Уроки культуры здоровья




НазваниеУроки культуры здоровья
страница1/7
ТипУрок
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Урок
  1   2   3   4   5   6   7

А.Н. МАЮРОВ, Я.А. МАЮРОВ

НАРКОТИКИ.

ВРАГИ В ОБРАЗЕ ДРУГА

Учебное пособие для ученика и учителя




9 класс


УРОКИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ

ББК


Одобрено Федеральным агентством по образованию Министерства образования и науки РФ

Рецензенты: И.В. Бестужев-Лада, академик РАО

Д.В. Колесов, академик РАО

Т.И. Ермакова, канд. педагогических наук, директор Нижегородской гимназии № 2.

Маюров А.Н., Маюров Я.А.

Уроки культуры здоровья. Наркотики. Враги в образе друга. Учебное пособие для ученика и учителя. 8 класс. – Ростов-на-Дону, 2012. - 127 с.

ISBN

Учебное пособие «Наркотики. Враги в образе друга» продолжает серию учебных пособий «Уроки культуры здоровья», содержащих разработки уроков по культуре трезвости и здоровья для учащихся 8 класса. В нем рассматриваются такие темы, как: «Что такое наркотики и наркомания»; «История наркотизма»; «Токсикомания»; «Развитие зависимости»; «Наркотики и закон» и др.

Пособие можно использовать в процессе учебной деятельности, а также во внеклассной работе, для проведения классных часов, факультативных занятий, родительских собраний, летнего оздоровительного отдыха.

ББК

Учебное пособие удостоено педагогической награды России – медали Януша Корчака

ISBN

© Маюров А.Н., Маюров Я.А., 2012




Глава 1

Что такое наркотики и наркомания?



На этом уроке ты:

  • убеждаешься в важности знания ряда понятий в области наркотизма;

  • задумываешься о системе втягивания подростка в наркоманию;

  • учишься отвечать на вопросы друзей и выдвигать свои аргументы против наркотиков.



Основные понятия темы:

  • галлюцинация;

  • деградация;

  • деменция;

  • депрессия;

  • иллюзия;

  • интоксикация;

  • суицид.


ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ - ощущение, восприятие, возникающее без наличия соответствующего реального объекта и сопровождающееся уверенностью, что данный объект в данное время действительно существует и воспринимается.

ДЕГРАДАЦИЯ - обратное развитие, постепенное снижение, ослабление каких-либо свойств.

ДЕМЕНЦИЯ - возникшие в результате болезни, снижение интеллекта, памяти и других сторон психической деятельности.

ДЕПРЕССИЯ - пониженное, мрачное, подавленное настроение.

ИЛЛЮЗИЯ - наличие искаженного восприятия реального объекта.

ИНТОКСИКАЦИЯ - отравление организма в результате накопления ядовитых веществ.


СУИЦИД - самоубийство. Суицидальные мысли часто возникают у наркоманов, иногда они совершают и попытки уйти из жизни.

Пометки на полях
Единственно верный способ не стать наркоманом – это не пробовать наркотики никогда, ни одного раза.

Н. Исмуков.
Исмуков Николай Николаевич - русский врач, исследователь, публицист.
Тех же, кто с помощью наркотиков хочет познать рай на Земле, я огорчу: этот рай неминуемо обернется адом.

Известный

наркоман

Наркотики выбирают свои жертвы среди самой молодой части человечества. Однажды овладев молодыми, они ведут их одной дорогой к смерти.

Ж. Ширак.
Ширак, Жак (р. 1932) – бывший президент Франции.

Наркомания уже реально угрожает России потерей генофонда, самому существованию россиян как единого народа.

Из материалов слушания в Государственной Думе РФ, март 1998 года.


Что первое приходит на ум, когда при тебе произносят слово "наркотики"? Подумаешь ли ты прежде всего об "экстази" и героине? Или вспомнишь о ближайшей аптеке или больнице? Возможно, ты считаешь наркотиками спиртное и сигареты, а может быть, признаешь "настоящими" наркотиками только те, что запрещены законом.

Как сказано в толковом словаре, наркотики – это лекарственные вещества, однако само определение довольно расплывчато. Точнее было бы сказать, что наркотики – это химические вещества, которые изменяют настроение человека, его чувства, мысли, ощущения и поведение.

Некоторые вещества, способные вызывать опьянение (одурение), в список наркотиков не входят, например, отдельные снотворные препараты, клей "Момент", бензин и пр., Употребление их называется "токсикоманией", но с медицинской (не юридической) точки зрения от наркомании ничем не отличается. То же самое можно сказать о табаке, алкоголе и некоторых других веществах, употребление которых, к сожалению, является традиционным в отдельных человеческих сообществах.

Таким образом, наркотики бывают двух больших групп: легальные и нелегальные. Легальные мы рассмотрели на предшествующих уроках. В этой книге мы больше будем говорить о нелегальных наркотиках.

Существует разделение нелегальных наркотиков на следующие группы (учитывая распространенность тех или иных веществ в России в начале XXI века):

1. Производные конопли (наркотики, изготовленные из

конопли).

2. Опиатные наркотики (наркотики, изготовленные из мака или действующие сходным с ними образом).

3. Психостимуляторы (такие как кокаин, эфедрон, фенамин).

4. Галлюциногены (синтетические — ЛСД и природного происхождения - из грибов).

5. Снотворно-седативные препараты ("седативные" - значит успокаивающие).

6. ЛВНД - летучие вещества наркотического действия (бензин, клей "Момент" и пр.).

Давайте попробуем вначале ответить на следующие вопросы:

1. Метамфетамин помогает похудеть.

ВЕРНО/НЕВЕРНО

2. Эйфория от ЛСД может длиться до половины суток.

ВЕРНО/НЕВЕРНО

3. Введение любого наркотика в виде инъекций само по себе очень опасно.

ВЕРНО/НЕВЕРНО

4. Амфетамины успокаивают и помогают уснуть.

ВЕРНО/НЕВЕРНО

5 Употребление грибов-галлюциногенов запрещено законом.

ВЕРНО/НЕВЕРНО

6. Анаболические стероиды делают из мальчишек настоящих мужчин.

ВЕРНО/НЕВЕРНО

А теперь поразмышляем над ошибочными и верными ответами.

1. НЕВЕРНО. В 1960-е метамфетамины, обладающие свойством подавлять аппетит, врачи обычно прописывали в качестве средства для похудения, но, как оказалось, желание есть утихает лишь ненадолго, и как только действие препарата заканчивается, человек снова чувствует себя голодным, как волк.

2. ВЕРНО. Эйфория от ЛСД может продолжаться до половины суток, и если она началась, то ее не прервать. Возникает мощная зависимость от ЛСД.

3. ВЕРНО. Вводя наркотик в виде инъекции, наркоман рискует нажить накожные язвы и нарывы, заразиться ВИЧ или гепатитом С.

4. НЕВЕРНО. Амфетамины заставляют сердце биться быстрее и придают бодрость. Они обладают возбуждающим действием и не позволят уснуть, доже если вы очень устали.

5. ВЕРНО. Собирать и есть грибы-галлюциногены запрещено.

6. ВЕРНО И НЕВЕРНО. Анаболические стероиды содержат мужской половой гормон тестостерон. У женщин под воздействием стероидов появляются такие, мужские полевые признаки, как, например, рост волос на груди и лице, облысение головы и басовитый голос. У мужчин может произойти ровно обратное: развитие грудных желез и уменьшение яичек.

Факторы риска, способствующие употреблению наркотиков и токсических веществ подростками

В семье:

родители не контролируют поведение детей, их свободное время вне дома;

взрослые-члены семьи употребляют спиртное, наркотики, курят табак;

мать и отец конфликтуют между собой;

нет эмоциональной близости между членами семьи;

родители испытывают проблемы в воспитании детей;

имеется генетическая предрасположенность к употреблению наркотических и токсических веществ;

родителей не интересуют успехи детей в школе.

В школе:

преподаватели не уделяют достаточного внимания проблемам наркомании и токсикомании среди подростков;

учащиеся часто переходят из одной школы в другую;

школьники пропускают занятия без уважительной причины, остаются на второй год;

учителя потребляют алкоголь и курят;

существует недоброжелательный климат среди знакомых;

имеет место употребление спиртных изделий и наркотиков детьми в школе;

отмечаются проявления асоциального поведения в виде краж, бродяжничества;

подростки находятся под влиянием более старших товарищей, общаются в компании, употребляющей наркотики и алкоголь.

В обществе:

законы и общественные нормы не препятствуют употреблению алкогольных изделий, табака и наркотических веществ;

алкоголь, табак, наркотики и токсические вещества легко доступны и относительно дешевы;

неблагоприятный социально-экономический климат.

Личностные факторы:

желание следовать определенным образцам (например, быть "крутым парнем");

стремление быть взрослым и доказать свою независимость;

желание быть "плохим" в ответ на постоянное давление со стороны родителей: "Делай так, будь хорошим". Это может быть способом привлечения внимания к себе ("Я знаю, что они меня не любят, все время ругают, кричат");

любопытство ("Все надо попробовать");

безделье, неумение занять себя ("Было скучно, не знали, чем заняться").



В приобщении подростка к нелегальным наркотикам можно выделить пять этапов.

Материалы для учителя

Первый этап до 7 лет – дошкольный.

С молоком матери в растущий организм могут поступать психотропные вещества, что нередко приводит к задержке развития или к замедлению его темпа. Такие младенцы позже начинают сидеть, держать головку, стоять, ходить; в мышцах определяется гипертонус, искажается ритм сна.

Ребенок фиксирует внимание на ситуациях, связанных с приемом взрослыми психотропных веществ, хорошо различает поведение их в трезвом и пьяном состоянии. Начинают появляться игры, действия и поступки по типу подражания взрослым. Происходит воспроизведение образов любого наркоманического (включая табачное и алкогольное) содержания. Новое сочетание их и трансформация составляют основу пагубного воображения ребенка, материал для его фантазий.

Таким образом, формируется психологическая программа положительной настроенности на табак, алкоголь и другие наркотики.

Второй этап приобщения к психотропным веществам начинается примерно с 7 лет и длится до 12 лет, когда богатое детское воображение включает все большее число связей между образными представлениями и их эмоциональной окраской (приятный - неприятный, добрый - злой, привлекательный - противный). Именно на этот этап приходятся первые попытки употребления наркотиков и алкоголя, появляются первые понятия о "престижности" пребывания в состоянии опьянения. Вместе с тем начинает нарастать интенсивность эмоциональных срывов, легкость возникновения грубых вспышек злобы, что не формирует способность к состраданию, сочувствию. Агрессивность может проявляться в самых причудливых формах: по отношению к животным, слабым и младшим по возрасту или к пожилым людям.

Как правило, при первом использовании наркотика эйфо-рический эффект не возникает. Дети обычно утверждают, что "ничего не нарушали", затрудняются определить конкретный характер возникающих ощущений ("кружилась голова", "повело в сторону") или утверждают, что ощущения были неприятные ("тошнило", "болела голова").

Третий этап приобщения к психотропным веществам -

рассудочный. Он непродолжителен, длится около трех лет – с 12 до 14. Психологически проявляется в виде коммуникативной компетентности, когда предпринимаются усилия для поиска, установления и поддержания новых форм контактов со сверстниками.

На этот этап приходятся определенные закономерности, проявляющиеся в половой распущенности, жестокости к сверстникам. Нередки проявления вандализма в транспорте, общественных местах. Первые опыты лживости могут приобретать гротескные формы, где себе отводится первая роль, а во вранье помимо результата и эмоций окружающих нравится сам процесс.

Ребенку в этом возрасте свойственно отторгать драматические события, которые могут иметь какое-то отношение к нему самому. Появляется "псевдобесстрашие", слабо мотивированное рискованное поведение. Все вместе взятое в интерпретации взрослых может звучать примерно гак: "Отбился от рук", "Врет на каждом шагу", "Издевается над бабушкой", "Никого не боится", "Квартиру (школу) подожжет и сам сгорит".

Знакомство и приобщение к психотропным веществам происходит в своей, пока не прочной и не постоянной группе.

Случаются уходы подростков из дома, дети из асоциальных семей живут в подвалах, на чердаках. Они целенаправленно ищут встречи с себе подобными. Изменяется психологическое время – "топчутся на одном и том же месте", создается впечатление, что поведение чем-то и кем-то регулируется. Появляются проблемы с выбором друзей, а взаимоотношения с родителями становятся отчужденными.

Значение этого этапа заключается в следующем. У ребенка формируется представление о "положительной" стороне наркотизации, возможности при помощи психотропных веществ получать "бесплатное удовольствие". Действительно, ведь никаких реальных негативных последствий наркотизации пока не ощущается (они возникнут позже), поэтому несовершеннолетнему все сложнее поверить взрослому, говорящему об опасности наркомании.

Четвертый этап приобщения к наркотикам - рефлексивный - приходится на возраст 14-16 лет и совпадает с "бурным" развитием мышления, мировоззрения. Незаметно для себя и для окружающих подросток оказывается в собственном, воображаемом мире и среди таких людей, какими бы он их хотел видеть. Помимо тенденций обособления нормальной считается раскованность.

На этом фоне самооценка у подростка оказывается крайне низкой. Мальчики проводят у зеркала не меньше времени, чем девочки, мучительно переживают внешние физические недостатки, независимо от их реальной серьезности. Задумываются о своей роли в будущем, нередко отрицают материальное благополучие. Идет процесс утверждения себя и противопоставления другим. В этом возрастном периоде нивелируются половые различия в эмоциональной сфере, снижается способность распознавания эмоций у других людей. Образ жизни взрослого подростку чужд, непонятен и совершенно не подходит.

По сравнению с другими периодами жизни прослеживается уникальное состояние интереса к смерти и ее переживания. На фоне отсутствия планов на завтра, предстоящую неделю подросток мучительно старается представить себе: "А что там, где нет жизни?" К примеру, погибшие от наркотиков рок-музыканты фактически канонизированы в их понимании. Наркотик воспринимается своеобразным связующим звеном с загробным миром. Стремление опьянеть, забыться, уснуть может являться своеобразным суррогатом, имитацией смерти. Так же, по-особому остро, в этом периоде переживаются чувства мести, ненависти, стыда, одиночества.

Формируются не просто компании, а стабильные группы, где все роли распределены, а члены ее хорошо знают свое место. Есть закрепленная территория обитания группы, время сбора. Сперва как суррогат общения и цементирующего компонента, затем с целью получить необыкновенно приятное ощущение, удовольствие, в группе могут предложить все, в том числе сообща изменить свое сознание. Проще всего это можно сделать с помощью табака и других психотропных веществ.

Новички активно вовлекаются к употребление наркотических веществ как прямым принуждением, так и самим психологическим климатом компании. При этом мотивы к употреблению наркотических веществ, в связи с особенностями взаимоотношений в компании, как правило, оказываются сильнее мотивов воздержания в силу понимания их вреда. Особенно если подросток, юноша не в состоянии развернуть перед приятелями систему убедительных доказательств вреда, опасности употребления таких веществ, а в результате: "Не хотелось, да друзья уговорили". "Неудобно было отставать от товарищей". "Все так поступают", "Только один раз" и т. д.

Ключевое событие этого этапа заключается в появлении у несовершеннолетнего симптомов психической зависимости. В момент отсутствия наркотического вещества подросток начинает испытывать чувство беспокойства, дисфории, тревоги, раздражительности и т. п.

Пятый этап приобщения к психотропным веществам - нозологический, т. е. начинается хроническая болезнь, которая складывается из симптомов и синдромов наркотической зависимости. У несовершеннолетнего формируется уже физическая зависимость от препарата. Головокружительный полет в пропасть завершается страшным ударом - возникновением симптомов абстиненции, или "ломки", - мучительных ощущений, обусловленных отсутствием наркогенного вещества.

Вот как описывает это состояние один из больных подростков: "Боль нечеловеческая... Будто внутрь забралась целая шайка садистов - одни кости сплющивают, другие суставы выворачивают, третьи гвозди повсюду забивают. Кишки разрываются на части, и ты натурально сходишь с ума".

В случае опиатной наркомании это не только боли, но еще и ознобы - "внутренний ледяной холод" без всякой надежды на возможность согреться, холодный пот, боли в животе с многократным поносом, тошнота и рвота, непрекращающийся насморк, слабость, ломота в суставах. В общем, вспомни твой самый тяжелый грипп и помножь его на пищевое отравление - получится примерно четвертая часть того, что чувствует несчастный в дополнение к тем самым болям, которые иногда показывают в фильмах про жизнь наркоманов.

Теперь немного о том, какой вред наносит применение наркотиков физическому здоровью человека. Все наркотики, независимо от группы или пути введения в организм, в большей или меньшей степени обязательно повреждают:

- нервную систему (в том числе головной мозг);

- иммунную систему;

- печень;

- сердце;

- легкие

и все остальное.



Учитель предлагает каждому взять лист бумаги и написать на нем любой вопрос, на который ему хотелось бы получить ответ в ходе групповой работы. После заполнения листы бумаги нужно свернуть и отдать учителю.

Учитель перемешивает листы и раздает по одному каждому участнику, следя за тем, чтобы никто не получил свой собственный листок. Каждый участник должен ответить на полученный им вопрос. Группа активно обсуждает возможные варианты ответов и записывает их на доске либо на листе ватмана. Таким образом, рассматривается каждый заданный вопрос. Из всех предложений путем совместного обсуждения выбираются наиболее подходящие. Ведущий должен способствовать тому, чтобы ученики выдвигали идеи, предлагали как можно больше вариантов.

В результате завязывается дискуссия, по ходу которой учитель делает необходимые пояснения и добавления. В конце занятия он подводит итог, акцентируя наиболее важные моменты обсуждения.


Модели наркотизма*

Успокаивающая модель - один из наиболее распространенных вариантов применения психотропных веществ и наркотиков с целью достижения душевного спокойствия у нерешительных, сомневающихся, мнительных, пугающихся всего нового, постоянно тревожных подростков. Употребляя наркотики, они стремятся снять нервное напряжение, расслабиться, успокоиться, забыться, уйти от неприглядной или опасной действительности, от неразрешимых жизненных проблем. Подростки свою алкоголизацию или наркотизацию объясняют следующим образом: "Чтобы быть спокойнее".

Недостаточно приспособленные, не нашедшие своего места в жизни, плохо адаптирующиеся к новой среде, подростки ищут различные пути гармонизации своего положения. Не умея нормализовать свои отношения в семье, с товарищами в учебном заведении или с друзьями в неформальной группе, подростки используют психотропные вещества для того, чтобы компенсировать нарушение межперсональных отношений. Они говорят, что это позволяет "легче разговаривать с людьми". Привычка использовать психотропные вещества угрожает стать постоянной формой бегства от реальности при малейших препятствиях на жизненном пути.

Отдельные подростки употребляют психотропные вещества для изменения эмоционального состояния: тревоги, депрессии, апатии. С их помощью они пытаются улучшить настроение, добиться эмоционального комфорта в трудных жизненных ситуациях (разрыв с членами семьи, утрата значимой фигуры, разочарование в любви, дружбе).

Коммуникативная модель может возникнуть в связи с неудовлетворенными потребностями в общении, любви, доброжелательности. Прием психотропных веществ «облегчает» общение со сверстниками своего и противоположного полов. Преодолевается чувство замкнутости, стеснительности, появляется уверенность в своих возможностях. "Принимаю алкоголь (наркотики) для того, чтобы было легче общаться с другими людьми", - говорит подросток. Имеются сведения, что до 30% всех алкоголиков начинали с привычки принимать "допинг" перед общением, в особенности с лицами противоположного пола.

Активизирующая модель характеризует тех подростков, которые применяют психотропные вещества с целью подъема жизненных сил, сниженного настроения, бодрости, усиления активности. Будучи неуверенными в своих силах и возможностях, имея пониженную самооценку, подростки пытаются достичь прямо противоположного - уверенности, бесстрашия, раскованности.

Гедонистическая модель наблюдается тогда, когда употребление психотропных веществ используется для получения удовольствий, достижения приятных ощущений психического и физического комфорта. Вызванный в таком случае на откровенность подросток признается, что "Делаю, потому что мне это нравится". Он стремится создать фантастический мир галлюцинаторных образов, пережить блаженное состояние эйфории.

Конформная модель выражается в стремлении подростков подражать, не отставать от сверстников, быть принятыми группой с помощью употребления психотропных веществ. Чтобы самоутвердиться в группе, укрепить свой социальный статус. подростки вынуждены следовать за своими товарищами во всех их действиях и поступках, в том числе и касающихся употребления психотропных веществ. Развитие этой модели связано с желанием подражать лидерам, некритически перенимать все, что касается коллектива, к которому принадлежит подросток.

Манипулятивная модель связана с возможностью использования психотропных веществ для манипулирования другими подростками, для их эксплуатации, для изменения ситуации в собственную пользу, для достижения тех или иных преимуществ. Подростки, склонные к истерическим реакциям, желая покрасоваться, привлечь к себе внимание своей необычностью, способностью добиться лидирующего положения, охотно пользуются наркотиками и алкоголем. Эмоционально возбудимые, упрямые подростки посредством психотропных веществ также пытаются подчинить себе ситуацию, успешно выступить в роли лидеров.

Компенсаторная модель определяется необходимостью компенсировать какую-то неполноценность личности, дисгармонию характера. У подростков, которые плохо переносят конфликты и трудности в школе и дома, возникает наибольший риск привыкания к наркотикам как форме реагирования на любые жизненные проблемы.


Информация для размышлений

  • На начало 2000 года в России было как минимум 7-7,5 млн. наркоманов, т. е. около 6% от всей численности 146-миллионного и постоянно убывающего населения.

  • "Наркотики убивают нацию. Официальная статистика об этом умалчивает, таким образом, государственные органы пытаются скрыть свою беспомощность против наркотической гражданской войны..."

  • "Наркотики издавна использовались для одурманивания и легкого порабощения другой нации..."

  • "Наркоманы в страшных муках гибнут от передозировки наркотика, от отравления разбавителями, от СПИДА, гепатита, от заражения крови, от несчастных случаев, от убийств и самоубийств..."

  • "Наркоман убивает медленной, мучительной смертью не только себя, но своих родных и близких, загоняет свою семью в беду и боль, в горе и смерть... "

  • "Наркоман - это потенциальный преступник, убийца, смертник, который попал в беду - как в капкан, расставленный алчными, беспринципными преступниками против жизни человека и человечества"

  • "Ребенок, родившийся у наркоманки - от рождения обладает наркотической зависимостью"

  • "Наркомания - это тихая, беззвучная, но страшная, губительная война..."

  • "Помощь наркоману - это не разовая акция, а длительный, упорный труд, который под силу только любящему, настоящему другу"

  • "Любить наркомана очень трудно, так как в данный момент он не приносит Вам ничего, кроме страданий и боли, но тем слаще победа, чем труднее она достается..."

  • "Наркотики - это смерть нашим детям и детям наших детей..."

  • "Есть люди, наши враги, которым выгодно, чтобы мы страдали и умирали - именно они распространяют наркотики среди наших детей"

  • "Надо знать все об этом страшном явлении - наркомании, только тогда мы справимся с этой бедой нашего времени"

  • "Наркоманом легче не стать, чем став - вернуться к нормальной жизни. Но если очень захотеть, то можно преодолеть все. Желание - тысяча возможностей, нежелание - тысяча причин!"

  • "Любимое дело, приносящее результат и успех - лучшее средство профилактики наркомании"

  • "Нет сильных и слабых наркотиков, есть быстро убивающие и медленно убивающие..."

  • "Легко начать (стоит лишь попробовать), очень трудно, а для безвольных невозможно уйти от мучительной смерти сначала моральной, а потом физической"

  • "Прием наркотика несет временное, короткое удовольствие, быстро сменяющееся постоянной, невыносимой болью, неописуемыми страданиями и смертью"*




Узелки на память

1. Ты думаешь, что наркомания начинается с первого укола? Нет! Наркомания начинается с первой выкуренной сигареты.

2. Раньше алкоголизм н наркомания считались самоубийством. Теперь стало ясно - это УБИЙСТВО!

3. Жизнь слишком коротка, чтобы впадать в длинную депрессию.

4. Я сохраняю полную власть над своими мыслями, только до тex пор, пока в мой мозг не попало ни одной капли алкоголя, табака и другого наркотика.

5. НАРКОМАНИЯ - это добровольное сумасшествие.

6. Ни за какие сокровища на свете, я не променяю свою сегодняшнюю трезвую жизнь на ту, которую я вел(а) раньше.

7. Чем бы и как бы не лечили алкоголика и наркомана, сколько бы ни жил он трезво, если не избавился от питейного, пронаркотического (ложного) убеждения, не может считать себя полностью освободившимся от пьянства и наркомании.

8. НАРКОМАНИЯ - это испорченное сознание.



















Задания и упражнения

1. Озаглавь чистый лист бумаги "Поддерживающее поведение". Напиши на этом листе любые вопросы, которые, как тебе кажется, могли бы задать друг другу члены твоего коллектива, твои друзья или родные, если бы находились в проблемной или стрессовой ситуации. Постарайся ответить на эти вопросы, представляя конкретного человека, стараясь выразить сочувствие и поддержку именно ему.

2. Определи для себя свою основную проблему, наберись храбрости и вынеси ее на обсуждение на следующем занятии. Попроси помощи у класса в разрешении твоей проблемы.

Подумай и ответь на вопросы:

  • Какие проблемы, на твой взгляд, есть у твоих близких, родителей и друзей?

  • Как ты можешь помочь своим близким, родителям и друзьям в решении их проблемы?


Домашнее чтение

ПРИТЧА ("Агитпункт")

Один человек умер, и Господь сказал ему:

- Так и быть, выбирай сам, в рай пойдешь или в ад. Пошел человек в рай. Смотрит, там хоть и красиво, и люди добрые и приветливые, но никто не курит, пьяных не видно, не привык он к такой жизни. Думает: пожалуй, скучно мне тут будет. Пойду, посмотрю, что в аду делается.

Приходит к дверям ада, заглядывает - а там застолье: люди пьют, курят, сквернословят, анекдоты рассказывают, смеются, колются... Вот, думает, это по мне. Я и на земле любил так жить, и тут буду жить так же.

Возвращается к Богу и говорит:

- Господи, я выбрал, пойду в ад.

- Ну, иди.

Пришел человек в ад, только порог переступил, а бесы его хвать - и на сковородку. Он кричит возмущенно:

- Что такое? Почему на сковородку? А где вино, где табак?.. Я же видел: тут были вино и табак...

Тогда бесы ему говорят:

- То, что ты видел, - это был только агитационный пункт, пропаганда.


"Бетти: счастливое пробуждение"

В 1987 г. в США была издана книга Бетти Форд "Бетти: счастливое пробуждение", которую она посвятила своей семье.

Книга состоит из 17 глав, каждая из которых представляет отдельный рассказ о том или ином эпизоде периода излечения от алкоголизма (1976-79 гг.), В предисловии г-жа Форд пишет: "В своей книге я не собираюсь описывать ужасы алкоголизма, а хочу просто рассказать о своем выздоровлении". Бетти называет причину своего "падения": "...это произошло от того, что я "вжилась в образ" жены президента. Я не понимала, что со мной что-то происходит. Я вышла замуж за замечательного человека, у меня четверо прекрасных детей, новый дом после 30 лет семейной жизни, новая мебель. Я считала, что у меня все в порядке и не понимала, почему доктора предлагают мне изменить образ жизни. «Я просто не хотела понимать, что в моей жизни происходит нечто ужасное.»

Основной причиной употребления алкоголя и сильнодействующих обезболивающих таблеток Бетти Форд называет следующее: несколько лет она была первой леди Америки, занималась общественной и благотворительной деятельностью. Рабочий день был всегда расписан по минутам. И вдруг – крах всех надежд. Семья переезжает из Белого дома в другой штат, живет тихой, спокойной жизнью. Из "первой леди" Бетти Форд превратилась, как ей тогда казалось, в ничто. И тут ее настигает новое несчастье: сильные боли в шее и позвоночнике - остеохандроз. Врач предписывает сильнодействующие таблетки. К тому времени г-жа Форд уже пристрастилась к алкоголю (3-4 коктейля в день были обязательными компонентами в ее меню). Совместное употребление медикаментов и алкоголя оказывало наркотическое действие. Бывали случаи, когда дети приходили домой и заставали свою мать лежащей на полу в гостиной, без сознания.

Автор называет еще одну причину алкоголизма: наследственность (отец и брат г-жи Форд – алкоголики).

Через книгу красной нитью проходит убеждение Бетти, что дружная семья и любящий муж являются основным фактором, который помог ей избавиться от "порока". Семья связалась с доктором Джо Крузом, который сам был выздоравливающим алкоголиком и работал в клинике для детей-токсикоманов. Было решено начать так называемое "вмешательство", которое состоит в массированном воздействии на личность больного со стороны семьи, близких друзей и врачей. Г-же Форд объяснили весь трагизм ее болезни, называя вещи своими именами (в первый раз Б. Форд услышала, что она алкоголичка и токсикоманка). Врачи научно доказали этот факт. После этого г-жа Форд прошла 4-недельный курс лечения в лечебнице для алкоголиков "Лонг Бич". Курс строился на принципах "А. А.", однако клиника была общего характера и не специализировалась на лечении женщин-алкоголичек. Уже тогда г-жа Форд задумала создать свою клинику, которая будет чисто женской. Лечение строилось по следующей схеме; 1 неделя - курс постепенной детоксикации; 3 неделя - встреча с семьей; 4 неделя - завершение курса.

После возвращения г-жа Форд продолжала посещать собрания "А. А." и постепенно стала активной участницей трезвеннического движения.

Она объединила друзей и единомышленников в деле организации и строительства своей лечебницы для женщин-алкоголичек.

Бетти Форд считает, что у нее появилось дело, которому она посвящает все свое время (это явилось основным фактором, который во время реабилитационного периода помог ей полностью избавиться от вредных привычек).

Центр Бетти Форд открылся 3 октября 1982 г. Г-жа Форд называет 4 основных фактора, которые помогли ей стать снова нормальным во всех отношениях человеком:

- медицина;

- семья и муж;

- друзья и единомышленники (через организацию "А. А.");

- работа.

В заключение можно добавить, что книга Бетти Форд является распространенным в американской литературе образцом женского чтения мемуарного жанра. Нужно заметить, что, как и первая книга Б. Форд "Моя жизнь", эта книга сыграла огромную роль в судьбах женщин, употребляющих алкоголь и наркотики. В Центре Бетти Форд американские женщины увидели путь к спасению, а книга подготовила их к правильному восприятию мероприятий, направленных на борьбу с алкоголизмом и наркоманией.

Один из авторов этого учебника в 1999 году побывал в городке Палм Спрингс (США), где расположен Центр Бетти Форд и видел своими глазами, как работает Центр. Там же при нашем участии была учреждена Всемирная организация наркологов (ISAM), которая в последние годы провела Всемирные антинаркотические конгрессы в Израиле, Италии, Исландии и др. странах мира.


Литература:

Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: "Невский Диалект", 2000. – 240 с.

Гринченко В.И. Плюсы и минусы употребления алкоголя. – М.-Воткинск, 2000. – 255 с.

Захаров А. Бриллиантовая явь. Книга для наркоманов и их родителей. – М.: Глагол, 2000. – 55 с.

Как организовать клуб взаимопомощи наркоманов. – Екатеринбург: Благотворительный фонд им. Г. А. Шичко, 1999. – 45 с.

Маюров А.Н. Новая литература. / Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Вып. 5. – Н. Новгород: МУ, и др., 1998. с. 51-54.


Маюров А.Н. Извлечения из Библии о вине, сикере и пьянстве. / Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Вып. 5. – Н. Новгород: МУ, МНАТ, IVES и др., 1998. с. 55-76.

Маюров А.Н. Извлечения из Корана о вине. майсире и пьянстве. / Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Вып. 5. – Н. Новгород: МУ, МНАТ, и др., 1998. с. 77-78.

Маюров А.Н. и др. Программа "Духовное и физическое возрождение Нижнего Новгорода". / Материалы научно-практической конференции "Национальная идея -здоровье народа" - Орел. - Москва: Госкомитет по физической культуре и туризму, 1998.

Маюров А.Н. Как выйти из "пьяного" замкнутого круга? / Материалы межрегиональной конференции "Политика отрезвления к возрождения России" - Новосибирск: СБНТ, 1998. - с. 24-25.

Маюров А.Н. и др. Джасак. Закон Чингисхана. / Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Вып. 10. – Н. Новгород: МАФР, 2002, с. 119-121.

Маюров А.Н. Трезвенные конфессии, религиозные течения, деноминации и толки мира / Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Вып. 10. – Н. Новгород: МАФР, 2002, с. 122-136.

Маюров Я.А. Проект в области первичной профилактики наркотизма в открытых детских и юношеских досуговых центрах Германии./ Перед лицом наркоагрессии. – М.: МКБН, 2002, с. 159 – 167.

Миронов Е.М. Прощайте наркотики. – СПб.: Питер, 2001. – 192 с.

Наркомания: методические рекомендации по преодолению наркозависимости. / Под ред. А.Н. Гаранского. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. – 384 с.

Нейк Амина. Наркотики. – М.: В. Секачев, 2001. – 128 с.

Опасно: наркотики / ред.-сост. М. И. Никитин. – М.: Воскресенье, 1998. – 144 с.

Сердюкова Н.Б. Наркотики и наркомания. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 256 с.

Сирота Н.А. и др. Профилактика наркомании у подростков: от истории к практике. – М.: Генезис, 2001. – 216 с.

Сирота Н.А. и др. Концептуальная программа первичной профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи. – М.: НАН, 2001. – 77 с.

Тереньева А.В. и др. Реабилитационно-профилактическая программа клуб "Перекресток" – М.: НАН, 2000.- 77 с.

Ширгалим Б.Ш., Завадский В.В. Реабилитационная тренинговая программа для детей и подростков "Вызов". - М.: НАН, 2000.- 71 с.

Ширгалим Б.Ш. Методическое пособие по организации социальной службы "Ребенок на улице" и информационно-консультативного центра. – М.: НАМ, 2000. – 129 с.

Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей. / Под научной ред. Л.М. Шипициной и Е.И. Казаковой. – СПб.: Детство-пресс, 2001. – 176 с.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Уроки культуры здоровья iconУроки культуры здоровья
Одобрено Федеральным агентством по образованию Министерства образования и науки РФ

Уроки культуры здоровья iconПояснительная записка рабочая программа «Уроки нравственности. 1-4класс»
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»

Уроки культуры здоровья iconИнструкция к Жизни | Формула решения жизненных задач
«учить уроки»; преобразование «бумерангов зла» в «бумеранги добра»; улучшения во всех областях жизнедеятельности; получение возможностей...

Уроки культуры здоровья iconИнструкция по внесению сведений о доступности учреждений культуры,...
Ии от 17. 06. 2016 на базе автоматизированной информационной системы «Единое информационное пространство в сфере культуры» (далее...

Уроки культуры здоровья iconИнтегрированные уроки как способ формирования метапредметных компетенций
Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе,...

Уроки культуры здоровья iconПринято
Целью Службы здоровья является создание здоровьесозидающей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья,...

Уроки культуры здоровья iconСообщение на тему
Сюжетно-ролевые уроки представляют собой особую организацию урока физической культуры, в котором поставленные учебные задачи решаются...

Уроки культуры здоровья iconИспользование дыхательных и релаксационных техник в воспитании дошкольника...
Понимая важность проблемы, каждому педагогическому коллективу доу необходимо осуществлять поиск средств, методов и приемов сохранения...

Уроки культуры здоровья iconРекомендации для родителей по правилам дорожного движения
Известно, что человек впитывает нормы поведения в первые годы жизни. Его жизненные уроки и уроки родителей являются тем фундаментом,...

Уроки культуры здоровья iconРекомендации для родителей по правилам дорожного движения
Сделайте все необходимое, чтобы в Вашу семью не пришла беда. Известно, что человек впитывает нормы поведения в первые годы жизни....

Уроки культуры здоровья iconИ. о директора департамента культуры молодёжной политики и спорта
Динамика сети учреждений культуры, образовательных организаций в сфере культуры 6

Уроки культуры здоровья icon«Утверждаю» Начальник управления культуры, туризма и спорта администрации Сургутского района
Динамика сети учреждений культуры, образовательных организаций в сфере культуры 6

Уроки культуры здоровья iconПоложение о туристическом слете
Пропаганда физической культуры, спорта как важного средства укрепления здоровья, нравственного воспитания молодежи

Уроки культуры здоровья iconУста в муниципального учреждения культуры «Бакчарский районный дом культуры»
«Бакчарский районный дом культуры» (далее по тексту Учреждение) является некоммерческой организацией культуры создано постановлением...

Уроки культуры здоровья iconДиректор Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения...

Уроки культуры здоровья iconПоложение о туристическом слете роб «Роспрофавиа» Памяти А. И. Мельникова
Пропаганда физической культуры, спорта как важного средства укрепления здоровья, нравственного воспитания молодежи


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск