющими промышленное значение являются бокситы (Al2O3 .H2O), криолит (Na3AlF6) и др.

Учитель: Как вы думаете, какой алюминий металл: активный или неактивный?

Ответы могут быть разные: из своего жизненного опыта ребята отвечают, что это неактивный металл (в посуде из алюминия готовят пищу, алюминиевые провода не реагируют с водой), другие делают предположение об активности алюминия, так как он находится в электрохимическом ряду напряжения металлов сразу после активных металлов.

Учитель: Чтобы правильно ответить на вопрос, опишите свойства алюминия.

  1. Физические свойства алюминия.

Выполните лабораторный опыт.

ЛО:  Рассмотрите образцы алюминиевой фольги и проволоки. Несколько раз согните и разогните проволоку. О каком свойстве алюминия позволяют судить эти действия? Поцарапайте поверхностную оксидную пленку на проволоке. Что вы наблюдаете?
Опишите физические свойства алюминия, используя наблюдения по плану (Приложение 2).

Слайд

Физические свойства: блестящий металл серебристого цвета, легкий, http://festival.1september.ru/articles/615917/img2.jpg = 2700 кг/м3, tпл = 660°C , высокопластичный, характеризуется высокой электро- и теплопроводностью.

Учитель: На поверхности алюминия тонкая и прочная, но отслаивающаяся при механическом воздействии (сгибании-разгибании) пленка. Ее толщина всего 0,00001 мм, но она надежно защищает металл от атмосферных воздействий, обеспечивая высокую коррозионную устойчивость. Просмотр видеофрагмента 

https://yandex.ru/video/search?filmId=k77WLxIUUXI&text=%D0%BE%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%B0%D0%BB%D1%8E%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Можно уже сделать вывод об активности алюминия? (Нет). Рассмотрим химические свойства алюминия, так как знание только физических свойств не позволяет судить об активности алюминия.

  1. Химические свойства алюминия

  1. Взаимодействует с простыми веществами: кислородом, галогенами, азотом, углеродом (Слайд 13).
    Сущность процессов выражается уравнениями (записи в тетрадь):

Выполнение демонстрационного опыта ( « Взаимодействие алюминия с кислородом воздуха») – бенгальские огни

Взаимодействие алюминия с йодом https://yandex.ru/video/search?filmId=RbBnhRcPUXI&text=%E2%80%A2%09%D0%92%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5%20%D0%B0%D0%BB%D1%8E%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%81%20%D0%B8%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BC%20

  • Взаимодействует со сложными веществами (записи в тетради): (Слайд 14).

1. Взаимодействие с водой

Взаимодействие алюминия с водой. Просмотр видеофрагмента http://my.mail.ru/mail/ntl0000/video/29154/31133.html?time=10&from=videoplayer


Сущность процесса выражается уравнением (записи в тетрадь):

2Al + 6H2O =2Al(OH)3 + 3H2

  1. Взаимодействие с кислотами

ЛО

Алюминий реагирует с соляной и разбавленной серной кислотами

2Al + 3H2SO4 =2Al2(SO4)3 + 3H2

Но не взаимодействует при нормальных условиях с очень разбавленными и концентрированными растворами азотной кислоты (пассивируется).

  1. После удаления оксидной пленки алюминий активно взаимодействует со щелочами, образуя комплексные соединения (гексагидроксоалюминаты).

Просмотр видеофрагмента «Взаимодействие алюминия со щелочью и водой»

https://yandex.ru/video/search?filmId=dmB_UQ8nUXI&text=%D0%92%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5%20%D0%B0%D0%BB%D1%8E%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%81%D0%BE%20%D1%89%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%87%D1%8C%D1%8E%20%D0%B8%20%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B9

Сущность процесса взаимодействия алюминия со щелочью можно выразить следующим уравнением реакции:

2Al + 6NaOH + 6H2O = 2Na3[Al(OH)6] + 3H2
                                    гексагидроксоалюминат
                                   натрия

2Al0 + 6OH- + 6H2O = 2Na3[Al(OH)6]3- + 3H2

4. Взаимодействие с оксидами металлов – алюмотермия (алюминотермия)

Вследствие высокого сродства алюминия к кислороду этот металл способен восстанавливать многие  другие металлы  (вольфрам, ванадий,железо):

Fe2O3 + 2Al = 2Fe + Al2O3

Просмотр «Получение железа алюминотермией»

https://yandex.ru/video/search?filmId=-egcU_AXUXI&text=%D0%90%D0%BB%D1%8E%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%8F

  1. Применение алюминия

Выступление учащегося. Сообщение о применении алюминия.



  1. Закрепление (тест)


Тест

Вариант 1.

  1. Сколько электронов у атома алюминия на внешнем уровне?

А-3

Б-8

В-2

Г-1

  1. Алюминий – это металл…

А-белого цвета

Б- серебристо – белый

В-темный

Г-серый

  1. Алюминий, как простое вещество, реагируя с кислотами и щелочами, проявляет свойства:

А-кислотные

Б-основные

В-амфотерные

Г- восстановительные

  1. Применение в какой отрасли промышленности позволяет назвать алюминий «крылатым металлом»?

А-судостроительный

Б-машиностроительный

В-самолетостроительной

Г-электрической

  1. Алюминий не реагирует при обычных условиях:

А-с щелочами

Б-с соляной кислотой

В- с концентрированной азотной кислотой

Г- с кислородом.

Вариант 2.

  1. Степень окисления у алюминия в соединениях равна:

А - +1

Б - +3

В - +2

Г - +6

  1. Какое свойство алюминия позволяет прокатывать его в алюминиевую фольгу?

А-металлический блеск

Б-электропроводность

В-теплопроводность

Г-пластичность

  1. В обычном состоянии поверхность алюминия покрыта:

А-оксидной пленкой

Б- защитным слоем

В- кислотами

Г-разными веществами

  1. Способность проводить электрический току позволяет использовать алюминий при изготовлении:

А-зеркал

Б-столовых принадлежностей

В-электрических проводов

Г-корпусов судов

  1. Алюминий не реагирует при обычных условиях:

А- с щелочами

Б-с соляной кислотой

В-с водой

Г- с кислородом.

Ответы к тесту:

ВАРИАНТ 1 1-А; 2-Б; 3-В; 4-В; 5-В

ВАРИАНТ 2 1-Б; 2-Г; 3- А; 4-В; 5-В

3.Домашнее задание

Параграф 14 упражнение №4 в тетради



Биологическое значение алюминия.

Алюминий в небольших количествах необходим для организма, и особенно для костной ткани. В сутки допустимая концентрация поступления алюминия в организм человека 50 мг. Пищевые источники алюминия поступает при варке в алюминиевой посуде.

Алюминий содержится в чае, моркови, плавленых сырах, некоторые принимают лекарственные препараты содержащие гидроксид алюминия (альмагель, ренни, гастал). Все антиспиранты в своем составе содержат ту или иную соль алюминия, бумажные полотенца, а также продукты контактирующие с алюминиевой фольгой, запыленный воздух.

Однако повышенное содержание алюминия в крови вызывает возбуждение центральной нервной системы, а пониженное – торможение. При избытке алюминия нарушается минеральный обмен, двигательная активность, возможны судороги, ослабление памяти, урологические расстройства, заболевания печени и почек.

   Высокое содержание алюминия обнаружено в клетках головного мозга у людей, страдающих болезнью Альцгеймера (старческое слабоумие).

Алюминий и здоровье человека.

Содержание алюминия в организме человека (масса тела 70 кг) составляет 61 мг. Он находится во всех органах и тканях. Но больше всего его в печени, легких, костях и головном мозге. В растительных организмах его содержание выше, чем в животных.

Биологическая роль алюминия.

• Принимает участие в построении эпителиальной и соединительной тканей.

• Участвует в процессе регенерации костной ткани.

• Оказывает активирующее или ингибирующее действие на реакционную способность пищеварительных ферментов (в зависимости от концентрации в организме).

• Участвует в обмене фосфора.

Источники поступления алюминия

в организм человека.

В быту часто используют алюминиевую посуду. Алюминиевая посуда делится на легкую (с толщиной дна 1,5 мм), среднюю (2 мм) и тяжелую (2,5 мм) и изготавливается из чистого алюминия или дюралюминия (сплав с магнием). При приготовлении пищи в такой посуде содержание алюминия в пищевых продуктах увеличивается вдвое, т.к. частички алюминия «соскребаются» со стенок кастрюли, и постепенно в организм поступает немалое количество алюминия. Поэтому использовать такую посуду не рекомендуется. Ее применение еще чревато и тем, что алюминий служит катализатором при превращении нитратов в нитриты. Ну а если все-таки вы готовите пищу в алюминиевой посуде, необходимо помнить некоторые правила.

Реакция организма на избыток алюминия.

Повышенное содержание алюминия в крови вызывает возбуждение центральной нервной системы, а пониженное – торможение. При его избытке нарушается минеральный обмен. Поскольку алюминий обладает нейротоксическим действием, то при избытке нарушается двигательная активность, возможны судороги, ослабление памяти, нарушение психомоторных реакций у детей, неврологические расстройства, заболевания печени и почек. Высокое содержание алюминия обнаружено в клетках головного мозга у людей, страдающих болезнью Альцгеймера (старческое слабоумие). Избыток алюминия накапливается в волосах. Его токсическая доза 5 г.

Правила пользования алюминиевой посудой

• В такой посуде нельзя хранить кислую капусту или огурцы в рассоле, кислое молоко, соленую рыбу, блюда из картофеля: длительное воздействие кислот и щелочей разрушает оксидную пленку на алюминии, и металл проникает в пищу.

 • Не следует варить в алюминиевой посуде неочищенный картофель, от этого посуда темнеет. При чистке алюминиевой посуды удаляется пленка оксида алюминия, которую нежелательно разрушать. Поэтому лучше пользоваться моющим средством, не содержащим абразивных частиц, например водой с мылом.

• Если на алюминиевой посуде появились пятна от пригоревшей пищи, то для их удаления рекомендуется протереть посуду только что разрезанным яблоком или вскипятить в ней воду с луком.

• Не стоит увлекаться блюдами, запеченными в фольге; не рекомендуется хранить в ней продукты.

Сообщение:

 Этот элемент сразу после его открытия привлек химиков своей красотой и легкостью. Внешне походит на серебро, примерно в три раза легче железа и меди. Он очень пластичен: его можно прокатать в тонкую фольгу, сделать тончайшие украшения ,  придать нужную форму . Вот только прочность чистого металла невелика, но в виде сплавов с другими металлами он заметно «крепчает». Уже созданы сплавы данного элемента с прочностью в 10 раз выше, чем у стали.
Первоначально из-за несовершенного способа получения был необычайно дорог – почти в 10 раз дороже золота. Первые украшения и изделия из него были доступны только очень богатым людям.  Император Наполеон III заменил серебряную посуду в своем дворце на более дорогую и редкостную, изготовленную из данного металла. Так, не ведая того, французский император заглянул в XX в., когда посуда из этого металла стала обычной в любом доме. В знак признания выдающихся заслуг Д.И.Менделеева в Великобритании ему был преподнесен подарок – весы, одна чаша которых была сделана из золота, а другая – из этого химического элемента.
На балах знатные дамы во времена Наполеона III нередко щеголяли ювелирными украшениями, изготовленными из этого элемента.

Приложение 1


Задание: Используя периодическую систему и предложенный план , заполните таблицу:

Характеристика алюминия как химического элемента

  1. Схема распределения электронов Al + ﴿ ﴿ ﴿

  2. Электронная формула алюминия:
    1
    s2 2s2 2p6 3s2 3p6

  3. Положение в периодической системе:
    порядковый номер _____, период ___группа ________,
    подгруппа _____________

  4. Относительная атомная масса ____________

  5. Число энергетических уровней в атоме _______

  6. Заряд ядра атома ______

  7. Степени окисления _________

  8. Алюминий металл неметалл (нужное подчеркнуть)

  9. Формула оксида и его характер _________________________________

  10. Формула гидроксида и его характер _____________________________





Приложение 2


Задание: Используя предложенный план, охарактеризуйте физические свойства алюминия.

План характеристики физических свойств алюминия: 

  • Агрегатное состояние.

  • Цвет.

  • Плотность вещества ( по справочным данным  http://festival.1september.ru/articles/615917/img2.jpg = 2700 кг/м3)

  • Температура плавления. (по справочным данным tпл = 660°C)

  • Пластичность.

  • Теплопроводность, электропроводность.


Ответы записать в тетрадь

Приложение 3 (ДЛЯ 1 ВАРИАНТА)


Инструкции по выполнению лабораторной работы.

Цель: Изучить отношение алюминия к соляной кислоте.

Правила работы с кислотами: Соблюдай осторожность при работе с кислотами. В случае попадания на кожу – промой водой!

Опыт 1. В пробирку положите1 гранулу алюминия и прилейте 2-3 мл раствора соляной кислоты.

  1. Что наблюдаете?

  2. Запишите уравнение реакции: Al+ HCI

  3. Сделайте вывод о свойствах алюминия.

Ответ начните с цели исследования, далее скажите о своих наблюдениях и сделайте вывод: взаимодействует алюминий с соляной кислотой или нет.

Приложение 4 (ДЛЯ 2 ВАРИАНТА)


Инструкции по выполнению лабораторной работы.

Цель: Изучить отношение алюминия к серной кислоте.

Правила работы с кислотами: Соблюдай осторожность при работе с кислотами. В случае попадания на кожу – промой водой!

Опыт 1. В пробирку положите1 гранулу алюминия и прилейте 2-3 мл раствора серной кислоты.

  1. Что наблюдаете?

  2. Запишите уравнение реакции: Al+ H2SO4

  3. Сделайте вывод о свойствах алюминия.

Ответ начните с цели исследования, далее скажите о своих наблюдениях и сделайте вывод: взаимодействует алюминий с соляной кислотой или нет.

Применение алюминия
Благодаря легкости и прочности, алюминий и его сплавы применяют в самолёто – и ракетостроении (алюминий называют крылатым металлом), строительстве судов и автомобилей; в строительстве – для изготовления оконных рам и дверей; лёгкость и хорошая проводимость алюминия используется при изготовлении электрических проводов для линии электропередач. Теплопроводность и не ядовитость важны при изготовлении алюминиевой посуды и фольги для хранения пищевых продуктов. Порошок алюминия является основой при изготовлении серебристой краски для защиты железных изделий от коррозии. Способность алюминия гореть на воздухе используется при приготовлении красочных фейерверков и изготовлении бенгальских огней.

Похожие:

Урок по теме: «Алюминий» iconУрок-исследование в 9 классе по теме «Алюминий и его соединения»
Урок такого типа является иллюстрацией педагогического опыта Евстигнеевой Людмилы Валентиновны по формированию навыков научного исследования...

Урок по теме: «Алюминий» iconУрок в 9 «а» классе по теме: «Алюминий и его соединения»
Форма организации учебной деятельности обучающихся: групповая, беседа, лабораторная работа

Урок по теме: «Алюминий» iconУрок по теме: «Литература оттепели»
Урок предназначен для 11 класса социально-гуманитарного профиля

Урок по теме: «Алюминий» iconУрок по теме «Белки»
Это урок изучения нового материала, форма его проведения семинар. Урок проводят учителя химии и биологии. В качестве девиза взяты...

Урок по теме: «Алюминий» iconУрок по теме «Свобода убеждений. Что такое светское государство»
Предлагаем краткое описание системы занятий по этой теме на внеклассных занятиях или в рамках курса обществознание 9 класс

Урок по теме: «Алюминий» iconКонспект уроков по теме "Алюминий"
Обучающая ознакомление с физическими и химическими свойствами алюминия, его оксида и гидроксида; доказательство их амфотерности

Урок по теме: «Алюминий» iconУрок на тему: «Наша Земля- магнит»
Этот урок урок над темой, урок мировоззренческий, урок философский. Я убеждена в том, что знания о среде своего обитания каждый образованный...

Урок по теме: «Алюминий» iconУрока в изучаемой теме : урок 4 по теме «Лилейные»
Оборудование: доска, экран, компьютер, проектор, схемы, карточки-задания, презентация «Дикорастущие лилейные. Ландыш», рабочая тетрадь,...

Урок по теме: «Алюминий» iconУрок английского языка по теме Looking

Урок по теме: «Алюминий» iconУрок 34. Возвратные местоимения Дата проведения: Цели: введение и...
Цели: введение и первичное закрепление грамматического материала по теме «Возвратные местоимения»; активизация лексических навыков...

Урок по теме: «Алюминий» iconУрок химии по теме: «Ядовитые сильнодействующие отравляющие вещества....
...

Урок по теме: «Алюминий» iconУрок по теме «Определение естественной радиоактивности растений»
Приобретение навыков проведения экспериментальных измерений и обработка полученных данных

Урок по теме: «Алюминий» iconКаменное царство
Место и роль урока в изучаемой теме: пятый урок по разделу «Преобразования в России. Человек и природа»

Урок по теме: «Алюминий» iconУрок Типы ясновидения Урок Тренинг по развитию ясновидения
Урок Простейшие способы задать вопрос и получить ответ из Информационного поля

Урок по теме: «Алюминий» iconУрок- семинар по русской литературе в 11 классе по теме: «Страницы жизни Максима Горького»
Оборудование: книжная иллюстрированная выставка, компьютерная презентация, аудио и видеозаписи

Урок по теме: «Алюминий» iconУрок дня Тема урока: Циклы в графике
Образовательные – повторение по теме Циклы; контроль за уровнем усвоения материала


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск