Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине




НазваниеМетодические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине
страница1/4
ТипМетодические рекомендации
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Методические рекомендации
  1   2   3   4
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Смоленский промышленно-экономический колледж»
Кафедра правовых дисциплин

Методические рекомендации по организации

самостоятельной внеаудиторной работы студентов

по дисциплине

История России

Преподаватель:

Христич Любовь Алексеевна

Смоленск

2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Сущность и характеристики самостоятельной работы...............................4

2. Планирование внеаудиторной самостоятельной работы…………………6

3. Мотивация студентов к внеаудиторной самостоятельной работе………………………………………………………………………………8

4. Организация и руководство внеаудиторной самостоятельной

работой……………………………………………………………………………9

5. Методические рекомендации по выполнению схем, сравнительных и тезисных таблиц ………………………………………………………………...13

6. Методические рекомендации по разработке опорного конспекта ………..15

7. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студента с компьютером ………………………………………………………..19

8. Методические рекомендации по написанию эссе………………………….36

9. Индивидуальная самостоятельная работа в виде решения задач, проблемных ситуаций…………………………………………………………..41

10. Методические рекомендации по подготовке и защите докладов, создании мультимедиапрезентаций……………………………………………………….43

Список использованной литературы………………………………………….48

"Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню.

Дай мне действовать самому и я научусь."

Китайская мудрость

Введение

Требования работодателей к современному специалисту, а также федеральный государственный образовательный стандарт СПО ориентированы прежде всего на умения самостоятельной деятельности и творческий подход к специальности. Профессиональный рост специалиста, его социальная востребованность, как никогда, зависят от умения проявить инициативу, решить нестандартную задачу, от способности к планированию и прогнозированию самостоятельных действий. Стратегическим направлением повышения качества образования в этих условиях является оптимизация системы управления учебной работой обучаемых, в том числе и их самостоятельной работой.

Переход на компетентностную модель образования, введение системы непрерывного образования "через всю жизнь" предполагает значительное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности студентов. Превращение студента из объекта педагогического воздействия в активно-действующего субъекта образовательного процесса, выстраивающего своё образование совместно с преподавателем, является необходимым условием достижения им соответствующих компетенций. Более того, самостоятельная работа студента направлена не только на достижение учебных целей - обретение соответствующих компетенций, но и на формирование самостоятельной жизненной позиции как личностной характеристики будущего специалиста, повышающей его познавательную, социальную и профессиональную мобильность, формирующую у него активное и ответственное отношение к жизни.

Предметно и содержательно самостоятельная работа регламентирована государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования третьего поколения, основной профессиональной образовательной программой по специальности, нормативно – правовыми документами федерального и локального уровней.

Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет компетентностный подход в образовании, на базе которого осуществляется формирование общих и профессиональных компетенций самостоятельного труда специалиста, необходимых как для самообразования, так и для дальнейшего повышения квалификации в системе непрерывного образования, развития профессиональной карьеры.

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов предназначены для преподавательского состава, обеспечивающего организацию самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся в рамках реализации программ среднего профессионального образования.


  1. Сущность и характеристики самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Согласно Типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 года № 543, самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов.

Функции самостоятельной работы:

- информационно – обучающая;

- развивающая;

- ориентирующая;

- стимулирующая;

- воспитывающая.
Цели самостоятельной работы:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

- углубление и расширение теоретических знаний;

- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

- развитие познавательных способностей, активности студентов,

творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развитие исследовательских умений.

Самостоятельная работа является формой организации учебно – познавательной деятельности, средством активизации процесса обучения, видом познавательной деятельности обучаемых, системой педагогических условий, обеспечивающих управление познавательной деятельностью.

Признаки самостоятельной работы:

- наличие конкретной цели и задания;

- чёткая форма выраженности результата работы;

- определение формы контроля работы;

- определение критериев оценивания результатов работы;

- обязательность выполнения работы каждым обучающимся.

Виды самостоятельной работы в учебном процессе среднего специального учебного заведения:

- аудиторная;

- внеаудиторная.

Внеаудиторная самостоятельная работа – вид самостоятельной работы, выполняемой студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.


  1. Планирование внеаудиторной самостоятельной работы

Образовательное учреждение самостоятельно планирует формы, объём внеаудиторной самостоятельной работы по каждому циклу дисциплин и по каждой дисциплине, исходя из объёмов максимальной учебной нагрузки и обязательной учебной нагрузки.

Формы организации внеаудиторной самостоятельной работы и объём времени, отводимые на её выполнение находят отражение:

- в рабочем учебном плане по каждой специальности;

- в рабочих программах учебных дисциплин;

- в программах профессиональных модулей.

Формы самостоятельной внеаудиторной работы, предлагаемые задания должны иметь дифференцированный характер, учитывать специфику изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студентов, специальность.

Таблица 1. Примерные нормы времени, отводимые на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы

п/п

Виды заданий для самостоятельной работы

Отчётный материал

Время для подготовки

Единица измерения за семестр

(максимальное количество)

Отметка о включении в портфолио

1.

Составление плана текста объёмом до 20 страниц

План

30 минут

4




2.

Конспектирование

с комментариями

(анализ текста)

Конспект

1 час

2

+

3.

Разработка опорных конспектов

Конспект

1 час

2

+

4.

Выполнение чертежей, схем, таблиц

Чертёж, схема, таблица

2 часа

5

+

5.

Выполнение расчётно-графических работ

Расчётно-графическая работа

3 часа

2




6.

Эссе

Эссе

2 часа

1

+

7.

Выполнение творческих домашних заданий

Творческое задание

2 часа

2

+

8.

Разбор кейсов

Оформление проблемы

2 часа

32 часа-1;

свыше 32 часов-2;




9.

Подготовка к деловой игре

В соответствии

с целями

4 часа

32 часа-1;

свыше 32 часов-2;




10.

Индивидуальная самостоятельная работа в виде выполнения упражнений, решения ситуаций, задач

Упражнения,

решение задач, ситуаций

1 час

К каждому учебному занятию

+

11.

Написание реферата, подготовка презентации

Реферат, презентация

6 часов

1

+

12.

Проведение

мини-исследований в рамках СНО

Отчёт о мини-исследовании

8 часов

1

(учебный год)




13.

Создание тематических web-страниц

web-страница

1 час

1




14.

Разработка и проведение проектов

Проект

8

1

(учебный год)




3. Мотивация студентов к самостоятельной внеаудиторной работе

Эффективная внеаудиторная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации.

Факторы, способствующие активизации самостоятельной работы студентов:

  1. Осознание полезности выполняемой работы.

Если студент знает, что результаты его работы будут использованы, например, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется, качество выполняемой работы возрастает. Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке.

  1. Творческая направленность деятельности студентов.

Участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской, проектной работе на кафедре для ряда студентов является значимым стимулом для активной внеаудиторной работы.

  1. Игровой тренинг, в основе которого лежат деловые игры, которые предоставляют возможность осуществить переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, выделить ведущие противоречия, приобрести навык принятия решения.

  2. Участие в научно – практических конференциях, конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по учебным дисциплинам.

  3. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг).

  4. Дифференциация заданий для внеаудиторной самостоятельной работы с учётом интересов, уровня подготовки студентов по дисциплине.
    Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной самостоятельной работе, следует на каждом её этапе разъяснять цели, задачи её проведения, контролировать их понимание студентами, знакомить обучающихся с алгоритмами, требованиями, предъявляемыми к выполнению определённых видов заданий, проводить индивидуальную работу, направленную на формирование у студентов навыков по самоорганизации познавательной деятельности.


4. Организация и руководство внеаудиторной самостоятельной работой студентов

Самостоятельная внеаудиторная работа является отдельным жанром образовательного процесса и строится по определённому технологическому циклу, предполагающему следующую последовательность этапов проведения:

  1. Планирование.

  2. Отбор материала, выносимого на самостоятельную работу.

  3. Методическое и материально-техническое обеспечение самостоятельной работы.

  4. Постоянный мониторинг и оценка самостоятельной работы.

Таблица 2. Содержание этапов организации самостоятельной внеаудиторной работы

Характеристики деятельности

Преподаватель

Студент

Цель самостоятельной внеаудиторной работы

Объясняет, даёт инструктаж о целях и способах работы

Осознаёт и принимает цель, знакомится с требованиями

Мотивация

Раскрывает теоретическую и практическую значимость работы, мотивирует студента на успех

Осознание потребности в выполнении, установка на реализацию

Управление

Осуществляет целенаправленное воздействие, даёт общие ориентиры выполнения работы

Осуществляет управление (проектирует, планирует, распределяет время и др.)

Контроль

Предварительный рубежный и итоговый контроль

Оперативный текущий контроль и коррекция способов деятельности и результатов

Оценка

Общая оценка работы, указание на ошибки, рекомендации

Самооценка, самокоррекция


Организация самостоятельной внеаудиторной работы при подготовке специалистов регулируется определёнными принципами: регламентацией самостоятельных заданий по объёму и времени, обеспечением условий для её организации и управления.

Условия, обеспечивающие эффективность

внеаудиторной самостоятельной работы студентов:

  1. Научно – профессиональное самосовершенствование преподавателей: накопление и обобщение опыта по руководству самостоятельной внеаудиторной работой, методический обмен опытом, педагогическое самообразование.

  2. Организационные условия: бюджет времени, информационные ресурсы (учебные пособия, справочники, обучающие программы и т.д.), материальные ресурсы.

  3. Методические условия: планирование самостоятельной работы, обучение студентов алгоритмам выполнения различных видов самостоятельной работы, наличие методических и оценочных материалов, организация консультирования студентов, возможность публичного обсуждения результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

  4. Формирование у студентов общих компетенций: формирование умения организовывать собственную деятельность, определять цели и выбирать пути их достижения, владеть культурой мышления, обобщать, анализировать, воспринимать информацию, определять цели и задачи, способы наиболее рационального решения поставленных задач, корректировать результаты самостоятельной работы, выявлять причины ошибок, затруднений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе.

Программа действий преподавателя по созданию условий для самостоятельной внеаудиторной деятельности студентов предполагает:

- изучение квалификационной характеристики специалиста;

- анализ Государственного образовательного стандарта и учебного плана;

- подготовку перечня знаний, умений, общих и профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы у студентов в процессе самостоятельной деятельности;

- разработку банка профессионально-ориентированных заданий для организации внеаудиторной самостоятельной деятельности;

- создание необходимого информационно – методического обеспечения по руководству самостоятельной внеаудиторной работы студентов;

- выработку критериев оценки выполнения заданий.

Задания для самостоятельной работы должны соответствовать целям различного уровня, отражать содержание изучаемой дисциплины, включать различные виды и уровни познавательной деятельности студентов.

При формулировании заданий для внеаудиторной самостоятельной работы рекомендуется использовать дифференцированный подход. Следует обратить внимание на то, что задания, предлагаемые для внеаудиторной работы, могут носить как обязательный, так и рекомендательный характер. Например, к заданиям рекомендательного характера могут относиться подготовка студента к участию в научно-практической конференции, к участию в олимпиаде и т.д.

При организации внеаудиторной самостоятельной работы важна роль преподавателя при проведении инструктажа по выполнению заданий, в ходе которого формулируются цели, содержание работы, её ориентировочный объём, основные требования к результатам работы, критерии оценки, сроки выполнения. В процессе инструктажа педагог предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении заданий определённого типа. Инструктаж проводится преподавателем за счёт объёма времени, отведённого на изучение дисциплины.

Основными критериями оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы студента являются:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- уровень сформированности умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- уровень сформированности общих компетенций;

- уровень сформированности профессиональных компетенций;

- оформление материала в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Тема 1.3. Россия накануне модернизации

Самостоятельная работа студента:
  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине iconМетодические рекомендации для организации самостоятельной внеаудиторной...
...

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине iconМетодические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной...
Методические рекомендации предназначены для использования студентами профессиональных образовательных организаций в процессе выполнения...

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине iconМетодические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной...
Методические рекомендации предназначены для использования студентами профессиональных образовательных организаций в процессе выполнения...

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации определяют сущность самостоятельной работы студентов в колледже, ее назначение, формы организации, рекомендации...

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине...
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Бухгалтерский учет в автотранспорте» включает в себя различные...

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине iconМетодические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной...
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине иностранный язык предназначены для...

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине iconКарталинского многоотраслевого техникума
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине iconМетодические рекомендации для организации самостоятельной внеаудиторной...
Методические рекомендации для организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по теме 4 «Проведение санитарно – противоэпидемических...

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине iconМетодические указания по дисциплине «Основы предпринимательства»...
Методические рекомендации предназначены для использования студентами профессиональных образовательных организаций в процессе выполнения...

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов 2 курса
...

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине iconМетодические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
Методические рекомендации предназначены для обучающихся независимо от их профиля

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов 2012 г
Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов / составитель методист ук омгпу осипенко...

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине iconМетодические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
Методические указания предназначены для студентов техникума, обучающихся по специальности

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине iconМетодические рекомендации По организации внеаудиторной самостоятельной...
«Информатика» разработаны в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального...

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине iconМетодические рекомендации для выполнения самостоятельной работы Томск, 2015
Учебное пособие предназначено для студентов средних специальных учебных заведений при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск