Расписание непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности с онр (1-й год обучения)




НазваниеРасписание непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности с онр (1-й год обучения)
страница1/7
ТипРасписание
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Расписание
  1   2   3   4   5   6   7


Содержание

Часть 1. Целевой раздел рабочей программы учителя-логопеда

1 Пояснительная записка ……………………………………………………………. 4

1.1 Цели и задачи реализации программы…………………………………………...5

1.2Принципы коррекционно-развивающей работы …………………………….….7

1.3Основные особенностипсихоречевого развития детей с ОНР …………….…11

1.4Обобщенная характеристика основных компонентов речи детей 6-го года жизни с ОНР ………………………………………………………………………..…11

1.5 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования…….…..13

1.6 Планируемые предметные результаты (1-го года обучения) …………….……14

Часть 2.Содержательный раздел рабочей программы учителя-логопеда

2.1 Основные особенности реализации программы для детей с ОНР …………15

2.1.1 Организация и планирование коррекционно-образовательной и развивающей деятельности детей 6-го года жизни с ОНР (1-й год обучения)……………....…18

2.2 Содержание коррекционно-образовательной деятельности (1-й год обучения)…………………………………………………………...…………………22

2.3Мониторинг эффективности реализации программы ………………………….29

2.4 Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ……………….….29

2.4.1 Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем группы ………………...30

2.4.2 Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ………………..38

2.4.3 Формы и средства организации образовательной деятельности…..……..41

2.5 Формы образовательной деятельности учителя-логопеда с родителями….......42

2.5.1 Формы образовательной деятельности родителей с детьми..………….……43

Часть III. Организационный раздел рабочей программы учителя - логопеда
3.1 Организация режима пребывания детей группы(1-й год обучения) ……….…43

3.2 Оценка здоровья воспитанников группы………………………………………..44

3.3 Программно - методическое обеспечение ………………………………………45

3.4Организация предметно - пространственной развивающей среды в старшей группе компенсирующей направленности …..………………………...………….. 46

3.5 Материально-техническое обеспечение...……………………………………….47

ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Речевая карта для детей с ОНР- IIIуровень речевого развития (авторы

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина)

  1. Расписание непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности с ОНР (1-й год обучения)

  2. Календарное тематическое планирование коррекционной образовательной деятельности по формированию лексико – грамматических категорий, навыков связной речи, произношения в старшей группе компенсирующей направленности

  3. Мониторинг (процедура обследования, критерии обследования планируемых предметных результатов), целевые ориентиры.

  4. Последовательность изучения лексических тем

  5. Оценка здоровья воспитанников группы. Сведения о семьях воспитанников.

  6. Компьютерные игры

Часть 1. Целевой раздел рабочей программы учителя-логопеда

1 Пояснительная записка

С введением федеральных государственных стандартов необходим новый подход в организации коррекционно-образовательного процесс для детей с ОВЗ, разработке современных коррекционно–образовательных технологий, обновлении содержания работы всех участников образовательного процесса.

На сегодняшний день актуальна проблема интеграции коррекционной и общеразвивающей программ ДОУ в целях построения комплексной общеразвивающей среды, способствующей достижению целевых ориентиров дошкольников, обеспечивающих выполнение требований ФГОС ДО.

Разработка рабочей программы коррекционно-образовательной деятельности в логопедической группе №5  МБДОУ «Детский сад» №27 является одним из вариантов решения данной проблемы.

  Рабочая программа является основным необходимым документом для организации работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи (ОНР)

Программа составлена в соответствии с:

  • Федеральным Законом «Об образовании в РФ»;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;

  • Конвенцией ООН о правах ребенка;

  • Декларацией прав ребенка;

  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях;

  • Положением  о логопедической группе ДОУ;

  • Образовательной программой МБДОУ «Детский сад» №27, разработанной в коррекционной педагогики Российской академии образования» для использования в ДОУ; а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии в соответствии с ФГОС.

  • Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, рекомендованной Ученым Советом ГНУ «Институт

Методической основой для составления рабочей программы являются:

  • «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа ДО/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой.

  • «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей/ Под ред. Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина.

  • «Коррекция нарушений речи у дошкольников». 1 часть. Организационные вопросы программно-методического обеспечения / Под ред. Л.С.Сековец

  • «Коррекция нарушений речи у дошкольников». 2 часть. Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ/ Под ред. Л.С.Сековец

Ведущей задачей представленной рабочей программы является коррекция речевых нарушений воспитанников старших групп и построение системы коррекционно-развивающей работы для воспитанников старшего дошкольного возраста. Данная программа рассчитана на два года обучения (5-6 лет, 6-7 лет) и определяет пути включения деятельности учителя-логопеда в работу ДОУ по реализации ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы.

В программе реализуется идея комплексного сопровождения воспитанников с нарушениями развития в ДОУ.

1.1Цели и задачи реализации программы

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.

ЦельРеализация коррекционно-развивающей работы, гарантирующей воспитанникам, имеющим речевые нарушения, освоение основной образовательной программы дошкольного образования и успешную социализацию  в  обществе.

        Стратегические задачи коррекционно-педагогической работы в ДОУ с учётом ФГОС ДО:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

  • обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

 Задачи реализации программы:

  • Создать условия для реализациикоррекционно - развивающей работы через обновление содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС.

  • Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста

  • Выявить в ходе своевременной диагностики воспитанников группы риска по речевому развитию.

  • Осуществлять необходимую коррекцию и сопровождение воспитанников с речевыми нарушениями в ходе реализации ООП.

  • Повысить компетентность педагогов ДОУ в сфере эффективного взаимодействия с детьми и разработать алгоритм взаимодействия специалистов учреждения, позволяющий осуществлять интеграцию образовательного процесса.

  • Организовать взаимодействие с родителями (законными представителями) по оказанию им помощи в организации полноценной речевой среды в ближайшем окружении ребенка и повысить компетентность родителей по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста.

  • Взаимодействие с социумом (специалисты детской поликлиники)

  • Формирование навыков учебной деятельности (подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты)

1.2. Принципыкоррекционно – развивающей работы

Принцип развивающей направленности коррекционной работы. Соблюдение этого принципа не позволяет ограничиваться разрешением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей в развитии и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей.

Иными словами, коррекционная работа с детьми с ОНР в старшей и подготовительной группах ДОУ должна проходить на трех уровнях:

  • коррекционном (исправление отклонений речевого развития, нарушений психоэмоционального и интеллектуального развития);

  • профилактическом (предупреждение возможных трудностей в освоении устной и письменной речи в школе);

  • развивающем (стимулирование и обогащение личностного и психического развития через формирование интегративных качеств).

Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку с ОНР. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный Контроль развития лексико-грамматического строя, умения строить связное высказывание, деятельности, поведения, динамики эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.

Деятельностный принцип коррекционной работы декларирует, что основным механизмом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.

Принцип комплексности методов психологического воздействия-необходимость использования в коррекционной работе с детьми с ОНР всего многообразия методов, приемов и средств психологического и личностного воздействия. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции наибольшее распространение и признание в последние годы: методы арт-, сказко- и игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг) и т. п.

Принцип интеграции коррекционной деятельности в непосредственную образовательную и другие виды детской деятельности (совместную деятельность взрослого и ребенка, самостоятельную деятельность, работу с родителями) предполагает реализацию комплексного подхода в коррекционной деятельности, основанного на едином тематическом планировании педагогической работы всех участников коррекционно-образовательного процесса и обеспечивающего введение коррекционной работы во все виды образовательных областей дошкольного образования.

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком с ОНРПеренос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности его ближайших партнеров принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать его саморазвитие и самоутверждение.

Принцип активизации развития динамичности восприятия. В ходе коррекционно-развивающих занятий этот принцип успешно реализуется через задания с постепенно нарастающей трудностью; через включение упражнений, при выполнении которых внимание ребенка обращается на разные признаки, свойства и состояния изучаемого предмета; через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности.

Продуктивность обработки информацииСмысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить полноценное усвоение информации детьми на основе переноса предлагаемых педагогом способов обработки информации в актуальную предметно-развивающую среду. Тем самым формируется механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, то есть способность самостоятельного и адекватного реагирования на определенные условия.

Обеспечение мотивации к образовательной деятельности. Этот принцип предполагает обеспечение постоянного интереса ребенка к предлагаемым заданиям.

Концентрический подход к проектированию содержания коррекционно-развивающих занятий. В коррекционно-развивающей работе целесообразно применять концентрическую систему изучения материала, где каждый последующий концентр включает в себя постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка (лексической, синтаксической, морфологической).

Необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности.

Кроме того, они позволяют обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка общего недоразвития речи, поскольку, таким образом объединяются усилия педагогов разного профиля: логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и психолога.

Реализация принципов коррекционно-развивающей работы проходит в соответствии с принципами, предусмотренными федеральным государственным образовательным стандартом:

  • поддержка разнообразия детства;

  • полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;

  • сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

  • создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

  • партнерство с семьей;

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;

  • учет этнокультурной и социальной ситуации развития детей;

  • обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования.

1.3 Основные особенности психоречевого развития детей с ОНР

  • несформированность или нарушение речевых компонентов (низкий уровень активного словарного запаса, несформированность грамматического строя, связной речи, фонематических процессов; нарушение звукопроизношения);

  • недостаточнаясформированность общей, мелкой, артикуляционной моторики;

  • незрелость психических процессов (снижение уровня внимания, памяти, логического мышления);

  • наличие сопутствующих невротических проявлений;

  • проявление синдрома двигательных расстройств;

  • снижение умственной работоспособности;

  • повышение психической истощаемости;

  • наличие излишней возбудимости, эмоциональной неустойчивости.

Следовательно, нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.

1.4 Обобщённая характеристика основных компонентов речи детей 6-го года жизни с ОНР

Таблица 1

Обобщённая характеристика основных компонентов речи детей 6-го года жизни с ОНР

1.Понимание речи

Понимание обращённой к ребёнку речи приближено к норме, но остаются затруднения в понимании изменений слов с помощью приставок, суффиксов; различении оттенков значений однокоренных слов; усвоении логико-грамматических структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.

2.Словарный запас

Ребёнок использует все части речи, однако при этом заметно преобладание существительных и глаголов, недостаточное употребление прилагательных (особенно относительных), наречий; предлоги, даже простые, использует с ошибками; характерны неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества

3.Грамматический строй речи

Ребёнок правильно употребляет простые грамматические формы, но допускает специфические ошибки: неправильное согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже, имён числительных с именами существительными; пропуски и замены предлогов; ошибки в ударениях и падежных окончаниях

4.Связная речь

Наблюдается развёрнутая фразовая речь с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития; в активной речи ребёнок пользуется в основном простыми предложениями; затрудняется или не умеет распространять простые предложения и строить сложные

5.Звукопроизношение

Произносительные возможности детей улучшаются, но по-прежнему могут оставаться все виды нарушений (чаще всего свистящий и шипящий сигматизмы, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения); характерны нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному, и замены групп звуков более простыми по артикуляции

6.Слоговая структура слова

Характерны сокращения количества слогов, перестановки слогов и звуков, замена и употребление слогов, сокращение звуков при стечении согласных. Особенно страдает звуконаполняемость слов

7.Фонематическое восприятие

Недостаточно развиты фонематический слух и фонематическое восприятие; готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется

1.5 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Целевые ориентиры:

  • Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх,способендоговариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, старается разрешать конфликты

  • Проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно–следственными связями, склоненнаблюдать, экспериментировать.

  • Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире

  • Способенк принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

  • Обладает чувством собственного достоинства

  • Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности

  • У ребёнка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, контролирует свои движения и управляет ими

  • Может следовать социальным поведения и правилам в разных видах деятельности,способен к волевым усилиям

  • Достаточно хорошо владеет устной речью, использует речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах. У ребёнка складываются предпосылки грамотности



    1. Планируемые предметные результаты (1-й год обучения)

Планируемые предметные результаты 1-го года коррекционной работы

Дети научатся:

  • понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

  • правильно передавать слоговую структуру слов;

  • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложнымипредложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

  • применять элементарные навыки пересказа;

  • пользоваться навыками диалогической речи;

  • применять навыки словообразования;

  • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка;

  • использовать в общении слова различных лексико-грамматических категорий;

  • владеть элементами грамоты (навыками звукового анализа и синтеза).

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Расписание непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности с онр (1-й год обучения) iconРабочая программа для детей от 6 до 7 лет воспитателей группы компенсирующей...
Распределение основных форм воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе на 2017-2018 учебный год

Расписание непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности с онр (1-й год обучения) iconХарактеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Двуязычные дети в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (онр)

Расписание непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности с онр (1-й год обучения) iconПриказ решением педагогического совета от 28. 08. 2014г №35/12 детского сада
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования в группе компенсирующей направленности доо для детей с тяжёлыми...

Расписание непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности с онр (1-й год обучения) iconПояснительная записка Основная адаптированная образовательная программа...
Задачи и содержание деятельности воспитателя в группе для детей с нарушениями речи

Расписание непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности с онр (1-й год обучения) iconКалендарно тематический план логопедических занятий в подготовительной...
Составление индивидуальных образовательных маршрутов по логопедической коррекции детей

Расписание непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности с онр (1-й год обучения) iconПояснительная записка Принципы и подходы к формированию рабочей программы Цели и задачи
Примерный объём непосредственно образовательной деятельности в разновозрастной группе

Расписание непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности с онр (1-й год обучения) iconПояснительная записка. 4 Структура программы и основные направления...
Система коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с онр. Организация образовательной деятельности 11

Расписание непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности с онр (1-й год обучения) iconПояснительная записка. Цель программы. Основные задачи коррекционного...
Особенности организации обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с онр

Расписание непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности с онр (1-й год обучения) iconГбоу начальная школа-д/с №1853 конспект непосредственно-образовательной...
Задачи: учить делать из бумаги самолёт; закреплять умение складывать лист бумаги пополам, по диагонали

Расписание непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности с онр (1-й год обучения) iconРабочая программа старшей логопедической группы №1 Аннотация к рабочей...
...

Расписание непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности с онр (1-й год обучения) iconОрганизационно-правовое обеспечение образовательной деятельности
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения

Расписание непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности с онр (1-й год обучения) iconПояснительная записка Цель и задачи реализации Программы Основные...
Приоритетные направления деятельности группы компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха

Расписание непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности с онр (1-й год обучения) iconРасписание непрерывной образовательной деятельности
Российской Федерации от 17. 10. 2013 года №1155) с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной...

Расписание непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности с онр (1-й год обучения) iconСоздание специальных условий развития детей в группах компенсирующей направленности
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования в пункте 3 отмечается, что в нем учитываются

Расписание непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности с онр (1-й год обучения) icon«Методические рекомендации по организации деятельности учреждений...
Организация деятельности специализированных классов по видам спорта с продлённым днём обучения и углублённым учебно-тренировочным...

Расписание непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности с онр (1-й год обучения) iconРабочая программа по реализации Основной образовательной программы...
Фгос до и примерной основной образовательной программой дошкольного образования «Радуга» ( М., Просвещение, 2014г, авторы: С. Г....


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск