Программа дисциплины «Психология утраты и травмы»




Скачать 123.09 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Психология утраты и травмы»
ТипПрограмма дисциплины
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Программа дисциплины


Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Психология утраты и травмы» для направления 37.04.01 Психология

подготовки магистра



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет социальных наук
Программа дисциплины «Психология утраты и травмы»

для направления подготовки 37.04.01 Психология подготовки магистра

Образовательная программ «Системная семейная психотерапия»


Автор программы: Варга А.Я., к.п.н., доцент , avarga@.hse.ru , приглашенный преподаватель Черепанов Е.PhD, Boston профессор Школы психологии и консультирования Кембриджского колледжа в Бостоне, elena.cherepanov@go.cambridgecollege.edu

Рекомендована Академическим советом образовательной программы

«___»____________ 2015 г., № протокола_________________
Утверждена «___»____________ 2015 г.

Академический руководитель образовательной программы

А.Я. Варга_________________ [подпись]


Москва, 2015

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 37.04.01 «Психология» подготовки магистра по программе «Системная семейная психотерапия», изучающих дисциплину «Психология утраты и травмы».

Программа разработана в соответствии: с Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»» по направлению подготовки 37.04.01 Психология, уровень подготовки: магистр и учебным планом образовательной программы «Системная семейная психотерапия», утвержденным в 2015 г.

1Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины « Психология утраты и травмы» являются:

Знание клинической картины травматического переживания, острого горя, понимание того, какое воздействие травмирующие события оказывают на семейную систему. Студенты должны распознавать травматическое расстройство человека, и учитывать его при психотерапии его семьи.

2Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать наиболее актуальные разработки в области психологии травмы и психологической помощи при травме. Знать изменения в определении травмы в DSM-5

Уметь распознавать признаки острого горя и посттравматического стрессового расстройства у детей и взрослых.

Иметь навыки экстренной психологической помощи, работы со сложной травмой.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры

СК-М4

Осознает и формулирует степень своей личностной готовности к деятельности в сфере психологии утраты и травмы, выявляет свои личностные ресурсы и ограничения

Интерактивные лекции по психологии утраты и травмы.

Способен организовать многостороннюю (в том числе межкультурную) коммуникацию и управлять ею

СК-М7

Может вести полилог в ситуации эмоциональной напряженности, взаимодействует с группой людей, находящихся в ситуации травмы и нуждающихся в помощи

Тренинги методик и техник психологической помощи при острой травме и посттравматическом стрессовом расстройстве.

Способен к осознанному выбору стратегий межличностного взаимодействия

СЛК –М4

Строит разное общение с человеком в острой травме и с человеком с ПТСР

Лекции о разнице между ПТСР и острой травмой. Тренинг по построению взаимодействия с человеком с ПТСР и человеком в острой травме.

Способен к восприятию, анализу и обобщению устных сообщений (лекций) и письменных (в том числе и интернет)

ИК – М. 2.1.

Воспроизводит данные, содержащиеся в научной и практической литературе, анализирует, сопоставляет и обобщает их, делает самостоятельные выводы

Самостоятельное теоретическое изучение отдельных вопросов, сопоставление полученной информации с материалами лекций.

Способен устанавливать психотерапевтический контакт с клиентами, определять границы своей профессиональной компетенции, определять адекватные задаче методы и техники работы

ИК-М7.4.

(ПС)

Достаточно стрессоустойчив, не заражается состояниями клиентов, понимает разницу между психологической поддержкой и снятием ПТСР

Лекции и тренинги по вступлению в контакт с людьми в разной степени травмированности

Способность к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок.


ИК – М 7.1. (ПС)

Понимает основные механизмы проявления индивидуальных особенностей и состояний человека, а также межличностных отношений в вербальных, невербальных, поведенческих проявлениях в ситуациях оказания психологической помощи, что обеспечивает базу для дальнейшего освоения инновационных разработок

Изучение механизмов терапевтического взаимодействия в сочетании с тренингами соответствующих навыков.



3Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу психологических дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих _магистерскую подготовку по Системной Семейной психотерапии

.

Для магистерской программы Системная Семейная Психотерапия настоящая дисциплина является адаптационной.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями из области консультативной психологии, клинической психологии.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

Конструктивистские подходы в системной терапии семьи

Эмоционально-фокусированная терапия пар

Системная семейная терапия субличностей в работе с парой

Психологическая помощь при разводе

Терапия низкого сексуального влечения в паре

Ориентированная на решение краткосрочная терапия пар

Супервизорская практика

Клиническая практика

4Тематический план учебной дисциплины Базовые основы системной семейной психотерапии




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия







114

20




20

74

1

Введение в психологию утраты и травмы




3







10

2

Реакции травмы и посттравматического стрессового расстройства




6







24

3.

Эпидемиология ПТСР и сопутствующих расстройств.




3







20

4.

Социо-культурные аспекты ПТСР




6







20

.5.

Травмоспецифические интервенции










10




. 6

Особенности психологической помощи при остром горе и ПТСР










10







Экзамен




2










5Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

Кафедра

Параметры **




1








































Итоговый

Экзамен

*










5.1Критерии оценки знаний, навыков
Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватель оценивает работу студентов на интерактивных лекциях и практических занятиях: активность студента во время групповых дискуссий на лекциях, привлечение заданий для самостоятельной работы как аргументов, инициативность в тренингах, высокий уровень профессиональной рефлексии.. Оценки за работу на практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.


Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов:оценивается полнота и глубина освещения темы в групповых дискуссиях, творческость при оценке клинических случаев. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 0,5* Оауд + 0,5* Осам.работа
Способ округления накопленной оценки – арифметический.
На экзамене студент может получить дополнительный вопрос , ответ на который оценивается в 1 балл.

В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле:

Орезульт = 0,5*·Онакопл + 0,5*·Оитоговый

Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине – арифметический.

6Содержание дисциплины


  1. Вводная лекция. Введение в психологию утраты и травмы.

Феноменология утраты и травмы Посттравматическое стрессовое расстройство. Травмирующие события. Индивидуальные особенности реагирования на стрессоры.

Темы для самостоятельной работы.

Влияние образа жизни на переживание травмы. Влияние привязанности на переживание травмы.

Литература.

. Колодзин Б. Как жить после психической травмы / Пер. с англ. 1991. Из-во Шанс - 96 с.

Пушкарев А.Л., Доморацкий,В.А., ГордееваЕ.Г. Посттравматическое стрессовое рас стройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия.   М.; Изд-во Института психотерапии, 2000. – 128 с.

Я.В.Богланов http://psysphera.narod.ru/Public/PTSR/PTSS.htm

  1. Реакции травмы и посттравматического стрессового расстройства

Физиологические реакции горя и острой травмы и ПТСР. Психологические состояния при переживании горя ПТСР . Влияние травмы на динамику семейной жизни.

Немотивированная бдительность. взрывная” реакция, притупленность эмоций, непрошенные воспоминания, агрессивность, и др. клинические проявления ПТСР.

Темы для самостоятельной работы.

Стадии горевания. 4 задачи горя.

Литература.

  1. Андрющенко А.В. Посттравматическое стрессовое расстройство при ситуациях утраты объекта экстраординарной значимости // Психиатрия и психофармакотерапия. — 2000. — № 4. — С. 104-109.

2. . Жизнь после утраты. Психология горевания.Вамик Д. Волкан, Элизабет Зинтл


М. Когито-центр 2014.

3. . Дейтс Б. Жизнь после потери. М., 1999 - 304 с.


  1. Эпидемиология ПТСР и сопутствующих расстройств. Военные действия, насилие, террористические акты, природные катастрофы как травмирующие факторы. Распространенность ПТСР в популяции. Распространение ПТСР в зависимости от стресогенного фактора.

Темы для самостоятельной работы.

  1. Вьетнамский синдром. Афганский синдром.

  2. Вторичная травматизация.

  3. Review the historical conceptualization of trauma reactions and post-traumatic stress disorder (PTSD).

Литература.

Эпидемиология стрессовых расстройств. http://bfveteran.ru/reabilitaciya/ptsr/1018-epidemiologiya-posttravmaticheskix-stressovyx-rasstrojstv.html

Кекелидзе З. И., 2005. Посттравматическое стрессовое расстройство у пострадавших в чрезвычайных ситуациях// Посттравматическое стрессовое расстройство. М.: ГНЦССП им. В. П. Сербского, с. 81-95

  1. Социо-культурные аспекты ПТСР. Травмоцентрические общества- Израиль, Россия. «Осадная» ментальность. Реакция общества на травмирующие события. Толерантность к стрессу как социокультурная особенность.

Темы для самостоятельной работы.

Review the historical conceptualization of trauma reactions and post-traumatic stress disorder (PTSD).

Analyze the models traditionally used to explain the trauma and develop treatment modalities.

Литература

1. Жизнь после утраты. Психология горевания.Вамик Д. Волкан, Элизабет Зинтл


М. Когито-центр 2014.

2. Shear M.K., Mulhare E. Complicated grief // Psychiatric Annals. — 2008. — Vol.38, №10. — Р. 662–670.

3. Worden J. Grief Counseling and Grief Therapy //A Handbook for the Mental Health Practitioner, Fourth Edition Publisher: Springer Publishing Company, Incorporated, 2008. — 248 р.

  1. Практическое занятие 1. Травмоспецифические интервенции. Вступление в контакт в ситуации острого горя. Психологическая поддержка. Сенсибилизация и работа с образами. Метод» быстрого движения глаз.». Работа с семьей, пережившей травму.




  1. Практическое занятие Особенности психологической помощи при остром горе и ПТСР. Отличие психологических интервенций при остром горе и ПТСР. Профессиональная позиция в случаях работы с острым и хроническим состоянием травмы. Синдром выгорания у помогающих специалистов.

Литература
  1. Шапиро Ф. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз: Основные принципы, протоколы и процедуры / Пер. с англ. А. С. Ригина. — М: Независимая фирма «Класс», 1998. 


  2. Рейнальдо Перес Ловелле. Психотерапевтическое лечение фобических состояний. 2001. «Маренго Принт интерншл», Москва.

  3. Рейнальдо Перес Ловелле
        Тревожность, страх и насилие и их жертвы как компоненты человеческой среды начала 21 века [Text] / // Журнал прикладной психологии. - 2001. - 1. - с.3-6


4. Базов  Джармен Р. Консультирование людей в дистрессе: психосоциальная реабилитация пострадавших от травматических переживаний в результате войны / Журнал практической психологии и психоанализа. - М., №1-2, 2001.

5. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. С-Пб., «Питер»2001. - 268 с.
Примерные вопросы.

  1. Review the historical conceptualization of trauma reactions and post-traumatic stress disorder (PTSD).

  2. Analyze the models traditionally used to explain the trauma and develop treatment modalities.

  3. Examine the epidemiology of PTSD and related comorbidities.

  4. Identify the possible presentations of clients with trauma following sexual assault.

  5. Outline the epidemiology and presentation of PTSD following natural disaster or acts of terrorism.

  6. Review considerations when assessing and treating PTSD in first responders and trauma care personnel.

  7. Analyze the relationship between PTSD and violence and aggression in various populations.

  8. Discuss the pathophysiology of PTSD.

  9. Evaluate appropriate approaches to assessment and intervention in the immediate and long-term post-trauma period.

  10. Evaluate the treatment interventions for PTSD.

  11. Describe the optimal approach to the treatment of complex trauma.



7Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


Основная литература по курсу

Колодзин Б. Как жить после психической травмы / Пер. с англ. 1991. Из-во Шанс - 96 с.

Пушкарев А.Л., Доморацкий,В.А., ГордееваЕ.Г. Посттравматическое стрессовое рас стройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия.   М.; Изд-во Института психотерапии, 2000. – 128 с

Дополнительная литература

American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. — Fifth. — Arlington, VA: American Psychiatric Publishing, 2013. — P. 271–280. — ISBN 978-0-89042-555-8. (DSM-V)
Тарабрина Н. В., 2007. Теоретико-эмпирические исследования посттравматического стресса// Психологический журнал, Т. 28, № 4, с. 5-14.
  1. Шапиро Ф. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз: Основные принципы, протоколы и процедуры / Пер. с англ. А. С. Ригина. — М: Независимая фирма «Класс», 1998. 


  2. Рейнальдо Перес Ловелле. Психотерапевтическое лечение фобических состояний. 2001. «Маренго Принт интерншл», Москва.

  3. Рейнальдо Перес Ловелле
        Тревожность, страх и насилие и их жертвы как компоненты человеческой среды начала 21 века [Text] / // Журнал прикладной психологии. - 2001. - 1. - с.3-6


4. Базов  Джармен Р. Консультирование людей в дистрессе: психосоциальная реабилитация пострадавших от травматических переживаний в результате войны / Журнал практической психологии и психоанализа. - М., №1-2, 2001.

5. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. С-Пб., «Питер»2001. - 268 с.
Тарабрина Н. В., 2007. Теоретико-эмпирические исследования посттравматического стресса// Психологический журнал, Т. 28, № 4, с. 5-14.

.

American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. — Fifth. — Arlington, VA: American Psychiatric Publishing, 2013. — P. 271–280. — ISBN 978-0-89042-555-8. (DSM-V)

8Материально-техническое обеспечение дисциплины



Проектор для лекций и практических занятий, раздаточные материалы.

Похожие:

Программа дисциплины «Психология утраты и травмы» iconПсихология экстремальных ситуаций и состояний
Волкан, В. Зинтл Э. Жизнь после утраты: Психология горевания М.: Когито-Центр, 2007

Программа дисциплины «Психология утраты и травмы» iconПсихология рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «Психология» составлена на базе фгос впо в соответствии с требованиями ооп

Программа дисциплины «Психология утраты и травмы» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 8 Математические основы...
«050703. 00 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»

Программа дисциплины «Психология утраты и травмы» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф1 Иностранный Язык...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа дисциплины «Психология утраты и травмы» iconРабочая программа дисциплины дс. Ф. 07 Психология продаж

Программа дисциплины «Психология утраты и травмы» iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Психологические предикторы культуры безопасности персонала энергетических предприятий

Программа дисциплины «Психология утраты и травмы» iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Способы принятия управленческих решений в условиях неопределенности (на примере собственников предприятий)

Программа дисциплины «Психология утраты и травмы» iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному...

Программа дисциплины «Психология утраты и травмы» iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена...
Психология. Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному...

Программа дисциплины «Психология утраты и травмы» iconПрограмма подготовки к государственному экзамену Специализация «Психотерапия...
Примерная программа составлена на основе примерной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению...

Программа дисциплины «Психология утраты и травмы» iconДиссертация На соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Доктор психологических наук, профессор доктор психологических наук, доцент Стефаненко Т. Г., профессор Гуриева С. Д

Программа дисциплины «Психология утраты и травмы» iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Взаимосвязь родительской позиции матери и психологических особенностей ее ребенка

Программа дисциплины «Психология утраты и травмы» iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Исследования эмоциональной регуляции у детей раннего возраста, воспитывающихся в учреждениях 34

Программа дисциплины «Психология утраты и травмы» iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Теоретические основания исследования отношения к аграрной политике в России

Программа дисциплины «Психология утраты и травмы» iconОсновная образовательная программа Организационная психология и психология...
Теоретические основы адаптации сотрудников, организационной культуры и мотивации 7

Программа дисциплины «Психология утраты и травмы» iconДиссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология...
Эмоциональный интеллект в связи с когнитивными стилями и саморегуляцией личности в период ранней взрослости


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск